foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

Николаева Елена Валерьевна

учитель-логопед

МДОАУ «Детский сад №60» комбинированного вида

Оренбургская область

Город Орск

 

 

 

 

 

 

 

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА
НИКОЛАЕВОЙ Е.В.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
1.1.1.Цели и задачи программы.
1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы.
1.2.Особенности развития слабослышащих детей.
1.3.Планируемые результаты освоения Программы.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1.Описание специальных условий для получения образования детей с нарушением слуха.
2.1.1.Образовательная область «Речевое развитие»
2.2.Описание используемых специальных методов, условий и форм коррекционной работы.
2.3.Дефектологическое сопровождение образовательного процесса.
2.4.Организация взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями и специалистами детского сада.
2.5.Взаимодействие с семьями воспитанников.
2.6. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
2.7. Способы и направления поддержки детской инициативы.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы.
3.2. Сведения об обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

 

 

 

1. Целевой раздел Программы
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в группе детей с нарушением слуха.
Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральным Государственным Образовательными Стандартами дошкольного образования (далее ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы дошкольного образования являются:
*Закон РФ "Об образовании" Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 - ФЗ (ред. от 25.11.2013г.)
*ФГОС дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.11.2013г. №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
*"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" Приказ Министерства образования и науки России от 30.08.2013 г. №1014 (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013г. №30038)

*СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций
*О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
*Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)
* "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии". Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва
* "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года.
* "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761
* «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»– Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06
* «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6)
1.2. Цель и задачи реализации Программы
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группе детей с нарушением слуха I - V года обучения, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников.
Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности слухового и речевого развития детей.
Одной из основных задач рабочей программы является развитие слухового восприятия, произносительных навыков, овладение самостоятельной речью и коммуникативными навыками, чтением и письмом, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей степенью системы образования.
Программа коррекционной работы для детей с нарушением слуха направлена на реализацию задач:
• Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
• Разработка и реализация плана индивидуальной логокоррекционной работы у ребенка с нарушением слуха в ДОУ и семье.
• Оценка результатов помощи детям с нарушением слуха и определение степени готовности к школьному обучению.
• Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии с рекомендациями ТПМПК).
• Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ .
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа строится на основе принципов ФГОС дошкольного образования
Содержание программы коррекционной работы определяют принципы:
• Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой в интересах ребенка.
• Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
• Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к ее решению.
• Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ защищать права и интересы детей, включая согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности.
• Одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с нарушением слуха и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детей в норме.
Подходы к формированию Программы для детей с нарушением слуха:
• Качественный подход ( Л.С. Выготский, Ж.Пиаже);
• Генетический подход ( Л.С. Выготский, Ж.Пиаже);
• Возрастной подход ( Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец ,Ж.Пиаже);
• Культурно-исторический подход ( Л.С. Выготский);
• Личностный подход ( Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец);
• Деятельностный подход ( А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец , В.В. Давыдов
Кроме того, Программа имеет в своей основе также принципы системности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи . Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, медицинского работника МДОАУ, воспитателей.
Направления работы
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
• диагностическая работа обеспечивает своевременное проведение комплексного обследования детей с ОВЗ и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико -педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
• коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
• консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
• информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

