ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Степанова Екатерина Николаевна

ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат г. Кольчугино».

Владимирская область г. Кольчугино

Пояснительная записка

               Рабочая программа  по логопедии  разработана  на основе 

         Адаптированной  образовательной  программы  начального общего образования ГКОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Кольчугино».

                        следующих нормативно -  правовых документов:

1.Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

2.Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3.Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе»/ Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой.М., 1996.

4.Письма Министерства образования Российской Федерации от 20 июня 2002 г. №29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении   VIII вида».

При составлении рабочей  программы использовались методические рекомендации ведущих специалистов в области коррекционной педагогики  И.Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой,  Л.Г.Парамоновой,  Е.В.Мазановой,    Р.И.Лалаевой и других авторов.

Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

Задачи:

-коррекция и развитие психологической базы речи;

-постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;

-формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; 

-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;

-формирование грамматической стороны речи; 

-предупреждение и коррекция дисграфии;

-развитие диалогической и монологической форм речи;

-формирование коммуникативных навыков;

-воспитание мотивации к учению, общению.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедия»  имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований выступают принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода -  изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом.  

Речевые нарушения у детей в школе носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь.

Фонетические нарушения проявляются в неточности слуховой дифференцировки сходных по звучанию фонем, трудностях звукобуквенного анализа.  

Недоразвитие лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, в преобладании пассивного словаря над активным, в несформированности структуры значения слова. В словаре таких детей преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение же слов абстрактного значения, понимание загадок, пословиц вызывает большие трудности. У многих отсутствуют в речи слова обобщающего характера, редко употребляют глаголы, прилагательные, наречия. Чаще всего школьники употребляют в своей речи местоимения. Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений.  У школьников  недостаточно сформированы как морфологические  формы словоизменения и словообразования, так и  синтаксическая структура предложения.    Предложения таких детей, как правило, весьма примитивной конструкции, часто стереотипны, неполны, неправильно построены.

Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и также характеризуется качественными особенностями. Дети с интеллектуальными нарушениями долгое время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию является очень трудным и затягивается вплоть до старших классов школы. В процессе усвоения связных высказываний школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в виде подсказки. Связные высказывания мало развёрнуты, фрагментарны. В рассказах нарушена логическая последовательность, связь между отдельными её частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого. Речь, как правило, маловыразительна, монотонна, нет логических ударений.

Наиболее распространённые речевые расстройства у обучающихся младших классов и среднего звена – дефекты звукопроизношения и нарушения устной и письменной речи.

Для которых характерно:

- нарушения звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

- несформированность связной речи;

- выраженная дислексия;

- дисграфия.

 Речевые нарушения, встречающиеся у обучающихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов.

Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей с интеллектуальной недостаточностью способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации обучающихся.

Срок реализации программы 1 год.

 

 

Общая характеристика коррекционного курса

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Коррекционная работа проводится в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием технологии личностно ориентированного развивающего обучения. Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий рассчитан на две недели сентября в начале учебного года.  На основании чего комплектуются группы с учётом вида речевой патологии из учеников одного класса. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала. Наполняемость групп для логопедических занятий 4 – 6 обучающихся, подгруппы из 2-3 человек. Подгрупповые занятия проводятся в тех случаях, когда у детей имеются тяжёлые нарушения речи.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия, но предусматриваются и индивидуальные занятия, в частности по постановке звуков, особенно с обучающимися первых классов. Продолжительность индивидуальных занятий- 20 минут, подгрупповых- 20-40 минут, групповых- 20- 40 минут. Занятия проводятся  с  обучающимися с 15 сентября по 15 мая.                                                                                                                                  

Количество часов, указанных в программе на каждую тему примерное и зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей обучающихся, их психофизиологических особенностей, состояния интеллекта, регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала детьми.

Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:

  1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)
  2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)
  3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)
  4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)

5.Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.

  1. Работа над слоговой структурой слова.
  2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)
  3. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...)
  4. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)
  5. Развитие грамматического строя речи

11.Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.

  1. С обучающимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.

В одно занятие включается  не более пяти видов работы в начальных классах.

Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Использование разнообразной наглядности (зрительное восприятие, тактильное восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения…). Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся коррекционной школы трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки.                                                                                                                                                                                                        

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях проводится  смена видов деятельности.

Виды и формы организации учебного процесса

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.

Первый класс в большей мере является пропедевтическим этапом логопедической работы по коррекции системного нарушения речи у детей с интеллектуальными нарушениями.

Основными задачами коррекционно-логопедической работы в 1 классе являются:

1.Постановка  и первоначальная автоматизация звуков.

2.Формирование навыков простых форм звукового анализа и синтеза (на материале изучаемых звуков).

