ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 

выполнила:
Чупрова Ольга Владимировна
Педагог-психолог, 1 квалификационная категория
МКОУ «Октябрьская СОШ им. Н.В. Архангельского


«ПЕСОЧНАЯ СТРАНА – СТРАНА ЧУДЕС» -
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИИ И РАВИТИИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ.

Негативные эмоции у детей в настоящее время является актуальной проблемой. Под воздействием ряда факторов - окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации, психотравмирующие ситуации, подавленный стресс, трудные жизненные ситуации, дефекты воспитания, дисфункциональные семейные отношения, неблагоприятный и дисгармоничный эмоциональный климат в семье, неграмотное разрешение конфликтных семейных и детско-родительских, супружеских ситуаций, недостаток тепла, общения, непонимание ребенка со стороны взрослых и сверстников, возрастает количество детей, с признаками психологических, эмоциональных, поведенческих нарушений, негативными эмоциональными переживаниями и связанными с ними трудностям в развитии: неконструктивный выплеск эмоции, развитие неврозов и психосоматических заболеваний, закрепление отрицательного поведения, тревожность, агрессивность, низкая самооценка, пассивность, несамостоятельность, внутренний конфликт и конфликтность, отчужденность, замкнутость, незащищенность, неуверенность в себе, страхи, депрессивность, нервозность, раздражительность, трудности в общении, не умение и отсутствие желания уступать друг другу, недостаток терпения и доброжелательности.
Для развития и коррекции эмоциональной, поведенческой сферы детей в условиях учреждения активно используется один из современных и эффективных арт-терапевтических методов психологической работы с детьми с различными психологическим проблемами для развития и коррекции эмоциональной, поведенческой сферы детей, с целью поддержания и укрепления душевного баланса ребенка, снятия психологического напряжения, гармонизации личности, психологического эмоционального оздоровления ребенка - песочная терапия: игры с песком, рисование песком (метод Sand-art),игры с кинетическим песком. Для решения данной проблемы в учреждении разработана и реализуется программа «Песочная страна – страна чудес» песочная терапия в коррекции и развитии эмоциональной, поведенческой и социальной сферы детей», разработан план работы по его реализации, план занятий по работе с детьми с песком.
Целью программы является, создание оптимальных условий и средств для коррекции и развития эмоциональной и поведенческой сферы детей, атмосферы благополучия для всестороннего развития личности ребенка-через использование метода песочной терапии в интеграции со сказкотерапией; развитие и коррекция эмоционально-волевой, поведенческой и социальной сферы, поддержание, сохранение и укрепление психоэмоционального здоровья и гармонизация психоэмоционального состояния детей, способствование возникновению положительных эмоций, обеспечение социальной успешности, способствование психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития, развитие тактильной чувствительности у детей с помощью элементов песочной терапии в практической работе психолога отделения психолого-педагогической помощи семье и детям.
Задачи программы включают:
• Внедрение и организация работы с психологической «песочницей» в психологическую практику, организация и оборудование «психологической песочницы».
• Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями, информирование, привлечение внимания, взаимодействие родительской и педагогической общественности к методу песочной терапии.
• Использование метода песочной терапии в диагностических целях.
• Развитие коммуникативных навыков ребенка и позитивного отношения к сверстникам, умения совместно работать со сверстниками, планировать деятельность, с помощью совместной игровой деятельности, используя вербальные и невербальные средства.
• Развитие психических процессов(восприятие, внимание, память, мышление, речь), творческих способностей детей, развитие тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, формирование сенсорных способностей.
• Развитие объективной самооценки, уверенности в себе, позитивного отношение к своему «Я», защищенности и возможности побыть самим собой, чувства контроля своего поведения, навыков саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний, навыки социального поведения, способствование проявлению эмпатии.
• Снятие мышечной напряжённости, коррекция невротических и психосоматических расстройств, глубоких психологических травм, семейных и детско-родительских отношений, межличностных отношений (развод родителей, смерть одного из близких, насилие), коррекция поведенческих и эмоциональных нарушений, социальной дезадаптации (агрессия, тревожность, конфликтность, страхи, гиперактивность, капризы, истерики, необъяснимые реакции).
