выполнила:
Бирюкова Ирина Владимировна
педагог – психолог
МАДОУ № 15 «Звездочка»
Кемеровская область Калтан
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с особыми возможностями здоровья
На сегодняшний день в образовательном сообществе актуальной проблемой является реализация инклюзивного образования. Появление ребенка со статусом ОВЗ в детских образовательных учреждениях зачастую вызывает определенные трудности на этапе адаптации ребенка к детскому саду. Педагогам образовательного учреждения, в котором появляется ребенок со статусом ОВЗ, необходимо стать командой специалистов, работающих в едином направлении. Решить проблему психолого – педагогического сопровождения ребенка со статусом ОВЗ, может организация в дошкольном
образовательном учреждении психолого-медико-педагогического консилиума. Итогом работы консилиума будет являться создание индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, в котором будут прописаны все нюансы развития ребенка, направления работы, методы
- приемы работы в данном направлении, взаимодействие с семьей. Маршрут позволит объединить усилия специалистов и родителей, что в свою очередь будет способствовать эффективному педагогическому воздействию на развитие ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут может быть представлен следующем образом:
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника со статусом
ОВЗ на __________________________ уч.г.
Ф.И.О. ребенка_________________________________ Дата рождения______________ Группа_____________________
Статус_______________________________ Заключение ТПМПК_________________
Рекомендации ИПРА_________________________________________________________
Образовательная |
Цели-результаты |
Задачи образовательного |
Задачи |
Используемые |
Ответственный за |
область |
|
взаимодействия в ДОО |
образовательного |
педагогические |
реализацию |
|
|
|
взаимодействия в |
технологии, |
образовательной |
|
|
|
семье |
методики, методы, |
области |
|
|
|
|
приемы |
|
Речевое развитие |
|
|
|
|
|
Проблема: |
|
|
|
|
|
Социально – |
|
|
|
|
|
коммуникативное |
|
|
|
|
|
развитие |
|
|
|
|
|
Проблема: |
|
|
|
|
|
Художественно – |
|
|
|
|
|
эстетическое |
|
|
|
|
|
развитие: |
|
|
|
|
|
Проблема: |
|
|
|
|
|
Познавательное |
|
|
|
|
|
развитие: |
|
|
|
|
|
Проблема: |
|
|
|
|
|
Физическое |
|
|
|
|
|
развитие |
|
|
|
|
|
Проблема: |
|
|
|
|
|
Результативность реализации ИОМ
Образовательная область |
Выполнение поставленных образовательных целей и |
Направление коррекционной работы на |
|
задач |
следующий учебный год |
Речевое развитие |
|
|
|
|
|
Социально –
коммуникативное развитие
Художественно – эстетическое
развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
- основу реализации маршрута положена проблема развития ребенка, особенность, которая на данном возрастном этапе не позволяет овладеть ребенком той или иной образовательной областью. Исходя из выявленной проблемы, выдвигается цель работы с ребенком в данном направлении. Задачи образовательного взаимодействия в дошкольной образовательной организации определяют содержание работы специалистов в образовательной области. Ответственный
за реализацию образовательной области специалист, осуществляет выполнение целей и задач, организует взаимодействие с семьей, определяет направления работы с ребенком воспитателей группы.
Выбор ответственного за реализацию образовательной области необходимо осуществлять исходя из кадрового обеспечения образовательного учреждения. Так, например, педагог – психолог осуществляет реализацию следующих образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие. Учитель – логопед отвечает за речевое развитие, педагоги дополнительного образования за художественно – эстетическое и физическое развитие.
Взаимодействие детского сада и семьи – важный фактор полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо сохранить в семье в дошкольном учреждении единый вектор требований к ребенку. Задача специалистов - помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений. Непосредственное общение с родителями необходимо осуществлять через беседы, консультации, родительские собрания, индивидуальные тетради и другие формы работы.
- конце года необходимо подвести итоги реализации маршрута, внести коррективы в последующую работу с ребенком, если в этом есть необходимость.
Таким образом, слаженная деятельность команды педагогов позволит добиться результатов в работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.