ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Кочалидзе Ольга Владимировна

педагог-психолог

МБДОУ города Иркутска детский сад № 172 «Радуга»

Иркутская область г. Иркутск

Родительский клуб «Дружная семейка»

Конспект встречи «Как слушать ребенка»
Форма проведения: занятие с элементами тренинга
Цель: Усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность.
Задачи:
- Познакомить родителей с техникой активного слушания;
- Тренировка участников группы в использовании техники активного слушания;
- Обучение участников группы в распознавании чувства детей в разных ситуациях;
- Изменение неадекватных родительских позиций;
- Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
Участники: родители, педагог –психолог.
Ход занятия
1. Приветствие.
Упражнение «Чудное приветствие»
Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе. Педагог-психолог говорит о существовании множества разных способов приветствия людьми друг друга, реально существующих в цивилизованном социуме и шуточных. Родителям предлагается встать и поздороваться друг с другом плечом, спиной, рукой, щекой, носом, выдумать свой собственный необыкновенный способ для сегодняшнего занятия и поздороваться им. Рефлексия ( все делятся своими впечатлениями).
2. Разминка. Упражнение «Испорченный телефон»
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения слушать. Участвуют 5 человек. Четыре человека должны выйти из комнаты. Они по одному заходят в комнату. Задача – предать максимально точно полученную информацию. Зачитывается текст. Каждый участник передаёт его следующему. Результат последнего участника сравнивается с оригиналом. Все участники группы обсуждают, что мешало точно передавать информацию, что искажает информацию.
Текст:
Вокруг нас большое количество микробов. Чтобы защитить ребёнка от микробов, нужно растить защиту внутри организма. Для этого необходимо постоянно укреплять иммунитет:
-кормите ребёнка «противомикробными» продуктами (морковью, капустой, земляникой);
-делайте с ним зарядку;
- используйте в квартире увлажнители воздуха (сухой воздух провоцирует насморк).
Рефлексия:
- Насколько точно передавали информацию участники?
- Сравните последнюю информацию с оригиналом, насколько процентов была искажена информация?
- Что мешало точно передавать информацию, что искажает информацию?
3. Основная часть. Упражнение «Угадай чувство»
Цель: развитие эмпатии. Все участники разбиваются на пары. Первый партнёр произносит эмоционально окрашенную фразу. Второй участник сначала повторяет своими словами содержание того, что услышал, а затем пытается определить чувство, которое испытывает партнёр в момент произнесения фразы. Партнёр оценивает точность обоих отражений. Затем участники меняются ролями.
Обсуждение:
-Легко ли выражать то чувство, которое вы хотели передать?
-Поняли ли то чувство, которое хотели передать?
4. Упражнение «Пословицы»
Деление на 2 группы, каждая получает по две пословицы, поясняя что имели ввиду наши предки:
Без корня и трава не растет.
Не мы на детей походим, а они на нас.
Матушкин сынок, да батюшкин горботок.
Похвальное слово гнило бывает.
5.Психологическая беседа
Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим как можно решить эти проблемы. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что – то поделить, с кем –то подрались, его кто – то обидел и т.д. Причины трудностей детей часто бывают скрыты в сфере его чувств. В каких то случаях ребёнка просто выслушать. Этот способ называется активным слушанием (пример)
Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».
– Перестань капризничать, вполне приличная шапка! (обычный ответ родителей).
При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.
Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.
Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание.
Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.
Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
МАМА: Тебе она очень не нравится.
Алгоритм действий по применению активного слушания:
1. Занять правильное положение по отношению к ребёнку (глаза взрослого и ребёнка должны находиться на одном уровне);
Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени, можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти, или избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету, сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.придвинуть свой стул к нему поближе.
2. Повтор услышанного от ребёнка;
3. Делать паузы между фразами;
Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка – может быть, он что-то добавит.
4.Обозначение чувств ребёнка
5. Чувства в утвердительной форме
Потому что она сразу показывает, что родитель настроился на «эмоциональную волну» ребёнка, что он слышит и принимает его эмоциональное состояние.
Правила хорошего слушания:
слушай внимательно, обращай внимание не только на слова, но и на невербальные проявле¬ния собеседника (мимика, позы, жестикуляция);
проверяй, правильно ли ты понял слова со¬беседника, используя, если это необходимо, при¬емы активного слушания;
не давай советов;
не давай оценок.
Положительные результаты, которые можно обнаружить (любой из них или сразу все) при удачном активном слушании ребенка уже в ходе беседы
Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребенка.
Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается.
Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
3. Упражнение «Пойми меня»
Ребенок говорит Ребенок чувствует
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! Гордость. Удовлетворение.
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. Скука, поставлен в тупик.
Все дети играют, а мне не с кем. Одиночество, покинутость.
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. Уверенность, самостоятельность.
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. Боль, злость, чувство не любви.
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? Разочарование, желание бросить.
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. Одобрение, благодарность, радость.
4. Работа с техникой активного слушания.
А теперь давайте потренируемся использовать технику АС. Каждый из вас получит карточку, на которой описана ситуация. Ваша задача – понять, какие чувства испытывает в данной ситуации ребёнок.
Ситуации и слова ребёнка Чувства ребёнка Ответ родителя
«Сегодня, когда я выходила из школы, мальчик выбил у меня портфель, и из него всё высыпалось». Огорчение, обида «Ты очень расстроилась и было обидно»
Ребёнку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!» Боль, рассердился Тебе больно, ты рассердился на доктора
Ребёнок роняет чашку, та разбивается: «Ой, моя чашка разбилась!» Страх, жалко Ты испугалась, а чашечку жалко
Ребёнок получает двойку по математике: «Мария Ивановна плохая, она поставила мне неправильно оценку!» Злость, обида Ты, расстроен и зол на учителя, она не заслуженно поставила тебе оценку
«Петька - дурак! Он меня сегодня ударил в школе, потому что, я его нечаянно толкнул!» - говорит ребёнок Злость, обида Ты расстроился, потому что Петька тебя толкнул
«Я не буду кушать, у меня болит голова!» Грусть У тебя болит голова, поэтому ты не хочешь кушать, поешь потом
Ребёнок приходит домой и плачет: «Я не буду больше играть с Димой, он забрал у меня мою любимую игрушку». Обида, огорчение Ты расстроен потому, что Дима забрал у тебя твою игрушку
Ребёнок нечаянно порвал странички школьного учебника: «Мама, я испортил учебник» Страх, огорчение Ты огорчился, потому что порвал учебник.
5. Упражнение «Сила языка»
Цель:развитие чувства ответственности
Группа делится на пары. Сев напротив партнёра, глядя ему в глаза, нужно сказать три фразы, начиная каждую словами «Я должен». Партнёр делает то же самое. Затем нужно вернуться к своим фразам и заменить в них слова «Я должен» на «Я хочу», сохранив неизменными сами фразы. Выслушайте изменённые фразы в утверждениях партнёра. Поделитесь своими переживаниями.
-Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?
-Какую фразу было легче всего произносить?
9. Упражнение «Какой он»
Цель:развитие сензитивности, эмпатии взаимопонимания
Водящий выходит за дверь, а остальные загадывают кого – то из группы. Водящий, задавая вопрос «Какой он?», должен отгадать, кого загадали.
10.Релаксация «Полет бабочки»
Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и глубоко, ... спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок...
Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка. Что у него красивые и большие крылья… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз...
Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов... Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно высадитесь на мягкую пахучую серединку цветка…рассматриваете его и цветы вокруг... Вдохните еще раз его аромат ... и откройте глаза.
11. Рефлексия.
- Полезна ли была для вас информация, которую вы получили сегодня на занятии?
-Будете ли вы применять технику АС в повседневной жизни?
12. Заключительное слово педагога-психолога:
Общение с ребёнком, эффективное, равноправное, продуктивное – это проблема, для разрешения которой требуются определённые навыки и умения.
Сегодня, вы познакомились с техникой активного слушания, на практике попробовали использовать эту технику. Вы убедились в том, как это не просто. Увидели, что вам так и хочется задать ребёнку вопрос и прокомментировать ситуацию. Данная техника помогает выстраивать отношения с детьми, лучше понимать детей, с её использованием ослабевает напряжение в общении. Я думаю, что вы попробуете применять эту технику и в повседневной жизни.
13. Памятка родителям
Всегда называйте ребенка по имени.
Слушайте, что говорит вам ребенок, не перебивайте его.
Если вы обещаете ребенку что-то для него сделать – обязательно выполните.
Давайте правдивую оценку поведению ребенка.
Внимательно относитесь к обращенным вам переживаниям ребенка. Предложите свою помощь в разрешении трудного для него вопроса. Здесь уместно только: « Как я тебе могу помочь?» и нежелательно навязывание своего варианта решения проблемы.
С одобрением относитесь к идеям и предложениям ребенка, выражайте благодарность за инициативность и участие в совместной деятельности.
ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ!
Основное правило общения с ребенком - никакой критики!

 Публикации статей для педагогов с выдачей сертификата 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.