выполнила:
Чупрова Ольга Владимировна
Педагог-психолог, 1 квалификационная категория
МКОУ «Октябрьская СОШ им. Н.В. Архангельского
«ПЕСОЧНАЯ СТРАНА – СТРАНА ЧУДЕС» -
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИИ И РАВИТИИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ.
Негативные эмоции у детей в настоящее время является актуальной проблемой. Под воздействием ряда факторов - окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации, психотравмирующие ситуации, подавленный стресс, трудные жизненные ситуации, дефекты воспитания, дисфункциональные семейные отношения, неблагоприятный и дисгармоничный эмоциональный климат в семье, неграмотное разрешение конфликтных семейных и детско-родительских, супружеских ситуаций, недостаток тепла, общения, непонимание ребенка со стороны взрослых и сверстников, возрастает количество детей, с признаками психологических, эмоциональных, поведенческих нарушений, негативными эмоциональными переживаниями и связанными с ними трудностям в развитии: неконструктивный выплеск эмоции, развитие неврозов и психосоматических заболеваний, закрепление отрицательного поведения, тревожность, агрессивность, низкая самооценка, пассивность, несамостоятельность, внутренний конфликт и конфликтность, отчужденность, замкнутость, незащищенность, неуверенность в себе, страхи, депрессивность, нервозность, раздражительность, трудности в общении, не умение и отсутствие желания уступать друг другу, недостаток терпения и доброжелательности.
Для развития и коррекции эмоциональной, поведенческой сферы детей в условиях учреждения активно используется один из современных и эффективных арт-терапевтических методов психологической работы с детьми с различными психологическим проблемами для развития и коррекции эмоциональной, поведенческой сферы детей, с целью поддержания и укрепления душевного баланса ребенка, снятия психологического напряжения, гармонизации личности, психологического эмоционального оздоровления ребенка - песочная терапия: игры с песком, рисование песком (метод Sand-art),игры с кинетическим песком. Для решения данной проблемы в учреждении разработана и реализуется программа «Песочная страна – страна чудес» песочная терапия в коррекции и развитии эмоциональной, поведенческой и социальной сферы детей», разработан план работы по его реализации, план занятий по работе с детьми с песком.
Целью программы является, создание оптимальных условий и средств для коррекции и развития эмоциональной и поведенческой сферы детей, атмосферы благополучия для всестороннего развития личности ребенка-через использование метода песочной терапии в интеграции со сказкотерапией; развитие и коррекция эмоционально-волевой, поведенческой и социальной сферы, поддержание, сохранение и укрепление психоэмоционального здоровья и гармонизация психоэмоционального состояния детей, способствование возникновению положительных эмоций, обеспечение социальной успешности, способствование психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития, развитие тактильной чувствительности у детей с помощью элементов песочной терапии в практической работе психолога отделения психолого-педагогической помощи семье и детям.
Задачи программы включают:
• Внедрение и организация работы с психологической «песочницей» в психологическую практику, организация и оборудование «психологической песочницы».
• Создание необходимых условий для взаимодействия с семьями, информирование, привлечение внимания, взаимодействие родительской и педагогической общественности к методу песочной терапии.
• Использование метода песочной терапии в диагностических целях.
• Развитие коммуникативных навыков ребенка и позитивного отношения к сверстникам, умения совместно работать со сверстниками, планировать деятельность, с помощью совместной игровой деятельности, используя вербальные и невербальные средства.
• Развитие психических процессов(восприятие, внимание, память, мышление, речь), творческих способностей детей, развитие тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, формирование сенсорных способностей.
• Развитие объективной самооценки, уверенности в себе, позитивного отношение к своему «Я», защищенности и возможности побыть самим собой, чувства контроля своего поведения, навыков саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний, навыки социального поведения, способствование проявлению эмпатии.
• Снятие мышечной напряжённости, коррекция невротических и психосоматических расстройств, глубоких психологических травм, семейных и детско-родительских отношений, межличностных отношений (развод родителей, смерть одного из близких, насилие), коррекция поведенческих и эмоциональных нарушений, социальной дезадаптации (агрессия, тревожность, конфликтность, страхи, гиперактивность, капризы, истерики, необъяснимые реакции).
