выполнила:
Лапина Евгения Александровна
ДОУ "Рябинушка"
Республика САХА (Якутия), город Нерюнгри
Методическое пособие для родителей
"Комплекс игр на развитие восприятия детей раннего возраста, в процессе игрового взаимодействия родителя с ребенком"
Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия.
Зрительные ориентировочные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования, что во многом определяет существующие у ребенка зрительные образы. Иначе говоря, ребенок мыслит действуя. Естественно, что умственное воспитание начинается с практического ознакомления с вещами. Ребёнок должен больше соприкасаться с предметами, активно исследовать их свойства.
Поскольку действия направлены на такие свойства предметов, как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребенка. Цвет в начале раннего детства не имеет никакого значения для узнавания предмета. А простейшими формами для восприятия ребенка являются шар, затем кубик, кирпичик, а затем лишь пирамида (крыша).
С какими игрушками нужно играть, и как правильно использовать этот игровой материал с детьми раннего возраста? В выборе игрушек для детей раннего возраста необходимо помнить, что они должны быть многофункциональными, понятными и простыми для ребенка. Давайте перечислим основные:
различные шарики;
конструктор из кубиков, кирпичиков, пирамидок, конусов, цилиндров;
неваляшки;
пирамидки;
чашечки;
матрешки;
вкладыши;
коробки форм.
Игровые действия с различным игровым материалом
Первая объемная фигура, с которой ребенок знакомится уже с 3-х месяцев это шар: в различных погремушках.
Активное сенсорное развитие у ребенка раннего возраста начинается с 8 месяцев, когда ребенок сидит, можно использовать различные игры с мячами, шариками, мягкими игрушками.
В 11 месяцев добавляем различные игры с пирамидками.
В 12 месяцев добавляем в наши игры действия с кубиками и кирпичиками, а так же игры с коробками форм.
В 1 год и 3 месяца, ребенок уже отличает предметы по форме (шарик - кубик), величине (большой - маленький), цвету (желтый - красный). В этом возрасте добавляем различные игры на: сличение по цвету (желтый, красный), ориентирование по форме (шарик, кубик), величине (большой, маленький).
В 1 год и 9 месяцев ребенок ориентируется в четырех контрастных формах: шар, кубик, пирамидка, кирпичик. В трех – четырех цветах: желтый – красный, зеленый – синий. В трёх величинах: большая, поменьше, маленькая. Добавляем в игровые действия различные игры с коробками форм с различными прорезями, пирамидки и матрешки из трех колец.
В 2 года ребенок соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, поэтому добавляем игры с вкладышами и объемными фигурами. Ребенок двух лет начинает так же распознавать: вес, фактуру, температуру предметов. Например: тяжелый - легкий, мягкий - твердый, холодный - теплый. Поэтому добавляем в наш игровой арсенал игры с водой и шариками разной тяжести или разного цвета, размера.
В 2,5 - 3 года, ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки. Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого. Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех - шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре). Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат). Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма ("крыша"), цилиндр ("столбик"), кирпичик, конус. Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические фигуры. Собирает пирамидку из восьми - десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру). Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний между ними. Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый). Поэтому в этом возрасте играем по аналогии, но усложняем наши игры.
Игры на развитие восприятия для детей
от 8 месяцев до 3 лет
8 месяцев
Игры с мячиком на верёвочке (1 дар Ф.Фребеля)
1. «Лови шарик»
I вариант: Показываем ребенку шарик на верёвочке на уровне его глаз, двигаем шарик верх - вниз, так чтобы ребенок мог зрительно сопроводить шарик. Останавливаем шарик на уровне глаз ребенка и говорим – «На шарик!». Ребенок должен потянуться к шарику двумя руками (просматриваем взаимодействия обеих рук).
II вариант: Показываем ребенку шарик на верёвочке на уровне его глаз, двигаем шарик вправо – влево, так чтобы ребенок мог зрительно сопроводить шарик. Прикасаемся шариком к кисти той руки ребенка, которой он должен захватить шарик (например правой), после приподнимаем шарик оставляя его с той же стороны от ребенка (например справа) и говорим «На шарик!».
Примечание: если ребенок не может справиться самостоятельно, мама берет ребенка за локотки и управляет рукой (руками) ребенка.
2. «Где шарик?»
I вариант: Показываем ребенку шарик на верёвочке на уровне глаз ребенка. После того как ребенок остановил взгляд на шарике, опускаем шарик в коробочку, обращаемся к ребенку - «где шарик?».
Примечание: если ребенок не понимает смысла игры, взрослому необходимо продемонстрировать. Взять коробочку, заглянуть в нее и произнести - «Вот шарик!»
