выполнила:
Кривенкова Ирина Вячеславовна
музыкальный руководитель
ГБОУ ООШ № 23 СП - детский сад
Самарская область, г.о. Чапаевск
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ»
Тема НОД: «Музыкальная гостиная»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (музыка)
Интеграция образовательных областей: Художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Формы организации совместной деятельности: музыкально-дидактические игры, беседы, решение проблемных ситуаций, отгадывание загадок, восприятие музыкальных произведений, пение, музыкальная импровизация на шумовых инструментах, двигательная.
Методы и приемы: вводная беседа, использование разрезных картинок, использование интерактивных игр, исполнительская и танцевальная деятельность.
Участники: музыкальный руководитель, воспитатель, дети подготовительной группы.
Цель занятия: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике.
Задачи:
Образовательные:
формировать культуру слушания;
• продолжать знакомство с творчеством П. И. Чайковского; А. Вивальди, С. В.Рахманинова, Д.Д Шостаковича, познакомить с творчеством М. П.Мусорского
• учить вызывать эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;
• учить детей отвечать полным ответом на поставленные вопросы, ясно излагать свои мысли.
Развивающие:
• развивать слуховое внимание и музыкальную память;
• развивать чувство ритма;
• развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, образ и содержание которой связаны с миром сказки;
• формировать умение передавать характер музыки через игру на детских музыкальных инструментах и танцевальных движениях.
Воспитательные:
• воспитывать у детей интерес и любовь к классической музыкальной культуре;
• воспитывать культуру речевого общения, чувство сопереживания;
• подводить детей к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры мимикой, движениями, интонацией;
• совершенствовать и развивать коммуникативные навыки
• Предварительная работа воспитателя с детьми:
Познакомить детей с творчеством композиторов А. Вивальди, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, Д.Д.Шостаковича, М.П.Мусорского. Прослушивание музыкальных произведений «Осень» А. Вивальди, Д. Д. Шостакович «Вальс-шутка»; С. В. Рахманинов «Итальянская полька»; П. И. Чайковский «Нянина сказка». Разучивание с детьми песни «Наша бабушка» музыка Слонова. Разучивание текста и движений физкультминутки «Баба-Яга».
Закрепить знания детей о жанрах музыки, о видах танца, о разновидностях оркестра (симфонический, народный, шумовой).
Организация среды: магнитная доска, проектор, фортепиано, музыкальный центр, МP-3 записи с фрагментами музыкальных произведений, конверты, разрезные картинки, портрет композитора П. И. Чайковского и М. П. Мусоргского, А. Вивальди, С.В.Рахманинова, Д.Д. Шостаковича, музыкальный сундучок, интерактивная игры: «Найди музыкальный инструмент», «Определи жанр музыки», «Виды танцев», «Настроение в музыке», слайды с изображением осени, детей танцующих вальс и польку, избушки на курьих ножках.
Фрагменты музыкальных произведений:
А. Вивальди «Осень»; Д. Д. Шостакович «Вальс-шутка»; С. В. Рахманинов «Итальянская полька»; П. И. Чайковский «Нянина сказка»; М. П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (из фортепианного цикла для детей «Картинки с выставки»); песня «Наша бабушка» музыка Слонова.
Ход занятия
І. ВВОДНАЯ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.
Дети входят в музыкальный зал. Встают в одну линию для музыкального приветствия.
Музыкальный руководитель (пропевает): С добрым утром, дети!
Дети: Здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Ребята, я рада вас видеть в нашем красивом и светлом музыкальном зале.
Ответы детей.
ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ.
Музыкальный руководитель: Ребята, здесь мы с вами знакомимся с удивительным миром музыки. А сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное музыкальное путешествие. Я вам рассказывала, что раньше, когда не было радио, магнитофонов, телевизора, люди устраивали музыкальные гостиные. Вот и сейчас я вас приглашаю посетить музыкальную гостиную. Но пойдем мы с вами не простым шагом, а танцевальным.
(Музыкальный руководитель проводит детей через волшебные ворота)
Дети двигаются, импровизируя по музыкальному залу под музыку «В гостях у сказки».
Музыкальный руководитель: Ой, а что это здесь за красивый сундучок. Давайте поскорее откроем его.
(Достает конверты с музыкальными знаками. Открывает конверты).
Это же наши музыкальные картинки! Они разрезаны – это похоже на колдовство. Видно кто-то хочет испортить нашу встречу. Что же делать?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Молодцы, нужно просто сложить каждую картинку, вспомнить, какому музыкальному произведению они соответствуют, ответим на вопросы, и тогда зазвучит чудесная музыка.
