выполнила:
музыкальный руководитель
Герасимова Ирина Анатольевна
МБДОУ «Детский сад №205 «Новоград» города Чебоксары
Чувашская Республика, город Чебоксары
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальная лесенка»
Аннотация
Дошкольный возраст является важным периодом в жизни ребенка, когда активно формируются его психические и физические качества, необходимые в течение всей жизни. Одной из задач дошкольного воспитания является приобщение детей к миру человеческих ценностей, произведений искусства. Особая роль в гармоничном развитии личности принадлежит музыке. Для того чтобы музыка прочно вошла в жизнь ребенка необходимо развитие музыкальных способностей, ознакомление с элементами музыкального языка.
Высота – это свойство музыкального звука. В музыке используются различные по высоте звуки, имеющие четко зафиксированную высоту звучания. Из этих звуков складывается мелодия – главное выразительное средство музыки.
Проблема развития звуковысотного слуха рассматривалась в ряде работ, посвященных развитию музыкально-сенсорных способностей (Б.М. Теплов, В.С. Мухина, Н.А. Ветлугина и др.). Музыкально-сенсорные способности – это способности различать отдельные свойства музыкальных звуков: высоты, громкости, тембра и длительности. Среди музыкально-сенсорных способностей Б.М. Теплов отводил особое место именно звуковысотному слуху, отмечая, что без звуковысотного слуха невозможно никакое осмысленное восприятие музыки, тем более – никакое музыкальное действование.
Большинство детей дошкольного возраста испытывают затруднения при выполнении заданий на сравнение высоких и низких звуков, а также на определение направления звуковысотного движения. При этом они не владеют способами выполнения сенсорных действий, помогающих им справляться с заданиями. Это говорит о необходимости проведения специальной работы, по обучению детей выполнению действий, облегчающих восприятие звуковысотных соотношений.
Одним из средств развития звуковысотного слуха у детей, по мнению Н.А. Ветлугиной, являются музыкально-дидактические игры. Музыкально-дидактическая игра объединяет в себе восприятие с выполнением разнообразных сенсорных действий, таких как подпевание, показ рукой, моделирование. Поэтому она является эффективным средством развития звуковысотного слуха. По определению Н.А. Ветлугиной, музыкально-дидактические игры – это обучающие игры, в которых задания выполняются в интересной, увлекательной форме. Музыкально-дидактические игры способствуют более эффективному восприятию материала, его осмыслению и запоминанию. Они развивают у детей самостоятельность, способность к восприятию и различению свойств музыкальных звуков, обогащают новыми впечатлениями.
Дидактическая игра «Музыкальная лесенка»
Цель: Различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением игрушки (матрешки), различать названия нот в музыкальном звукоряде.
Задачи: Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движением игрушки) по слуховому восприятию.
Музыкально-дидактическое пособие «Музыкальная лесенка» представляет собой красочно оформленную лесенку из плотного картона, вырезанной из обычной коробки, которая полностью обклеена цветным оракалом.
Под каждой ступенькой приклеена картинка. В начале названия каждой картинки есть название ноты.
1. Домик – «До»
2. Репка – «Ре»
3. Мишка – «Ми»
4. Фартук – «Фа»
5. Солнце – «Соль»
6. Лягушка – «Ля»
7. Сирень – «Си»
Оборудование: «лесенка» из восьми ступенек, игрушка (матрёшка).
Ход игры:
• Педагог беседует с детьми об известных им в окружающей жизни ступеньках и лесенках.
• Опираясь на опыт детей, педагог рассказывает им об особенности музыкальной лесенки, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать руками, т.к. её ступеньки – музыкальные звуки – можно только услышать.
• Детям предлагается прослушать движение мелодии вверх и вниз по ступенькам музыкальной лесенки. Педагог поёт песенку, сопровождая своё пение движением ладони по воображаемым ступеням.
Сту-пень-ки - зву-ки вверх и-дут, за-тем о-ни нас вниз све-дут.
• Упражнение повторяется несколько раз вместе с детьми.
По желанию вызывается ребёнок. Педагог играет мелодию, ребёнку предлагается угадать и показать движении мелодии вверх и вниз матрёшкой или любой другой игрушкой в зависимости от сюжета игры. Ребёнок берёт матрёшку в руки и передвигает её по ступенькам.
Музыкальную лесенку можно использовать при разучивании ступень (нот) музыкального звукоряда, а так же при закреплении изученного материала.
Семь ступенек есть на свете
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ты запомни их названье
И в тетрадку занеси.
Если ноты спеть подряд
Это будет з в у к о р я д…
перейти к публикациям для педагогов
Список использованной литературы
1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы/ Г.И. Анисимова. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 96с.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.
5. Деркунская В.А. Статья «ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка»; журнал «Справочник музыкального руководителя» №2, 2014 г.
6. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. - М.: Просвещение, 1985. - 96с.
7. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры для детей 4-7 лет, предназначенные для развития музыкально-сенсорных способностей. Феникс, 2010 -216с.
8. Костина Э. П. Роль наглядных средств в музыкально-сенсорном развитии дошкольников. - В кн.: Психолого-педагогические проблемы дошк. воспитания и подготовки детей к школе.- М.: Педагогика, 1980.
9. Макшанцева Е.Д. Скворушка: Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста М.: АРКТИ 1998 - 104с.
10. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада. - м: Просвещение: Владос, 1994 -с.223
11. Роот З.Я. Музыкально - дидактические игры для детей дошкольного возраста. Методическое пособие. Издание второе. Айрис - Дидактика. Москва 2007.