foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

Старостина Ольга Александровна

Музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад №10 «Улыбка» комбинированного вида

ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Г.СОБИНКА

 

 

 

МБДОУ детский сад №10 «Улыбка» комбинированного вида

 

Принято Утверждаю
Педагогическим советом Заведующий
Протокол № ____от ______ МБДОУ№10 «Улыбка»
_________ М.В.Иванова

 

 

Дополнительная
образовательная
модифицированная
программа
хореографической студии
"Лотос"

 

 


Составила:
Старостина Ольга Александровна
музыкальный руководитель
первой квалификационной категории

 

 


г.Собинка 2018г.

 

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 5-6 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Танец – это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства танец отражает окружающую жизнь в художественных образах.
Обучение детей танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требует от педагога не только знаний соответствующей методики, но и предлагает наличие у него правильного представления о танце, как художественной деятельности, виде искусства. В связи с тем, что сейчас остро стоит проблема гиподинамии, занятия хореографией позволяет восполнить дефицит движений, поэтому была создана программа по хореографии, которая восполняет дефицит движений, способствует развитию грации, осанки, красоты тела, что делает привлекательной данную программу. .

Направленность:

Образовательная программа направлена на вооружение воспитанников знаниями основ хореографического искусства, развитие артистических, исполнительских способностей детей, высокого общефизического, социального, интеллектуального, нравственного уровня.

Концептуальная идея программы:

Предполагает целенаправленною работу по обеспечению воспитанников дополнительной возможностью удовлетворения творческих и образовательных потребностей для духовного, интеллектуального развития, посредствам приобщения их к миру танца, народной, классической музыки.


Новизна программы:

Учитывая требования современного дополнительного образования, данная комплексная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:
• развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
• содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;
• приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;
• сохранение и охрана здоровья детей.
• ориентацию индивидуальных особенностей воспитанника, бережное сохранение и приумножение таких важных качеств ребенка, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность;

 

Актуальность программы:

Актуальность данной программы состоит в том, что она представляет собой синтез классической, народной и современной хореографии, то есть широкий спектр хореографического образования. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.

Педагогическая целесообразность:

Представив хореографию во всем ее многообразии, дав возможность ребенку попробовать себя в различных направлениях, мы тем самым открываем более широкие перспективы для самоопределения и самореализации.
Цель: Формирование и развитие индивидуальных возможностей и творческих способностей детей посредством хореографии.
Задачи:
в воспитании:
формирование общей культуры личности ребенка, способной адоптироваться в современном обществе;

- формирование потребности здорового образа жизни;

- воспитание патриотизма;

в развитии:

- развитие физических данных ребенка, улучшение координации движений;

- развитие у детей музыкально-ритмических навыков;

- развитие у детей активности и самостоятельности общения;

- создание базы для творческого мышления детей средствами хореографии;


в образовании:

- обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

- обучение детей приемам актерского мастерства;

- обучение навыкам правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии;


Характеристика программы:


Программа по целям обучения является – развивающая художественную одаренность в области хореографического искусства;

- по характеру деятельности – деятельностно-творческая;

- по возрасту – разновозрастная;

- по сроку реализации – 1год.

^ Тип программы - модифицированная.

В основе лежат программы А.Я.Вагановой «основы классического танца», Г.П.Гусева «методика преподавания народного танца», Ж.Е.Фирилевой, Е.Р.Сайкиной «СА-ФИ-данс» танцевально-игровая гимнастика для детей.


Программа включает в себя:


- разнообразие видов хореографической деятельности с опорой на народное творчество, его богатство. Глубину и чистоту;

- ориентацию индивидуальных особенностей воспитанника, бережное сохранение и приумножение таких важных качеств ребенка, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность;
- сплочение обучаемых в большой дружный коллектив единомышленников, способных активно и четко воспринимать учебный процесс, его приемы, способы и темпы обучения, умение выдавать продукт труда (танец) для зрителя;
- развитие и сохранение деятельности в коллективе, превалирование групповых интересов , уважение к личности каждого;

- воспитание патриотизма, здорового образа жизни;

Отличительные особенности программы от других:

- Выявление индивидуальных возможностей воспитанника;

- «Успех – это МЫ» -создание ситуации успеха на занятии;

- Исследовательская деятельность;
Принципы реализации программы
-реализация данной программы предполагает осуществление образовательной деятельности на следующих принципах:

- Принцип дидактики («построение» учебного процесса от простого к сложному).

- Принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность содержания программы к реальным условиям деятельности детского объединения).

- Принцип системности (подразумевает систематическое проведение занятий).

- Принцип творчества и успеха- индивидуальная и коллективная деятельность позволяет определить и развить индивидуальные особенности воспитанников. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самообразованию и самосовершенствованию своего «Я».

Этапы реализации программы

1 этап – организационный:

- выявление творческого потенциала воспитанников посредствам входной диагностики (анкетирование, тестирование, беседы, наблюдения);

2 этап – основной:

Состоит из двух частей

Вариативная часть

- формирование знаний, умений и навыков;

- развитие творческих способностей;

- основной задачей данного этапа дать воспитанникам первоначальною хореографическую подготовку.
Инвариативная

- Исследовательская деятельность;

- «Успех – это МЫ» - создание ситуации успеха. Постановка, выявление и разработка личных целей и способов их достижений
- обобщение опыта.


Условия реализации программы

Соблюдение правил охраны труда, норм санитарной гигиены в помещении и правил противопожарной безопасности.
Для успешной реализации программы необходим:

- Просторный специализированный зал соответствующий санитарно-гигиеническим нормам (температурный режим, световой режим и т.д.);

- Музыкальное сопровождение;

- Костюмы;

-Наличие учебного, научно-методического, диагностического, дидактического материала.

^ Технические средства обучения:

- магнитофон;

- видеомагнитофон;

- телевизор;

Тренировочная форма:

Девочки – гимнастический купальник, трико, балетные туфли.

Мальчики – черные брюки , белая футболка, балетные туфли.

Формы и методы организации

учебно-позновательной деятельности

В программе использованы приоритетные формы занятий: интегрированные, интегрированные с элементами импровизации, индивидуальные. В репетиционно- постановочные занятия педагог включает количество разделов программы самостоятельно, интегрируя их в зависимости от сложности постановки танца или его тематики.

Формы:
1. Коллективная – воспитанники рассматриваются как целостный коллектив, имеющих своих лидеров (самостоятельная постановка хореографических композиций).
2. Групповая – осуществляется с группой воспитанников состоящих из трех и более человек, которые в свою очередь имеют общие цели, и активно взаимодействуют между собой.

3. Парная – общение с двумя воспитанниками, которые в свою очередь взаимодействуют (дуэтный танец).
4. Индивидуальная - оказание помощи воспитаннику по усвоению сложного материала. Подготовка к сольному номеру.
^ Программа предлагает разные виды занятий:

-учебное занятие;

- занятие – игра;

- открытое занятие;

- класс – концерт;

- занятие – беседа

^ Основные методы обучения:
1. Наглядный.
а) непосредственно показ педагогом движений под счет и под музыку;

б) опосредованный показ правильного исполнения или ошибок на конкретном ребенке;

в) использование графических материалов, различных приспособлений при объяснении;

г) дидактическая игра;


2. Словесный.

Обращение к сознанию ребенка, добиваясь не автоматического, а осмысленного выполнения и исполнения.

3 Практический.

В его основе лежит много кратное повторение и отработка движений.

4. Видеометод.

Просмотр видеоматериала о хореографическом искусстве, обучение на основе видеоматериала народной, классической и современной хореографии.

5.стимулирование,

6.анализ конкретной ситуации,

7.создание ситуации успеха,

8.метод рефлексии.

Формы оценки качества реализации программы

За период обучения в хореографическом коллективе воспитанники получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется диагностикой три раза в год.

Для этой цели промежуточный контроль – участие в концертах, фестивалях, конкурсов и итоговый контроль.

Ежегодно танцевальном объединении проводится творческий отчет о работе педагога и детей, проделанной за весь учебный год. Отчет проводится в форме концерта для родителей.

Педагог подводит итог всей учебно-воспитательной работы, делает анализ творческих достижений детей.

Содержание программы
1. Вводное занятие.
Введение в программу. Входящая диагностика. Проведение инструктажа по технике безопасности, правила поведения на занятиях в танцевальном коллективе.

