выполнила:
Щелкунова Гульнара Мирзаахмадовна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 60
Краснодарский край
Город Новороссийск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 60
« Самостоятельная двигательная активность детей
в условиях групповой комнаты»
Выполнила:
Воспитатель Щелкунова
Гульнара Мирзаахмадовна
Город Новороссийск
Если ограничить двигательную активность детей, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности.
П.Ф. Лесгафт.
Актуальность
Не смотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную активность в условиях групповой комнаты. В группе, где много игрушек, мебели, не- возможно бегать, прыгать, скакать на скакалке. То же самое и в квартире, где зачастую еще меньше места.
Двигательная активность детей во время самостоятельной деятельности будет проявляться в полном объеме при наличии следующих условий: если обогатить физкультурно-игровую среду в группе, научить детей самостоятельно действовать с физкультурно-игровым оборудованием, сформировать интерес к самостоятельной двигательной активности в свободное время.
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций орга-низма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреж¬дении.
Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т. д.) ребенок может выразить движением.
Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно - эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5- 6 часов.
Под двигательной активностью понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. В теории и методике физического воспитания выделяют: регламентированную, частично - регламентирующую и нерегламентированную двигательную активность.
Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.
Частично-регламентированная двигательная активность - это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).
Нерегламентированная двигательная активность включает объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).
Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.
Факторы способствующие снижению самостоятельной ДА
Замкнутое пространство групп детского сада.
Запреты взрослых ( не лезь, не прыгай, упадешь)
Увеличение продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз.
Генетическая наследственность.
Таким образом, педагог решает следующие задачи:
Удовлетворить естественную потребность детей в движении;
Научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади.
Средства решения данных задач
При планировании самостоятельной двигательной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно- игровой среде, выделить в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна. Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. Отмечены дети с высоким уровнем ДА ( гиперактивные дети), им присуща однообразная деятельность с большим количеством бесцельного бега. Дети с низким уровнем ДА( малоподвижные дети) также присуща однообразная деятельность, часто прерываемая статическими позами. И дети со средним уровнем ДА ( оптимальный уровень) характерна разнообразная деятельность.
При изучении двигательной активности детей важным явились два аспекта:
определение наиболее адекватной деятельности, способствующей полноценному удовлетворению потребностей ребенка в движении, его моторному развитию;
поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.
Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
Перечень инвентаря для стандартного физкультурного уголка:
кегли (один-два набора);
игра «Дартс» (с шариками на липучках);
ракетки с мячиками на липучках;
напольные и подвесные кольцебросы;
игра «Городки» (из пластмассы);
поролоновые и матерчатые мячи;
две-три скакалки, шнур;
султанчики, ленточки, флажки, пластмассовые гантели (по два-три набора);
два-три мешочка весом 200 г;
два-три обруча;
бубен, музыкальный молоточек;
оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань и материалы разной фактуры, массажные коврики и пр.).
Для организации двигательной деятельности детей целесообразно использовать нестандартное оборудование. Нестандартное оборудование - это дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы, а так же развитию творчества и фантазии детей, желание двигаться, участвовать в играх, вызывает радость и положительные эмоции.
Детей привлекают необычные формы и красочность нестандартного оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время занятий и интересу детей к различным видам двигательной деятельности, формированию потребности в движении.
Вывод:
Повышение двигательной активности детей может рассматриваться, как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.