выполнила:
Чупрова Ольга Владимировна
Педагог-психолог, 1 квалификационная категория
МКОУ «Октябрьская СОШ им. Н.В. Архангельского
«НА ТРОПЕ ДОВЕРИЯ» -
ПРОГАММА ПСИХОКОРРЕКЦИИ КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ «ГРУППЫ РИСКА»
Проблема психологического эмоционального благополучия детей и психологического здоровья детей в условиях семьи и образовательного учреждения, сопровождение детей из благополучных семей и «группы риска» и их родителей, тема семьи и семейных взаимоотношений, проблема конфликтных детско-родительских отношений, влияющих на становление личности ребенка , связанные с ними трудности, проблемы детей, имеющих нарушения поведения и эмоциональной, социальной сферы, в настоящее время является одним из актуальных направлений работы психолога. Негативные эмоции - серьезная проблема для современных детей и являются самыми распространенными, под воздействием ряда факторов - окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации, психотравмирующие ситуации, подавленный стресс, трудные жизненные. Возрастает количество детей, с признаками психологических, эмоциональных, поведенческих нарушений, негативными эмоциональными переживаниями и связанными с ними трудностям в развитии: неконструктивный выплеск эмоции, развитие неврозов и психосоматических заболеваний, закрепление отрицательного поведения, тревожность, агрессивность, низкая самооценка, пассивность, несамостоятельность, внутренний конфликт и конфликтность, отчужденность, замкнутость, незащищенность, неуверенность в себе, страхи, депрессивность, нервозность, раздражительность, трудности в общении, не умение и отсутствие желания уступать друг другу, недостаток терпения и доброжелательности. недостаток тепла, общения, непонимание ребенка со стороны взрослых и сверстников.
Для развития и коррекции эмоциональной, поведенческой сферы детей в условиях учреждения активно используется один из современных и эффективных арт-терапевтических методов психологической работы с детьми с различными психологическим проблемами для развития и коррекции эмоциональной, поведенческой сферы детей, с целью поддержания и укрепления душевного баланса ребенка, снятия психологического напряжения, гармонизации личности, психологического эмоционального оздоровления ребенка. В связи с этим возникла потребность в оказании психологической помощи семьям, имеющим проблемы межличностного общения со своими детьми. Для этого составлена и апробируется коррекционная программа «На тропе доверия», целью профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей через активизацию потенциала семьи и социального окружения ребенка; родительского просвещения, профессиональной поддержки семьи в сфере позитивного родительства и ненасильственного воспитания у родителей, навыков неконфликтного и безопасного поведения у детей; профилактики и коррекции социально-психологической дезадаптации детей из семей «группы риска»; изучения и коррекции конфликтных отношений между родителями и детьми в семьях «группы риска»; гармонизации детско-родительских отношений, коррекция нарушенных межличностных отношений между родителями и детьми с помощью сказкотерапии и песочной терапии.
К семьям «группы риска» относятся неполные, многодетные, молодые, замещающие семьи, семьи, где дети-инвалиды или родители инвалиды, семьи с опекунами (престарелыми, педагогически неграмотными, употребляющими алкоголь), семьи в период или после развода, семьи, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, семьи с недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей.
Психологические конфликты в детско-родительских отношениях возникают по причине диструктивности внутрисемейных отношений, недостатков в семейном воспитании, непонимания взаимодействующих сторон, неуважения их друг к другу, возрастных кризисов и индивидуально-психологических особенностей родителей и детей, конфликтов между супругами, недостаточной психолого-педагогической компетентности родителей.
Для конфликтных отношений между родителями и детьми характерно: переживание дефицита позитивного эмоционального контакта с членами семьи, доверия к взрослому, напряженности и конфликтности в отношениях, взаимного неудовольствия и раздражения, неспособности эффективно воздействовать на взрослого. Потребность в помощи и эмоциональном контакте у ребенка удовлетворяется в основном за счет внесемейного общения.
