ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Виноградова Ольга Анатольевна
учитель английского языка
МБУ школа № 61
г. Тольятти

Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам.
Как известно, в современном мире знание английского языка считается нормой для активных и целеустремленных людей. Если Вы можете свободно общаться на английском языке, это значительно расширяет Ваши жизненные перспективы. Не вызывает сомнения, что успешному человеку для самореализации необходимы такие компоненты, как креативность (уникальность), знания информационных технологий и коммуникативные навыки. Причем последний компонент, как правило, имеет большее значение. Под коммуникативными навыками понимают владение всеми возможными основами культуры устной речи и умелое использование их в конкретных ситуациях.
Бывает, что образованный человек, обладающий неплохим словарным запасом и регулярно просматривающий публикации на иностранном языке, не может грамотно и, что немаловажно, естественно общаться со своим иностранным коллегой. С чем это связано? Во-первых, скорее всего, человека одолевает страх перед «живым» общением с иностранцем. Ведь всё же читать бегло тексты и грамотно вести беседу – это две разные вещи. Во-вторых, иногда человек, владеющий огромным запасом слов, общается хуже, чем человек, вооруженный базовым набором часто употребляемых конструкций. Дело в том, что внушительный словарный запас не поможет, если не знать и не уметь на практике им умело и грамотно пользоваться. Именно поэтому важно практиковать общение и приобретать коммуникативные навыки. Немудрено, что для развития данных навыков успешно используют коммуникативно-деятельностный подход в обучении.
Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам (Communicative language teaching) — это подход, направленный на формирование у учащихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний.
Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам, прежде всего, призван научить учеников свободно ориентироваться в иноязычной среде, а также уметь адекватно реагировать в различных языковых ситуациях.()
Коммуникативный подход в обучении иностранному языку впервые возник в 70-х годах как результат работы экспертов Совета Европы. С того времени данный подход получил широкое распространение во всем мире и стал одним из главных методов обучения иностранным языкам.
Возможно, многие затруднятся дать точное определение коммуникативному подходу. Что именно подразумевается под коммуникативным подходом? Обучение разговору, отсутствие обучения грамматике на курсе, или же занятия, в которых акцент делается на использование открытых дискуссий?
Коммуникативный – деятельностный подход – это современный подход к обучению, который означает, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучающегося, а так же его интересов. Для меня важно что, этот подход способствует развитию инициативности учащихся, их способности к творческому поиску. Ученик должен ощущать, что вся система работы ориентирована на его непосредственную деятельность, опыт, мировоззрение, интересы, чувства, которые учитываются при организации общения на уроке.
Коммуникативно-деятельностный подход успешно используется во всем мире и по оценкам педагогов является наиболее полным и совершенным, решая задачу освоения иностранного языка. Суть его заключается в признании того, что язык требуется человеку для общения в различных сферах деятельности.
Объектом обучения с позиции названного подхода должна быть речевая деятельностьв таких ее видах, как аудирование, говорение, чтение, письмо.
Т.о. процесс обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода строится по модели коммуникации.
Методическим содержанием коммуникативно-деятельностного подхода являются способы организации учебной деятельности, связанные в первую очередь с широким использованием коллективных форм обучения, с решением проблемных задач, с сотрудничеством между преподавателем и учащимися (Зимняя, 1989).
Перед собой я ставлю следующую цель: обучение свободному ориентированию в иноязычной среде, умению адекватно реагировать в различных ситуациях и готовности к речевому общению
Исходя из данной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
-ориентировать занятия по языку на обучение общению и использовать язык с целью обмена мыслями.
-поддерживать у обучающихся потребности в общении.
-реализовать принцип индивидуализации, (так как «овладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов учащихся, их способностей, наклонностей и пожеланий»).
- формировать социокультурную компетенцию, т.к изучение страноведения.
Для себя я выделила следующие положительные особенности данного подхода при обучении иностранному языку:
-использование упражнений, максимально воссоздающих значимые для учащихся ситуации общения;
- параллельное усвоение грамматической формы и ее функции в речи;
- учет индивидуальных особенностей учащегося;
- ситуативность процесса обучения, которая стимулирует речевую деятельность.
- повышение мотивации и познавательной активности при обучению иностранному языку.
- основан на гармоничном сочетании коммуникативной методики с инновационными элементами и приемами преподавания. Методика предполагает максимально возможное погружение ученика в языковой процесс, то есть использование родного языка ученика, как со стороны преподавателя, так и со стороны обучаемого сводится к минимуму.
