выполнила:
ЯНАО, г. Ноябрьск
Котелянец Елена Геннадьевна
МБДОУ «Золотой ключик»
ЯНАО, г. Ноябрьск
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
«Роль художественного слова в формировании элементарных математических представлений
у дошкольников»
(консультация для педагогов)
Подготовила:
Учитель-логопед
Е.Г. Котелянец
«Роль художественного слова в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
ЦЕЛЬ: оптимизировать работу педагога по ФЭМП посредством использования художественного слова.
Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало. Развить у детей интерес к математике помогает художественное слово. Используя художественное слово на занятиях по ФЭМП, педагоги развивают все компоненты речевой деятельности, эмоционально вовлекают ребенка в познавательную деятельность, стимулируют его любознательность.
Какие фольклорные жанры педагоги используют на занятиях по ФЭМП?
Известные фольклорные жанры – сказки, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей, но и обогащению словаря, развитию речи, логического мышления.
Устное народное творчество и произведения детских писателей поможет быстрее и легче усваивать программу по развитию ФЭМП. Решаются такие задачи как:
– развитие и совершенствование сенсорных представлений (большой - маленький, высокий – низкий);
– развитие пространственных и временных представлений (утро, день, вечер; слева-справа, впереди-сзади);
– формирование количественных представлений и отношений (много, мало, больше, столько же);
– формирование навыков решения элементарных арифметических задач.
СКАЗКИ
Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.
С помощью сказок дети легче усваивают математические понятия:
- русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Репка», «Гуси-лебеди» помогают формировать у детей представления о величине предметов, пространственных и количественных представлениях;
- используя сказку «Три медведя» и её героев, мы знакомим и закрепляем понятия «большой», «маленький», «ещё меньше», «высокий», «низкий»; также можно предложить задания: «распредели героев по возрасту, по росту», «уложи спать, чтобы соответствовала кровать», «напои чаем, чтобы соответствовала посуда».
- Сказка «Репка» поможет усвоить понятия «перед», «между», «за», порядковый счёт.
- сказка «Гуси лебеди» учит дошкольников ориентироваться в пространстве («над лесом», «над рекой», «правый и левый берег» и т. д.)
- Знакомя детей со знаками и понятиями «больше», «меньше» можно использовать сказку «Два жадных медвежонка».
- Сказки «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Три толстяка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Два жадных медвежонка», «Три медведя» знакомят детей с понятием числа.
Занятие-сказка или присутствие сказочного героя придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Занятие становится ещё более интересным, если перед детьми ставится проблема - герою нужно оказать помощь в выполнении какого-либо задания: пересчитать предметы, составить и решить задачу, пройти лабиринт и т.д.
Параллельно решаются задачи по развитию речи: мы вспоминаем сюжет сказки, главных ее героев, оцениваем их поступки, учим детей сопереживать, развиваем отзывчивость, чувство взаимопомощи и т.д.
ЗАГАДКИ
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения.
Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.). Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.
СКОРОГОВОРКИ
Цель скороговорки – научить быстро и четко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произнесения образом. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Скороговорки можно разучивать на занятиях по математике и вне их.
Методика работы над скороговоркой проста. Сначала педагог произносит её, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом все убыстряя и убыстряя темп (воспитатель в этом случае выступает в роли дирижёра).
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Пословицы и поговорки на занятиях по математике можно использовать с целью закрепления количественных представлений. Пословицы можно предложить и с заданием, например, вставь в пословицы пропущенные названия чисел. Необходимо помнить, что поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла.
СЧИТАЛКИ
Считалка несёт познавательную, эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.
Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но закрепляют умения вести счет в прямом и обратном направлении, применять в повседневной жизни сформированные навыки.
ЗАДАЧИ-ШУТКИ
Практика работы с дошкольникам показывает, что детям очень трудно усвоить темы по решению задач. Затруднения вызывает усвоение структуры задачи, постановки вопроса к задаче, решение задач на сложение и вычитание, составление задач. Чтобы преодолеть выше перечисленные трудности и повысить интерес к данной теме, поможет использование на занятиях задач в стихах или задач со сказочным сюжетом:
Под кустами у реки жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать?
«Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?».
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Пальчиковые игры вырабатывают у детей представление об устойчивости порядка счёта, о последовательности указательных движений пальцем при пересчёте предметов, развиваются количественные и временные представления, ручная моторика. «Пальцевый счёт» формирует у детей первоначальные представления о числовой системе, о смысле действий сложения и вычитания.
Таким образом, использование элементов устного народного творчества помогает в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д. Использование фольклора и литературных произведений поможет сформировать не только математические представления, но и приобщит детей к активной умственной деятельности, умению выделять главные свойства предметов и явлений, развивает активность, наблюдательность, смекалку, научит делать умозаключения, строить высказывания, суждения, сформирует быстроту реакции. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Весёлые математические задачи в стихах
Вот ребята вам задача. На лесной опушке дача. А на даче баба с дедом, Папа с мамой, брат и я. Посчитайте-ка, ребята, Велика ль у нас семья, Если есть еще сестренка Несмышленая в пеленках И отсутствует один Самый старший брат Вадим. (8 человек)
|
Я беру карандаши. Ты считай, но не спеши. Вот смотри, не будь разиней: Красный, черный, Желтый, синий. Отвечай - в руке моей Сколько всех карандашей? (4 карандаша)
|
Есть у бабушки Маруси Кот, коза, щенок и гуси. Кот мурлычет на крылечке. Шесть гусей плывут по речке. Где коза лозу грызет, Щиплет гусь траву осот. Из тарелочки Трезорки Два гуся щипают корки. Посчитайте поскорей, Сколько вместе всех гусей? (9 гусей) |
Квочка решила цыплят посчитать. Три петушка, да курочек пять. А сколько их вместе? Трудно узнать. Она до пяти лишь Умела считать. (8 цыплят)
|
Начинаем отнимать. Кренделечков было пять, А теперь осталась пара. Сколько съела их Тамара? (3 кренделечка)
|
Папа, мама, братик, я - Вот и вся у нас семья. Все мы любим на обед Съесть по парочке котлет. Сколько маме, каждый раз, Нужно жарить их для нас? (8 котлет)
|
Вот грибочки на лужочке
|
В сентябре на даче Ксюша В день съедала по одной груши. Сколько груш, скажи скорей, Съела Ксюша за семь дней? (7 груш)
|
У пеструшки пять цыплят. У крякушки пять утят. - Пять плюс пять,- Спросил Николка,- Это ж вместе будет сколько? (10)
|
Съели утром Нелли с Ниной По две груши Сколько Нина, вместе с Нелли, Этих груш на завтрак Съели? (4 груши)
|
Едут с горки три сестрички, На ручонках рукавички. Подскажите, у сестричек Сколько вместе рукавичек? (6 рукавичек)
|
Хорошенько посмотри - Есть две ручки на двери. Двери можно посчитать. Раз, два, три, четыре, пять. Будь прилежен. Не зевай. Сколько ручек? Отвечай! (10 ручек)
|
Четыре сороки пришли на уроки. (3 сороки)
|
В класс вошла Марина, (3)
|
На тарелочке семь слив, (3 сливы)
|
Есть у бабушки Маруси Кот, коза, щенок и гуси. Кот мурлычет на крылечке. Шесть гусей плывут по речке. Где коза лозу грызет, Щиплет гусь траву осот. Из тарелочки Трезорки Два гуся щипают корки. Посчитайте поскорей, Сколько вместе всех гусей? (9 гусей)
|
Собралась к обеду Вся семья: Папа, мама, Бабушка и я, И еще сестренка Со щенком, И с котенком Маленький Артем. А теперь скажите мне, Сколько должно быть Ложек на столе ? (6 ложек)
|
Мы на рынке были - Обувь всем купили. Для Анюты-лапочки Мы купили тапочки. Для Петра и Вовочки Взяли мы кроссовочки. Туфли - для Антошки. Коле - босоножки. Босоножки - папе тоже. Маме - шлепанцы из кожи. Добрый выбрали товар. Посчитайте, сколько пар? (7 пар)
|
У Коли и Марины.
