ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Васильева Алина Валерьевна

Педагог-психолог

КУ «Специализированный Дом ребенка «Малютка» Минздрава Чувашии

Чувашская Республика г. Чебоксары

Коррекционно-развивающая программа по познавательному развитию

 «Солнечные ступеньки» для детей от 1 до 3 лет

 

Васильева Алина Валерьевна

педагог-психолог

КУ «Специализированный Дом ребенка «Малютка»

Минздрава Чувашии

 

Пояснительная записка.

Возникающие эмоциональные взаимоотношения между близкими взрослыми отража­ются на внешнем и внутреннем состоянии партнеров. Качество этих отношений связано с направленностью отношений либо на поддержание контакта, либо на его избегание. Основой процесса взаимоотношений значимого взрослого и младенца выступает диа­лог, в котором происходит настройка партнеров друг на друга.

Позитивные эмоциональ­ные отношения являются необходимым условием душевного здоровья и правильного развития в первые два с половиной года. Тип взаимоотноше­ний «родитель – ребенок», сформировавшийся в ходе развития привязанности в первые два года жизни, образует основу всех будущих отношений ребенка.

На втором и третьем годах жизни происходят изменения вза­имоотношения с другими близкими взрослыми, меня­ется степень свободы ребенка. Ребенок впервые сталкивается с новыми задачами развития, с освоением функций контроля и ав­тономии. Для взрослеющего малыша очень важ­но, чтобы близкие люди и мама заметили его новые потребности и вовремя поддержали своей любовью, принятием и готовностью к изменениям. Некоторое удаление от матери не является свиде­тельством полной самостоятельности, ребенок еще по-прежнему психологически связан с нею и нуждается в ее поддержке.

Для современной психологии исследование эмоциональных отношений является актуальной задачей, решение которой важно как по собственно научным, так и по практическим основаниям. Под эмоциональными отношениями понимается класс таких феноменов, как симпатия, антипатия, дружба, вражда, любовь и др. Эмоциональные отношения включают в себя два класса явлений. Первый класс – это межличностные отношения. Второй класс – оценка субъектом взаимодействий и контактов, которая носит ярко выраженный эмоциональный характер.

Понимание важности формирования эмоциональных отно­шений является одним из условий обе­спечения психологически здорового развития личности малыша. Они выступают в трех ипостасях:

- чувство, эмоции одного человека к другому человеку;

- социальная установка или отношение к другому человеку;

- оценка, эмоциональный компонент межличностного воспри­ятия человека.

Именно данным компонентам эмоциональных отношений во взаимодействии с ребенком мы будем уделять внимание в нашей программе.

В основу, развивающей программы «Солнечные ступени», легла психолого-педагогичская программа Елены Викторовны Ларечиной «Растем вместе», которая состоит: из первой ступени – программа «Дитятко» (дети в возрасте от 1 года 2 месяцев до двух лет). Вторая ступень программы – «Счастливый малыш» (дети в возрасте от двух до трех лет).

Программа «Солнечные ступени» предназначенная для работы с детьми раннего возраста и рассчитана на два года по восемь-девять месяцев работы группы. Программа имеет также две ступени. Первая ступень длится с сентября по май. Вторая ступень программы с октября по май.

Программа «Солнечные ступени» разработана с учетом основных задач развития ребенка раннего возраста. Полноценное гармоничное развитие ребенка возможно только при наличии позитивных эмоциональных отношений. Именно в сотрудничестве с взрослым и сверстником ребенок способен двигаться по пути развития.

Программа содержит интересные традиционные и авторские игры, направленные на различные сферы развития ребенка (коммуникативную, двигательную, интеллектуальную, эмоциональную). Игровой дидактический материал можно использовать с учетом индивидуального темпа развития каждого ребенка. В этом возрасте у ребенка появляется желание присоединиться к группе сверстников и принять участие в совместном, пока еще кратковременном, игровом действии во время свободной игры.

