ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Илюшина Галина Ивановна

 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Армавирский государственный педагогический университет»

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра педагогики и технологий дошкольного и начального образования

Основная образовательная программа  44.03.01 «Педагогическое образование»

направленность (профиль) «Дошкольное образование»

Учебная группа ZSBH-Дош 4

Характеристика детских музыкальных инструментов, способы и приемы игры на них.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Методические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношении длительностей звуков мелодии).

При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготение к устойчивым звукам (ладовое чувство), различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки.

Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Взрослый играет на инструментах, контрастных по тембру (например, дудочка и колокольчик), привлекает внимание малышей к различной окраске звучания. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме.

Звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег можно сопровождать игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике. Танцевальную музыку обогащают звуки бубна, румбы и других инструментов, соответствующих характеру произведения.

По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия становятся всё более самостоятельными.

Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

С трех лет дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), чёткий, стучащий (барабан) и т. д., обсуждать с детьми, на каком инструменте лучше подыграть ходьбе, бегу, танцу.

Полезно использовать дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов, звуков (по высоте, длительности).

С четырех лет можно начинать обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты, сочетания разных действий, как на духовых (вдувания воздуха и нажатия на клапаны или клавиши). Приёмы игры на металлофоне достаточно просты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приёмами игры (стаккато, глиссандо).

Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху. Рассмотрим каждый из них.

Обучение детей игре по нотам очень трудоёмко, хотя иногда используется в практике.

Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведётся постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

Цветовая система, распространённая за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определённое цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком, например, нота ля обозначается красным цветом, соль – зелёным. Ребёнок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. (В последнем случае ритмический рисунок мелодии запоминается на слух). Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зелёное обозначение ноты – нажимаю на зелёную клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребёнок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении (например, до – 1, ре – 2, ми – 3 и т. д.). Может моделироваться и обозначение длительностей (длинные и короткие палочки и т. д.).

Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта: слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Все детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать по видам.

1. Неозвученные музыкальные игрушки-инструменты.

Такие игрушки помогают детям создать игровые ситуации. Это балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися мехами.

2. Озвученные музыкальные игрушки-инструменты.

Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т. е. звуком неопределённой высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, кастаньеты, треугольники, колотушки, коробочки, музыкальные молоточки).

Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки). Применяются при создании игровых ситуаций.

Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики). Используются для детей раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодическому звучанию и развитию слухового сосредоточения.

Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки, цимбалы, гусли и др.).

Музыкальные инструменты возникли в глубокой древности. При археологических раскопках найдены инструменты, относящиеся к 3-2 в.в. до н.э., которые являются прообразами ныне существующих.

Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных – в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха. Также были широко распространены различные ударные инструменты (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками или камешками внутри, барабан).

Появление барабана свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая её на пустой сосуд.

Духовые музыкальные инструменты использовали звукоизвлечение путём вдувания воздуха. Материалом для них были стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже – дерево и металл.

В настоящее время существует два типа музыкальных инструментов – народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах инструментов есть только несколько основных групп: духовые, ударные, струнные.

Народные духовые музыкальные инструменты делятся на насколько разновидностей. Одна из них – свистулька, свирель (продольные или поперечные, в зависимости от того, где расположены отверстия для вдувания воздуха). Эти инструменты стали прообразами продольных и поперечных флейт. Другая разновидность – язычковые инструменты: жалейка, волынка. На основе их устройства родились позже кларнет, гобой. Если звук извлекается с помощью вибрации губ (русский рог, пастуший рожок), такие инструменты называются мундштучные.

Современные духовые музыкальные инструменты имеют различное устройство. Их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения: удар по натянутой коже, дереву, металлу. К народным ударным инструментам относятся барабан, бубен, деревянные ложки, трещотка, колотушка, бубенцы, маракасы, кастаньеты.

В группу ударных инструментов симфонического оркестра входят барабан, литавры, колокольчик, тамтам, треугольник, тарелки, ксилофон и т. д. Среди ударных инструментов можно выделить те, которые имеют мелодический звукоряд (ксилофон) и не имеют его (барабан, тарелки).

