foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:
Севрюгина Юлия Олеговна
Педагог-психолог
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новоуральского городского округа - детский сад комбинированного вида «Гармония», обособленное структурное подразделение – детский сад № 49 «Дом радости»
Свердловская область, г. Новоуральск

Публикации для педагогов (СМИ)

Пояснительная записка
В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества [1].
Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, результаты исследований последних десятилетий, показывают, что социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они на первом месте. А ведь в детстве закладывается основа личности человека [24].
В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Исследования показали («Дошкольное образование, №12 2011г. »), что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием? [12].
Становится актуальной проблема: «Где получить ответы на все интересующие вопросы». Квалифицированная психологическая помощь не всем доступна в финансовом отношении. Поэтому таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей может стать детский сад [24]
В детском саду ребенок – равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья могут создать условия для полноценного развития личности ребенка, нужно признавать его ценность, уважать его права быть таким, какой он есть. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских и т.д. В связи с этим деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне, она должна быть направлена на формирование социальной грамотности семьи. [14] Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Как этого достичь? На наш взгляд следует начинать не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями:
 Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость.
 Для информационного контакта – готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках.
Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники детского сада, что и предполагают ФГТ, так как они получили для этого специальное профессиональное образование и делают нечто очень нужное для ребенка в отсутствии родителей. Так возникла идея родительского клуба, который опирается на идеи Тимофеевой М.В.: [25]
• Ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность;
• Для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий всех членов семьи, педагогов и специалистов;
• Родители – лучшие педагоги для своего ребенка.
Данная модель клуба рассчитана на родителей адаптационной группы по следующим причинам:
Во-первых, раннее детство - период интенсивного физического и психического развития. При этом быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагополучном фоне – недостаточной морфологической и функциональной зрелости органов и систем, что повышает присущую возрасту ранимость организма. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность, обостренная чувствительность к разлуке с матерью и страхом новизны. [22] Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Именно на данном этапе важно показать малышу, что в детском саду ему будет уютно, комфортно и безопасно. Необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка. Этого можно добиться только при условии абсолютного взаимодействия детского сада и семьи [22].
Во-вторых, родители лучше других взрослых знают и любят своего ребенка. Но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут испытывать затруднения. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребенка в ДОУ, о созданных там условиях воспитания, им жалко «отрывать» свое чадо от себя, им кажется, что только они и самые близкие люди могут дать ребенку все то необходимое, что ему пригодится в дальнейшей жизни, тем самым затягивая адаптацию ребенка в детском саду [22].
Очевидно, что если детский сад станет «открытым» по всем вопросам развития и воспитания детей, будет активно взаимодействовать с семьей, родители компетентны в вопросах воспитания, будут иметь навыки взаимодействия с ребенком в различных ситуациях, адаптация детей и родителей к детскому саду будет проходить легче. В этом и заключается идея клуба.
Особенностью клуба «Счастливая семья» является активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Взрослый может общаться со своим или чужим ребенком, другими родителями, воспитателями группы, психологом детского сада [13].
Актуальность проблемы очевидна, так как многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методы. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.
Исходя и этого, на базе нашего детского сада был создан клуб «Счастливая семья», участниками которого стали родители детей второй ранней группы, благодаря которому созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к дошкольному образовательному учреждению у детей и родителей, навыкам общения с взрослыми и сверстниками. [26]
Работа клуба является важным шагом в направлении повышения психоло-педагогической культуры родителей. А групповая работа, дает возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяет получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны дошкольного образовательного учреждения [13].
Это новая модель дошкольной образовательной системы – совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивающая развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых.
Наш детский сад определяет своей целью не только воспитание и обучение ребенка силами опытных специалистов, но и помощь, и поддержку родителей в решении сложных психолого-педагогических задач социализации и индивидуализации ребенка.
Занятия в семейном клубе способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. В нем создается особый микроклимат, для которого характерны уважение к личности ребенка, забота о каждом, доверительные отношения между родителями и детьми, родителями и педагогами [26].
Модель организации работы клуба
Опираясь на опыт Тимофеевой М.В. по системе сопровождения родителей, нами была применена следующая модель организации работы клуба [26].
Работа клуба предполагает активное сотрудничество родителей с детьми, воспитателем группы и психологом ДОУ на всех этапах работы. Это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это университет педагогической и психологической информации, цель которого:
• создать систему психолого-педагогического сопровождения родителей воспитанников на протяжении дошкольного детства;
• помогать родителям рассматривать процесс образования как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком на основе знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом интересов и потребностей малыша;
• объединить моделей психологической и педагогической поддержки родителей (психолог-родитель+ребенок - воспитатель), предполагающее активное взаимодействие всех участников процесса;
• способствовать созданию домашней игротеки.
Задачи педагога-психолога ДОУ:
1. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей:
- познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного эмоционального климата в семье;
- осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания;
- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов.
2. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в период адаптации к детскому саду.
3. Содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций.
4. Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.
Задачи воспитателя группы:
1. Развивать взаимопонимание взрослых и детей через совместную деятельность;
2. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
3. Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.
Таким образом, работа в клубе – это совместная работа воспитателя, психолога, родителей и детей.
Перед началом занятий, чтобы создать эмоциональный настрой родителям выдаются пригласительные билеты в Клуб, которые создавали дети.
Каждое занятие имеет 2 структурных элемента:
1-я часть работа группы с психологом, в форме тренинга. На данном этапе происходит сплочение коллектива, решение теоритических вопросов, моделирование практических ситуаций «ребенок-взрослый», обмен опытом, психологическое тестирование, элементы сюжетно-ролевых игр и т.д. Работа происходит в кабинете психолога.
2-я часть работа группы с воспитателем и детьми.
Практическая работа с детьми, где родители являются активными участниками процесса (при выполнении совместных упражнений, поделок, игр, организации праздников и т.п.) в помещении группы.
Такая форма занятий эффективна тем, что при рассматривании теоретических вопросов родители углубляют и расширяют полученные знания, а затем сразу могут практически их применять, взаимодействуя с детьми во время игр-забав, речевых и коммуникативных игр, а так же во время продуктивной деятельности. В завершении занятия каждая семья получает текстовые распечатки игр, с которыми познакомились сегодня. Таким образом, по окончанию курса занятий в каждой семье будет собрана игротека.
Причем наличие в группе воспитателя создает атмосферу надежности, комфортности, защищенности. А дети и родители получают массу положительных эмоций от совместно выполняемой деятельности.
Работа клуба – это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций [26]:
1. Коммуникативную – функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;
2. Личностно-ориентированную – направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
3. Содержательную – направленную на решение проблемы;
4. Инструментальную – позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизаций и самоуправления;
5. Умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.

