ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Зуева Наталья Сергеевна

МКОУ Детский дом №1 г. Гурьевска

Кемеровская область Гурьевский район г. Гурьевск

Занятие «Помочь себе и своему ребенку»

Цель тренинга: найти пути к пониманию поведения собственного ребенка, получить информацию для активизации механизмов эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье.
Психолог : Здравствуйте! Все родители мечтают вырастить "хорошего ребёнка". В действительности же, очень часто под словом "хороший" мы имеем в виду "послушный, исполняющий любые требования, проявляющий ответственность в тех заданиях, которые поручил ему взрослый. Проблема в том, что многие качества, которые родители хотят видеть в своём ребёнке (послушание, способность творчески мыслить, смелость, целеустремлённость и настойчивость), в повседневной жизни мешают общению с ребенком. Что такое семья для ребёнка? Семья - это мощная эмоциональная защита. Ребёнку нужна ласковая, внимательная и заботливая мама, к которой он может прижаться в трудную минуту, рассказать о своих переживаниях, поделиться своими секретами. Как известно, каждый ребёнок нуждается в заботе, ласке, взаимопонимании, позитивном общении. Всё это ребёнок получает в семье. Как бы комфортно и уютно не было ребёнку в детском доме, какие бы не были созданы для него условия, ничто не сможет заменить ребёнку семью, общение с родителями. Поэтому мы рады тому, что вы не остались равнодушными к искалеченным судьбам наших детей и проявили готовность принять в свою семью нового его члена.Но воспитывать сироту, конечно, нелёгкий труд. Необходимо терпение и понимание, ведь и самому ребёнку, и, вам, “новоиспечённым родителям”, будет очень трудно приспособиться друг к другу, к новым условиям. Поэтому необходимо знать, как ему помочь, и уметь это сделать. Очень важно, чтобы каждый член семьи помог ребёнку почувствовать себя своим в семье.
Кто такой приёмный ребёнок с точки зрения психологов? Это ребёнок, в отношении которого уже с момента рождения допускается социальная несправедливость. Он рожден не по любви (от него отказались родители). С самого раннего детства он переезжает из одного воспитательного учреждения в другое, ему приходится постоянно адаптироваться к новым условиям. В то же время ребёнку недостаёт индивидуального понимания, не хватает положительных эмоций, нормального человеческого общения.
Именно приёмная семья должна стать для такого ребёнка своеобразной психологической “нишей”, в которой он сможет пройти своего рода психотерапевтическую реабилитацию после стресса; в которой он обретёт недостающие ему тепло, внимание, сочувствие, заботу, ласку; где сможет почувствовать свою нужность и ценность.
Для того, чтобы всё это обеспечить, вы должны быть психологически готовы ко всем тяготам воспитания своего будущего ребёнка, к любви и заботе о нём. Ведь приёмный ребёнок больше всего хочет, чтобы его “приняли”, признали своим, хочет иметь свою семью.
А чтобы подготовиться морально и практически к приёму ребенка, конечно же, необходимы психологические знания, которые помогут вам для успешного и надёжного создания новой семьи. Здесь вы
сможете получить знания о том:
как строить отношения с приёмным ребёнком во время первой встречи, в период адаптации, в кризисных ситуациях;
как сблизиться с ребёнком, как разрешить проблемы на первоначальных этапах общения.
Вы познакомитесь с педагогическими и психологическими приёмами взаимодействия с ребёнком, научитесь понимать поведение ребёнка.
Ведь погода в доме с приёмом ребёнка должна становиться более солнечной и ясной. Вы сможете дать друг другу так много счастья, поддержки и любви. Ведь только вы способны дать ребёнку возможность обрести новую семью и “путёвку в жизнь”.
Сегодня мы собрались для того, чтобы попытаться вместе избавиться от своих проблем, стать лучше, научиться относиться к ребенку с пониманием и уважением, научиться общаться. Слово «общение» является одним из важнейших слов в жизни каждого человека, а для развития ребенка оно является более важным. В процессе общения с родителями формируется личность ребенка. Наблюдая за тем, как общаются между собой взрослые, ребенок учится поведению, которое и будет использовать в своей будущей взрослой жизни. Поэтому наша задача показать вам на собственном примере, какие именно позиции родителей в общении являются наиболее эффективными, а какие - наоборот, заставить задуматься об изменении своего отношения к детям.
Разминка 1. Приветствие «Передай другому»
Цель: стимулировать внимание участников тренинга, активизировать их творческие способности, привлекать родителей к совместной деятельности помочь родителям узнать друг друга.
Ведущий: Перед тем, как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.
Предлагаю вам мешочек, в котором лежат небольшие задания. Когда музыка стихнет, тот, у кого в этот момент оказался пакет снимает верхний слой и читает, и выполняет задание. Игра будет продолжаться, пока все задания не кончатся.
Примеры вопросов и задач: назови свой любимый цвет, назови свое имя, любимое хобби, какую музыку вы слушаете, какие качества цените в людях, какой любимый фильм, напойте любимую песню, какое время года вам больше всего нравится, яркое воспоминание из детства, кем вы хотели стать в детстве и воплотилась ли ваша мечта в жизнь?
Ведущий: Уважаемые родители! Наша встреча будет необычная. Все что будет происходить предлагаю оставить в своей памяти. Предлагаю каждому из Вас дневник для работы на сегодняшней встрече. Рекомендую быть откровенными, искренними, открытыми в своих ответах, потому что это позволит помочь найти пробелы в воспитании вашего ребенка и проанализировать их. Ваши ответы несут конфиденциальную информацию, поэтому надеюсь на сотрудничество и достижение полного взаимопонимания.
Откройте дневники и заполните первую страницу.
2. Презентация «Давайте познакомимся» (работа в дневниках)
Имя_________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваше кредо_______________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши семейные ценности__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Другое__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для эффективности работы предлагаю вам заполнить бейджи своим именем.
3. Задача «Цветок» (работа в дневниках)
Ведущий: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?
Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет задача «Цветок».
Инструкция: предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка. На листочках ласковые слова, а на лепестках положительные качества ребенка.