В настоящее время используются методы арт-терапии, направленные как на определение внутреннего состояния, так и на формирование самых разных сторон психического развития ребенка. В области психокоррекциии и развитии, реабилитации, песочная терапия широко используется в работе психологов с детьми и взрослыми во всем мире и каждый специалист, кто практикует работу с песочницей, оказывается в пространстве творческого поиска. Новизной и отличительной особенностью программы является разработка цикла занятий с детьми с интегративным использованием перспективных методов песочной терапии и сказкотерапии, семейной песочной терапии в коррекции и развитии эмоциональной, поведенческой и социальной сферы детей.
Оборудование, используемое для песочной терапии: кварцевый, цветной и кинетический песок; центр воды и песка; стол со специальным стеклом, оснащенный подсветкой или песочный планшет с подсветкой; Юнгианская песочница (50 х 70 х 10 х 0,8 сантиметров); подборка сюжетных картинок (в соответствии с темой); миниатюрные игрушки (люди разных возрастов и профессии, животные, растения, насекомые);здания (домики, замки), постройки (мосты, ограды, ворота); символические предметы (сундуки с сокровищами, драгоценности); сказочные герои (добрые и злые); деревья, кусты, цветы и другие растения; небесные объекты (солнце, луна, звезды, радуга и пр.); транспортные средства (наземные, водные, воздушные); различные вспомогательные материалы – камешки, разноцветные стеклянные и хрустальные шарики, пуговки, ракушки, бусины, палочки, трубочки, штампики, веточки – для рисования и декора; коллекция миниатюрных фигурок из «киндер – сюрпризов»; кисточки, лопатки, набор мелкой посуды, буквы, цифры, геометрические фигуры, формочки разной величины; музыка (релаксационная и классическая, звуки природы «Звуки природы»: шум ветра, плеск воды, волн, водопада, пение птиц, шуршание песка) в процессе игр и упражнений.
Определены сроки и основные этапы реализации программы: сентябрь 2016 – май 2017 и в последующие годы.
Первый этап-изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, анализ проблемы, цели, задач, методологии и диагностических методик исследования; составление плана работы; создание условий в учреждении, подбор практического материала и необходимого оборудования, пособий для реализации метода песочной терапии; систематизация коррекционно-развивающего процесса, разработка теоретического инструментария (целеполагание, разработка конспектов, виды игр с песком - их значение в развитии ребенка);
Второй этап - проведение первичного диагностического обследования, анализ полученных диагностических данных, анкетирование родителей, оформление документации.
Третий этап - коррекционно-развивающая работа с детьми; просветительско-развивающая работа с родителями, специалистами, педагогами ДОУ, СОШ.
Заключительный этап - уточнение теоретических положений, мониторинг результатов, обобщение выводов, оформление материалов, публикация статьи, методических рекомендаций, представление опыта).
Планируемые результаты реализации программы:
• Развитие положительных эмоций, коррекция эмоциональной, поведенческой и социальной сферы детей и подростков.
• Развитие высших психических функций, тактильной чувствительности, мелкой моторики детей дошкольного возраста.
• Личностное развитие ребенка, его индивидуальных особенностей, положительных нравственных качеств, формирование самосознания и адекватной самооценки.
• Формирование эмпатии, коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками и родителями, братьями, сестрами и получение опыта самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей.
• Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры.
• Создание благоприятного психологического климата в учреждении в результате проведения семинаров-практикумов, мастер-классов.
Результатом реализации данной программы является углубленное введение в практику работы отделения психолого-педагогической помощи семье и детям индивидуальной, групповой и семейной песочной терапии, с целью психоэмоционального и личностного оздоровления и развития детей, приобретения педагогического опыта специалистами учреждения, усиление взаимодействия между детьми, родителями и специалистами, педагогами образовательных учреждений.
Задачи песочной терапии:
• Нарушения поведенческой и эмоциональной, социальной сферы - упрямство, сопротивление или своенравие ребенка, низкий самоконтроль, плаксивость, истерики, непослушание, капризы, обидчивость, агрессивное, конфликтное, тревожное поведение, ночные кошмары, страхи, негативные эмоции, переживания, застенчивость, неуверенность в себе, заниженная самооценка, несамостоятельность ребенка, замкнутость,
• синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ),
• социальная дезадаптация, конфликты ребенка с братьями и сестрами, родителями, сверстниками,
• профилактика и коррекция невротических и психосоматических расстройств, патологических привычек (грызение ногтей, заикание, сосание пальцев, закручивание волос, недержание мочи или кала (энурез, энкопрез),
• логоневроз (заикание), задержки развития речи, дети с ОВЗ (ДЦП, ЗПР, ОНР, ранний детский аутизм (РДА),
• развитие психических и познавательных процессов (воображения, творческого потенциала, мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики);
• формирование положительных черт характера, укрепление (или пробуждения) доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с миром,
• адаптация к серьезным изменениям, новым условиям в жизни (трудности адаптации в детском саду и школе, смена коллектива, рождение сестры или брата),
• проработка негативных последствии предшествующего болезненного опыта, психотравмирующих ситуаций, стресса, утраты, развода родителей или семейных конфликтов, коррекция депрессивного состояния у детей,
• песок, вода, развивает и корректирует эмоциональную и поведенческую сферу ребенка, способен «заземлять» и поглощать отрицательную психическую энергию, снизить уровень нервно-психического напряжения, гармонизировать эмоциональное состояние, изменить отношения к себе, к близким, к своему прошлому, настоящему и будущему.