Тематический план-программа
Данная программа состоит из девяти встреч. Каждая встреча рассчитана на 40 минут, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена в зависимости от поставленной цели. На занятиях группа опирается на ряд общих правил в организации работы Клуба [26]:
- предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;
- все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии;
- ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.
Занятия психолога с родителями проходят по системе предложенной Москалюк О.В и Тимофеевой М.В. [11], [26].
Тематика заседаний Форма проведения
Сроки Ответственные
1часть 2часть
«Давайте познакомимся» тренинг Игры –забавы, речевые игры:
- «Ой, лады,лады,лады…»,
- «Строим дом»,
- «Дятел»,
Игра «Мы пойдем, пойдем гулять…»
Рисование пальчиковой краской «Печатаем ладошки». Создание эмблемы клуба. сентябрь Психолог, воспитатель
«Наши дети» тренинг


Слушание пения птиц,
Игра «Птичка села на ладошку…»
Логоритмика «Сел на ветку снегирек…»
Аппликация «Яблочки для птичек» на фрагментах дерева, из которых в последствии складываем дерево с яблочками. октябрь Психолог, воспитатель
«Воспоминания о детстве»

тренинг Игра «Что умеют наши ручки?»
Обыгрывание песенки «Маленькая птичка»;

Рисование «Украсим птичке перышки»
Птички «поселяются» на нашем дереве с яблочками. ноябрь Психолог, воспитатель
«Моя семья»
тренинг Хор. игра «Елочка стояла».
«Мастерская деда Мороза»:
Изготовление новогодней игрушки для елочки (солнышко)
декабрь Психолог, воспитатель
«Моя семья»
тренинг Игры-забавы:
«Ножки, ножки, где вы были?»
«Чук, чук, чук, чук, наловил дед щук…»
«Теремок»
Рисование восковыми мелками и черной гуашью «Рождественская ночь».
январь Психолог, воспитатель
«Давайте жить дружно» тренинг Игры-забавы:
«Ручки, ручки, просыпайтесь»
«Ладушки-ладошки»
Изготовление валентинчика
Лепка «Сердечк
февраль Психолог, воспитатель
«В царстве упрямства и капризов»
тренинг

 

Игра-забава «Где же наши ручки?»
Хор. Игра «Мы пойдем, пойдем гулять…»
Аппликация «Цветы мимозы». март Психолог, воспитатель
«В царстве упрямства и капризов» тренинг Игра с пальчиками «Солнышко, покажись…»
Рисование ладошками пальчиковой краской «Солнышко». апрель Психолог, воспитатель
«Итоговое заседание клуба» тренинг Игра-забава «Радуга – дуга»
Аппликация «Одуванчики на полянке» май Психолог, воспитатель

 

 

 

 

 


Программное содержание занятий
Занятие№1
«Давайте познакомимся»
1 часть
Задачи:
1. Знакомство участников друг с другом, с руководителями клуба (педагогом-психологом, воспитателем);
2. Установление доброжелательной атмосферы между членами группы;
3. Ознакомление участников с целями и задачами занятий, выбор названия, девиза клуба.
Ход занятия

1. Приветствие. Знакомство.
Родители рассаживаются в круг, и психолог предлагает всем познакомиться, и сделать это следующим образом: В начале работы каждый участник оформляет карточку - визитку, где указывает свое «имя», которым хотел бы, чтобы его называли. Визитки крепятся на груди и сохраняются участниками на протяжении всех занятий. Затем участники садятся в круг, поочередно представляются, рассказывают о себе.

2. Представление себя в кругу.
Родители представляют себя в кругу и рассказывают немного о себе (увлечения, хобби и т.д.). Говорят о том, чего они ожидают от сегодняшнего занятия.
3. Знакомство участников с правилами работы клуба, ознакомление с целями и задачами занятий.

4. Выбор названия, девиза клуба.
5. Заполнение анкеты (приложение 2)
6. Прощание. Каждый участник прощается и произносит пожелания группе.

 

Публикации статей для педагогов с выдачей сертификата 

 


2 часть
Задачи:
1. Развивать творческие способности и воображение детей в процессе игрового общения с взрослыми.
2. Учить взаимодействию взрослых и детей во время рисования пальчиковой краской.
Ход игры:
Дети и воспитатель встречают родителей в группе, здороваются, приглашают в гости.
1. Игры – забавы.
Воспитатель: Научим мам и пап играть в интересные игры?
Игра – забава - «Дятел». (приложение № 9.3)
Воспитатель: Поможем дятлу построить дом?
Игра – забава - «Строим дом». (приложение №9.2)
Воспитатель: Дом построили, а ручки запачкали. Надо их вымыть.
Игра – забава - «Ой, лады, лады, лады…». (приложение №9.1)
Воспитатель: Чистые ладошки? (ответы детей) Пойдем гулять по дорожке.
2. Игра «Мы пойдем, пойдем гулять…» (приложение № 9.17) (дети с родителями идут за воспитателем, выполняя движения по тексту песенки, затем выходим в столовую, где столы приготовлены для рисования).
3. Рисование пальчиковой краской «Печатаем ладошки». Создание эмблемы клуба. (приложение 8.1)

 

 

 

 

 

Занятие№2
«Наши дети»
1 часть
Задачи:
1. Продолжить сплочение группы родителей;
2. Учить родителей анализировать качества и свойства характера своих детей, видеть положительные черты в любых проявлениях поведения ребенка;
3. Развивать умения выполнять согласованно движения, снимать психоэмоциональное напряжение.
Ход занятия
1. Приветствие «Поделись радостью»
Участникам группы предлагается выполнить коллективный рисунок, где каждый может изобразить то действие или событие, которое вызывает у него чувство радости, восторга, и поделиться этим с остальными участниками.
2. Упражнение «Презентация моего ребенка».
Руководитель предлагает родителям «прорекламировать» своего ребенка (каждый родитель получает чистый бланк, на котором ему необходимо записать несколько положительных характеристик своего ребенка, а затем по очереди представить своего ребенка, стараясь чтобы описание было как можно лучше).
По окончании упражнения, каждый участник группы отвечает на следующие вопросы:
• Было ли Вам сложно ответить на вопросы в бланке?
• Как Вы можете объяснить трудности, возникшие в процессе выполнения этого задания?
• Ваши ответы искренние, или Вы включили в список характеристики, которые скорее хотели бы видеть в своем ребенке?
• Хотели бы Вы, чтобы данное упражнение давалось Вам без труда и с удовольствием.

3. Проблемная ситуация «Супермаркет»
Психолог. Представьте, что вы находитесь перед современным супермаркетом и в нем 3 этажа. На первом этаже – товары с браком, низкого качества, на втором – товары среднего качества и цены, на третьем продаются самые лучшие, качественные, шикарные вещи.
- На какой этаж вы пойдете делать покупки?
Родители отвечают по очереди
Психолог. Когда у нас рождаются дети, мы всегда хотим, чтобы они соответствовали «третьему этажу» - были умными, добрыми, посещали все кружки и т.п. Может, мы мечтаем о том, чтобы наши дети воплотили наши несбывшиеся мечты?
Но к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от первого, второго, третьего этажа. И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравиться, и то, что вы хотели бы изменить.
Родители обмениваются мнениями об услышанном. Раздается памятка «Десять заповедей родителей»
4. Прощание. Притча о 2-х ангелах (приложение3)

Часть 2
Задачи:
1. Развивать взаимопонимание взрослых и детей через совместную деятельность;
2. Учить родителей взаимодействовать с детьми во время аппликации.
3. Создать положительный эмоциональный настрой в процессе совместной игры.
Ход игры:
Дети и воспитатель встречают родителей в группе, здороваются, приглашают в гости.
1. Звучит фонограмма «Пение птиц».
Воспитатель: Слышите? Кто это так поет? (вносит птичку на пружинке). Посмотрите, какая красивая птичка к нам прилетела! Она хочет с вами поиграть.
Игра «Птичка села на ладошку…» (приложение № 9.20)
2. Воспитатель: Улетела птичка.
А мы с вами умеем играть, как птички. Покажем мамам и папам.
Логоритмика «Сел на ветку снегирек…» (приложение №9.8)
3. Воспитатель: Ребятки, что любят кушать птички? Мы с вами видели, как птички клюют яблочки на ветках. А вот на этих ветках нет яблочек. Что же наша птичка будет кушать?
4. Аппликация «Яблочки для птичек» (приложение №8.2)

 


Занятие№3
«Воспоминания о детстве»
Часть1.
Задачи:
1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
2. Развитие доверия к другим людям;
3. Снятие психоэмоционального напряжения
4. Формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения.