В настоящее время используются методы арт-терапии, направленные как на определение внутреннего состояния, так и на формирование самых разных сторон психического развития ребенка. В области психокоррекциии и развитии, реабилитации, песочная терапия широко используется в работе психологов с детьми и взрослыми во всем мире и каждый специалист, кто практикует работу с песочницей, оказывается в пространстве творческого поиска. Новизной и отличительной особенностью программы является разработка цикла занятий с детьми с интегративным использованием перспективных методов песочной терапии и сказкотерапии, семейной песочной терапии в коррекции и развитии эмоциональной, поведенческой и социальной сферы детей.
Оборудование, используемое для песочной терапии: кварцевый, цветной и кинетический песок; центр воды и песка; стол со специальным стеклом, оснащенный подсветкой или песочный планшет с подсветкой; Юнгианская песочница (50 х 70 х 10 х 0,8 сантиметров); подборка сюжетных картинок (в соответствии с темой); миниатюрные игрушки (люди разных возрастов и профессии, животные, растения, насекомые);здания (домики, замки), постройки (мосты, ограды, ворота); символические предметы (сундуки с сокровищами, драгоценности); сказочные герои (добрые и злые); деревья, кусты, цветы и другие растения; небесные объекты (солнце, луна, звезды, радуга и пр.); транспортные средства (наземные, водные, воздушные); различные вспомогательные материалы – камешки, разноцветные стеклянные и хрустальные шарики, пуговки, ракушки, бусины, палочки, трубочки, штампики, веточки – для рисования и декора; коллекция миниатюрных фигурок из «киндер – сюрпризов»; кисточки, лопатки, набор мелкой посуды, буквы, цифры, геометрические фигуры, формочки разной величины; музыка (релаксационная и классическая, звуки природы «Звуки природы»: шум ветра, плеск воды, волн, водопада, пение птиц, шуршание песка) в процессе игр и упражнений.
Определены сроки и основные этапы реализации программы: сентябрь 2016 – май 2017 и в последующие годы.
Первый этап-изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, анализ проблемы, цели, задач, методологии и диагностических методик исследования; составление плана работы; создание условий в учреждении, подбор практического материала и необходимого оборудования, пособий для реализации метода песочной терапии; систематизация коррекционно-развивающего процесса, разработка теоретического инструментария (целеполагание, разработка конспектов, виды игр с песком - их значение в развитии ребенка);
Второй этап - проведение первичного диагностического обследования, анализ полученных диагностических данных, анкетирование родителей, оформление документации.
Третий этап - коррекционно-развивающая работа с детьми; просветительско-развивающая работа с родителями, специалистами, педагогами ДОУ, СОШ.
Заключительный этап - уточнение теоретических положений, мониторинг результатов, обобщение выводов, оформление материалов, публикация статьи, методических рекомендаций, представление опыта).
Планируемые результаты реализации программы:
• Развитие положительных эмоций, коррекция эмоциональной, поведенческой и социальной сферы детей и подростков.
• Развитие высших психических функций, тактильной чувствительности, мелкой моторики детей дошкольного возраста.
• Личностное развитие ребенка, его индивидуальных особенностей, положительных нравственных качеств, формирование самосознания и адекватной самооценки.
• Формирование эмпатии, коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками и родителями, братьями, сестрами и получение опыта самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей.
• Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры.
• Создание благоприятного психологического климата в учреждении в результате проведения семинаров-практикумов, мастер-классов.
Результатом реализации данной программы является углубленное введение в практику работы отделения психолого-педагогической помощи семье и детям индивидуальной, групповой и семейной песочной терапии, с целью психоэмоционального и личностного оздоровления и развития детей, приобретения педагогического опыта специалистами учреждения, усиление взаимодействия между детьми, родителями и специалистами, педагогами образовательных учреждений.
Задачи песочной терапии:
• Нарушения поведенческой и эмоциональной, социальной сферы - упрямство, сопротивление или своенравие ребенка, низкий самоконтроль, плаксивость, истерики, непослушание, капризы, обидчивость, агрессивное, конфликтное, тревожное поведение, ночные кошмары, страхи, негативные эмоции, переживания, застенчивость, неуверенность в себе, заниженная самооценка, несамостоятельность ребенка, замкнутость,
• синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ),
• социальная дезадаптация, конфликты ребенка с братьями и сестрами, родителями, сверстниками,
• профилактика и коррекция невротических и психосоматических расстройств, патологических привычек (грызение ногтей, заикание, сосание пальцев, закручивание волос, недержание мочи или кала (энурез, энкопрез),
• логоневроз (заикание), задержки развития речи, дети с ОВЗ (ДЦП, ЗПР, ОНР, ранний детский аутизм (РДА),
• развитие психических и познавательных процессов (воображения, творческого потенциала, мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики);
• формирование положительных черт характера, укрепление (или пробуждения) доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с миром,
• адаптация к серьезным изменениям, новым условиям в жизни (трудности адаптации в детском саду и школе, смена коллектива, рождение сестры или брата),
• проработка негативных последствии предшествующего болезненного опыта, психотравмирующих ситуаций, стресса, утраты, развода родителей или семейных конфликтов, коррекция депрессивного состояния у детей,
• песок, вода, развивает и корректирует эмоциональную и поведенческую сферу ребенка, способен «заземлять» и поглощать отрицательную психическую энергию, снизить уровень нервно-психического напряжения, гармонизировать эмоциональное состояние, изменить отношения к себе, к близким, к своему прошлому, настоящему и будущему.
