foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

Шпагина Светлана Сергеевна

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 2 «Рябинка»

Сахалинская обдасть, Невельский район, с. Горнозаводск

 

 

Выявление уровня коммуникативного развития умственно отсталых детей
Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Знания о нарушениях речи у детей СНР позволит своевременно начать коррекционную работу и предотвратить негативное влияние нарушений речи на психическое развитие ребенка, адаптацию и социализацию. Для изучения проявлений нарушения коммуникативной функции речи у детей используются эксперементальные методики.
• выявить уровень восприятия речи;
• выявить понимание речи;
• выявить состояние звукопроизношения;
• выявить вид деятельности, формы общения и уровень инициативности
• выявить уровень активной и пассивной речи ребенка, средств общения.
Методика № 1: "Изучение понимания речи".
Цель: выявить уровень восприятия речи.
Материал: 4-5 хорошо знакомых детям предметов
Процедура проведения: исследование было проведено инди-видуально с каждым ребенком
1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.
2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.
3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо
часть лица или тела.
4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или
тела у себя.
5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.
6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия . Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.
7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.
Формулировку задания повторяли несколько раз.
Обработка данных: Все данные заносили в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:
1 раз - 2 балла,
2 раза - 1 балл (при выполнении задания),
0 баллов (при невыполнении задания).
Более 2 раз - 0 баллов.
Если ребенок набрал от 11 - до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи.
От 7 до 10 баллов - Средний уровень понятия речи, от 6 до 0 баллов - низкий уровень понимания речи.
Методика № 2: " Найди игрушку".
Цель: выявить понимание речи.
Материал: различные знакомые предметы Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок реагирует на предметы: понимает ли обращенную к нему речь.
Обработка данных: Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все вышеперечисленные параметры оценки понимания речи ребенком. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов: качество выполнения:
5 баллов - в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность. Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все параметры.
3-4 балла - 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понима-ние речи.
0-2 балла - 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.
Выводы об уровне развития речи.
5 баллов - высокий уровень.
3-4 - средний уровень.
0-2 - низкий уровень.
Методика № 3: “Назови, что ты видишь”.
Цель: Выявить состояние звукопроизношения.
Материал: предметные картинки.
Процедура проведения: подбор предметных картинок осуществлялся так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки, в начале, в середине и в конце слова. Если ребенок неправильно произносил звук в слове, предлагали произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком.
Обработка данных: отмечали, сокращают или упрощают ли дети слоговую структуру слов или используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении.
Оценка результатов: Правильное произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0 баллов.
13 баллов - все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает слоговую структуру, не замещает.
10-12 баллов - упрощает и замещает звуки, еще не сфор-мировавшиеся в его произношении: "р".
5-9 баллов - не произносит звуки "р", смычные, щелевые.
0-4 баллов - ребенок произносит только гласные и звуки раннего онтогенеза.
Выводы об уровне развития:
13 - баллов - очень высокий уровень
10-12 баллов - высокий уровень.
5-9 баллов - средний уровень.
0-4 балла - низкий уровень.
Выборку составили 5 детей в возрасте от 7 года до 9 лет. Наглядно выборка представлена в таблице 1.
Фамилия испытуемого Пол Возраст Нарушение речи
Максим М. мужской 7 лет СНР тяжелой степени Экспрессивная алалия
Алексей У. мужской 9лет СНР тяжелой степени Экспрессивная алалия
Радмила Т. женский 9лет СНР средней степени Закрытая ринолалия
Данил Ч. мужской 7 лет СНР средней степени Стертая форма дизартрии
Полина К. женский 8 лет СНР средней степени Стертая форма дизартрии