Организационное начало, игры на знакомство «У тебя, у меня…», «Ты + Я», «Снежный ком».
Просмотр видеоматериала выступлений танцевального коллектива « Лотос» фото альбома коллектива.
^ Целевая направленность: Определение работы в коллективе решение организационных вопросов, определение музыкальных и танцевальных данных воспитанника с прошлого учебного года знакомство с техникой безопасности на занятиях.
^ Форма работы: групповая
2. Эмоционально-творческое развитие.

Человеком можно стать, только играя», утверждал Ф.Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живет.

Игровое качество по-разному раскрывается во всех формах танца. Наиболее отчетливо его можно наблюдать, с одной стороны в хороводе и в фигурном вальсе с другой - в сольном танце, одним словом, там, где танец есть зрелище или же ритмический строй и движение, как, например, в менуэте или кадрили.

- Сюжетно - ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма: «Звук настанет и удары ладош». «Пропоем, прохлопаем, любимую мелодию». «Я в музыке услышу кто ты, что ты». «Музыкальный теремок». «Игры на развитие актёрского мастерства».

^ 3.Азбука хореографии.

Позволяет заложить основу знаний основных элементов хореографии, понять цель и смысл занятий, приобщить воспитанников к искусству танца. Раскрыть индивидуальные возможности воспитанников. Постановка корпуса.

- Формирование и закрепление основных понятий в танце.

- Элементы классического тренажа в партере.

- Знакомство с основными элементами классического экзерсиса у станка и на середине.

^
Целевая направленность: формирование фундамента двигательной культуры и сознательного отношения к данному виду искусств, развитие координации движения, внимания, памяти, эмоциональной отзывчивости, воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.

^ Форма работы: коллективная.

4.Классический танец.

- Теоретические и практические основы техники исполнения классического танца.

- Осуществление тесной взаимосвязи, взаимовлияния работы у станка и на середине зала.

- Позы классического танца.

- Adagio, allegro.

- История балета.

^ Целевая направленность: добиться целенаправленности физических усилий, прокладывая и осуществляя на каждом занятии глубокие внутренние связи между словом педагога и мышечным ощущением воспитанника, добиться наиболее точного пластического выражения, услышанного в музыке.

^ Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
5.Народно-сценический танец.
- Знакомство с основными элементами народного танца.

Изучение и исполнение упражнений у станка и основных танцевальных элементов на середине зала.

Овладение техникой, стилем, манерами исполнения народных танцев разной национальности.

История возникновения народного танца.

История возникновения народно-сценического танца.

Целевая направленность: овладение знаниями в области танцев народов мира их характером и манерой исполнения, в том числе самобытными особенностями народного танца своей области, развитие музыкальности, координации, сценической выразительности, творческой активности, воспитание чувства патриотизма, любовь к своей родине через любовь к танцу.

Форма работы: коллективная, групповая.

6. Современная хореография.
• Танцевальные комбинации на развитие общих физических данных.
• Позы и движения на растяжку.
• Элементы гимнастики и акробатики.
• Знакомство с современными стилями и новыми направлениями современного танца.
Целевая направленность: овладение основами современной хореографии и техникой исполнения, умение ориентироваться в стилях и направлениях современного танца, развитие пластики, легкости движения, творческого потенциала воспитанников, воспитание художественного вкуса.

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

^ 7. Актерское мастерство.
• Сценическое движение.
• Сценический грим.
• Тренинг и игры на эмоциональное раскрепощение.
• Этюды на эмоциональную выразительность.
Целевая направленность: овладение умением передавать образы в танцевальных композициях, умение перевоплощаться, передавать настроение людей, вовлекая зрителя в общий замкнутый круг действий.

Форма работы: коллективная.

^ 8. История хореографического искусства.

История создания танцев народов мира» не является систематическим изложением курса истории хореографического искусства. Задача бесед - дать учащимся общее представление об основных этапах развития танцевального искусства в России и других странах, сформировать понятие о его видах и жанрах.
9. Композиция и постановка танца.
- Сочинение танцевальной миниатюры.

- Этюдная работа.

- Постановка танца.

- «Драматургия танца».


Целевая направленность: знакомство с законами драматургии, развитие эмоционально-творческой деятельности, художественного вкуса, волевых качеств, действенно-практических способностей, самоконтроля и самооценки, формирование личностных качеств воспитанника (умение работать в коллективе, решать творческие споры, оказывать помощь участникам деятельности), умение применять полученные знания с пользой для себя и окружающих.