Ранний возраст – это период психомоторного развития ре­бенка. Активно развивается общая и мелкая моторика, совершен­ствуются основные движения малыша. В программу включены несколько разделов, посвященных этой тематике: пальчиковая гимнастика, музыкально-ритмическая часть, игровые массажи, телесно-ориентированные игры, полоса препятствий.

Именно в этот период жизни ребенка появляется важное новообразование в эмоциональной сфере – эмпатия. Эмпатией называют способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Первые осознанные эмпатийные проявления мы можем увидеть уже у детей двух с половиной лет. К этому моменту дети осо­знают, что боль других людей отличается от их боли, они стано­вятся более чуткими и способны утешить нуждающегося в со­чувствии. Во время занятий малыши под руко­водством ведущего приучаются наблюдать за эмоциональными проявлениями окружающих и адекватно реагировать на них. Во время прослушивания сказок малыши учатся сопережи­вать героям, что тоже способствует развитию эмоциональной сферы.

Ранний возраст – это возраст открытий. Для маленького ре­бенка очень важно видеть результаты своей деятельности. Осо­бый интерес малыши испытывают к рисованию, лепке, апплика­ции. Поэтому занятия этими видами продуктивной деятельности включены в программу.

Цель – развитие эмоциональных отношений между матерью (отцом) и ребенком раннего возраста и оказание помощи родителям в процессе воспитания и раз­вития ребенка.

Задачи:

  • Психолого-педагогическое просвещение матерей (отцов) по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
  • Развитие социальных и коммуникативных умений у детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и со взрослыми).
  • Развитие познавательной активности детей раннего воз­раста.
  • Развитие двигательной активности (крупных движений, мел­кой моторики).
  • Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста (со­переживание героям сказок и т. д.), развитие эмпатии.

Структура программы.

Программа «Солнечные ступени» состоит из двух частей:

первая часть – работа с детьми от 1 до 2 лет и их родителями,

вторая часть – работа с детьми 2-3 лет – является логическим продолжением первой части, но может быть использована совершенно самостоятельно.

Программа состоит из трех основных блоков: «Осень», «Зима», «Весна».

Каждый блок включает в себя 24 занятия продолжительностью по 60 минут, которые проводятся 2 раза в неделю. Всего 72 часа по первой ступени и 64 часа по второй ступени.

Каждое занятие состоит из семи частей:

  1. Свободная игра.
  2. Приветствие; пальчиковая гимнастика.
  3. Изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование).
  4. Музыкально-ритмическая часть.
  5. Упражнения на развития общей моторики.
  6. Прощание.

Смена структурных элементов занятия происходит раз в две-четыре недели. Частая их повторяемость обусловлена особенностями восприятия детей раннего возраста: материал, неоднократно повторяемый детьми, становится знакомым, легко запоминается и доставляет им радость. Количество детей на занятии не должно превышать 2-6 человек.

Ожидаемые результаты

  • Овладение приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста.
  • Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.
  • Умение уважать желания и потребности малыша.
  • Умение быть активным соучастником ребенка в его деятель­ности.
  • Расширение знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми раннего возраста.

 

                                                 Учебно-тематический план первой части

Работа с детьми от 1 до 2 лет

Месяц

Неделя

Зан

ятие

Название блока. Темы

Содержание программы

теория

практика

Первый блок «Осень»

С е н т я б р ь

 

 

 

 

 

 

 

1

1

Занятие №1.

«Знакомство»

1.Знакомство с детьми и родителями.

2.помощь в адаптации детей к новым условиям и ритму занятия.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

2

Занятие №1А. «Зайчик»

1.Познакомить детей с игрушками зайчика, зайчихи с зайчатами, мышки научить выпол­нять игровые действия с игрушками.

2.Научить детей рисовать горизонтальные линии, окружность.

3.Развивать основные движения малышей (ходьба, полза­ние, перешагивание).

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

2

3

Занятие №1Б. «Мисочка для мышки»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование.

Музыкально-ритмическая часть.  Упражнения на развития общей моторики.

4

Занятие №1В.

«Дождик»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

3

5

Занятие №2.

