ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Воспитатель
Юданова Юлия Валерьевна
МБДОУ Детский сад №43
Кемеровская область г.Новокузнецк

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛОЧЕК КЬЮЗЕНЕРА В МАТЕМАТИЧНСКОМ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Только то, в человеке прочно и надежно,
что всосалось в природу его
в первую пору жизни.
Я. А. Коменский
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, а учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что главная форма организации – игра, а основной метод развития – проблемно – поисковой. Существует множество разнообразных методик, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из эффективных методик являются «цветные палочки» Кюизенера, которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения.
Автор этой методики, Джорж Кюизенер, в свое время был учителем младшей школы. Свое изобретение он использовал при работе с арифметическими понятиями, применение его было простым и интересным. Со временем автор заметил, что результаты обучения довольно высоки и достижение значительного уровня владения математикой вполне возможно при использовании такого простого метода, как деревянные или пластиковые палочки. Педагог уверен, что применяя для занятий-игр с детьми разноцветные палочки, у ребенка со временем формируется правильное представление о величине, основанное на самостоятельных действиях и умозаключениях.
Каждая палочка имеет свою длину и цвет. Дж. Кюизенер подразделяет палочки одного цветового оттенка в группу, называя ее «семейством». Особенность каждого «семейства» в том, что длина каждой палочки отображает определенную числовую кратность. К примеру, в «семействе» красных кратное число 2 (здесь собраны образцы с длиной 2, 4 и 8 см), у желтых – 5 (соответственно, 5 и 10 см) и т.д. Длина палочек от 1 до 10 см. Всего их в наборе 241, но есть упрощенные варианты для малышей в количестве 144 и 119 штук. Выполняя несложные действия, малыш узнает, что в длине палочки определенного цвета может поместиться некоторое количество других палочек, одна из них длиннее другой, есть среди них самая короткая и самая длинная и т.д. Наряду с математическими представлениями у ребенка формируется и развивается не просто понятия размера, длины, а данная методика позволяет малышу расширить свои знания о пространстве и форме предметов, создать из воображения геометрические фигуры, которые можно сравнить между собой, видоизменить.
Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей степени отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел – это неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались весьма созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения. Они являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно–познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Палочки Кюизенера, как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии. Возникновение математических представлений, как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей. С математической точки зрения, палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделирование числа, подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности. Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным. С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше», «больше-меньше на…», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как: «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «иметь одинаковую длину». С помощью палочек Кюизенера можно познакомить детей еще в детском саду с арифметической прогрессией, готовя их к изучению алгебры. Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать, возможно, только в системе и на основе личностно – ориентированной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства. Палочки Кьюзинера можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Наиболее эффективными являются индивидуальные и групповые формы работы. Изредка можно использовать и фронтальную работу со всеми детьми. Упражнения предлагаются детям в игровой форме, это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками надо проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными. Лучше всего сближать во времени или одновременно давать упражнения на усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий и отношений.

Использование палочек Кюизенера можно поделить на следующие этапы: игры с детьми 3 – 5 лет и игры с детьми 5 – 7 лет
Первый этап - игры с детьми 3 – 5 лет.
Задачи по развитию математических представлений с детьми 3 – 5 лет:
• Формирование представлений о цвете, размере, величине (длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький).
• Развитие способности группировать предметы по цвету и величине.
• Формирование способностей к моделированию.
• Формирование дочисловых математических представлений.
• Формирование количественных представлений, способности различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов.
• Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, ромб.
• Знакомство с пространственными отношениями.
Палочки Кюизенера вначале используется как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, форма, размер. Но в ходе игры они замечают некоторые отношения между длиной палочки и числом.
Возраст Дидактические игры Задачи Игровые действия
3- 4 года 2 младшая группа

«Заборчик»

 

«Зоопарк»

 

«Играем с цветом»

Закрепить понятие цвета и размера, развивать умение классифицировать и обобщать, развивать наблюдательность. Закрепить отношение эквивалентности по длине и цвету, развивать умение соотносить и сравнивать, делать выводы.
Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.
Дети строят забор, используя палочки одного цвета.


Детям предлагается построить клетку для животных в зоопарке, используя палочки одного цвета.
Воспитатель предлагает делать красивые орнаменты, чередовать цвет, комбинировать. На первых порах можно диктовать порядок действий (например, вагоны в поезде красного и голубого цвета).


4 – 5 лет средняя группа

«Лягушонок»

 


«Моделируем прямоугольник»


«Поезд»

Развивать способности к моделированию, учить детей составлять целое из частей по схеме с цветовым обозначением палочек. Развивать пространственную ориентировку.
Развивать способности к моделированию, развивать представления о прямоугольнике, развивать зрительный глазомер.
Учить детей работать с алгоритмами, соотносить палочку с числом. Развивать наблюдательность, память, внимание, фантазию.

Дети по схеме составляют лягушонка.

 

Дети составляют прямоугольник по образцу.


Дети по схеме (вначале цветовой, потом числовой) составляют поезд. И отвечают на вопросы воспитателя.


Второй этап 5 – 7 лет.
Задачи по развитию математических представлений с детьми 5 – 7 лет:
• Формирование представлений о составе числа из единиц и из двух меньших.
• Знакомство с образованием чисел в пределах 10 и на основе измерения и цвета.
• Формирование у детей умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Какой? Сколько?»
• Закреплять умения делить целое на равные части, умения измерять с помощью условной мерки.
• Формирование представлений об изменчивости пространственных отношений.
• Закрепление умения обозначать словами месторасположение предметов в пространстве.
• Развитие математических действий с помощью палочек Кюизенера.
• Логические задачи с палочками Кюизенера.

Возраст Дидактические игры Задачи Игровые действия
5-6 лет старшая группа

«Цветные коврики»

 

«Выложи по цифрам»


«Узнай длину ленты»

Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать логическое мышление, внимание.

Закреплять умение детей соотносить число с цветом. Упражнять в счете, упражнять в измерении.

Учить детей находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения, развивать зрительный глазомер.

Дети составляют коврик, чередуя например желтый цвет и палочку меньшей длины, например красной, дополняя ее белой, чтоб получилась одна длина.
Дети выкладывают дерево в соответствии с рисунком, следуя цветовому обозначению.

Предлагается узнать длину каждой ленты с помощью мерки (розовой палочки).

6-7 лет подготов. группа
«Модель недели»

 


«Складываем палочки»

Логическая задача

Учить детей соотносить цвет и длину палочки с числом. Закреплять дни недели и их условное замещение цветной палочкой.

Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления детей.
Учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Учить детей соотносить цвет и длину палочки с числом. Закреплять дни недели и их условное замещение цветной палочкой.
Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления детей.
Учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

перейти к публикациям для педагогов
Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.