Кочалидзе Ольга Владимировна
педагог-психолог
МБДОУ города Иркутска детский сад № 172 «Радуга»
Иркутская область г. Иркутск
Родительский клуб «Дружная семейка»
Конспект встречи «Как слушать ребенка»
Форма проведения: занятие с элементами тренинга
Цель: Усиление способности родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность.
Задачи:
- Познакомить родителей с техникой активного слушания;
- Тренировка участников группы в использовании техники активного слушания;
- Обучение участников группы в распознавании чувства детей в разных ситуациях;
- Изменение неадекватных родительских позиций;
- Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
Участники: родители, педагог –психолог.
Ход занятия
1. Приветствие.
Упражнение «Чудное приветствие»
Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе. Педагог-психолог говорит о существовании множества разных способов приветствия людьми друг друга, реально существующих в цивилизованном социуме и шуточных. Родителям предлагается встать и поздороваться друг с другом плечом, спиной, рукой, щекой, носом, выдумать свой собственный необыкновенный способ для сегодняшнего занятия и поздороваться им. Рефлексия ( все делятся своими впечатлениями).
2. Разминка. Упражнение «Испорченный телефон»
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения слушать. Участвуют 5 человек. Четыре человека должны выйти из комнаты. Они по одному заходят в комнату. Задача – предать максимально точно полученную информацию. Зачитывается текст. Каждый участник передаёт его следующему. Результат последнего участника сравнивается с оригиналом. Все участники группы обсуждают, что мешало точно передавать информацию, что искажает информацию.
Текст:
Вокруг нас большое количество микробов. Чтобы защитить ребёнка от микробов, нужно растить защиту внутри организма. Для этого необходимо постоянно укреплять иммунитет:
-кормите ребёнка «противомикробными» продуктами (морковью, капустой, земляникой);
-делайте с ним зарядку;
- используйте в квартире увлажнители воздуха (сухой воздух провоцирует насморк).
Рефлексия:
- Насколько точно передавали информацию участники?
- Сравните последнюю информацию с оригиналом, насколько процентов была искажена информация?
- Что мешало точно передавать информацию, что искажает информацию?
3. Основная часть. Упражнение «Угадай чувство»
Цель: развитие эмпатии. Все участники разбиваются на пары. Первый партнёр произносит эмоционально окрашенную фразу. Второй участник сначала повторяет своими словами содержание того, что услышал, а затем пытается определить чувство, которое испытывает партнёр в момент произнесения фразы. Партнёр оценивает точность обоих отражений. Затем участники меняются ролями.
Обсуждение:
-Легко ли выражать то чувство, которое вы хотели передать?
-Поняли ли то чувство, которое хотели передать?
4. Упражнение «Пословицы»
Деление на 2 группы, каждая получает по две пословицы, поясняя что имели ввиду наши предки:
Без корня и трава не растет.
Не мы на детей походим, а они на нас.
Матушкин сынок, да батюшкин горботок.
Похвальное слово гнило бывает.
5.Психологическая беседа
Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим как можно решить эти проблемы. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что – то поделить, с кем –то подрались, его кто – то обидел и т.д. Причины трудностей детей часто бывают скрыты в сфере его чувств. В каких то случаях ребёнка просто выслушать. Этот способ называется активным слушанием (пример)
Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».
– Перестань капризничать, вполне приличная шапка! (обычный ответ родителей).
При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.
Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.
Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание.
Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.
Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
МАМА: Тебе она очень не нравится.
Алгоритм действий по применению активного слушания:
1. Занять правильное положение по отношению к ребёнку (глаза взрослого и ребёнка должны находиться на одном уровне);
Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени, можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти, или избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету, сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.придвинуть свой стул к нему поближе.
2. Повтор услышанного от ребёнка;
3. Делать паузы между фразами;
Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка – может быть, он что-то добавит.
4.Обозначение чувств ребёнка
5. Чувства в утвердительной форме
Потому что она сразу показывает, что родитель настроился на «эмоциональную волну» ребёнка, что он слышит и принимает его эмоциональное состояние.
Правила хорошего слушания:
слушай внимательно, обращай внимание не только на слова, но и на невербальные проявле¬ния собеседника (мимика, позы, жестикуляция);
проверяй, правильно ли ты понял слова со¬беседника, используя, если это необходимо, при¬емы активного слушания;
не давай советов;
не давай оценок.
Положительные результаты, которые можно обнаружить (любой из них или сразу все) при удачном активном слушании ребенка уже в ходе беседы
Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребенка.
Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается.
Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
3. Упражнение «Пойми меня»
Ребенок говорит Ребенок чувствует
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! Гордость. Удовлетворение.
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. Скука, поставлен в тупик.
Все дети играют, а мне не с кем. Одиночество, покинутость.
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. Уверенность, самостоятельность.
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. Боль, злость, чувство не любви.
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? Разочарование, желание бросить.
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. Одобрение, благодарность, радость.
4. Работа с техникой активного слушания.
А теперь давайте потренируемся использовать технику АС. Каждый из вас получит карточку, на которой описана ситуация. Ваша задача – понять, какие чувства испытывает в данной ситуации ребёнок.
Ситуации и слова ребёнка Чувства ребёнка Ответ родителя
«Сегодня, когда я выходила из школы, мальчик выбил у меня портфель, и из него всё высыпалось». Огорчение, обида «Ты очень расстроилась и было обидно»
Ребёнку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!» Боль, рассердился Тебе больно, ты рассердился на доктора
Ребёнок роняет чашку, та разбивается: «Ой, моя чашка разбилась!» Страх, жалко Ты испугалась, а чашечку жалко
Ребёнок получает двойку по математике: «Мария Ивановна плохая, она поставила мне неправильно оценку!» Злость, обида Ты, расстроен и зол на учителя, она не заслуженно поставила тебе оценку
«Петька - дурак! Он меня сегодня ударил в школе, потому что, я его нечаянно толкнул!» - говорит ребёнок Злость, обида Ты расстроился, потому что Петька тебя толкнул
«Я не буду кушать, у меня болит голова!» Грусть У тебя болит голова, поэтому ты не хочешь кушать, поешь потом
Ребёнок приходит домой и плачет: «Я не буду больше играть с Димой, он забрал у меня мою любимую игрушку». Обида, огорчение Ты расстроен потому, что Дима забрал у тебя твою игрушку
Ребёнок нечаянно порвал странички школьного учебника: «Мама, я испортил учебник» Страх, огорчение Ты огорчился, потому что порвал учебник.
5. Упражнение «Сила языка»
Цель:развитие чувства ответственности
Группа делится на пары. Сев напротив партнёра, глядя ему в глаза, нужно сказать три фразы, начиная каждую словами «Я должен». Партнёр делает то же самое. Затем нужно вернуться к своим фразам и заменить в них слова «Я должен» на «Я хочу», сохранив неизменными сами фразы. Выслушайте изменённые фразы в утверждениях партнёра. Поделитесь своими переживаниями.
-Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?
-Какую фразу было легче всего произносить?
9. Упражнение «Какой он»
Цель:развитие сензитивности, эмпатии взаимопонимания
Водящий выходит за дверь, а остальные загадывают кого – то из группы. Водящий, задавая вопрос «Какой он?», должен отгадать, кого загадали.
10.Релаксация «Полет бабочки»
Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и глубоко, ... спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок...
Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка. Что у него красивые и большие крылья… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз...
Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов... Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно высадитесь на мягкую пахучую серединку цветка…рассматриваете его и цветы вокруг... Вдохните еще раз его аромат ... и откройте глаза.
11. Рефлексия.
- Полезна ли была для вас информация, которую вы получили сегодня на занятии?
-Будете ли вы применять технику АС в повседневной жизни?
12. Заключительное слово педагога-психолога:
Общение с ребёнком, эффективное, равноправное, продуктивное – это проблема, для разрешения которой требуются определённые навыки и умения.
Сегодня, вы познакомились с техникой активного слушания, на практике попробовали использовать эту технику. Вы убедились в том, как это не просто. Увидели, что вам так и хочется задать ребёнку вопрос и прокомментировать ситуацию. Данная техника помогает выстраивать отношения с детьми, лучше понимать детей, с её использованием ослабевает напряжение в общении. Я думаю, что вы попробуете применять эту технику и в повседневной жизни.
13. Памятка родителям
Всегда называйте ребенка по имени.
Слушайте, что говорит вам ребенок, не перебивайте его.
Если вы обещаете ребенку что-то для него сделать – обязательно выполните.
Давайте правдивую оценку поведению ребенка.
Внимательно относитесь к обращенным вам переживаниям ребенка. Предложите свою помощь в разрешении трудного для него вопроса. Здесь уместно только: « Как я тебе могу помочь?» и нежелательно навязывание своего варианта решения проблемы.
С одобрением относитесь к идеям и предложениям ребенка, выражайте благодарность за инициативность и участие в совместной деятельности.
ВАЖНО ЗАПОМНИТЬ!
Основное правило общения с ребенком - никакой критики!
Публикации статей для педагогов с выдачей сертификата