Основные преимущества песочной терапии:
• Перенос традиционных занятий в песочницу дает большой коррекционно-развивающий эффект, усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
• В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются познавательные функции, речь и мелкая моторика ребенка, предметно-игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра и коммуникативные навыки ребенка.
• Песок, вода, способны «заземлять» отрицательную энергию в работе с «особыми» детьми. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия – основа релаксации, психоэмоционального оздоровительного эффекта игр с песком для ребенка, в котором гармонично сочетаются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа), для разрешения семейных конфликтов, гармонизации детско-родительских отношений, гармонизации и стабилизации актуального психоэмоционального состояния.
Были выделены основные направления реализации программы:
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми с 3-х лет и их родителями, из семей, обратившихся за психологической помощью и семей «группы риска».
Просветительская работа с родителями, специалистами, педагогами осуществляется с целью информирования о задачах и содержании песочной терапии, программы, вовлечение родителей в совместную работу в ходе индивидуальной консультативной, коррекционной и просветительской работы; знакомства с возможностями песочной терапии в психокоррекционной и развивающей работе, с опытом работы, повышения профессиональной компетенции, способствование развитию интереса к данной методике и создание условий для введения её в практическую деятельность в форме: родительских собраний, лекций, бесед, семинаров-практикумов, мастер-классов, круглых столов, дня открытых дверей, открытых занятий: представления практической работы с детьми по арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии, семейным и детско-родительским отношениям; информирование - размещение информации на сайте учреждения, стенде «психологическая песочница», распространение буклетов и памяток, организация фотовыставок, выставок пособии, методической литературы.
Работа с детьми направлена на коррекцию и развитие эмоциональной и поведенческой, социальной сферы, негативных переживаний и чувств у детей, посредством песочной терапии и сказкотерапии; разыгрывание на песке разнообразных сказочных сюжетов, приобретение опыта символического разрешения множества жизненных ситуаций; раскрытие интеллектуально-творческого потенциала детей и развитие креативности.
Формы работы с детьми в ходе реализации программы:
• Создание системы психолого-педагогической диагностики. Индивидуальная диагностика. Результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов, специалистов.
• Подгрупповая и индивидуальная совместная и самостоятельная деятельность с детьми.
• Система коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие эмоциональной и поведенческой, социальной сферы детей, в том числе по адаптации детей к СОШ.
Мониторинг по программе:
1. Эмоциональное состояние ребенка: Тест на определение уровня тревожности ребенка Р.Тэмпл, М.Дорки, В. Амен.
2. Диагностика детско-родительских и семейных отношений и определение индивидуальных особенностей личности ребенка: методика «ДАТ» (Детский апперцептивный тест), проективный тест «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Четыре персонажа», «Семья животных», «Дерево», «Нарисуй человека», методика «Рене Жиля», позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных взаимоотношений.
3. Диагностика памяти, внимания: методика Лурия «Заучивание 10 слов», корректурная проба.
4. Развитие мелкой моторики: методика «Домик» Н.И. Гуткина, выявление умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, особенности развития произвольного внимания, сенсомоторной координации, мелкой моторики.
В ходе проведения занятия по песочной терапии диагностируется: состояние мелкой моторики; уровень познавательного интереса, развития речи, общей осведомленности; сформированность понятий и уме¬ние обобщать; личностные характеристики и эмоциональное состояние, эмоциональное развитие (вы¬ражение эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость); уровень развития игровой деятельности; уровень развития психических процессов (произвольная и не¬произвольная память, восприятие формы, цвета, размера, устойчивость и распределение вни¬мания, работоспособность, воображение; уровень развития воли и целе¬устремленности; уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками, особенности и стиль семейных взаимоотношений.
