ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Лапина Марина Викторовна

Музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад №27 «Тополек»

Кемеровская область, г.Осинники,

п.Тайжина,

ул.Дорожная д.23

 

Применение компьютерных технологий в музыке.

В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото- и видеокамерами.
Появление достаточно мощных компьютеров и новых компьютерных технологий оказало огромное влияние на формирование современной музыкальной культуры. Возможности современных компьютеров увеличиваются с каждым днем параллельно достижениям в научно-технической сфере и разработкам в области программирования.
Развитие самой электронной вычислительной техники уже на ранних этапах привело ее к «вторжению» в музыку. Уже в 50-х годах, используя самые первые ЭВМ, ученые делали попытки синтезировать музыку: сочинять мелодию или аранжировать ее искусственными тембрами. Так появилась алгоритмическая музыка, принцип которой был предложен еще в 1206 году Гвидо Марцано, а позднее применен В.А. Моцартом для автоматизации сочинения менуэтов - написание музыки согласно выпадению случайных чисел. Созданием алгоритмических композиций занимались К. Шеннон, Р. Зарипов, Я. Ксенакис и другие. В 80-е годы у композиторов появилась возможность использовать компьютеры, снабженные специальными программами, которые могли запоминать, воспроизводить и редактировать музыку, а также позволили создавать новые тембры, печатать партитуры собственных творений. Стало возможным использование компьютера в концертной практике.
Наступление XX века ознаменовалось бурным развитием науки и техники прежде всего в области информационных технологий. Естественно, ни одна из областей человеческой деятельности не могла оказаться вне сферы влияния этого процесса. Видоизменилась и концепция подхода к акту творчества, поскольку новые средства электронного инструментария диктуют иные методы реализации творческих задач. Современное музыкальное искусство напрямую и неразрывно связано с прогрессом в области музыкальных технологий композиторской, аранжировочной и исполнительской техник.
Не подлежит никакому сомнению, что в акустической, сонорной сферах научно-техническая революция XX века открыла небывалые возможности. Следует напомнить прежде всего о новых и непрерывно совершенствуемых способах звукозаписи, звукотехническом оборудовании современных концертных залов и студий звукозаписи, об электронном оснащении музыкальных инструментов, синтезаторах и многом др. Все это принадлежит к достижениям нашего века, и все это не зависимо от теоретических споров и весьма неоднородной практики вошло в жизнь.

