ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:
музыкальный руководитель
Герасимова Ирина Анатольевна
МБДОУ «Детский сад №205 «Новоград» города Чебоксары
Чувашская Республика, город Чебоксары

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальная лесенка»

Аннотация
Дошкольный возраст является важным периодом в жизни ребенка, когда активно формируются его психические и физические качества, необходимые в течение всей жизни. Одной из задач дошкольного воспитания является приобщение детей к миру человеческих ценностей, произведений искусства. Особая роль в гармоничном развитии личности принадлежит музыке. Для того чтобы музыка прочно вошла в жизнь ребенка необходимо развитие музыкальных способностей, ознакомление с элементами музыкального языка.
Высота – это свойство музыкального звука. В музыке используются различные по высоте звуки, имеющие четко зафиксированную высоту звучания. Из этих звуков складывается мелодия – главное выразительное средство музыки.
Проблема развития звуковысотного слуха рассматривалась в ряде работ, посвященных развитию музыкально-сенсорных способностей (Б.М. Теплов, В.С. Мухина, Н.А. Ветлугина и др.). Музыкально-сенсорные способности – это способности различать отдельные свойства музыкальных звуков: высоты, громкости, тембра и длительности. Среди музыкально-сенсорных способностей Б.М. Теплов отводил особое место именно звуковысотному слуху, отмечая, что без звуковысотного слуха невозможно никакое осмысленное восприятие музыки, тем более – никакое музыкальное действование.
Большинство детей дошкольного возраста испытывают затруднения при выполнении заданий на сравнение высоких и низких звуков, а также на определение направления звуковысотного движения. При этом они не владеют способами выполнения сенсорных действий, помогающих им справляться с заданиями. Это говорит о необходимости проведения специальной работы, по обучению детей выполнению действий, облегчающих восприятие звуковысотных соотношений.
Одним из средств развития звуковысотного слуха у детей, по мнению Н.А. Ветлугиной, являются музыкально-дидактические игры. Музыкально-дидактическая игра объединяет в себе восприятие с выполнением разнообразных сенсорных действий, таких как подпевание, показ рукой, моделирование. Поэтому она является эффективным средством развития звуковысотного слуха. По определению Н.А. Ветлугиной, музыкально-дидактические игры – это обучающие игры, в которых задания выполняются в интересной, увлекательной форме. Музыкально-дидактические игры способствуют более эффективному восприятию материала, его осмыслению и запоминанию. Они развивают у детей самостоятельность, способность к восприятию и различению свойств музыкальных звуков, обогащают новыми впечатлениями.

Дидактическая игра «Музыкальная лесенка»
Цель: Различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением игрушки (матрешки), различать названия нот в музыкальном звукоряде.
Задачи: Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движением игрушки) по слуховому восприятию.
Музыкально-дидактическое пособие «Музыкальная лесенка» представляет собой красочно оформленную лесенку из плотного картона, вырезанной из обычной коробки, которая полностью обклеена цветным оракалом.
Под каждой ступенькой приклеена картинка. В начале названия каждой картинки есть название ноты.
1. Домик – «До»
2. Репка – «Ре»
3. Мишка – «Ми»
4. Фартук – «Фа»
5. Солнце – «Соль»
6. Лягушка – «Ля»
7. Сирень – «Си»

Оборудование: «лесенка» из восьми ступенек, игрушка (матрёшка).
Ход игры:
• Педагог беседует с детьми об известных им в окружающей жизни ступеньках и лесенках.
• Опираясь на опыт детей, педагог рассказывает им об особенности музыкальной лесенки, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать руками, т.к. её ступеньки – музыкальные звуки – можно только услышать.
• Детям предлагается прослушать движение мелодии вверх и вниз по ступенькам музыкальной лесенки. Педагог поёт песенку, сопровождая своё пение движением ладони по воображаемым ступеням.
Сту-пень-ки - зву-ки вверх и-дут, за-тем о-ни нас вниз све-дут.
• Упражнение повторяется несколько раз вместе с детьми.
По желанию вызывается ребёнок. Педагог играет мелодию, ребёнку предлагается угадать и показать движении мелодии вверх и вниз матрёшкой или любой другой игрушкой в зависимости от сюжета игры. Ребёнок берёт матрёшку в руки и передвигает её по ступенькам.

Музыкальную лесенку можно использовать при разучивании ступень (нот) музыкального звукоряда, а так же при закреплении изученного материала.
Семь ступенек есть на свете
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ты запомни их названье
И в тетрадку занеси.
Если ноты спеть подряд
Это будет з в у к о р я д…

перейти к публикациям для педагогов
Список использованной литературы
1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы/ Г.И. Анисимова. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 96с.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.
5. Деркунская В.А. Статья «ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка»; журнал «Справочник музыкального руководителя» №2, 2014 г.
6. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. - М.: Просвещение, 1985. - 96с.
7. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры для детей 4-7 лет, предназначенные для развития музыкально-сенсорных способностей. Феникс, 2010 -216с.
8. Костина Э. П. Роль наглядных средств в музыкально-сенсорном развитии дошкольников. - В кн.: Психолого-педагогические проблемы дошк. воспитания и подготовки детей к школе.- М.: Педагогика, 1980.
9. Макшанцева Е.Д. Скворушка: Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста М.: АРКТИ 1998 - 104с.
10. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада. - м: Просвещение: Владос, 1994 -с.223
11. Роот З.Я. Музыкально - дидактические игры для детей дошкольного возраста. Методическое пособие. Издание второе. Айрис - Дидактика. Москва 2007.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.