Бесконфликтному общению родителей с детьми способствует сплочение и гармонизация семьи, накопление знаний родителями о психологических особенностях своих детей, о формах и методах детского воспитания, т.е. повышение психолого-педагогической грамотности родителей как в благополучных, так и в семьях «группы риска», которые в свою очередь характеризуются неспособностью к анализу того, что происходит в семье и самостоятельному улучшению жизни и достижении эффективных результатов при обсуждении проблем семьи, часто агрессивным настроем друг к другу, это возможно только при комплексном использовании средств и методов психолого-педагогической коррекции, которая способствует разрешению детско-родительских конфликтов и гармонизации семейных отношений, а так же снижению уровня отрицательных эмоций.
В коррекции детско-родительских отношений часто используется арт-терапия, современный метод положительного психологического воздействия. В практике стали использовать и перспективныые, эффективные методы психологической работы с детьми и родителями – сказкотрерапия и песочная терапия. Однако, в России сказкотерапия песочная терапия получила распространение сравнительно недавно, а в концепции песочной терапии каждый специалист, кто практикует работу с песочницей, оказывается в пространстве творческого поиска.
Учитывая актуальность донной проблемы и в связи с постоянно возрастающей потребностью в психологической помощи семьям, имеющим проблемы межличностного общения со своими детьми, на базе учреждении ведется работа по проблеме «Психокоррекция детско-родительских конфликтных отношений». В учреждении разработана и апробируется программа «На тропе доверия» –сказкотерапия как метод психокоррекции конфликтных отношений между родителями и детьми в семьях «группы риска», направленная на выявление дисфункциональных семей, разрешение конфликтных детско-родительских отношений, гармонизацию семейных отношений и уменьшение недопонимание между родителями и детьми, как в благополучных семьях, так и в семьях «группы риска».
Новизной и отличительной особенностью программы является разработка цикла занятий с интегрированным использованием методов сказкотерапии и песочной терапии в коррекции детско-родительских отношений в семьях «группы риска».
Целью программы является, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей через активизацию потенциала семьи и социального окружения ребенка; родительское просвещение, профессиональная поддержка семьи в сфере позитивного родительства и ненасильственного воспитания у родителей, навыков неконфликтного и безопасного поведения у детей; профилактика и коррекция социально психологической дезадаптации детей из семей «группы риска»; изучение и коррекция конфликтных отношений между родителями и детьми в семьях «группы риска»; гармонизация детско-родительских отношений, коррекция нарушенных межличностных отношений между родителями и детьми с помощью сказкотерапии и песочной терапии;
Задачи программы включают:выявлениедисфункциональных семей; привлечение внимания родителей к проблеме детско-родительских отношений и деятельности отделения учреждения, активному взаимодействию с специалистами; организацию занятий терапевтической детско-родительских группы; повышение психологической и педагогической грамотности родителей; осознание родителями своего стиля воспитания;преодоление и коррекция привычных стилей семейного воспитания, стилей реагирования, расширение поведенческой и эмоциональной сферы во взаимодействии с детьми; развитие внимания к личностному общению, навыков сотрудничества в воспитании своих детей; улучшение взаимопонимания и взаимоотношений со свои ребенком; снижение возникновения конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях; создание возможности самостоятельного разрешения конфликтов; усиление сплоченности и повышение психологической адаптации семьи; возможность самовыражения членами семьи;формирование у детей и взрослых способов межличностного взаимодействия, развитие способности эмоциональной саморегуляции ребенка, за счет осознания своих эмоций, чувств и переживаний, повышение степени принятия себя и других членов семьи; гармонизация детско-родительских отношений с интегрированным использованием элементов арт-терапии-метода сказкотерапии, песочной терапии; создание обстановки психологического комфорта и знание индивидуально-личностных особенностей каждого ребенка, родителей, а также особенностей внутрисемейных отношений.
Были выделены основные направления работы с семьей:
- психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи;
- психологическая диагностика семейных и детско-родительских отношений;
- профилактика стрессовых состояний;
- психологическое консультированиеродителей и беседы с детьми;
- совместные и отдельные психокоррекционные занятия с детьми и родителями;
- коррекция стилей деструктивного поведения родителей (индивидуальные встречи или психологические группы помощи родителям).