В рамках реализации программы проводятся индивидуальные, семейные, подгрупповые и групповые занятия по 2-3, 4-6 человек по 30-40 минут, 1-2 раза в неделю. Формы и методы работы в ходе коррекционно-развивающих занятий с детьми по песочной терапии в рамках программы «Песочная страна-страна чудес» разнообразны и определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы.
Формы и методы песочной терапии в нашем учреждении применятся с целью быстрого установления доверия к психологу со стороны ребенка с помощью игры; интереса и удовольствия от занятий; эффекта релаксации от взаимодействия с песком. Используется интегративная песочная терапия, занятия проходят с применением различных методик арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии-игры и проигрывание сказок, метод рисование песком (метод Sand-art),игры с водой и песком, сказки на песке, диагностика, адаптационные игры и занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, игровые методы (обыгрывание внутренних проблем в смысловом поле ребенка), дидактические и познавательные игры, игры – коммуникации, работа с неограниченным и ограниченным числом объектов, игры с семьей, психопрофилактические игры с песком, песочная мандала, песочные сосуды, работа с мокрым песком, работа с кинетическим песком, создание картин на песке и «песочного мира», песочных композиций и «секретов», музыкальное сопровождение.
1. Игровые методы. Стабилизация эмоционального состояния, развитие мелкой моторики, проговаривание своих ощущении, развитие речи, психических процессов, получение опыта понимать себя и других.
2. Диагностика: внутренних проблем, психотравм, конфликтов, уровень и направленность агрессии, конфликты со значимыми близкими потенциальные, ресурсные возможности, способы преодоления трудностей, уровень развития эмоциональной сферы, характер взаимодействия в группе, распределение ролей в группе, стиль поведения каждого участника группы.
3. Психокоррекция: эмоциональные и поведенческие, невротические, психосоматические нарушения и расстройства; развитие сенсомоторных навыков, психических процессов; снижение эмоционального напряжения; оказание первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; долгосрочного психотерапевтического воздействия; обыгрывание внутренних проблем в смысловом поле ребенка; занятия по адаптации детей к условиям ДОУ, СОШ;
4.Психопрофилактика проблемных ситуаций, негативных психологических проявлений.
5. Психологическое консультирование детей, подростков и взрослых.
В постановке сказок и мифов в песочнице, рисуя на песке, ребенок получает собственный жизненный опыт.
Структура психокоррекционно-развивающих занятий:
Вводная часть. Знакомство с песочной страной или побуждение – вхождение в сказку – Занятие начинается с разминки для рук или сказки, установка на внимательное слушание и активное участие, формирование интереса к занятиям с песком, установление эмоционального контакта между детьми, развитие моторики рук и тактильных ощущений.
Основная часть «Путешествие по песочной стране и ее преображение», с целью развития эмоционально-личностной, поведенческой сферы и психических процессов ребенка, входе создания композиций на песке, проговаривания действий с песком, развития связной речи, навыков общения, побуждения к рассказыванию, развития познавательных процессов.
Рефлексия «Выход из сказки», с целью обсуждения, развития связной речи, формирования чувства принадлежности к группе и закрепления положительных эмоции и подведения итогов занятия.
Основная цель занятий с психологической песочницей - снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация психоэмоционального состояния, коррекция межличностных отношений, а также развитие тактильной чувствительности, сенсорики, речи, психических процессов детей.
Песочница и «песочная терапия для детей» - это путешествие, погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий, включение сказочной истории с песком дает возможность ввести ребенка в мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Детям бывает трудно выразить свои эмоции, чувства, переживания, работая с песком и создавая на песке картину, ребенок раскрывается и выражает свой эмоциональный внутренний мир и проблемы, что позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, с братьями, сёстрами, сверстниками и родителями, страхов и психологических травм, провести коррекцию, получить позитивные эмоции. Ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и становится режиссёром песочной сказки, собственных произведений, а самое главное, разыгрывая на песке сказочные сюжеты он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, постигает моральные истины добра и зла, строит гармоничный образ мира. В реализации песочной терапии включаются самые разнообразные игровые материалы с песком, которые позволяют сделать занятия интересными, познавательными и развивающими и подобрать курс занятий, соответствующий индивидуальным особенностям ребенка, превращает коррекционно-развивающее занятие в интересное и увлекательное путешествие, на протяжении которого дети эмоционально расслабляются, раскрепощаются, активно и свободно выражают свои эмоции и настроение, что положительно влияет на эмоционально-личностную, поведенческую и социальную сферу детей.