Методика № 4: «Пассивный взрослый»
Цели: выявление предпочитаемого ребенком вида деятельности (общение с взрослым или индивидуальная предметная деятельность) и формы общения (ситуативно-деловое, внеситуативно-познаватель¬ное или ситуативно-личностное); определение уровня инициативно¬сти ребенка в общении.
Процедура проведения диагностической пробы: Взрослый садится на стульчик неподалеку от ребенка и в течение 1 минуты наблюдает за поведением ребенка, не проявляя ни какой инициативы. Если ребенок самостоятельно начинает игру или вступает в контакт с взрослым, он поддерживает детскую инициативу. Если же в течение 1 минуты ре¬бенок остается выжидающе пассивным, взрослый переходит к следую¬щей пробе.
Обработка данных:
0 баллов – инициативность отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности и пассивно следует с взрослым.
1 балл – инициативность слабая: ребенок редко (2 – 3 раза) проявляет инициативу и предпочитает следовать за взрослым.
2 балла – инициативность средняя: ребенок проявляет инициативу почти во всех пробах, но его действия однообразны.
3 балла – инициативность высокая: ребенок активно привлекает взрослого к своим действия и демонстрирует разнообразные способы контакта.
Методика № 5: «Совместная игра с взрослым»
Цели: выявление уровней ситуативно-делового общения ребенка с взрослым, активной и пассивной речи ребенка, средств общения.
Процедура проведения диагностической пробы:
Проба 1. Взрослый подводит ребенка к столику и предлагает рассмотреть, что на нем находится. Он показывает ребенку различные предметы и каждый раз спрашивает: «Это что?» Если ребенок не от-вечает, взрослый называет предмет сам и просит повторить его назва-ние. Здесь проверяется уровень активной речи ребенка и его словар¬ный запас.
Проба 2. Взрослый просит ребенка дать ему сначала 2—3 пред-мета поочередно, а потом по 2 предмета сразу. Например: «Дай мне, пожалуйста, матрешку и мишку». Затем он предлагает ребенку поса¬дить куклу (или мишку) на стульчик, а потом спрятать ее под стульчик. Если ребенок не понимает этой просьбы и не выполняет действий, взрослый проделывает их сам, комментируя свои действия, после чего предлагает ребенку повторить их. Потом взрослый просит выбрать какой-либо определенный предмет из тех, что имеются на столе в нескольких экземплярах. Например: «Дай мне, пожалуйста, красный кубик». Таким образом проверяется уровень понимания речи и вы¬полнение простых инструкций взрослого.
Проба 3 . Взрослый предлагает ребенку поиграть с этими игруш-ками и спрашивает, какая из них ему больше всего нравится. В случае, если ребенок называет или выбирает какую-нибудь игрушку, взрослый начинает совместную игру с ней. Если ребенок не может сделать выбор, взрослый предлагает совместное действие, предполагающее участие двух партнеров . Так выявляются стрем¬ление и способность ребенка к ситуативно-деловому общению.
Обработка данных:
0 баллов – активная речь отсутствует: ребенок не произносит ни слова.
1 балл – низкий уровень: ребенок повторяет за взрослым отдельные слова и предложения.
2 балла – средний уровень: ребенок самостоятельно произносит названия знакомых предметов и действий, может составить двусловное предложение.
3 балла – высокий уровень: ребенок обращается с высказываниями ко взрослому, может составить 2 – 3 связных предложения.
Методика № 6: «Совместное разглядывание картинок»
Цели: выявление уровня развития внеситуативно-познавательного общения и речи ребенка.
Процедура проведения диагностической пробы: взрослый привлека¬ет внимание ребенка к книжке и предлагает ее «почитать». Сначала он дает возможность ребенку самому рассмотреть картинки, назвать те, которые он узнает, поддерживая его активность поощрениями и вопросами. Если ребенок не проявляет никакой активности, взрослый старается вовлечь его в совместное рассматривание картинок и их обсуждение. В случае, если ребенок принимает эту форму взаимодей¬ствия, взрослый строит ее в такой последовательности:
• просит назвать 2—3 знакомых животных, спрашивая: «Это кто? Где живет? Что делает?». Если ребенок молчит, взрослый сам отве-чает на эти вопросы и просит повторить высказывания;
• предлагает найти среди картинок машинку или самолет и просит на¬звать изображенный на картинке предмет;
• показывает картинки с изображениями детей и спрашивает, что они делают («Что делает девочка?»). Если ребенок не отвечает, взрослый
просит его показать ту или иную картинку (например, ту, где нарисо-вана девочка, которая ест, или рисующий мальчик);
• показывает картинки с животными и просит показать одну из них (например ту, где птичка сидит на дереве).
