ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:
Чупрова Ольга Владимировна
Педагог-психолог, 1 квалификационная категория
МКОУ «Октябрьская СОШ им. Н.В. Архангельского

«НА ТРОПЕ ДОВЕРИЯ» -
ПРОГАММА ПСИХОКОРРЕКЦИИ КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ «ГРУППЫ РИСКА»
Проблема психологического эмоционального благополучия детей и психологического здоровья детей в условиях семьи и образовательного учреждения, сопровождение детей из благополучных семей и «группы риска» и их родителей, тема семьи и семейных взаимоотношений, проблема конфликтных детско-родительских отношений, влияющих на становление личности ребенка , связанные с ними трудности, проблемы детей, имеющих нарушения поведения и эмоциональной, социальной сферы, в настоящее время является одним из актуальных направлений работы психолога. Негативные эмоции - серьезная проблема для современных детей и являются самыми распространенными, под воздействием ряда факторов - окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации, психотравмирующие ситуации, подавленный стресс, трудные жизненные. Возрастает количество детей, с признаками психологических, эмоциональных, поведенческих нарушений, негативными эмоциональными переживаниями и связанными с ними трудностям в развитии: неконструктивный выплеск эмоции, развитие неврозов и психосоматических заболеваний, закрепление отрицательного поведения, тревожность, агрессивность, низкая самооценка, пассивность, несамостоятельность, внутренний конфликт и конфликтность, отчужденность, замкнутость, незащищенность, неуверенность в себе, страхи, депрессивность, нервозность, раздражительность, трудности в общении, не умение и отсутствие желания уступать друг другу, недостаток терпения и доброжелательности. недостаток тепла, общения, непонимание ребенка со стороны взрослых и сверстников.
Для развития и коррекции эмоциональной, поведенческой сферы детей в условиях учреждения активно используется один из современных и эффективных арт-терапевтических методов психологической работы с детьми с различными психологическим проблемами для развития и коррекции эмоциональной, поведенческой сферы детей, с целью поддержания и укрепления душевного баланса ребенка, снятия психологического напряжения, гармонизации личности, психологического эмоционального оздоровления ребенка. В связи с этим возникла потребность в оказании психологической помощи семьям, имеющим проблемы межличностного общения со своими детьми. Для этого составлена и апробируется коррекционная программа «На тропе доверия», целью профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей через активизацию потенциала семьи и социального окружения ребенка; родительского просвещения, профессиональной поддержки семьи в сфере позитивного родительства и ненасильственного воспитания у родителей, навыков неконфликтного и безопасного поведения у детей; профилактики и коррекции социально-психологической дезадаптации детей из семей «группы риска»; изучения и коррекции конфликтных отношений между родителями и детьми в семьях «группы риска»; гармонизации детско-родительских отношений, коррекция нарушенных межличностных отношений между родителями и детьми с помощью сказкотерапии и песочной терапии.