«Психологическая песочница» и световой стол для работы с песком, представленная программа «Песочная страна-страна чудес», план работы по его реализации, план занятий с детьми и практический опыт, может использоваться и реализован психологами для коррекции эмоциональной, поведенческой и социальной сферы детей в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях, центрах для детей раннего возраста, центрах развития детей, Монтессори - центрах, в учреждениях комбинированной и компенсирующей направленности, центрах для реабилитации несовершеннолетних, помощи семьям и детям.
Список литературы:
1. Бережная. Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф. Бережная./ /Дошкольная педагогика. №1, 2007, С.50-52, №4, 2006.
2. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. -М.: Генезис, 2011. -288с.
3. Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. - СПб, 2004.
4. Грабенко Т.М. Игры с песком, или песочная терапия. /Т.М. Грабенко/ /Дошкольная педагогика. 2004.№5. С.26-29.
5. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. - 2006. - №4. С. 65.
6. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. _м.: ИНТ, 2010 – 94 с.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПб., Издательство «Речь», 2005.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: РЕЧЬ, 2008. - 320 с.
9. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006. - 160 с.
10. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. //Дошкольная педагогика. 2006. №4. - 56 с.
11. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М., 2002.
12. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.
13. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ. - СПб.: Речь, 2011. - 220 с.
14. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. - СПб.: Речь; М.: Сфера,2008. - 118 с.
15. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки. - 91с.
16. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.
Конкурсы для музыкальных руководителей
Приложение 1
План коррекционно-развивающих занятий с детьми
№ Цель занятия
1. Тренинг сензитивности «Мы вместе»: знакомство с группой, правилами группы, установление контакта и доверия с детьми, формирование доброжелательных отношений и позитивного настроя детей на совместную работу в группе, развитие у детей коммуникативных навыков, умения понимать друг друга без слов, формирование у детей уверенности в себе, повешение самооценки, снижение психофизического напряжения, развитие тактильно-кинестетической чув¬ствительности, актуализация эмоций, разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения.
2. Песочная терапия «Путешествие в песочную страну»: гармонизация и коррекция эмоциональной и поведенческой сферы, коррекция эмоционального напряжения и тревожности, коррекция и гармонизация детско-родительских взаимоотношений с помощью песочной терапии.
3. Песочная терапия «Путешествие в страну Песочной Феи»: коррекция детских страхов в сфере детско-родительских отношений, гармонизация детско-родительских взаимоотношений, гармонизация психического эмоциональной сферы, эмоциональное и мышечное расслабление, преодоление негативных переживаний, развитие позитивного настроя с помощью песочной терапии.
4. «Путешествие улитки в песочной стране»: гармонизация, коррекция эмоциональной и поведенческой сферы, снятие внутреннего напряжения и тревожности у детей с помощью песочной терапии.
5. Песочная терапия с кинетическим песком «Волшебная песочная страна»: гармонизация эмоциональной и коррекция поведенческой сферы, знакомство с кинетическим песком, приобретение нового опыта создания сказки с предметом, сплочение группы, активизация творческих ресурсов, снятие психоэмоционального напряжения,
6. Песочная терапия «В поисках радуги»: коррекция и развитие эмоциональной и поведенческой сферы детей, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении, коррекция негативных эмоциональных проявлений (тревога, страх, повышенный уровень агрессии) и гармонизация эмоционального состояния детей, развитие мелкой моторики, понятии о цвете, развитие имитационных движений (подражание животным).
7. «В краю хорошего настроения»: коррекция и развитие эмоциональной и поведенческой сферы детей, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении, гармонизация эмоционального состояния детей, коррекция негативных эмоциональных проявлений (тревога, страх, повышенный уровень агрессии), развитие мелкой моторики, формирование понятие о цвете, развитие зрительно-моторной координации, развитие имитационных движений (подражание животным).
8. «Путешествие в Сказочную страну»: психокоррекция детских страхов с использованием метода сказкотерапии и песочной терапии.
9. «Создание Мандалы»: коррекция и развитие эмоциональной и поведенческой сферы детей, коррекция негативных эмоциональных проявлений с помощью мандалотерапии и цветотерапии.