Основные преимущества песочной терапии:
• Перенос традиционных занятий в песочницу дает большой коррекционно-развивающий эффект, усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
• В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются познавательные функции, речь и мелкая моторика ребенка, предметно-игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра и коммуникативные навыки ребенка.
• Песок, вода, способны «заземлять» отрицательную энергию в работе с «особыми» детьми. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия – основа релаксации, психоэмоционального оздоровительного эффекта игр с песком для ребенка, в котором гармонично сочетаются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа), для разрешения семейных конфликтов, гармонизации детско-родительских отношений, гармонизации и стабилизации актуального психоэмоционального состояния.
Были выделены основные направления реализации программы:
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми с 3-х лет и их родителями, из семей, обратившихся за психологической помощью и семей «группы риска».
Просветительская работа с родителями, специалистами, педагогами осуществляется с целью информирования о задачах и содержании песочной терапии, программы, вовлечение родителей в совместную работу в ходе индивидуальной консультативной, коррекционной и просветительской работы; знакомства с возможностями песочной терапии в психокоррекционной и развивающей работе, с опытом работы, повышения профессиональной компетенции, способствование развитию интереса к данной методике и создание условий для введения её в практическую деятельность в форме: родительских собраний, лекций, бесед, семинаров-практикумов, мастер-классов, круглых столов, дня открытых дверей, открытых занятий: представления практической работы с детьми по арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии, семейным и детско-родительским отношениям; информирование - размещение информации на сайте учреждения, стенде «психологическая песочница», распространение буклетов и памяток, организация фотовыставок, выставок пособии, методической литературы.
Работа с детьми направлена на коррекцию и развитие эмоциональной и поведенческой, социальной сферы, негативных переживаний и чувств у детей, посредством песочной терапии и сказкотерапии; разыгрывание на песке разнообразных сказочных сюжетов, приобретение опыта символического разрешения множества жизненных ситуаций; раскрытие интеллектуально-творческого потенциала детей и развитие креативности.
Формы работы с детьми в ходе реализации программы:
• Создание системы психолого-педагогической диагностики. Индивидуальная диагностика. Результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов, специалистов.
• Подгрупповая и индивидуальная совместная и самостоятельная деятельность с детьми.
• Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие эмоциональной и поведенческой, социальной сферы детей, в том числе по адаптации детей к СОШ.
Мониторинг по программе:
1. Эмоциональное состояние ребенка: Тест на определение уровня тревожности ребенка Р.Тэмпл, М.Дорки, В. Амен.
2. Диагностика детско-родительских и семейных отношений и определение индивидуальных особенностей личности ребенка: методика «ДАТ» (Детский апперцептивный тест), проективный тест «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Четыре персонажа», «Семья животных», «Дерево», «Нарисуй человека», методика «Рене Жиля», позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных взаимоотношений.
3. Диагностика памяти, внимания: методика Лурия «Заучивание 10 слов», корректурная проба.
4. Развитие мелкой моторики: методика «Домик» Н.И. Гуткина, выявление умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, особенности развития произвольного внимания, сенсомоторной координации, мелкой моторики.
В ходе проведения занятия по песочной терапии диагностируется: состояние мелкой моторики; уровень познавательного интереса, развития речи, общей осведомленности; сформированность понятий и уме¬ние обобщать; личностные характеристики и эмоциональное состояние, эмоциональное развитие (вы¬ражение эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость); уровень развития игровой деятельности; уровень развития психических процессов (произвольная и не¬произвольная память, восприятие формы, цвета, размера, устойчивость и распределение вни¬мания, работоспособность, воображение; уровень развития воли и целе¬устремленности; уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками, особенности и стиль семейных взаимоотношений.