Струнная группа инструментов возникла позже. Прообразом струнных музыкальных инструментов стал охотничий лук. Мелодичное звучание натянутой струны человек воспринял как музыкальный звук. Так лук стал предком арфы, лиры, изображения которых имеются на фресках Древнего Египта, Древней Греции. Через много веков были изобретены струнные музыкальные инструменты с резонирующим корпусом – лютня, гусли. Это щипковые музыкальные инструменты. Среди народных щипковых музыкальных инструментов можно назвать гусли, цитру, домру, балалайку, гитару, мандолину и т. д. Арфа является одним из инструментов симфонического оркестра.

Другой способ звукоизвлечения – смычком – положил начало возникновению струнных смычковых инструментов. Это народные инструменты: древнерусский гудок, скрипка. Струнные смычковые составляют основную группу инструментов современного симфонического оркестра: это скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Особая группа инструментов – клавишные: клавесин, клавикорд, челеста, пианино, рояль. Они часто используются как солирующие инструменты, но также звучат и в ансамблях, и в оркестрах.

Существуют инструменты клавишно-язычковые: аккордеон, гармонь, баян.

По истине королём всех инструментов является орган. Он был изобретён ещё в Древнем Риме. Орган имеет несколько тясяч труб различной длины, в которые вдувается воздух. Этот инструмент, обладая огромными возможностями тембровых окрасок, заменяет целый оркестр.

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон), другие – по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.

Ударные инструменты и игрушки (как и инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Они могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. На инструментах с хроматическим звукорядом (вторым ярусом пластин, соответствующим чёрным клавишам на фортепиано) можно подбирать любую мелодию с любой ноты, что облегчает их применение. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных К. Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены. Имеются два варианта палочек, которыми ударяют по пластинам, — с деревянными или резиновыми шариками на концах. Это позволяет разнообразить тембр инструментов: при ударе деревянной палочкой извлекается яркий, звонкий звук; резиновой – более приглушенный, мягкий.

Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «стучащим» тембром: деревянные ложки, трещотки, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) – «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Внутри каждого тембра (звенящего, стучащего) отдельные инструменты имеют свои неповторимые выразительные краски. Так, например, среди звенящих инструментов треугольник звучит мягко, протяжно, волшебно, звук его очень красив. Румба «позвякивает» более резко и коротко, тарелки звучат очень ярко, празднично, а колокольчик – тихо, нежно и звонко.

Звучание духовых инструментов также разнообразно. У флейты звук нежный и светлый, у кларнета и саксофона – более насыщенный, у триолы, симоны – яркий и даже резковатый.

Струнные музыкальные инструменты и игрушки – это гусли, цитра, цимбалы, арфа.

Все эти инструменты щипковые. Звук может извлекаться с помощью медиатора. Тембры этих инструментов очень нежные, звук приглушенный.

Клавишные детские инструменты-игрушки – это пианино и рояль.

Клавишно-язычковые – аккордеон, гармонь, баян.

В детском объединении используются также электромузыкальные инструменты – органола типа «Пилле», «Чижик», «Фаэми».

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Методические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношении длительностей звуков мелодии).

При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготение к устойчивым звукам (ладовое чувство), различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки.

Способы и приёмы игры на детских музыкальных инструментах

Классификация детских, или элементарных музыкальных инструментов в различных пособиях имеет свои особенности, тем не менее, в основе своей она опирается на общепринятую классификацию, которую подробно описал в «Таблицах по инструментоведению» Л. Мальтер. В детском оркестре есть свои специфические особенности комплектования иногда контрастных по звучанию инструментов, создания неоднозначных составов оркестра, подготовки оригинальных аранжировок. Поэтому несколько различный подход авторов пособий к классификации лишь свидетельствует о глубоком и серьёзном изучении проблемы детского инструментального музицирования.

Надо заметить, что вопросы классификации детских музыкальных инструментов в своём разнообразии рассмотрены в основном представителями дошкольного музыкального воспитания.