|
Три голубя белых на крыше сидели.
|
Задали детям в школе урок:
|
Карандаш один у Миши,
|
Три яблока.
|
В хоре семь кузнечиков
|
Три бельчонка маму-белку (по 3 ореха)
|
Пять ребят в футбол играли. (играет 4 ребят)
|
В кружку сорвала Марина (4 ягоды)
|
Я рисую кошкин дом: (4 окна)
|
Два мяча у Ани, (4 мяча)
|
Три пушистых кошечки (4 кошечки)
|
К серой цапле на урок
|
Ежик по грибы пошел, (2 гриба) |
В нашей группе есть Светлана, Три Андрея, два Ивана. Есть Роман, две Лиды, Зоя, Валентина, Владик, Боря, Посчитайте-ка подряд, Сколько в классе всех ребят? (12 ребят)
|
Есть игрушки у меня: Паровоз и два коня, Серебристый самолет, Три ракеты, вездеход… Сколько вместе? Как узнать? Помогите сосчитать! (8)
|
Начинается считалка: На березу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. (Посчитайте-ка, ребята: сколько всего село птичек на березу.) (8) |
Семь малюсеньких котят. Что дают им – все едят. А один сметаны просит. Сколько же котяток? (8)
|
Задача - шутка Барсучиха-бабушка Испекла оладушков. Угостила двух внучат – Двух драчливых барсучат. А внучата не наелись, С ревом блюдцами стучат. Ну-ка, сколько барсучат Ждут добавки и молчат? (ни одного) |
Задача - шутка Повезло опять Егорке, У реки сидит не зря. Два карасика в ведерке И четыре пескаря. Но смотрите - у ведерка, Появился хитрый кот... Сколько рыб домой Егорка На уху нам принесет? (ни одного) |
Задача - шутка Десять деревьев было в саду. Восемь срубили в прошлом году. Ответ я, ребята, никак не найду: Сколько деревьев осталось в саду? (Чтобы тут найти ответ, И считать не надо. Коль восьми деревьев нет, Значит, нет и сада). |
Загадки о геометрических фигурах.
Вот посмотрите, Скажите, ребята, Сколько углов У любого квадрата? (4 угла)
|
Он похожий на яйцо Или на твое лицо. Вот такая есть окружность - Очень странная наружность: Круг приплюснутым стал. Получился вдруг…. овал |
Нет углов у меня На тарелку и на крышку, |
Три вершины, (Треугольник) |
Три угла, три стороны. (Треугольник) |
Три моих стороны (Треугольник)
|
Ты на меня внимательно смотри – |
Он давно знакомый мой, |
Не овал я и не круг, |
Чуть приплюснутый квадрат Приглашает опознать: Острый угол и тупой Вечно связаны судьбой. Догадались дело в чем? Как фигуру назовем? (Ромб). |
Он похожий на яйцо Или на твое лицо. Вот такая есть окружность - Очень странная наружность: Круг приплюснутым стал. Получился вдруг…. овал. |
Треугольник подпилили И фигуру получили: Два тупых угла внутри И два острых – посмотри. Не квадрат, не треугольник, А похож на многоугольник. (Трапеция).
|
Шесть тупых углов внутри На фигуре рассмотри И представь, что из квадрата Получили его брата. Слишком много здесь углов, Ты назвать его готов? (Многоугольник) |
Вы подумайте, скажите ... (Прямоугольник)
|
Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник - Стал квадрат… прямоугольник. |
Скороговорки про цифры
1 Я бродил один у горки, Собирал скороговорки. |
4 Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.
У четырех черепашек по четыре черепашонка.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто
|
|
2 Возле грядки - две лопатки
Два щенка, щека к щеке,
Пара птиц порхала, порхала
Летели три вороны
Сидели на лавочке две Клавочки,
У опушки две старушки |
||
5 Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Пошел Ипат лопаты покупать. |
||
6 Шесть мышат в камыше шуршат.
