ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

воспитатель
Даудова Зарема Гаджимурзаевна
МАДОУ «Детский сад №26 «Радость»
ХМАО-Югра город Нефтеюганск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения

города Нефтеюганска «Детский сад №26 «Радость»

Статья «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Воспитетль : Даудова З.Г.
Вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро на сегодняшний день. Это связано с тем, что дети стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом и чтением книг.
Наиболее благоприятный возраст для развития речи и формирования культуры речевого общения – это дошкольный возраст . Это очень трудоёмкая и ответственная работа как показывает практика , требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя. Для этого надо подбирать наиболее действенные средства, методы и формы работы по развитию речи, обучения, так как речь является основным средством человеческого общения..
Ребенок в этом возрасте большую часть времени проводит в детском саду: общается со сверстниками, с воспитателем. Учится у них многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание воспитателю следует уделить своей речи. Речь взрослого ребенок воспринимает как образец и поэтому воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь.
Незнакомые и длинные слова нужно произносить четко Также необходимо регулировать темп своей речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Речь у воспитателя должна быть выразительна, эмоциональна, и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.
В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства общения. Это такие как -мимика, пантомимические движения, которые выполняют важные функции:
• помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой., связанных с конкретными зрительными представлениями;
• помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,.);
• способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);
• помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
Для организации правильного речевого общения благоприятны и режимные моменты. Повседневное общение даёт нам возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговаривают о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, тёплая, новая и т. д.
Мы рассказываем обо всём, что они надевают: «Сначала дети надевают брюки. Они разные. У Кости - зелёные, у Артема - синие, у Кати- коричневые,. У Семена- ботинки со шнурками, а у Ани - с ремешком, у Вики - сапоги,.»
Развивая внимание к речи в процессе самообслуживания, мы даём указания к работе, и обязательно следим за правильностью их выполнения.
Когда дети умываются, можно говорить и о том, что они моют (лицо, руки, уши, тело, чем моют (водой, мылом, щеткой, какая вода (горячая, холодная, теплая, какое мыло (душистое, ароматное, белое и т. д., чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками и т. д.).
Во время дежурства по столовой рассказываем о посуде, о том, как её расставлять на столы. В рассказах употребляем названия, демонстрируем форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, его свойства (бьётся, количество и место разных предметов посуды на столе.
При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.
Когда исправляем ошибки не следует повторять её - нужно предложить ребёнку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.
С появлением активной речи задаём вопросы детям по усвоенному материалу.
Чем младше дети, тем чаще мы должен свои действия сопровождать словами. Воспитатель должен сам называть предметы и действия, но и задавать детям вопросы: Что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь? Чем ты моешь руки? и т. д.
В средней группе к концу года дети должны научиться пользоваться активной речью, рассказывая о выполненном трудовом процессе или, отвечая на вопросы, называть предстоящую деятельность словосочетаниями: будем одеваться, кормить рыбок и т. д.
Очень полезен такой приём: воспитатель поручает кому-нибудь из детей объяснить ребёнку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.
Важно правильно организовать наблюдение за трудом взрослых на прогулке и экскурсиях, чтобы максимально использовать наблюдаемые объекты для развития различных сторон речи.
Развитию речи способствуют и игры. Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других - меньше. Поэтому мы вводим в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами.
В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?». Они не должны длиться более трёх минут, так как требуют особой сосредоточенности.
Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Воспитатель объясняет, что речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок. Мы знакомим родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне».
Например.
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:
• «Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку)
• «Волшебные палочки» (из счётных палочек собрать простейшие геометрические фигуры).
Игры на обогащение словаря ребёнка:
• «Давай сварим борщ» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т. д. ,
• «Угощаю» - давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите».
• Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова.
Можно играть с целью развития грамматического строя речи.
•Приготовим сок» Из яблок сок. (яблочный); из груш. (грушевый); из вишни.(вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.
Хорошо предложить игровые упражнения на развитие мелкой моторики:
• Предложить ребёнок выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.
• Попробовать вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно укрепить их на тонком слое пластилина и сделать пано
•По дороге из детского сада (в детский сад)
• «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая». Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
• «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор и пр.»
«В свободную минутку». Игровое упражнение на слоговую структуру слов.
• «Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака, ловосы (волосы, лекосо (колесо, посаги (сапоги) и пр.»
Игра на обогащение словаря ребёнка
• «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: ворона каркает, воробей. (чирикает). Сова летает, а заяц. .(бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади. .(жеребёнок) и т. п.
• «Упрямые слова». Рассказать ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пианино, метро.). «Я
надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т. п. Задавать вопросы ребёнку и следить, чтобы он не изменял слова в предложения - ответах.
Подвижные игры
• «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет такого» звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ёжик, книга.»
• «Лягушка» Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы
«Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». Также можно провести игру на согласные звуки.
Вот такая совместная работа воспитателя и семьи по развитию речи даёт полноценное речевое развитие ребёнка.
Мы осуществляем контроль над речью детей на занятиях и во время режимных моментов, занимаемся развитием мелкой моторики, оказываем помощь по автоматизации поставленных звуков, способствуем совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры, проводим необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.
Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль - способствуют лучшему усвоению речи. Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает. Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.

  перейти к публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.