foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

Сизова Вера Юрьевна

воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 240»

Кемеровская область, г. Новокузнецк

Практикум для родителей «Рука развивает речь»
(средний возраст)
Цель: ознакомление родителей детей среднего дошкольного возраста с влиянием мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей.
Задачи:
• снять эмоциональное напряжение, сплотить коллектив родителей;
• дать элементарные представления родителям о мелкой моторике;
• пополнить знания родителей о развитии мелкой моторики детей в домашних условиях.
Участники семинара-практикума: родители детей среднего дошкольного возраста, учитель-логопед, воспитатели – ведущие консультации-практикума.
Оборудование: мультимедийная презентация, памятки для родителей «Развитии мелкой моторики в домашних условиях», контейнер с крупой, прищепки, «Су-Джок», игры на развитие мелкой моторики «Игры с веревочкой», «Игры со счетными палочками», «Массажные шарики».
Предварительная подготовка.
1. Подбор и изучение литературы по теме консультации-практикума.
2. Оформление презентации в Power Point по теме консультации-практикума.
3. Разработка памяток для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях».
4. Изготовление игр на развитие мелкой моторики.
Ход мероприятия:
1. Вводная часть:
1.1.Вступительное слово
-Уважаемые родители, добрый вечер. Мы рады приветствовать вас в нашем детском саду. Сегодня мы поговорим о влиянии мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей. Для начала мы с вами проведем игра – упражнение "Приветствие " (Упражнения позволяет создать более доверительную атмосферу между участниками.)

  перейти к конкурсам для логопедов

1.2.Игра – упражнение "Приветствие"
Предлагаю вам встать в круг.
- Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.
2.Основная часть:
2.1. Мини-лекция «Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей» (учитель-логопед)
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий пальцев и кистей рук, направленных на выполнение точных мелких движений.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Учеными было доказано, что существует связь между головным мозгом и движениями пальцев рук. В коре головного мозга находятся различные центры, отвечающие за работу каждого органа человека. И дело в том, что центр, отвечающий за действия кистей и пальцев рук, находятся по соседству с центром, ответственным за речевое развитие. Стимулирование одного из этих центров, а именно центра, отвечающего за мелкую моторику, приводит к активности речевого центра.
Следовательно, развивая работу и скоординированность движений пальцев и кистей рук, мы выполняем решение еще одной задачи - развиваем речь ребенка.
Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важным умениям держать, ложку, карандаши, умываться.
Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики: игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т.д.); пальчиковые игры; лепка; массаж пальцев и кистей; оригами – японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движение пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.
Важно отметить, что хорошим помощником для развития мелкой моторики у детей станут разнообразные развивающие игрушки, многие из которых родители в состоянии изготовить самостоятельно.
3.Практическая часть:
3.1.«Игры на кухне» (воспитатель)
Давайте мы с вами поиграем в игры на развитие мелкой моторики.
- «Помогаю маме». Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
- «Дорожки». Из фасоли можно делать дорожки – короткую и длинную, выкладывать различные рисунки геометрические фигуры, буквы, домки и т.д.
- «Игры с пинцетом». Дайте ребенку пинцет и предложите ему захватывать им фасолины и складывать в контейнер по одной в каждую ячейку. Это не совсем просто, но детям очень нравится. Эта игра развивает усидчивость, ну и моторику, естественно.
- «Браслет для мамы» Из макарон, сушек и толстой нитки малыш охотно смастерит для вас браслет, бусы. Не забудьте их примерить!!!
- «Маленький пекарь». Из маленького кусочка теста дети могут лепить как из пластилина
Рисование на крупе - это одни из самых интересных занятий, которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев. Рисовать можно на любой крупе вообще, при этом, чем крупнее ее зерна, тем лучше массируются пальцы ребенка во время рисования.
3.2.Веселые прищепки (воспитатель)
Сделать пальчики малыша сильными и развить мелкую моторику помогут игры с прищепками. Чтобы справиться с прищепкой ребенку придется немало потрудиться.
Игры с прищепками — сложное занятие и остается таким для детей очень долго. Если с крупами все просто, и даже с пуговицами у ребенка все будет получаться, то прищепки будут вызывать затруднения каждый раз.
Перед выполнением заданий мы учили детей пользованию прищепкой. Сложность вызывает, в первую очередь, такое свойство прищепки, как неадекватное, с точки зрения ребенка, ее поведение. Нажать надо в одну сторону, а открывается она в другую. Часто дети, уже достаточно освоившись с прищепкой, все равно пытаются ее разорвать, чтобы она открылась.
Вторым препятствием является необходимость сильно сжимать прищепку, a для этого нужна концентрация внимания и расчет прикладываемой силы. И, самое главное, не прищемить пальчики! Обиды, недоверия и страха к этой злополучной прищепке будет много. Когда этап знакомства пройден, можно приступать к занятиям.
Для занятий необходимо сделать трафареты из цветной бумаги или картона, на которые будем прицеплять прищепки. Это может быть солнышко (желтый или красный круг, с лучиками-прищепками), елка (будем вешать новогодние игрушки), фигурку животного (сделаем лапки, ушки, хвостик).
А теперь мы предлагаем вам поиграть. Силуэт и прищепки превратите в игрушки.
С помощью прищепок можно проводить самомассаж пальчиков.
Прищепками прищемляем пальцы (кроме большого) на каждый ударный слог
Гусенок.
Левая рука
5 4 3 2
Вот проснулся, встал гусенок,
2 3 4 5
Пальцы щиплет он спросонок.
Правая рука
5 4 3 2
-Дай, хозяйка, корма мне
2 3 4 5
Раньше, чем моей родне!
3.3. Самомассаж «Су-Джок» (учитель-логопед )
Метод Су - Джок терапии обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и восточной медицине самооздоровления. "Су" по-корейски - кисть, "Джок" - стопа.
Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов: массажёры типа «каштан» Внутри таких шариков – «каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. Массажные шарики в комплекте с двумя металлическими кольцами использую в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения, что способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук
3.4. «Кинезиология» (учитель-логопед Дмитриева Е.А.)
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие. Что же это за упражнения? Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки. Особенно увлекает детей рисование и выполнение движений обеими руками одновременно. Такие упражнения способствуют развитию у детей не только речи, но и улучшению памяти, внимания, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики, снижению утомляемости.
Предлагаем вам выполнить несколько таких простых упражнений.
Забавное упражнение «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». И немного побыстрей.
Дети с удовольствием рисуют двумя руками. (Выполнение упражнения «Зеркальное рисование»). Для этого нам понадобится чистый лист бумаги и два карандаша на одного человека. Берём карандаши в обе руки и начинаем рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. Начнём с более простых рисунков, нарисуем круг, квадрат, а теперь можно нарисовать ёлочку. А можно рисовать одновременно два круга, две тучки и так далее. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. С детками рисовать такие рисунки можно сначала в воздухе, а затем на бумаге. Выполняйте такие упражнения вместе, а затем предлагайте выполнить их самостоятельно по памяти.
Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!

4. Заключительная часть:
4.1. Выставка игр на развитие мелкой моторики
«Игры с веревочкой», «Игры со счетными палочками», «Тактильный мешочек», «Волшебные ладошки», «Массажные шарики» и др.
4.2. Итоговая рефлексия «Бусинки» (учитель-логопед)
- Уважаемые родители, если вы считаете, что наш практикум был полезным и интересным для вас, то наденьте на веревочку розовую бусину, если вам было не интересно, то голубую бусинку
4.3. Вывод