foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

Ахметова Гульнара Рависовна

Боровский детский сад «Журавушка»

Тюменская область, Тюменский район, пгт.Боровский

 

 

 

 

 

 

Коррекционно-развивающая программа
по развитию познавательной сферы
у детей с ЗПР в ДОУ
педагога-психолога
на 2018-2019 учебный год

 

 


Разработала:
Ахметова Гульнара Рависовна

 

 

п.Боровский 2018
Содержание программы

Пояснительная записка
Актуальность
Цель и задачи программы
Описание участников программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Пояснительная записка

Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательной сферы у детей с ЗПР в ДОУ педагога-психолога составлена в соответствии с АОПДО для детей с ЗПР (Приказ от 01.09.14. №160-од. 2018-2019 уч.год) МАДОУ Боровский детский сад «Журавушка», в соответствии с ФГОС ДО, с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы.
Дети с ОВЗ-это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствуют освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Актуальность программы: В последние годы количество детей с задержкой психического развития неуклонно растет. Каждый 10 ребенок имеет недоразвитие познавательных интересов, а адаптация и интеграция детей с ограниченными возможностями – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем. В связи с этим важное значение приобретает коррекционно- развивающая работа с данной группой детей.

Цель программы: осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.

Задачи программы:
-Развивать психические процессы у детей;
-Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
-Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка.

 

 

 

 

 


Задержка психического развития (ЗПР)- темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.
Этнология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и с органической недостаточностью ЦНС. (Ю.Г.Демьянов, Е.С. Иванов).
Наибольшее распространение получила классификация задержки психического развития, предложенная К.С.Лебединским:
1) ЗПР конституционального происхождения;
2) ЗПР соматогенного происхождения;
3) ЗПР психогенного происхождения;
4) ЗПР церебрально-органического происхождения.
-ЗПР конституционального происхождения. Для нее характерны проявления гармонического психического инфантилизма и нарушения познавательной деятельности, обусловленные, прежде всего незрелостью мотивационной сферы, преобладанием игровых интересов.
-ЗПР соматогенного происхождения. В эту группу входят задержки развития, возникающие в результате истощающего действия соматических заболеваний на организм, нарушения питания клеток головного мозга, как следствие, замедление темпа созревания и развития структурно-функциональных мозговых систем.
-ЗПР психогенного происхождения - нарушения развития, вызванные неблагоприятным влиянием социальной среды, условиями воспитания ребенка. У детей не формируются познавательные интересы, интеллектуальные склонности и установки, не развивается способность к торможению непосредственных чувств и желаний.
-ЗПР церебрально-органического происхождения - группа объединяет задержки развития, возникшие в результате органической недостаточности мозга и характеризующиеся как недоразвитием личной сферы по типу органического инфантилизма, так и нарушением познавательной деятельности.
Для детей с ЗПР очень важно для развития психологически комфортная обстановка, исключающая перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы; специальная развивающая работа всего коллектива.
Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации. Дети с ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их сверстники. Это ограничивает возможности наглядно-образного мышления. У детей с ЗПР имеются нарушения интеграции и координации (З.Тржесоглава).
Задержка психического развития поддается коррекции, при специально организованном специалистами обучении и воспитании ребенка.
Возрастные психологические особенности дошкольников с ЗПР.

-низкий уровень развития восприятия (по сравнению с «обычными сверстниками);
-отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация внимания, трудности переключения;
-отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объем и точность запоминания;
-неравномерная работоспособность ребенка;
-у ребенка снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми;
-дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологическая коррекция (психокоррекция)- это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности.
Развитие- это направленное, закономерное изменение явления или процесса, ведущее к появлению нового качества.

Условия реализации программы:
Программа составлена с учетом возрастных и специфических особенностей детей.

Объем программы: программа рассчитана на комплекс занятий осуществляемых в течение учебного года.

Формы занятий: индивидуальная, групповая.

Форма работы: 1 раз в неделю – индивидуальное, 1раз в неделю- групповое занятие.

Время проведения групповых занятий: в группе разновозрастной набор детей, продолжительность занятий может варьироваться от 15 до 25 минут.

Число участников: 3-5 человек.

Возраст участников: 3-7 лет.