«Шарики»

1.Познакомить детей с дарами осени (овощами и фруктами).

2.Дать родителям знание о значении природного материала в жизни ребенка.

3. Продолжать развивать способы взаимодействия с ребен­ком в разнообразных видах деятельности.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

6

Занятие №2А

«Яблочко»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

4

7

Занятие №2Б

«Огурчик»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка.

Музыкально-ритмическая часть.  Упражнения на развития общей моторики.

8

Занятие №2В

«Червячок»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

О к т я б р ь

 

 

 

 

 

 

 

1

9

Занятие №3.

«Знакомство с желтым цветом»

 

1.Продолжать знакомить детей с осенним временем года.

2.Знакомить детей с традиционным осенним персонажем - ежом (рассмотреть на картинках, познакомиться с игрушкой - ежом).

3.Дать знания родителям о значении и задачах игрушки для развития малыша.

4.Рассказать о том, какие игрушки нужны ребенку в раннем возрасте.

5.Способствовать развитию эмоциональных отношений со сверстником, обогащая репертуар тактильных игр.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

10

Занятие №3А

«Знакомство с красным цветом»

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

2

11

Занятие №3Б

«Знакомство с желтым цветом»

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

12

Занятие №3В

«Встретились две краски – красная и желтая»

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

3

13

Занятие №4

«Разноцветные листочки»

1.Продолжать знакомить детей с осенним временем года; учить рассматривать листья деревьев.

2.Пополнить репертуар детских игр и упражнений на развитие эмоциональных контактов. 3.Продолжать развивать умение владеть восковым мелком.

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

14

Занятие №4А

«Орешки для белочки»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

4

15

Занятие №4Б

«Листочки для ежика»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

16

Занятие №4В

«Осенние открытки»

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

Ноябрь

 

 

 

 

1

17

Занятие №5

«Мисочка для киски

1.Познакомить детей с игрушкой кошкой. Учить звукоподражанию (как говорит кошка).

2.Продолжать расширять репертуар игр и упражнений на развитие эмоциональных контактов.

3.Продолжать развивать умение лепить из воска.

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

18

Занятие №5А

«Колбаска для киски»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

2

19

Занятие №5Б

«Клубочки для котенка»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

20

Занятие №5В

«Мышка»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

3

21

Занятие №6

«Кукла»

1.Познакомить родителей и детей с новым игровым и фольк­лорным материалом.

2.Развивать умение у детей имитировать движения живот­ных (белочки, зайчика, мышки).

3.Продолжать развивать способы взаимодействия с детьми.

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

22

Занятие №6А

«Белочка»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

4

23

Занятие №6Б

«Зайчик»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

24

Занятие №6В

«Мышки»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование.  Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

Второй блок «Зима»

Д е к а б р ь

 

 

 

 

 

 

 

1

25

Занятие №7

«Снежинки»

 

1.Дать элементарные знания о таком времени года, как зима; учить обращать внимание на изменения в природе (стало холодно, выпал снег)

2.Развивать умения имитировать походку животных (медве­дя, зайчика).

3.Обогащать сферу эмоционального общения за счет игр и упражнений.

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

26

Занятие №7А

«Варежка»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

2

27

Занятие №7Б

«Шарфик»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

28

Занятие №7В

«Шапочка»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. Сказка.

 

 

 

 

 

 

3

29

Занятие №8

«Вязаные снежинки»

1.Продолжать знакомить детей с зимним временем года; обогащать пассивный словарь за счет слов: снег, снежинки, елка, саночки и т. д.

2.Обогащать тактильный опыт детей работой с шерстью.

3.Продолжать пополнять репертуар игр и упражнений на развитие тактильных и эмоциональных контактов.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

30

Занятие №8А

«Узоры»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.  

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

4

31

Занятие №8Б

«Звездочка»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти. 

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

32

Занятие №8В

«Елочка»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

Я н в а р ь

 

 

 

 

 

 

1

33

Занятие №9

«Птичка»

 

1.Познакомить детей с одеждой зимнего периода (шапка, шарф, рукавицы, сапоги), с зимними забавами (катание с горы, катание на коньках).