Ход занятия
1. Приветствие. Игра – упражнение «Комплимент»
Родители передают клубок с нитками по кругу соседу справа и, глядя ему в глаза, здороваются и говорят приятные слова (о том, как выглядит человек, как приятно общаться с ним и так далее), хвалят его за что-то. Участник, принимающий комплимент, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу.
2. Погружение в детство
Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула.

Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую надежную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но не далеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого
вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе за руку идете дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.
В этом сюжете актуализируется чувство привязанности, переживание, хотя и мгновенной, близкого человека. Ситуация может пробудить в участниках тренинга как теплые, так и тревожные чувства, она позволяет побыть ребенком и осознать, что значит присутствие надежного взрослого в этом возрасте, какова его величайшая роль для формирования уверенности в дальнейшей жизни.

3. Упражнение «Родительские установки».
Педагог-психолог предлагает родителям закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и медленных плавных выдохов, вспомнить свою родительскую семью, свое детство:
• Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, проступки?
• Как бы они закончили следующие предложения:
- «Дети плохо себя ведут потому что…»,
- «Непослушный ребенок – это…»,
- «Родители должны…»
В ходе обсуждения дифференцируются родительские установки на «помогающие» (рациональные) и «мешающие» (нерациональные).

4. Подведение итогов занятия
Закрывающая рефлексия – закончилось время работы. Нужно описать, что они испытывали по ходу занятия, с чем уходят с него, впечатления и пожелания. Можно использовать анкету «Обратная связь» (приложение 4)

 

Часть 2

Задачи:
1. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
2. Закреплять умение детей лепить перышки птичке способом вытягивания комочка пластилина по бумаге.


Ход игры:
Дети и воспитатель встречают родителей в группе, здороваются, приглашают в гости.

1. Воспитатель: Что умеют наши ручки? Покажем мамам и папам, как мы весело играем.
Игра «Тук-тук молотком…» (приложение № 9.15)
2. Рассматривание игрушки – птички: что есть у птички?
3. Обыгрывание песенки «Маленькая птичка»; (приложение №9.19)
4. Внесение птичек, вырезанных из белой бумаги. Рассматривание: почему эти птички не яркие, не красивые? (ответы детей). У этих птичек нет перышек. Поможем птичкам украсить перышки.
5. Рисование пальчиковыми красками - «Украсим птичке перышки». (приложение № 8.3)

 

 

 

 

 

 

 


Занятие№4
«Моя семья»
Часть1.
Задачи:
1. Воспитание чувства любви и привязанности к своей семье, уважения к ее традициям;
2. Формирование гармоничного образа семьи
Ход занятия
1. Упражнение «Приветственное письмо»
Предлагается написать приветствия на листах бумаги и положить их в ларец. Затем они перемешиваются, и каждый получает уже другое приветствие, которое прочитывает в группе и оставляет себе на память. Обсуждение вопросов: «трудно ли было написать приветствие?», «Как вы себя чувствовали, когда зачитывали ваше приветствие?»
2. Дискуссия «Идеальная семья, какая она?»
Родителям предлагается по очереди продолжить фразу: «Идеальная семья – это…»
Высказывания родителей обсуждаются, и из них складывается общий образ понятия «семья».
3. «Билль о правах» (Упражнение разработано Лебедевой Е. И. и Ежовым Д. И.)
Ведущий делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, а другая — родителей.
Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа закончила подготовку такого списка, «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.
Если дискуссия затягивается (а обычно она проходит вполне ≪горячо≫), ведущий проясняет, почему стороны не могут договориться, и прекращает обсуждение, воспользовавшись правом вето. Лучше заранее предупредить группу о том, сколько времени отводится на обсуждение каждого пункта, обычно это занимает не более 3—5 минут.
В этой игровой ситуации хорошо моделируются процессы
отстаивания детских прав и те состояния, которые возникают в связи с этим у детей и родителей, поэтому при подведении итогов желательно обратиться к чувствам участников группы.

3. Подведение итогов занятия.
Выполняется упражнение «Связующая нить». Члены группы передают друг другу клубок ниток, сопровождая передачу высказывания типа: «Я благодарен тебе за то что…». По окончании следует закрыть глаза и погрузиться в состояние, способствующее принятию себя, других, окружающего мира.


Часть2
Задачи:
1. Развивать взаимопонимание взрослых и детей через совместную деятельность;
2. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;


Ход игры:
Дети и воспитатель встречают родителей в группе, здороваются, приглашают в гости.
1. В центре группы стоит елочка (без игрушек). Дети любуются елочкой, трогают веточки (колючие иголки).
Воспитатель: а наши дети умеют возле елочки хоровод водить. Научим наших родителей! Берите своих мам и пап за ручки.
Хор. игра «Елочка стояла». (приложение № 9.18)
2. Вот как весело играли! Елочке очень понравилось. Только ребята, скоро Новый год, а наша елочка не нарядная стоит. Надо ее украсить. А чем же мы ее украсим, игрушек то у нас для нее нет. Что делать? (варианты ответов детей). Мы сами сделаем игрушки для нашей елочки.
3. Изготовление новогодней игрушки для елочки «Солнышко» (приложение № 8.4)

 


Занятие№5
«Моя семья»
Часть1.
Задачи:
1. Воспитание чувства любви и привязанности к своей семье, уважения к ее традициям;
2. Формирование гармоничного образа семьи
3. Обучение приемам саморасслабления для снятия физического и эмоционального напряжения
Ход занятия
1. Приветствие. Участникам тренинга предлагается продолжить фразу, обращаясь к каждому члену группы: «Привет, (имя), сегодня замечательный день, потому, что…»

2. Упражнение «Я ребенок»
Участникам предлагается вспомнить, какую игру в детстве они больше всего любили. Подойти к своему партнеру и предложить поиграть в эту игру. Во время игры нужно исполнять роль ребенка, держаться на равных с партнером.
3. Мини-сочинение «Идеальный родитель»
Психолог предлагает родителям написать или нарисовать мини-сочинение по данной теме. В нем могут быть отражены различные аспекты: семейные отношения, взаимоотношения с детьми, применение поощрений и наказаний в воспитании и т.п.
4. Подведение итогов занятия
Упражнение «Благодарю тебя». Все образуют круг. Ведущий протягивает руку стоящему справа и говорит: «Спасибо..., мне было приятно сегодня с тобой заниматься». Тот, чье имя было произнесено, обращается к соседу со словами благодарности, и так далее до завершения круга.

