foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

Данько Елена Алексеевна

МБДОУ «Детский сад №1пос. Палатка»

Магаданская область Хасынский район поселок Палатка

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

                             «Детский  сад  №  1»  поселка  Палатка

                   

 

ПРИНЯТО                                                                                                 «УТВЕРЖДАЮ»

Педагогическим советом                                                       Заведующая МБДОУ

МБДОУ «Детский сад №1»                                     «Детский сад №1»п. Палатка

Протокол №                                                                       _______________Е.Н.Романова

« »                          2018г.                                                       « »                               2018г.

 

 

 

 

 

     Индивидуальная программа

 

         Коррекционно – развивающей работы

                            с ребенком с ОВЗ

                   на 2018 – 2019 учебный год

 

 

 

                               Педагог – психолог

                                       Е.А.Данько                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Каждый ребёнок имеет возможность  быть психологически готовым к школьному обучению  на своём уровне,  соответственно своим  личностным особенностям"

 

В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ регламентирована рядом нормативных документов: Законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273, Федеральным законом от 24.11.1995  № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации, федеральным законом «Об образовании лиц с ограниченными  возможностями здоровья» от 02.06.1999г., Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46-ФЗ от 03.05.2012., требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

 

 Особенности познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой      сферы дошкольника с ОВЗ, т.е. «индивидуальные образовательные потребности», имеют особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

В эти условия входят:

  • определённые организационные формы обучения;
  • определённая система коррекционно-развивающего обучения;
  • содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий;
  • индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;
  • специальная подготовка педагогических кадров.

Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями признаётся многими учёными. Он помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе.

 

Задачи программы:

  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, общей и мелкой моторики.
  • Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

 

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:

  • Стимуляцияпознавательной активности
  • Развитиепознавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций
  • Расширениепредставлений о себе, об окружающем мире

 

 

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ:

  • Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития.
  • Формирование позитивного эмоционального отношения к себе.
  • Развитиеадекватного поведения в обществе, социализации в обществе.
  • Воспитаниеуверенности в себе, снижение эмоционального напряжения

 

РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ:

Развитие

  • общей и ручной моторики;
  • психомоторных функций и межсенсорных связей: зрительно-моторной координации и графомоторных навыков;
  • Обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия:
  • формирование пространственно-временных представлений

 

 

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И СОЦИАЛИЗАЦИИ:

  • Устранениеискажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками, гармонизация образа “Я”
  • Развитие игровой деятельности
  • Коммуникативной деятельности:
  • стимуляция коммуникативной активности,
  • создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение эмоциональных и деловых контактов с взрослыми и сверстниками
  • предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера

 

  • Развитие умения принимать правила и нормы в социуме.

 

Принципы:

 

  1. Единство диагностики и коррекции

     Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом должен осуществляться контроль за деятельностью ребенка, его поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволит внести необходимые коррективы в программу.

     

  1. 2. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка

Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, помня в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

 

  1. 3. Комплексность методов психологического воздействия

Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования, как в обучении, так и воспитании всего многообразия методов, приемов, средств. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

 

  1. 4. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности педагогов и семьи ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

 

Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться, насколько последовательно реализуются дидактические принципы.

 

  1. Развитие динамичности восприятия

В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности

  1. Продуктивность обработки информации

Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить ребенку полноценное усвоение информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.

  1. Развитие и коррекция высших психических функций

Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций.

 

Программа строится на основе общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы представлены в ней с учетом уровня психического развития глухого (используется слуховой аппарат), неговорящего ребенка, структуры дефекта, индивидуальных особенностей.

 

 Содержание работы:

  • Диагностическая
  • Коррекционная работа
  • Работа с педагогами, семьей

 

Диагностика

Сентябрь, январь, май

Коррекционная работа:

планирование, организация

регуляции и корректировки

Октябрь - май

Октябрь

Январь

Работа с педагогами

В течение года

Работа с семьей

В течение года

 

Диагностика

Диагностическое обследование осуществляется с разрешения законных представителей ребенка.

Цель диагностики: Определение зоны ближайшего и актуального развития, выявление особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

 Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой  развития ребёнка в процессе коррекционной работы.

Далее, коррекционная работа, которая реализуется поэтапно, в течение учебного года.

 

Содержание коррекционной работы:

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 15-20 минут. Содержание работы распределено понедельно. 