В рамках реализации программы проводятся индивидуальные, семейные, подгрупповые и групповые занятия по 2-3, 4-6 человек по 30-40 минут, 1-2 раза в неделю. Формы и методы работы в ходе коррекционно-развивающих занятий с детьми по песочной терапии в рамках программы «Песочная страна-страна чудес» разнообразны и определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы.
Формы и методы песочной терапии в нашем учреждении применятся с целью быстрого установления доверия к психологу со стороны ребенка с помощью игры; интереса и удовольствия от занятий; эффекта релаксации от взаимодействия с песком. Используется интегративная песочная терапия, занятия проходят с применением различных методик арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии-игры и проигрывание сказок, метод рисование песком (метод Sand-art),игры с водой и песком, сказки на песке, диагностика, адаптационные игры и занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, игровые методы (обыгрывание внутренних проблем в смысловом поле ребенка), дидактические и познавательные игры, игры – коммуникации, работа с неограниченным и ограниченным числом объектов, игры с семьей, психопрофилактические игры с песком, песочная мандала, песочные сосуды, работа с мокрым песком, работа с кинетическим песком, создание картин на песке и «песочного мира», песочных композиций и «секретов», музыкальное сопровождение.
1. Игровые методы. Стабилизация эмоционального состояния, развитие мелкой моторики, проговаривание своих ощущении, развитие речи, психических процессов, получение опыта понимать себя и других.
2. Диагностика: внутренних проблем, психотравм, конфликтов, уровень и направленность агрессии, конфликты со значимыми близкими потенциальные, ресурсные возможности, способы преодоления трудностей, уровень развития эмоциональной сферы, характер взаимодействия в группе, распределение ролей в группе, стиль поведения каждого участника группы.
3. Психокоррекция: эмоциональные и поведенческие, невротические, психосоматические нарушения и расстройства; развитие сенсомоторных навыков, психических процессов; снижение эмоционального напряжения; оказание первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; долгосрочного психотерапевтического воздействия; обыгрывание внутренних проблем в смысловом поле ребенка; занятия по адаптации детей к условиям ДОУ, СОШ;
4.Психопрофилактика проблемных ситуаций, негативных психологических проявлений.
5. Психологическое консультирование детей, подростков и взрослых.
В постановке сказок и мифов в песочнице, рисуя на песке, ребенок получает собственный жизненный опыт.
Структура психокоррекционно-развивающих занятий:
Вводная часть. Знакомство с песочной страной или побуждение – вхождение в сказку – Занятие начинается с разминки для рук или сказки, установка на внимательное слушание и активное участие, формирование интереса к занятиям с песком, установление эмоционального контакта между детьми, развитие моторики рук и тактильных ощущений.
Основная часть «Путешествие по песочной стране и ее преображение», с целью развития эмоционально-личностной, поведенческой сферы и психических процессов ребенка, входе создания композиций на песке, проговаривания действий с песком, развития связной речи, навыков общения, побуждения к рассказыванию, развития познавательных процессов.
Рефлексия «Выход из сказки», с целью обсуждения, развития связной речи, формирования чувства принадлежности к группе и закрепления положительных эмоции и подведения итогов занятия.
Основная цель занятий с психологической песочницей - снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация психоэмоционального состояния, коррекция межличностных отношений, а также развитие тактильной чувствительности, сенсорики, речи, психических процессов детей.
Песочница и «песочная терапия для детей» - это путешествие, погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий, включение сказочной истории с песком дает возможность ввести ребенка в мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Детям бывает трудно выразить свои эмоции, чувства, переживания, работая с песком и создавая на песке картину, ребенок раскрывается и выражает свой эмоциональный внутренний мир и проблемы, что позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, с братьями, сёстрами, сверстниками и родителями, страхов и психологических травм, провести коррекцию, получить позитивные эмоции. Ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и становится режиссёром песочной сказки, собственных произведений, а самое главное, разыгрывая на песке сказочные сюжеты он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, постигает моральные истины добра и зла, строит гармоничный образ мира. В реализации песочной терапии включаются самые разнообразные игровые материалы с песком, которые позволяют сделать занятия интересными, познавательными и развивающими и подобрать курс занятий, соответствующий индивидуальным особенностям ребенка, превращает коррекционно-развивающее занятие в интересное и увлекательное путешествие, на протяжении которого дети эмоционально расслабляются, раскрепощаются, активно и свободно выражают свои эмоции и настроение, что положительно влияет на эмоционально-личностную, поведенческую и социальную сферу детей.