^ Форма работы: групповая, коллективная.
10.Концертно-творческая деятельность.
- Постановочно-репетиционная деятельность:

а) подборка музыкального материала;

б) предварительный отбор выразительных средств;

в) сочинение композиционного построения – рисунок танца.
• Открытые занятия .
• Участие в концертах, фестивалях, конкурсных программах.
^ Целевая направленность: приобщение к концертной деятельности, развитие мотивации и личностной успешности, внимания и выносливости, самостоятельности и творческой активности, навыков коллективного взаимодействия, воспитание культуры поведения на сцене и во время репетиций.
12.«Успех- это МЫ»
Успешная деятельность становится общечеловеческой ценностью и рассматривается как необходимое условие организации воспитательной работы в творческом объединении .В процессе воспитания происходит формирование успешной личности, которая обладает качествами, востребованными обществом: только успешная личность способна добиться в жизни желаемого результата, стать конкурентоспособной.
13.Итоговое занятие.
Итоговая диагностика.
• Подведение итогов за учебный год.
• Отчетный концерт, чаепитие.

Целевая направленность: развитие мотивации, личностной успешности; развитие навыков группового взаимодействия; отслеживание результата приобретения воспитанниками знаний, умений, творческих, личностных и социально значимых достижений.


Формы работы: коллективная.

^ 1 год обучения

Цель: заложить основы формирования всего комплекса знаний, умений и навыков по хореографии, предоставляя детям возможность наиболее полно выразить через музыку и движения свои творческие способности.

Задачи:

^ В обучении:

- познакомить с основными элементами «Азбуки хореографии»;

- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать с характером музыки;

- учить определять музыкальные жанры;

^ В развитии:

- способствовать физическому развитию ребенка;

- формировать осанку, правильное дыхание;

- развивать эластичность мышц, их подвижность;

- развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональной выразительности;

в воспитании:

- привить детям любовь к танцу;

- воспитать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца;

- понимать значение результатов своего творчества;

- формировать потребность здорового образа жизни;

- воспитывать чувство коллективизма, гражданственности, патриотизма;

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический
план 1 года обучения
1 час в неделю, в год 36ч.

п/п
разделы
теория
практика
всего

1.
Введение в программу
0,25
0,25
0,5

2.
Эмоционально- творческое развитие
0,5
1,5ч.

3.
Танцевально-ритмическая гимнастика
0.5
1,5

4.
Азбука хореографии
0,25
0,25
0,5

5.
Постановочная работа
5
20
25

6.
Концертная деятельность
0.5
2.5
3

7.
Индивидуальный модуль
0.5
0.5
1

8.
Воспитательные мероприятия
1
1
2


Итого:
8,5
27,5
36

 

 

 

 

Содержание учебно-тематического плана
1. введение в программу.

Изучаются правила охраны труда, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения. Проводятся игры «Автомобиль», «Ты и Я». Рассказывается о традиции посвящения в коллектив танца. Знакомство ребят с историей хореографии. Ознакомление с планом работы кружка.
2. эмоционально-творческое развитие.

Экзерсис на середине:

^ Пластические этюды

- «шихиризада»;

- «котята»;

- «дельфин»;

- «морская звезда»;

- «лесные жители»;

- «барыня»;

^ Образные этюды:

- «тугая резинка»;

- «под дождем»;

- «птичий двор»;

- «Гулливер и лилипуты»;

-«кот и мыши»;

^ 3. Танцевально-ритмическая гимнастика.

- Постановка корпуса, апломб.


Экзерсис на середине:

- танцевальные шаги (с носка, с высоким подниманием колена, приставные шаги);

- упражнения для рук (поднимание, опускание, сгибание в локтевом суставе, кисти);

- упражнения для головы и шеи (наклоны-вперед, назад, к плечам, повороты);

- упражнения на координацию движений;

- упражнения на ориентацию в пространстве;

- прыжки;

^ Партерная гимнастика:

- «тучки и солнышко» (упражнения для голеностопа)

- «Карандаши» (упражнения для силы ног)

- «Угольки» (упражнения для стоп)

- «Идем в гости» (упражнения на растяжение мышц ног)

- «корзиночка» ( упражнения для позвоночника)

- «колечко» (упражнения для позвоночника)

- «самолетики» (упражнения для мышц спины)

- «березка» (стойка на лопатках)

^ 4. Азбука хореографии.