Этапы работы: 1)Организационный этап. Набор детей, определение индивидуального образовательного маршрута.
2)Диагностический этап. Проведение индивидуальной и групповой диагностики детей, сбор анамнестических данных.
3)Коррекционно-развивающий этап. Индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом.
4)Заключительный этап. Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов.
Основной базой коррекционно-развивающей программы является:
-Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т.Шевченко.
-«Система профилактической работы с детьми над познавательными психическими процессами по программам развития Е.А.Альябевой, Степановой С.С., Васильевой Н.Н., Зиминой Л.В.,»
-«Система работы с дошкольниками с задержкой психического развития в условиях ДОУ», под ред. Т.Г.Неретиной.

Базируется на основных методических материалах:
1) «Экспресс- диагностика в детском саду». Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко.
2) «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника» А.Н.Веракса.
3) «Психолого-педагогическая диагностика дошкольника». Е.А. Стребелевой.
4) «Коррекция личностного развития дошкольников». В.Г.Моралов, Л.П.Фролова.
5) Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей. Н.Ю.Куражева, Н.В.Вараева.
6) «Развитие восприятия у детей, форма, цвет, звук». Т.В.Башаева.
7) «Упражнения на каждый день: Развитие внимания и воображения дошкольников». Л.Ф.Тихомирова.
Программа педагога-психолога определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога в детском саду по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование.
Принципы построения программы:
1)Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2)Единство диагностики и коррекции.
3)Учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Теоретической основой коррекционно-развивающей программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, В.В.Давыдом, А.В.Запорожцем и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии.

 

 

 

 

 

 

Научно-методические и нормативно-правовые основания коррекционно-развивающей программы.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. №666;
-Конвенцией о правах ребенка ООН;

-«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПин 2.4.1.3049-13;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 

 

 

 

 

 

 


Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной сферы у детей с ЗПР
(индивидуальные занятия).

Сентябрь

Возраст ребенка Развитие моторики Развитие мышления Развитие воображения, внимания Развитие памяти
3-4 года (2 младшая группа) Лепка из пластилина «заяц, ежик со спичками, змея». «Найди лишний предмет» (по цвету, по форме, по величине) Конструирование «Построй башню из кубиков, построй любой дом, машину». «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же».
5-6 лет (старшая группа) Лепка из пластилина «сказка теремок» «Перенести каждую фигуру на свое место»
«Расскрась улиток ползущих на лево- желтым, а на право- зеленым».
«Продолжить штриховку самостоятельно, как показано на рисунке». «Найди отличия в картинках»
Сочини сказку «Зайчик гулял по лесу…» «Перескажи сказку»

«Я положил в мешок»
6-7 лет (подготовительная группа) Лепка из пластилина (корзинка с фруктами для мамы). «Найди и раскрась в каждом ряду лишний предмет»
«Помоги зайчику добраться до морковки»
«Дорисуй клоуна, чтобы они все были одинаковые» «На что похожа эта картинка?»
«Каких цветов больше?»
«Продолжи рассказ…» «10 слов»

Игра «Рассказываем сказку»

Октябрь

Возраст ребенка Развитие сенсорики Развитие памяти Развитие восприятия Развитие памяти
3-4 года (2 младшая группа) Изучение дополнительной цветовой гаммы. Развитие слуховой памяти. «Повтори слова которые произнес психолог»
Развитие зрительной памяти. «Подбери подходящие половинки». Игра «Узнай предмет»
Игра «Собери пирамидку» Упражнение «Запоминаем слова»

Игра «Экран»
Цель: развитие зрительной памяти.
5-6 лет (старшая группа) Повторение: высокий-низкий; длинный-короткий; большой-маленький; толстый-тонкий. Запомни, какого цвета конфеты, раскрась.
«Сосчитай, сколько разных животных нарисовано на страничке, закрой книжку и повтори». Игры на конструирование «Собери разрезную картинку» Т.В.Башаева, стр 134 Игра «Запахи и звуки»

Игра «Вкус и запах».
Цель:развитие обонятельной памяти.
6-7 лет (подготовительная группа) Повторяем названия геометрических фигур, изучение длины, высоты, ширины, толщины. Игра «Запомни пожалуйста какого цвета цветочки у девочки, куклы и кошки» (закрыли книгу и вспоминаем).
«Запомни какие овощи и фрукты лежат на полках, какого цвета, сколько их?». «Подбери предметы похожего цвета»
«Узнай предмет» Упражнение «Опиши предмет».
Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