2.Познакомить с зимующей птичкой синичкой (игрушка, картинка).

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

34

Занятие №9А

«Саночки»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

2

35

Занятие №9Б

«Рукавицы»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развитие общей моторики.

36

Занятие №9В

«Сапоги»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развитие общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

3

37

Занятие №10

«Снеговик»

1.Продолжать знакомить детей с зимними играми (катание на санках, коньках, лыжах, лепка снеговика).

2.Продолжать развивать внимание, координацию движе­ний, используя пальчиковую гимнастику, упражнения и игры хоровода.

3.Познакомить детей с техникой рисования гуашью

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развитие общей моторики.

38

Занятие №10А

«Коньки»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развитие общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

4

39

Занятие №10Б

«Медведь в берлоге»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развитие общей моторики.

40

Занятие №10В

«Следы на дорожках»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развитие общей моторики.

Ф е в р а л ь

 

 

 

 

 

 

 

1

41

Занятие №11.

 

1.Продолжать знакомить детей с зимними играми (катание на санках, коньках, лыжах, лепка снеговика).

2.Продолжать развивать внимание, координацию движе­ний, используя пальчиковую гимнастику, упражнения и игры хоровода.

3.Познакомить детей с техникой рисования гуашью

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

42

Занятие №11А

«Снеговичок»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. Сказка.

 

 

 

 

 

 

 

 

2

43

Занятие №11Б

«Снежок»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть.

Упражнения на развития общей моторики.

44

Занятие №11В

«Беленький зайчик»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

3

45

Занятие №12.

«Масленица»

 

1.Познакомить детей и родителей с русским народным праздником Масленица (фольклорные песни, игры)

2.Совершенствовать работу с воском, используя технику катания, разминания.

3.Развивать эмоциональные взаимоотношения .

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

46

Занятие №12А

«Пирожки»

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

4

47

Занятие №12Б

«Блинчики»

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

48

Занятие №12В

«Бублики»

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

Третий блок «Весна»

М а р т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

49

Занятие №13

«Солнышко»

1.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к маме.

2.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

50

Занятие №13А

«Облачко»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

2

51

Занятие №13Б

«Разноцветные шарики»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

52

Занятие №13В

«Дождик»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

3

53

Занятие №14

«Ручеек»

1.Познакомить детей с особенностями такого времени года, как весна (снег тает, солнце припекает, ручьи текут и т.д.)

2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе.

3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

54

Занятие №14А

«Солнышко и облака»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

4

55

Занятие №14Б

«Первоцвет»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

56

Занятие №14В

«Снег тает»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

А п р е л ь

 

 

 

 

 

 

1

57

Занятие №15

«Гнездо для птичек»

1.Познакомить детей с весенним явлением – прилет птиц.

2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе.

3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

58

Занятие №15А

«Яички на тарелочке»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

2

59

Занятие №15Б

«Веселый колобок»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

60

Занятие №15В

«Тортик»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

3

61

Занятие №16

«Первоцветы»

1.Познакомить детей с первоцветом (мать-и-мачеха).

2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе.

3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

62

Занятие №16А

«Птички»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

4

63

Занятие №16Б

«Башмачки»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

64

Занятие №16В

«Травка»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

М а й

 

 

 

 

 

 

1

65

Занятие №17

«Одуванчик»

1.Познакомить детей с майскими подарками природы (одуванчики, мотыльки и т.д.)

2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе.

3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

66

Занятие №17А

«Улитка»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

2

67

Занятие №17Б

«Солнце светит»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

68

Занятие №17В

«Ягода-земляничка

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

3

69

Занятие №18

«Бабочка»

1.Познакомить детей с бабочками, научить  наблюдению за бабочкой в природе.

2.Подвести итоги года.

