Методика диагностики экологической воспитанности дошкольников (Н.Б. Вершинина)
Критерии сформированности экологических знаний:
-знания о неживой природе;
- уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы;
- знания о временах года;
- уровень отношения к миру природы;
- знания о мире животных.
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников:
(высокий уровень оценивается в 3 балла, средний – 2 балла, уровень ниже среднего – в 1 балл).
Задание 1 ( проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование: иллюстрация по теме «Всё о воде», конверты с картинками о воде, схема « Кругооборот воды в природе».
Инструкция к проведению: Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Что такое вода? У воды есть запах? Какая она на вкус? Какая она по цвету? Зачем нужна вода? Что умеет делать вода?
- Где спряталась вода?
- Кто не может жить без воды?
- Где живёт вода?
- Кому нужна вода?
- Что такое кислый дождь?
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
(ребёнок без труда отвечает на вопросы).
-Правильно называет отличительные признаки неживой природы:
-самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой:
-отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению к природе.
Средний уровень.
-Ребёнок, в основном, правильно отвечает на вопросы;
-называет отличительные признаки неживой природы;
-нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании объектов неживой природы.
Уровень ниже среднего.
-Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе на вопросы;
-не всегда правильно называет отличительные признаки неживой природы;
-затрудняется при ответе на вопросы.
Задание 2 (проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы.
Оборудование: конверт – рисунки с графическим изображением правил, дидактическая игра «Угадай правило».
Инструкция к проведению.
Педагог показывает картинку и просит ребёнка назвать правила поведения детей в природе.
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень.
-Ребёнок без труда отвечает по картинкам;
-правильно называет правила поведения в окружающей природе;
-анализирует свои поступки и поступки товарищей экологически грамотно по отношению к природе, видит последствия своих действий.
Средний уровень.
-Ребёнок в основном правильно отвечает по картинкам;
-отвечает на дополнительные вопросы;
-не всегда может анализировать поступки людей по отношению к окружающей природе.
Низкий уровень.
-Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе по картинкам;
-затрудняется при ответе на вопросы;
-не может анализировать поступки людей к природе.
Задание 3 (проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень знания времён года.
Оборудование. Круглая модель, разделённая на сектора по сезону с цветными прищепками – символами месяцев года.
Инструкция к проведению
Педагог.
-Какое время года тебе нравится больше и почему?
-назови твоё любимое время года и скажи, что последует за ним и т. д.
Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»
-Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
-деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках;
-с деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края;
-на деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Вопросы для детей подготовительной группы:
-Назови времена года;
-назови три месяца осени;
-назови месяца весны и т.д.
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
-Ребёнок правильно называет времена года;
-перечисляет их в нужной последовательности;
-знает характерные признаки каждого времени года;
-проявляет творчество, и фантазию, при ответе на вопрос «Какое время года тебе больше нравится и почему?;
-по памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года;
-выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень.
-Ребёнок правильно называет времена года;
-иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности;
-в, основном, знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.
-на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно;
-выражает эстетическое отношение к природе.
Уровень ниже среднего.
-Ребёнок не всегда правильно называет времена года;
-затрудняется назвать их в нужной последовательности;
-не знает характерных признаков разных времён года;
-на вопрос, «Какое время года тебе нравится больше и почему?», отвечает односложно;
-не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 4 (проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень отношения к миру природы.
Инструкция к проведению.
Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
-Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть?);
-если нет животных, спрашивает: « Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»;
-как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду (если они есть?) Если их нет, спрашивает: «Если бы в детском саду были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?»;
-что ты вместе взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?;
-как мы можем помочь зимующим птицам?;
-какие ты знаешь травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
-Ребёнок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы;
-знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;
-понимает связь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;
-без труда выражает своё отношение к проблеме.
Средний уровень.
-Ребёнок отвечает на поставленные вопросы;
-в основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;
-иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;
-может выразить своё отношение к проблеме.
Уровень ниже среднего.
-Ребёнок затрудняется отвечать на поставленные вопросы;
-не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;
-не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;
-затрудняется выразить своё отношение к проблеме.