 


Ноябрь

Возраст ребенка Развитие моторики Развитие мышления Развитие воображения, внимания Развитие памяти
3-4 года (2 младшая группа) Пальчиковая гимнастика
-Как живешь?- Вот так! (показать большой палец)
-А идешь?-Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь?- Вот так! (протягивать открытую ладонь)
-Ждешь обед?-Вот так! (кулачок подпирает лицо)
-Машешь вслед?-Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь?-Вот так! (2 ладошки под щекой)
-А шалишь?- Вот так! (щеки надули и руками лопнули) «Больше, меньше» (найди предметы большие и маленькие)

«Спрячем матрешку в свой домик» (по величине).

«Какой рисунок в ряду лишний?» «Отгадай загадочку и постарайся найти правильный ответ на картинке…»
«Одеваем куклу на прогулку зимой» (смотрим последовательность одевания и проговариваем, что одели). Игра: «Обьезянки»
Цель: развитие зрительной памяти.

Упражнение: «Запоминаем вместе».

5-6 лет (старшая группа) Пальчиковая гимнастика
Мы морковку чистим-чистим, (Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трем-трем, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперед-назад).
Сахарком ее посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметанкою польем. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, (Протягивают ладони вперед).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот). «Чего не хватает на рисунках?»
«Найди закономерность и продолжи ряд»
«Найди в каждом ряду лишнюю фигуру». Ребенок изображает мимикой, звуками и жестами какой-либо предмет, а второй угадывает»
«Нарисуй такой же грибок и елочку по клеточкам.» Упражнение: «Пересказ по кругу».

 

 

Упражнение: «Игра в слова»
Цель: развитие слуховой памяти.
6-7 лет (подготовительная группа) «Собери бусы»
«Разноцветные фигуры»
«Мягко, твердо, гладко» «Чего не хватает на рисунках?»
«Что лишнее в каждом ряду?»
«Что было раньше, а что потом?» «Нарисуй точно такой же рисунок»
«Подбираем к слову определение. Осень (какая она?), дом (какой он?) и т.д.
Упражнение:»Опиши игрушку»
Цель: развитие непроизвольной образной памяти.


Декабрь

Возраст ребенка Развитие сенсорики Развитие памяти Развитие восприятия Развитие памяти
3-4 года (2 младшая группа) «Соедини рукавички одинакового цвета».
«Покажи самый большой и самый маленький цветок». Игра «Запомни-положи»
Игра «Что пропало?»
Игра «Что стало по-другому?» «Чей силуэт?»
«Помоги маме-кошке найти котенка». Упражнение: «Запоминаем вместе»
Цель: развитие слуховой памяти.

Игра: «День рождение куклы».
5-6 лет (старшая группа) «Цветные флажки»
«Веселая полянка»
«Чудесный мешочек» Заучивание стихотворения на развитие долговременной памяти. С.Маршак «Пожалуйста потише». Игры: «Впереди-сзади», «Справа-слева», «Вокрг домика».
Упражнение:»Вспомни пару»
Цель: развитие смысловой памяти.
6-7 лет (подготовительная группа) «Узнай по весу». Предложите ребенку подобрать пару похожих, но разных по весу предметы. Начать можно с распределения всех предметов на две группы- «легкие» и «тяжелые». Обсудите эти признаки с ребенком. Игра «Слушай и исполняй» (движение».
Игра «Повтори сколько раз я прохлопала в ладоши». Игра «Составь картинку».
Упражнение «Круг, треугольник, квадрат».
Игра «Найди такой же предмет»
Упражнение: «Слушаем и рисуем».
Цель: развитие слуховой памяти.

 

 

Январь

Возраст ребенка Развитие сенсорики Развитие памяти Развитие восприятия Развитие памяти
3-4 года (2 младшая группа) Формирование у ребенка интереса к окружающим людям, коррекция эмоционального состояния.
Игра «Запомни игрушки». Игрушки выставляются в ряд, просим ребенка закрыть глаза, одна игрушка убирается. Открыв глаза ребенок говорит какая игрушка спряталась. Игра «Какая игрушка на ощупь» (резиновая, мягкая, твердая, колючая и т.д). Игра: «Нос, потолок, пол».

