выполнила:
Лапина Марина Викторовна
Музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад №27 «Тополек»
Кемеровская область, г.Осинники,
п.Тайжина,
ул.Дорожная д.23
Применение компьютерных технологий в музыке.
В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото- и видеокамерами.
Появление достаточно мощных компьютеров и новых компьютерных технологий оказало огромное влияние на формирование современной музыкальной культуры. Возможности современных компьютеров увеличиваются с каждым днем параллельно достижениям в научно-технической сфере и разработкам в области программирования.
Развитие самой электронной вычислительной техники уже на ранних этапах привело ее к «вторжению» в музыку. Уже в 50-х годах, используя самые первые ЭВМ, ученые делали попытки синтезировать музыку: сочинять мелодию или аранжировать ее искусственными тембрами. Так появилась алгоритмическая музыка, принцип которой был предложен еще в 1206 году Гвидо Марцано, а позднее применен В.А. Моцартом для автоматизации сочинения менуэтов - написание музыки согласно выпадению случайных чисел. Созданием алгоритмических композиций занимались К. Шеннон, Р. Зарипов, Я. Ксенакис и другие. В 80-е годы у композиторов появилась возможность использовать компьютеры, снабженные специальными программами, которые могли запоминать, воспроизводить и редактировать музыку, а также позволили создавать новые тембры, печатать партитуры собственных творений. Стало возможным использование компьютера в концертной практике.
Наступление XX века ознаменовалось бурным развитием науки и техники прежде всего в области информационных технологий. Естественно, ни одна из областей человеческой деятельности не могла оказаться вне сферы влияния этого процесса. Видоизменилась и концепция подхода к акту творчества, поскольку новые средства электронного инструментария диктуют иные методы реализации творческих задач. Современное музыкальное искусство напрямую и неразрывно связано с прогрессом в области музыкальных технологий композиторской, аранжировочной и исполнительской техник.
Не подлежит никакому сомнению, что в акустической, сонорной сферах научно-техническая революция XX века открыла небывалые возможности. Следует напомнить прежде всего о новых и непрерывно совершенствуемых способах звукозаписи, звукотехническом оборудовании современных концертных залов и студий звукозаписи, об электронном оснащении музыкальных инструментов, синтезаторах и многом др. Все это принадлежит к достижениям нашего века, и все это не зависимо от теоретических споров и весьма неоднородной практики вошло в жизнь.
Итак, сегодня компьютер является мультитембральным инструментом и неотъемлемой частью любой звукозаписывающей студии. Несомненно, само слово «студия» у многих людей ассоциируется с понятием «массовой культуры» или «третьего пласта», т. е. с проявлениями поп-культуры и современного шоу-бизнеса. Пожалуй, это один из главных факторов, который привлекает абитуриентов при поступлении на звукорежиссерские или любые другие факультеты, так или иначе, связанные с музыкально-компьютерными технологиями. Возникает вопрос: какую роль играет внедрение компьютеров в образование будущих педагогов-музыкантов?
Прошло лишь около десятилетия с тех пор, как компьютер появился в нашей жизни, и сегодня уже невозможно представить, как можно без него решать многие профессиональные и бытовые проблемы. Цифровые технологии коснулись и сферы музыкальной деятельности, как профессиональной, так и любительской, и происходящие в ней преобразования поражают своей масштабностью и радикальностью.
Профессиональному композитору сегодня не нужен ни симфонический оркестр, ни исполнители-солисты, чтобы озвучить свою музыку - будь-то экспериментальное произведение или произведение песенно-танцевального жанра, сопровождение к спектаклю, кинофильму, теле и радиопередаче или компьютерной игре. Музыкант любого, в том числе начального уровня подготовки сегодня может создавать развернутые, многообразные по характеру звучания электронные композиции, и распространение такой деятельности среди подростков и молодежи по своей массовости не имеет исторических прецедентов.
Цифровой инструментарий завоевывает все более уверенные позиции и в музыкальном образовании. В детских музыкальных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования открываются классы и отделения электронного музицирования; к данной деятельности все чаще прибегают и на уроке в общеобразовательной школе; в разных городах России проводятся фестивали музыки для электронных музыкальных инструментов. При этом у многих педагогов цифровые инструменты вызывают противоречивые чувства. Возникающие вопросы схожи. Каково предназначение синтезатора и компьютера на музыкальных занятиях - они призваны облегчить процесс усвоения необходимых знаний, умений и навыков в традиционных сферах музыкальной деятельности или нужны для электронного музыкального творчества? Использовать в музыкальной деятельности компьютеризированные инструменты - не означает ли это заведомо ограничивать ее рамками электронной музыки экспериментального, по сути элитарного направления? Рамками поп или рок-музыки, в большинстве случаев построенных на примитивных штампах? Ведь подобные жанровые или стилистические ограничения неизбежно приведут к снижению уровня музыкальной культуры учащихся.