 


Часть 2
Задачи:
1. Развивать взаимопонимание взрослых и детей через совместную деятельность;
2. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
3. создать положительный эмоциональный настрой во время совместной деятельности.
Ход игры:
Дети и воспитатель встречают родителей в группе, здороваются, приглашают в гости.
Воспитатель: вашим мамам и папам так понравилось играть с вами, что они снова пришли к нам в гости. Покажем им, какие новые игры мы с вами выучили.
1. Игры-забавы:
«Ножки, ножки, где вы были?» (приложение № 9.9)
«Чук, чук, чук, чук, наловил дед щук…» (приложение №9.10)
«Теремок». (приложение №9.7)
2. Пришел в гости петушок и принес коробку с восковыми мелками.
Воспитатель (от имени петушка): Здравствуйте, ребята, я по двору гулял, зернышки искал и коробочку нашел, а в коробочке какие-то палочки. Вы не знаете, что это за палочки, и для чего они нужны? (Ответы детей) Покажите мне, как нужно рисовать этими карандашиками.
3. Рисование восковыми мелками и черной гуашью «Рождественская ночь» (приложение №8.5)

 

 

 

 

 

Занятие№6
«Давайте жить дружно»
Часть1.
Задачи
1. Повышение родительской компетентности в понимании потребностей ребенка;
2. Исследование родителями собственной способности смотреть на мир глазами ребенка.
Ход занятия
1. Приветствие.
Рисуночное упражнение (взрослым предлагается изобразить свой выбор способа родительского поведения в ситуациях, когда ребенок готов «свести с ума»; обсуждение результатов)
2. Решение педагогических ситуаций
Инструкция: «Выберите из предложенного списка правил в семье одно, обоснуйте свой выбор».
Ситуации (на карточках):
Первая
а) проявление нежности к ребенку делает его слабым, уязвимым, беззащитным перед трудностями;
б) родители – хозяева ребенка;
в) в семье признается право каждого на ошибку.
Вторая
а) любовь связана с чувством долга;
б) в семье признается право открыто говорить о своих желаниях;
в) ребенок отвечает за настроение родителей.
Третья
а) требования родителей к ребенку и ожидания всегда реалистичны;
б) спонтанность ребенка представляет угрозу для авторитета родителей;
в) любой член семьи может отвечать отказом на просьбу и не чувствовать себя при этом виноватым.
Четвертая
а) родители определяют, что правильно, а что нет;
б) свободное выражение своих чувств приветствуется и поощряется в семье;
в) родители заслуживают уважения, потому что они родители.
3. Самооценка участников занятия, в ходе которой с целью обобщения вышесказанного каждому родителю необходимо продолжить фразу: «Работая с группой, я понял(а), что…»
4. Подведение итогов занятия
Закрывающая рефлексия – закончилось время работы. Нужно описать, что они испытывали по ходу занятия, с чем уходят с него, впечатления и пожелания. Можно использовать анкету «Обратная связь»

Часть 2

Задачи:
1. Развивать взаимопонимание взрослых и детей через совместную деятельность;
2. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
3. Учить украшать контур сердечка способом придавливания и вытягивания маленьких комочков пластилина.
Ход игры:
Дети и воспитатель встречают родителей в группе, здороваются, приглашают в гости. Один из родителей рассказал детям, что возле группы они встретили грустного медвежонка и взяли его с собой в гости к ребятам.
Воспитатель: ребята, вы не знаете, почему медвежонок такой грустный? (варианты ответов детей). Может, спросите у него, что случилось? На вопрос детей медвежонок отвечает: «Мои друзья медвежата хотели со мной поиграть, а я не знаю ни одной интересной игры. Что делать?»
Воспитатель: поможем медвежонку, научим его играть?
1. Логоритмика:
«Ручки, ручки, просыпайтесь» (приложение № 9.11)
«Ладушки-ладошки». (приложение № 9.13)
Воспитатель (от имени медвежонка): очень интересные игры, спасибо, что научили меня. Только мне еще нужна ваша помощь. Помогите мне украсить вот такие сердечки (дает детям контуры сердечек, вырезанные из картона)
2. Изготовление Валентинчика (приложение № 8.6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие№7
«В царстве упрямства и капризов, ч.1»
Часть1.
Задачи
1. Привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным вопросам взаимоотношений с ребенком;
2. Наметить пути и способы преодоления конфликтных ситуаций;
3. Пополнить арсенал знаний родителей по конкретному вопросу.
Ход занятия

1. Установление контакта.
Приветствие. Ведущий рассказывает о теме и целях занятия. Понятие кризисный период, проявления.

2. «Есть мнение»
Решение педагогических ситуаций.
Каждой группе родителей предлагается карточка с описанием какой-то проблемной ситуации, и каждая группа вырабатывает способы решения данной проблемы.
Варианты проблемных ситуаций: «Что делать, если…».
1)Вы с ребенком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжелую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать…
2)Вы моете посуду, ребенок упорно настаивает: «Я - сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и вдобавок ко всему может ее разбить…
3) Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребенок, разбросаны на полу, уговоры собрать не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, напряжение… и т.п.
3. Игровое упражнение «Пойми меня»
Родителям предлагается угадать эмоциональное состояние, потребность ребенка по описанию позы, жестов:
а) ребенок стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает рукой другую;
б) ребенок грызет кончик карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится, топчется, перебирает ногами.
в) ребенок сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты, внешне заторможен.

4. Подведение итогов занятия.
Выполняется упражнение «Связующая нить». Члены группы передают друг другу клубок ниток, сопровождая передачу высказывания типа: «Я благодарен тебе за то что…». По окончании следует закрыть глаза и погрузиться в состояние, способствующее принятию себя, других, окружающего мира.
Часть 2

Задачи:
1. Развивать взаимопонимание взрослых и детей через совместную деятельность;
2. Развивать творческие способности и воображение детей и взрослых в процессе игрового общения и взаимодействия при изготовлении панно.
Ход игры:
Дети и воспитатель встречают родителей в группе, здороваются, приглашают в гости.
1. Воспитатель: Уважаемые мамы и папы, умеете ли вы играть в Прятки? (ответы родителей). Вот и наши дети тоже часто играют в «Прятки».
Сейчас мы и вас научим играть.
Игра-забава «Где же наши ручки?» (приложение № 9.12)
2. Воспитатель: Вот как весело играли, но еще мы не гуляли. Пойдем гулять?
Хороводная игра «Мы пойдем, пойдем гулять…» (приложение № 9.17)
(дети и взрослые гуляют по группе и выполняют движения по тексту песенки)
3. Воспитатель находит веточку мимозы (живую или искусственную). Вместе с детьми рассматривают, любуются ею. Там же, где лежала веточка, находят листы бумаги с нарисованной веточкой мимозы, но без цветов. Рассматривают, рассуждают, чего не хватает на этих веточках и что нужно сделать, чтобы веточки стали красивыми.
4. Аппликация. «Цветы мимозы». (приложение № 8.7)