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

70

Занятие №18А

«Травка»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

4

71

Занятие №18Б

«Цветочки»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

72

Занятие №18В

«Лучики солнца»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

Учебно-тематический план второй части

Работа с детьми от 2 до 3 лет

Месяц

Неде

ля

Заня

тие

Название блока. Темы

Содержание программы

теория

практика

Первый блок «Осень»

О к т я б р ь

 

 

 

 

 

 

 

1

1

Занятие №1.

Вводное занятие

1.Введение в образовательную деятельность

2.Знакомство с названиям и образом жизни домашних птиц.

3.Рассказать о том, какие игрушки нужны ребенку в данном возрасте.

4.Способствовать развитию эмоциональных отношений со сверстником, обогащая репертуар тактильных игр.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

2

Занятие №1А

«Птичий двор»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

2

3

Занятие №1Б

«Птичий двор»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

4

Занятие №1В

«Птичий двор»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

3

5

Занятие №2

«Домашние животные»

1. Знакомство с названиями животных, их образом жизни.

2.Пополнить репертуар детских игр и упражнений на развитие эмоциональных контактов.

3.Продолжать развивать умение владеть восковым мелком.

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

6

Занятие №2А

«Домашние животные»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

4

7

Занятие №2Б

 «Домашние животные»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

8

Занятие №2В

«Домашние животные»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

Н о я  б р ь

 

 

 

 

1

9

Занятие №3

«Дикие животные»

1.Знакомство с названиями животных, их образом жизни.

2.Продолжать расширять репертуар игр и упражнений на развитие эмоциональных контактов.

3.Продолжать развивать умение клеить.

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

10

Занятие №3А

«Дикие животные»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация.  Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

2

11

Занятие №3Б

«Дикие животные»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация.  Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

12

Занятие №3В

«Дикие животные»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация.  Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

3

13

Занятие №4

«Фрукты»

1.Знакомство с названиями фруктов.

2.Продолжать развивать способы взаимодействия.

3.Пополнить репертуар детских игр и упражнений на развитие эмоциональных контактов .

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

14

Занятие №4А

«Фрукты»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

4

15

Занятие №4Б

«Фрукты»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

16

Занятие №4В

«Фрукты»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

Второй блок «Зима»

Д е к а б р ь

 

 

 

 

 

 

 

1

17

Занятие №5

«Снежок»

 

1.Знакомить с зимним видом одежды.

2.Дать знания о таком времени года, как зима;

3.Обогащать сферу эмоционального общения за счет игр и упражнений.

4.Познакомить детей с одеждой зимнего периода (шапка, шарф, рукавицы, сапоги), с зимними забавами (катание с горы, катание на коньках).

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

18

Занятие №5А

«Зимняя одежда»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

2

19

Занятие №5Б

«Зимняя одежда»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

20

Занятие №5В

«Зимняя одежда»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития.

 

 

 

 

 

 

3

21

Занятие №6

«Снежинки»

1.Продолжать знакомить детей с зимним временем года; обогащать пассивный словарь.

2.Обогащать тактильный опыт детей работой с шерстью.

3.Продолжать пополнять репертуар игр и упражнений на развитие тактильных и эмоциональных контактов между мате­рью и ребенком.

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

22

Занятие №6А

«Метель»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

4

23

Занятие №6Б

«Снеговик»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

24

Занятие №6В

«Елочка»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

Я н в а р ь

 

 

 

 

 

 

1

25

Занятие №7

«Овощи»

 

1.Познакомить с названиями овощей.

2.Познакомить с зимующей птичкой синичкой (игрушка, картинка).

 

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

26

Занятие №7А

«Овощи»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

2

27

Занятие №7Б

«Овощи»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

28

Занятие №7В

«Фрукты и овощи»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. Сказка.

 

 

 

 

 

 

 

3

29

Занятие №8

«Дом»

1. Знакомство с предметной сферой жизни.

2.Продолжать развивать внимание, координацию движе­ний, используя пальчиковую гимнастику, упражнения и игры хоровода.

3.Познакомить детей с техникой рисования гуашью

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

30

Занятие №8А

«Дом»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

4

31

Занятие №8Б

«Мебель»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

32

Занятие №8В

«Мебель»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

Ф е в р а л ь

 

 

 

 

 

 

 

1

33

Занятие №9.

