выполнила:
Серебренцева Галина Владимировна
педагог-психолог
МБДОУ Детский сад с. Ясное
РФ
Сахалинская область
Тымовский район
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ
на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
(В. Сухомлинский).
Данная тема будет очень полезна родителям и педагогам ДОУ, так как у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, что ведет к задержке речевого развития. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается усиленной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальчиках карандаш. Поэтому в детском саду и конечно же дома, необходимо создавать все условия, способствующие развитию мелкой моторики.
С научной точки зрения мелкая моторика – это согласованные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.
А развитие мелкой моторики – это развитие мелких мышц пальцев рук.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства. Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, пальцы рук у них слабые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков?
Для решения этой непростой задачи, я решила создать «Родительский клуб» и привлечь родителей к совместной деятельности с детьми по развитие мелкой моторики рук.
Я познакомила их с играми, которые помогут им развивать у детей в домашних условиях мелкую моторику рук.
Один из них – это пальчиковые игры, которые сопровождаются чтением стихотворных строк. (Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также полезны для их общего развития).
«Мы капусту рубим, рубим»;
«Пальчики»;
«Тучка по небу гуляла»;
«Моя семья»,
«Апельсин» и многие другие.
Так же показала им игры с элементами самомассажа. Развитие мелкой моторики детей с помощью «Су – Джок» массажеров. (шарики, кольца)
Использование самомассажа кистей с помощью карандаша
Пальчиковые кинезиологические игры :
«Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.;
«Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе);
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение;
«Кулак - ребро – ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе);
«Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:
«Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем».
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
Очень интересно детям играть разными предметами (платочки, нитки, шнурки, тесемочки), предлагаю некоторые из них:
«Медведь».
(Предложить взять платочки)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее на подмогу,
Мишка, кажется, застрял
(Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак. Затем нужно с силой вытянуть платочек из кулака, повторить сначала.)
Так же можно предложить ребенку контур предмета нарисованного на листе бумаги, и по контуру рисунка выложить нитку.
Графические игры
Большое значение для подготовки руки к письму и речевому развитию имеет развитие графической моторики. Особое место занимает штриховка, обведение по трафарету фигур и предметов, с использованием цветного карандаша.
Так же можно использовать другие игры такие как:
Игры с манкой. Она очень проста. У каждой хозяйки на кухне есть манка, пшено. На яркий цветной поднос с высокими бортиками насыпаете крупу. Для начала дайте ребенку потрогать её, набрать в кулачок, «посолить», а потом возьмите его руку в свою и нарисуйте простые рисунки: фигуры, волнистые и прямые линии, солнышко, тучку с дождиком.
Бусы из макарон. Вот еще одна интересная игра. Вам понадобятся макароны с отверстиями и шнурок. Покажите малышу, как нанизать макароны на шнурок: «Ниточку в дырочку» и дайте ему возможность дальше самому заняться этим непростым занятием. А рядом вы можете делать свои бусы. Предлагаю вам попробовать нанизать макароны. Поверьте, это для детей очень трудно сделать
Игры с фасолью.
перейти к публикациям для педагогов
Игра «Сухой бассейн». Родители ищут игрушки в фасоли и на ощупь определяют, что они нашли.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д..
Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые приёмы и методы, которые будут способствовать развитию мелкой и общей моторики рук, самостоятельности и интереса к различным видам детской деятельности.