1.4. Характеристика развития детей с нарушением слуха
• Легкая потеря слуха (I степень тугоухости)
Нарушение слуха до 40 дБ. Шепотную речь человек слышит с расстояния 4-1,5 м, разговорную речь – с 5 м и больше. Возникает нарушение понимания спокойной речи или шёпота, либо речи в шумной обстановке.
• Умеренная - легкая потеря слуха (II степень тугоухости)
Нарушение слуха от 41 до 55 дБ. Шепотную речь человек воспринимает с расстояния 1,5-0,5 м, разговорную – с 3-5 м. Возникает нарушение понимания спокойной речи близко от источника звука, либо обычной речи в тихой ситуации, особенно при наличии фонового шума. Сложность понимания речи в повседневной жизни.
• Тяжелая потеря слуха (III степень тугоухости)
Нарушение слуха от 56 до 70 дБ. Шепотную речь человек не слышит, разговорную с расстояния 1-3 м. Человек имеет возможность слышать только громкие звуки: стук в дверь, громкую речь, крик, сигнал автомобиля. Большое количество звуков будет недоступна для слуха. Собеседник должен говорить очень громко с близкого расстояния.
• Глубокая потеря слуха (IV степень тугоухости)
Нарушение слуха от 71 до 90 дБ. Разговорная речь доступна с расстояния до 1 м или крик у ушной раковины. При этом нарушении очень трудно услышать звук очень громкой мощности – работающего вблизи двигателя, имеется возможность слышать некоторые очень громкие звуки. Общение без слухового аппарата невозможно.
• Глухота
Нарушение слуха более 91 дБ. Человек не слышит даже крик у ушной раковины.
Развитие детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе других.
Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия, т.к. это главный источник представлений об окружающем мире, важное средство для развития возможностей детей с нарушенным слухом общаться с людьми, воспринимать обращенную к ним речь, поэтому важно уделять внимание обучению чтению с губ. Совершенствуются тонкость и дифференцированность восприятия мимики и
жестов, изменений положений пальцев при восприятии дактильной речи, развивается восприятие движений губ, лица и головы при устной коммуникации.
Развитие словесной памяти детей проходит ряд стадий и совершенствуется в ходе формирования словесной речи. Особенностью развития словесной памяти у детей с нарушением слуха является ее кратковременность. Долговременная память формируется в процессе игровой и учебной деятельности Главной задачей развития словесной памяти является овладение запоминанием на длительный срок. Ее развитие происходит целенаправленно через коррекционно-развивающие упражнения.
Объем внимания у таких детей в несколько раз ниже, чем в сравнении у детей без нарушения слуха. Объем могут сохранять не более 10-13 минут. Внимание неустойчивое. Много времени приходится уделять развитию непроизвольного внимания.
В развитии мышления детей с нарушением слуха наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов. Развитие логического мышления существенно зависит от уроречевого развития детей, а успешность формирования логических операций зависит и определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Для таких детей характерно замедление процесса формирование понятий.
У детей с нарушением слуха отмечается бедность эмоций. Кроме таких эмоций как горе, радость, страх - другие они проявлять не умеют.
Многие дети с нарушением слуха отстают от нормально слышащих детей по развитию двигательной сферы. У большинства детей имеется отставание в развитии мелкой моторики, артикуляционного аппарата. Специфические особенности развития движений у детей с нарушением слуха обусловлены недостаточным развитием речи, нарушением межфункциональных взаимодействий.
Исходя из представления о структуре нарушения, анализ особенностей развития познавательной сферы детей целесообразно начать с рассмотрения особенностей развития речи.
Дети могут овладеть словесной речью только в условиях специального обучения. У детей с нарушением с луха речевое общение формируется в процессе различных видов деятельности. Они овладевают словесной речью в ее разных формах (устной, письменной, дактильной), развиваются обе ее стороны – импрессивная (восприятие речи зрительно, слухозрительно, на слух) и экспрессивная (говорение, дактилирование, письмо).
Формирование устной речи детей с нарушениями слуха является одной из наиболее специальных задач коррекционной работы, поскольку глубокое нарушение слуховой функции резко меняет условия овладения звуковой речью. Но формирование устной речи представляет лишь часть системы воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей.
В структуре психического развития детей с нарушени¬ем слуха выделяются:
• первичный дефект – стойкое двустороннее нарушение слухо¬вого восприятия, возникшее в результате повреждения слухового аппарата;
• вторичное отклонение – нарушение развития речи и связанные с ним последующие отклонения в развитии, проявляющиеся в познавательной деятельности;
• отклонение третьего порядка – своеобразное формирование всех познавательных процессов.
Ряд психологов, в том числе И.М. Соловьев выделяют следующие специфиические закономерности их психического развития:
Во-первых, существует упрощенность психической деятельности вследствие обедненности внешних воздействий, ограничения взаимодействия со средой, затруднения общения с окружающими. Доказано, что при нарушении слуха у детей происходит качественное изменение ощущений – затруднены или невозможны функции восприятия физических параметров звука (частоты, интенсивности, длительности, тембра), выделения его пространственных характеристик (направления, степени удаленности в пространстве), а также ограничено познание звуковых особенностей предметов и явлений окружающего мира. Приток информации, воспринимаемой с помощью сохранных анализаторов, также ограничен. В силу этого детям со слуховым дефектом недоступно в полном объеме ощущение многообразия свойств окружающего мира, что создает своеобразные условия жизни, видоизменяет систему межфункциональных взаимодействий. Поэтому компоненты психики таких детей формируются в иных по сравнению со слышащими пропорциональных соотношениях, что обнаруживается:
• в несоответствии развития наглядно-образного и словесно-логического мышления;
• в преобладающем значении письменной речи по сравнению с устной;
• в доминировании импрессивной формы речи над экспрес¬сивной.
Во-вторых, есть существенное отличие в темпах по сравнению с нормально слышащими сверстниками. Проявляется это в замедлении психического развития после рождения и его ускорении в последующие периоды онтогенеза. При этом если на начальных этапах онтогенеза эти отличия не¬значительны, то на последующих этапах они постепенно нарас-тают. Сближению темпов развития неслышащих детей с нормой способствуют адекватные условия обучения и воспитания, сис¬тематическое сурдопедагогическое воздействие. У детей с нарушенным слухом наблюдается один из видов психического дизонтогенеза – дефицитарное развитие.
Помимо нарушений речевого развития у детей со слуховым дефектом рано проявляются и другие отклонения. Как подтверж¬дают научные исследования отечественных сурдопсихологов (И. М. Соловьева4, А. П. Розовой, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой5 и др.), при сопоставлении особенностей раз¬вития детей, имеющих нарушения слуха, с течением нормально¬го развития можно говорить о том, что у них выявляются:
• отклонения, которые следует рассматривать как неадекват¬ное формирование психического опыта, обусловленное сенсор¬ным нарушением;
• отставание в сроках формирования психических функций;
• качественное своеобразие развития психической деятельно¬сти в целом.
Сурдопсихологи выделяют также следующие особенности психического развития глухих детей:
• из-за нарушения слуховых возможностей особое значение при-обретают зрительные и двигательные ощущения, развиваются и обостряются тактильно-вибрационные;
• неполнота, фрагментарность восприятия: выделяют яркие и очевидные признаки, специфические особенности, но часто не замечают общие признаки; характерно отставание в формировании перцептивных обобщений и предметных представлений;
• мышление глухих учащихся отличается большей конкретностью, наглядностью, дли¬тельное время сохраняются трудности перехода от предметно-дей¬ственных операций к интеллектуальным и обратно, что также свя¬зано с речевым недоразвитием; особенности овладе¬ния мыслительными операциями: низкий уровень сформирован¬ности операций анализа и неумение выделять существенные при¬знаки, отличать их от несущественных; подмена сравнения двух объектов анализом одного из них; сложности при переходе от одного приема сравнения к другому и т.д.;
• трудности в установлении причинно-смысловых связей между событиями и явлениями: смешение причины и следствия, непонимание их взаимозависимости;
• своеобразие формирования содержательных компонентов мыслительной деятельности: их представления отличаются бедностью, фрагментарностью, схематизмом, нерасчлененностью, что является результатом неполноты и фрагментарности восприятия;
• глухие учащиеся затрудняются в соотнесении учебных задач и учебных действий, а также в определении условий их осуществления, не умеют анализировать требования и цели поставленной задачи и ошибаются в последовательности необходимых действий;
• при оказании помощи со стороны педагога дети обнаруживают более высокий уровень мыслительной деятельности, чем при самостоятельном выполнении учебного задания;
• к началу школьного обучения у глухих детей наблюдается бо¬лее низкий по сравнению со слышащими уровень осведомленности об окружающем, что связано с ограниченно¬стью по объему и содержанию их знаний о доступных им предме¬тах и явлениях;
• дети затрудняются в использовании словесной речи как средства общения и выражения собственных мыслей, в сло¬весной регуляции и словесном опосредовании действий.
Круг общения детей, имеющих нарушения слуха, значительно сужен и включает в основном педагогов, родителей, друзей также с нарушениями слуха, что обедняет их социальный опыт, сдер¬живает развитие межличностных отношений, вступая в которые индивид может проявить себя как личность. Кроме того, его со¬став у детей, относящихся к различным группам, неодинаков. Так, у слабослышащих школьников, как правило, доминируют кон¬такты со слышащими людьми, в то время как у глухих учащихся – с людьми, имеющими нарушения слуха.
Нарушение слуха затрудняет не только восприятие речи, но и неизбежно приводит к нарушению или недоразвитию экспрессивной речи. При этом степень нарушения (недоразвития) экспрессивной речи в каждом конкретном случае будет зависеть от степени снижения слуха, времени наступления нарушения, условий развития ребенка.
Фонетико-фонематические нарушения. Слуховая дифференциация звуков речи у детей с нарушением слуха страдает прежде всего из-за ограничения диапазона воспринимаемых ими звуковых частот. Кроме того, у детей наблюдается вторичное недоразвитие аналитико-синтетической деятельности в центральном отделе речеслухового анализатора, вызванное «некачественностью» поступающих с периферии слуховых раздражителей. Формирование звукопроизношения у детей с нарушением слуха протекает со значительными отклонениями от нормы из-за неполноценности речеслухового анализатора, который не способен в необходимой степени осуществлять свою «ведущую роль» в отношении речедвигательного анализатора. Не имея возможности воспринять тот или иной звук речи на слух или отдифференцировать его от сходных звуков, ребенок не может самостоятельно овладеть и правильной его артикуляцией. Нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков. Преобладающими являются смешанные формы нарушений звукопроизношения.
Нарушения лексического и грамматического строя речи. При сильно выраженном и рано наступившем снижении слуха развитие словаря настолько отстает от нормы, что многие из них приходят в школу, владея лишь несколькими лепетными словами. В основе недоразвития словарного запаса лежит невозможность дифференцированного восприятия на слух близких по звучанию слов и нечеткость (или полная невозможность) восприятия безударных частей слова, каковыми в русском языке чаще всего являются окончания, суффиксы и приставки. Ограниченность имеющегося у данных детей словарного запаса приводит к неточности употребления слов, к расширению их значений. Для детей с нарушением слуха характерны грубые искажения звукослоговой структуры слов. Одним из важнейших проявлений недоразвития речи у детей является несформированность у них грамматического строя речи. Наблюдается неправильное согласование слов, неправильное употребление падежных окончаний, пропуск предлогов, употребление лишних предлогов и другие ошибки.