 

Октябрь

Сенсомоторная сфера

 Развитие зрительного восприятия цветов различение, показывание цветов

«Собери в корзинки шарики красного цвета» -  выделение предметов из фона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-неделя

                      Развитие памяти, внимания

 «Уточним цвет предметов (вариативность)»

Развитие мышления

Классификация объектов по 4-м цветам

Игра «Подбери подходящий предмет по цвету»

Развитие речи

Увеличение пассивного  словарного запаса

 Игра «Разноцветные полянки»

Развитие тонкой моторики рук

Развивать подражательную способность, учить напрягать и расслаблять мышцы

Комплекс гимнастический: выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д.

Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

«Сухой бассейн»

Игра «Море цветных шариков»,

«Найди такой же  по цвету шарик»

 

Сенсомоторная сфера

Развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, показывание

 «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами)

«Коробка форм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2- неделя

Развитие памяти, внимания

Развитие зрительного внимания и памяти

Следовое конструирование по образцу.

Развитие мышления

Классификация объектов по 2-м признакам (цвет, форма)

Игра «Найди пару»

 

Развитие речи

Увеличение пассивного  словарного запаса

«Покажи, где…?»

Развитие тонкой моторики рук

Развивать умение сохранять положение пальцев некоторое время

Комплекс рисуночный: «Обведи контур»

Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

«Сухой бассейн»

Имитация плавания

 

Сенсомоторная сфера

Развитие зрительного и осязательного восприятия величин

«Разбери и сложи матрешку»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3- неделя

               Развитие памяти, внимания

 

«Какой фрукт лежал на какой тарелке?»

 

Подбери пару» (по размеру)

 

Рассматривание картинок

Развитие мышления

Сравнение и установление тождества предметов

Развитие речи

 

Увеличение пассивного  словарного запаса

Ознакомление с окружающим миром

Знакомить с фруктами и овощами

Развитие тонкой моторики рук

Учить переключаться с одного движения на другое

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»

Развитие игровой деятельности 

Формировать желание выполнять игровые действия

«Построим дорогу для маленькой и большой машин» Обыгрывание

Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения

«Сухой бассейн»

Упражнения из положения «лежа», из положения «сидя»

 

 

Сенсомоторная сфера

Развитие зрительного и осязательного восприятия величин, формы, цвета

 

«Магазин игрушек»-

«Принеси такой же»

«Покажи…»

 

 

 

 

 

 

 

4- неделя

Развитие речи

Увеличение пассивного  словарного запаса

Развитие мышления

Развивать умение классифицировать

Группировка

«Разложи по признакам»

          Развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра «Повстречал ежонка еж».

Развитие памяти, внимания

Развитие слухового внимания

«Что звучит?»

(бубен, погремушка, колокольчик)

Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения

Формирование умения длительно и плавно выдыхать.

Игры с водой

«Кораблик»

Развитие игровой деятельности 

Вызывать интерес к игровым действиям, желание сотрудничать с взрослым

Обыгрывание построек

 

 

Ноябрь

Сенсомоторная сфера

Развитие целостного восприятия сюжетного изображения

«Сложи разрезную картинку»

 

 

 

 

 

 

1-неделя

Развитие мышления

Развивать сообразительность

«Кто что ест? Подбери пару» (дом. живот.)

                Развитие  памяти,  внимания

«Чей детеныш спрятался?»

Ознакомление с окружающим миром

Знакомить с домашними животными

 

«Покажи, где?»

Игра «Кто чей ребенок?»

 

Развитие речи

 

Увеличение  словарного запаса, побуждать произносить звукоподражания

          Развитие мелкой моторики

Самомассаж с граненными карандашами

                   Физкультминутка

«Веселые зверята»

 

Сенсорное развитие

Развитие тактильных анализаторов

«Волшебный мешочек»

 

 

 

 

 

 

 

2-неделя

Развитие мышления

Развивать сообразительность

«Кто что ест? Подбери пару» (дик. живот.)

Развитие речи

 

Увеличение  словарного запаса, побуждать произносить звукоподражания

«Покажи где?»

Ознакомление с окружающим миром

Знакомить с дикими животными

Игра «Кто чей ребенок

         Развитие  памяти,  внимания

«Чей детеныш спрятался?»

          Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения

Психомышечный релакс «Комарики»

 

 

Сенсорное развитие

Развитие слуховых анализаторов

 

«Узнай звук и покажи источник» (Звукоподражания животных)

 

 

 

 

 

3-неделя

Развитие мышления

Активизация мышления

           Развитие  памяти,  внимания

«Запомни и покажи»

            Развитие мелкой моторики

Комплекс рисуночный: «Помоги зайчику дойти до морковки»

Развитие воображения

Сказкотерапия

Создание положительного настроя

Показ кукольного театра «Репка»

 

Сенсорное развитие

Развитие слухового анализатора, обучение подражанию звуков

 

 

«Узнай и повтори»

 

 

 

 

 

 

4-неделя

Развитие речи

 

Увеличение  словарного запаса, побуждать произносить звукоподражания

Развитие мышления

Развивать гибкость ума, логическое мышление

 

«Кто где живет?» (Дом. и дик. животные)

Ознакомление с окружающим миром

Закреплять знания  дом. и дик. животных

              Развитие  памяти,  внимания

«С каких цветочков улетели бабочки?»

            Развитие мелкой моторики

«Наполни кувшинчик»

 

Декабрь

Сенсорное развитие

Стимуляция тактильных анализаторов

Комплекс заданий на определение и сравнение (формы, вида материалов, движения шара, куба и т.д.)

 

 

 

 

 

 

1-неделя

Развитие мышления

Активизация мыслительной деятельности (анализ, синтез)

Ознакомление с окружающим миром

Закреплять представления о характерных особенностях зимней природы

 

Рассматривание картинок о зиме (холодно, люди надевают теплую одежду, идет снег и т.д.)

Развитие речи

Увеличение  словарного запаса

Развитие воображения

 Развивать воображение и творческие способности

 

«Дорисуй» (из круга)

           Развитие мелкой моторики

Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения

Этюд «Игра в снежки»

 

Сенсорное развитие

Развитие обоняния, знакомство с запахами

«Узнай запах»

 

 

 

 

 

2-неделя

Развитие мышления

Развитие пространственно- временного мышления

«Последовательные картинки»

              Развитие  памяти,  внимания

«Запомни и покажи, кто на чем катался» (санки, лыжи, коньки)

Развитие речи

Увеличение  словарного запаса

           Развитие мелкой моторики

Пальч. игра «Мы во двор пошли гулять»

Снижение психоэмоц. и мышечного напряжения

Упр. «Лимон»

 

Сенсорное развитие

Стимуляция тактильных анализаторов

 

 

Игры со снегом

 

 

 

 

 

3-неделя

Ознакомление с окруж. миром

Знакомство со свойствами снега

Развитие мышления

Активизация умственной деятельности

«Оденем куклу на прогулку» предметы зимней одежды

            Развитие  памяти,  внимания

«Запомни и покажи»

Развитие воображения

 Развивать воображение и творческие способности

«Дорисуй» (из круга)

Снежинки, солнце

           Развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра «Снежок»

Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения

Упр. «Снеговик»

 

Сенсорное развитие

Стимуляция зрительных и тактильных ощущений

«Найди и покажи твердые и мягкие поверхности

 

 

 

 

 

 

4-неделя

Развитие мышления

Развитие наглядно-образного мышления

«Разрезные картинки»

                Развитие  памяти,  внимания

«Чего не стало?»

Ознакомление с окружающим миром

Знакомить с праздниками (Новый год)

Рассматривание иллюстраций,  украшенного зала,  елки

 

 

Развитие речи

Увеличение  словарного запаса

           Развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра «Мы с тобой снежок слепили»

Развитие игровой деятельности 

Вызывать интерес к игровым действиям, желание сотрудничать с взрослым

«Везем на праздник зверей»

 

Январь

Сенсорное развитие

Перцептивное моделирование

«Сложи из элементов круг, квадрат»

 

 

 

 

 

 

 

3-неделя

Развитие мышления

Группировать предметы по общим признакам и выделять лишний предмет

«Что лишнее?»