II вариант: Показываем ребенку шарик на верёвочке на уровне глаз ребенка. После того как ребенок остановил взгляд на шарике, прячем шарик под предмет (чашка, тазик, платок, коробочка), обращаемся к ребенку – «где шарик?»
Примечание: если ребенок не понимает смысла игры, взрослому необходимо продемонстрировать. Поднять предмет - «Вот шарик!».
3. «Тяни»
I вариант: Показываем ребенку шарик на верёвочке на уровне его глаз. После того как ребенок остановил взгляд на шарике, опускаем шарик в коробочку, ниточку вытягиваем в сторону ребенка и обращаемся к нему - «Где шарик? Тяни».
II вариант: Показываем ребенку шарик на верёвочке на уровне его глаз. После того как ребенок остановил взгляд на шарике, прячем шарик под предмет (чашка, тазик, платок, коробочка), веревочку вытягиваем в сторону ребенка, обращаемся к нему – «где шарик? Тяни»
Примечание: если ребенок не понимает смысла игры, взрослому необходимо продемонстрировать. Потянуть за веревочку и произнести - «Вот шарик!».
Игры с шариками
«Брось шарик»
I вариант: Ставим перед ребенком миску с шариками разной величины, текстуры. Обучение – берем шарик и бросаем его на пол, сопровождая звуком – «бах». После, стимулируем ребенка – «бери шарик», «бросай, бах!»
Примечание: если ребенок после показа не может самостоятельно выполнить задание – просим маму помочь, взяв ребенка за локоть руки/рук и направить на один из шариков. После того, как ребенок захватит шарик, перенести руку/руки и помочь ребенку бросить шарик на пол .
II вариант: Ставим перед ребенком миску с шариками разной величины, текстуры. Обучение – берем шарик и перекидываем в другую миску, сопровождая звуком – «бах». После стимулируем ребенка – бери шарик.
Примечание: если ребенок после показа не может самостоятельно выполнить задание – просим маму помочь, взяв ребенка за локоть руки/ рук и направить на один из шариков. После того, как ребенок захватит шарик, помочь перенести и бросить шарик в другую емкость.
9 месяцев
Добавляем к вышеперечисленным играм ещё одну:
«Кати шарик»
Для игры берем шарики разной величины и текстуры (пластмассовые, деревянные, тканевые, резиновые, стеклянные). Необходимы также две горки разного размера (большая и маленькая).
I вариант: Взрослый демонстрирует, как катать маленькие шарики разной текстуры с маленькой горки. После этого даёт шарик ребенку и просит – «Кати шарик».
II вариант: Взрослый демонстрирует, как катать большие шарики разной текстуры с большой горки. После этого даёт шар ребенку и просит – «Кати шар»
10 месяцев
Добавляем к вышеперечисленным следующие игры:
«Где Киса?»
Взрослый показывает игрушечного котенка, даёт потрогать ребенку и называет её – «это Киса». Затем берёт игрушку и прячет её под платок, обращаясь к ребенку – «Где Киса?».
Примечание: можно использовать в игре любые игрушки.
«Где шарик?» (с использование игрушки Монтессори "выдвижной ящик")
Взрослый показывает шарик ребенку, прячет его в круглое отверстие коробки, спрашивая – «Где шарик?». Демонстрирует ребенку как достать шарик: тянет за ручку выдвижного ящика и достаёт шарик – «Вот шарик». После этого даёт ребенку взять этот шарик, закрывает ящик, и указывает жестом, куда нужно бросить шарик, говоря – «Бросай шарик». После того, как ребенок бросил шарик в круглое отверстие ящика, спрашиваем «Где шарик?».
Примечание: если ребенок не тянет за ручку выдвижного ящика, указываем жестом что нужно сделать. И так играем, пока ребенок не закрепит действие.
11 месяцев
В 11 месяцев добавляем игры на развитие зрительно-моторной координации с пирамидками. Задача – снимать и нанизывать кольца на стержень пирамидки в разных положениях: горизонтально, вертикально, под углом. Можно использовать пирамидки разных размеров – маленькие (работа одной руки) и большие (взаимодействие обеих рук).
«Тяни колечко»
Взрослый показывает ребенку пирамидку и демонстрирует снятие колец со стержня пирамидки в горизонтальном/вертикальном положении. После даёт такую же пирамидку и обращается к ребенку – «Тяни колечко».
«Надень колечко»
Взрослый показывает ребенку пирамидку и демонстрирует нанизывание колец на стержень пирамидки в горизонтальном/вертикальном положении. После даёт такую же пирамидку и обращается к ребенку – «Надень колечко».