К семьям «группы риска» относятся неполные, многодетные, молодые, замещающие семьи, семьи, где дети-инвалиды или родители инвалиды, семьи с опекунами (престарелыми, педагогически неграмотными, употребляющими алкоголь), семьи в период или после развода, семьи, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, семьи с недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей.
Психологические конфликты в детско-родительских отношениях возникают по причине диструктивности внутрисемейных отношений, недостатков в семейном воспитании, непонимания взаимодействующих сторон, неуважения их друг к другу, возрастных кризисов и индивидуально-психологических особенностей родителей и детей, конфликтов между супругами, недостаточной психолого-педагогической компетентности родителей.
Для конфликтных отношений между родителями и детьми характерно: переживание дефицита позитивного эмоционального контакта с членами семьи, доверия к взрослому, напряженности и конфликтности в отношениях, взаимного неудовольствия и раздражения, неспособности эффективно воздействовать на взрослого. Потребность в помощи и эмоциональном контакте у ребенка удовлетворяется в основном за счет внесемейного общения.
Бесконфликтному общению родителей с детьми способствует сплочение и гармонизация семьи, накопление знаний родителями о психологических особенностях своих детей, о формах и методах детского воспитания, т.е. повышение психолого-педагогической грамотности родителей как в благополучных, так и в семьях «группы риска», которые в свою очередь характеризуются неспособностью к анализу того, что происходит в семье и самостоятельному улучшению жизни и достижении эффективных результатов при обсуждении проблем семьи, часто агрессивным настроем друг к другу, это возможно только при комплексном использовании средств и методов психолого-педагогической коррекции, которая способствует разрешению детско-родительских конфликтов и гармонизации семейных отношений, а так же снижению уровня отрицательных эмоций.
В коррекции детско-родительских отношений часто используется арт-терапия, современный метод положительного психологического воздействия. В практике стали использовать и перспективныые, эффективные методы психологической работы с детьми и родителями – сказкотрерапия и песочная терапия. Однако, в России сказкотерапия песочная терапия получила распространение сравнительно недавно, а в концепции песочной терапии каждый специалист, кто практикует работу с песочницей, оказывается в пространстве творческого поиска.
Учитывая актуальность донной проблемы и в связи с постоянно возрастающей потребностью в психологической помощи семьям, имеющим проблемы межличностного общения со своими детьми, на базе учреждении ведется работа по проблеме «Психокоррекция детско-родительских конфликтных отношений». В учреждении разработана и апробируется программа «На тропе доверия» –сказкотерапия как метод психокоррекции конфликтных отношений между родителями и детьми в семьях «группы риска», направленная на выявление дисфункциональных семей, разрешение конфликтных детско-родительских отношений, гармонизацию семейных отношений и уменьшение недопонимание между родителями и детьми, как в благополучных семьях, так и в семьях «группы риска».
Новизной и отличительной особенностью программы является разработка цикла занятий с интегрированным использованием методов сказкотерапии и песочной терапии в коррекции детско-родительских отношений в семьях «группы риска».
Целью программы является, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей через активизацию потенциала семьи и социального окружения ребенка; родительское просвещение, профессиональная поддержка семьи в сфере позитивного родительства и ненасильственного воспитания у родителей, навыков неконфликтного и безопасного поведения у детей; профилактика и коррекция социально психологической дезадаптации детей из семей «группы риска»; изучение и коррекция конфликтных отношений между родителями и детьми в семьях «группы риска»; гармонизация детско-родительских отношений, коррекция нарушенных межличностных отношений между родителями и детьми с помощью сказкотерапии и песочной терапии;
Задачи программы включают:выявлениедисфункциональных семей; привлечение внимания родителей к проблеме детско-родительских отношений и деятельности отделения учреждения, активному взаимодействию с специалистами; организацию занятий терапевтической детско-родительских группы; повышение психологической и педагогической грамотности родителей; осознание родителями своего стиля воспитания;преодоление и коррекция привычных стилей семейного воспитания, стилей реагирования, расширение поведенческой и эмоциональной сферы во взаимодействии с детьми; развитие внимания к личностному общению, навыков сотрудничества в воспитании своих детей; улучшение взаимопонимания и взаимоотношений со свои ребенком; снижение возникновения конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях; создание возможности самостоятельного разрешения конфликтов; усиление сплоченности и повышение психологической адаптации семьи; возможность самовыражения членами семьи;формирование у детей и взрослых способов межличностного взаимодействия, развитие способности эмоциональной саморегуляции ребенка, за счет осознания своих эмоций, чувств и переживаний, повышение степени принятия себя и других членов семьи; гармонизация детско-родительских отношений с интегрированным использованием элементов арт-терапии-метода сказкотерапии, песочной терапии; создание обстановки психологического комфорта и знание индивидуально-личностных особенностей каждого ребенка, родителей, а также особенностей внутрисемейных отношений.
Были выделены основные направления работы с семьей:
- психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи;
- психологическая диагностика семейных и детско-родительских отношений;
- профилактика стрессовых состояний;