Н. А. Ветлугина, доктор педагогических наук, указывала, прежде всего, на два типа музыкальных игрушек и инструментов.

Первый тип – беззвучные игрушки, изображающие какие-либо музыкальные инструменты, с помощью которых дети воображают себя музыкантами и под аккомпанемент педагога изображают игру на этих инструментах, развивая в себе тем самым чувство ритма, чувство музыкальной формы.

Второй тип – звучащие игрушки-инструменты, которые дают возможность детям участвовать в живом исполнении музыки. Наталья Алексеевна предлагала классификацию, при которой «учитывается звучащее тело и способ звукоизвлечения».

Такой подход далее позволил выделить следующие группы музыкальных инструментов: струнные, духовые, клавишно-язычковые, ударные, ударно-клавишные. Автор предупреждает, что в работе с дошкольниками надо использовать музыкальные инструменты, которые звучат «мягко и негромко», что позволит бережно относиться к музыкальному слуху детей.

Автор другого пособия с аналогичным названием С. П. Бублей в предварительных методических рекомендациях поднимает вопрос о разнообразии составов детских оркестров, зависящего, прежде всего, от возможности приобретения инструментов, основным критерием выбора которых является их частота строя.

Это положение следует особо подчеркнуть, что главной задачей создания детского оркестра или инструментального музицирования является активное формирование музыкального слуха. «Основу детского оркестра, — пишет С. П. Бублей, — составляют элементарные детские музыкальные инструменты-игрушки, рассчитанные на начинающих четырёх-пятилетних исполнителей». И далее автор пособия, исходя из принципа «от простого к сложному», предлагает свой вариант последовательности рассмотрения групп инструментов (ударные, духовые, струнные, щипковые, электромузыкальные, пневматические, язычковые) и составляющих каждую группу отдельных инструментов.

Интересным и содержательным является пособие Н. Г. Кононовой для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Автор пособия – большой энтузиаст инструментального музицирования детей различного возраста – от первой младшей группы до подготовительной к школе группы. Методика работы, количество инструментов, количество и качество извлекаемых на различных инструментах звуков постепенно изменялось, увеличивалось, усложнялось. Постепенно у детей закреплялся интерес к игре на элементарных (детских) музыкальных инструментах. Надо заметить, что Кононова принципиально верно говорит о необходимости активного первоначального развития чувства музыкального ритма, об умении предать детьми несложный ритмический рисунок. Например, выстукивать молоточком ритм попевки «Петушок» или, играя двумя палочками, ускорять и замедлять ритм импровизационной мелодии «Паровоз», исполняемой музыкальным руководителем.

Работа с детьми показала, что обучаться игре на инструментах могут все ребята без исключения. Это отношение специалиста-практика последовательно и систематически воплощалось в течение всего времени пребывания ребёнка. Дети без особых музыкальных задатков с увлечением играли в ансамбле ложкарей, где конечно, звучала полиритмия, что особенно ценно для активного музыкально-ритмического развития.

Представляют несомненный интерес в новом учебном пособии для студентов дошкольных факультетов и отделений разделы об игре дошкольников на детских музыкальных инструментах в изложении О. П. Радыновой. «Игра на музыкальных инструментах, — пишет она, — обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности». Весьма важным для музыкального развития ребёнка является игра по слуху с постепенным расширением диапазона попевок, например, на металлофоне с одновременным пением этих несложных мелодий. Голос постепенно подстраивается к звукам инструмента, закрепляется координация между слухом и голосом. Автор подчеркивает, что исполнение даже самых простейших попевок должно быть выразительным, ибо отзывчивость и передача настроения является основой музыкальности.

Автор пособия для начальной школы А. А. Бороздинов не даёт классификацию вводимых в работу с детьми музыкальных инструментов, но подчеркивает, что «с целью воспитания у школьников уважения к музыкальным национальным инструментам, кроме общеизвестных детских музыкальных инструментов (металлофонов, барабанчиков, бубнов, треугольников), каждый учитель должен, привлекая к этой работе дошкольников, постепенно расширять инструментарий детского оркестра за счет инструментов подлинно народного происхождения».

