foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

Автор:

Некрасов Александр Вячеславович

студент 3 курса факультета экономики и менеджмента

институт ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»

соавтор

Столярова Ирина Юрьевна, к.э.н., доцент каф. экономики и менеджмента

 

Концепция человеческого капитала и образование
Человеческий капитал образовательных организаций анализировался в научной литературе, прежде всего в разрезе влияния образования на формирование человеческого капитала предприятия, региона, страны через формирование необходимых производству и обществу знаний и компетенций. Многие авторы анализировали изменения потребностей обучаемых в связи с изменившимися условиями труда и требованиями экономики знаний. Достаточно полно представлены в отечественной и зарубежной научной литературе взгляды на роль организаций высшего образования в формировании специалистов для экономики знаний, инновационного развития экономики[1,с. 13]. Однако намного меньше публикаций посвящено роли человеческого капитала самой образовательной организации. Различные характеристики человеческого капитала образовательной организации учитываются при формировании показателей эффективности вузов или в системах международных рейтингов.
Дятлов С.А.[2, с. 132] с соавторами книги «Человеческий капитал в транзитивной экономике» под человеческим капиталом понимают сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, навыков, знаний, способностей, которые постоянно используются в процессе труда, способствуя росту его производительности и заработка.
Педагогика целенаправленно изучает проблему социализации личности в контексте экономической отдачи образования. По суждениям индийского педагога Дж. Найка, образование и экономика "составляют восходящую спираль, различные части которой питают и поддерживают друг друга". Найк исходил из предположения, что образование определяет в конечном счете уровень благосостояния общества. Он считал, что для достижения прогрессивных перемен без насильственной революции (но даже при ней это неизбежно) существует лишь один и только один инструмент – образование. Другие средства могут лишь помочь (в этом).
Современный человеческий капитал – это интенсивный производительный и социальный фактор развития и жизнедеятельности субъекта, который неразрывно связан с человеком, с его интеллектом и менталитетом[3, с. 24]. Человеческий капитал можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле одной из форм человеческого капитала является образование. В широком смысле человеческий капитал формируется путем вложений в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию, предоставление жилья.
Французский социолог Ж. Фурнье связывает необходимость перемен в образовании с изменениями в экономике, квалификационной структуре работающего населения, в соотношении между рабочим и свободным временем и т.п. Им выделены несколько основных социальных факторов – "агентов", влияющих на личность: семья, школа, среда (средства массовой информации, соседи, друзья и пр.), профессиональное обучение. Семья характеризуется как главный "агент" нравственной социализации, школа – как основной "агент" образования. Воспитание определено как многофункциональный процесс: культурный (передача ценностей культуры), социальный (адаптация и распределение по социальным стратам), экономический (подготовка к экономической деятельности) и др. Образование предлагается рассматривать как многоуровневый феномен: требования к школе, сама школьная система, теоретические обоснования образования, результаты воспитания и обучения. Фурнье считает возможным формулировать показатели требований к школе на основе анализа статистики финансирования образования и времени, затрачиваемого на приобретение образования.
В последние 30 лет в мировой педагогике растущей популярностью пользуется социально-ориентированная концепция "человеческого капитала" (Г. Бейкер, М. Уолтерс, П. Рубинсон (США); В. A. May и Е. Г. Ясин (Россия) и др.). Предлагается изучать образование, опираясь на ряд показателей: объем и распределение валового национального продукта (ВНП); удельный вес занятых в экономике, имеющих образование того или иного уровня, численность учащихся школ и вузов и т.д.
В концепции "человеческого капитала" образованность, поведение личности расцениваются как товар, в получении которого заинтересованы государство и бизнес. Финансовые вложения в образование рассматриваются как наиболее прибыльные инвестиции, "источник будущих благ и прибыли". Концепция предполагает необходимость активизации связи обучения с трудовой деятельностью. Интерес к концепции обусловлен растущим вниманием к проблемам экономической эффективности образования, пониманием, что инвестиции в образование – один из наиболее значимых факторов общественного прогресса. Знания и способности индивида провозглашаются особой формой капитала. Так, по оценкам теоретиков концепции "человеческого капитала" П. Уолтерса и П. Рубинсона, в экономике США прослеживается устойчивая связь между ежегодным выпуском специалистов и уровнем производства, достигаемым 10 лет спустя. Выяснилось, что воздействие образования на производительность труда зависит от того, насколько оно эффективно используется непосредственно на рабочем месте.
Российскими экономистами В. A. May и Е. Г. Ясиным выделены пять принципов функционирования образования с точки зрения концепции "человеческого капитала": пожизненный характер, индивидуализация образовательных траекторий, глобализация образования особенно в виде конкуренции, рост частных инвестиций в образование, активизация роли новейших информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время Россия стремится создать инновационную экономику — экономику знаний при помощи реализации имеющегося у нее потенциала. Ориентация на инновационные принципы развития экономики является аргументом в пользу формирования единой стратегии формирования человеческого капитала в вузах. По опыту высокоразвитых стран для инновационного развития России необходим фундамент — развитая система научно-образовательного комплекса, интегрированная с национальной инновационной системой[5, с. 72].Творческая активность, проявляющаяся в высокой культуре образования, увеличивает вероятность инновационной деятельности общества.
Также стоит отметить, что для увеличения человеческого капитала в высших учебных заведениях необходимо, чтобы и сами университеты и и институты были в этом заинтересованы. Улучшались и усовершенствовались образовательные программы, внедрялись новые общеобразовательные, специализированные, может даже и спортивные секции, развивалась научно-исследовательская деятельность, заинтересованность в повышении квалификации профессорско-преподавательского состава. И таким образом следствием выше перечисленного будет выпуск более сильных выпускников и специалистов в своей области.
Таким образом, человеческий капитал — это организованный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства. Высшей целью ведущих университетов является готовность наделить знанием, основанным на мыслительной работе, общество, а не на заучивании, способным привести к генерации нового знания. Высшие учебные заведения должны быть способны обеспечивать выпускникам высокое качество знаний, навыков и умений, исходя из условий для их получения и результатов применения.
Список литературы:
1. Гришина О. А. и др. Управление человеческим капиталом вуза // Человеческий капитал и профессиональное образование. — №4 (12). – 2014. -С. 13-14.
2. Центр гуманитарных технологий, информационно-аналитический портал. Всемирный экономический форум: Рейтинг стран мира по уровню развития человеческого капитала 2015 года. Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2015/05/19/7160, свободный. (Дата обращения, 08.11.2018).
3. Юрьева О.В., Хазиев А.Р. Профессиональная мотивация как фактор успешного обучения студентов в вузе // Вопросы экономики и права.-№6. — 2015. С.69-73.
4. Формирование человеческого капитала в период обучения в высших учебных заведениях/ http://euroasia-science.ru/ekonomicheskie-nauki/formirovanie-chelovecheskogo-kapitala-v-period-obucheniya-v-vysshix-uchebnyx-zavedeniyax/