докладчик:
Лукшина Елена Васильевна
Учитель географии и биологии
МОУ «Основная школа-интернат
Краснооктябрьского района Волгограда»
Волгоградская область
«Применение игровой технологии на уроках географии и биологии».
В современной практике обучения географии и биологии большую популярность получили игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения, но как сделать, чтобы учебный труд был бы непринужденным, характеризовался высоким качеством образования, и стал для учащихся потребностью в усвоении знаний, умений и навыков, результативностью? Большой помощью в повышении эффективности учебного процесса является его организация с применением игровых технологий, как одного из дидактических принципов обучения. Поэтому тема моей работы: «Применение игровой технологии на уроках географии и биологии».
Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая результативными, другие предпочитают классические формы учебного процесса. Для дальнейшего развития игровых технологий и более полного использования их педагогических возможностей, особенно с точки зрения развития личности учащихся, представляет интерес выявление особенностей развития игровых технологий, мнений учащихся о педагогических играх. Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение
Использование игр в обучении географии решает множество задач:
Применение игровой технологии способствует
• развитию творческой и познавательной активности обучающихся;
• содействует развитию интереса к изучению географии и биологии;
• повышает эффективность обучения;
• создает доброжелательную атмосферу учебной деятельности, открытости, способствует разрядке напряженности, снимает утомление.
Мнение учащихся об игровой деятельности на уроках географии и биологии.
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
1.Из предложенных форм урока наибольшее число учащихся, независимо от возраста, отдают предпочтение игровым. Максимальный выбор этой формы приходится на 5-7классы.
2. Отличительные особенности в выборе игровых уроков между классами одной параллели различаются по уровню незначительно и составляют 8-10%.
3. Отдавая предпочтение играм можно провести связь с личностными чертами детей и особенностями их характера: манерой общения , статусом в классе, социальным положением.
4.Значительны различия относительно выбора других форм урока. Так, предпочтение обычному (комбинированному) уроку отдают учащиеся 8 и 9 классов.
Анализ мотивов выбора учащимися игровых форм урока показывает следующее:
1.Учащиеся разного возраста имеют сходные основные мотивы. Первые позиции во всех классах занимают следующие мотивы:
-интерес к такой форме урока;
-усвоение новых знаний;
-более лёгкое усвоение и запоминание материала.
2. Нужно отметить и возрастные особенности . Так, учащиеся 6 и 7 классов выделяют момент для повторения изученного материала, а в 8 и 9 классах на этом моменте внимание уже не акцентируется. Можно предположить, что в 6 и 7 классах чаще всего на первое место выходят игры-турниры, большая часть которых используется на уроках обобщающего повторения. А в 8 и 9 классах эти игры заменяются на постановочные, и применяются на других этапах обучения.
В 6 и 7 классах несколько человек свой выбор этой формы урока объясняют возможностью общения. В 8 и 9 классах для 5 человек значимым является получение хороших оценок
Часто дети хотят обрести поддержку у своих родителей, но родители заняты свой деятельностью и просто не замечают как нуждаются дети в их одобрении и похвале, поэтому познавательный интерес снижается и не только к предметам географии и биологии, но и к самомому образовательному процессу . Учащиеся начинают проявлять пассивный образ жизни, хотя у многих из них имеется творческий потенциал. Учащиеся ходят в школу, но своё свободное время проводят за просмотром фильмов и телепередач или посещая интернет-ресурсы. Познавательный интерес развивать в таком положении бывает очень трудно, но возможно, если добавить в свои уроки игровые моменты, но делать это нужно с учётом психолого-возрастных особенностей.
Главное отличие учащихся в 5 классе, например от 9 класса, состоит в сюжетно-игровом решении. Игра присутствует в жизни детей и всегда им сопутствует. Поэтому на моих уроках в 6 классах часто присутствует элемент игровой деятельности, что способствует развитию фантазии, творческому подходу к изучению материала учащимися и надолго остаётся в их памяти. И, конечно важно отметить, что дети в этом возрасте ждут похвалы и одобрения, для них важно оценивание результат, если у них что-то не получается на уроке, я даю шанс исправиться, подготовив дополнительный материал по изученным темам, что приводит к хорошим итогам и стимулирует успеваемость по предмету.
Играя, дети могут научиться радоваться не только своим индивидуальным победам, но и помочь своей группе, в которой они работают достичь определённых положительных результатов и уже радоваться за совместные успехи и достижения.
И в завершении хочется сказать, что выстраивая свои уроки, учитель не должен забывать о том, что:
"Значительная часть игр ребенка рассчитана на то,
чтобы освежать и возбуждать в уме процессы
воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать
искры мысли..."
И.А. Сикорский.