              Развитие  памяти,  внимания

«Запомни и повтори движения»

Развитие эмоционально-личностной сферы

Познакомить с разными эмоциональными состояниями человека

Рассматривание иллюстраций с эмоциями человека

«Покажи эмоцию как на картинке»

                   Развитие мелкой моторики

Наполни кувшинчик»

                           Физкультминутка

Йоговская гимнастика для детей

 

Сенсорное развитие

Развитие пространственной ориентации

Игры с мячом (вверх, вниз, за стол…)

 

 

 

 

 

 

4-неделя

Развитие мышления

Развитие пространственно- временного мышления

«Последовательные картинки»

Развитие эмоционально-личностной сферы

Учить выражать свои чувства, понимать собственное эмоциональное состояние

 

 

 

 

«Зеркало»

Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения

Развитие мимики и пантомимики

                      Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Зимой»

 

Февраль

Сенсорное развитие

Развитие кинестетической и тактильной чувствительности, вестибулярн. аппарата

 

«Ребристый мостик»

 

«Ребристый мостик»

 

 

 

 

 

1-неделя

Развитие эмоционально-личностной сферы

Развитие уверенности в себе, коррекция страхов

Ознакомление с окружающим миром

Знакомить с предметами посуды

Рассматривание картинок с посудой

 

«Найди пару» (суп-ложка, чашка-блюдце…)

Развитие мышления

Развитие логического мышления

 

Развитие речи

Увеличение  словарного запаса

Развитие игровой деятельности 

Вызывать интерес к игре, учить развивать сюжет

«Ждем гостей, накроем на стол»

                   Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Помощники»

 

Сенсорное развитие

Развитие слухового внимания

«Что звучит? Покажи»

 

 

 

 

 

 

2-неделя

Развитие мышления

Группировать предметы по общим признакам и выделять лишний предмет

«Что лишнее?»

                Развитие  памяти,  внимания

«Чего не стало? Покажи»

Развитие эмоционально-личностной сферы

Снижение уровня тревожности, снижение уровня агрессивности

Игры с мягкими подушечками «Выбиваем пыль», «Уходи злость, уходи»

                      Развитие мелкой моторики

Самомассаж с граненными карандашами

 

Сенсорное развитие

Развитие зрительного и осязательного восприятия

Игры с крупой

 

 

 

 

 

 

3-неделя

Развитие воображения

Развивать воображение и творческие способности

Рисование манкой на стекле «Выложи дорожку», «Помоги зайчику добраться до морковки»

                      Развитие мелкой моторики

«Булочки с изюмом» Вдавливание крупы в пластилин

Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с детьми

Занятие в малой группе

Развитие доверия, совершенствовать коммуникативные навыки

Телесно-ориентированное упражнение «Слепой и поводырь»

 

Сенсорное развитие

Активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущенй

 

 

Зеркало

«Нарисуем себя»

Красками на зеркале обводит

 

 

 

 

 

 

 

 

4-неделя

                 Развитие мелкой моторики

Развитие мышления

Оценить наглядно-действенное мышление

«Обведи контур»

Ознакомление с окружающим миром

Закреплять знания о предметах мебели

 

Рассматривание картинок

«Найди и покажи где…»

Развитие речи

Увеличение  словарного запаса

               Развитие  памяти,  внимания

«Вспомни,  кто  где сидел?» (медведь на пеньке, заяц под кустиком…)

Развитие игровой деятельности 

Развивать самостоятельность в развитии замысла, активизировать воображение

Обыгрывание построек (мебель), используем предметы посуды

     Активизация подкорковых структур мозга

«Лодочка»

 

 

Март

Сенсорное развитие

Развитие зрительного восприятия цветов: различение, показывание цветов

«Помоги Мишке»

Находить цвет по названию

 

 

 

 

 

 

 

1-неделя

Развитие мышления

Развитие мышления, закрепление знаний о геометрических фигурах

«Сравни и заполни»

                   Развитие  памяти,  внимания

«Пары фигурок»

                    Развитие мелкой моторики

Обучение правильному удержанию карандаша «Узоры»

Развитие воображения

Сказкотерапия

Создание положительного настроя

Показ кукольного театра «Репка» с активным участием ребенка

Развитие общей моторики

Развитие координации движений, вестибулярного аппарата, коррекция страхов

Ребристый мостик

«Через речку»

 

Сенсорное развитие

Развитие слуховых анализаторов, обогащение восприятия и воображения

 

 

 

Музыкальное фоновое сопровождение игр, заданий. Релаксация

 

 

 

 

 

 

 

 

2-неделя

Развитие эмоционально-личностной сферы

Создание психологического комфорта, снижение нервно-психического и эмоционального напряжения, активизация двигательной активности

Развитие мышления

Развитие логического мышления

«Подбери к каждой паре по смыслу третью картинку»

Развитие  памяти

Развитие смысловой памяти

Подбери к каждой паре по смыслу третью картинку»

                    Развитие мелкой моторики

«Вот сожму я кулачок…»

Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с детьми

Занятие в малой группе

Развитие произвольности поведения,  учить соблюдать правила, совершенствовать коммуникативные навыки

 

«Летает - не летает»

«Запретное движение»

 

Развитие сенсомоторной сферы

Развитие зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве

 

 

Игры с воздушным шариком

 

 

 

 

 

 

3-неделя

Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения

Развитие мышления

Развивать умение классифицировать

Игра «Магазин»

Посуда разных размеров, 3-х основных цветов

Развитие речи

Увеличение  словарного запаса

Развитие мелкой моторики

Обучение правильному удержанию карандаша, или подбор индивидуального приема удержания

«Узоры»

 

Развитие сенсомоторной сферы

Развитие тактильных ощущений

 

Игры с водой (определять температуру, что тонет, что плавает…)

«Кораблик»

 

 

 

 

 

 

4-неделя

Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения

Ознакомление с окружающим миром

Закреплять знания о свойствах воды

Дыхательная гимнастика

Формирование умения длительно и плавно выдыхать.

                Психомышечный релакс

«В уши попала вода»

Развитие мышления

Развивать умение классифицировать

«Третий лишний»

              Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

 

Апрель

Сенсорное развитие

Развитие зрительного и осязательного восприятия форм

«Волшебный мешочек»

 

 

 

 

 

 

1-неделя

Развитие мышления

Развитие логического мышления

«Сложи фигуру» (круг, квадрат, треугольник)

Развитие  памяти

Развитие смысловой памяти

Развитие воображения

Развивать воображение и творческие способности, графомоторные навыки

Совместное рисование из круга, квадрата, треугольника (солнце, дом, машина…)

Упражнение «Штанга»

              Развитие мелкой моторики

 

Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения

 

Сенсорное развитие

Развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, показывание, классификация, сравнение по величине, рядообразование по величине

Включение в ряд»

(матрешки)

«Подбери по росту»

 

 

 

 

 

 

 

2-неделя

                       Развитие мышления

Игра «Залатай коврик»

                Развитие  памяти,  внимания

«Найди такую же вазу»

Ознакомление с окружающим миром

Закреплять представления о характерных особенностях весенней  природы

Рассматривание

картинок о весне (тает снег, сосульки, затем появляется трава, насекомые, люди снимают теплую одежду…)

Развитие речи

Увеличение  словарного запаса

              Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Кнопка»

Активизация подкорковых структур мозга

«Пальчики»

 

 

Сенсорное развитие

Развитие тактильной, зрительной памяти

Упражнение «Волшебный мешочек»

 

 

 

 

 

 

3-неделя

                  Развитие мышления                  

«Покажи, что нужно весной?»

            Развитие  памяти,  внимания

«Чего не стало?»

Развитие эмоционально-личностной сферы

Формирование эмоциональной устойчивости, произвольной регуляции деятельности

«Найди предмет»

Рисунки с замаскированным изображением

              Развитие мелкой моторики

«Наполни кувшинчик»

Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения

Снижение двигательного тонуса

«Сухой бассейн»

 Публикации статей для педагогов с выдачей сертификата 

Сенсорное развитие

Развитие пространственной ориентировки и умения действовать по правилу

Игра «Геометрические ковры»

 

 

 

 

 

4-неделя

                 Развитие мышления

«Оденем куклу на прогулку»

Развитие речи

Увеличение  словарного запаса

Находить и показывать предметы весенней одежды

            Развитие  памяти,  внимания

«Где стоял предмет?»

              Развитие мелкой моторики

Пассивное» письмо

Обводим клетки

Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с детьми

Занятие в малой группе

Развитие произвольности поведения,  учить соблюдать правила, совершенствовать коммуникативные навыки

 

 

 

Игры «Сороконожка», «Жужа», «Липучка»

Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения

 

Май

Сенсорное развитие

Развитие слухового внимания

 

 

«Покажи, кто так кричит?»

Покажи, где?»

Игра «Кто чей ребенок?», « Кто где живет?»

 

 

 

 

 

1-неделя

Развитие речи

 

Увеличение  словарного запаса, побуждать произносить звукоподражания

Ознакомление с окружающим миром

Закреплять знания о  домашних и диких животных

                    Развитие мышления

« Найди маму для детеныша»

              Развитие мелкой моторики

Игры с дидактическими кубами

                   Физкультминутка

«Веселые зверята»

 

Сенсорное развитие

Развивать точность восприятия

«Сложи фигуру как у меня» (из палочек)

«Построй по образцу» (стр. материал)

 

 

 

 

2-неделя

                      Развитие мышления

            Развитие  памяти,  внимания

«Где стоял цветок?»