3.Формирование слоговой структуры слов.

4.Формирование лексико-грамматических представлений (обогащение словаря, именами прилагательными, глаголами, уточнение семантики слов, формирование умения согласовывать слова в предложении, освоение элементарных умений диалогической речи, основ повествования; отработка простейших лексических моделей)

5.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

6.Развитие психологической базы речи, высших психических функций.

7.Воспитание мотивации в общении, учении.

Описание места коррекционного курса в учебном плане

В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержание программы коррекционного курса «Логопедия» реализуется в рамках коррекционно-развивающей области, являющейся обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП. На его изучение отводится:

 1 классе -  87 часов (3 часа в неделю) 12 ч - обследование ; всего- 99часов.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими  социо-культурным опытом.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов

по  коррекционному курсу  «Логопедия»

на конец обучения в 1классе:

Минимальный уровень:

 

Достаточный уровень:

 

·         различать звуки на слух и  в

собственном произношении, знать буквы;

·         читать по слогам отдельные

слова, соотносить их с предметами и картинками;

·         слушать небольшую сказку,

рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.

·         списывать с печатного текста

отдельные слоги и слова

·       различать звуки на слух и в собственном произношении;

·       читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;

·       отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.

·       писать строчные и прописные буквы;

·       списать с печатного и рукописного текста прочитанные и разобранные слова и предложения;

·         писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние – после звуко-слогового проговаривания

                  

                 

Состав базовых учебных действий, обучающихся:

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные:

Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Обучающиеся должны:

-овладеть первоначальными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-владеть навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-владеть этическими чувствами, быть доброжелательным и эмоционально отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей;

Коммуникативные:

Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Содержание коррекционного курса

1 класс                                       

Обследование                              

  1. I. Пропедевтический (добукварный ) период
  2. II. Букварный период

    1 этап: изучение звуков и букв а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в

    2 этап: изучение звуков и букв и, ш, п, т, к, з, р, й, ж, б, д, г, буква ь

    3 этап: изучение звуков и букв: е, я, ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ

III. Контроль знаний

Обследование

 

Тематическое   планирование

1 класс

                                    

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Основные виды учебной деятельности

обучающихся

 

Обследование

6

 

1

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребёнка, данных о раннем речевом развитии

1

Провести первичную (скрининговую)

диагностику

 

2

Обследование импрессивной речи

1

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм, текста

3

Обследование экспрессивной речи

1

Выявить степень сформированности развёрнутого самостоятельного высказывания

4

Обследование связной речи

 

1

Выявить уровень сформированности связной речи

5

Обследование словарного запаса

 

 

 

Обследование грамматического строя речи

1

Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов

Выявить правильность построения грамматической структуры предложения; характер использования падежных форм существительных; правильность употребления рода 6различных частей речи; форм ед. и мн. чисел

6

Обследование слоговой структуры слов.

Обследование звукопроизносительной стороны речи

1

Выявить степень владения слоговой структурой

Выявить наличие нарушений звукопроизношений

I

Пропедевтический (добукварный период)

19

 

7

Развитие слухового восприятия на неречевом материале

1

Предварительный этап. (Упражнения на развитие ручной моторики.

Упражнения на развитие ритма у детей.  Игры и игровые упражнения на развитие слухового восприятия и внимания)

8

Складывание для Гнома домика и ели из геометрических фигур

1

9

Обводка фигур по трафарету

1

Упражнения на развитие тонкой моторики  и графомоторных навыков

10

Штриховка фигур в заданном направлении

1

11

Органы артикуляции.

Строение, основные функции и движения

1

Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса.

Упражнения на развитие артикуляторной моторики.

Упражнения  вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата (статические и динамические

12

Разучивание общего комплекса артикуляционной гимнастики

«Сказка о Весёлом Язычке»

 

2

13

Формирование представлений о звуках. Речь

 

1

Звуки речи, способы их образования.

Речевые и неречевые звуки.

14

Пространственные представления

 

3

Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда.

15

Временные представления 

 

 

3

Основные единицы времени, периоды человеческого возраста. Временная

последовательность действий, событий.

16

Слово

 

1

Лексическое значение слова. Слова, обозначающие живые и неживые предметы. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы.

17

Предложение

 

 

 

1

Составление простых не распространенных предложений по простым 1-фигурным картинкам по образцу. Постановка вопросов к 1-фигурным картинкам по образцу.

Запись предложения с помощью условных знаков.

18

Предложение. Слово. Дифференциация   понятий “предложение” “слово”              

1

Составление простого нераспространённого предложения. Графическое изображение простых предложений.  Подбор слов к графическим схемам. Определение последовательности слов в предложении Составление схем предложений

19

Составление предложений по картинке. Деление предложений на слова

1

 

20

Деление слов на слоги.