1.5. Планируемые результаты освоения Программы
I год обучения
Развитие речи
• Подражает речи взрослых в доступной для них форме
• Приближенное произношение изучаемых слов сопряжено и отраженно (голосовые реакции, артикулирование беззвучное и озвученное, проговаривание гласных, слогов, контура слов и т.п.)
• Подкладывает таблички со словами к соответствующим предметам
• Показывает предметы и их изображения по устному называнию, подкрепленному табличкой
• Различает на слух отработанные слова
Обучение произношению
• Воспроизводит звукоподражания, лепетные и полные слова, которые могут произноситься точно, приближенно, усечено
• Воспроизводит фразы из 2-3 слов
• Выполняет различные крупные и мелкие движения руками, включая движения фонетической ритмики
• Воспроизводит в составе слов и фраз не менее трех гласных и четырех согласных звуков
II год обучения
Развитие речи
• Понимает и выполняет поручения по устной и письменной инструкции
• Отвечает на вопросы целой фразой
• Употребляет в речи вопросительные предложения
• Глобально читает знакомые слова
• Складывает и пишет имена детей
• Составляет описание сюжетной картинки двумя-тремя фразами
• Выполняет упражнения для пальцев (сочетания нескольких дактилем по подражанию)
Обучение произношению
• У детей имеется потребность в устном общении
• Развиты первичные навыки воспроизведения полных слов
• Умеет произносить фразы из 2-3 полных слов
• Воспроизводит в словах и фразах близко к норме не менее четырех гласных и семи согласных
III год обучения
Развитие речи
• Воспринимает связный рассказ педагога на определенную тему ( слухо-зрительное восприятие текста из 3-4 фраз с выборочным дактилированием слов)
• Умеет вести диалог (2-3 предложения)
• Узнает предметы по их описанию (3-4 предложения)
• Читает короткий рассказ
• Составляет короткий рассказ (3-4 предложения)
Обучение произношению
• Использует в устной речи не менее 100 слов. Слова про¬износятся слитно, в темпе, близком к естественному, с выра¬женным ударением, с соблюдением звукового состава на уровне произносительных возможностей ребенка;
• Употребляет в речи не менее 17 звуков (а, о, у, э, и; п, б, т, д, ф, в, м, н, с, л, к, р)
IV год обучения
Развитие речи
• Употребляет в речи вопроситель¬ные, побудительные и отрицательные предложения в соответ¬ствии с коммуникативными задачами в устной, устно-дактильной, письменной (выбор таблички, запись отдельных слов) формах речи.
• Выражает отношение к игре, к заданию, к событию. Уметь оценивать выполнение заданий.
• Составляет описание на заданную тему (погода, режим дня, праздник, завтрак, обед, ужин), по сюжетной картинке (5 – 7 предложений) в устной и устно-дактильной форме речи.
• Читает текст, драматизирует его, подбирает картинки по содержанию, делает зарисовки содержания (5 – 10 пред¬ложений).
• Составляет рассказ на заданную тему из рассыпного тек¬ста (3 – 5 предложений).
• Читает наизусть короткие стихотворения на знакомые те¬мы (с соблюдением всех требований к произношению).
• Угадывает предметы по описанию (из 3 – 4 предложений).
• Умеет дифференцировать значения слов, близких по со¬держанию или звучанию, в специальных речевых упражне¬ниях.
Обучение произношению
• употребляет в устной форме без дактильного сопровожде¬ния не менее 200 слов; произнося их слитно, с выраженным ударением, с соблюдением некоторых орфоэпических норм, без призвуков в стечениях согласных звуков;
• Предложения произносит слитно, при необходимости членятся на синтагмы, в темпе, близком к естественному;
• соблюдает в речи некоторые нормы русской орфоэпии:
• пользуется голосом нормальной высоты, силы, без гру¬бых нарушений тембра;
• употребляет в речи не менее 20 звуков (а, о, у, э, и; п, б, т, д, м, н, в, ф, л, р, к, г, с, з, ш, я, е, ё, ю)
V год обучения
Развитие речи
• Самостоятельно употреблять в речи (в разных ее формах) в конкретных речевых ситуациях все типы высказываний, предусмотренных на четыре года обучения.
• Составлять распространенные высказывания с помощью наводящих вопросов Варьировать высказывания различных типов
• Выражать отношения к происходящим событиям
• Уметь составлять описание сюжетной картинки с исполь¬зованием имеющихся сведений о природе.
• С помощью педагога выбирать темы беседы или сообщения, используя при этом нужные слова в соответствующих грамматических формах.
• Самостоятельно читать доступные по содержанию рассказы.
• Составлять подробное описание событий из жизни детей в группе и дома (по наводящим вопросам, зарисовкам, де¬монстрации действий). Уметь рассказать о культурно-массовых мероприятиях (посещение музеев, детских спектаклей, кинотеатра и т.д.).
Обучение произношению
• Употребляет в устной форме словарь, предусмотренный программой развития речи, все основные слова и фразы, связанные с проведением режимных моментов, с изобразитель¬ной деятельностью, с игровой деятельностью, основную фра¬зеологию из программ то развитию математических представ¬лений, по музыкальному воспитанию, развитию слухового восприятия – всего не менее 400 слов, преимущественно в контексте фразы;
• произносит речевой материал слитно, с выраженным ударением, без призвуков, соблюдая нормы русской орфоэпии, в темпе, близком к естественному;
• употребляет в речи все гласные, согласные (за исключением мягких и аффрикат), дифтонги (восходящие: я, ё, е, ю; нисходящие: ай, ой, ей, уй).