Обработка данных:
0 баллов – отсутствует способность: ребенок не реагирует на просьбы и обращения взрослого.
1 балл – низкая способность: ребенок выполняет только простые, одноактные инструкции типа «Дай кубик».
2 балла – средняя способность: ребенок, как правило, выполняет двухактные инструкции и ориентируется на название признаков предмета.
3 балла – высокая способность: ребенок легко и охотно выполняет все инструкции взрослого, включая пространственное расположение предмета.
Ситуативно-деловая форма общения остается ведущей в раннем возрасте, поэтому ее анализ, как и на предыдущих этапах, должен быть в центре внимания. Эта форма общения выявляется и рассматривается преимущественно в методиках 4 и 5. Наиболее существенные параметра: инициативность в общении; чувствительность к воздействиям взрослого; средства общения.
Уровни оценки общения.
Высокий уровень общения характеризуется высоким значением всех параметров общения. Ребенок с таким уровнем общения обнаруживает выраженную активность в общении во всех пробах вне зависимости от поведения взрослого. Это может проявляться в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находя¬щимся в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уров¬нем общения высокие показатели инициативности гармонично соче-таются с высоким уровнем чувствительности к воздействиям взросло¬го. Ребенок охотно и с удовольствием принимает предложение поиг¬рать вместе, подстраивает свои действия под действия партнера.
У ребенка с высоким уровнем общения репертуар средств обще-ния богат и разнообразен: он смотрит в глаза взрослого, мимикой и жестами выражает свое отношение к нему, привлекает внимание взрослого, просит о помощи, приглашает к совместной игре.
Средний уровень общения оценивается как таковой в следующих случаях: во-первых, когда большинство показателей всех параметров имеют средние значения; во-вторых, когда выраженность разных по-казателей существенно различается; в-третьих, когда в ситуациях индивидуальной деятельности инициативность ребенка значительно ни-же, чем в ситуациях совместной деятельности.
При среднем уровне общения ребенок может проявлять иници-ативность не во всех пробах. Степень инициативности ребенка со средним уровнем общения зависит от степени инициативности взрослого: чем активнее взрослый, тем инициативнее ребенок. Чув-ствительность к воздействиям взрослого при среднем уровне соот-ветствует 2 баллам. Признаком среднего уровня общения может служить некоторая дисгармоничность в инициативных и ответных действиях ребенка. Один ребенок может быть активным в контактах со взрослым, требовать внимания к себе, но при этом не откликаться на инициативу партнера; другой, наоборот, может проявлять высокую чувствительность к воздействиям взрослого при недостаточной собственной инициативе.
Средний уровень общения характеризуется неполным составом средств общения и нечастым их использованием. Например, ребенок может активно пользоваться экспрессивно-мимическими средствами, жестами и предметными действиями (, но не поль¬зуется словами либо применяет средства общения эпизодически и не во всех пробах.
Низкий уровень общения характеризуется слабой степенью выра-женности всех его параметров (оценка обычно «1 балл»). Ребенок малоинициативен по отношению к взрослому в большинстве проб, в том числе в ситуации ситуативно-делового общения. Так же слабо выражена его чувствительность к воздействиям взрослого. Низкие показатели данного параметра являются наиболее тревожным симптомом состояния комму¬никативной сферы развития ребенка.
Низкий уровень развития общения является тревожным признаком. Не проявление ребенком инициативы тормозит развитие предметной деятельности и его по¬знавательной активности, свидетельствует о неразвитости мотивационной сферы. Нулевая оценка инициативности и чувствительности или оценка «1 балл» означают задержку или деформацию в развитии ребенка.
Таким образом, показатели «О» или «1 балл» по параметрам ини-циативности, чувствительности к воздействиям и ограниченность средств общения свидетельствуют о задержке в развитии общения.
Речевое развитие выявляется и анализируется главным образом в методиках 5 и 6. Три основные пара¬метра речевого развития: уровень развития активной речи; уровень по¬нимания речи; способность к выполнению речевых инструкций.
Уровень понимания речи взрослого является важнейшим пока-зателем речевого и умственного развития ребенка. Отсутствие реак¬ции на словесные обращения взрослого, не узнавание знакомых пред¬метов по их названиям являются признаками СНР в развитии ребенка.