Вывод: лепестков много и видимо Вам очень трудно подобрать ласковые слова. Охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.
Рефлексия:
- Было трудно?
- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?
- Легко ли Вам было заполнять? Почему?
С какими сложностями Вы сталкиваетесь в воспитании и общении с Вашим ребенком, в этом нам поможет тест на следующей странице нашего дневника.
1. Тест для родителей «Семейное воспитание» (работа в дневниках)
Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с содержанием каждого вопроса выберите тот вариант ответа, который совпадает с вашим мнением. Ваши ответы позволят определить состояние семейного воспитания и особенности его влияния на психическое состояние ваших детей. Просьба отвечать честно. Не задумываться долго над вопросами.
На вопросы этого теста можно отвечать «да», «нет» или «не знаю».
Тест «Семейное воспитание»
Вывод: каждый из Вас проанализировал свои ответы и задумался, правильны ли ваши подходы в воспитании детей? В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с разными ситуациями в общении и поведении с детьми. Мне очень бы хотелось, чтобы вы поиграли игру «Запрет».
1. Игровое упражнение «Запрет».
Ведущий выбирает одного из родителей для выполнения упражнения, который будет изображать ребенка.
Ведущий: посмотрите пожалуйста на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура - треугольник выходит в круг. Вы ребенок, а я - мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ремешком, либо ленточкой), запрещаю прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот (завязывает руки), запрещаю смотреть на вещи, которые по вашему мнению, не нужно видеть ребенку – (завязывает глаза), слушать то, что говорят взрослые (завязывает уши), не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот – (завязывает рот). Посмотрите на моего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно.
Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;
- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.
Сделав вывод хочу прочитать сказку Дмитрия Соколова «Фиолетовый котенок». Кастрюлька Анатоля.
2. Сказкотерапия «Фиолетовый котенок»
(чтение сказки сопровождается показом)
Скачать сказку
Рефлексия:
- О чем сказка?
- Если перевести ее на тему воспитания, то методы прослеживаются?
Вывод: действительно ли это сказка об отношении к воспитанию. Кошка, кабан и ворона - это методы воспитания, которые используют родители и они не всегда эффективны. В сущности, это вина, угроза и насмешка. А Луна - это символ веры, она не воспитывает котенка, а расширяет его мир, его кругозор. И главное совсем не то, что он научился тому, что от него хотели, а то, что луна нашла правильный подход в воспитании.
Ведущий: во время общения каждый человек учится регулировать как собственное поведение, так и поведение другого. Люди собственным примером, поощряют, стимулируют к различным видам деятельности, а могут и манипулировать. Общаясь, люди постепенно меняют друг друга. А как мы меняемся узнаем в ходе следующего упражнения.
Загруженные, уставшие после работы родители особенно уязвимы от плохого поведения ребенка на улице, в помещении. Поэтому предлагаю упражнение, которое заставит задуматься об изменении своего отношения к детям.
3. Игровое упражнение «Как тебе лучше?»
Психолог: приглашаю родителей объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию по ленте. Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение своего напарника - «ребенка»
Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение сначала словами: «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю», а потом: «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься». И последнее: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».
Вывод: выполняя упражнение каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя, как вы себя чувствовали? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли. Родители обсуждают свои чувства.
Нужно взвешенно выбирать выражения о деятельности ребенка, не унижать его, объяснять последствия его поступков.
Ведущий: на данном примере вы видели негативные и позитивные моменты общения взрослого с ребенком. Психологи объединили определенные ситуации в несколько моделей воспитания.
4. Упражнение «Модели воспитания»
Ведущий: Модели воспитания - это стабильные отношения между старшими и младшими, где воспитательная роль принадлежит старшим. Они иногда осознанные, иногда не полностью. В некоторых случаях бывает, что вы на словах декларируете одну модель воспитания, а на действиях реализуете другую. Достаточно распространены случаи, когда родители используют в своей практике несколько моделей одновременно.
Воспитание бывает более проблемным, спорным, а бывает достаточно удачным и правильным. Возьмите карточки на которых изображены рисунки которые отражают те или иные модели воспитания. Каждой паре следует проанализировать изображения.



