ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Шатохина Татьяна Владимировна

МАУДО «Центр развития творчества детей и юношества города Новотроицка Оренбургской области»

Оренбургская область, город Новотроицк

Рекомендации родителям
«Как помочь младшему школьнику с трудностями обучения»
Вроде бы учебный год начинался вполне успешно. Ничто, как говорится, не предвещало… И вдруг кто-то в конце 1-й четверти, кто-то в середине декабря, а то и в феврале - марте стал все чаще и чаще приносить в дневнике неудовлетворительные оценки. Недовольные учителя пишут отчаянные замечания. Недовольные родители лишают компьютера или даже берутся за ремень. Недовольные ученики находят причины, чтобы пропустить надоевшие уроки, а то и заболевают. Взрослые склонны приписывать участившиеся двойки своих детей лени или невнимательности.
А ведь основная причина трудностей в обучении - низкий уровень нейродинамических показателей психической деятельности, который обусловливает низкий уровень умственной работоспособности. Важно знать, что детям с подобными трудностями можно качественно помочь, грамотно выстроив образовательный процесс в школе и дома.
Сам термин нейродинамика обозначает совокупность характеристик некоторых свойств нервной системы, таких как:
- способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении;
- способность к быстрому переходу от торможения к возбуждению;
- стабильность активности нервных процессов.
Как определить, что у ребенка нейропсихологические трудности?
- У ребенка с недостаточно сформированным энергетическим блоком мозга мы наблюдаем разбалансированные процессы возбуждения и торможения. Его работоспособность может иметь волнообразный характер. Такой ребенок очень долго выполняет задание, он неспособен мобилизовать свои ресурсы и доделать начатое. Домашние задания затягиваются, в процессе чего ребенок истощается и почти не может усвоить представленный материал.
- Он не сразу включается в учебную деятельность на уроке. Быстро устав, перестает воспринимать информацию, зевает, качается, вертится, может даже упасть со стула. Неспособность к долгой концентрации приводит к тому, что ребенок мешает другим или «витает в облаках». Соответственно он отстает от программы и с трудом может изучать предмет.
По каким еще признакам определить, что у ребенка нейропсихологические трудности:
- он часто забывает дома предметы, необходимые в школе, а в школе забывает личные вещи;
- забывает или не успевает записать домашнее задание;
- почерк к концу строки укрупняется или, наоборот, становится мелким;
- могут чередоваться очень большие и очень маленькие буквы;
- при письме на нелинованной бумаге, строчка резко сползает вниз;
- растет число нелогичных ошибок, описок. Например, пропуск букв на письме или недописанные слова, перестановка слогов (гамазин вместо магазин) отсутствие знаков препинания, заглавных букв;
- отсутствуют пропуски между словами;
- в устной речи частые аграмматизмы;
- трудность с решением примеров в «столбик» из-за неумения правильно подписать цифры;
- устойчивые трудности в понимании условий задач;
- трудности в усвоении состава чисел и др.;
- при получении задания для самостоятельной работы ребенок приступает к нему не сразу, а иногда только к концу отведенного времени, поэтому не успевает его выполнить;
- предметы учащегося часто падают на пол (так он бессознательно меняет позу, чтобы «подпитать» свой мозг энергией);
- меняется поведение - ребенок становится более капризным, трудно управляемым, возникают истерические реакции на любую мелочь;
- появляются трудности с засыпанием;
- ребенок чаще болеет респираторными и другими соматическими заболеваниями.
Повышение нейродинамики поможет ребенку справиться со школьными и домашними нагрузками.
Эффективно повышают нейродинамику дыхательные упражнения. Они входят в коррекционную программу специалистов и ежедневно используются дома.
За счет обильного насыщения мозга кислородом оптимизируются все нейродинамические показатели. Как результат - улучшаются навыки самоконтроля, что важно для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Правильное дыхание помогает ребенку снять психоэмоциональное напряжение, освободиться от негативных эмоций и добиться функциональной разрядки. Ребенок учится следить за своим эмоциональным состоянием и лучше управлять им. Правильное дыхание позволяет гармонично работать всему организму.
Можно использовать дыхательную гимнастику. В частности, в перерывах между решением задач проведите дыхательную гимнастику в игровой форме. Она позволит ребенку дольше оставаться «включенным» в процесс решения заданий.
Вот несколько приемов.
«Дутибол» – на середину стола кладется мячик для пинг-понга, двое игроков по сигналу начинают дуть на мяч, стараясь задуть его в ворота противника.
«Воздушный волейбол» – с помощью потока воздуха передать надутый воздушный шарик от игрока к игроку.
«Кто дольше?» – продержать на выдохе воздушный шарик как можно дольше.
«Кораблики» – дуя, провести свою лодочку на другую сторону стола, не задев лодочки противника.
«Егорки» – необходимо на выдохе насчитать как можно больше «Егорок». Произносят: «Сидели на пригорке 33 Егорки, раз-Егорка, два-Егорка…»
«Дорожки» – дуть на ватный шарик, передвигая его по «дороге», вылепленной из пластилина.
«Дует ветер» – ребенок дует, стараясь с большого расстояния пошевелить лист бумаги.