Учебно-методические средства и технологии коррекционной работы по развитию коммуникативной функции речи детей с нарушением интеллекта
Развитие речи детей с СНР – очень важная педагогическая задача.
Дет¬ская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. Обучение возможно только в том слу¬чае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмо¬ционального подъема можно достичь только в игре.
Дети могут заниматься продуктивно только тогда, когда им по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией.
Так как навык речи формируется у ребенка по подражанию, необходимо, чтобы речь окружающих была правильной, могла стать эталоном. Речь окружающих ребенка отве¬чала следующим требованиям:
правильность — речь взрослого должна быть чистой, без рече¬вых нарушений;
четкость — слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрос¬лого), с выделением ударного слога;
простота — взрослый говорит простыми короткими фразами;
повторяемость — одни и те же слова, словосочетания и предло-жения взрослый употребляет по несколько раз в течение одного занятия, затем они повторяются на последующих занятиях;
богатство — взрослый использует в речи различные интона¬ции, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.
Особенности занятий с детьми СНР :
• занятия с детьми основаны на подражании взрослому, его движениям действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении;
• элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры;
• содержание материала должно соответствовать детскому опыту;
• необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;
• необходимо контролировать длительность занятия, каждая игра длиться от 5- 10 до 15-20 минут;
• необходима четкая структура занятия, каждое занятие, каждая игра имеют начало, продолжение и конец;
• необходима смена видов деятельности.
Коррекционная работа будет проводиться по следующим направлениям в форме игр:
1) Развитие неречевого (физического) слуха.
Неречевой (физический) слух — это улавливание и дифференци-ация различных звуков окружающего мира (кроме звуков челове¬ческой речи), различение звуков по громкости, а также определе¬ние источника и направления звука.
Различение неречевых звуков, умение сосредоточиться на звуке - важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый от природы слух.
Неречевые звуки играют большую роль в ориенти¬ровании человека в окружающем мире. Различение неречевых зву¬ков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых су¬ществ. Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориенти¬роваться в пространстве, определять свое местонахождение.
Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) — важ¬ная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от приро¬ды. Ее нужно развивать. При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков советуем соблюдать следующую последовательность:
• звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и другое;
• звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука;
• звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шурша-ние пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон;
• транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета;
• звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремуш-ки, свистульки, трещотки, пищалки;
• звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бу-бен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино;
2) Развитие речевого слуха.
Речевой (фонематический) слух — это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также пони¬мать смысл различного сочетания звуков — слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации. Умение сосредоточиться на звуках речи — очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь — основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить — износить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).
Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни.
Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в первые 5-6 лет жизни ребенка. В этом возрасте появляются все звуки родного языка речь становится фонетически чистой, без искажений.
При развитии речевого слуха работа продвигается от различе¬ния (слышу-не слышу) к восприятию (что слышу).
Слуховое восприятие проходит следующие стадии (от простого к сложному):
Восприятие со зрительной опорой: ребенок слышит название предмета и видит сам предмет или картинку.
Слухозрительное восприятие: ребенок не только слышит голос, но видит лицо и губы говорящего.
Чисто слуховое восприятие: ребенок не видит говорящего (а так¬же предмет, явление, о котором говорят), а только слышит голос.
Итак, основная задача игр, направленных на развитие воспри¬ятия речи на слух, — открыть для ребенка особый мир звуков чело¬веческой речи, сделать эти звуки привлекательными и значимы¬ми. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует фоне¬матический слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. (фонематический слух – способность улавливать и различать на слух звуки родного языка, а так же понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты);
3) Развитие физиологического дыхания.
Приступая к развитию у ребенка физиологического дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдо¬ха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка разви¬вается способность направлять воздушную струю в нужном на¬правлении.
Во время проведения игр необходим посто¬янный контроль за правильностью дыхания. Запомните парамет¬ры правильного ротового выдоха: выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот — «наби¬раем полную грудь воздуха»; выдох происходит плавно, а не толчками;
Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжи-мать губы, надувать щеки; во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать вы¬хода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух); выдыхать следует, пока не закончится воздух; во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помо¬щи частых коротких вдохов (необходимо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно, развивать способность направлять воздушную струю в нужном направлении);
4) Развитие речевого дыхания
Для воспитания речи необходима работа над правильным ды-ханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает пра-вильное произношение звуков, слов и фраз. Например, для того, чтобы научиться выговаривать многие звуки — С, 3, Ш, Ж, Р, — ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Слова же должны произноситься слитно, нельзя делать паузы между звуками, добирая воздух. Короткие фразы также должны произноситься на одном выдохе, с плавным переходом от одного слова к другому. Произнося длинные фразы, необходимо научиться делать осмысленные паузы, во время которых происходит вдох.
Итак, речевое дыхание — это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной. Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох, то есть достаточно развито физиологическое дыхание.