              Развитие мелкой моторики

«Шнуровка»

Развитие моторики и координации движений

«Перекрестные хлопки»

Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения

Прыжки на батуте

Активизация подкорковых структур мозга

«Дерево»

 

Работа с родителями

Содержание проводимой работы

            Сроки

Диагностическая работа

В течение года

Консультативная работа

В течение года

Просветительская работа (выступления на групповых и общих родительских собраниях)

В течение года

Коррекционно-профилактическая работа

1 раз в месяц

 

Диагностическая работа:

  • Сбор информации о семье, уточнение состава, проблемы
  • Анкетирование, опросники – методики «Моя семья», «Стили семейного воспитания», « История жизни с проблемным ребенком»

Консультативная работа:

  • Памятки для родителей – «Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с ОВЗ», «Десять заповедей Януша Корчака для родителей»
  • Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
  • Консультации – «Организация коррекционной работы с ребенком в домашних условиях», «Коррекционно-развивающая работа в семье, как залог успеха в воспитании и развитии»

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

 

Коррекционно-профилактическая работа:

  • Коррекция взаимоотношений между матерью и ребенком
  • Посещение родителями занятий, демонстрация приемов работы с ребенком
  • Обучение родителей коррекционным и методическим приемам проведения занятий с ребенком дома

Просветительская работа:

  • «Инклюзивное образование воспитание и воспитание. Что это такое?»
  • Как «особому» ребенку войти в мир социальных отношений»

 

Работа с педагогами:

  1. Повышение компетентности при работе с ребенком с ОВЗ
  2. Методические рекомендации по разработке занятий
  3. Умение пользоваться простыми диагностическими методиками и применение мотивационных игр и упражнений
  4. Организация жизнедеятельности ребенка в группе с учетом его психических и физических возможностей.
  5. Анкетирование педагогов «Определение уровня готовности к работе с детьми с ОВЗ»

 

Консультации для педагогов

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи», «Использование нетрадиционных способов ручного труда у детей с ОВЗ», «Сотрудничество семьи и ДОУ в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ», «Формирование игровой деятельности у ребенка с ОВЗ»

 

 

 

Предполагаемые результаты:

  1. Повышение познавательной активности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
  2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.
  3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

4.Повышение уровня сенсорно – перцептивных процессов, психомоторики, пространственного восприятия.

5.Расширение представлений о себе, об окружающем мире

6.Приобретение навыков коммуникативного взаимодействия

7.Развитие умения принимать правила и нормы в социуме.

 

 

Литература

  1. Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду». Изд.2-е, доп.- М.: Книголюб, 2005. – 64с.
  2. Бачина О.В., Коробова Н.Ф «Пальчиковая гимнастика с предметами», Москва: Аркти, 2008.-88с.
  3. Веракса А.Н. «Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет», Москва: Мозаика-синтез, 2009 г.;
  4. Денисова Н.Д. «Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет», Волгоград: Учитель, 2013.-202с.
  5. Никулина Ф.Х. «Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет», Волгоград: Учитель, 2012.-140с.
  6. Нищева Н.В. «Если ребенок плохо говорит», СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011 г.;
  7. Полякевич Ю.В., Осинина Г.Н. «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет», Волгоград: Учитель, 2011.-159с.
  8. Ротарь Н.В., Карцева Т.В. «Занятия для детей с задержкой психического развития», Волгоград: Учитель, 2012.-153с.
  9. Титарь А.И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате», Москва: Аркти, 2008 г.;
  10. О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики – тренируем речь» Санкт Петербург, «Литера», 2016г.
  11. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики - развиваем речь. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2016. -64с.
  12. Реуцкая О.А. «Другой мир «особого» ребенка», Ростов-на-Дону: ИЦ «Март», Феникс, 2011 г
  13. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Наглядный материал для обследования детей» (Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.); под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Просвещение, 2004
  14. Развитие внимания и эмоционально – волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы/сост. Ю.Е.Веприцкая. - Волгоград: Учитель, 2011.-123с.
  15. Злобенко М.П., Ерофеева О.Н. и др. «Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста», Волгоград: Учитель, 2011.-110с.
  16. Колос Г.Г. «Сенсорная комната в дошкольном учреждении», Москва: Аркти, 2007.-80с.