- психологическое консультированиеродителей и беседы с детьми;
- совместные и отдельные психокоррекционные занятия с детьми и родителями;
- коррекция стилей деструктивного поведения родителей (индивидуальные встречи или психологические группы помощи родителям).
На первом этапе реализации программы ставится задача сфокусировать внимание на проблеме, т.е. научить родителей обращать внимание в первую очередь на эффективность личностного общения в воспитании детей, причин возникновения детско-родительских конфликтов. На втором этапе необходимо показать и изменить стратегии поведения в конфликтных ситуациях на более благоприятные, изменить конфликтность на положительные эмоции, снять иррациональные запреты на личностное общение, научиться самокоммуникации и самоподкреплению. Третий этап заключается в моделировании и в поведенческой тренировке. На четвертом этапе проводится формирующий эксперимент и анализ результатов.
В рамках программы проводится исследованиестратегии поведения родителей в конфликтных ситуациях и взаимодействие родителей с детьми, типа семейного воспитания и семейных эмоциональных коммуникаций в семьях «группы риска».
Всего в исследовании участвовало 23 ребенка в возрасте 6-12 лет и их родители (мать/отец – 35 человек) из семей, обратившихся за помощью по проблеме детско-родительских отношений и посещающие групповые и индивидуальные психологические занятия, направленные на коррекцию детско-родительских отношений.
Для изучения детcко-родительских взаимоотношений используются следующие методики: методики К. Томаса, изучение предрасположенности родителей к конфликтному поведению; опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого; методика «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми PARI
Е.Шеффер, Р.Белла»; тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене, Е. Антони; опросника семейных эмоциональных коммуникаций
А.Б. Холмогоровой, С.В. Воликовой.
Собранная описанными методиками информация составила основу дляформирования электронной базы первичных данных. Статистическая обработка материала проводится с помощью статистической программы «SPSS» Statistics 17.0 для Windows; пакетов программного обеспечения анализа данных Statistics 6.0. и Biostatistics с помощью, которой проводилось выявление достоверности различий между группами испытуемых в нашем исследовании и выявление корреляционной связи между переменными.
На следующем этапе проводится психокоррекционная работа «На тропе доверия», включающая III блока занятий: для родителей (13 занятий), для родителей и детей (19 занятий), блок коррекционно-развивающие занятия с детьми (12 занятий) (см. табл.1, 2, 3). Встречи проводятся 1-2 раза в неделю.

 

 

 


С целью улучшения детско-родительских взаимоотношении используются разнообразные формы проведения занятий: лекция, беседа, дискуссия, психологические тренинги, семинары-практикумы, арт-терапия, куклотерапия, релаксационные занятия, игротерапия, метод Sand-art, калейдотерапия, анималотерапия и фототерапия, цветотерапия и мандалотерапия, антистрессовые игрушки, основным методом является сказкотерапия и песочная терапия.