12 месяцев
Добавляем игры с кубиками и кирпичиками.
«Башенка»
Взрослый берёт два кубика (одинаковые по размеру), ставит кубик на кубик сопровождая речью - «Кубик, еще кубик - башня». Несколько повторов.
Примечание: если ребенок не начинает манипулировать с кубиками, просим маму взять ребенка за локоть и направлять руку ребенка.
В этой игре можно также использовать кирпичики.
«Дорожка»
Взрослый берёт кирпичики и предлагает ребенку построить из них дорожку, по которой, например, будет скакать зайчик.
«Спрячь фигуру»
Взрослый берет несколько кубиков и кирпичиков желтого/красного цвета. И демонстрирует, что кубики прячутся в домик с квадратной прорезью, а кирпичику в домик с прямоугольной прорезью. После даёт кубик ребенку, показывает жестом на квадратную прорезь и говорит – «Прячь кубик». Тоже самое проделываем с кирпичиком. Далее предлагаем ребенку выполнить действие самостоятельно.
Примечание: можно помогать на начальных этапах ребенку, закрывать лишнюю прорезь рукой.
«Лови фигуру»
Взрослый берет таз с водой, помещает туда, например шарики и показывает ребенку, что надо ловить шарик рукой/руками и поместить его в таз без воды.
Примечание: в этой игре можно закрепить не только форму ну и цвет. Фигуры могут быть разной величины, что бы можно было ловить фигуру как одной рукой, так и двумя руками. Также можно поочередно использовать разные фигуры (шарики, кубики, кирпичики).
Дома можно играть с ребенком в эту игру в ванной.
«Кати»
Взрослый берёт шарик и кубик. Ставит кубик на горку и отпускает, проговаривая – «Смотри, скатывается кубик – медленно…». Потом берет и отпускает, шарик проговаривая - «Катиться шарик – быстро!»
Примечание: После нескольких повторений, можно отпускать кубик и шарик одновременно и посмотреть, какой предмет скатиться быстрее.
1 год и 3 месяца
«Домик для фигуры»
Взрослый берёт шарик и кубик одинакового размера и цвета. Демонстрирует, что кубик прячется в домик с квадратной прорезью, а шарик в домик с круглой прорезью. После этого даёт кубик ребенку, показывает жестом на квадратную прорезь и говорит – «Прячь кубик». Тоже самое проделываем с шариком. Далее предлагаем ребенку выполнить действие самостоятельно.
Примечание:
в этой игре можно использовать коробку форм с двумя прорезями (отверстиями): - коробка с прорезью круг, квадрат
- коробка с прорезью большой, маленький круг
- коробка с прорезью прямоугольник, квадрат.
Фигуры должны быть одинакового цвета.
«Кубики - шарики»
Взрослый раскидывает кубики и шарики на полу, ставит на пол перед ребенком две рамки круглой и квадратной формы, и демонстрирует, что кубики складываются в рамку квадратной формы, шарики в рамку круглой формы. Предлагаем ребёнку продолжить начатое взрослым.
«Цветные шарики»
Взрослый готовит два ведерка/тазика желтого и красного цвета, набирает соответствующего цвета шарики. Рассыпает перед ребенком шарики двух цветов и просит помочь собрать шарики, демонстрируя, что желтые шарики собирать надо в ведерко желтого цвета, красные шарики в ведерко красного цвета.
Примечание: по аналогии проводим игру с кубиками, только кубики складывает на дощечки, листы квадратной формы желтого и красного цвета. Можно в играх для сличения по цвету использовать машинки с кузовом, коробки, мешочки, стаканчики чашечки, куда будут складываться соответствующего цвета кубики, кирпичики или шарики. Мячики Ф.Фребеля можно опускать/поднимать в стаканчики, чашечки, на форму "круг", соответствующего цвета держа мячик за верёвочку.
«Цветные колышки» (Игрушка Монтессори)
Взрослый снимает кольца с цветных колышек, потом берет кольцо желтого цвета и нанизывает на колышек желтого цвета (проговаривая - желтый) и так нанизывает кольцо красного и синего цвета на соответствующие колышки. Потом даёт кольцо ребенку и показывает жестом, куда его необходимо нанизать. После выполнения взрослый предлагает ребенку самостоятельно снять кольца и нанизать их на колышки.
Ира с матрешкой
I вариант: Взрослый берет 2-х составную матрешку. Трясет матрешкой, и обращается к ребенку – «Что там? Давай откроем и посмотрим». Дает матрешку ребенку и просит – «Открой матрешку». После того как ребенок открыл матрешку, взрослый обращает внимания ребенка на то что там маленькая матрешка. Взрослый демонстрирует, как надо поместить маленькую матрешку в большую, и предлагает закрыть большую матрешку. Повтор действия ребенок выполняет с помощью словесной инструкции взрослого.