Упражнение:»Ухо, нос»
Цель:развитие слуховой и зрительной памяти.
5-6 лет (старшая группа) Вспоминаем основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый).
Игра «Найди нужный цвет» . «Вспоминай и показывай»
«Посчитай количество»
Игра «Постучи как я». Игра «Подбери пару».
6-7 лет (подготовительная группа) Изучение, в дальнейшем повторение основных цветов и изучение новой цветовой гаммы. «Радуга» (комплексное с рисованием). Основанное, на предложении «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Игра «Найди предмет по описанию в кабинете». Игра «Волшебный мешочек» (тактильное ощущение предмета, мягкое, твердое, колючее, липкое). Упражнение: «Узнай фигуры»
Цель: развитие зрительной памяти.

 

 

Февраль

Возраст ребенка Развитие моторики Развитие мышления Развитие восприятия, внимания Развитие памяти
3-4 года (2 младшая группа) Дидактическая игра «Шнуровка» «Найди пары»
«Назови чего не хватает?» Игра «Волшебные превращения». Педагог называет животное, которого должен изобразить ребенок.
Упражнение: «Будь внимателен»
5-6 лет (старшая группа) .«Выложи домик» - с помощью счетных палочек просим детей выложить домик.
«Разноцветные фигурки» «Нарисуй рисунок, который должен быть следующим».
«Нарисуй недостающий рисунок» Игра «Самый внимательный»
Игра «Летает- не летает».
Игра «Нос, потолок, пол». Игра: «Земля, вода, огонь, воздух».

Игра: «Послушай и запомни».
6-7 лет (подготовительная группа) Самомассаж пальчиков «Мышиная семья»
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Игра с бумагой « Выгладим платочки для мамы». «Расставь рисунки по порядку»
Реши логическую задачу.
Собака сильнее кошки,
Но слабее льва.
Кто самый сильный?
Кто самый слабый? Игра «Измеряем на глазок»
Игра «Угадай мелодию»

Упражнение: «Нарисуй узор».

Игра: «Фотоаппараты»
Цель: развитие навыков зрительной памяти.

 

 

Март


Возраст ребенка Развитие сенсорики Развитие памяти Развитие восприятия Развитие памяти
3-4 года (2 младшая группа) Учить детей производить выбор по величине на ощупь по слову («Дай большой мяч», «Дай маленький мяч»). Игра «Найди предмет по описанию в кабинете». Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур. Ребенку предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур. Попросите назвать фигуры, которые знает ребенок, подскажите ему названия тех фигур, которые он еще не знает. В следующий раз попросите его нарисовать те фигуры, которые вы ему назовете.


Игра: «Съедобное, несъедобное».


Упражнение: «Я знаю…».
5-6 лет (старшая группа) «Что неправильно на картинках?» Упражнение «10 слов». После прочтения ребенок повторяет запомнившееся слова.
Упражнение «Запомни и нарисуй» «На что похожа эта фигура?» соединяем фигуру с предметом обихода.
Дидактическая игра «Снежный ком».
6-7 лет (подготовительная группа) Звуковые. Повторить звуки которые произносят животные.
Тактильное. Горячий, холодный, липкий. Упражнение «Запомни пары слов». Взрослый зачитывает ребенку пары слов, затем повторяет первое слово, ребенок за ним второе слово
Игра «Снежный ком». «Какие фигуры ты видишь на рисунках». Мозайка из фигур.
Упражнение: «Опиши игрушку».


Игра: «Нарисуй фигуру».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

Возраст ребенка Развитие моторики Развитие мышления Развитие восприятия, внимания Развитие памяти
3-4 года (2 младшая группа) Дорисуй цветочку кружочек, домику окошко, яблоку веточку. (комплексное занятие моторика и внимание) Ю.А.Соколова, стр 59 «Расскажи мне про игрушку» показываем игрушку животного, задаются вопросы: чем питается животное, где живет, какого цвета и т.д. Собираем разрезные картинки (пазлы).
Л.Ф.Тихомирова, стр.39 Игра «Сложи узор».


