foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

учитель-логопед МБДОУ «Волошка» 

город Ноябрьск
Саюкова Альфия Маратовна

Семинар-практикум для педагогов
«Использованием мнемотехники в коррекции нарушения речевого развития детей старшего дошкольного возраста».
План
1. Презентация материалов по теме: «Использование мнемотехники при заучивании с детьми стихотворений и потешек».
2. Игра для педагогов «Нарисуй стихотворение, потешку».
3. Рефлексия.

Цель: познакомить педагогов с «мнемотехникой» и с методикой ее использования.
Оборудование: мультимедийный экран с файловым обеспечением, образцы мнемодорожек и мнемотаблиц, материал для игры с педагогами.

Ход мероприятия:

I. В наше время остается проблема развития речи детей. Она выражается в следующем:
1. Маленький словарный запас детей.
2. Бедная речь, состоящая из простых предложений.
3. Нарушение звукопроизношения.
4. Дети затрудняются строить монологи и вести диалоги.
Почему необходимо использовать в работе мнемотехнику?
Во-первых, в группе есть дети, которые по разным причинам (плохо развита память, лучше развита зрительная память) испытывают трудности при запоминании стихов, и здесь мнемотехника оказывает большую помощь.
Во-вторых, позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции.
В-третьих, что связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
В-четвертых, поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи.
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Основное место в работе по мнемотехнике занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц, схем-моделей, мнемодорожек. С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:
- Развитие умения преобразовывать образы в символы.
- Развитие слуховой, зрительной, ассоциативной памяти.
- Развитие внимания.
- Развитие образного мышления.
- Развитие воображения.

Что такое мнемотаблицы, какие они бывают?
Мнемосхема - 1 карточка с 1 рисунком-символом.
Мнемодорожка - вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию.
Мнемотаблица - это таблица, в которую заложена определенная информация.


Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице
Описание методики
- Берем заданное на изучение стихотворение.
- Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.
- Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.
- После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.
- Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образовМнемотехника строится от простого к сложному. Начинаю работу с простейших мнемоквадратов, последовательно перехожу к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам. Детям младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуются цветные мнемотаблицы, т. к. у них остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Детям старшего возраста предлагаю монохромные схемы, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Для изготовления картинок и схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Использование данной технологии в работе даёт устойчивые результаты обучения и развития дошкольников. Практика показывает, что большинство детей при заучивании стихотворения наизусть запоминают, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей и используются мной так же:
при обучении составлению описательных и творческих рассказов;
при заучивании стихов;
при обучении пересказу художественной литературы.
Воспитатели в моей группе используют в экспериментальной деятельности, для проведения игр, динамических пауз, для работы в коррекционном уголке.
Обучение рассказыванию:
Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, что очень трудно для ребенка. Здесь важно научить сначала выделять признаки предмета, а затем их описывать. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы творческие рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Работа по обучению рассказыванию с использованием мнемотаблиц состоит из трех этапов:
рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы;
рассказ по заданной теме (в младших группах с помощью воспитателя, в старших – самостоятельно).

II. Игра для педагогов.
Предлагаем Вам выполнить практические задания. Необходимо продолжить мнемодорожку, и объяснить почему Вы выбрали те или иные символы.
III.Рефлексия.
Обмен мнениями. Раздача памяток (прилагаются)

Информационная помощь в размещении публикации для педагогов и воспитателей с выдачей сертификата!