ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «АКСИОМА»
Международное педагогическое средство массовой информации
г. Туапсе
88002014964
ped.portal@mail.ru

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «АКСИОМА»

Международное педагогическое средство массовой информации
МЕНЮ

Тренинг для замещающих родителей «Вопросы дисциплины. Поощрения и наказания» 

Тухикова Сусанна Маргосовна

педагог-психолог отделения сопровождения замещающих семей

ГКУСО РО Мясниковский центр помощи детям

Ростовская область, Мясниковский район, с. Чалтырь

Цель занятия: Помочь родителям осознать свои правила в вопросах дисциплины, в отношении наказаний и поощрений детей, влиянии их на ребенка.

Задачи:
– расширение представлений у принимающих родителей о возможных поощрениях и наказаниях; осознание принимающими родителями рисков, связанных с использованием того или иного воспитательного приема;
– формирование негативного отношения к физическим наказаниям;
– активизация группы, повышение уровня доверия.

1.Упражнение «Знакомство»
Ведущий предлагает каждому участнику назвать свое имя, как бы они хотели, чтобы их называли во время тренинга; сказать откуда приехали, сколько детей – кровных и приемных.

2. Дискуссия «Что такое дисциплина?»
Цель: сформировать представления о том, что такое дисциплина и для чего она нужна.
Содержание
Ведущий просит участников ответить на вопрос: «На ваш взгляд, что такое дисциплина, нужна ли она, что она в себя включает?» (вопрос можно вывесить на флипчарте). В процессе обсуждения, ведущий дополняет и комментирует ответы участников.
Дискуссия должна подвести слушателей к таким выводам:
Разумная дисциплина – это одно из необходимых условий развития ребёнка; для ребёнка одинаковый вред наносят как чрезмерно жёсткие требования и меры воспитания, так и вседозволенность, т.е. отсутствие всяческих правил, запретов и ограничений.
Способы: дисциплина включают в себя установление правил, поощрения, наказания. Но помните о том, что очень многие модели поведения ребенок усваивает в общении с родителями и наблюдая за их поведением. Будьте примером ребёнку в том, чего вы хотите добиться от него.
Основной задачей дисциплины не может являться добиться от ребенка беспрекословного подчинения взрослому; если вы ставите такую цель, рано или поздно вы столкнётесь с серьёзными негативными последствиями.
Дисциплина должна способствовать тому, чтобы ребёнок сам учился понимать границы дозволенного и принимать решения.
С возрастом возможности родителей контролировать поведения ребёнка уменьшаются, и ребёнок начинает сам решать, что можно, а что нельзя. Поэтому важно, чтобы усвоение норм происходило путем их «включения» в структуру личности.
Обсуждайте с ребёнком существующие правила и ограничения; объясняйте, для чего они нужны; не требуйте невыполнимого; хвалите за поведение, которое считаете правильным; соблюдайте правила сами.
3 Упражнение «Списки поощрений и наказаний»
Цель: Анализ плюсов и минусов, существующих в двух типах воспитания.
Описание упражнения: Все участники делятся на две подгруппы. Первая подгруппа составляет максимально возможный перечень поощрений, вторая подгруппа – наказаний. На работу в группах даётся 5-7 минут. Затем каждая команда представляет результаты своей работы.
Сначала анализируется список поощрений, напротив каждого пишутся возможные риски при его применении. Затем анализируется список наказаний, напротив каждого пишутся возможные риски при его применении.
Выделяются правила применения поощрений и наказаний, определяется степень эффективности в зависимости от возраста ребенка.