Занятие№8
«В царстве упрямства и капризов, ч.2»
Часть1.
Задачи
1.Привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным вопросам взаимоотношений с ребенком;
2.Наметить пути и способы преодоления конфликтных ситуаций;
3.Пополнить арсенал знаний родителей по конкретному вопросу.
Ход занятия
1. Приветствие. Упражнение «Поклон». Участники берутся за руки, с поклоном здороваются, желая друг другу здоровья. Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т.е. кланяясь, люди обмениваются энергией.
2. «Решение ситуаций»
Родителям предлагается решить педагогические ситуации, описанные на карточках (родители делятся на группы).
Ситуация 1. Мама входит на кухню, где Маша завтракает. Рядом с тарелкой – игрушечная кошка. На столе крошки, пролит чай. Мама говорит…
Ситуация 2. Утром Катя не хотела умываться. Тогда мама сделала так…
Ситуация 3. Собираясь в детский сад Никита не хочет одевать варежки и шапку, а на улице зима. Мама делает так…

3. Практические советы (приложение 5)

4. Релаксация «Цветок добра» (приложение 6)
Часть 2
Задачи:
1. Развивать взаимопонимание взрослых и детей через совместную деятельность;
2. Развивать творческие способности и воображение детей и взрослых в процессе игрового общения и взаимодействия лепке пластилином и изготовлении работы «Солнышко».
Ход игры:
Дети и воспитатель встречают родителей в группе, здороваются, приглашают в гости.
1. Воспитатель: Посмотрите, Солнышко смотрит нам в окошко. Какое солнышко? (ответы детей) Поиграем с солнышком?
Игра с пальчиками «Солнышко, покажись…» (приложение 9.14)
Воспитатель: спряталось солнышко за тучку и пошел дождик.
Обыгрывание песенки «Дождик, дождик, кап-кап-кап…» (приложение 9.16.)
Воспитатель: Дождь покапал и прошел, солнце в целом свете!
Это очень хорошо и большим и детям. Очень понравилось солнышку, как вы играли, смотрите, что оно нам подарило! (показывает детям желтые комочки пластилина).
2. Лепка «Солнышко» (приложение 8.8)

 

 

 

 

 

 

 


Занятие№9
«Итоговое заседание клуба»
Часть1.
Задачи
1.Проанализировать деятельность Клуба за учебный год.
2.Выявить мнение родителей об эффективности проведенных знаний, снятии психоэмоционального напряжения, создании психологического комфорта; построить перспективу развития Клуба на следующий учебный год.
Ход занятия
1. Приветствие. Упражнение «Подари улыбку соседу»
Участники сидят в кругу. Педагог-психолог предлагает посмотреть на соседа справа и улыбнуться ему. Таким образом по кругу улыбка возвращается к ведущему.

2. «Дерево успеха»
При принятии решения каждому родителю выдается три жетона разного цвета, один из которых он должен прикрепить к «дереву успеха».
Цвет жетона обозначает следующее:
- красный – активно использую знания и приемы, приобретенные на занятиях, в процессе воспитания моего ребенка;
- желтый – узнала много нового, однако придерживаюсь своих методов воспитания;
- зеленый – жалею, что участвовал(а) в работе Клуба.

3. Минута благодарности родителям, вручение грамот за активное участие в деятельности Клуба.

4. Рефлексия. В конце встречи все родители заполняют анкету «Мое отношение к деятельности клуба «Счастливая семья» (приложение 7)


Часть 2
1. Развивать взаимопонимание взрослых и детей через совместную деятельность;
2. Развивать творческие способности и воображение детей и взрослых в процессе игрового общения и взаимодействия при лепке пластилином
Ход игры:
Дети и воспитатель встречают родителей в группе, здороваются, приглашают в гости.
1. Воспитатель показывает детям картинку с изображением радуги и рассказывает потешку:
Радуга – дуга, не давай дождя,
Давай солнышко, колоколнышко.
Рассматриваем радугу, любуемся ею, рассматриваем цветы на поляне, которые выросли после дождика.
2. Воспитатель: А мы с ребятами умеем играть с радугой.
Игра-забава «Радуга – дуга» (приложение № 9.4)
3. Воспитатель (показывает зеленые листочки, вырезанные в виде полянок): посмотрите, а на этих полянках цветы не выросли. Что же делать? (варианты ответов детей)
4. Аппликация «Одуванчики на полянке». (приложение № 8.9)

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.
Анкета для родителей
Инструкция:
Уважаемые родители! Для того чтобы ваше участие в работе клуба «Счастливая семья» стало эффективным, просим ответить на следующие вопросы:
1. Сформулируйте и запишите свои личные цели участия в работе клуба.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие темы вы бы хотели обсудить с членами Клуба?
_________________________________________________
3. На тематических занятиях Клуба вам хотелось бы:
- отработать приемы взаимодействия со своим ребенком;
- разобрать сложную ситуацию из вашей жизни;
- обменяться собственным опытом воспитания с педагогами и родителями;
- узнать новые игры;
- получить дополнительную теоритическую информацию по проблеме;
- другое_______________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какое по вашему мнению, оптимальное количество заседаний Клуба в течении года:
- раз в месяц;
- раз в квартал;
- по мере возникновения трудностей в воспитании детей;
- другое_______________________________________________________________
Ваши пожелания____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!
Приложение 3
Притча о двух ангелах
Однажды по земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие, обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.
Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.
Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.
Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:
- Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?
- Не все является тем, чем кажется, - ответил его спутник.
На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.
Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова – единственная кормилица и надежда семьи.
Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:
- Почему ты не поможешь бедному человеку? – сказал он. В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?
На что старый ангел ответил:
- Не все является тем, чем кажется!
Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.
- Не все является тем, чем кажется, - ответил в третий раз старый ангел. – В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад – и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.
Психолог. Надеемся, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире плохого и хорошего. Все зависит от того, как ты на это смотришь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4
Анкета «Обратная связь»
1. Имя участника занятий__________________________
2. Дата занятия___________________________________
3. Что понравилось на занятии______________________________________________________________________________________
4. Что не понравилось, показалось сложным___________________________________________________________________________________
5. Замечания и пожелания ведущиму___________________________________________________________________________________


Анкета «Обратная связь»
6. Имя участника занятий__________________________
7. Дата занятия___________________________________
8. Что понравилось на занятии______________________________________________________________________________________
9. Что не понравилось, показалось сложным___________________________________________________________________________________
10. Замечания и пожелания ведущиму___________________________________________________________________________________

 

 

Приложение 5
Практические советы
Многих родителей мучает вопрос: может ли родитель, действуя грамотно, смягчит проявления кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я».
Как вести себя родителям в период кризиса
1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности:
2. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка;
3. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
4. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла.
5. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
6. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте.
7. Чаще всего помогает одно – взять его за руку и увести.
8. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай». Ребенку только этого и нужно. Постарайтесь схитрить: «Ой какая у меня есть интересная игрушка…», «А что это там за окном ворона делает?» подобные интригующие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.