«Психологическая песочница» и световой стол для работы с песком, представленная программа «Песочная страна-страна чудес», план работы по его реализации, план занятий с детьми и практический опыт, может использоваться и реализован психологами для коррекции эмоциональной, поведенческой и социальной сферы детей в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях, центрах для детей раннего возраста, центрах развития детей, Монтессори - центрах, в учреждениях комбинированной и компенсирующей направленности, центрах для реабилитации несовершеннолетних, помощи семьям и детям.

Список литературы:
1. Бережная. Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф. Бережная./ /Дошкольная педагогика. №1, 2007, С.50-52, №4, 2006.
2. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. -М.: Генезис, 2011. -288с.
3. Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. - СПб, 2004.
4. Грабенко Т.М. Игры с песком, или песочная терапия. /Т.М. Грабенко/ /Дошкольная педагогика. 2004.№5. С.26-29.
5. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. - 2006. - №4. С. 65.
6. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. _м.: ИНТ, 2010 – 94 с.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПб., Издательство «Речь», 2005.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: РЕЧЬ, 2008. - 320 с.
9. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006. - 160 с.
10. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. //Дошкольная педагогика. 2006. №4. - 56 с.
11. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2002.
12. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.
13. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ. - СПб.: Речь, 2011. - 220 с.
14. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. - СПб.: Речь; М.: Сфера,2008. - 118 с.
15. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки. - 91с.
16. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.

 Конкурсы для музыкальных руководителей 

Приложение 1

План коррекционно-развивающих занятий с детьми

№ Цель занятия
1. Тренинг сензитивности «Мы вместе»: знакомство с группой, правилами группы, установление контакта и доверия с детьми, формирование доброжелательных отношений и позитивного настроя детей на совместную работу в группе, развитие у детей коммуникативных навыков, умения понимать друг друга без слов, формирование у детей уверенности в себе, повешение самооценки, снижение психофизического напряжения, развитие тактильно-кинестетической чув¬ствительности, актуализация эмоций, разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения.
2. Песочная терапия «Путешествие в песочную страну»: гармонизация и коррекция эмоциональной и поведенческой сферы, коррекция эмоционального напряжения и тревожности, коррекция и гармонизация детско-родительских взаимоотношений с помощью песочной терапии.
3. Песочная терапия «Путешествие в страну Песочной Феи»: коррекция детских страхов в сфере детско-родительских отношений, гармонизация детско-родительских взаимоотношений, гармонизация психического эмоциональной сферы, эмоциональное и мышечное расслабление, преодоление негативных переживаний, развитие позитивного настроя с помощью песочной терапии.
4. «Путешествие улитки в песочной стране»: гармонизация, коррекция эмоциональной и поведенческой сферы, снятие внутреннего напряжения и тревожности у детей с помощью песочной терапии.
5. Песочная терапия с кинетическим песком «Волшебная песочная страна»: гармонизация эмоциональной и коррекция поведенческой сферы, знакомство с кинетическим песком, приобретение нового опыта создания сказки с предметом, сплочение группы, активизация творческих ресурсов, снятие психоэмоционального напряжения,
6. Песочная терапия «В поисках радуги»: коррекция и развитие эмоциональной и поведенческой сферы детей, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении, коррекция негативных эмоциональных проявлений (тревога, страх, повышенный уровень агрессии) и гармонизация эмоционального состояния детей, развитие мелкой моторики, понятии о цвете, развитие имитационных движений (подражание животным).
7. «В краю хорошего настроения»: коррекция и развитие эмоциональной и поведенческой сферы детей, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении, гармонизация эмоционального состояния детей, коррекция негативных эмоциональных проявлений (тревога, страх, повышенный уровень агрессии), развитие мелкой моторики, формирование понятие о цвете, развитие зрительно-моторной координации, развитие имитационных движений (подражание животным).
8. «Путешествие в Сказочную страну»: психокоррекция детских страхов с использованием метода сказкотерапии и песочной терапии.
9. «Создание Мандалы»: коррекция и развитие эмоциональной и поведенческой сферы детей, коррекция негативных эмоциональных проявлений с помощью мандалотерапии и цветотерапии.