Буковые палочки не обязательно должны быть буковыми, однако изготавливать их необходимо из довольно твёрдого дерева. Приём игры на них самый обычный — удар одной о другую, но с их помощью активно развивается чувство музыкального ритма и чувство динамики. Сила их ударов имеет большой диапазон – от pp до ff . Возможно также скользящее движение одной палочки о другую.

При игре на бубне можно получить самые различные по силе и характеру звуки в зависимости от того, где (в центре или ближе к раме, или по раме) и как (пальцами, фалангами, ладонью, чередованием пальцев или ладони и пальцев) сделать удар.

Барабан обычно используется в произведениях маршевого характера или песнях, где поётся про этот инструмент.

Игра на треугольнике, требует особой сноровки в связи с возможностью вращения его по оси во время ударов. Сделанный коротким кольцевой шнурок надевают на четыре горизонтально расположенных пальца левой руки, что частично предотвращает закручивание треугольника. При игре на треугольнике надо ударять металлической палочкой по середине горизонтальной части. Тремоло достигается частыми, но не сильными ударами по двум сторонам треугольника. Динамика имеет высокий диапазон – от p p до f.

Румба (пандейра) имеет четыре пары маленьких металлических тарелочки, вставленных в деревянную основу. Звучание румбы воспроизводится встряхиванием инструмента или ударом о ладонь другой руки.

Трещотки – их видов много, тембр их различен, поэтому в своём разнообразии и многообразии они могут применяться в детском оркестре в соответствии с замыслом для определённого музыкального произведения.

Тарелки – довольно сложный для исполнительства музыкальный инструмент, так как необходимо ударять им друг от друга скользящим движением. Более простой способ игры – подвешивание одной тарелки и удар по ней палочкой или ложкой, покрытой в несколько слоёв мягкой материей.

Кастаньеты – лучше использовать парные, которые предполагают три способа игры. Первый – это удар «лепестками» о ладонь левой руки, второй – резкие встряхивания инструмента и третий – наиболее сложный – удерживая кастаньеты по центру, резко разворачивать их то вправо-вниз, то влево-вниз.

Маракасы издают своеобразный звук, похожий на шорох. Игра на них тоже требует определённого навыка, чтобы добиться ритмически точного исполнения в ансамбле с другими инструментами.

Металлофоны бывают диатонические и хроматические. Горизонтальное расположение инструмента с установкой звуковысотности слева направо ассоциируется с расположением клавиш знакомого всем фортепиано и является более рациональным при игре. Молоточек должен свободно лежать на указательном пальце (между ногтевой и второй фалангами) и придерживаться большим пальцем. Первоначально необходимо научиться свободно, держать и раскачивать молоточек, что даст возможность ощутить массу молоточка, его сопротивление, а при последующей игре на инструменте позволит ударять точно по середине металлической пластинки, не «прилипая» к ней молоточком.

Ксилофон имеет более резкий звук, потому что его пластинки изготовляются из древесины твёрдых пород. Приёмы игры на нём, те же, что и на металлофоне.

Детские пианино выпускаются с диатоническим и хроматическим строем. Обычный приём игры на них – лёгкое стаккато, потому, что детские инструменты не имеют промежуточной детали – шпиллера, подбрасывающего молоточки у обычного фортепиано.

Детские аккордеоны – прототипы обычных инструментов. В связи с тем, что подготовка игры на них занимает достаточно много времени, игру на них можно рекомендовать не на уроке, а в процессе внеклассных занятий с последующим введением их в состав детского оркестра.

Детские баяны, гармоники имеют много различных решений, как в тональном плане, так и в композиционном. Наиболее приемлемым для игры в детском оркестре является баян «Малыш» — копия взрослого инструмента. Пожалуй, главной трудностью при игре на аккордеонах и баянах является правильная смена меха, не «ломаюшая» мелодическую фразу. Этот навык игры, прежде чем играть в оркестре, необходимо ребёнку усвоить, отрепетировать на примерах простейших попевок.