 

 

 

Приложение 6
Релаксация «Цветок добра»
Представьте себе, что у вас в руках находится волшебный цветок добра. Протяните две руки вперед так, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту, он согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть цветок добра, какой он? Какого цвета, большой или маленький, на что он похож? Может быть, он имеет запах. И тогда вы можете его понюхать. А может от него исходит какая-то приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вам душу, доставляет радость. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости… Я хочу, чтобы сегодня вы целый день чувствовали, как помог вам волшебный цветок добра, как хорошо, когда можно подержать его в руках и мысленно поместить в свое сердце. И в тех случаях, когда болит душа, ей можно помочь, представив то, что вы представляли сейчас на этом занятии вместе с нами.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7
Анкета
На протяжении учебного года Вы являлись участниками занятий клуба «Счастливая семья». Нам важно Ваше мнение об эффективности его деятельности в решении воспитательных задач с детьми.
Пожалуйста, внимательно прочитайте каждый вопрос и поставьте любой знак напротив номеров тех ответов (от одного до трех), которые ближе всего Вашей точке зрения, или допишите свой вариант ответа.
1. Клуб «Счастливая семья» позволил вам:
- проявить активность и творчество;
- поделиться опытом;
- убедиться, что проблемы в воспитании детей есть у всех;
- другое
2. Клуб «Счастливая семья» помог Вашему самообразованию, так как в процессе его прохождения:
- вы заинтересовались путями достижения взаимопонимания с детьми;
- получили ответы на интересующие вопросы;
- начали изучать специальную литературу.
3. Руководители Клуба:
- интересовались мнением других и уважали его;
- создали обстановку тепла и доверия;
- поддерживали Вас в решении детско-родительских проблем;
- другое
4. Вы считаете главным в деятельности клуба:
- формирование нового взгляда на процесс общения с детьми;
- преодоление психологических барьеров в общении с другими родителями, детьми, специалистами ДОУ;
- осознание собственных трудностей в воспитании детей.
5. Что Вам нравится на занятиях больше всего?
- игровые упражнения;
- работа в коллективе родителей;
- работа с детьми;
Другое
6.Назовите темы наиболее понравившихся занятий_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8.

1. Рисование пальчиковой краской «Печатаем ладошки».
Цель: учить печатать ладошки, окрашенные краской на бумаге. Знакомить детей с основными цветами: красный, синий, желтый, зеленый.
Материал: на каждого ребенка: листы бумаги (формат А-3), пальчиковая краска 4-х основных цветов, влажные салфетки.
Творческий процесс: взрослый помогает ребенку покрасить ладошку выбранной им краской и прикладывает к листу бумаги, оставляя отпечатки ладошки. Затем вытирает ладошку салфеткой и все повторяется с другой, выбранной ребенком, краской.
2. Аппликация - «Яблочки на веточке».
Цель: учить намазывать кружочки бумаги клеем-карандашом и прикладывать к веточке на бумаге.
Материал: на каждого ребенка – лист бумаги с нарисованным фрагментом дерева, вырезанные из красной бумаги кружочки («яблочки») D -2.5см по 6 - 8 шт., клей-карандаш, влажные салфетки.
Творческий процесс: ребенок берет «яблочко», намазывает его клеем и прикладывает к веточке, нарисованной на листе бумаги. взрослый по необходимости помогает ребенку, поощряя на самостоятельные действия. По окончании работы дети угощают игрушечную птичку яблочками. Она с удовольствием угощается яблочками каждого ребенка, хвалит и благодарит его. Затем взрослые собирают как пазлы из фрагментов целое дерево, склеивают листочки–фрагменты между собой скотчем. Все вместе любуются полученной работой – панно «Дерево с яблоками» и вешают на стену в приемной.
3. Рисование пальчиками краской «Раскрасим птичке перышки»
Цель: закреплять умение придавливать маленькие комочки пластилина на контур птички. Учить вытягивать указательным пальчиком придавленные к контуру птички комочки пластилина, чтобы получились «перышки». Обучать умению выполнять движения в соответствии с ритмом песенки. Продолжать знакомить детей с основными цветами: красный, синий, желтый, зеленый.
Материал: на каждого ребенка: контур птички, вырезанный из белого картона, тарелочка с кусочками пластилина 4-х основных цветов, влажные салфетки.
Творческий процесс: дети выбирают кусок пластилина, отрывают от него маленький комочек и придавливают на контур птички. Затем указательным пальчиком вытягивают его. Взрослый поощряет ребенка к самостоятельным действиям, по необходимости показывают образец действия и помогают малышу выполнить это действие самому. В процессе работы малыш использует пластилин разных цветов. По окончании работы птички радуются своим красивым перышкам, благодарят детей. Взрослые вместе с детьми играют с птичкой: она чирикает, летает, клюет зернышки из ладошки малыша… Затем дети с помощью взрослых приклеивают птичек на веточки дерева с яблочками. И снова любуются полученным результатом.
4. Ручной труд изготовление новогодней игрушки «Солнышко»
Цель: учить детей намазывать край полоски бумаги клеем и сгибать полоску пополам, соединяя оба её конца.
Материал: на каждого ребенка – полоски желтой бумаги дл. 10см, шир. – 2см, 8-10 штук, 2 круга из желтого картона D - 6 см, клей-карандаш.
Творческий процесс: малыш намазывает край полоски клеем и с помощью взрослого сгибает ее пополам, соединяя оба конца полоски, чтобы получилась петелька, затем повторяет эти же действия с другими полосками. Далее взрослый намазывает клеем один кружок картона и помогает малышу приложить все петельки к краю круга по всей окружности. После чего предлагает малышу намазать клеем второй кружок, по необходимости, помогает ему, затем второй круг накладывается на первый и малыш придавливает его ладошкой. После чего все вместе радуются тому, какая красивая игрушка получилась у каждого малыша, взрослые хвалят своих детей и предлагают им повесить игрушки на елочку. Затем все вместе любуются нарядно украшенной елочкой.

5. Рисование восковыми мелками «Рождественская открытка»
Цель: познакомить детей с восковыми мелками, вызвать желание рисовать ими.
Материал: на каждого ребенка - восковые малки, лист бумаги (формат А-5); для мамы - гуашь, кисть, банка с водой.
Творческий процесс: малыш рисует каракули на бумаге действуя мелками разных цветов. Взрослый поощряет ребенка, по необходимости показывает, как нужно рисовать толстые линии. Как только интерес к рисованию ослабевает, взрослый берет кисть, жидкую черную гуашь и наносит ее фоном на детский рисунок. Если малыш проявляет желание, делают это вместе. В результате происходит «волшебство» - получается яркий рисунок на черном фоне. Все вместе любуются полученным результатом, хвалят и благодарят малышей.

6. Лепка «Валентинчики»
Цель: продолжать учить детей отрывать кусочек пластилина, разминать его пальчиками, придавливать к бумаге. Учить вытягивать комочек в разных направлениях.
Материал: на каждого ребенка - сердечко, вырезанное из красного картона, пластилин разного цвета, дощечка для работы с пластилином, влажные салфетки.
Творческий процесс: малыши отрывают кусочек пластилина, придавливает к сердечку и, с помощью взрослого, вытягивает лепестки в разных направлениях – получился цветочек., повторяет несколько раз, пока есть интерес действовать с пластилином. Затем все вместе любуются полученным результатом, хвалят и благодарят малышей.