- обучение ведется в комплексе, подводя учащегося к использованию базовых знаний в различных обстоятельствах.
Как и все учителя иностранного языка, я работаю над основными видами деятельности, которые помогают мне решать выше поставленные задачи.
Одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала учащихся на иностранном языке является обучение общению. Научить детей общаться естественным образом на иностранном языке в условиях учебного процесса – проблема сложная.
Для обучению говорению я часто использую ролевые игры (Role-Games), с помощью которых организуется учебное общение в соответствии с разработанным сюжетом, распределением между учащимися ролями и межролевыми отношениями, которые я считаю наиболее эффективными на начальном этапе обучения.
Кроме того мы с ребятами любим решать
2) проблемные ситуации (discussing problems) - это задания, основанные на критическом рассуждении, на предложении, на догадке, на интерпретации фактов, на умозаключении.
Для учащихся среднего звена я создаю абстрактные и проблемные ситуации, в которых они выражают своё собственное суждение, отношение, соглашаются или опровергают моё мнение или мнение своего одноклассника
Созданию проблемных ситуаций мне помогают:
-различные (dialogue vocabulary) речевые клише;
-опоры (например, я думаю (I think), я считаю (I suppose), я полагаю (I suggest), насколько мне известно (As far as I know) и т. д.)
-ситуативные картинки («В магазине In the shop», «Утром In the morning»)
-перестановка действующих лиц (этот прием вносит элемент творчества).
Работая над грамматикой и лексикой, я стараюсь подавать коммуникативные единицы комплексно.
Учащиеся должны осознавать, что грамматические формы необходимы для выполнения коммуникативной задачи, и что очень важно соотношение между формой и ее использованием в речи
Чтение и письмо - виды деятельности, в которых также возможно использование системно-деятельностного подхода.
Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, поскольку:
-использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;
-коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;
-упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.
Если же говорить о письме мы с учащимися пишем письма друг другу или воображаемому другу по переписке, рассказывая о себе, о событиях в своей жизни. Детям более младшего возраста нравится писать письма Санта Клаусу, так же поздравительные открытки, сделанные своими руками.
Кроме того, хотелось бы выделить ещё несколько наиболее эффективных методов.
Высокой коммуникативностью характеризуется метод проектов, который нацеливает учащихся на самостоятельный поиск информации, повышает уровень коммуникативной компетенции, учит мыслить творчески и критически.отслеживаю, деятельность
Довольно эффективным является применение технологии сотрудничества, в частности приёма “Обучение в команде”, который способствует усилению мотивации учащихся, созданию комфортной среды для каждого, облегчает формирование коммуникативных навыков и умений. Это делает урок не только более разнообразным, но и способствует воспитанию сотрудничества и взаимоуважения.
Безграничные возможности для развития коммуникативной компетенции открывает интернет. Учащиеся могут переписываться по электронной почте со сверстниками-носителями языка, участвовать в телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании, международных интернет – проектах. Все это способствует установлению межпредметных связей, повышению уровня владения языком, развитию общего кругозора, получению специальных знаний.
Не стоит забывать и о внеклассной деятельности, которая обладает огромным потенциалом для формирования коммуникативной компетенции.
В школе проходят:
-неделя иностранного языка
-конкурсы
-праздники.
-олимпиады
-организуется участие учащихся в дистанционных языковых конкурсах и олимпиадах
Самообразование педагога – необходимый фактор развития педагога: изучение современной методической литературы, обмен со своими коллегами, использование интернет ресурсов, участие в учительских сообществах в интернете способствуют расширению методических знаний по использованию системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку, а как итог - достижение хороших результатов обученности учащихся.
«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь
и любить тех, кому преподаешь».
В.О. Ключевский

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы
1.Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е.И. Пассов - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
2.Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения ИЯ. // Иностранные языки в школе, №4, 2000.
3.Павловская И. Ю. Методика преподавания иностранных языков (курс лекций на английском языке): Обзор современных методик преподавания – 2-е изд., исп. и доп. – СПБ.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2003.
4.Королев С.И. Проблема коммуникативно-мыслительных упражнений // Коммуникативные упражнения для обучения иностранным языкам в школе и вузе: Материалы к симпозиуму, 7-9 дек. – Минск, 1967. – 43с.

 

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.