Условно- графическая запись

 

 

1

Деление слов на слоги. Составление слов по одному слогу.

Графическое изображение слогов.

II

Букварный период

 

1 этап: изучение звуков и букв а, у, м, х, с, н, ы, л, в

66

 

17

 

21

Звуки речи. Способы их образования

1

Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда, согласные.

22

Звук [а] и буква А

1

Выделение начального ударного гласного.  «Назови первый звук», уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

23

Звук  [у] и буква У

 

1

Выделение звука, уточнение артикуляции звука,  определение места звука в слове, соотнесение звука с буквой

24

Дифференциация звуков [а]-[у]. Словарная работа по теме «В лесу»

 

1

Уточнение и сравнение

артикуляции гласных  [а]-[у]. Дифференциация гласных звуков     

[а]-[у].

25

Звукобуквенный анализ слов ау, уа.

Сравнение ау-уа

1

Уточнение и сравнение  артикуляции звуков[ а]-[у] Воспроизведение звуковых рядов из 2 гласных звуков. Анализ звукового ряда из 2 гласных

26

Звук  [м] и буква М

 

1

 

 Выделение звука, уточнение артикуляции звука,  определение места звука в слове. Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове

27

Закрепление звуков и букв  А У М

 

1

Артикуляция, характеристика звуков, соотнесение звуков с буквой, выделение звуков из слогов, слов; определение места звуков в слове

28

Звук [о] и буква О

1

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Воспроизведение слоговых рядов (прямые слоги).

29

Звук [х] и буква Х

 

1

 

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

30

Звук[с] и буква С

2

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

31

Сравнительный звукобуквенный анализ слов

1

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Составление слов из знакомых букв, выделение звуков (начало, конец, середина)

32

Звук [н] и буква Н

1

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

Выделение последнего сонора Н:

А) в обратных слогах ан, ун, он;

Б) в словах нож, ножницы,лимон, .

Воспроизведение слоговых рядов ан-ун-ин. Звуковой анализ и схемы обратных слогов ан-ун-ин.

33

Звук [ы] и буква Ы

1

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

Выделение звука [ы] после согласного. Воспроизведение слоговых рядов со звуком [ы]:

пы-ты-кы-хы.

Звуковой анализ, составление схем слов: усы, осы, носы, сомы

34

Звук [л] и буква Л

2

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове

Звуковой анализ, составление схем обратных слогов ал, ул, ол,  ыл – игра «Живые звуки». Звуковой анализ, составление схем слов: нос, сын, сом, сон

35

Звук [в] и буква В

1

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове.

III

2 этап: изучение звуков и букв и, ш, п, т, к, з, р, й, ж, б, д, г, буква ь

30

 

36

Звук [и] и буква И

2

Уточнение артикуляции звука. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной  И

37

Звук [ш] и буква Ш

2

Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове

Звуковой анализ, составление схем обратных слогов аш, ош, иш, уш, ыш – игра «Живые звуки». Договаривание слов – игра «Закончи слово»

38

Звук [п] и буква П

 

1

 Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

Звуковой анализ, составление схем обратных слогов ап, оп, уп, ип, ып – игра «живые зуки». Деление слов на слоги – игра «Прошагаем слова». Договаривание слов – игра «Закончи слово»

39

Звук [т] и буква Т

1

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

Звуковой анализ, составление схем обратных слогов ат, ут, от, ит, ыт – игра «Живые звуки». Деление слов на слоги – игра «Телеграф». Договаривание слов – игра «Закончи слово» (ко., ки., бан., бинт., хобо., биле., буке.)

40

Звук [к] и буква К

1

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

Звуковой анализ, составление схем обратных слогов ак, ок, ук, ик, ык – игра «Живые звуки». Договаривание слов – игра «Закончи слово» (ма., вени., веон., като., бы., то., индю.)

41

Звук [з] и буква З

2

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

42

Дифференциация звуков [з]-[с] и букв З-С

2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков  [з]-[с]. Соотнесение звуков с буквами, символами «опорами» для их обозначения  на  письме.

Дифференциация звуков   [з]-[с] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

Заканчивание слов нужным слогом сы или зы: (ва.., но.., ко.., та.., бу.., гро.., бере..) Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки: сахар-Захар, соя-Зоя, коса-коза, лиса -Лиза

43

Звук [р ] и буква Р

3

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Выделение последнего сонора Р:

А) в обратных слогах ар, ор, ур, ыр;

Б) в словах шар,сыр, рак, рука. Звуковой анализ и схемы

Слов роза, хор

44

Количественные числительные два, две

1

Согласование существительного с числительным. Договаривание предложений по предметным картинкам и карточкой с цифрой 2

45

Звук [й] и буква Й

 

2

 

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

46

Звук [ж] и буква Ж

2

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове.