7. Аппликация «Веточка мимозы»
Цель: закреплять умение отрывать от салфетки маленькие кусочки бумаги и скатывать их в комочки. Учить приклеивать комочки на веточку, формируя цветок.
Материал: на каждого ребенка – желтые бумажные салфетки, лист бумаги (формат А-5) с нарисованной веточкой мимозы, клей – карандаш, подкладка для работы с клеем.
Творческий процесс: малыши отрывают кусочки от салфетки и скатывают их в комочки. Затем, с помощью взрослого, намазывают клеем нарисованную на листе бумаги веточку и прикладывают к ней комочки. По окончании работы все вместе любуются полученным результатом, хвалят и благодарят малышей.
8. Лепка «Солнышко лучистое»
Цель: закреплять умение детей прилеплять комочек пластилина на бумагу и указательным пальчиком вытягивать лучики в разные стороны.
Материал: на каждого ребенка - бумага круглой формы, D – 10см, пластилин желтого цвета, бусинки, дощечка для работы с пластилином.
Творческий процесс: ребенок придавливает комочек пластилина в центр круга, затем, указательным пальчиком вытягивает лучики в разные стороны. Затем придавливает бусинки – глазки. Взрослый стекой рисует улыбающийся рот солнышку. По окончании работы все вместе любуются полученным результатом, хвалят и благодарят малышей.

9. Аппликация «Одуванчики на лужайке».
Цель: закреплять последовательность выполнения работы - отрывать маленькие кусочки от бумажной салфетки, сминать их в комок и приклеивать их на листок бумаги.
Материал: на каждого ребенка – бумажные салфетки желтого цвета, лист зеленой бумаги овальной формы – «клумбочка» (20 х 12 см), клей-карандаш, подкладка для работы с пластилином.
Творческий процесс: дети рвут салфетку на маленькие кусочки, затем сминают их в комочки, смазывают клеем и приклеивают на полянку. Взрослые поощряют детей на самостоятельные действия, по необходимости помогают им, хвалят за умелые действия. По окончании работы все вместе любуются полученным результатом, хвалят и благодарят малышей.

 

 

 

 

 

 


Приложение 9
Игры – забавы

1. лады, лады, лады

Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
1 строчка – хлопаем в ладоши;
2 строчка – указательным пальчиком перед собой показываем отрицательный жест;
3 строчка – проводим ладошками по лицу – «умываемся»;
4 строчка – разводим ладошки в стороны – и улыбаемся друг другу.
2. Строим дом
Молотком стучу, стучу,
Сто гвоздей заколочу.
Буду строить дом, дом,
Буду жить я в нем, в нем.
1-2 строчки – кулачком стучим по ладошке;
3-4 строчки – стучим кулачком по кулачку, с последним словом соединяем ладошки пальчиками над головой.

3. Дятел
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
Раздается чей-то стук.
Это дятел на сосне
Долбит клювом по коре.
1 строчка – постучать правым кулачком по ладони левой руки;
2 строчка – поменять руки;
3 строчка – соединить все пальцы правой руки вместе – «клюв»;
4 строчка – «клювом» стучать по левой ладони.

 

4. Радуга – дуга
Ах ты, радуга – дуга,
Ты высока и туга,
Дай нам дождичка,
Дай нам ведрышка.
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать
Нужно солнышко,
Колоколнышко!
1-2 строчки – рисовать в воздухе радугу руками;
3 строчка – махать ладонями от себя;
4 строчка – махать ладонями к себе;
5 -6 строчка – ребенок прыгает на коленях у мамы;
7 строчка – обнять и покачать малыша.

5. Кошку грамоте учили

Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили:
Не читать и не писать,
А за мышками скакать.
1 строчка – загибаем пальчики по счету;
2 строчка – хлопаем в ладоши;
3 строчка – указательным пальчиком качаем перед собой ( отрицательный жест);
4 строчка – малыш прыгает на коленках у взрослого.


6. Рыбка
Рыбка плавает в водице,
В чистой, тепленькой воде.
То сожмется,
Разожмется,
То зароется в песке.
1-2 строчки – ладошки сложены вместе перед собой, плавающие движения кистями рук вправо-влево;
3 строчка – под слово «сожмется»- сложить пальчики в «замочек», под слово «разожмется» - разжать пальчики;
4 строчка – спрятать ладошки между ножками.

 

7. Теремок
Стоит в поле теремок,
На двери висит замок.
Пришел волк –
Дерг-дерг, дерг-дерг,
А петушок прилетел,
Ключиком покрутил
И открыл.
1 строчка – руки соединены пальчиками над головой;
2 строчка – пальчики соединены в «замочек»;
3-4 строчки – пальчики в «замочке», сгибаем кисти рук в запястьях поочередно в каждую сторону;
5 строчка – раскрываем пальчики веером – «гребешок» петушка;
6 строчка – правой рукой на левой ладошке имитируем движения открывающего ключа, под слово «открыл» - разводим ладошки в стороны.


8. Снегирек
Сел на ветку снегирек.
Дождик брызнул – он промок!
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька!
«Сел» - руки на плечиках;
«на ветку» - руки в стороны;
«снегирек» - машем ручками, как крылышками;
«дождик брызнул» - встряхиваем кистями рук перед грудью;
«он промок» - поглаживаем малыша ручками по груди;
3 строчка – поднятые вверх руки раскачиваем из стороны в сторону;
4 строчка – обнимаем малыша, прижимаем его к себе.

9. Ножки, ножки, где вы были
- Ножки, ножки, где вы были?
- за дровами в лес ходили.
- ручки, ручки, где вы были?
Мы в лесу дрова рубили.
1 строчка – хлопаем ножкой об ножку;
2 строчка – двигаем ножками малыша поочередно вверх и вниз, как будто малыш шагает;
3 строчка хлопаем в ладоши;
4 строчка – поднимаем ручки поочередно вверх-вниз перед собой – «рубим дрова».

10. Чук, Чук, Чук, Чук
Чук, Чук, Чук, Чук,
Наловил дед щук.
Баба рыбку пекла,
Сковородка утекла.
1-2 строчки – малыш подпрыгивает сидя на коленях у взрослого;
3-4 строчки – играем ладошками, «лепим пирожки»;
С последним словом – разводим ладошки в стороны.


11. Ручки, ручки, просыпайтесь
Ручки, ручки, просыпайтесь, здравствуйте!
Маленькие ручки наши, здравствуйте!
И ладошки, наши крошки, здравствуйте!
Пальчики сердитые, здравствуйте!
Ножки, ножки, просыпайтесь, здравствуйте!
Маленькие ножки наши, здравствуйте!
И притопы, и пружинки, здравствуйте!
Ребятишки шалунишки, здравствуйте!
1 -2 строчки – поглаживаем ручки от пальчиков к локоткам, под слово «здравствуйте» - протягиваем ладошки вперед (в каждой строчке);
3 строчка – хлопаем ладошками;
4 строчка – «Грозим» пальчиком;
5 – 6 строчка – поглаживаем ножки от пальчиков к коленочкам малыша;
7 строчка – поочередно поднимаем и опускаем ножки малыша, хлопаем ножкой о нежку;
8 строчка – разводим ручки в стороны.
Эту игру можно продолжить, называя и показывая разные части тела малыша:
Глазки, глазки, просыпайтесь, здравствуйте!..
Носик, носик, просыпайся, здравствуйте!..
Ушки, ушки, просыпайтесь, здравствуйте!..
Игра продолжается, пока ребенку интересно.