На столе дети собирают пазлы с изображение музыкальных произведений и если картинка собрана правильно – на экране появляется целая картинка и звучит фрагмент соответствующего музыкального произведения.
• Звучит «Осень» А. Вивальди
Музыкальный руководитель: Для каких музыкальных инструментов написано это музыкальное произведение? Какие вы знаете виды оркестров?
Ответы детей.
Интерактивная игра «Найди музыкальный инструмент»
• Звучит «Итальянская полька» С. В. Рахманинова
Музыкальный руководитель: Какое настроение у этого музыкального произведения?
Интерактивная игра «Настроение в музыке»
• «Вальс-шутка» Д. Д. Шостаковича
Музыкальный руководитель: Ребята, кто может танцевать этот вальс? Ответы детей
Интерактивная игра «Виды танца»
Музыкальный руководитель: Ребята, вы заметили, что после каждого отгаданного музыкального произведения звучала музыка. Значит, колдовство исчезло. Но перед тем как познакомиться с новым музыкальным произведением, я предлагаю сложить еще одну картинку. Что же за музыкальное произведение спрятано в ней?
• «Нянина сказка» П. И. Чайковского
Музыкальный руководитель: Какую сказку рассказала няня – добрую или злую?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: А какие сказки вы знаете?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Молодцы, много сказок вы мне назвали. А ведь сказки могут быть и музыкальные. А как вы думаете, кто может написать музыкальную сказку?
Ответы детей.
Конечно, композитор. И сегодня я вам предлагаю послушать музыкальное произведение композитора Модеста Петровича Мусоргского (показ портрета).
Модест Петрович родился в России. С детства мама учила мальчика играть на рояле. Мальчик любил природу и как все мальчишки любил играть. А по вечерам он приходил к своей няне и слушал ее новые интересные сказки. Прошло время, и маленький мальчик стал великим русским композитором. Но он так и не забыл сказок своей няни.
Однажды он посетил выставку картин своего друга-художника (кто такой художник) и увидел картину с изображением часов «Избушка на курьих ножках».
Конечно, композитор вспомнил нянины сказки и захотел, чтобы люди всего мира услышали фантастическую историю про избушку на курьих ножках. А вот как же можно назвать эту пьесу еще?
Слушание фрагмента.
Ответы детей. Небольшая беседа по характеру 1-ой части.
Музыкальный руководитель: Да, второе название этой пьесы – «Баба Яга».
Предлагаю вам отправиться в сказочный лес Бабы Яги и не только послушать музыкальное произведение, но и посмотреть мультфильм. А так как путь не близкий, предлагаю полететь в сказочный лес.
Дети выполняют движения по ходу текста.
Физкультминутка:
Полетели, полетели / Выполняют маховые движения руками
В лес дремучий прилетели / Руки постепенно вверх и вниз
В том лесу стоит избушка / Изображают крышу
А в избушке той – старушка / Показывают завязывание платочка
Очень злющая она /Топают сердито ногой
У нее одна нога / Прыгают на одной ноге.
Садятся на места.
Просмотр фрагмента мультфильма «Избушка на курьих ножках» на музыку М. П. Мусоргского.
Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилась музыка? А какая она по характеру?
Ответы детей. (Предположительные ответы: сердитая, грозная, злая, сказочная, фантастическая)
Музыкальный руководитель: Всегда ли она звучит одинаково?
Ответы детей. (Предположительные ответы: сначала грозно, громко, а потом таинственно, тихо. Затем опять громко.)
Музыкальный руководитель: Итак, сколько частей в музыкальном произведении?
Ответы детей.
Ребята, я предлагаю вам взять шумовые инструменты и изобразить характер музыкального произведения «Избушка на курьих ножках».
Импровизация на музыкальных инструментах
(шум ветра, скрип деревьев, шаги бабы Яги)
ІІІ. ПЕСЕННАЯ И ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Вот вы сказали, что Баба Яга злая, сердитая! А как вы думаете, почему она такая?
Ответы детей.
А у вас есть бабушки?
Давайте в заключение нашего занятия споем добрую песенку про наших бабушек.
Танец-песня «Наша бабушка».
ІV. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Музыкальный руководитель: Ребята, что вы сегодня узнали нового? С каким композитором познакомились? Как называются музыкальные произведения?
Ответы детей.
Вот и заканчивается наше путешествие. Ребята нам пора возвращаться из сказки, но со сказкой мы не прощаемся!
Ведь сказка нас делает лучше внимательнее, добрее и дружнее!
(Музыкальный руководитель проводит детей через волшебные ворота)
Дети уходят под музыку «В гостях у сказки» в группу с воспитателем.
Использованная литература:
Песни, ноты и игрушки для Танюшки и Андрюшки, 4-2013.
Дошкольное воспитание, 3-2015.