На первом этапе реализации программы ставится задача сфокусировать внимание на проблеме, т.е. научить родителей обращать внимание в первую очередь на эффективность личностного общения в воспитании детей, причин возникновения детско-родительских конфликтов. На втором этапе необходимо показать и изменить стратегии поведения в конфликтных ситуациях на более благоприятные, изменить конфликтность на положительные эмоции, снять иррациональные запреты на личностное общение, научиться самокоммуникации и самоподкреплению. Третий этап заключается в моделировании и в поведенческой тренировке. На четвертом этапе проводится формирующий эксперимент и анализ результатов.
В рамках программы проводится исследованиестратегии поведения родителей в конфликтных ситуациях и взаимодействие родителей с детьми, типа семейного воспитания и семейных эмоциональных коммуникаций в семьях «группы риска».
Всего в исследовании участвовало 23 ребенка в возрасте 6-12 лет и их родители (мать/отец – 35 человек) из семей, обратившихся за помощью по проблеме детско-родительских отношений и посещающие групповые и индивидуальные психологические занятия, направленные на коррекцию детско-родительских отношений.
Для изучения детcко-родительских взаимоотношений используются следующие методики: методики К. Томаса, изучение предрасположенности родителей к конфликтному поведению; опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого; методика «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми PARI
Е.Шеффер, Р.Белла»; тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене, Е. Антони; опросника семейных эмоциональных коммуникаций
А.Б. Холмогоровой, С.В. Воликовой.
Собранная описанными методиками информация составила основу дляформирования электронной базы первичных данных. Статистическая обработка материала проводится с помощью статистической программы «SPSS» Statistics 17.0 для Windows; пакетов программного обеспечения анализа данных Statistics 6.0. и Biostatistics с помощью, которой проводилось выявление достоверности различий между группами испытуемых в нашем исследовании и выявление корреляционной связи между переменными.
На следующем этапе проводится психокоррекционная работа «На тропе доверия», включающая III блока занятий: для родителей (13 занятий), для родителей и детей (19 занятий), блок коррекционно-развивающие занятия с детьми (12 занятий) (см. табл.1, 2, 3). Встречи проводятся 1-2 раза в неделю.
С целью улучшения детско-родительских взаимоотношении используются разнообразные формы проведения занятий: лекция, беседа, дискуссия, психологические тренинги, семинары-практикумы, арт-терапия, куклотерапия, релаксационные занятия, игротерапия, метод Sand-art, калейдотерапия, анималотерапия и фототерапия, цветотерапия и мандалотерапия, антистрессовые игрушки, основным методом является сказкотерапия и песочная терапия.
План коррекционных занятии с родительской группой
(I блок занятий)
Таблица 1
№ занятия Тема и цель занятия
1 занятие «Конфликты в семье в сфере детско-родительских отношений». (мини-лекция, беседа)
Цель: ознакомление с причинами, последствиями и особенностями разрешения детско-родительских конфликтов.
2 занятие Семинар «Сказкотерапия как метод психокоррекции с детьми дошкольного возраста – «Ее величество сказка».
Цель: ознакомление с особенностями использования сказкотерапии в работе с детьми.
3 занятие Семинар-практикум «Сказкотерапия как метод коррекции эмоционально-личностной сферы ребенка».
Цель: ознакомление с особенностями использования сказкотерапии в работе с детьми.
4 занятие «Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка. Типы семейного воспитания. Профилактика жесткого обращения с детьми».
Цель: ознакомление родителей с особенностями влияния семьи на развитие ребенка, типами семейного воспитания, с целью их коррекции, профилактика жесткого обращения с детьми».
5 занятие Семинар-практикум для родителей «Защита прав и достоинств ребёнка в семье – обязанность взрослых».
Цель: профилактика жесткого обращения с детьми, ознакомление родителей с защитой прав и достоинств ребенка в семье.
6 занятие «Особенности формирования и развития личности ребенка в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте». (мини-лекция, беседа)
Цель: ознакомить родителей с возрастными особенностями развития детей.
7 занятие «Поощрение и наказание ребенка» (дискуссия).
Цель: ознакомление родителей с особенностями и методами поощрения и наказания своего ребенка.