Существенное отличие современного пользователя музыкальным звукотехническим и компьютерным оборудованием от деятельности академического музыканта-исполнителя заключается в новом подходе к творческому процессу, поскольку, чтобы создать звуковой образ того или иного инструмента, ему необходимы точные, а не интуитивные знания об употреблении того или иного приема в музыкальном контексте, поскольку музыка в компьютерных технологиях программируется.
Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств. Почти каждый учитель музыки в специальной музыкальной или общей школе владеет музыкально-компьютерными технологиями. Конечно, он сможет интересно и увлекательно вести свой предмет, ему совсем нетрудно будет сочинить песенку или танец, сделать полнозвучные аранжировки, сформировать яркий школьный концерт и качественно записать его на цифровой диск.
Сегодня институты, университеты, гимназии, школы, колледжи, техникумы и даже детские сады оснащены новейшей компьютерной техникой. В некоторых вузах России электронные технологии, касающиеся музыкального творчества, изучаются как предмет учебного плана. В подобных учебных заведениях на основе компьютерных систем разрабатываются звуковые «словари», создаются музыкальные композиции с использованием световых и цветовых спецэффектов, кино-видеоряда, актерской пантомимы. Современное музыкальное образование проявляет возрастающий интерес к компьютерным технологиям. Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном образовании западных стран. Сферой ее внимания является, главным образом, обучение по предметам музыкально-теоретического и исторического циклов, а также решение некоторых учебных задач, связанных с исполнительской и композиторской деятельностью.
Сюда входят:
обучение с помощью компьютера,
обуче-ние с развлечением,
технология интерактивного мультимедиа,
интернет.
Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п.
Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Он также может выступать как «тренажер» по дирижированию (с использованием телеаппаратуры). Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.
Сегодня существуют еще одно, немаловажное и актуальное направление в обучении музыки – это применение интернет-технологии. При использовании интернет-технологий форма представления материала обуславливается главным образом конкретным видом занятия, содержание курса, а также ролью преподавателя.
Например:
- сопровождение нотными примерами и аудиопримерами;
- использование дополнительных материалов (статей, учебных изданий, публикуемых в интернете и т. п.);
- использование ресурсов нотных библиотек и музыкальных антологий в интернете;
- задание по теме в форме теста, анализа произведений, реферативной работы;
- форумы (семинары), организованные по заданным темам преподавателя.
Общеизвестно, что музыка и техника связаны друг с другом с незапамятных времен. Условиями, при которых композиторский замысел становится звучащей и коммуникативно-действующей музыкой, являются не только технические правила сочинения, но и работа «звукоизвлекающей машины». Уже древнейшая свирель являла собой несложное музыкально-техническое сооружение. Нежные и хрупкие звуки клавесина были необходимы и достаточны для исполнения пьес Скарлатти, Рамо и Куперена. Фортепианной музыке XVIII-XIX веков понадобились молоточковый механизм и все те усовершенствования, которые позволили роялю воцариться в огромных концертных залах.
Эти немногочисленные исторические напоминания говорят об одной существенной закономерности. В союзе музыки и техники лидирующее положение всегда занимала первая. Музыка «заказывала», изобретательская мысль «предлагала». Но это лишь схема. В процессе отбора технических средств до поры до времени решающее слово принадлежало собственным, изнутри идущим задачам искусства. Возникновение и осуществление художественно-творческих задач никогда не были неукоснительным движением по прямой. Существовали колебания, пробы и вместе с тем притяжения к определенной точке. Этой точкой была оправдавшая себя художественная выразительность того или иного средства и его эстетическая ценность.
Кажется, совсем недавно бушевали споры о применимости электроники в музыке, о возможности замены творца-композитора бездушной машиной. Сегодня споры поутихли, и не без причин: человек творческий, преодолев гуманитарное предубеждение, освоил новые орудия труда - электронный инструментарий, как когда-то освоил нотографию. Неприятие и подозрительность сменились повальной компьютеризацией, ставшей будничной реальностью. Для многих композиторов электронные средства превратились из конкурентов в помощников. И неважно, что стояло в технологической цепочке, какая аппаратура и программы при этом использовались. Главное - это грамотно распорядиться функциональными возможностями оборудования.
В настоящее время электронные технологии мирно уживаются с академической культурой, складывавшейся веками. Музыка естественным образом объединила все ценное, накопленное человечеством: от древнейших фольклорных традиций до новейших способов оперирования звуком.
Однако средства музыкальной электроники и область художественно-выразительной рефлексии представляют, пожалуй, самую актуальную проблему, решение которой открывает новые горизонты и выводит из тупика анемичности исполнительских выразительных возможностей современного электронного инструментария. Что не устраивает в музыкальной электронике современного художника? Для ответа на этот вопрос необходимо вернуться к истории становления электронной музыки.