10. «Цветок»: коррекция эмоциональной и поведенческой сферы детей, негативных эмоциональных проявлений с помощью сказкотерапии и песочной терапии.
11. «Арт-терапи«Я»: коррекция и развитие эмоциональной и поведенческой сферы детей, коррекция негативных эмоциональных проявлений с помощью арт-терапии в рисовании настроения, своих рук, несуществующего животного и рисовании красками пальцами, развитие творческого самовыражения.
12. «В гостях у Сказки»: коррекция и развитие эмоциональной и поведенческой сферы детей с помощью сказкотерапии.
13. «Путешествие в Сказочную страну»: психокоррекция детских страхов с использованием метода сказкотерапии, способствование формированию у детей уверенности в себе, повешению самооценки, снижение уровня тревожности, отреагирование детьми страхов, снятие мышечного и эмоционального напряжения.
14. «Моя семья-моя крепость»: изучение и использованияе семейного пространства для изменения внутрисемейных позиций, формирование чувства принадлежности к своей семье, гармонизация семейных и детско-родительских отношений, развитие творческого самовыражения.
15. «Релаксация»: релаксация, снижение психофизического напряжения, коррекция эмоциональной и поведенческой сферы, развитие тактильно-кинестетической чув¬ствительности, актуализация эмоций, разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения, использование расслабляющих упражнений и музыкотерапии.
16. «Сказка»: коррекция поведенческой и эмоциональной сферы, получение обратной связи от работы, возможность участникам поделиться впечатлениями и переживаниями с помощью изотерапии и сказкотрерапии.
17. «Путешествие по берегу моря»: релаксация, снижение психофизического напряжения, коррекция эмоциональной и поведенческой сферы.
18. «Мои страхи»: формирование у детей уверенности в себе, повешение самооценки, снижение уровня тревожности, ослабление невротических страхов у детей, отреагирование страхов, снятие мышечного и эмоционального напряжения.
19. «Сказкотерапи«Я»: коррекция и развитие эмоциональной и поведенческой сферы с помощью сказкотерапии у детей, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении, гармонизация эмоционального состояния детей.
20. «Сказкотерапи«Я»: коррекция и развитие эмоциональной и поведенческой сферы с помощью сказкотерапии у детей, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении, гармонизация эмоционального состояния детей.
21. «Сказкотерапи«Я»: коррекция и развитие эмоциональной и поведенческой сферы с помощью сказкотерапии у детей, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении, гармонизация эмоционального состояния детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Отчет по проекту «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА - СТРАНА ЧУДЕС»
песочная терапия в коррекции и развитии эмоциональной, поведенческой и социальной сферы детей»

Сроки, мероприятие
Сентябрь
1. Подбор научно-популярной и методической литературы, методического и иллюстративного материала. Анализ передового психологического опыта, психологической литературы и периодической печати по проблеме коррекции и развития эмоционально-волевой, поведенческой и социальной сфер детей.
2. Выставка, обзор психологической литературы и дидактических пособий.
3. Разработка плана мероприятий по реализации и занятий, конспектов занятий по проекту «Песочная страна-страна чудес» песочная терапия в коррекции и развитии эмоциональной, поведенческой и социальной сферы детей».
4. Презентация проекта «Песочная страна-страна чудес» на уровне БУ ХМАО – Югры «Няганский комплексный центр социального обслуживания населения».
5. Организация и подготовка оборудования, материалов.
6. Анкетирование, тестирование родителей.
7. Семинар «Организация и проведение семейных занятий с песком».
8. Открытое занятие по коррекции конфликтных детско-родительских отношений с помощью песочной терапии «Путешествие в песочную страну».
Октябрь
1. Разработка материалов для игровой деятельности в песке, картотеки игр.
2. Подбор детской художественной литературы.
3. Просмотр специалистами учебных видеофильмов.
4. Оформление стенда: «Психологическая песочница».
5. Семинар «Арт-терапия-многообразие методов в работе психолога».
6. «Практико-ориентированное занятие для специалистов «Это в Ваших силах».
7. Семинар-практикум «Мандала как арт-терапевтический метод в коррекционно-развивающей работе с детьми».
Ноябрь
1. Апробация инновационных форм работы с детьми и родителями по коррекции и развитию эмоциональной, поведенческой и социальной сфер детей с помощью песочной терапии.
2. Оформление стендовой информации и информации на сайт учреждения «Игры с водой и песком», «Песочная терапия-Волшебный песок в руках ребенка».