«Свечка» – задувать свечку, постепенно увеличивая расстояние от игрока до свечи.
Улучшить кровообращение головного мозга и обогатить его кислородом помогут массаж и самомассаж. Особое внимание следует уделить шейно-воротниковой зоне, ступням и ладошкам. За счет улучшенного кровотока мы активизируем энергетический блок мозга и оптимизируем его работу. Существуют общеукрепляющие процедуры, которые можно выполнять дома:
- контрастный душ и зарядка (по утрам);
- самомассаж воротниковой зоны — чередование самомассажа сильной струей душа и растирания массажной рукавичкой; растирание махровым полотенцем после контрастного душа или обливания;
- массаж и самомассаж ступней и ладошек;
- ходьба по массажным коврикам.
Родители, помните:
Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок. За малейшие успехи премируйте полезными вещами: книгой, театром, развивающей игрой, лишним поцелуем, теплым словом. Радуйтесь вместе с ребенком его маленьким победам.
- Выполнение домашнего задания не должно носить негативный характер. Очень важно поддерживать ребенка и давать ему эмоциональное подкрепление. Следует отмечать даже самые маленькие успехи.
В процессе выполнения уроков важно контролировать время. Следует заранее определить, сколько времени отводится на конкретное задание. Временные промежутки должны быть короткими (10–15 мин). Определить их может и сам ребенок. Далее следовать временному регламенту.
Для младших школьников после 20 мин работы должен последовать перерыв в 10 мин. Для школьников постарше 30 мин работы и 10 мин перерыв. Также необходимо понаблюдать за ребенком - возможно, ему следует индивидуально подобрать время на работу и отдых.
Что-то приятное может ждать ребенка в перерыве между выполнением заданий. Чем же заполнить этот перерыв?
Организуйте перекус - прекрасно подойдут чай с лимоном, мед, банан, цитрусовые, орехи, семечки, цукаты, гречка. В данных продуктах высока концентрация полезных веществ и витаминов, которые очень нужны для мозга и его кровоснабжения. А вот «быстрые» сахара, содержащиеся в конфетах, пирожных, плохо усваиваются в организме и могут вызвать ухудшение памяти.
Сделайте любой разминочный комплекс упражнений, потанцуйте, попрыгайте. Сделайте дыхательную гимнастику или поиграйте в дыхательные игры. Предложите ребенку принять участие в домашней деятельности, например, помочь по хозяйству или приготовить продукты для салата к обеду. При этом важно похвалить ребенка, особенно если инициатива исходила от него.
Поиграйте с ним. Игра - основная форма деятельности ребенка, именно в ней он активно развивается. Поэтому если ребенок любого возраста активно тянется играть - значит, ему это необходимо для развития.
Не подходят для перерыва в занятиях компьютерные игры, просмотр телепередач. Мозг не восстанавливается при подобной смене деятельности. Для младшего школьника такая деятельность не должна превышать 20 мин в день.
Помните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности и помогают крепко спать. Прерывистый сон и недосыпание способствуют забывчивости.
Убедите ребенка, что он способный ученик. Учите его упорству и тому, что из любой проблемной ситуации всегда можно найти выход.
Приведем примеры нескольких игр, которые на практике доказали свою эффективность в оказании действенной помощи ребенку с трудностями обучения, а также формируют у ребенка позитивное отношение к школьному обучению.
«Бумажный тир» (на развитие пространственных представлений, точности и глазомера).
Два игрока рисуют по 7-10 танчиков, каждый на своей половине двойного тетрадного листа (лучше не в клеточку, а в линейку или пустого А4). Расставив армию, игроки начинают обстреливать друг друга следующим образом: выстрел рисуется на своей половине поля, затем лист складывается ровно посередине, и выстрел, видимый напросвет, отмечается на второй половине поля. Если он задел танк, тот подбит, а если попал точно в него, танк сразу уничтожен. Каждый удачный выстрел дает право на следующий; в некоторых версиях игры, нельзя стрелять следующим выстрелом в тот же танк. Побеждает, естественно, тот, кто первым расстрелял армию соперника.
«Тройка»
Простейшая словесная игра, по принципу крестиков-ноликов, только с буквами.
На поле 3х3, двое игроков ставят по одной любой букве, и выигрывает тот, у кого к концу партии (когда все поля будут заполнены) получится написать по диагонали, вертикали или горизонтали больше общеизвестных слов из 3 букв.
Можно играть в вариант «кто первый создаст слово», а не у кого слов будет больше.
«Графический диктант»
Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаги и в результате получает картинку. Делать это несложно. Нужно только внимательно слушать ведущего, проводить карандашом черточки влево, вправо, вверх или вниз. Для графических диктантов используют простые картинки. Например, домик, собака, машина. Игра развивает координацию движений; внимание; память; усидчивость; воображение; словарный запас; мелкую моторику; орфографическую зоркость. Одновременно с физическими навыками ребенок повышает самооценку. Он осознает необходимость восприятия инструкции на слух. Делает работу четко и быстро, не отвлекаясь на птичку в окошке или смех соседа по парте.

Конкурсы для музыкальных руководителей 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.