8 занятие Психологический тренинг «Сензитивности».
Цель: развитие доверия в группе, достижение теплой атмосферы в группе.
9 занятие Психологический тренинг
Цель: коррекция и развитие доброжелательных детско-родительских взаимоотношений, снятие напряжения.
10 занятие Семинар-практикум «Работа психолога с агрессивным ребенком, способы его адаптации: «Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?».
Цель: Информирование об агрессии и агрессивности ребенка, особенностях поведения с ним.
12 занятие Открытое занятие по коррекции детских страхов в сфере детско-родительских отношений с помощью песочной терапии «Путешествие в страну Песочной Феи»
Цель занятия: гармонизация внутреннего психологического состояния, снятие у ребенка физического и психического эмоционального напряжения, эмоциональное и мышечное расслабление, преодоление негативных переживаний, развитие позитивного настроя, коррекция и гармонизация детско-родительских взаимоотношений.
13 занятие Круглый стол - родительский практикум «Детско – родительские отношения»
Цель: обсудить результаты проведенных занятий, отработка комплексного применения опыта, полученного в тренинге, для решения конкретных педагогических задач; подведение итогов работы группы, осознание позитивных изменений в сфере детско-родительских взаимоотношений.
Разработка консультаций и памяток для родителей и педагогов:
«Психологическая помощь детям дошкольного возрастай при дисгармонии в семейных отношениях».
«Организация и проведение семейных занятий с песком».
«Психологическое сопровождение ребенка в ситуации развода родителей».
«Развод родителей: как не разрушить картинку мира ребенка»
• «Наказывая, подумай, «зачем?»
• «Учите детей ответственности»
• «Как родителям научиться контролировать свои негативные эмоции»
• «Агрессивный ребенок, что делать?»
• «Типы семейного воспитания»
• «Памятка родителям от ребенка»
• «Развод родителей: как не разрушить картинку мира ребенка»
• «О воспитательной роли бабушки и дедушки»
• «Мальчики и девочки»
План психокоррекционных занятий с детско-родительской группой
(II блока занятий)
Таблица 2
№ занятия Тема и цель занятия
1-3 занятие Психологический тренинг Цель: развитие доброжелательных детско-родительских взаимоотношений, коррекция детско-родительских взаимоотношений, снятие напряжения.
4 занятие Психологический тренинг «Как понять ребёнка?». Представлена в виде трёх тренингов общения, которые по необходимости разбиваются на части.
Цели: знакомство участников группы друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей; выработка понимания разнополярности восприятия вербальных посылок родителей и детей, разности в мировосприятии, приобретение навыков анализа причин нарушения поведения ребенка исходя из позиции ребенка; актуализация "ребенка" в родителях для осознания разницы между миром ребенка и взрослого, актуализация детского мироощущения у родителей; знакомство с властолюбием как с причиной нарушения поведения; развитие объективности в оценивании себя и других.
5 занятие Психологический тренинг «Тепло семьи»
Цель: способствовать сплочению членов семьи.
6 занятие Психологический тренинг «Моя семья – моя крепость»
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
7 занятие Психологический тренинг «Связующая нить»
Цель: развития партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, коррекция детско-родительских отношений, формирование чувства близости между родителями и детьми.
8 занятие Психологический тренинг «Мы вместе»
Цель: изменение неадекватности родительских позиций, гармонизация стиля воспитания, расширение осознанности мотивов воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.
9 занятие Психологический тренинг «Повышение самоуважения детей»
Цель: знакомство с концепцией эффективного и неэффективного одобрения, понятием неформального общения;
10 занятие Психологический тренинг «Переориентация контроля»
Цель: осознание неэффективных самодолженствований родителей.
11 занятие Психологический тренинг «Права личности родителя»
Цель: знакомство с понятием психологических прав личности;
-осознание необходимости установления равноправных взаимоотношений с ребенком;
-овладение навыком использования «Я-высказываний» для решения проблем, непосредственно касающихся жизни родителя.