Игра «Обезьянка»
Цель:развитие зрительной памяти.
5-6 лет (старшая группа) Выполни штриховку. Дорисуй вторые половинки предметов.
Ю.А.Соколова, стр 58-59. Изучение времени года. Методика «Найди время года» расскажи о нем.
Е.А.Стребелева, стр 108 Методика «Дорисовывание фигур».
Методика «Незаконченные рисунки». Упражнение: «Забывчивый художник»

Игра: «Кто знает больше?»
6-7 лет (подготовительная группа) Научить детей рисовать узор по пунктирным линиям, переходя на самостоятельное рисование узора. Усложнение под диктовку по клеткам. Ю.А.Соколова, стр.60 Методика «Сравни картинки», что на них не так, объясни почему. Составь рассказ. Е.А.Стребелева, стр 107 Методика «Нарисуй несуществующее животное».
Методика «Дорисовывание фигур».
Упражнение «Пара слов»


Упражнение «Найди чем отличаются картинки».

 

 

 

 

Май

Возраст ребенка Развитие сенсорики Развитие памяти Развитие восприятия Развитие памяти
3-4 года (2 младшая группа) Комплексное занятие (моторика, сенсорика, воображение, внимание)
«Собери капельки в стакан» (стаканы 4 шт, на них наклеены разные геометрические фигуры, разного цвета. На столе те же фигуры, ребенок должен положить выбранную им фигуру в нужный стакан. «Где спрятана игрушка?»
«Пересказ по кругу»
Упражнение «От слова к рассказу». Тема: Свойства предметов и явлений
«Сложи пирамидку»
«Сложи радугу»
Упражнение «Запоминаем слова»

 

Игра «Какой игрушки не хватает?»
5-6 лет (старшая группа) Изучаем свойства предмета: большой, маленький, узкий, широкий.
«Какие это ленты»- знакомство с шириной.
«Найти на картинке большое и маленькое»- знакомство с величиной. Пересказываем и учим пословицу, рассказ и скороговорку.
Ю.А.Соколова, стр 22 Тема: Свойства предметов и явлений.
«Найди похожие по цвету домики, овалы, флажки».
«Собери красивый букет» аппликация Т.В.Башаева, стр 45-46-48.
Игра «Гуляем в лесу»

Упражнение «Загадки».
Цель: развитие слуховой памяти.
6-7 лет (подготовительная группа) Повторение геометрических фигур.
Рисование их, раскрашивание в определенный цвет, штриховка. «Кто знает больше».Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например- 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. «Угадай, о каком животном тут идет речь?»
«Угадай, о каком цветочке здесь говориться?»
Угадай, о каком времени года идет речь?»
«Угадай, какая это погода?»
Т.В.Башаева, стр 108-181

Упражнение «Вспомни пару»

 

Игра «Опиши предмет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательной сферы у детей с ЗПР
(групповые занятия).

Неделя Тема Цели и задачи Формы работы и упражнения

Сентябрь
Тема месяца: «Осень, золотая осень!»
Основание выбора темы: 1 сентября- День знаний, изменения в природе (наступает осень).
1 неделя Неделя радостных встреч 1.Познакомить детей друг с другом.
2.Создать в группе благоприятную атмосферу во время занятий. 1.Привествие (с помощью мишки).
2.Упражнение «Клубочек»
Упражнение «Перекличка-путанка».
3.Динамическая пауза
«Мишутки», «Зарядка-отдыхалка»;
4.Игры: «Раздувайся пузырь», «У кошки шарик лоп»;
5.Ритуал прощания.
2 неделя Плановая диагностика Психолого-педагогическое обследование обучающихся.(1-2 неделя) Экспресс-диагностика
3 неделя «В лес осенний мы пошли, грибы и ягоды нашли». Расширение знаний у детей с ЗПР в ДОУ о признаках осени, о сезонных изменениях. 1.1-2-3 к дереву скорей
беги! (классификация листьев).
2.Какая погода? (подберем прилагательные)
3.Собери картинку
4.Найди по контуру (орудия труда)
4 неделя «Осень вышла погулять» Расширение знаний у детей с ЗПР о признаках осени, проявлениях осени в жизни природы. 1.Что лишнее в ряду?
2.Лабиринт: «Какие ягоды собирала девочка?»
3.Найди одинаковые бочонки с медом.
4.Собери лукошко (классификация по заданному признаку).