План коррекционных занятии с родительской группой
(I блок занятий)
Таблица 1
№ занятия Тема и цель занятия
1 занятие «Конфликты в семье в сфере детско-родительских отношений». (мини-лекция, беседа)
Цель: ознакомление с причинами, последствиями и особенностями разрешения детско-родительских конфликтов.
2 занятие Семинар «Сказкотерапия как метод психокоррекции с детьми дошкольного возраста – «Ее величество сказка».
Цель: ознакомление с особенностями использования сказкотерапии в работе с детьми.
3 занятие Семинар-практикум «Сказкотерапия как метод коррекции эмоционально-личностной сферы ребенка».
Цель: ознакомление с особенностями использования сказкотерапии в работе с детьми.
4 занятие «Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка. Типы семейного воспитания. Профилактика жесткого обращения с детьми».
Цель: ознакомление родителей с особенностями влияния семьи на развитие ребенка, типами семейного воспитания, с целью их коррекции, профилактика жесткого обращения с детьми».
5 занятие Семинар-практикум для родителей «Защита прав и достоинств ребёнка в семье – обязанность взрослых».
Цель: профилактика жесткого обращения с детьми, ознакомление родителей с защитой прав и достоинств ребенка в семье.
6 занятие «Особенности формирования и развития личности ребенка в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте». (мини-лекция, беседа)
Цель: ознакомить родителей с возрастными особенностями развития детей.
7 занятие «Поощрение и наказание ребенка» (дискуссия).
Цель: ознакомление родителей с особенностями и методами поощрения и наказания своего ребенка.
8 занятие Психологический тренинг «Сензитивности».
Цель: развитие доверия в группе, достижение теплой атмосферы в группе.
9 занятие Психологический тренинг
Цель: коррекция и развитие доброжелательных детско-родительских взаимоотношений, снятие напряжения.
10 занятие Семинар-практикум «Работа психолога с агрессивным ребенком, способы его адаптации: «Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?».
Цель: Информирование об агрессии и агрессивности ребенка, особенностях поведения с ним.
12 занятие Открытое занятие по коррекции детских страхов в сфере детско-родительских отношений с помощью песочной терапии «Путешествие в страну Песочной Феи»
Цель занятия: гармонизация внутреннего психологического состояния, снятие у ребенка физического и психического эмоционального напряжения, эмоциональное и мышечное расслабление, преодоление негативных переживаний, развитие позитивного настроя, коррекция и гармонизация детско-родительских взаимоотношений.
13 занятие Круглый стол - родительский практикум «Детско – родительские отношения»
Цель: обсудить результаты проведенных занятий, отработка комплексного применения опыта, полученного в тренинге, для решения конкретных педагогических задач; подведение итогов работы группы, осознание позитивных изменений в сфере детско-родительских взаимоотношений.
Разработка консультаций и памяток для родителей и педагогов:
 «Психологическая помощь детям дошкольного возрастай при дисгармонии в семейных отношениях».
 «Организация и проведение семейных занятий с песком».
 «Психологическое сопровождение ребенка в ситуации развода родителей».
 «Развод родителей: как не разрушить картинку мира ребенка»
• «Наказывая, подумай, «зачем?»
• «Учите детей ответственности»
• «Как родителям научиться контролировать свои негативные эмоции»
• «Агрессивный ребенок, что делать?»
• «Типы семейного воспитания»
• «Памятка родителям от ребенка»
• «Развод родителей: как не разрушить картинку мира ребенка»
• «О воспитательной роли бабушки и дедушки»
• «Мальчики и девочки»

 

 


План психокоррекционных занятий с детско-родительской группой
(II блока занятий)
Таблица 2
№ занятия Тема и цель занятия
1-3 занятие Психологический тренинг Цель: развитие доброжелательных детско-родительских взаимоотношений, коррекция детско-родительских взаимоотношений, снятие напряжения.
4 занятие Психологический тренинг «Как понять ребёнка?». Представлена в виде трёх тренингов общения, которые по необходимости разбиваются на части.
Цели: знакомство участников группы друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей; выработка понимания разнополярности восприятия вербальных посылок родителей и детей, разности в мировосприятии, приобретение навыков анализа причин нарушения поведения ребенка исходя из позиции ребенка; актуализация "ребенка" в родителях для осознания разницы между миром ребенка и взрослого, актуализация детского мироощущения у родителей; знакомство с властолюбием как с причиной нарушения поведения; развитие объективности в оценивании себя и других.
5 занятие Психологический тренинг «Тепло семьи»
Цель: способствовать сплочению членов семьи.
6 занятие Психологический тренинг «Моя семья – моя крепость»
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
7 занятие Психологический тренинг «Связующая нить»
Цель: развития партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, коррекция детско-родительских отношений, формирование чувства близости между родителями и детьми.
8 занятие Психологический тренинг «Мы вместе»
Цель: изменение неадекватности родительских позиций, гармонизация стиля воспитания, расширение осознанности мотивов воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.
9 занятие Психологический тренинг «Повышение самоуважения детей»
Цель: знакомство с концепцией эффективного и неэффективного одобрения, понятием неформального общения;
10 занятие Психологический тренинг «Переориентация контроля»
Цель: осознание неэффективных самодолженствований родителей.
11 занятие Психологический тренинг «Права личности родителя»
Цель: знакомство с понятием психологических прав личности;
-осознание необходимости установления равноправных взаимоотношений с ребенком;
-овладение навыком использования «Я-высказываний» для решения проблем, непосредственно касающихся жизни родителя.
12 занятие Психологический тренинг «Конфликты и способы их решения»
Цель: знакомство с понятием «отрицательного внимания»; осознание своих типичных реакций в конфликтных ситуациях; обучение конструктивному решению конфликтов.
13 занятие Психологический тренинг «Семейное пространство».
Цель: изучение и использованияе семейного пространства для изменения внутрисемейных позиций.
14 занятие Психологический тренинг «Сказка».
Цель: получение обратной связи от совместной работы родителей со своим ребенком, возможность участникам поделиться впечатлениями и переживаниями.
15 занятие Психологический тренинг «Сценарий».
Цель: применение полученных знании для формирования альтернативного поведения в конфликтных ситуациях.
16 занятие Куклотерапия «Изготовление марионеток»
Цель: сближение детей и родителей; гармонизация семейных отношений; актуализация позитивного эмоционального опыта.
17 занятие Куклотерапия «Знакомство с марионетками №1»
Цель: сближение детей и родителей; гармонизация семейных отношений; актуализация позитивного эмоционального опыта.
18 занятие Куклотерапия «Знакомство с марионетками №2»
Цель: стабилизация психических процессов, снятие напряжения; развитие позитивной концепции; развитие уверенности в себе.
19 занятие Песочная терапия «Путешествие в песочную страну»
Цели занятия: гармонизация внутреннего психологического состояния, снятие внутреннего напряжения и тревожности у детей и родителей, коррекция и гармонизация детско-родительских взаимоотношений.