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования три раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, фонематических картах (отмечается особенности звукопроизношения ребенка), протоколах обследования речи (отмечается особенности произносительной, интонационной стороны речи и динамика речевого развития).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание специальных условий для получения образования детей с нарушение слуха
Требования к условиям реализации программы.
Психолого-педагогическое обеспечение:
1.Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок).
2.Обеспечение психолого-педагогических условий:
- коррекционная направленность образовательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка на адекватной возрасту форме работы с детьми - игровой деятельности,
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности).
3.Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специализированных задач обучения, ориентированных на воспитанников с нарушением слуха; использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; использование ТСО; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемой на индивидуальных и групповых занятиях).
4.Обеспечение здоровье сберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
5.Обеспечение участия всех детей с нарушением слуха, независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
2.1.1.Образовательная область «Речевое развитие»

Первоначальный этап развития речи.
Цель: развитие навыков восприятия устной речи на слухо-зрительной и слуховой основе и овладение произносительной стороной речи
Направления работы
Обучение восприятию на слух неречевых и речевых сигналов Развитие импрессивной речи Формирование экспрессивной речи
Формировать условно-двигательную реакцию на неречевые и речевые сигналы
Знакомство со звуками окружающего мира
Учить определять громкость, количество, темп, долготу, слитность звучания
Узнавать звучание музыкальных инструментов
Различать на слух бытовые шумы
Различать на слух звукоподражания, лепетные слова, полные слова, фразы

Обучение глобальному чтению
Учить находить предметы или его изображение по устному или только по письменному его обозначению
Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого
Учить понимать слова обобщающего значения
Учить показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией
Научить вести односторонний диалог (педагог задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него)
Понимать вопросы: Кто? Что? Куда? Где? Что делает?
Развитие активной подражательной речевой деятельности
Учить сопряженно-отраженному проговариванию слов
Учить подражанию голосам животных, звукам окружающего мира, звукам музыкальных инструментов
Учить отдавать приказания: на, иди, дай
Учить указывать на определенные предметы: вот, это, тут, там
Учить проговаривать двусоставные фразы
Вызывание звуков с помощью фонематической ритмики (А, У, Э, М, Н, П, Т, Ф, С, Л, В)
Обучать выполнению различных крупных и мелких движений рук и туловища с одновременным проговариванием (фонетическая ритмика)
Развивать глобальное чтение

Развитие речи для детей среднего дошкольного возраста

Цель: Овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.

Направления работы
Развитие фонематического восприятия Формирование лексико-грамматических категорий Обучение чтению Развитие разговорной и связной речи
Обучение произношению
Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки
Развитие способности узнавать и различать громкость, количество, темп, длительность, слитность неречевых и речевых звуков
Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти
Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков
Преобразование слогов за счет изменения одного звука
Различение интонационных средств выразительности в чужой речи
Учить общаться и усваивать любую информацию в виде целостных семантических образований.
Расширять объем воспринимаемого речевого материала за счет различных по коммуникативной направленности высказывания (вопросы, побуждения, сообщения, отрицания) и уточнять их значение

Формировать понимание обобщающего слова, видо-родовых отношений
Учить понимать связи по типу «целое и его часть»
Использовать антонимы как средство осмысления значений слов
Учить понимать и использовать конверсивные отношения слов
Использовать синонимы для уточнения значений слов и расширения словаря


Формирование навыков аналитического чтения и уточнения звуко-буквенной структуры слов
Развитие дактильной формы речи
Развивать умение составлять слова и фразы из разрезной азбуки
Формировать навык плавного чтения, соблюдения пауз, точного воспроизведения буквенного строения каждого слова
Развитие понимания смыслового содержания прочитанного

Учить выражать общепринятыми словесными средствами разные потребности: просьбы, желания, жалобы, согласие и несогласие, удивление, обиду и др.
Развивать общение в устной и устно-дактильной форме
Приучать использовать речевые образцы взрослого, включать в речевое обращение к другим детям, педагогам имена и местоимения: я, ты, мы.
Побуждать к инициативным высказываниям (актуализируя усвоенные образцы с помощью вопросов и побуждений)
Учить участвовать в беседе, вести диалог
Развитие связной описательно-повествовательной речи (тексты-описания, описание предметов, описание серии картинок, описание сюжетной картинки)
Постановка и активизация звуков: А, О, У , Э, И, П, Б, Т, Д, М, Н, В, Ф, Л, Р, К, Г, С, З, Ш, Я, Е, Ё, Ю

 

Развитие речи для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Создание условий для всестороннего развития ребенка инвалида и содействие коррекции и профилактики речевых нарушений, личностного развития, содействие успешной социализации ребенка.

 

Направления работы
Фонемати-
ческое восприятие Работа над разными видами высказываний с различной лексической наполняемостью Развитие лексико-семантической стороны речи Обучение грамоте Развитие разговорной и связной речи
Обучение произношению
Развитие способнос-
ти различать и опознавать знакомые фразы, тексты
Различать звучание мужского и женского голоса
Распознавать на слух незнакомые тексты
Различать и опознавать на слух фразы с некоторыми изменениями в структуре
Выделение звука из ряда слогов
Выделение ударного звука
Определение места звука в слове
Различение слов, близких по звуковому составу
Определение последовательности звуков в слове
Усвоение моделей предложений и составление на их основе новых структур предложений
Включение в речь предложений с различной лексической наполняемостью
Составление предложений по опорным словам, по демонстрации действий, по картинкам, по прочитанному тексту, на заданную тему и т.д. Расширение пассивного и активного словаря
Уточнение значения слов с абстрактным значением
Конкректизация слов, необходимых для оценки черт характера и поступков
Расширение словаря за счет синонимов и синонимических оборотов
Формирование обобщений, понятийной стороны слова
Уточнение многозначных слов, дифференциация и конкретизация родственных слов
Уточнение видо-родовых отношений слов
Уточнение смысловых связей «целое и его часть»
Обогащение речи за счет синонимов и антонимов
Развивать умение словообразования Воспитывать интерес к чтению
Развивать умение понимать смысловое содержание прочитанного
Развивать навык плавного чтения с паузами в конце предложения и внутри по синтагмам
Учить орфоэпическому произнесению слов
Развитие и координация движений кисти рук и пальцев
Составление из букв разрезной азбуки слов и подписей к картинкам, изображающим предметы и действия
Звукобуквенный анализ слова
Выделение в словах отдельных звуков, установление количества звуков в слове, их последовательности, выделение ударных слогов
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком и буквой
Узнавание и называние букв по характерным признакам
Составление слов из заданной последовательности звуков
Определение количества слогов в слове
Обучение диалогу, преимущественно вопросно-ответной форме
Обучение связной контекстной описательно-повествовательной речи
(описание, рассуждение, повествование)
Постановка и активизация всех гласных и согласных (за исключением мягких и аффрикат)

