ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Автор:

Некрасов Александр Вячеславович

студент 3 курса факультета экономики и менеджмента

институт ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»

соавтор

Столярова Ирина Юрьевна, к.э.н., доцент каф. экономики и менеджмента

 

Концепция человеческого капитала и образование
Человеческий капитал образовательных организаций анализировался в научной литературе, прежде всего в разрезе влияния образования на формирование человеческого капитала предприятия, региона, страны через формирование необходимых производству и обществу знаний и компетенций. Многие авторы анализировали изменения потребностей обучаемых в связи с изменившимися условиями труда и требованиями экономики знаний. Достаточно полно представлены в отечественной и зарубежной научной литературе взгляды на роль организаций высшего образования в формировании специалистов для экономики знаний, инновационного развития экономики[1,с. 13]. Однако намного меньше публикаций посвящено роли человеческого капитала самой образовательной организации. Различные характеристики человеческого капитала образовательной организации учитываются при формировании показателей эффективности вузов или в системах международных рейтингов.
Дятлов С.А.[2, с. 132] с соавторами книги «Человеческий капитал в транзитивной экономике» под человеческим капиталом понимают сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, навыков, знаний, способностей, которые постоянно используются в процессе труда, способствуя росту его производительности и заработка.
Педагогика целенаправленно изучает проблему социализации личности в контексте экономической отдачи образования. По суждениям индийского педагога Дж. Найка, образование и экономика "составляют восходящую спираль, различные части которой питают и поддерживают друг друга". Найк исходил из предположения, что образование определяет в конечном счете уровень благосостояния общества. Он считал, что для достижения прогрессивных перемен без насильственной революции (но даже при ней это неизбежно) существует лишь один и только один инструмент – образование. Другие средства могут лишь помочь (в этом).
Современный человеческий капитал – это интенсивный производительный и социальный фактор развития и жизнедеятельности субъекта, который неразрывно связан с человеком, с его интеллектом и менталитетом[3, с. 24]. Человеческий капитал можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле одной из форм человеческого капитала является образование. В широком смысле человеческий капитал формируется путем вложений в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию, предоставление жилья.
Французский социолог Ж. Фурнье связывает необходимость перемен в образовании с изменениями в экономике, квалификационной структуре работающего населения, в соотношении между рабочим и свободным временем и т.п. Им выделены несколько основных социальных факторов – "агентов", влияющих на личность: семья, школа, среда (средства массовой информации, соседи, друзья и пр.), профессиональное обучение. Семья характеризуется как главный "агент" нравственной социализации, школа – как основной "агент" образования. Воспитание определено как многофункциональный процесс: культурный (передача ценностей культуры), социальный (адаптация и распределение по социальным стратам), экономический (подготовка к экономической деятельности) и др. Образование предлагается рассматривать как многоуровневый феномен: требования к школе, сама школьная система, теоретические обоснования образования, результаты воспитания и обучения. Фурнье считает возможным формулировать показатели требований к школе на основе анализа статистики финансирования образования и времени, затрачиваемого на приобретение образования.
В последние 30 лет в мировой педагогике растущей популярностью пользуется социально-ориентированная концепция "человеческого капитала" (Г. Бейкер, М. Уолтерс, П. Рубинсон (США); В. A. May и Е. Г. Ясин (Россия) и др.). Предлагается изучать образование, опираясь на ряд показателей: объем и распределение валового национального продукта (ВНП); удельный вес занятых в экономике, имеющих образование того или иного уровня, численность учащихся школ и вузов и т.д.
В концепции "человеческого капитала" образованность, поведение личности расцениваются как товар, в получении которого заинтересованы государство и бизнес. Финансовые вложения в образование рассматриваются как наиболее прибыльные инвестиции, "источник будущих благ и прибыли". Концепция предполагает необходимость активизации связи обучения с трудовой деятельностью. Интерес к концепции обусловлен растущим вниманием к проблемам экономической эффективности образования, пониманием, что инвестиции в образование – один из наиболее значимых факторов общественного прогресса. Знания и способности индивида провозглашаются особой формой капитала. Так, по оценкам теоретиков концепции "человеческого капитала" П. Уолтерса и П. Рубинсона, в экономике США прослеживается устойчивая связь между ежегодным выпуском специалистов и уровнем производства, достигаемым 10 лет спустя. Выяснилось, что воздействие образования на производительность труда зависит от того, насколько оно эффективно используется непосредственно на рабочем месте.
Российскими экономистами В. A. May и Е. Г. Ясиным выделены пять принципов функционирования образования с точки зрения концепции "человеческого капитала": пожизненный характер, индивидуализация образовательных траекторий, глобализация образования особенно в виде конкуренции, рост частных инвестиций в образование, активизация роли новейших информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время Россия стремится создать инновационную экономику — экономику знаний при помощи реализации имеющегося у нее потенциала. Ориентация на инновационные принципы развития экономики является аргументом в пользу формирования единой стратегии формирования человеческого капитала в вузах. По опыту высокоразвитых стран для инновационного развития России необходим фундамент — развитая система научно-образовательного комплекса, интегрированная с национальной инновационной системой[5, с. 72].Творческая активность, проявляющаяся в высокой культуре образования, увеличивает вероятность инновационной деятельности общества.
Также стоит отметить, что для увеличения человеческого капитала в высших учебных заведениях необходимо, чтобы и сами университеты и и институты были в этом заинтересованы. Улучшались и усовершенствовались образовательные программы, внедрялись новые общеобразовательные, специализированные, может даже и спортивные секции, развивалась научно-исследовательская деятельность, заинтересованность в повышении квалификации профессорско-преподавательского состава. И таким образом следствием выше перечисленного будет выпуск более сильных выпускников и специалистов в своей области.
Таким образом, человеческий капитал — это организованный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства. Высшей целью ведущих университетов является готовность наделить знанием, основанным на мыслительной работе, общество, а не на заучивании, способным привести к генерации нового знания. Высшие учебные заведения должны быть способны обеспечивать выпускникам высокое качество знаний, навыков и умений, исходя из условий для их получения и результатов применения.
Список литературы:
1. Гришина О. А. и др. Управление человеческим капиталом вуза // Человеческий капитал и профессиональное образование. — №4 (12). – 2014. -С. 13-14.
2. Центр гуманитарных технологий, информационно-аналитический портал. Всемирный экономический форум: Рейтинг стран мира по уровню развития человеческого капитала 2015 года. Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2015/05/19/7160, свободный. (Дата обращения, 08.11.2018).
3. Юрьева О.В., Хазиев А.Р. Профессиональная мотивация как фактор успешного обучения студентов в вузе // Вопросы экономики и права.-№6. — 2015. С.69-73.
4. Формирование человеческого капитала в период обучения в высших учебных заведениях/ http://euroasia-science.ru/ekonomicheskie-nauki/formirovanie-chelovecheskogo-kapitala-v-period-obucheniya-v-vysshix-uchebnyx-zavedeniyax/

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.