Октябрь
Тема месяца: «Наши меньшие друзья»
4октября- Всемирный день животных

1 неделя «Хлеб приходит в каждый дом..» Формирование знаний у детей с ЗПР о значении хлеба в жизни каждого человека. 1.Лабиринт «Кто, что будет есть?»
2.Колосок на ощупь: сухой, шуршит.
Угадаем предмет.
3.Испечем ребята с вами пирог большой (имитация «замеса» ребенка).

2 неделя Кто в глуши твоей таится?
Лес, не бойся, мы свои! Расширение знаний у детей с ЗПР в ДОУ о взаимосвязи леса и человека. 1.Последовательные картинки «Каким дерево было сначала, каким потом?
2.Без чего не может лес?
3.Запомни и найди такой же листок.
4.Обведи по контуру листочек.
3 неделя Жует корова сено,
А дарит молоко! Расширение знаний у детей с ЗПР о домашних животных и их детенышах. 1.Проведи мышку в норку.
2.Где чьи следы?
3.Узнай по описанию.
4. 3й лишний.

4 неделя Нам полезно дети без сомненья все, что связано с движеньем. Формирование и совершенствование жизненно-важных двигательных умений и навыков у детей с ЗПР. 1.Расскажи правила любимой игры.
2.Что мы делали не скажем, лучше это вам покажем…
3.Последовательные картинки «Что сначала, что потом?»
4.Запомни и выложи ряд картинок.

Ноябрь
Тема месяца: «Родина наша-нет ее краше!»
4 ноября-День народного единства.

1 неделя Пусть мы еще дошколята, но мы уже знаем, живем мы в Сибири в Тюменском районе Расширение представлений у детей с ЗПР о Родине, о родном поселке. 1.Что на улице изменилось?
2.Построй дом, как у меня?
3.Моя улица (сочиняем рассказ по картинке).
4.Считалка «Мы по городу шагаем».
2 неделя В музее если побываем, много интересного узнаем. Расширение представлений детей о предметах музейной коллекции как о хранителях памяти прошлого. 1.»Раскопки» (крупа).
2.Угадай предмет по контуру.
3.»1-2-3 мумия замри!»
4.Монетный двор (штриховка монеты лежащей под бумагой).

3 неделя Наука в жизни всем важна, наука каждому нужна! Формирование представлений у детей с ЗПР в ДОУ о ученых и изобретателях. 1.Беседа: «Если бы ты был ученым, что бы хотел изобрести или изменить?»
2.Что бывает жидким, твердым, сыпучим?
3.Какое настроение бывает у ученых? Угадай, что друг покажет.
4.Будь внимателен! (кулак-ребро-ладонь,гриб).
4 неделя Давным-давно на свете жили, динозавры. Формирование представлений у детей с ЗПР о вымерших древних животных-динозаврах. 1.Собери картинку.
2.»Найди отличия».
3.Экскурсовод (описать любого динозавра по картинке).
4.Рисунок/лепка «Несуществующее животное».

 

 

Декабрь
Тема месяца: «В гости к нам пришла чудесница-Зима»
Новый год.

1 неделя Мы кормушку смастерили. Расширение знаний у детей об особенностях зимнего периода. 1.Назови, сколько птиц, сколько пар?
2.Последовательные картинки: Что сначала, что потом?
3.Сходство-различие: скворечник и дом, гнездо и скворечник.
4.Задания на смекалку.
2 неделя Зимой бывает много чудес. Расширение знаний детей с ЗПР об особенностях зимнего периода. 1.Когда это бывает?
2.Что сказала я не так?
3.Разложи снежинки от большой до самой маленькой.
4.Найди пару рукавичке.

3 неделя
4 неделя Хорошо, что к нам идет добрый праздник- Новый год! Расширение знаний детей с ЗПР о празднике, его характерных особенностях и значение в жизни людей на примере Нового года. 1.Помоги лыжнику прийти к финишу.
2.»Бумажные снежки».
3.Загадки.
4. «В какие мешки Дед Мороз сложил подарки».
5.»Какого шара не хватает?»

 

 

 

 

 

 


Январь
Тема месяца: «Зимние забавы»
7 января- Рождество.