12 занятие Психологический тренинг «Конфликты и способы их решения»
Цель: знакомство с понятием «отрицательного внимания»; осознание своих типичных реакций в конфликтных ситуациях; обучение конструктивному решению конфликтов.
13 занятие Психологический тренинг «Семейное пространство».
Цель: изучение и использованияе семейного пространства для изменения внутрисемейных позиций.
14 занятие Психологический тренинг «Сказка».
Цель: получение обратной связи от совместной работы родителей со своим ребенком, возможность участникам поделиться впечатлениями и переживаниями.
15 занятие Психологический тренинг «Сценарий».
Цель: применение полученных знании для формирования альтернативного поведения в конфликтных ситуациях.
16 занятие Куклотерапия «Изготовление марионеток»
Цель: сближение детей и родителей; гармонизация семейных отношений; актуализация позитивного эмоционального опыта.
17 занятие Куклотерапия «Знакомство с марионетками №1»
Цель: сближение детей и родителей; гармонизация семейных отношений; актуализация позитивного эмоционального опыта.
18 занятие Куклотерапия «Знакомство с марионетками №2»
Цель: стабилизация психических процессов, снятие напряжения; развитие позитивной концепции; развитие уверенности в себе.
19 занятие Песочная терапия «Путешествие в песочную страну»
Цели занятия: гармонизация внутреннего психологического состояния, снятие внутреннего напряжения и тревожности у детей и родителей, коррекция и гармонизация детско-родительских взаимоотношений.
План коррекционных занятии с детьми
«Детские тайны открывает сказка» (III блок занятий)
Таблица 3
№ занятия Тема и цель занятия
1 занятие «Детские тайны открывает сказка»
Цель: диагностика и коррекция детско-родительских взаимоотношений
2 занятие «Моя семья»
Цель: формирование чувства принадлежности к своей семье; развитие творческого самовыражения.
3 занятие «Сказка о маленьком Тигренке»
Цель: формирование чувства принадлежности к своей семье; стимуляция творческого самовыражения.
4 занятие «Сказка про мамонтенка, который искал маму»
Цель: формирование чувства принадлежности к своей семье; формирование позитивного отношения к своей семье.
5 занятие «Сказка Слоненок с шариками»
Цель: коррекция у детей нежелательных черт характера и по-ведения, коррекция негативных поведенческих реакций.
6 занятие «Ребята, давайте жить дружно»
Цель: развитие навыков бесконфликтного общения; развитие умения договариваться друг с другом; развитие умения благодарить.
7 занятие «Ссора»
Цель: обучение детей отреагированию эмоций в конфликте; формирование адекватных форм поведения.
8 занятие «Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму»
Цель: Коррекция конфликтных отношений с родителями. Негативные чувства (обида, злость и пр.) по отношению к родителям. Неадекватная реакция на наказание и неодобрение.
9 занятие «Сказка о глупенькой маме» (продолжение сказки о Зайчике, который обиделся на свою маму)
Цель: коррекция переживании, связанных с непростыми взаимоотношениями с родителями. Конфликтные отношения с родителями. Негативные чувства (обида, злость и пр.) по отношению к родителям. Неадекватная реакция на наказание и неодобрение.
10 занятие «Сказка Гномик»
Цель: Коррекция конфликтные отношении с родителями. Негативные чувства (обида, злость и пр.) по отношению к родителям. Трудности контакта, непонимание.
11 занятие «Рассказ про семью карандашиков»
Цель: коррекция переживании, связанных с «непростыми» взаимоотношениями с родителями.
12 занятие Коррекция детских страхов в сфере детско-родительских отношений с помощью песочной терапии «Путешествие в страну Песочной Феи»
Цель занятия: гармонизация внутреннего психологического состояния, снятие у ребенка физического и психического эмоционального напряжения, эмоциональное и мышечное расслабление, преодоление негативных переживаний, развитие позитивного настроя, коррекция и гармонизация детско-родительских взаимоотношений.
Рис. 1. Диагностика детско-родительских отношений 2014-2015гг.
Рис. 2. Диагностика детско-родительских отношений 2015-2016гг.
Сравнительная диагностика детско-родительских отношений, показывает, что в 2014-2015г. число семей с дисгармоничными детско-родительскими отношениями в период апробации программы сократилось на 49%, а в 2015-2016г. на 61%.