II вариант: Взрослый берет большую и маленькую матрешку и предлагает, например посадить матрешки на кубики, маленькую на маленький стульчик (кубик), большую на большой стульчик (кубик). Можно покормить сначала большую матрешку, потом маленькую. Можно маленькую матрешку дать маленькой кукле, а большую матрешку – большой кукле.
Игра с чашечками
I вариант: Взрослый берет две чашечки: большую и маленькую. Демонстрирует ребенку, что маленькая чашечка ставится в большую. И предлагает выполнить действие самостоятельно.
II вариант: Взрослый берет большую маленькую чашечку, большой, маленький шарик. Демонстрирует, что маленький шарик нужно прятать в маленькую чашечку, большой шарик в большую чашечку.
Примечание: можно использовать коробочки разной величины.
III вариант: Взрослый берет чашечки: красную и желтую и два шарика: красный, желтый. Демонстрирует, что желтый шарик нужно положить в желтую чашечку, красный шарик в красную чашечку.
IV вариант: Взрослый берет большую и маленькую чашечку, ставит сначала большую чашечку, сверху на дно первой чашечки, ставит маленькую чашечку, проговаривая размер чашечки конечный результат – «Башенка»
Игра с пирамидкой
I вариант: Взрослый берет пирамидку с двумя кольцами. Снимает кольца. Берет большое кольцо, проговаривая – «большое», нанизывает на стержень. Берет маленькое кольцо, проговаривая - «маленькое» и нанизывает на стержень. Далее предлагает проделать те же действия ребенку. Взрослый помогает ребенку с помощью словесной инструкции или указательным жестом.
II вариант: «Башенка»
Взрослый берет два кольца и строит из них башенку на полу, большое кольцо, сверху кладет маленькое кольцо, проговаривая размер колец и конечный результат – «Башенка»
Примечание: кольца можно нанизывать и в горизонтальном положении, не только на стержень, но и на натянутую веревку с наконечником
Игра с кубиками
I вариант: «Башня из кубиков»
Взрослый берет два кубика (разные по размеру), ставит сначала большой кубик на пол, маленький кубик ставит на большой кубик сопровождая речью «Большой кубик, маленький кубик - башня». Несколько повторов. Если ребенок не начинает манипулировать с кубиками. Просим маму взять ребенка за локоть и направлять руку ребенка.
II вариант: «Машина»
Взрослый берет большой кубик, ставит его на пол перед ребенком, рядом ставит маленький кубик. Взрослый проговаривает размер кубиков и конечный результат - «Смотри, у нас получилась - машина, машина поехала, имитируем звуки движущей машины». Просим ребенка построить машину, оказываем помощь.
Башня из кубиков: большой – маленький, паровозик из большого и маленьких.
1 год 9 месяцев
Ориентируется в четырех контрастных формах: шар, кубик, пирамидка, кирпичик. Ориентируется в трех – четырех цветах: желтый – красный, зеленый – синий. Три величины: большой, поменьше, маленький.
Добавляем коробки форм с различными прорезями, пирамидку и матрешку из трех колец.
В этом возрасте используем те же игры что и для детей 1 и 3 месяца. Добавляем только большой, поменьше и маленький предмет по величине. И синие, далее зеленые предметы в играх на сличение по цвету.
2 года
Ребенок соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением. Накладывает на образец в аналогичные отверстия на доске. Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов: тяжелый - легкий, мягкий - твердый, холодный - теплый.
Игры с вкладышами и объемными фигурами
Можно использовать различные вкладыши: геометрические фигуры, фрукты, животные и д.р.
I вариант: Берем 2 набора фигур. Плоские фигуры: круг, квадрат, треугольник. И объемных фигуры: шар, кубик, пирамида - «крыша».
Ставим перед ребенком вкладыши, вынимаем фигуры, проговаривая название каждой фигуры. Вкладыши располагаем сверху, напротив соответствующей прорези. Далее берем набор объемных фигур и демонстрируем ребенку, что шар можно положить на место круга, кубик на место квадрата, пирамиду на место треугольника. Во время действия, называем геометрические фигуры. Потом просим ребенка, подать: шар, кубик, пирамиду «крышу». Далее подаем ребенку: круг, квадрат, треугольник и просим вернуть их в свой «домик».
II вариант: Подготовка: вырезаем из фетра фигуры: круг, треугольник, квадрат. Подбираем такого же цвета объемные фигуры: шар, кубик, пирамида, прячем их в мешочек.