 

2.2.Описание используемых специальных методов, условий и форм коррекционной работы
Организация жизни и деятельности детей осуществляется в основных моделях организации образовательного процесса:
-совместной деятельности взрослого и детей (организованная образовательная деятельность);
-в режимных моментах, самостоятельной деятельности детей (актуальная предметно-развивающая среда);
-во взаимодействии с семьями детей;
Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы:
1.Дактилологию, которая используется в качестве вспомогательного средства, облегчающих восприятие речи, звукового состава слов.
2.Звукоусиливающая аппаратура, идивидуальные слуховые аппараты, приспособления для облегчения формирования и коррекции произношения.
3. Письмо и чтение для слабослышащих детей не только более доступный способ усвоения знаний, но и полноценные средства овладения языком.
4.Наглядные средства - это натуральные объекты. Их графические изображения, сюжетные картинки, макеты, муляжи, экранные пособия. Роль заключается в том, что они должны не иллюстрировать материал, а наглядно раскрывать его содержание.
5.Наглядно-действенные средства способствуют формированию представлений и понятий. К ним относятся преднамеренное создание ситуаций, инсценировка, драматизация, пантомима. Использование их помогает наглядно обозначить межпредметные связи, причинно-следственные отношения тех или иных явлений. Все эти средства используются со словесными способами обозначения, доступные на данном уровне речевого развития.
В своей деятельности учитель-логопед использует различные авторские методики:
1.Назарова Л.П. «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха»;
2.Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. «Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом»;
3.Носкова Л.П. «Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха»;
Среди специальных приемов работы со слабослышащими детьми можно выделить следующие:
1.Дактильная (ручная) азбука;
2.Фонетическая ритмика, артикуляционные и дыхательные упражнения, игры;
3.Метод экрана. Обучение слухозрительному и слуховому восприятию речи;
4.Метод развития активного и пассивного словаря; тематические альбомы, карточки, дидактические игры;
При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала (см. учебный план), с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум, исходя из речевых и слуховых возможностей детей, и основываясь на речевой материал Программы. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Согласно нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», СанПиНа 2.4.1.2660-10, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 №91, учтены требования к организации режима дня и учебных занятий. Максимально допустимы объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать норм, допустимые СанПиНами (п.2.12.7).
Группу посещают слабослышащие дети, имеющие Ш, IV степени тугоухости. Режим работы группы-пятидневный с 12 часовым пребыванием детей в учреждении, выходные дни – суббота, воскресенье.

Календарно – тематический план
I – год обучения

Месяц Неделя Тема


Сентябрь 1 «Здравствуй, детский сад»
2 «Семья»
3 «Игрушки»

4


Октябрь 1 «Овощи»
2
3 «Фрукты»
4
Ноябрь 1 «Части тела»
2
3 «Продукты питания»


4
5 «Обувь»
Декабрь 1 «Одежда»

2
3 «Новый год»

4
Январь 1 Рождественские каникулы
2
3 «Животные»
4
Февраль 1
«Улица»
2
3 «Мебель»
4
Март 1 «Женский день» - семья
2
3 «Посуда»
4
Апрель 1 «Весна»
2
3 «Транспорт»
4
Май 1 «Учебные принадлежности»
2
3 «Части тела»
4
5 «Времена года»- лето

 

II-III –IV-V год обучения

Месяц Неделя Тема
Сентябрь 1 «Здравствуй, детский сад» - адаптация.
2 «Семья» - адаптация, диагностика.
3 «Игрушки»
4 «Фрукты»,«Овощи»
Октябрь 1 «Осень»
2 «Учебные принадлежности»
3 «Растения»
4 «Дикие животные»,
«Домашние животные»
Ноябрь 1 «Части тела»
2 «Продукты питания»
3 «Посуда»
4 «Мебель»
5 «Одежда. Обувь»
Декабрь 1 «Здравствуй, Зимушка-зима!»
2 «Участок. Зимние забавы»
3 «Цвет, форма, величина»
4 «Новый год»
Январь 1 Рождественские каникулы
2 «Части тела»
3 «Я и моя семья»
4 «Дом»
Февраль 1 «Предметы гигиены» - адаптация, диагностика.
2 «Магазин, рынок» - адаптация, диагностика.
3 «Профессии»
4 «Наши защитники»
Март 1 «Женский день»
2 «Учебные принадлежности»
3 «Бытовая техника»
4 «Птицы»
5 «Одежда. Обувь»
Апрель 1 «Продукты питания»
2 «Весна»
3 «Растения»
4 «Транспорт»
Май 1 «Мой город. Улица»
2 «День Победы»
3 «Животные»
4 «Насекомые»
5 «Времена года»

2.3. Логопедическое сопровождение образовательного процесса.
Диагностическое направление
Диагностика проводится 3 раза в год. Первичное обследование 1-15 сентября; промежуточное обследование 1-15 февраля; итоговое обследование 1-15 июня.
Задачи:
1. Выявление как актуального уровня развития ребенка, так и определение зоны ближайшего развития.
2. Составление индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка
Диагностика произношения проводится по методике Шматко Н.Д., Пелымской Т.В. Дидактический материал позволяет обследовать усвоение детей с нарушением слуха различных сторон произношения: речевое дыхание, голос, звуки и их сочетания, слово и фраза. Цель обследования – выявление максимальных возможностей каждого ребенка.
Проверка произношения проводится в ходе двух-трех индивидуальных занятий. При необходимости количество времени на обследование увеличивается.
Обследование состояния речи детей с нарушением слуха включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. Обследование проводится по методике Николаевой Т.В. Для специального обследования используется определенный список слов и фраз из разных тематических групп. Проверка проводится индивидуально с каждым ребенком в привычной для него обстановке.
Результаты обследования заносятся в протокол. По результатам обследования составляется индивидуальный маршрут обучения.