10. «Цветок»: коррекция эмоциональной и поведенческой сферы детей, негативных эмоциональных проявлений с помощью сказкотерапии и песочной терапии.
11. «Арт-терапи«Я»: коррекция и развитие эмоциональной и поведенческой сферы детей, коррекция негативных эмоциональных проявлений с помощью арт-терапии в рисовании настроения, своих рук, несуществующего животного и рисовании красками пальцами, развитие творческого самовыражения.
12. «В гостях у Сказки»: коррекция и развитие эмоциональной и поведенческой сферы детей с помощью сказкотерапии.
13. «Путешествие в Сказочную страну»: психокоррекция детских страхов с использованием метода сказкотерапии, способствование формированию у детей уверенности в себе, повешению самооценки, снижение уровня тревожности, отреагирование детьми страхов, снятие мышечного и эмоционального напряжения.
14. «Моя семья-моя крепость»: изучение и использованияе семейного пространства для изменения внутрисемейных позиций, формирование чувства принадлежности к своей семье, гармонизация семейных и детско-родительских отношений, развитие творческого самовыражения.
15. «Релаксация»: релаксация, снижение психофизического напряжения, коррекция эмоциональной и поведенческой сферы, развитие тактильно-кинестетической чув¬ствительности, актуализация эмоций, разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения, использование расслабляющих упражнений и музыкотерапии.
16. «Сказка»: коррекция поведенческой и эмоциональной сферы, получение обратной связи от работы, возможность участникам поделиться впечатлениями и переживаниями с помощью изотерапии и сказкотрерапии.
17. «Путешествие по берегу моря»: релаксация, снижение психофизического напряжения, коррекция эмоциональной и поведенческой сферы.
18. «Мои страхи»: формирование у детей уверенности в себе, повешение самооценки, снижение уровня тревожности, ослабление невротических страхов у детей, отреагирование страхов, снятие мышечного и эмоционального напряжения.
19. «Сказкотерапи«Я»: коррекция и развитие эмоциональной и поведенческой сферы с помощью сказкотерапии у детей, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении, гармонизация эмоционального состояния детей.
20. «Сказкотерапи«Я»: коррекция и развитие эмоциональной и поведенческой сферы с помощью сказкотерапии у детей, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении, гармонизация эмоционального состояния детей.
21. «Сказкотерапи«Я»: коррекция и развитие эмоциональной и поведенческой сферы с помощью сказкотерапии у детей, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении, гармонизация эмоционального состояния детей.
Приложение 2
Отчет по проекту «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА - СТРАНА ЧУДЕС»
песочная терапия в коррекции и развитии эмоциональной, поведенческой и социальной сферы детей»
Сроки, мероприятие
Сентябрь
1. Подбор научно-популярной и методической литературы, методического и иллюстративного материала. Анализ передового психологического опыта, психологической литературы и периодической печати по проблеме коррекции и развития эмоционально-волевой, поведенческой и социальной сфер детей.
2. Выставка, обзор психологической литературы и дидактических пособий.
3. Разработка плана мероприятий по реализации и занятий, конспектов занятий по проекту «Песочная страна-страна чудес» песочная терапия в коррекции и развитии эмоциональной, поведенческой и социальной сферы детей».
4. Презентация проекта «Песочная страна-страна чудес» на уровне БУ ХМАО – Югры «Няганский комплексный центр социального обслуживания населения».
5. Организация и подготовка оборудования, материалов.
6. Анкетирование, тестирование родителей.
7. Семинар «Организация и проведение семейных занятий с песком».
8. Открытое занятие по коррекции конфликтных детско-родительских отношений с помощью песочной терапии «Путешествие в песочную страну».
Октябрь
1. Разработка материалов для игровой деятельности в песке, картотеки игр.
2. Подбор детской художественной литературы.
3. Просмотр специалистами учебных видеофильмов.
4. Оформление стенда: «Психологическая песочница».
5. Семинар «Арт-терапия-многообразие методов в работе психолога».
6. «Практико-ориентированное занятие для специалистов «Это в Ваших силах».
7. Семинар-практикум «Мандала как арт-терапевтический метод в коррекционно-развивающей работе с детьми».
Ноябрь
1. Апробация инновационных форм работы с детьми и родителями по коррекции и развитию эмоциональной, поведенческой и социальной сфер детей с помощью песочной терапии.
2. Оформление стендовой информации и информации на сайт учреждения «Игры с водой и песком», «Песочная терапия-Волшебный песок в руках ребенка».