47

Дифференциация звуков [ж]-[ш]. и букв Ж-Ш

2

Уточнение и сравнение артикуляции звуков  [ж]-[ш]. Соотнесение звуков с буквами, символами

«опорами» для их обозначения  на  письме.

Дифференциация звуков   [ж]-[ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

48

Звук [б] и буква Б

1

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

49

Дифференциация звуков [б]-[п] и букв Б-П

1

Уточнение и сравнение артикуляции звуков  [б]-п]. Соотнесение звуков с буквами, символами

«опорами» для их обозначения  на  письме.

Дифференциация звуков      [б]-[п] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

50

Звук [д] и буква Д

1

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

51

Дифференциация звуков [д]-[т] и букв Д-Т

1

Уточнение и сравнение артикуляции звуков  [д]-[т]. Соотнесение звуков с буквами, символами

«опорами» для их обозначения  на  письме.

Дифференциация звуков      [д]-[т] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

52

Звук [г] и буква Г

1

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове

53

Дифференциация звуков [г]-[к] и букв Г-К

1

Уточнение и сравнение артикуляции звуков  [г]-[к]. Соотнесение звуков с буквами, символами

«опорами» для их обозначения  на  письме.

Дифференциация звуков  [г]-[к] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами

Из четырех слов выбрать отличающееся от остальных (канава-канава-какао-канава). «Хлопни на один раз меньше» Составление, 

чтение слогов, слов.

54

Буква мягкий знак Ь

 

 

1

 

 

Соотнесение количества звуков и букв в слове.

Игра «Ответь на вопросы». Сравнить пары слов (угол-уголь).

55

Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце, в середине слова.

2

Соотнесение количества звуков и букв в слове.

 

IV

3 этап: изучение звуков и букв: е. я, ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ

19

 

56

Буква Е

2

Уточнение артикуляции звука. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной  Е

Составление,  чтение слогов, слов.

57

 Буква Я

2

Уточнение

артикуляции звука. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной  Я

Составление, 

чтение слогов, слов.

58

Буква Ю

2

Уточнение

артикуляции звука. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной  Ю. Составление, чтение слогов, слов.

59

Буква Ё

2

Уточнение

артикуляции звука. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной  Ё. Составление,  чтение слогов, слов.

60

Звук [ч] и буква Ч

1

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Составление, чтение слогов, слов.

61

Звук[ф] и буква Ф

 

 

 

1

 

 

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Составление, чтение слогов, слов.

62

Дифференциация   звуков [в]-[ф] и букв в-ф

 

1

Уточнение и сравнение артикуляции звуков  [в]-[ф]. Соотнесение звуков с буквами, символами  «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков  [в]-[ф] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами паронимами. Составление, 

чтение слогов, слов.

63

Звук [ц] и буква Ц

2

Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Составление, 

чтение слогов, слов.

64

Звук [э] и буква Э

 

2

 

 Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Составление, 

чтение слогов, слов.

65

Звук [щ] и буква Щ

 

2

 Выделение звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Составление, чтение слогов, слов.

66

Буква твёрдый знак (ъ)

2

Соотнесение количества звуков и букв  в  слове.

67

Контроль знаний

 

2

Проверка усвоения навыков сформированности списывания и письма под диктовку

68

Обследование                                           

6

 

              ИТОГО

99

 

Конкурсы для музыкальных руководителей 
Материально-техническое обеспечение

Методические пособия для учителя-логопеда:

1.Дорофеева С.Е, Семенюта Л.В., Маленьких Л.А. Коррекция нарушений речи у младших школьников. М., 2011.

2.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе, О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская, М., 2011

3.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М.,2011.

4.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: «ВЛАДОС», 2001.

5.Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004. 

6.Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования: учеб. Пособие / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д. Феникс, 2011.

7.Пожиленко Е.А. Волшебный  мир  звуков  и  слов.- М.: «Владос», 2003.

8.Садовникова Н.И. Нарушение  письменной  речи и  их  преодоление у  младших  школьников - М.: «Просвещение» ,2003.

9.Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида. М.,2003.

10.Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.

11.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984.

12.Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, 2013

13.Программы для 0 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, 2011.

Дополнительная литература для обучающихся:

1.Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М.,2014

Печатные пособия:

наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; наборы сюжетных картинок; детские книги разного типа из круга детского чтения;

Учебно-практическое оборудование:

комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);

Технические средства обучения – компьютер; логопедический тренажёр «Дэльфа- 142. 1»,  экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы, игры)

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.