4 Упражнение «Индивидуальные истории участников»
Цель: Актуализация детского опыта, связанного с наказанием и поощрением.
Описание упражнения: Выбирается один или несколько желающих рассказать о каком-нибудь случае физического наказания, пережитого в родительской семье.
Вопросы к рассказчику: Какие чувства вы пережили в детстве по отношению к себе, своим родителям в момент наказания? Каковы были ваши телесные ощущения? О чем вы тогда думали? Что вам хотелось сделать? Обсуждение этого упражнения часто делает излишней какую-либо дополнительную информацию о негативных последствиях наказаний.
5 Упражнение «Физическое наказание: за и против»
Цель упражнения: Приведение максимального количества «плюсов» и «минусов» физического наказания.
Описание упражнения: Члены группы делятся на две подгруппы: первая – сторонники физического насилия, вторая – противники. Каждая группа обосновывает свои аргументы «за» или «против» физического наказания.
Информация от ведущего (для родителей):
Поведение родителей является для ребенка моделью для подражания. Родители, демонстрируя ребенку свою несдержанность, не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями. Один из очень нежелательных результатов частого битья – то, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему. Физическое наказание становится разрешением для ребенка вести себя по отношению к другим агрессивно. Если тебя кто-то злит, то ты можешь с ним физически расправиться. Дети, в отношении которых часто используются физические наказания, вообще не оценивают это как что-то страшное, нежелательное, они к нему привыкают, воспринимая его как агрессивную реакцию взрослых. Таким образом, для них оно вообще теряет свою функцию прерывания нежелательного поведения. Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, пережили в своей жизни столько насилия, что физические наказания только подкрепляют у них нежелательное поведение. Приемные дети имеют за своими плечами печальный опыт пренебрежения со стороны взрослых и нередко насилия. Позиция жертвы для них привычна. Нередко дети сами, не осознавая, что делают, провоцируют приемных родителей на наказание. Этим можно объяснить и многие случаи воровства, обмана, иногда даже вандализма по отношению к игрушкам и вещам в доме. Некоторые приемные дети провоцируют наказания, чтобы доказать себе и другим, что родители «плохие». Другие – потому что в своей кровной семье они могли обратить на себя внимание только таким образом. За проявление внимания и любви (бьет – значит, любит) они готовы заплатить собственной безопасностью. Ребенок пытается защитить себя, как правило не осознавая, что делает. Например, он пытается подражать своим поведением человеку, которого сам боится, и начинает вести себя так же. Присваивая себе эту роль, подражая его поведению, ребенок в своем восприятии преображается из того, кому угрожают, в того, кто угрожает. Или переносит свой гнев с наказавшего его человека (недоступный объект) на другого – более слабого (доступный объект).
Физические наказания недопустимы ни в отношении родного ребенка, ни в отношении приемного. На самом деле воспитательное воздействие оказывает на ребенка не сам факт наказания, а эмоциональная реакция родителей на проступок. Эту реакцию можно выразить разными способами, не прибегая к физическому наказанию.

6. Материал из книги С. Соловейчика «Педагогика для всех»
Цель: Предоставить информацию, которая поможет родителям сознательнее относиться к выбранному типу воспитательного воздействия; направить обсуждение.
Описание упражнения: Ведущий читает статью: «Поставим мысленный эксперимент. Предположим, некий мальчик дурно вел себя во дворе: побил маленького соседского мальчишку. Тот пожаловался своему отцу, отец отправился к соседу – «приструни, мол, своего», и наш отец берется за ремень. Он порет сына, приговаривая:
– Не бей маленьких! Ты у меня на всю жизнь запомнишь, как маленьких бить!
Вопрос: чему учит отец? Бить маленьких или не бить маленьких?
Теперь мы можем ответить: неизвестно, научит ли он тому, чему хочет научить, но бить другого – научит наверняка.
Нравственной цели (не посягай) отец учит безнравственными средствами (посягая), и мы должны признать, что он не воспитывает ребенка, как он думает, а развращает его душу, учит безнравственности, учит посягать на человека.
Наши цели ребенку, как правило, недоступны. Он не может понять, отчего нельзя стукнуть пристававшего к нему соседского мальчишку, зачем надевать теплую куртку, когда еще тепло, зачем есть, когда не хочется, зачем спать, если не спится, зачем сидеть за уроками, если все равно ничего не понятно, – всех этих целей ребенок не понимает. Но средства, которыми мы своих целей пытаемся достичь, вполне ребенку доступны. Замечание, брань, крик, ремень – что тут непонятного? Школа обучения средствам открывается на первой минуте после рождения.
Воспитание – это обучение средствам для достижения своих и общих целей.
Мама говорит неудачному (на ее взгляд) сыну:
– Пожалей маму! Я больше не могу с тобой! Ну, ради отца с матерью!
Неужели тебе мать не жалко?
Маме кажется, что она учит чуткости. На самом деле работает школа эгоизма: мама учит жаловаться, учит думать о себе, учит добиваться своего,
вызывая жалость, учит беспомощности, унижению, навязчивости. И эти, а не другие уроки будут восприняты и обращены против матери же.
Грубовато обращаясь с младенцем, я учу его грубости, и больше ничему. Какая бы у меня ни была важная цель: здоровье ребенка, его будущее, его жизнь, но учу я его одной лишь грубости. Ее он воспринимает, а не мою цель.
Требуя от ребенка, я учу его требовать от родителей, от людей, от жизни. Не тому учу и не другому, а только требовать, наступать, из горла вырывать – дай! Делай, как я велю!
Добиваясь верха – учу добиваться верха.
Прошу – учу просить.
Уступаю – учу уступать.
Добиваюсь своего увлекая, шутя, с выдумкой – учу тому же своего ребенка.
Физическим действиям мы учим наглядно, душевным – незаметно. Нам кажется, что ничего значительного не происходит, но процесс обучения идет – мы учим добиваться своих целей определенными душевными движениями, как учат строгать определенными физическими движениями».
Обсуждение:
– Что в статье вас затронуло больше всего?
– Какие выводы для себя вы сделали?