Этапы развития речевого дыхания:
• пропевание гласных звуков — А, О, У, И, Э;
• длительное произнесение некоторых согласных звуков- С, З, Ш,Ж,Ф,Х произнесение слогов на одном выдохе;
• произнесение слов на одном выдохе;
• произнесение фраз различной длины на одном выдохе:
• чтение стихотворений;
• пение песенок;
• выразительный рассказ, пересказ текстов.
Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному. Игры научат ребенка плавно про¬износить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.
5) Развитие активной речи ребенка
Создание потребности подражать слову взрослого — ответствен¬ный момент в логопедической работе с детьми. Необ¬ходимо отметить, что развитие речевого подражания — естествен¬ный период в развитии детской речи как в норме, так и в случае речевых нарушений. Неправильно было бы «перескочить» этот пе¬риод и начинать логопедическую работу с детьми с разучивания правильно произносимых слов или, что еще хуже, с постановки звуков.
Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.
Речевое подражание ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка.
Развитие у ребенка речевого подражания тре¬бует соблюдения ряда условий:
Необходимо создать такие условия обучения, в которых у ребен¬ка появилось бы желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Ребенок не станет повторять слова за незнакомым взрослым или если отсутствует взаимное доверие между ребенком и взрослым. Поэтому очень важно перед началом работы наладить эмоциональный контакт, что обеспечит необходимую мотивацию речевой деятельности.
Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражатель¬ной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще
Для развития речевого подражания необходим определенный уровень развития внимания и слухового восприятия, а также дыхания.
Для развития речевого подражания необходим определенный уровень понимания речи.
Активизация речи детей (вызывание речевого подражания) дол¬жна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой. Только в этом случае возникают моти¬вы, побуждающие ребенка говорить. При этом удается избежать возникновения «попугайного» повторения — воспроизведения слов без подлинного осмысления. (речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Развитие речевого подражания — естествен¬ный период в развитии речи.
Этапы развития речевого подражания:
• повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку, в игре;
• повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, несущие собственную смысловую «начинку»;
• повторение слов.. Особое вни¬мание необходимо уделить усвоению ребенком глаголов (слов-дей¬ствий), так как именно они играют ключевую роль в процессе раз¬вития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития.
• повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном пред¬ложении нескольких слов.
6) Развитие понимания речи (развитие подражания движениям взрослого, развитие понимания речи).
Работа над пониманием речи с детьми необходима. Дети часто не только не понимают значения многих слов и выражений, но и путают те что постоянно используются в обиходе. Часто смешивают значения слов, одним и тем же словом могут обозначать разные предметы и действия.
Развитие у детей понимания речи включает в себя создание речевой среды в целом, а так же целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря, понимание речевых инструкций в конкретной ситуации.
Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:
• постоянный разговор с ребенком;
• единые требования к речевому общению с ребенком всех взрослых;
• постепенное усложнение речевого общения;
• организация специальных речевых игр и упражнений.
На этом этапе отрабатываются следующие моменты в развитии понимания речи:
1. названия простых действий;
2. названия окружающих предметов;
3. названия игрушек;
4. понимание инструкций;
5. название окружающих явлений;
6. формирование обобщающих понятий.
Занятия проводятся в виде игры в течение 20 минут.
7) Развитие общения детей (игры в парах, совместные игры, хороводные игры, игры с правилами, совместные игры с предметами).
Общение со сверстниками обогащает жизнь детей новыми впечатлениями, создают условия для проявления творческого, самобытного начала, служит основой развития качественно новых форм общения между детьми. Для сближения детей организации их совместной деятельности развитие речи следует использовать разнообразные игры. Выделяют четыре этапа в развитие общения детей, в соответствии с которыми организуют те или иные виды совместных игр:
• На первом этапе происходит становление субъектного отношения ребёнка к сверстнику (игры в парах).
• На втором этапе развивается эмоционально-практическое взаимодействие. Важная роль принадлежит взрослому.
• На третьем этапе ребёнка подготавливают к принятию роли и ролевому общению со сверстниками.
• На четвёртом этапе начинают развиваться совместная, предметная и продуктивная деятельность детей.
Игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми, можно разделить на пять групп:
1. Игры в парах способствуют становлению субъектного эмоционально положительного отношения к сверстнику, формирование потребности в общении. Игры, основанные на непосредственном взаимодействии детей без использования предметов.
2. Совместные игры нескольких детей требуют от них больше собранности и самостоятельности. Совместные игры строятся на простых, хорошо знакомых детям движениях. Такие игры приучают ребёнка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам и взрослому, согласовывать свои действия с ними.
3. Хороводные игры предполагают синхронность движений и физический контакт участников, эти игры исключают конкуренцию между детьми, помогают завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание, обогащают коммуникативный опыт детей.
4. Игры с правилами развивают умение управлять своим поведением, слушать взрослого и действовать в соответствии с ролью, вовремя выполнять игровые действия. В играх этого типа ситуация предусматривает чередование двух действий – активных движений и их торможение, способствуют сближению и объединению детей.
5. Совместные игры с различными предметами и игрушками. Необходимо создавать ситуации, сочетающие предметные игры и общение сверстников. В ходе совместных предметных игр можно прятать игрушки, играть в мяч, выкладывать фигурки из деталей мозаики, изготавливать бусы, рисовать на больших листах. Для того чтобы детям было интересно играть в такие игры, действия с предметами включают в сюжет игры.
Необходимым условием организации как совместных, так и индивидуальных игр является максимально доброжелательное отношение взрослого к детям и отсутствие отрицательной оценки их действий. Взрослый должен лишь направлять детей на выполнение действий, но не требовать их полного выполнения. В ходе игры следует как можно чаще ласково обращаться к детям , делая акцент на том, как хорошо они играют вместе, это способствует привлечению внимания детей друг к другу.