Итак, в ходе эксперимента, с помощью методики К. Томаса исследовали предрасположенность родителей к конфликтному поведению и получили следующие результаты: Итак, родители в данной группе на начало учебного года в конфликтной ситуации со своими детьми склонны выбирать более позитивные стратегии поведения, такие как сотрудничество, конформизм (58%). А на конец года в ситуации конфликта выбирают в основном непродуктивные стратегии поведения, такие как соперничество, избегание, приспособление (72%), что так же влияет на дальнейшее развитие детско-родительских конфликтов в данной группе.
Результаты по методике «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми PARI Е.Шеффера, Р.Белла позволяют отметить, что родители экспериментальной группы склонны устанавливать излишнюю эмоциональную дистанцию с ребенком, либо наоборот излишне концентрируются на ребенке, что в том и другом случаях негативно сказывается на психическом развитии ребенка. Наиболее позитивными детско-родительские отношения сложились в конце года, отмечается, что родители принимают своего ребенка таким какой он есть и готовы поддержать его во всех жизненных ситуациях.
С помощью теста «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене, Е. Антонимы отмечается, что в исследовательских семьях дети на начало года в основном получают и испытывают отрицательные эмоции и чувства по отношению к родителям ненависть, соперничество, и враждебность, защита ребенком против осознания направленных на него чувств и в связи с этим сильные переживания ребенка. А в конце учебного года отмечается, что ребенок получает и испытывает в основном положительные чувства, а в семьях «группы риска» ребенок испытывает и получает в отрицательные чувства, такие как ненависть,ревность, соперничество и враждебность, ребенок вынужден защищаться против осознания направленных на него чувств и в связи с этим сильно переживает.
Из этого следует, в семьях «группы риска» в начале учебного года выявлено преобладание у родителей соперничества (соревнование, конкуренции), избегание и приспособление в ситуации конфликта с ребенком, а так же частые семейные конфликты, сверхавторитет родителей и излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, что характеризуется чрезмерной заботой со стороны родителей, исключением внесемейных влияний, подавлением агрессивности и сексуальности ребенка, строгостью к своему ребенку иуклонением от контакта с ним. В конце года, выявлено, что в семьях родители в конфликтных ситуациях выбирают стратегию сотрудничества и компромисса со своим ребенком, а также в них наблюдается оптимальный эмоциональный контакт между родителями и детьми, родители стремятся поддерживать своего ребенка и учитывать его особенности и интересы.
Важно также рассмотреть и особенности воспитания собственных детей в данных группах обследованных, что отражает то, какие поведенческие и эмоциональные стратегии они реализуют в отношении следующего поколения и запечатлевают таким образом для передачи следующим поколениям. Так, с помощью опросника «Анализ семейного воспитания» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкогоисследовали различные отклонения в типах семейного воспитания и причины данных нарушений, были выявлены нарушения в сфере семейного воспитания в родительской группе, в которую входят семьи группы риска, в начале года, часто используются негармоничные стили воспитания детей по сравнению данными, на конец года, которые вызывают у детей различного рода нарушения, а ведь данные дисфункциональные механизмы усваиваются ребенком и часто репродуцируются в собственной семье по отношению к собственным детям в будущем.