3. Семинар «Сказкотерапия как метод психокоррекции с детьми - «Ее величество сказка».
4. Семинар-практикум для педагогов «Сказкотерапия как метод коррекции эмоционально-личностной сферы ребенка».
5. Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей (Конспект занятия с детьми по психокоррекции детских страхов с использованием метода сказкотерапии «Путешествие в Сказочную страну»).
Декабрь
1. Продолжение работы по апробации инновационных форм взаимодействия с детьми и родителями.
2. Семинар «Методика рисования песком- Sаnd-art- «Волшебный песок в руках ребенка».
3. Семинар-практикум «Использование песочной терапии и песочной анимации (метод Sаnd-art) в работе психолога».
4. Семинар-практикум «Использование песочной анимации (метод Sаnd-art) и игр с песком в работе психолога для развития и коррекции эмоциональной сферы детей» («Приключения в песочной стране»).
Январь
1. Систематизация и оформление дидактических материалов для игровой деятельности в песке.
2. Тренинговое занятие по профилактике эмоционального выгорания специалистов «Путешествие в «песочную сказку». Использование песочной терапии и сказкотерапии в работе психолога».
Февраль
1. Апробация форм работы по песочной терапии с детьми и родителями.
2. Организация самостоятельной игровой деятельности детей в песке.
3. Открытое занятие «В поисках радуги» для детей по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении, негативные эмоциональные проявления.
Март
22.03.2017г. День открытых дверей, с целью установление сотрудничества и доверительных отношений между родителями, детьми, специалистами и педагогами; информирование и развитие представлений родителей об организации, деятельности отделения психолого-педагогической помощи семье и детям. Взаимодействие с родителями, с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям. В результате проведения мероприятия приняло участие 25 человек.
24.03.2017г. круглый стол «Песочная терапия «Волшебный песок в руках ребенка». В рамках круглого стола был предоставлено сообщение и опыт работы по проекту «Песочная страна – страна чудес» песочная терапия в коррекции и развитии эмоциональной, поведенческой и социальной сфер детей». «Организация и проведение семейных занятий с песком». «Сказкотерапия как метод психокоррекции с детьми «Ее Величество сказка». Практикум «Использование метода рисования песком (метод Sаnd-art) и игр с песком в работе психолога для развития и коррекции эмоциональной и поведенческой сферы детей» «Путешествие в Волшебную страну песочной Фей»).
Участники круглого стола ознакомились с особенностями и возможностями использования сказкотерапии, песочной терапии и метода рисования песком в работе с детьми, а также о возможности проведения открытых занятий по песочной терапии по коррекции и развитию эмоциональной, поведенческой и социальной сферы детей. В мероприятии приняло участие 43 человека, среди них специалисты детских садов, средней общеобразовательной школы, МВД, специалисты Учреждения.
28.03.2017г. семинар-практикум для педагогов, специалистов «Арт-терапия многообразие методов в работе психолога», «Сказкотерапия как метод психокоррекции с детьми «Ее Величество сказка», с целью ознакомления родителей и педагогов с особенностями и возможностями метода арт-терапии и сказкотерапевтических методов в работе с детьми и взрослыми.
31.03.2017г. семинар-практикум «Особенности семейных и конфликтных отношений между родителями и детьми. «Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка. Профилактика жестокого обращения с детьми. Защита прав ребенка – обязанность взрослых». Приняло участие 52 человека, которые получили знания в области семейных и детско-родительских отношений, воспитания и взаимодействия детьми с учетом их особенностей, а также профилактики семейного неблагополучия и жестокого обращения с несовершеннолетними.
14.04.2017г. семинар-практикум «Работа психолога с агрессивным ребенком, способы его адаптации: «Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?» в рамках которого 42 родителя узнали об особенностях и причинах агрессивного поведения ребенка, особенностях поведения родителей и педагогов, психокоррекционной работы с агрессивным ребёнком.
25.04. 2017г. семинар-практикум для педагогов ДОУ «Влияние игровой терапии на познавательную, эмоциональную и поведенческую сферу детей». В результате которого прошло ознакомление с особенностями использования игровой терапии в работе психолога в коррекции и развитии познавательной, эмоциональной и поведенческой сферы детей, в работе приняло участие 35 педагогов.