Итак, сегодня компьютер является мультитембральным инструментом и неотъемлемой частью любой звукозаписывающей студии. Несомненно, само слово «студия» у многих людей ассоциируется с понятием «массовой культуры» или «третьего пласта», т. е. с проявлениями поп-культуры и современного шоу-бизнеса. Пожалуй, это один из главных факторов, который привлекает абитуриентов при поступлении на звукорежиссерские или любые другие факультеты, так или иначе, связанные с музыкально-компьютерными технологиями. Возникает вопрос: какую роль играет внедрение компьютеров в образование будущих педагогов-музыкантов?
Прошло лишь около десятилетия с тех пор, как компьютер появился в нашей жизни, и сегодня уже невозможно представить, как можно без него решать многие профессиональные и бытовые проблемы. Цифровые технологии коснулись и сферы музыкальной деятельности, как профессиональной, так и любительской, и происходящие в ней преобразования поражают своей масштабностью и радикальностью.
Профессиональному композитору сегодня не нужен ни симфонический оркестр, ни исполнители-солисты, чтобы озвучить свою музыку - будь-то экспериментальное произведение или произведение песенно-танцевального жанра, сопровождение к спектаклю, кинофильму, теле и радиопередаче или компьютерной игре. Музыкант любого, в том числе начального уровня подготовки сегодня может создавать развернутые, многообразные по характеру звучания электронные композиции, и распространение такой деятельности среди подростков и молодежи по своей массовости не имеет исторических прецедентов.
Цифровой инструментарий завоевывает все более уверенные позиции и в музыкальном образовании. В детских музыкальных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования открываются классы и отделения электронного музицирования; к данной деятельности все чаще прибегают и на уроке в общеобразовательной школе; в разных городах России проводятся фестивали музыки для электронных музыкальных инструментов. При этом у многих педагогов цифровые инструменты вызывают противоречивые чувства. Возникающие вопросы схожи. Каково предназначение синтезатора и компьютера на музыкальных занятиях - они призваны облегчить процесс усвоения необходимых знаний, умений и навыков в традиционных сферах музыкальной деятельности или нужны для электронного музыкального творчества? Использовать в музыкальной деятельности компьютеризированные инструменты - не означает ли это заведомо ограничивать ее рамками электронной музыки экспериментального, по сути элитарного направления? Рамками поп или рок-музыки, в большинстве случаев построенных на примитивных штампах? Ведь подобные жанровые или стилистические ограничения неизбежно приведут к снижению уровня музыкальной культуры учащихся.
Существенное отличие современного пользователя музыкальным звукотехническим и компьютерным оборудованием от деятельности академического музыканта-исполнителя заключается в новом подходе к творческому процессу, поскольку, чтобы создать звуковой образ того или иного инструмента, ему необходимы точные, а не интуитивные знания об употреблении того или иного приема в музыкальном контексте, поскольку музыка в компьютерных технологиях программируется.
Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств. Почти каждый учитель музыки в специальной музыкальной или общей школе владеет музыкально-компьютерными технологиями. Конечно, он сможет интересно и увлекательно вести свой предмет, ему совсем нетрудно будет сочинить песенку или танец, сделать полнозвучные аранжировки, сформировать яркий школьный концерт и качественно записать его на цифровой диск.
Сегодня институты, университеты, гимназии, школы, колледжи, техникумы и даже детские сады оснащены новейшей компьютерной техникой. В некоторых вузах России электронные технологии, касающиеся музыкального творчества, изучаются как предмет учебного плана. В подобных учебных заведениях на основе компьютерных систем разрабатываются звуковые «словари», создаются музыкальные композиции с использованием световых и цветовых спецэффектов, кино-видеоряда, актерской пантомимы. Современное музыкальное образование проявляет возрастающий интерес к компьютерным технологиям. Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном образовании западных стран. Сферой ее внимания является, главным образом, обучение по предметам музыкально-теоретического и исторического циклов, а также решение некоторых учебных задач, связанных с исполнительской и композиторской деятельностью.
Сюда входят:
обучение с помощью компьютера,
обуче-ние с развлечением,
технология интерактивного мультимедиа,
интернет.
Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п.
Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Он также может выступать как «тренажер» по дирижированию (с использованием телеаппаратуры). Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.
Сегодня существуют еще одно, немаловажное и актуальное направление в обучении музыки – это применение интернет-технологии. При использовании интернет-технологий форма представления материала обуславливается главным образом конкретным видом занятия, содержание курса, а также ролью преподавателя.
Например:
- сопровождение нотными примерами и аудиопримерами;
- использование дополнительных материалов (статей, учебных изданий, публикуемых в интернете и т. п.);
- использование ресурсов нотных библиотек и музыкальных антологий в интернете;
- задание по теме в форме теста, анализа произведений, реферативной работы;
- форумы (семинары), организованные по заданным темам преподавателя.
Общеизвестно, что музыка и техника связаны друг с другом с незапамятных времен. Условиями, при которых композиторский замысел становится звучащей и коммуникативно-действующей музыкой, являются не только технические правила сочинения, но и работа «звукоизвлекающей машины». Уже древнейшая свирель являла собой несложное музыкально-техническое сооружение. Нежные и хрупкие звуки клавесина были необходимы и достаточны для исполнения пьес Скарлатти, Рамо и Куперена. Фортепианной музыке XVIII-XIX веков понадобились молоточковый механизм и все те усовершенствования, которые позволили роялю воцариться в огромных концертных залах.
Эти немногочисленные исторические напоминания говорят об одной существенной закономерности. В союзе музыки и техники лидирующее положение всегда занимала первая. Музыка «заказывала», изобретательская мысль «предлагала». Но это лишь схема. В процессе отбора технических средств до поры до времени решающее слово принадлежало собственным, изнутри идущим задачам искусства. Возникновение и осуществление художественно-творческих задач никогда не были неукоснительным движением по прямой. Существовали колебания, пробы и вместе с тем притяжения к определенной точке. Этой точкой была оправдавшая себя художественная выразительность того или иного средства и его эстетическая ценность.
Кажется, совсем недавно бушевали споры о применимости электроники в музыке, о возможности замены творца-композитора бездушной машиной. Сегодня споры поутихли, и не без причин: человек творческий, преодолев гуманитарное предубеждение, освоил новые орудия труда - электронный инструментарий, как когда-то освоил нотографию. Неприятие и подозрительность сменились повальной компьютеризацией, ставшей будничной реальностью. Для многих композиторов электронные средства превратились из конкурентов в помощников. И неважно, что стояло в технологической цепочке, какая аппаратура и программы при этом использовались. Главное - это грамотно распорядиться функциональными возможностями оборудования.
В настоящее время электронные технологии мирно уживаются с академической культурой, складывавшейся веками. Музыка естественным образом объединила все ценное, накопленное человечеством: от древнейших фольклорных традиций до новейших способов оперирования звуком.
Однако средства музыкальной электроники и область художественно-выразительной рефлексии представляют, пожалуй, самую актуальную проблему, решение которой открывает новые горизонты и выводит из тупика анемичности исполнительских выразительных возможностей современного электронного инструментария. Что не устраивает в музыкальной электронике современного художника? Для ответа на этот вопрос необходимо вернуться к истории становления электронной музыки.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.