С помощью опросника семейных эмоциональных коммуникаций А.Б. Холмогоровой, С.В. Воликовой, исследовали характерные особенности родительской семьи испытуемых.Максимальные показатели дисфункциональных эмоциональных коммуникаций выявлены в семьях группе риска в конце года по сравнению с данными на начало года и нормой (F=26,654; p=0,000). Так, в родительской группе в начале года отмечаются максимально высокие показатели по сравнению с показателями в конце года: при исследовании в данной группе, было выявлено, что родители росли в атмосфере выраженных нарушений внутрисемейных эмоциональных коммуникаций с высоким уровнем критики в свой адрес, выяснилось, что родители чаще проявляли своё недовольство ребенком, когда он выражал негативные эмоции, допускал ошибки в какой-либо деятельности, особенно при сравнении с другими более успешными детьми (F=16,630; p=0,000) в сравнении с нормой и показателями в конце года в родительской группой, что они воспитывались в семье, в которой преобладали стремления к внешнему благополучию, стремление скрывать и не выдавать окружающим свои проблемы в сравнении с нормой и данными на конец учебного года (F=9,785; p=0,000), у родителей в начале года отмечается высокий запрет на выражение эмоций, прежде всего, негативных в сравнении с нормой и конец учебного года (F =7,805; p=0,002), так же в начале года у семей группы риска выявлена фиксация родителей на возможных трудностях, опасностях и жизненных не удачах при сравнении с нормой и показателями на конец года в данной группе (F=6,509; p=0,002) и способность семьи не фиксироваться на негативных эмоциях, не желание подключаться к настроению другого в сравнении с нормой и конец года (F=5,779; p=0,003).А в конце учебного года в родительской группе отмечается низкий уровень стремления к воспитанию ребенка в духе очень высоких стандартов и стремления к совершенству (F=4,712; p=0,009) и отмечается высокое стремление родителей быть максимально включенным в жизнь своего ребенка в сравнении с нормой и данными в начале года (F=3,029;p=0,049).
Таким образом, спомощью психокоррекции детско-родительских конфликтов нам удалось изменить преобладание в семьях «группы риска» позицию родителей склонных к соперничеству и приспособлению на возможность сотрудничества родителей и детей в конфликтных ситуациях, корректировать тип семейного воспитания выбираемые родителями воспитанников. Кроме того, удалось достичь снижения излишней эмоциональной дистанции родителей с ребенком (излишнюю строгость родителей и уклонение от контакта со своим ребенком), излишней концентрации на ребенке (чрезмерной заботой, вмешательством в мир ребенка) и получаемых и исходящих от ребенка отрицательных эмоций и чувств к своим родителям, что свидетельствует о возможности разрешения детско-родительских конфликтов и улучшения и развития отношений в данной группе
Психологическое сопровождение детей из семей «группы риска» и их родителей, работа с неблагополучными семьями, исследования проблемы конфликтных детско-родительских отношений, одно из важнейших направлений в деятельности психолога. Возрастает количество детей, с признаками психических, эмоциональных, поведенческих нарушений на почве неблагоприятного эмоционального и дисгармоничного климата в семье, неграмотного разрешения семейных и детско-родительских конфликтных ситуаций.
В заключение можно отметить, что разработанный комплекс занятий с интегрированным использованием перспективных методов сказкотерапии и песочной терапии в рамках программы «На тропе доверия» - сказкотерапия как метод психокоррекции детско-родительских конфликтных отношений в семьях «группы риска», является эффективным средством коррекции и разрешения детско-родительских конфликтов, позволяет изменить модель поведения родителей и детей в конфликтных ситуациях, откорректировать тип семейного воспитания.
Указанные методы и опыт апробации программы могут быть использованы психологами центров реабилитации для несовершеннолетних и помощи семьям и детям, общеобразовательных учреждений для работы как с благополучными семьями, так и семьями «группы риска».
Список литературы:
1. Горячев А.П. Проблемы семейных отношений. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2005. – 128 с.
2. Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска // Материалы Всероссийской научно - практической конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» 13 - 15 апреля 2004 года. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2004. – С.114 – 115.
4. Колесов В.И. Стрессы детей в семейных конфликтах и поиск путей их снятия// Мир психологии. - 2008. - № 4. – С. 120 - 127.
5. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. - 160 с
6. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. - М.: Академия, 2007. – 430 с.
8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара: БАХРАХ-М, 2007. – 672 с.
9. Романова О.А. Конфликты во взаимодействии и взаимоотношениях родителей и детей // Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты. Сборник материалов итоговой научно – практической конференции преподавателей и сотрудников / Под ред. Р.И. Еруслановой. Выпуск № 5. – Чебоксары: Филиал в г.Чебоксары, 2006. – С. 163 - 167.
10. Синягина, Н.Ю. Психолого – педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Владос, 2005. – 90 с.
11. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 272 с.
13. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — 3-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с.