3. Семинар «Сказкотерапия как метод психокоррекции с детьми - «Ее величество сказка».
4. Семинар-практикум для педагогов «Сказкотерапия как метод коррекции эмоционально-личностной сферы ребенка».
5. Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей (Конспект занятия с детьми по психокоррекции детских страхов с использованием метода сказкотерапии «Путешествие в Сказочную страну»).
Декабрь
1. Продолжение работы по апробации инновационных форм взаимодействия с детьми и родителями.
2. Семинар «Методика рисования песком- Sаnd-art- «Волшебный песок в руках ребенка».
3. Семинар-практикум «Использование песочной терапии и песочной анимации (метод Sаnd-art) в работе психолога».
4. Семинар-практикум «Использование песочной анимации (метод Sаnd-art) и игр с песком в работе психолога для развития и коррекции эмоциональной сферы детей» («Приключения в песочной стране»).
Январь
1. Систематизация и оформление дидактических материалов для игровой деятельности в песке.
2. Тренинговое занятие по профилактике эмоционального выгорания специалистов «Путешествие в «песочную сказку». Использование песочной терапии и сказкотерапии в работе психолога».
Февраль
1. Апробация форм работы по песочной терапии с детьми и родителями.
2. Организация самостоятельной игровой деятельности детей в песке.
3. Открытое занятие «В поисках радуги» для детей по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении, негативные эмоциональные проявления.
Март
22.03.2017г. День открытых дверей, с целью установление сотрудничества и доверительных отношений между родителями, детьми, специалистами и педагогами; информирование и развитие представлений родителей об организации, деятельности отделения психолого-педагогической помощи семье и детям. Взаимодействие с родителями, с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям. В результате проведения мероприятия приняло участие 25 человек.
24.03.2017г. круглый стол «Песочная терапия «Волшебный песок в руках ребенка». В рамках круглого стола был предоставлено сообщение и опыт работы по проекту «Песочная страна – страна чудес» песочная терапия в коррекции и развитии эмоциональной, поведенческой и социальной сфер детей». «Организация и проведение семейных занятий с песком». «Сказкотерапия как метод психокоррекции с детьми «Ее Величество сказка». Практикум «Использование метода рисования песком (метод Sаnd-art) и игр с песком в работе психолога для развития и коррекции эмоциональной и поведенческой сферы детей» «Путешествие в Волшебную страну песочной Фей»).
Участники круглого стола ознакомились с особенностями и возможностями использования сказкотерапии, песочной терапии и метода рисования песком в работе с детьми, а также о возможности проведения открытых занятий по песочной терапии по коррекции и развитию эмоциональной, поведенческой и социальной сферы детей. В мероприятии приняло участие 43 человека, среди них специалисты детских садов, средней общеобразовательной школы, МВД, специалисты Учреждения.
28.03.2017г. семинар-практикум для педагогов, специалистов «Арт-терапия многообразие методов в работе психолога», «Сказкотерапия как метод психокоррекции с детьми «Ее Величество сказка», с целью ознакомления родителей и педагогов с особенностями и возможностями метода арт-терапии и сказкотерапевтических методов в работе с детьми и взрослыми.
31.03.2017г. семинар-практикум «Особенности семейных и конфликтных отношений между родителями и детьми. «Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка. Профилактика жестокого обращения с детьми. Защита прав ребенка – обязанность взрослых». Приняло участие 52 человека, которые получили знания в области семейных и детско-родительских отношений, воспитания и взаимодействия детьми с учетом их особенностей, а также профилактики семейного неблагополучия и жестокого обращения с несовершеннолетними.
14.04.2017г. семинар-практикум «Работа психолога с агрессивным ребенком, способы его адаптации: «Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?» в рамках которого 42 родителя узнали об особенностях и причинах агрессивного поведения ребенка, особенностях поведения родителей и педагогов, психокоррекционной работы с агрессивным ребёнком.
25.04. 2017г. семинар-практикум для педагогов ДОУ «Влияние игровой терапии на познавательную, эмоциональную и поведенческую сферу детей». В результате которого прошло ознакомление с особенностями использования игровой терапии в работе психолога в коррекции и развитии познавательной, эмоциональной и поведенческой сферы детей, в работе приняло участие 35 педагогов.