Саша шустро сушит сушки, Сушек Сашиных поесть. |
||
3 В пруду у Поликарпа-
Летят три пичужки
Три сороки – три трещотки
Вез корабль карамель,
На дворе трава, на траве – дрова:
Три свиристели еле-еле свистели на ели |
||
7 Сидели, свистели семь свиристелей. У Антипа росла одна липа,
У Степана есть сметана, |
||
8 Восемь сцепщиков сцепляют цистерны Всем по семь, а мне восемь.
Весна да осень — на дню погод восемь |
||
9 Квас молодой, да налит девятой водой.
Девять мышей вместе потянули – крышку с кадушки стянули |
Пословицы и поговорки про цифры
Ноль без палочки.
Ноль внимания.
Абсолютный нуль, круглый ноль.
Сводить к нулю, свести к нулю.
Из одного дерева дома не построишь.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
На одном месте и камень мхом зарастает.
Один - за всех, все - за одного.
Один битый двух небитых стоит.
Один в бороне, а все в стороне.
Один в море – не рыбак.
Один в поле не воин.
Один раз не в счет
Один волк гоняет овец полк.
Один как пень, а другой как колода.
Один палец укусишь – все болят.
Один пашет, а семеро руками машут.
Один про Фому, другой про Ерему.
Один раз не сумеешь, во второй – научишься.
Один рубит, а другой в дудку трубит.
Один ум хорошо, а два – лучше.
Один умный десять безумных водит
Один, как месяц в небе.
Одна голова на плечах.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Одна ласточка весны не делает.
Одна лиса семь волков проведет.
Одна ложка дегтя портит бочку меда.
Одна мудрая голова ста голов стоит.
Одна нога тут, другая - там.
Одна пчела не много мёда натаскает.
Одна рука узла не вяжет.
Одно дерево срубишь - десять посади.
Второе дыхание.
Два сапога - пара.
От горшка два вершка.
Палка о двух концах.
Сидеть меж двух стульев.
Скупой платит дважды.
Как две капли воды.
Убить двух зайцев.
Ум хорошо, а два лучше.
Уплетать за обе щеки.
Хромать на обе ноги.
Дважды в год лето не бывает.
Две половины – одно целое.
Старый друг лучше новых двух.
Двое дерутся — третий не суйся.
Где больше двух, говорят вслух.
Два арбуза под подмышкой не уместишь.
Два медведя в одной берлоге не уживутся
Два раза послушай, один раз скажи.
За одного битого двух небитых дают.
Одна голова - хорошо, а две - лучше.
Две пары сандалий сразу не наденешь
Две собаки дерутся – третья не приставай.
Два сокола поссорятся – вороне корм перепадёт.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Заблудиться в трёх соснах.
Наговорил с три короба.
Обещанного три года ждут.
От горшка – три вершка.
Плакать в три ручья.
Хвастуну цена три копейки.
Ходит, будто три дня не евши.
Согнуться в три погибели.
Трое осудят, десятеро рассудят.
За двоих попотеешь - за троих поешь
Собаку испугали один раз – три дня лает.
Три бабы - базар, а семь - ярмарка
Три дня молол, а в полтора дня съел.
Один — тайна, два — полтайны, три — нет тайны.
Один день заменит три, если все делать вовремя.
Если у одной плиты три повара толкутся - обед пригорает.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – три дня.
Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.
Без четырёх углов изба не рубится.
На все четыре стороны.
Четыре страны света на четырех морях положены.
Четыре угла дому на строение, четыре времени году на совершение.
Нужен, как телеге пятое колесо.
На пятак дружбы не купишь.
Один глупыш, а умных пятерых ссорит.
На руке пять пальцев, а который не укуси — все больно.
Думала теща, пятерым не съесть; а зять-то сел, да за присест и съел.
Это диво - у свиньи пятаком рыло.
Есть пять копеек - и бабушка в торгу.
На дубу лист в пятак - быть яровому так.
Живи на пять!