1 неделя каникулы каникулы каникулы
2 неделя Много есть машин на свете.
Всем нужны машины эти и без них не обойтись. Расширение представлений детей с ЗПР с различными видами транспорта. 1.Узнай и назови транспорт (зашумленная картинка).
2.Найди самолет.
3.Едет-плывет-летит.
4.Обведи и заштрихуй.
5.Какая машина в какую сторону едет?
3 неделя Зима на русском подворье. Формирование у детей представлений о традициях и обычаях русского народа. 1.Соедини точки между собой и узнаешь, что подарил Дед Мороз.
2.Составим рассказ «Как елку наряжали» (по картинке).
3.Найди отличия у снеговиков.
4 неделя Да здравствуют веселые, морозные деньки! .Расширение знаний у детей о зимних видах спорта. 1.4й лишний.
2.Проведи шайбу в ворота между игроками (пальчик).
3.Загадки
4.Игра «Найди пару»

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль
Тема месяца: «День Защитников Отечества!»
.

1 неделя 23 февраля-красный день календаря! Обогащение знаний детей с ЗПР о Российской армии, закрепление понятия «Защитники Отечества». 1.Выдели сходство и различие: самолет и вертолет. Танк и корабль (картинка).
2.Выложи из счетных палочек танк по образцу.
3.Выложи столько же фигур, сколько бескозырок на картинке.
2 неделя Что за Африка страна? Скорей узнаем мы друзья.. .Расширение знаний у детей об особенностях географического положения климата. 1.Загадки
2.Назови ласково детенышей.
3.Лото
4.Доскажи словечко
5.Назовем 5 прилагательных к слову Обезьяна.
3 неделя
4 неделя Все профессии важны, все профессии нужны! .Расширение знаний детей о видах профессий. 1.Что мы делаем не скажем, лучше это вам покажем.
2.Что не так?
3.Помоги поставить машину в гараж.
4.Исправь Буратино.

 

 

 

 

 

 


Март
Тема месяца: «Весна-красна идет, и песенки поет.»
Основание выбора темы: Сезонные изменения в природе (наступление весны), 8Марта-Международный женский день.

1 неделя Весна в права вступает! Обобщение знаний у детей с ЗПР о первых признаках весны. 1.Найди отличия на картинках.
2.Сосчитай, сколько?
3.Загадки.
4.Кто больше скажет приметы весны?
2 неделя Лучше мамы друга нет, это знает целый свет! Воспитание любви; развитие желания помогать маме, делиться своими мыслями и чувствами. 1.Поможем мамочке перебрать крупу.
2.Какой подарок приготовили маме?
3.Закрепим прищепки.
4.Выложи цветок из палочек.
3 неделя Наше тело! Обобщение знаний детей с ЗПР в ДОУ о строении человека. 1.Угадай мое настроение.
2.Игра «Нос, потолок, пол».
3.Ушко-ножка-локоток.
4.Про какие части тела говорят: один, одна, два, две?
4 неделя Мир театра. Расширение знаний детей о театре. 1.Пантомима: тяжелый чемодан, рубка дров, дождь пошел, спать хочется.
2.Мы охотимся на льва.
3.Игра «Горячий пирожок».
4.Две змейки (пластика рук).

 

 

 


Апрель
Тема месяца: «Наша планета яркая, как весна»
12апреля-День Космонавтики, 22апреля-День Земли.

1 неделя Береги свою планету- Ведь другой на свете нету! Расширение знаний детей о сбережении и защите окружающей среды. 1.Кто где живет?
2.У кого что?
3.Я знаю 5 названий.
4.Что увидел я в лесу?
2 неделя Как много интересного я узнаю из книг. Приобщение детей с ЗПР к чтению художественной литературы. 1.Угадай из какой сказки эти предметы?
2.Помоги Ивану-царевичу дойти до стрелы.
3.Помоги Винни-Пуху встретиться с Пятачком.
4.Подбери пары к каждому рисунку.
3 неделя Мы мечтаем в космос полететь. .Расширение знаний детей о космосе. 1.Давай построим из счетных ракету.
2.Луна какая?
3.Придумай язык инопланетян.
4.Найди отличия.
4 неделя О чем щебечут птицы по весне? Расширение знаний детей об изменениях в поведении перелетных птиц. 1.Разложи на группы (перелетные, зимующие птицы).
2.Что перепутал художник?
3.3ий лишний.
4.Назови птиц на картинке.