Коррекционное направление.
Задачи развития слуха и речи , которые являются приоритетными для всех воспитанников группы детей с нарушением слуха реализуются на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Форма организации занятий – подгрупповая и индивидуальная. При формировании подгрупп учитывается возраст детей, индивидуальный темп деятельности, его функциональное состояние, сходные по характеру и степени выраженности нарушения. Состав подгрупп может меняться в течение года в зависимости от индивидуальных успехов каждого ребенка. Все остальное время во всех возрастных группах занимают индивидуальные занятия с детьми.
Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения. И предусматривает проведение следующих видов подгрупповых занятий.
Занятия проводятся по строго установленному расписанию на всю рабочую неделю, ежедневно в одно и то же время и в одном и том же месте. Перед глазами детей всегда должны быть доска и наборное полотно для табличек и картинок. В режиме проведения каждого занятия предусматриваются непродолжительные паузы, когда все дети группы выполняют те или иные движения, игровые действия. Начало, конец и промежуточные этапы занятия могут отличаться разного рода сигналами (звуковыми, зрительными, речевыми).
В течении занятия каждый из детей должен заниматься не только сидя за столом, но и рядом с педагогом. Детей поочередно поднимают с места и вызывают к столу, наборному полотну или доске.
Характерной особенностью занятий по развитию речи является многоаспектность работы над речевым материалом, т.е. обучение разным формам словесной речи ведется в единстве. Содержание работы охватывает обиходно-разговорную речь, словарь и фразеологию, описательно-повествовательную речь и чтение. На каждом занятии должны сочетаться разные виды речевой деятельности (слушание, говорение. Чтение, письмо, дактилирование)
Основным способом восприятия речевого материала на подгрупповых занятиях служит его восприятие на слухо-зрительной основе. Однако по ходу занятия определенная часть речевого материала предъявляется только на слух.
Знакомый по звучанию речевой материал предлагается дошкольникам сразу на слух. Если материал не воспринята детьми, то она предъявляется для восприятия на слухо-зрительной основе, а затем еще раз на слух.
Новый речевой материал предъявляется на слухо-зрительной основе и подкрепляется письменной табличкой. Табличка выделяется в специальное наборное полотно.
Основная задача занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению – формирование навыка восприятия на слух и воспроизведения темпо-ритмической стороны устной речи.
Основная задача работы над произношением на специальных подгрупповых занятиях – закрепить произносительные навыки, сформированные главным образом на индивидуальных занятиях.
Работа над словом предполагает закрепление навыка слитного, в нормальном темпе, с выраженным ударением, с соблюдением звуко-слогового состава и норм орфоэпии воспроизведения слова.
Работа над фразой предполагает закрепление навыка ее воспроизведения в нормальном темпе, слитно, эмоционально, интонировано.
Работа над звуками предполагает автоматизацию и дифференциацию звуков на материале слогов, слов, словосочетаний и фраз.
На подгрупповые занятия следует выносить работу только над теми звуками, которые все дети группы могут воспроизводить точно, приближенно или допустимо.
Содержанием работы по развитию слухового восприятия на специальных занятиях является тот материал, который в наибольшей степени доступен всем детям.
Содержание работы по развитию слухового восприятия:
• Обучение восприятию на слух неречевых звучаний
• Обучение воспритию на слух долготы, слитности, темпа, громкости, высоты и ритма как речевых, так и неречевых звучаний.
Слабослышащие дети имеют принципиально иные возможности в восприятии на слух речи. Поэтому на занятиях ведется работа, как по развитию неречевого слуха, так и речевого.
Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных занятий фиксируется в тетради посещаемости занятий детьми. План логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с нарушением слуха, карты развития и протоколов (сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования (февраль). В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с нарушением слуха.
Основной задачей индивидуальных занятий является формирование навыков восприятия и воспроизведения устной речи.
На индивидуальных занятиях дети учатся различать, опознавать и распознавать на слух слова, словосочетания, фразы, стихи, сказки, тексты. В первые 1,5-2 года дети обучаются ощущению неречевых и речевых сигналов.
На индивидуальных занятиях формируются первичные навыки звуковоспроизведения, корректируются дефекты голоса, речевого дыхания, звуков и их сочетаний, недостатки воспроизведения слова.
С точки зрения работы над произношением содержание индивидуальных занятий, как правило, опережает содержание специальных подгрупповых занятий. На индивидуальных занятиях педагог добивается первичного умения воспроизвести тот или иной звук, закрепляет произносительные навыки.
Индивидуальную работу с ребенком необходимо строить с учетом его реальных достижений. Если ребенок не справляется с полным объемом программы, то она сокращается с учетом его возможностей.
Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании.
Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с программой «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» и «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» авторы Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц и перспективному плану учителя-логопеда.
Подгрупповые занятия для детей с нарушением слуха приоритетно ориентированы на развитие слухового восприятия, формирование произношения, развитие словаря и связной речи, обучение письменной и дактильной формам речи, чтению.
Индивидуальные занятия направлены на осуществление индивидуальных недостатках слуха, голоса, речи и иных недостатках психофихического развития воспитанников, создающие определенные трудности в овладении программы.
В индивидуальном маршруте отражены направления коррекционной работы, которые выявляются в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребенка с нарушением слуха. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
2.4.Организация взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями и специалистами детского сада.
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой, учитель-логопед совместно с педагогами решает следующие задачи:
• Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
• Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
• Создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
• Обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
• Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• Взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития полноценного развития воспитанников;
• Воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
• Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
• Пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.
В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:
• Учет государственной политики;
• Особенности контингента детей и кадрового состава группы;
• Учет запроса родителей;
• Особенности региона.
Основные направления совместной работы учителя-логопеда и воспитателей.
1.Совместное психолого-педагогическое изучение детей предполагает участие в его проведении воспитателей, учителя-логопеда, психолога. Целью первичного обследования является изучение особенностей физического и моторного развития детей, уровня развития познавательной деятельности, сформированности разных видов деятельности, проверка состояния слуха, речи, особенностей личностного развития.
2.Совместное планирование работы. Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей особенно полно появляется в анализе программ и осуществлении ежедневного и перспективного планирования. Прежде всего определяются основные задачи воспитания и обучения детей данной возрастной группы и конкретные задачи работы по различным разделам программы. Это дает основания выявить связи между разделами, определить общую тематику занятий, вариативность методов и приемов работы. Обеспечение сквозной тематики по ряду разделов помогает обеспечить усвоение материала в разных видах деятельности, обеспечить связь наглядных и практических методов со словесными. Воспитатель использует преимущественно наглядные (демонстрацию предметов, наблюдение за объектами природы, рассматривание картинок, и др.) и практические (рисование, лепка, конструирование, обыгрывание игрушек
, дидактические игры) методы в сочетании со словесными. Учитель-логопед применяет больше словесные методы (ответы на вопросы, чтение, письмо) которые также сочетаются с наглядными и практическими.
3.Важным аспектом работы воспитателей и учителя-логопеда является создание слухо-речевой среды, которая предполагает постоянное мотивированное общение с детьми, предъявление единых требований к речи детей. Учитель-логопед и воспитатели обсуждают единые к использованию разных форм речи, осуществляют контроль за устной речью детей.
Очень важно всем педагогам группы совместно подбирать речевой материал, который будет использоваться в быту, в свободных играх, при организации занятий. Это в основном слова и фразы разговорно-обиходного характера: приветствия, извинения, благодарность и др. В зависимости от возраста детей и состояния речи определяется речевой материал, который употребляется в течение квартала в разных видах деятельности.
В ежедневной работе связь учителя-логопеда и воспитателей заключается в обсуждении результатов проведения занятий и организации свободной деятельности, взаимопосещениях, проведении комплексных занятий.
2.5. Работа с родителями.
Цель взаимодействия педагогов с семьей: оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, включает непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
1. После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям ( или лицам , их заменяющим ) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях , выявленных у ребёнка . Далее учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно -развивающую программу , предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной , согласованной работы педагогов детского сада и родителей .
2. Участие в групповых родительских собраниях в группе : «Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы на учебный год», «Занятия с ребенком дома», «Подведение итогов коррекционно-развивающей работы».
3. Приглашение родителей на индивидуальные консультации: «Развиваем пальчики – развиваем речь», «Тренируем язычок», «Игры для развития слуха», «Чему мы научились», «Дактильная речь».
4. Приглашение на открытые занятия .
5. Оформление для родителей информационного логопедического стенда: «Тема недели», «Метод материнской школы», «Мы слышим и понимаем речь, а также говорим – мозгом», «Организация общения со слышащими людьми».
6. Привлечение родителей к выполнению домашних заданий с детьми.
Родителям оказывается помощь ребёнку в выполнении заданий , в оформлении логопедической тетради , дидактического материала для занятий дома ; предлагаются игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики ребенка , а также на развитие психических процессов . Логопед напоминает о том , что систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь , приводят к положительному результату и наиболее эффективной работе.
Особенностями работы с родителями в группе № 4 детей с нарушением слуха, является то, что все родители тоже имеют нарушения слуха. Специалистами нашей группы используются следующие методы и формы работы:
1. Ведется альбом «Учебный год» каждую неделю в группе ведется фотоотчет о занятиях, о режимных моментах, об успехах детей. Фотографии печатаются и оформляются вместе с детьми в альбом, который находится в открытом доступе для всех родителей группы.
2.Праздники в группе № 4 детей с нарушением слуха проходят с использованием презентаций для родителей, с помощью большого экрана и проектора выводиться вся информация о происходящем на мероприятии.
3. Педагогами группы ежеквартально печатается газета, в которой есть странички у каждого специалиста с различными тематическими статьями.
4. Тематические наглядные «папки передвижки» в уголке «информация для родителей».
5.Педагогами ведется онлайн-альбом, где размещаются фото и видео праздников и значимых событий в жизни группы. Родители также добавляют в него фотографии с совместных прогулок и различных мероприятий.
6. в МДОАУ №60 на страничке своего сайта создана онлайн консультация для родителей.