Экзерсис на середине:

- постановка корпуса, апломб.

- изучение позиций ног: 1,2;

- изучение позиций рук: постановка рук (надуваем шары), 1,2,3;

- plie (по 1 и 2 позиции ног)

- battment tandu в сторону по 1 п.н.

- releve по 6 п.н.(подъем на полупальцы)

^ Kross( упражнения по диагонали)

- танцевальный шаг

- танцевальный бег

- боковой галоп

- махи вперед, в стороны

- «ножницы»

- «колесо»

- подскоки

- Grand jete

^ 5. Постановочная работа.

Изучение танца « полька» «вару-вару» учить держать круг, работать в парах.
6.Концертная деятельность.

Выступление на родительских собраниях, на фестивалях,конкурсах.
7.Индивидуальный модуль.

Оказание помощи в овладении навыками отстающим воспитанникам.
8. Воспитательные мероприятия.

Проведение совместных выступлений с воспитанниками других коллективов.

 

 


Прогнозируемая результативность

1 года обучения
На первом этапе должен быть заложен фундамент для формирования всего комплекса знаний, умений и навыков.


Ожидаемые результаты
метод
методика

1.
Воспитанник должен знать:


- правила поведения на занятии ;

- позиции рук и ног;

- программный материал подготовительного этапа;


2.
Воспитанник должен уметь:

ориентироваться в пространстве;

- различать характер музыки, темп, размер, части, фразу;

- выполнять движения согласно характеру музыки;

- держать осанку, апломб, подбородок, правильно держать руки;

- выполнять пластические, гимнастические и образные этюды;


3.
Обладать навыками:

- доводить начатое дело до конца;

- выразительного движения, образного мышления;

- здорового образа жизни;

 

 

 


Уровни и критерии ЗУН воспитанников по хореографии на конец 1 года обучения.

^ Виды

упражнений

и движений
Высокий

(8-10 баллов)
Средний

(7-4 баллов)
Низкий

(3-1 баллов)

1. Эмоционально-творческое развитие

 


Обладает хорошими навыками образной игры. Знает и хорошо исполняет пластические этюды.
Обладает навыками образной игры. Умеет исполнять пластические этюды.
Слабо проявляет навыки образной игры. Слабо знает и исполняет пластические этюды.

2.Танцевально-ритмическая гимнастика
Хорошо развит музыкальный слух. Хорошо знает и исполняет элементы танцевально-ритмической гимнастики.
Развит музыкальный слух. Обладает навыками исполнения танцевально-ритмической гимнастики.
Слабо развит музыкальный слух. Слабо знает и исполняет элементы танцевально ритмической гимнастики.

3.Азбука хореографии
Обладает хорошим апломбом. Хорошо знает и умеет выполнять позиции рук, ног. Знает, умеет и обладает навыками исполнения экзерсиса на середине, диагональ.


Обладает апломбом. Обладает навыками исполнения экзерсиса на середине, диагональ.
Обладает слабым апломбом. Плохо знает и выполняет позиции рук, ног. Слабо знает и исполняет экзерсис на середине, диагональ.

4.Постоновачная работа
Очень хорошо знает и умеет артистично исполнять программный танец
.
Хорошо знает и умеет исполнять программный танец.
Знает, но слабо исполняет программный танец.

5. концертная деятельность
Постоянно участвует в концертной деятельности коллектива.
Участвует в концертной деятельности коллектива.
Не всегда участвует в концертной деятельности коллектива.

6. Личностные качества
Организованный, самостоятельный. Доводит начатое дело до конца. Обладает силой воли, понимает значение результатов своего творчества.
Организованный, но не самостоятельный. Проявляет творческую активность. Пытается доводить начатое дело до конца.
Не организованный, не самостоятельный. Слабо проявляет творческую активность, не доводит начатое дело до конца.

 

 

 

 


Литература:

1. «Основы классического танца» А.Я.Ваганова.

2. «Методика преподавания народного танца» Г.П.Гусева

3. «Са-Фи-данс» Ж.Е.Фирелёва, Е.Р.Сайкина.