План коррекционных занятии с детьми
«Детские тайны открывает сказка» (III блок занятий)
Таблица 3
№ занятия Тема и цель занятия
1 занятие «Детские тайны открывает сказка»
Цель: диагностика и коррекция детско-родительских взаимоотношений
2 занятие «Моя семья»
Цель: формирование чувства принадлежности к своей семье; развитие творческого самовыражения.
3 занятие «Сказка о маленьком Тигренке»
Цель: формирование чувства принадлежности к своей семье; стимуляция творческого самовыражения.
4 занятие «Сказка про мамонтенка, который искал маму»
Цель: формирование чувства принадлежности к своей семье; формирование позитивного отношения к своей семье.
5 занятие «Сказка Слоненок с шариками»
Цель: коррекция у детей нежелательных черт характера и по-ведения, коррекция негативных поведенческих реакций.
6 занятие «Ребята, давайте жить дружно»
Цель: развитие навыков бесконфликтного общения; развитие умения договариваться друг с другом; развитие умения благодарить.
7 занятие «Ссора»
Цель: обучение детей отреагированию эмоций в конфликте; формирование адекватных форм поведения.
8 занятие «Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму»
Цель: Коррекция конфликтных отношений с родителями. Негативные чувства (обида, злость и пр.) по отношению к родителям. Неадекватная реакция на наказание и неодобрение.
9 занятие «Сказка о глупенькой маме» (продолжение сказки о Зайчике, который обиделся на свою маму)
Цель: коррекция переживании, связанных с непростыми взаимоотношениями с родителями. Конфликтные отношения с родителями. Негативные чувства (обида, злость и пр.) по отношению к родителям. Неадекватная реакция на наказание и неодобрение.
10 занятие «Сказка Гномик»
Цель: Коррекция конфликтные отношении с родителями. Негативные чувства (обида, злость и пр.) по отношению к родителям. Трудности контакта, непонимание.
11 занятие «Рассказ про семью карандашиков»
Цель: коррекция переживании, связанных с «непростыми» взаимоотношениями с родителями.
12 занятие Коррекция детских страхов в сфере детско-родительских отношений с помощью песочной терапии «Путешествие в страну Песочной Феи»
Цель занятия: гармонизация внутреннего психологического состояния, снятие у ребенка физического и психического эмоционального напряжения, эмоциональное и мышечное расслабление, преодоление негативных переживаний, развитие позитивного настроя, коррекция и гармонизация детско-родительских взаимоотношений.

 



Рис. 1. Диагностика детско-родительских отношений 2014-2015гг.


Рис. 2. Диагностика детско-родительских отношений 2015-2016гг.