28.04.2017г. круглый стол на тему «Особенности комплексного сопровождения семей «группы риска», с целью привлечения внимания родительской общественности, педагогов и специалистов к психологическим проблемам детей и семьи, профилактики семейного неблагополучия и обмена опытом работы специалистов учреждений системы профилактики. Представлено сообщение из опыта работы по программе «Психокоррекция конфликтных отношений между детьми и родителями в семьях «группы риска» «На тропе доверия», тренинговое занятие по коррекции конфликтных отношений между детьми и родителями «Тепло семьи».
В ходе работы участники круглого стола поделись теоретическим и практическим опытом работы с семьями «группы риска». В мероприятии приняли участие представители детских садов, средних общеобразовательных школ, отдела молодежной политики, воспитательной работы и дополнительного образования, отдела профилактики и контроля Управления опеки и попечительства администрации Октябрьского, Няганьского района, специалист отдела реализации социальных программ УСЗН по г. Нягани и Октябрьскому району, приглашены специалисты отдела по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Октябрьского и Няганьского района. В мероприятии приняло участие 49 человек.
Открытое занятие по коррекции детских страхов в сфере детско-родительских отношений с помощью песочной терапии «Путешествие в страну песочной Фей»).
Апрель
1. Апробация форм работы по песочной терапии с детьми и родителями.
2. Фотовыставка: «Ребенок, играющий в песок».
Май
1. Самоанализ результатов по организации и проведению работы по проекту.
2. Оформление альбома с фотографиями детских работ.
3. Оформление и распространение материала: «Песочная страна – страна чудес».
4. Создание слайд – шоу.
5. Подведение итогов проделанной работы по проекту.
6. Открытое занятие с детьми по развитию и коррекции эмоциональной сферы детейс кинетическим песком «Волшебная песочная страна».
7. Подготовка статьи для публикации.
В течение года
1. Консультативная беседа с родителями, дача рекомендаций.
2. Разработка консультаций, конспектов по программе:
 Тренинговое занятие по профилактике эмоционального выгорания «Путешествие в «песочную сказку». Использование песочной терапии и сказкотерапии в работе психолога».
 Семинар-практикум «Использование песочной анимации (метод Sаnd-art) и игр с песком в работе психолога для развития и коррекции эмоциональной сферы детей» («Приключения в песочной стране»).
 «Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей (Конспект занятия с детьми по психокоррекции детских страхов с использованием метода сказкотерапии «Путешествие в Сказочную страну»).
 Семинар-практикум «Сказкотерапия как метод психокоррекции с детьми «Ее Величество сказка».
 Семинар-практикум для специалистов «Сказкотерапия как метод коррекции эмоционально-личностной сферы ребенка».
 Конспект занятия с детьми «В краю хорошего настроения».
 Конспект занятия с детьми «В поисках радуги».
 План-конспект занятия по коррекции конфликтных детско-родительских отношений с помощью песочной терапии «Путешествие в песочную страну».
 План-конспект занятия по коррекции детских страхов в сфере детско-родительских отношений с помощью песочной терапии «Путешествие в страну песочной Фей»).
 Конспект занятия с детьми по развитию и коррекции эмоциональной сферы с кинетическим песком «Волшебная песочная страна».
 Конспект занятия с детьми «Путешествие по берегу моря».
 Использование песочной терапии и песочной анимации (метод Sаnd-art) в работе психолога «Волшебный песок в руках ребенка».
 «Арт-терапия-многообразие методов».
 «Мандала как арт-терапевтический метод в коррекционно-развивающей работе с детьми».
4. Разработка информации на стенд психологической службы и сайт учреждения:
• «Песочная терапия «Волшебный песок в руках ребенка»
• «Особенности семейных и детско-родительских отношений «На тропе доверия»
• «Волшебный мир для ребенка – комната психологической разгрузки или сенсорная комната»
• «Методика рисования песком Sаnd-art- «Волшебный песок в руках ребёнка»
4. Разработка памяток и буклетов:
• «Психолог»
• «Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям»
• «Сказкотерапия как метод психокоррекциии детско-родительских отношений»
• «Сенсорная комната»
• «Ар-терапия в работе с детьми».
• «Игры с песком»
• «Адаптационные игры и занятия в песке»
• «Волшебный песок»
• «Использование песочной и водной терапии»
• «Песок как средство развития познавательных способностей детей»
• «Песочная анимация, рисование песком (метод Sand-art)»
• «Её Величество Сказка»
• «Песочная сказка»
• «Песочная терапия»
• «Песочная страна- страна чудес» песочная терапия в коррекции и развитии эмоциональной, поведенческой и социальной сферы детей».

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.