Детские органолы (ЭМИ) – имеют фортепианную клавиатуру, регуляторы громкости и тембра и являются украшением звуковой палитры как на уроке в классе, так и на репетициях детского оркестра. Основной приём игры на них – легато. Есть ещё ЭМИ «Фаэми» и «Фаэми-М», но это инструменты с более сложной системой управления, с большими исполнительскими возможностями, использовать их можно в детском оркестре.

Триола – детский духовой язычковый инструмент. Выпускается настроенным в тональности соль мажор, имеет широкие динамические исполнительские возможности. Надо заметить, что при умелом использовании имеющихся на инструменте звуков, можно использовать его при исполнении фрагментов произведения и элементов аккомпанемента в различных тональностях – ми минор, ре мажор, ля минор, до мажор и др.

Несколько аналогичными по технике извлечения звука инструментами являются детские саксофоны. Но они попадают в категорию игрушек, поэтому на них тяжело играть в связи с большим количеством расхода вдуваемого воздуха и они, чаще всего, настроены неточно.

Симона – духовой язычковый инструмент с фортепианной клавиатурой. Прилагающиеся к нему два различных по форме мундштука позволяют извлекать различные по тембровой характеристике звуки. Играют на инструменте правой рукой, левая рука поддерживает инструмент за имеющийся снизу ремешок-ручку. Возможности исполнения инструмента широкие. Ограничением является диапазон – от си малой октавы до соль второй октавы.

Инструменты типа «Мелодия» — имеют тот же принцип звукоизвлечения, но диапазон у них гораздо шире, что позволяет использовать эти инструменты в различных по характеру музыкальных произведениях. Строй их хроматический, клавиатура баянная.

К другой, более сложной для исполнения категории духовых инструментов относится вермона, звук на которой извлекается посредством колебания воздуха. Звучание инструмента напоминает детскую свистульку, он располагает восемью звуками в тональности до мажор. Изменение силы звука может повести к изменению самого звука, поэтому надо научиться, прежде всего, подавать струю воздуха ровной силы. Инструмент увлеченно принимается детьми, как на уроках музыки, так и во внеклассных занятиях.

Детские флейты, свирели имеют ряд отверстий, умелое прикрытие которых и умелая подача воздуха позволяют извлекать нежные по своей характеристике звуки. На уроке можно использовать игру на двух-трёх звуках, особенно хорошо эти инструменты звучат в терцию, использовать при этом можно до двух десятков инструментов. При соответствующей домашней тренировке эти инструменты можно широко использовать в детском оркестре. Игра на этих инструментах представляет широкое поле деятельности – это и имитация, и элементы полифонии, и стройные аккордовые созвучия, и совмещение различных по характеру приёмов игры (например, легато и стаккато), и приём «цепного» дыхания, и музыкально-ритмическое разнообразие.

Детские гусли, лютни, цимбалы, арфы, цитры предполагают три приёма игры – щипком, медиатором, ложечками (в зависимости от названия, инструмента, а также характера исполняемой мелодии). У цитры, кроме основных струн, есть четыре струны, издающие низкие звуки, что позволяет использовать её (а вернее несколько цитр) как гармонический фундамент инструментального ансамбля или детского оркестра. В ряде школ ансамбль цитр используется в классе как средство активизации музыкально-творческих способностей.

Флексатон – инструмент с постепенно изменяющимся звуком – представляет собой ручку с изогнутой металлической пластинкой, удары язычка на которой позволяют извлекать звук, уменьшение – понижает. Игра на инструменте требует особой сноровки, умения точно найти нужную высоту ноты при изгибе пластинки с одновременным раскачиванием инструмента для извлечения звука. Флексатон не рекомендуется использовать на уроке, однако в оркестре он является замечательным тембровым украшением.

Существует множество других простейших музыкальных инструментов, которые учитель, предварительно изучив способы игры на них и музыкальные возможности детей, можно вводить и в урок музыки, и, тем более, во внеклассную работу.

Вывод: таким образом, игра на детских музыкальных инструментах в детском объединении уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Перейти к конкурсам для музыкальных руководителей

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.