Психолог после анализа каждой модели воспитания предлагает ответить на вопрос.
-На ваш взгляд, какая модель воспитания наиболее способствует формированию личности ребенка и его социально-нравственному развитию.
Обсуждение родителей.
Вывод: надеюсь, что после обсуждения данного вопроса каждый из вас определил для себя, что воспитывая в них смелость, уверенность в себе, честность, трудолюбие и другие социально достойные качества, все это проводит к развитию социально адаптированного и психически здорового малыша в современном обществе.
Ведущий: для того чтобы узнать еще одну тайну в воспитании и общении с ребенком предлагаю принять участие в эксперименте, и вы убедитесь, как необходимо гуманно (с уважением, бережно, внимательно, приветливо, искренне, трогательно) относиться к своему ребенку.
5. Упражнение «Стаканы»
Цель: с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка
Материал: три стакана с водой, чайная ложка, золотой порошок, ком земли.
Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, в которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.
Итак, возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания.
Во второй стакан бросим кусочек земли и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.
В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.
Вывод: Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения то ребенок начинает так же отвечать и нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности.
Ведущий: научились, узнали, получили знания, предлагаю вам разработать для себя правила общения и взаимодействия со своим ребенком.
6. Упражнение «Памятка на каждый день» (работа в дневнике)
В течение трех минут заполните пожалуйста
1. Я никогда не буду________________________________________
2. Всегда буду знать_________________________________________
3. Всегда буду проявлять интерес к____________________________
4. Я должна__________________________________________________
5 Я не могу_______________________________________________________
6. Я не хотела бы _________________________________________
7. Я хочу__________________________________________________________
Ведущий: надеюсь, что эти правила вы будете использовать, когда возникнут трудности в общении и воспитании ребенка.
Ведущий: сегодня вы много узнали, кто-то для себя нашел ответ на вопрос, кто-то открыл для себя что-то новое. Хотелось и мне узнать Ваше мнение о нашей встрече, нужна ли была она Вам, полно ли раскрыт был материал? Запишите свое отношение на цветочках. У каждого из вас они есть. На обратной стороне прошу заполнить предложения и озвучить их, передавая друг другу цветок образуя венок.
7. Упражнение «Шкатулка желаний»

Подведение итогов тренинга.
Я узнала, что______________________________________________________

Было интересно ___________________________________________________

Всегда буду ______________________________________________________
Вывод: очень благодарна за нашу встречу, спасибо за активное, продуктивное участие. Напишите пожелания, может быть проблему нашей следующей встречи.

Конкурсы для музыкальных руководителей 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.