Выкладываем фигуры из фетра перед ребенком, называем их. Потом предлагаем ребенку достать фигуру из мешочка. После того как ребенок достал фигуру, рассмотрел ее, просим ребенка найти похожую, и положить свою фигуру с верху.
Примечание: Если ребенок затрудняется, взрослый может продемонстрировать действие.
III вариант: Подготовка из коробки – делаем сортер- вырезаем по контру взятых объемных фигур на крышке коробки: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Ставим перед ребенком коробку форм, раскладываем объемные фигуры и просим для каждой фигуры найти свою дверцу в домик.
«Достань шарик»
I вариант: Ставим перед ребенком таз с теплой водой. Даем ему в руки легкий шарик деревянный и просим бросить его в воду, комментируем результат - шарик легкий, он плавает на воде. Даем ребенку железный шарик и предлагаем ребенку положить его вводу, комментируем – шарик тяжелый, поэтому он утонул. Так же можно взять и деревянный, резиновый шарик – легкий и железный, из камня – тяжелый. После того как все шарики окажутся в воде просим достать легкие шарики – те которые плавают на воде. А потом тяжелые шарики, те которые лежат на дне тазика.
II вариант: Берем шарики разного цвета. Помещаем их в таз с водой. Взрослый просит ребенка словить рукой или сочком/ложкой шарик определенного цвета, а выловленные шарики поместить в емкость соответствующего цвета. Например, красный шарик – в красный тазик/ведро/мешочек.
III вариант: Берем шарики разного размера. Помещаем их в таз с водой. Взрослый просит ребенка словить рукой или сначала большие шарики - руками, а маленькие шарики сочком/ложкой.
2,5 - 3 года
Усложняем использованные ранее игры. Например, используем в играх предметы разного цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный. Добавляем в играх с вкладышами, коробками форм, такие фигуры как: прямоугольник, звездочка, цилиндр, овал. В играх с чашечками, матрешками, пирамидками используем 4 - 6 составляющих и т.д.
Игра с пирамидкой
Игра с нестандартной пирамидкой (два маленьких кольца, два средних кольца, два больших кольца).
I вариант: Взрослый разбирает пирамидку с 6 кольцами. Проговаривая величину колец, нанизывает кольца на стержень в следующей последовательности: маленькое, среднее, большое, большое, среднее, маленькое. Далее ребенок с помощью взрослого собирает пирамидку.
II вариант: Взрослый разбирает пирамидку с 6 кольцами. Проговаривая величину колец, строит из них башенку по принципу: большое, чуть меньше, маленькое. Далее предлагает ребенку построить из оставшихся трех колец такую же башенку рядом.
«Цветная башня»
В этой игре можно использовать разные предметы: кольца, шарики, кубики, цилиндры с отверстием.
I вариант: Берем предметы двух цветов, например красные и желтые шарики. Взрослый предлагает построить из шариков разноцветную башенку и демонстрирует ребенку, что сначала нужно нанизать на стержень желтый шарик, потом красный, потом опять желтый, далее красный и так чередуя до самого верха. После, взрослый достает стержень и башня рассыпается. Взрослый берет два шарика, нанизывает их на стержень в следующей последовательности - сначала желтый потом красный, предлагает ребенку взять такой же шарик и указывает на желтый шарик, потом найди и надень на стержень такой же шарик как этот – указывая на красный шарик. После обучения, взрослый предлагает ребенку продолжить самостоятельно, можно помогать ребенку, давать словесную инструкцию – возьми желтый шарик, теперь красный шарик.
II вариант: Можно взять коробку из под конфет с круглыми ячейками. Положить в первую ячейку шарик желтого цвета, во вторую красного и так чередовать до конца, проговаривая смену цветов: «Красный, желтый, красный, желтый». После- высыпаем шарики и предлагаем ребенку продолжить в следующей последовательности – сначала желтый потом красный - демонстрируя на двух первых шариках, далее предлагаем положить такой же шарик как этот, указываем на красный, теперь положи такой же шарик как этот указываем на желтый. Дальше помощь только в словесной форме.
Игра с мячом на развитие ориентации в пространстве
Берем два мяча. Даём один мяч в руки ребенку и инструктируем: «Брось мяч вперед», «Брось мяч вниз», «Брось мяч вверх», «Брось мяч назад», «Брось мяч в бок». Взрослый демонстрирует, как нужно бросать мяч.
Данный комплекс игр направлен не только на развитие сенсорного восприятие ребенка, но так же на развитие зрительно-моторной координации и речи ребенка.