выполнила:
Шумкова Инга Евгеньевна
МБДОУ д/с « Зернышко»
РФ Смоленская область Смоленский район, с. Катынь, у л. Витебское шоссе д.9-А
«Музыка Осени».
Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах)
Задачи:
Образовательные: учить детей слаженно двигаться под музыку, выполнять движения по сигналу музыкального руководителя.
Приучать детей слушать музыкальные произведения, понимать эмоции и чувства, выраженные в музыке:
Развивающие: развивать двигательные умения детей;
- расширять представления детей об осени;
- развивать память, речь, мелкую моторику рук.
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать вокально-хоровые навыки, развивать чувство ритма
Воспитывающие: воспитывать любовь к природе через музыку.
Ход НОД.
(дети входят в зал и выстраиваются в колонну друг за другом)
Музыкальный руководитель: Ребята, я рада вас видеть. Посмотрите, на нашем занятии сегодня присутствуют гости. Давайте поздороваемся друг с другом песенкой (поёт, дети подпевают, выполняя движения по тексту :
Заглянуло солнышко
Прямо к нам в окошко,
И упало солнышко
Нам с тобой в ладошку.
Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день!
А сейчас, предлагаю вам поздороваться этой песенкой с гостями.
(дети пропевают последнюю фразу приветствия):
- Здравствуйте! Здравствуйте! Добрый день!
Музыкальный руководитель (далее М.Р.): Как сразу стало светло в зале от ваших улыбок и от солнышка, которое заглянуло к нам в окошко и зовёт нас с собой на прогулку… «Марш»
- А теперь, мы погуляем. Но ходить по дорожке мы будем не простым шагом, а хороводным: р.н.м. «Пойду ль я»
Дети по дорожке гуляют,
Хороводный шаг выполняют.
Носочки тянут, мягко ступают,
Друг другу на пятки не наступают (авторская разработка)
Дети, свободно ходят по залу и выполняют хороводный шаг вместе с педагогом, а затем самостоятельно под р.н.м.
М.Р: А теперь мы будем так гулять:
Шаг с поскоком выполнять.
Будем на каждой ножке
Прыгать понемножку (авторская разработка).
Дети выполняют поскоки под весёлую польку (по выбору педагога)
М.Р: Давайте вспомним, какое упражнение мы с вами делали на прошлом занятии? Правильно, «Погремушки». Пожалуйста, возьмите погремушки и приготовьтесь делать упражнение.
Упражнение «Погремушки» Т. Вилькорейской
М.Р: Шла волшебница по свету,
В свой черед сменила лето!
Разукрасила цветы и деревья, и сады! Догадались, кто это? - Осень!
Речевая игра: Осень, осень, листопад! - качают руками над головой
Лес осенний конопат! - щелчки пальцами
Листья рыжие шуршат, - трут ладошки
И летят, летят, летят!.. – «кивают» кистями рук сверху вниз
М. Р: А сейчас мы отдохнём и послушаем музыку.
(дети садятся на стульчики)
М.Р: На прошлом занятии мы слушали произведение великого русского композитора П. И. Чайковского (показываю портрет). Давайте вспомним, как называлось оно? (звучит отрывок)
- Правильно, это «Осенняя песня». Сейчас мы послушаем всё произведение, а вы подумайте, как звучит музыка, какое настроение она передаёт, какие чувства выражены в музыке (дети слушают и отвечают)
– Изменялся ли характер музыки? И если «да», то как?
– На каком инструменте исполнялась «Осенняя песня» П. Чайковского? -фортепиано
– Какой изобразил композитор осень? - грустной, печальной, унылой
– А что вы представляли слушая эту музыку? (показать картинку)
– Сегодня мне бы хотелось дать послушать вам произведение ещё одного композитора. Это - итальянский композитор Антонио Вивальди (показываю портрет). Давайте послушаем и определим характер этого произведения (слушают, отвечают)
– Как вы думаете, какую же осень изобразил А. Вивальди? (показываю картинку)
– Вам понравилась музыка? Давайте вспомним ещё раз как назывались произведения и их авторы? (дети называют произведения их авторов)
– Да, оказывается, что в нашей с вами жизни есть две осени. Вы никогда не услышите, что есть две зимы, две весны, два лета. А вот две осени бывают всегда. Одна - радостная, пышно убранная, богатая урожаем и другая – в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя. Поздняя осень – это надежда человека на то, что красота и тепло лета обязательно возвратятся, что природа вечно жива, что она замерла ненадолго. Без поздней осени не наступит зима, (а для чего нужна зима? – чтобы природа отдохнула). Дети скажите, какая осень у нас сейчас? (поздняя)
М. Р: Прежде чем мы с вами начнём петь, давайте вспомним нашу «напоминалочку», или правило пения (дети говорят хором)
Если хочешь петь на пять( проговаривать чётко в ритме, "на пять"-показать ручками эту оценку)
Запрещается орать( фразу говорить с оттенком крещендо)
Плохо говорить слова, открывая рот едва(проговаривать приоткрытым ртом с опущенными вниз кончиками губ)
И конечно не забудь(ровным голосом)
Улыбнуться(улыбка) и (мягкий вдох носом) вздохнуть
Это скрипочка поёт(проговорить тоненько и показать движение игры на скрипке)
А не толстый бегемот(низким голосом, руками изобразить нечто большое)
– Молодцы! Перед распеванием нужно сделать артикуляционную гимнастику
Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки,
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем.
(На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – выдох)
– зубки помассируем
–язычком погладим нёбо
– проткнём щёчки
– погладим губки
– Молодцы! Вспомним, какую попевку мы пели на прошлом занятии?
Поём попевку «Бегемот», «Жучка»
М. Р: Сегодня, на нашем занятии я вам буду загадывать музыкальные загадки, а вы будете их разгадывать. Слушаем первую загадку (играю вступление к песне «Деревца не шумят» А. Филиппенкого) – Поём 1 раз все вместе, затем с запевалами.
– Слушаем 2 – ю загадку (вступление к песне «Падают листья» М. Красева)
Пальчиковая игра «Две вороны», «Турист»
– А теперь 3 –я загадка (вступление к песне «Колючий дождик» А. Евдотьевой)
– Мы давно не повторяли эту песню, давайте вспомним слова. А теперь повторим их хором шёпотом (проговариваем слова хором шёпотом). А петь эту песню мы будем в зале. Выходим по рядам в зал, берём колокольчик и становимся на свободное место на ковре.
М.Р: (играю вступление к танцу) Ребята, какой танец мы с вами танцевали на прошлом занятии?
– Правильно, «Польку» муз. И. Штрауса - 3 занятие
М.Р: Если вырезать листочки и раздать их всем вокруг,
То на сказочном лужочке встанет хор волшебных рук.
И не знали вы, наверно, никогда до этих пор,
Что такое хоть примерно необычный этот хор.
В нем ведь царствуют не звуки, и совсем не голоса.
А поют лишь только руки - вот такие чудеса!
«Хор рук» - «Под музыку Вивальди» - аудио
М.Р: Давайте сделаем ещё одно упражнение, чтобы расслабить наши руки:
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли,
Вот мы здоровы и бодры!
– Ребята, наше занятие заканчивается, подойдите все ко мне. Скажите, чем мы занимались сегодня на нашем занятии? А что вам понравилось больше всего? О каком времени года мы с вами говорили?
Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдём в группу
(дети уходят в группу под музыку А. Вивальди «Осень»)
перейти к конкурсам для логопедов