выполнила:
Смолина Анна Владимировна
МБОУ ДОД ЦРТДиЮ
Московская область, г.о. Ивантеевка
Тренинговые занятия в учреждении дополнительного образования
В Центре развития творчества детей и юношества г. Ивантеевка Московской области организация работы с одаренными детьми проводится по различным направлениям. Выявление и сопровождение одаренных детей реализуется совместно всеми субъектами образовательного процесса (психолог, педагоги, администрация, родители). В работе с одаренными детьми можно выделить следующие этапы: диагностический, информационный, подготовительный, развивающий.
Основными субъектами, участвующими в организации работы с одаренными детьми в условиях учреждений дополнительного образования, выступают заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты, педагоги, психологи, родители. Рассмотрим функции педагога-психолога, как ключевой фигуре, действующей на всех рассмотренных выше этапах.
1. Диагностическая – осуществление психологической диагностики (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики. В частности, о ЦРТДиЮ г. Ивантеевка, для начальной диагностики используются следующие методики: «Карта одаренности» А.И. Савенкова (для заполнения родителями), «Тест личностных творческих характеристик» (для заполнения детьми), опросник для педагогов по оценке креативности (творческого начала) ребенка «Шкала Вильямса». Для текущей и итоговой диагностики в нашем центре используются проективная методика «Нарисуй человека», проективная методика «Несуществующее животное», методика «Необычное использование», «Тест дивергентного (творческого) мышления» Вильямса, «Опросник креативности» Рензулли и др.
2. Информационная – просвещение родителей и педагогов по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности с размещением в сети Internet для оперативного доступа. На персональном сайте педагога-психолога ЦРТДиЮ г. Ивантеевка представлены статьи, презентации, материалы бесед, проведенных с родителями по различным аспектам одаренности («Психологические особенности одаренных детей», «Проблемы одаренных детей», «Инновационные подходы к выявлению одаренности» и т.п.). Организован педагогический лекторий по темам «Особенности работы с одаренными детьми», «Методики работы с одаренными детьми», «Виды одаренности», «Роль педагога при организации работы с одаренными детьми» и т.п.
3. Коррекционная – организация мероприятий по адаптации и социализации одаренного ребенка. Для реализации этой функции педагогом-психологом ЦРТДиЮ г. Ивантеевка проводится работа по коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у одаренных детей в форме индивидуальных занятий.
4. Развивающая – участие в развитии одаренного ребенка. В ЦРТДиЮ г. Ивантеевка педагогом-психологом проводятся групповые занятия с одаренными детьми в тренинговой форме с элементами сказкотерапии.
Тренинговая программа состоит из 12 занятий, продолжительность каждого - один час двадцать минут. Каждое занятие включает в себя разминку (игровые задания на вхождение в работу и кинезиологические упражнения, позволяющие активизировать межполушарное взаимодействие), релаксацию, рефлексию, упражнения на проработку трех блоков: развитие когнитивной сферы (внимание, память, мышление, воображение), формирование коммуникативных навыков, уверенности в себе, проработка эмоциональных состояний и чувств.
Рассмотрим подробно одно из занятий. Цель: развитие познавательной сферы, проработка эмоциональных состояний и чувств, выработка эффективной жизненной философии, помогающей достигать свои цели и жить в радости.
1. Упражнение «Зоопарк с хлопками» используется в качестве разминки для формирования позитивных эмоций, выработки умения группового взаимодействия.
2. Кинезиологическое упражнение «Цветок». 1 ч. Пальцы обеих рук образуют бутон цветка. Затем он начинает раскрываться по лепесткам (сначала размыкаются мизинцы, затем безымянные, после этого средние, указательные и большие). Запястья на размыкаются. Кисти рук образуют цветок, напоминающий тюльпан. 2 ч. Все в обратной последовательности.
Кинезиологическое упражнение «Каракатицы». Обе руки лежат ладонями на столе с выпрямленными пальцами. Средние пальцы сгибаются, отталкиваются от стола и передвигают ладонь. Остальные пальцы остаются выпрямленными.
3. Настольная игра «Матрёшкино». Цель: развитие внимания, памяти, координации. Оборудование: 20 игровых карточек с матрёшками (у каждой свой жест, и раскрашена каждая в три из шести возможных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый; среди матрёшек нет двух одинаковых ни по цвету, ни по жесту), 20 карточек с комбинациями цветов (на каждой три цвета). Хорошо, если все карточки дети сделают самостоятельно (для того, чтобы форма всех была одинакова нужно дать шаблон).
Раскладываем на столе карточки с матрешками. Стоит расположить их кругом, чтобы все игроки видели матрешек равноценно. По центру кладется колода из карточек с комбинациями цветов. Ведущий открывает верхнюю карту из колоды цветов так, чтобы все игроки увидели ее одновременно. Все игроки должны как можно скорее найти матрёшку, которая нарисована этими тремя цветами, и повторить ее жест. Ведущий определяет, кто из игроков выполнил задание первым. Этот игрок получает карту цветов. Побеждает тот, у кого таких карт больше.
4. Сказка «Мотылек» (из Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку. Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе). Анализ и обсуждение на основе методики Л.Б. Фесюковой.
5. Упражнение-эксперимент «Улыбайся, даже если совсем не хочется!». Поэкспериментируйте. В течение несколь¬ких дней старайтесь приветствовать прият¬ной улыбкой всякого, с кем придется встре¬титься, словно действительно ис¬кренне рады видеть каждого. Как вы понимаете, гримаса ликования излишня, вполне достаточно легкой улыбки.
По итогам выполнения упражнения ответьте на вопросы:
1. Отмечайте про себя реакцию людей. От¬вечают ли они улыбкой на улыбку?
2. Ваша улыбка удивляет одноклассников?
3. А может быть, они выражают некото¬рое недоверие?
4. Стали ли ваши беседы длительнее или, напротив, короче, чем обычно?
5. Существуют ли различия в реакции на вашу улыбку у молодых людей и девушек, молодо¬го и старшего поколений?
6. Как на ваш новый стиль приветствия реагирует старшеклассники, одноклассники, взрослые?
7. Оцените, кроме того, собственное со¬стояние. Представляет ли упражнение ка¬кую-то сложность?
8. Кажется ли вам, что вы выглядите глупо?
9. Изменилось ли ваше отношение к тем, кто вам несимпатичен?
10. Вам приятно, когда улыбаются в ответ?
3. Общение стало занимать большее ваше¬го времени, так как люди неосознанно продлевают доставляющее положительные эмо¬ции общение и стремятся поскорее прекра¬тить неприятный для них разговор.
6. Релаксация «Дыхание».
7. Рефлексия.
После окончания занятия каждый раз осуществляется рефлексия: участники тренинга по кругу проговаривают ответы на вопросы: что нового узнали о себе, о группе, как будете использовать эти знания, чему научились, как это пригодиться в будущем, что понравилось, а что не понравилось, над чем вы задумались, что было важным.
Таким образом, мы рассмотрели этапы организации работы с одаренными детьми, функции субъектов образовательного процесса, участвующих в организации работы с одаренными детьми в условиях учреждения дополнительного образования. Подробно рассмотрели одно из тренинговых занятий, на наш взгляд, основной формы работы с одаренными детьми.
перейти к конкурсам для логопедов