У кого шесть детей, у того в шести местах богатство.
Вшестером пойдем – далеко уйдем.
Лучше шестерых виноватых простить, чем одного невинного казнить.
Хорошее дело в шесть месяцев кончается.
Шестое чувство.
Лучше шестерых виноватых простить, чем одного невинного казнить.
Три коровушки есть, отелятся - будет шесть.
7 пядей во лбу
За семью морями.
Лук – от семи недуг.
На седьмом небе.
Семеро одного не ждут.
Семеро по лавкам.
Семеро с ложкой - один с плошкой.
Семимильными шагами.
Семь бед - один ответ
Семь лет не виделись, а сошлись — и говорить нечего.
Семь раз отмерь — один отрежь.
Три бабы - базар, а семь - ярмарка
У одной овечки семь пастухов
У семи нянек дитё без глазу.
Весна да осень - на дню погод восемь.
У восьмерки два кольца без начала и конца.
Осень - перемен восемь.
Восьмое чудо света
Друзей два, а врагов восемь.
Девятый месяц на свет нарождает.
Девять мышей вместе потянули, крышку с кадушки стянули.
Если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет.
За тридевять земель, в тридевятом царстве.
У храбреца десять доблестей: одна - отвага, девять – ловкость.
Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.
Хочешь прожить 9 дней – едой запасись на 10 (турецкая).
В доме, где 10 служанок, пол не подметен (татарская).
Дело десятое. (Не столь важно; совершенно не существенно).
Думай 10 раз, говори 1 (уйгурская).
Избавишься от одного порока - вырастут десять добродетелей.
Ловкий человек и без еды 10 суток проживет.
Один говорит - десять слушают.
Одно дерево срубишь - десять посади.
У медведя десять песен и все про мёд.
Математические считалки
Раз, два, три, четыре, пять,
|
Раз, два, три, четыре, пять,
|
Раз, два, три, четыре, пять,
|
Раз, два, три, четыре, «Ты, обжора, не ходи».
|
Раз, два, три, четыре, пять, Можно все пересчитать,
|
Жил в реке один налим, Раз, два, три, четыре, пять.
|
Жили-были сто ребят.
|
Вышли мышки как-то раз
|
Раз, два, три, четыре,
|
Подогрела чайка чайник.
|
Чайки жили у причала,
|
Чтоб лететь нам на планету. Полетишь сегодня ты!
|
Бежит заяц через мост,
|
Высоко-превысоко Кинул я свой мяч легко. Но упал мой мяч с небес, Закатился в темный лес. Раз-два-три-четыре-пять, Я иду его искать. |
Раз, два, три, четыре Мы считаем дырки в сыре. Если в сыре много дыр, Значит, вкусным будет сыр, Если в нем одна дыра, Значит, вкусным был вчера. |
Ходит цапля по болоту, Не найдет себе работу. На пенечек она села, Пять лягушек сразу съела. Раз, два, три, четыре, пять - Выходит, тебе искать! |
Конь ретивый С длинной гривой Скачет. Скачет по полям. Тут и там! Тут и там! Сюда мчится он – Выходи из круга вон!
|
Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала, Оказалась впереди, Кто не верит – выходи! |
У Иванушки жар-птица Поклевала всю пшеницу. Он её ловил, ловил И царевне подарил. Нет жар-птицы, нет пера, А тебе водить пора!
|
Шёл утёнок по дорожке, Видит он – лежат сапожки. Стал сапожки он носить, Выходи, тебе водить. |
Я вчера летал в ракете, На далёкой был планете. Из ракеты той, друзья, Самый первый вышел я! |
Суп варили Тобики, Помогали Бобики, Прибежали кошки, Принесли плошки, Стали кошки плошки мыть, Выходи, тебе водить. |
Покатилось колесо, Укатилось далеко. И не в рожь, И не в пшеницу, Катит в самую столицу. Колесо кто найдет, Тот ведет. |
На дрожжах поставим тесто – Потемней поищем место. Тесто, тесто, подходи. Пекарь, пекарь, поводи. |