28.04.2017г. круглый стол на тему «Особенности комплексного сопровождения семей «группы риска», с целью привлечения внимания родительской общественности, педагогов и специалистов к психологическим проблемам детей и семьи, профилактики семейного неблагополучия и обмена опытом работы специалистов учреждений системы профилактики. Представлено сообщение из опыта работы по программе «Психокоррекция конфликтных отношений между детьми и родителями в семьях «группы риска» «На тропе доверия», тренинговое занятие по коррекции конфликтных отношений между детьми и родителями «Тепло семьи».
В ходе работы участники круглого стола поделись теоретическим и практическим опытом работы с семьями «группы риска». В мероприятии приняли участие представители детских садов, средних общеобразовательных школ, отдела молодежной политики, воспитательной работы и дополнительного образования, отдела профилактики и контроля Управления опеки и попечительства администрации Октябрьского, Няганьского района, специалист отдела реализации социальных программ УСЗН по г. Нягани и Октябрьскому району, приглашены специалисты отдела по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Октябрьского и Няганьского района. В мероприятии приняло участие 49 человек.
Открытое занятие по коррекции детских страхов в сфере детско-родительских отношений с помощью песочной терапии «Путешествие в страну песочной Фей»).
Апрель
1. Апробация форм работы по песочной терапии с детьми и родителями.
2. Фотовыставка: «Ребенок, играющий в песок».
Май
1. Самоанализ результатов по организации и проведению работы по проекту.
2. Оформление альбома с фотографиями детских работ.
3. Оформление и распространение материала: «Песочная страна – страна чудес».
4. Создание слайд – шоу.
5. Подведение итогов проделанной работы по проекту.
6. Открытое занятие с детьми по развитию и коррекции эмоциональной сферы детейс кинетическим песком «Волшебная песочная страна».
7. Подготовка статьи для публикации.
В течение года
1. Консультативная беседа с родителями, дача рекомендаций.
2. Разработка консультаций, конспектов по программе:
Тренинговое занятие по профилактике эмоционального выгорания «Путешествие в «песочную сказку». Использование песочной терапии и сказкотерапии в работе психолога».
Семинар-практикум «Использование песочной анимации (метод Sаnd-art) и игр с песком в работе психолога для развития и коррекции эмоциональной сферы детей» («Приключения в песочной стране»).
«Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей (Конспект занятия с детьми по психокоррекции детских страхов с использованием метода сказкотерапии «Путешествие в Сказочную страну»).
Семинар-практикум «Сказкотерапия как метод психокоррекции с детьми «Ее Величество сказка».
Семинар-практикум для специалистов «Сказкотерапия как метод коррекции эмоционально-личностной сферы ребенка».
Конспект занятия с детьми «В краю хорошего настроения».
Конспект занятия с детьми «В поисках радуги».
План-конспект занятия по коррекции конфликтных детско-родительских отношений с помощью песочной терапии «Путешествие в песочную страну».
План-конспект занятия по коррекции детских страхов в сфере детско-родительских отношений с помощью песочной терапии «Путешествие в страну песочной Фей»).
Конспект занятия с детьми по развитию и коррекции эмоциональной сферы с кинетическим песком «Волшебная песочная страна».
Конспект занятия с детьми «Путешествие по берегу моря».
Использование песочной терапии и песочной анимации (метод Sаnd-art) в работе психолога «Волшебный песок в руках ребенка».
«Арт-терапия-многообразие методов».
«Мандала как арт-терапевтический метод в коррекционно-развивающей работе с детьми».
4. Разработка информации на стенд психологической службы и сайт учреждения:
• «Песочная терапия «Волшебный песок в руках ребенка»
• «Особенности семейных и детско-родительских отношений «На тропе доверия»
• «Волшебный мир для ребенка – комната психологической разгрузки или сенсорная комната»
• «Методика рисования песком Sаnd-art- «Волшебный песок в руках ребёнка»
4. Разработка памяток и буклетов:
• «Психолог»
• «Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям»
• «Сказкотерапия как метод психокоррекциии детско-родительских отношений»
• «Сенсорная комната»
• «Ар-терапия в работе с детьми».
• «Игры с песком»
• «Адаптационные игры и занятия в песке»
• «Волшебный песок»
• «Использование песочной и водной терапии»
• «Песок как средство развития познавательных способностей детей»
• «Песочная анимация, рисование песком (метод Sand-art)»
• «Её Величество Сказка»
• «Песочная сказка»
• «Песочная терапия»
• «Песочная страна- страна чудес» песочная терапия в коррекции и развитии эмоциональной, поведенческой и социальной сферы детей».