Сравнительная диагностика детско-родительских отношений, показывает, что в 2014-2015г. число семей с дисгармоничными детско-родительскими отношениями в период апробации программы сократилось на 49%, а в 2015-2016г. на 61%.
Итак, в ходе эксперимента, с помощью методики К. Томаса исследовали предрасположенность родителей к конфликтному поведению и получили следующие результаты: Итак, родители в данной группе на начало учебного года в конфликтной ситуации со своими детьми склонны выбирать более позитивные стратегии поведения, такие как сотрудничество, конформизм (58%). А на конец года в ситуации конфликта выбирают в основном непродуктивные стратегии поведения, такие как соперничество, избегание, приспособление (72%), что так же влияет на дальнейшее развитие детско-родительских конфликтов в данной группе.
Результаты по методике «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми PARI Е.Шеффера, Р.Белла позволяют отметить, что родители экспериментальной группы склонны устанавливать излишнюю эмоциональную дистанцию с ребенком, либо наоборот излишне концентрируются на ребенке, что в том и другом случаях негативно сказывается на психическом развитии ребенка. Наиболее позитивными детско-родительские отношения сложились в конце года, отмечается, что родители принимают своего ребенка таким какой он есть и готовы поддержать его во всех жизненных ситуациях.
С помощью теста «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене, Е. Антонимы отмечается, что в исследовательских семьях дети на начало года в основном получают и испытывают отрицательные эмоции и чувства по отношению к родителям ненависть, соперничество, и враждебность, защита ребенком против осознания направленных на него чувств и в связи с этим сильные переживания ребенка. А в конце учебного года отмечается, что ребенок получает и испытывает в основном положительные чувства, а в семьях «группы риска» ребенок испытывает и получает в отрицательные чувства, такие как ненависть,ревность, соперничество и враждебность, ребенок вынужден защищаться против осознания направленных на него чувств и в связи с этим сильно переживает.
Из этого следует, в семьях «группы риска» в начале учебного года выявлено преобладание у родителей соперничества (соревнование, конкуренции), избегание и приспособление в ситуации конфликта с ребенком, а так же частые семейные конфликты, сверхавторитет родителей и излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, что характеризуется чрезмерной заботой со стороны родителей, исключением внесемейных влияний, подавлением агрессивности и сексуальности ребенка, строгостью к своему ребенку иуклонением от контакта с ним. В конце года, выявлено, что в семьях родители в конфликтных ситуациях выбирают стратегию сотрудничества и компромисса со своим ребенком, а также в них наблюдается оптимальный эмоциональный контакт между родителями и детьми, родители стремятся поддерживать своего ребенка и учитывать его особенности и интересы.
Важно также рассмотреть и особенности воспитания собственных детей в данных группах обследованных, что отражает то, какие поведенческие и эмоциональные стратегии они реализуют в отношении следующего поколения и запечатлевают таким образом для передачи следующим поколениям. Так, с помощью опросника «Анализ семейного воспитания» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкогоисследовали различные отклонения в типах семейного воспитания и причины данных нарушений, были выявлены нарушения в сфере семейного воспитания в родительской группе, в которую входят семьи группы риска, в начале года, часто используются негармоничные стили воспитания детей по сравнению данными, на конец года, которые вызывают у детей различного рода нарушения, а ведь данные дисфункциональные механизмы усваиваются ребенком и часто репродуцируются в собственной семье по отношению к собственным детям в будущем.
С помощью опросника семейных эмоциональных коммуникаций А.Б. Холмогоровой, С.В. Воликовой, исследовали характерные особенности родительской семьи испытуемых.