«Игрушки»

 

1. Знакомство с предметной сферой жизни.

2.Продолжать развивать внимание, координацию движе­ний, используя пальчиковую гимнастику, упражнения и игры хоровода.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

34

Занятие №9А

«Игрушки»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

2

35

Занятие №9Б

«Игрушки»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

36

Занятие №9В

«Игрушки»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

3

37

Занятие №10.

«Масленица»

 

1.Познакомить детей с русским народным праздником Масленица

2.Знакомство с понятиями «форма и цвет»

2.Совершенствовать работу с воском, используя технику катания, разминания.

3.Развивать эмоциональные взаимоотношения между матерью и ребенком.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

38

Занятие №10А

«Цвет»

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

4

39

Занятие №10Б

«Формы»

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

40

Занятие №10В

«Праздник мужчин»

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

Третий блок «Весна»

М а р т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

41

Занятие №11

«Время года - весна»

1.Знакомство с описаниями и признаками времен года

2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе.

3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

42

Занятие №11А

«Время года - весна»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

2

43

Занятие №11Б

«Мамин праздник»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

44

Занятие №11В

«Ручеек»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

3

45

Занятие №12

«Время года - лето»

1. Знакомство с описаниями и признаками времен года

2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе.

3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

46

Занятие №12А

«Время года - лето»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

4

47

Занятие №12Б

«Время года - осень»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

48

Занятие №12В

«Время года - осень»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

А п р е л ь

 

 

 

 

 

 

1

49

Занятие №13

«Время года - зима»

1. Знакомство с описаниями и признаками времен года

2.Познакомить детей с весенним явлением – прилет птиц.

3.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к  природе.

4.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

50

Занятие №13А

«Время года – зима»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

2

51

Занятие №13Б

«Птички»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

52

Занятие №13В

«Гнездышко»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

3

53

Занятие №14

«Посуда»

1. Знакомство с предметной сферой жизни.

2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе.

3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

54

Занятие №14А

«Посуда»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

4

55

Занятие №14Б

«Посуда»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

56

Занятие №14В

«Посуда»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М а й

 

 

 

 

 

 

1

57

Занятие №15

«Уборка в доме»

1.Познакомить детей с инструкцией по стирке белья, подмести полы.

2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе.

3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

58

Занятие №15А

«Уборка в доме»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

2

59

Занятие №15Б

«Уборка в доме»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

60

Занятие №15В

«Уборка в доме»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

3

61

Занятие №16

«Гости»

1. Знакомство с правилами поведения в гостях и правилами приема гостей.

2.Подвести итоги года.

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

62

Занятие №16А

«Гости»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

4

63

Занятие №16Б

«Природа»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

64

Занятие №16В

«Итоги занятий»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 Публикации для педагогов (СМИ) 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют. СПб.: Паритет, 2002.
  2. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. М.: Из­дательство «Скрипторий 2003», 2008.
  3. Косинова Е. М. Пальчиковая гимнастика. М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2002.
  4. Красикова И. С. Детский массаж. СПб.: КОРОНА принт,
  5. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. М.: Просвещение, 2000.
  6. Ларечина Е. В. Психолого-педагогическая программа «Дитятко». Развивающие занятия для родителей и детей 1-2 года. СПб.: Речь, 2012.
  7. Ларечина Е. В. Развитие эмоциональных отношений мате­ри и ребенка. СПб.: Речь, 2004.
  8. Подвижные игры и упражнения для детей третьего года жизни. М.: Линка-Пресс, 2005.
  9. Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль: Академия, 2000.
  10. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в пе­риод адаптации к дошкольному учреждению. М., 2003.
  11. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошколь­ников. М.: Сфера, 2002.
  12. Тимофеичева И.В., Оськина О.Е. «Ладушки». Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста. Конспекты занятий. / Под ред. Воровщикова С.Г. М.: УЦ «Перспектива», 2013.
  13. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.