12. Где же наши ручки?
Где же, где же наши ручки?
Нет наших ручек!
Где же, где же наши ручки?
Нет наших ручек!
Вот, вот наши ручки,
Пляшут наши ручки!
Где же, где же наши ножки,
Нет наших ножек!
Где же, где же наши ножки,
Нет наших ножек!
Вот, вот наши ножки,
Пляшут наши ножки!
Где же, где же наши детки?
Нет наших деток!
Где же, где же наши детки?
Нет наших деток!
Вот, вот наши детки,
Пляшут наши детки!
1-4 строчки – ребенок спрятал ручки за спину;
5-6 строчки – показывает свои ручки и делает «фонарики;
7-10 строчки – малыш прячет свои ножки под стульчик;
11-12 строчки – показывает свои ножки и поднимает их вверх-вниз;
13-16 строчки – малыш закрыл ладошками лицо – «спрятался»;
17-18 строчки – малыш хлопает в ладоши.


13. Ладушки – ладошки
Ладушки – ладошки, звонкие хлопошки,
Хлопаем в ладошки, хлопаем в хлопошки!
Да!
Ладушки плясали, деток забавляли:
Ля- Ля- Ля- Ля- Ля- Ля, Ля- Ля- Ля- Ля- Ля- Ля.
Да!
Ладушки сложились, кулачками били:
Тук- Тук- Тук- Тук- Тук- Тук, Тук- Тук- Тук- Тук- Тук- Тук-
Да!
Кашку варили, ложечкой мешали,
Куколку кормили, кошечке давали,
Да!
Ладушки устали, ладушки поспали:
Баю-баю-баюшки, баю-баю-ладушки,
Да!
Выполняют движения ручками по тексту песенки.

14. Солнышко
Солнышко, покажись, красное, нарядись!
Чтобы год от года давала нам погода
Теплое летечко, грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко, зеленого горошка,
Яблочек немножко.
1 строчка – нарисовать руками в воздухе круг;
2 строчка – хлопаем в ладошки»
Дальше поочередно загибаем пальчики.
15. Тук-тук молотком
Тук-тук молотком,
Мы построим птичкам дом.
Тук-тук молотком,
Поселяйтесь птички в нем.
Вот птички прилетели,
И в домик залетели,
И песенку запели
Для маленьких ребят:
«Чик-чирик, чик-чирик».
1 – 4 строчки - кулачком правой руки стучат по ладошке левой руки;
5 – 8 строчки – машут ручками – «крылышками»;
9 строчка – пальчиками рук, собранными в щепоть имитируют действия - как птички открывают и закрывают клювики.

16. Дождик
Дождик, дождик, кап-кап-кап,
Мокрые дорожки,
Нам нельзя идти гулять,
Мы промочим ножки.
Кап, кап, кап, кап,
Кап-кап-кап-кап,
Кап-кап-кап.
Кап, Кап, Кап.
1 строчка- дети стучат указательным пальчиком правой руки по ладошке левой руки;
2 строчка – показывают ручками на пол;
3 строчка – указательным пальцем качают перед собой – отрицательный жест.
4 строчка – поочередно поднимают правую и левую ножки;
5 строчка - медленно стучат указательным пальчиком правой руки по левой ладошке;
6-7 строчки – быстро стучат указательным пальчиком правой руки по левой ладошке;
8 строчка - медленно стучат указательным пальчиком правой руки по левой ладошке;


17. «Пойдем гулять»
Мы пойдем, пойдем гулять,
Вот как мы гуляем!
Мы пойдем, пойдем гулять,
Ножками шагаем:
Топ, топ, топа-топ,
Топочите ножки,
Топ, топ, топа-топ,
Прямо по дорожке.
1 – 4 строчки – гуляем по группе;
5 – 8 строчки – топают ножками, стоя на месте.

 

18. «Елочка стояла»
Елочка стояла ,
Стройной вырастала,
Вот такой, вот такой,
Стройной вырастала.

А под елкой зайки
Весело скакали.
Вот так, вот так
Весело скакали.

А у елки мишки,
Мишки шалунишки.
Ножкой топ, ножкой топ,
Мишки шалунишки.

А над елкой птички,
Воробьи, синички
Чик-чирик, чик-чирик,
Воробьи, синички.

А у елки детки
Весело плясали,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля -
Песни распевали.
1 куплет – ручками показывают, как постепенно растет елочка;
2 куплет – прыгают как зайчики;
3 куплет – ходят «как мишки», со словом «топ» - топают ножкой;
4 куплет – размахивают ручками «как крылышками»;
5 куплет – хлопают в ладошки и подпевают песенку.

 

 


19. «Маленькая птичка»
Маленькая птичка прилетела к нам, к нам, к нам.
Маленькой птичке зернышки я дам, дам, дам.
Маленькая птичка зернышки клюет, клюет, клюет.
Маленькая птичка песенки поет, поет, поет.
1 строчка – машут ручками «крылышками»;
2 строчка – пальчиками, собранными в щепоть «насыпают зернышки»;
3 строчка – соединенными большим и указательным пальчиками правой руки стучат по ладошке левой руки;
4 строчка – произносят слова «Чик – чирик».

20. «Птичка села на ладошку»
Птичка села на ладошку,
Посиди у нас немножко.
Посиди, не улетай.
Улетела птичка – Ай!
Дети протягивают ладошку вперед, слегка покачивая ею, со словом «Ай» - прячут ладошку за спину.

Список литературы
1. Антонов, А. И. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. - 304 с.
2. Андреева, Т. В. Семейная психология : Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
3. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. - М.: Аргументы и факты, 1993.
4. Баринова И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка // Мир психологии. -1997. -№ 1. - С. 174-182.
5. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители? М.: Профиздат,1992. – 96с.
6. Варга А.Я. Энциклопедия взаимопонимания. М., ОГИ, 2006. – 640с.
7. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии.- 1985.-№2.-С. 186-187.
8. Дружинин, В. Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 3-е изд., испр. и доп. – 208 с. – (Серия «Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии»)
9. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье / А.И. Захаров // Вопросы психологии. – 1981. - №3. – с 60
10. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987.
11. Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. - Волгоград: Учитель, 2010. – 123с.
12. Мухина В.С. Детская психология. М., 1995. – 204с.
13. Микляева Н.В. Эффективное взаимодействие с семьей. – М.: Айрис-пресс, 2006.- 144с.
14. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Под. ред. Ершовой Н.М. , М., «Прогресс», 1980. – 205с.
15. Навайтис, Г. Семья в психологической консультации. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»)
16. Овчарова Р. В. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.
17. . Ризванова Е. Кто поможет ребенку в семье // Вопросы психологии. – 2006.- №4. – С.44-51.
18. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. – М.: Фирма «Линка-Пресс», 2008. – 192с.
19. Семейное воспитание : Хрестоматия : Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. П. А. Лебедев. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 408 с.
20. Столин В.В. Семья в психологическом консультировании. – М. – Педагогика, 1989. – 231с.
21. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 96с.
22. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений и семейное консультирование. – М.:ПЦК, 1997. – 231с.
23. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
24. . Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.: 2003.- 341с.
25. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987
26. Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей. – Волгоград: Учитель, 2009.
27. . Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2012. -14с.
28. Шитова Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169с.