 

 

 

 

 

 

Май
Тема месяца: «Шагает май по планете»
9 Мая- День Побед.

1 неделя День ПОБЕДЫ!!! Закрепление знаний детей об основных событиях Великой Отечественной войны 1941-1945гг. и ее героях. 1.Помоги «раненому» (помочь ребенку, прыгающему на 1 ноге, перейти часть комнаты).
2.Выложи танк из палочек по образцу.
3.Пришей пуговицу (шнуровка).
4.Сосчитай технику (больше-меньше-поровну).
2 неделя Плавают рыбешки кругом,
Для них океан-это дом. Расширение знаний у детей об обитателях моря, об их особенностях. 1.Бежит-плавает-летает.
2.Загадки.
3. «Камешки, водоросли в аквариуме».
4.Обведи рыб плывущих вправо синим цветом, влево-красным.
3 неделя Семья-это Мы. Расширение представлений о семье. 1.Какой подарок можно подарить на день рождения?
2.Моя любимая игра с родителями.
3.Последовательность событий: этапы жизни человека.
4 неделя Сколько солнца!
Сколько света!
Что же это? Это Лето. Расширение представлений детей о характерных признаках летнего периода. 1.Назови одним словом.
2.Выложи бабочку из палочек по образцу.
3.Путаница.
4.Давай найдем дорогу к бабушке.

 

 

 

Основные методы программы: 1) Метод двигательных ритмов направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координации, произвольной регуляциидвижений, слухового внимания.
2) Метод тактильного опознания предметов. Направлен на повышение точности тактильности восприятия, развития межмодального переноса, формирование тонкой моторики руки.
3) Релаксационный метод. Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность.
4)Метод дидактических игр. Направлен на развитие познавательных способностей детей: памяти, внимания, мышления; развивает самоконтроль и произвольность.
5)Метод психогимнастики. Этот метод помогает преодолеть двигательный автоматизм, позволяет снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику.
6)Метод подвижных игр. Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, мышечных зажимов. Перекрестные движения рук, носа и глаз активизируют развитие мозолистого тела.
7)Метод коммуникативных игр. Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру- способности чувствовать, понимать и принимать его.

 

 

Используемые методики в программе

№п/п Название методики Цель Группа
1. Четвертый лишний Исследование уровня мышления, классификация, обобщение. Подготовительная, старшая
2. Графический диктант Выявление уровня сформированности произвольности Подготовительная, старшая
3. Количество и счет Определение уровня математических представлений Младшая, средняя группа
4. Методика экспресс-диагностики Н.Н.Павлова, Л.Г. Руденко Определение уровня развития детей Все группы
5. Исследование восприятия Определить уровень развития зрительного и слухового восприятия. Все группы
6. Последовательность событий Исследование словесно-логического мышления Все группы
7. Десять слов (6 слов) Определение рече-слуховой памяти Все группы
8. Зрительная память Определение объема зрительной памяти Все группы
9 Разрезные картинки Определение уровня развития мышления Все группы
10 Корректурная проба Определение уровня развития внимания Подготовительная, старшая
11 Найди предметы, спрятанные в рисунке Определение уровня развития внимания Все группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сроки и этапы реализации программы.

№ Этапы программы Сроки программы Пути реализации программы
1. Организационный Сентябрь, октябрь 1.Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме.
2.Разработка коррекционно-развивающей программы.
3.Выявление проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня развития детей в ДОУ.
2. Практический Октябрь, май. Введение, реализация коррекционно-развивающей программы.
3. Итоговый Май С помощью диагностики, определяем правильность выбранных технологий.

 

 

 

 

 

 


Ожидаемые результаты реализации программы.

1.Дети начинают интересоваться игрушками, могут выполнять предметно-игровые действия, играть со сверстниками.

2.У детей формируется представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, о человеке, видах его деятельности и взаимодействия с природой.

3.Формирование представления о самом себе, овладевает ребенок элементарными навыками для выстраивания адекватной системы, положительных личностных оценок.

4.Формируется адекватное восприятие окружающих предметов и явлений.

5.Усваивают количественные и качественные отношения между предметами. Начинают сопоставлять предметы по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. Понимают, что количество не зависит от величины, цвета, формы.

6.У детей начинает развиваться речь и коммуникативные способности во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни, в процессе общения с членами семьи, со сверстниками.