7. Групповой анализ исследования
Цель: Обсуждение данных психологов о восприятии поощрения и наказания детьми разных возрастов.
Оборудование и материалы: Распечатанные таблички с результатами исследования, проведенного с приемными детьми.
Таблица 1. Результаты исследования

Возраст
ребенка, лет Наиболее желаемое
поощрение Самое страшное наказание

3 – 5 «Полюбить», сладкое Когда кричат, стукают

5 – 8 Когда хвалят Стоять в углу, когда со мной не разговаривают
9 – 11 Поход на прогулку, в гости
вместе с (приемными)
родителями
Когда не отпускают гулять
с друзьями.
Когда мне не доверяют

12 – 13 Лучшее поощрение – это доверие. Самое лучшее поощрение – это чтобы исполнили мое желание
Самое страшное наказание,
когда со мной не разговаривают.
Самое страшное наказание,
если меня не отпустят на улицу
с друзьями
14 – 15 Хвалят, говорят «молодец»,
дарят подарки
Самое страшное наказание –
уйти из семьи.
Отдадут обратно в детский дом


Обсуждение: Как видно из таблицы, дети практически независимо от возраста считают самым страшным наказанием лишение внимания (когда не разговаривают). В качестве наказания они воспринимают проявление недоверия, запрет на общение со сверстниками. Чем старше ребенок, тем больше он ценит семью, воспитывающую его. Самым страшным для подростка становится угроза отторжения. В качестве поощрения дети предпочитают словесную поддержку, совместное проведение досуга. И опять
звучит проблема доверия. Доверие родителей становится самым желаемым поощрением, недоверие – самым страшным наказанием. Компетентность приемных родителей (как, впрочем, и родных) определяется умением использовать адекватные методы поощрений и наказаний. Наиболее действенным наказанием нередко является модель так называемого тайм-аута. Так как для ребенка одной из наиболее действенных форм вознаграждения является отношение других, т.е. социальное подкрепление при помощи внимания, похвалы, подбадривания или совместной деятельности, то при нежеланных формах поведения целесообразно использовать в целях наказания лишение внимания. Изъятие из ситуации, внезапная утрата внимания часто служат единственной возможностью для воздействия и завершения конфликта, особенно при агрессивных спорах и приступах ярости.

Рефлексия:
– Что нового/полезного в отношении применения поощрений и наказаний вы узнали?
– Как это поможет вам в дальнейшем?

Использованная литература:
1. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 368с. (ребенок-сирота: семейное жизнеустройство и социализация).
2. Комарова Е.И. Кнут или пряник? Поощрения и наказания как методы воспитания ребенка. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. 155 с.
3. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: Изд-во «Первое сентября», 2000.

Публикации для педагогов (СМИ) 

© 2019. публикации для педагогов.