Максимальные показатели дисфункциональных эмоциональных коммуникаций выявлены в семьях группе риска в конце года по сравнению с данными на начало года и нормой (F=26,654; p=0,000). Так, в родительской группе в начале года отмечаются максимально высокие показатели по сравнению с показателями в конце года: при исследовании в данной группе, было выявлено, что родители росли в атмосфере выраженных нарушений внутрисемейных эмоциональных коммуникаций с высоким уровнем критики в свой адрес, выяснилось, что родители чаще проявляли своё недовольство ребенком, когда он выражал негативные эмоции, допускал ошибки в какой-либо деятельности, особенно при сравнении с другими более успешными детьми (F=16,630; p=0,000) в сравнении с нормой и показателями в конце года в родительской группой, что они воспитывались в семье, в которой преобладали стремления к внешнему благополучию, стремление скрывать и не выдавать окружающим свои проблемы в сравнении с нормой и данными на конец учебного года (F=9,785; p=0,000), у родителей в начале года отмечается высокий запрет на выражение эмоций, прежде всего, негативных в сравнении с нормой и конец учебного года (F =7,805; p=0,002), так же в начале года у семей группы риска выявлена фиксация родителей на возможных трудностях, опасностях и жизненных не удачах при сравнении с нормой и показателями на конец года в данной группе (F=6,509; p=0,002) и способность семьи не фиксироваться на негативных эмоциях, не желание подключаться к настроению другого в сравнении с нормой и конец года (F=5,779; p=0,003).А в конце учебного года в родительской группе отмечается низкий уровень стремления к воспитанию ребенка в духе очень высоких стандартов и стремления к совершенству (F=4,712; p=0,009) и отмечается высокое стремление родителей быть максимально включенным в жизнь своего ребенка в сравнении с нормой и данными в начале года (F=3,029;p=0,049).
Таким образом, спомощью психокоррекции детско-родительских конфликтов нам удалось изменить преобладание в семьях «группы риска» позицию родителей склонных к соперничеству и приспособлению на возможность сотрудничества родителей и детей в конфликтных ситуациях, корректировать тип семейного воспитания выбираемые родителями воспитанников. Кроме того, удалось достичь снижения излишней эмоциональной дистанции родителей с ребенком (излишнюю строгость родителей и уклонение от контакта со своим ребенком), излишней концентрации на ребенке (чрезмерной заботой, вмешательством в мир ребенка) и получаемых и исходящих от ребенка отрицательных эмоций и чувств к своим родителям, что свидетельствует о возможности разрешения детско-родительских конфликтов и улучшения и развития отношений в данной группе
Психологическое сопровождение детей из семей «группы риска» и их родителей, работа с неблагополучными семьями, исследования проблемы конфликтных детско-родительских отношений, одно из важнейших направлений в деятельности психолога. Возрастает количество детей, с признаками психических, эмоциональных, поведенческих нарушений на почве неблагоприятного эмоционального и дисгармоничного климата в семье, неграмотного разрешения семейных и детско-родительских конфликтных ситуаций.
В заключение можно отметить, что разработанный комплекс занятий с интегрированным использованием перспективных методов сказкотерапии и песочной терапии в рамках программы «На тропе доверия» - сказкотерапия как метод психокоррекции детско-родительских конфликтных отношений в семьях «группы риска», является эффективным средством коррекции и разрешения детско-родительских конфликтов, позволяет изменить модель поведения родителей и детей в конфликтных ситуациях, откорректировать тип семейного воспитания.
Указанные методы и опыт апробации программы могут быть использованы психологами центров реабилитации для несовершеннолетних и помощи семьям и детям, общеобразовательных учреждений для работы как с благополучными семьями, так и семьями «группы риска».
Список литературы:
1. Горячев А.П. Проблемы семейных отношений. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2005. – 128 с.
2. Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска // Материалы Всероссийской научно - практической конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» 13 - 15 апреля 2004 года. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2004. – С.114 – 115.
4. Колесов В.И. Стрессы детей в семейных конфликтах и поиск путей их снятия// Мир психологии. - 2008. - № 4. – С. 120 - 127.
5. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. - 160 с
6. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. - М.: Академия, 2007. – 430 с.
8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара: БАХРАХ-М, 2007. – 672 с.
9. Романова О.А. Конфликты во взаимодействии и взаимоотношениях родителей и детей // Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты. Сборник материалов итоговой научно – практической конференции преподавателей и сотрудников / Под ред. Р.И. Еруслановой. Выпуск № 5. – Чебоксары: Филиал в г.Чебоксары, 2006. – С. 163 - 167.
10. Синягина, Н.Ю. Психолого – педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Владос, 2005. – 90 с.
11. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 272 с.
13. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — 3-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с.

 

 

 

 

 

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.