2.6. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Образовательная деятельность основана на организации видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования. Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах — это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды.
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). Коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования).
Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение организуется как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) вслух.
Образовательная деятельность включает:
— индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, подвижные и пр.);
— создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, проявлений эмоциональной отзывчивости ко взрослым и сверстникам;
— беседы и разговоры с детьми по их интересам;
— рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;
— индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
— двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня;
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Совместная игра детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера обогащаются представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывают детей на задушевный разговор, связывают содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах. Ситуации планируются заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

Виды культурных практик Содержание культурных практик
Правовые практики детской деятельности
- практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.
Практики культурной идентификации ребенка - это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры.
Свободные практики детской деятельности - практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Практики целостности телесно-душевно-духовной организации детской деятельности - это способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.
Практики возможностей детской деятельности - практики развития способности ребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления действительности.


2.7. Способы и направления поддержки детской инициативы
Деятельность по поддержке детской инициативы:
-Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта
-Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым идам деятельности.
-Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
-Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
-Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
-Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
-При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
-Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.
-Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.


Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
-непосредственное общение с каждым ребенком;
-уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
-недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми
-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
-развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
-создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
-организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
-поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
-оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

 

 

 

3. Организационный раздел


3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы

Развивающая предметно-пространственная среда дефектологического кабинета, группового помещения и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям и полностью соответствует требованиям Программ для детей с нарушением слуха.
Группа воспитанников с нарушением слуха имеет помещения в соответствии с учебным планом:
• Кабинет слухового восприятия
• Кабинет учителя-дефектолога
• Комната педагога-психолога/сенсорная комната
• Музыкальный зал/спортивный зал
Оборудование логопедического кабинета

№п/п Оборудование Количество (штук)
1. Настенное зеркало 50x100 см. 1
2. Зеркало по количеству детей. 4
3. Шпатели одноразовые
4. Классная доска , расположенный на уровне роста детей. 1
5. Столы для занятий 4
6. Шкаф для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы. 1
7. Полка для наглядного материала, музыкальных инструментов 1
8. Стол для аппаратуры 1
9. Стулья. 5
10. Интерактивная панель HighPanel 1
11. Ширма 1
12. Микшерный пульт XENYX 502 1
13. Музыкальный центр LG 1
14. Наушники AIR Tone AT – 688 MV 5
15. Усилитель для наушников Micro AMP HA 400 1
16. Микрофон THOMSON M 135 5
17. Тумбочка для пособий
1
18. Ковровое покрытие 1

Пособия для развития мелкой моторики
1. Д/и «Зернышки»
2. Д/и «Золушка»
3. Д/и «Пуговицы»
4. Д/и «Магнитная мозаика»
5. Д/и «Мозаика»
6. Д/и « Собери машину»
7. Шнуровка «Транспорт»
8. Шнуровка «Львенок»
9. Массажные мячики
10. Д/и «Счетные палочки»
11. Набор мелких игрушек

Пособия для развития артикуляционной моторики
1. Пособие «Артикуляционная карусель»
2. Пособие «Смешарики»
3. Пособие «Сказки для язычка»
4. Индивидуальные зеркала
5. Шпателя
6. Ватные палочки

Пособия для развития дыхания
1. «Цветочки»
2. «Листики»
3. «Бабочки»,
4. «Ветерок»
5. «Султанчики»
6. «Песенки гласных»
7. «Парус»
8. «В море»
9. «Колобок»
10. «Ватные шарики»
11. «Кораблики»
12. «Волшебная бабочка»