 

Всероссийские конкурсы для логопедов и дефектологов СМИ ВИОП «Аксиома»

 


Анализ результатов исследования
В ходе изучения коммуникативной функции речи у детей СНР, выявлены следующее проявление нарушений.
В методике № 1: «Изучение понимание речи». Целью являлось выявить уровень восприятия речи. Было выявлено, что все испытуемые обладают низким уровнем восприятия речи:
• не дают называемый предмет;
• не выполняют определенные действия с предметом;
• не выполняют предлагаемые движения руками, ногами, головой, всем корпусом;
• выполняют задания при неоднократном повторении.
В методике №2: «Найди игрушку». Целью являлось выявить понимание речи. Было выявлено, что все испытуемые обладают низким уровнем понимания речи:
• проявляют поверхностный интерес к игрушкам;
• не сосредоточенно всматриваются в игрушки;
• игрушка не вызывает ответную реакцию у детей, улыбку;
• не понимают с первого обращенную к ним речь.
В методике №3: «Назови, что видишь». Целью являлось выявить состояние звукопроизношения. Было выявлено, что все испытуемые обладают низким уровнем звукопроизношения:
• допускают ошибки при произношении названий;
• сокращают и упрощают слоговую структуру слов;
• замещают и упрощают звуки;
• произносят только гласные и звуки раннего онтогенеза.
В методике №4: «Пассивный взрослый». Целью являлось выявление предпочитаемого вида деятельности, формы общения и определения уровня инициативности детей в общении. Было выявлено, что испытуемые обладают средним и низким уровнем:
• дисгармоничность в инициативных и ответных действиях ребенка (активные в контактах со взрослым, требует внимания к себе, но не откликается на инициативу взрослого);
• дети малоинициативны по отношению к взрослому в большинстве проб, в том числе в ситуации ситуативно-делового общения;
• слабо выражена чувствительность к взрослому;
• выполняют простые одноактные инструкции;
• преобладает индивидуальная предметная деятельность;
• снижена чувствительность к воздействиям взрослого.
В методике №5: «Совместная игра с взрослым». Целью являлось выявление активной и пассивной речи ребенка, средств общения. Было выявлено, что у всех испытуемых низкий уровень:
• словарный запас детей ограничен (повторяют названия предметов за взрослым);
• выполняет простые инструкции взрослого при повторном обращении;
• неохотно присоединяется к игре со взрослым;
• средства общения применяет эпизодически и не во всех пробах.
В методике №6: «Совместное разглядывание картинок». Целью являлось выявление уровня развития внеситуативно-познавтельного общения и речи общения. Было выявлено, что у всех испытуемых низкий уровень:
• дети проявляют слабую активность в совместном рассматривании и обсуждении картинок и предметов со взрослым;
• показывают, а не называют картинки с изображением действий детей;
• не знают значений предлогов (на, в, под, около, перед, за и так далее);
• называет и находит указанные предметы и картинки при повторном обращении.