Пособия по развитию речи
1. Тематические папки с набором табличек
2. Кассы букв
3. Д/и «Времена года»
4. Лото «Магазин»
5. Лото «Растения и животные»
6. Лото «В деревне»
7. Домино «Игрушки»
8. Д\п «Смешарики-читарики»
9. Д/и «Поварята»
10. Д/и «Мир вокруг нас»
11. Д/и «Речецветики»
12. Д/и «Пеньки»
13. Д/и «Найди букву»
14. Д/и «Составь слово»
15. Д/п «Набор букв»
16. Д/п«Весёлый поезд»
17. Д/п «Волшебная бабочка»
18. Д/п «Составь фразу»
19. Мягкие игрушки
20. Опорные схемы для составления описательного рассказа
Пособия по развитию слухового восприятия
1. Д/и «Найди звук»
2. Д\п «Такие разные звуки»
3. Музыкальные инструменты
4. Предметные картинки
Оснащение группы для коррекции речи
№п/п Оборудование Количество (штук)
1. Наборное полотно со словами-карточками 1
2. Пособие «Тема недели» 1
3. Картотека «Фонематическая ритмика» 1
4. Картотека игр для развития слухового восприятия 1
5. Картотека дыхательной гимнасттики 1
6. Картотека пальчиковых игр 1
7. Картотека физминуток 1
8. Картотека игр, развивающих коммуникативные способности 1
9. Картотека гимнастики для глаз 1
10. Стол для занятий 1
11. Стул 2
12. Доска-мольберт 1


3.2. Сведения об обеспеченности методическими материалами и средствами обучения воспитания

Наименование Авторы Год
издания
Коррекционные программы
«Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д. и др. М. Просвещение
1991
«Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д. и др. М. Просвещение
1991
Коррекционные технологии
«Новые логопедические технологии» Акименко В.М. Ростов н/Д: Феникс , 2009
«Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития» Датешидзе Т.А. СПб.: Речь, 2004

Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста» Иванова А.Е., Кравец О.Ю. и др.: под ред. Н.В. Серебряковой. СПб.: КАРО, 2008

Логопедия
Под ред. Л.С. Волковой М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007
«Методика развития слухового восприятия детей с нарушениями слуха» Назарова Л.П. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001

«Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха» Носкова Л.П. М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

«Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом» Пелымская Т.В., Шматко Н.Д М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003

«Сурдопедагогика» Андреева Л.В М.: Издательский центр «Академия», 2005

«Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом: Методическое пособие»
Николаева Т.В. М.: Издательство «Экзамен», 2006
« Методические рекомендации к альбому для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом» Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. М.: Советский спорт, 2004

Методические пособия
«Логопедические занятия в детском саду» - Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010

«Развитие речи: мир вокруг тебя» - Жукова Н.С. Москва: Эксмо, 2017

«Букварь» Жукова Н.С. М.: Эксмо, 2013

«Азбука с крупными буквами для малышей» - Жукова О.С Москва: Издательство АСТ, 2016

«Альбом для логопеда» Иншакова О.Б. М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2013

Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы авт.-сост. Л.Е. Кыласова. Волгоград: Учитель, 2011

Николаева Т.В. «Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста с нарушенным слухом»
Николаева Т.В. М.: Издательство «Экзамен», 2006
«Как воспитать гения: Упражнения для развития речи» Парамонова Л.Г. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002
Психоречевая диагностика детей 3-7 лет авт.-сост. Е.П. Кольцова, О.А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2012

«Альбом для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом». Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. М.: Советский спорт, 2004


3.3.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Организация жизнедеятельности детей с нарушением слуха во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.
Развивающей среды построена на следующих принципах:
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; Для трансформации среды в группах используются складные ширмы, большой конструктор, мебель.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
● возможность самовыражения детей.
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
● доступность для детей с нарушением слуха, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;
● свободный доступ детей посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, оборудованы кабинеты слухового восприятия, дефектолога, оснащенные всем необходимым оборудованием, (аппаратурой коллективного пользования, компьютером, сенсорной панелью, необходимым компьютерным обеспечением).
Предметно - развивающая среда отвечает требованиям ФГОС и направлена на реализацию адаптированной образовательной программы дошкольного образования, способствует сохранению единого образовательного пространства, обеспечивает гуманитарность дошкольного образования, ориентированного на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребёнка, свободного развития его личности в современном обществ.
Организация развивающей среды в группе детей с нарушением слуха выстроена с учетом ФГОС, и направлена на возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, обладают возможностью изменяться по объему — сжиматься и расширяться, то есть имеют подвижные, трансформируемые границы, имеют возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, в группе находятся различные пространства для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразные материалы, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободу выбора детей; также происходит периодическая сменяемость игрового материала, игры, пособия находятся в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов соответствуют нормам безопасности, а также возрасту детей группы.

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха
У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь. В группе созданы условия для глобального чтения (используются таблички и надписи на предметах, игрушках, и д.р)
- Игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий.
- Схемы составления описательных рассказов, предложений.
- Схемы последовательности действий, алгоритмы.

 

 

 

3.4. Расписание организованной деятельности
Расписание образовательной деятельности
ГКН ГиСС ;4 (младшая гр) МДОАУ№60

ПОНЕДЕЛЬНИК
9.00 – 9.10 Лепка /аппликация+ ознакомление с миром природы
9.40 – 10.10 Музыка
10.20 – 10.35 Развитие слухового восприятия

ВТОРНИК

9.35 – 9.50 Развитие речи
10.10 – 10.25 Физическая культура в помещении


СРЕДА
9.00 – 9.10 Развитие речи
9.25 – 9.35 Рисование + ознакомление с миром природы
9.45 – 9.55 Музыка


ЧЕТВЕРГ
9.00 – 9.10 Формирование элементарных математических
представлений
9.40 – 9.50 Развитие речи
11.00 – 11.10 Физическая культура в помещении

ПЯТНИЦА
9.00 – 9.20 Индивидуальные занятия
9.35 – 9.45 Развитие слухового восприятия
9.50 – 10.00 Физическая культура в помещении

 

 

Расписание образовательной деятельности
ГКН ГиСС ;4 (подготовительная гр) МДОАУ№60

ПОНЕДЕЛЬНИК
9.00 – 9.30 Развитие слухового восприятия
9.40 – 10.10 Музыка
10.20 – 10.50 Развитие речи
15.35 – 16.05 Лепка + ознакомление с окружающим миром

ВТОРНИК

9.00 – 9.25 Развитие речи
9.35 – 10.00 Формирование элементарных математических
представлений
10.10 – 10.40 Физическая культура в помещении
15.35 – 16.05 Ознакомление с миром природы

СРЕДА
9.00 – 9.30 Развитие слухового восприятия
9.45 – 10.15 Музыка
10.25 – 10.55 Развитие речи
15.35 – 16.05 Рисование + ознакомление с окружающим миром


ЧЕТВЕРГ
9.00 – 9.30 Развитие речи
9.40 – 10.10 Формирование элементарных математических
представлений
11.00 – 11.30 Физическая культура в помещении
15.35 – 16.05 Аппликация+ ознакомление с окружающим миром

ПЯТНИЦА
9.00 – 9.25 Развитие слухового восприятия
9.35 – 10.00 Индивидуальные занятия
11.00 – 11.30 Физическая культура на улице
15.35 – 16.05 Рисование + ознакомление с окружающим миром