foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

Васильева Алина Валерьевна

Педагог-психолог

КУ «Специализированный Дом ребенка «Малютка» Минздрава Чувашии

Чувашская Республика г. Чебоксары

Коррекционно-развивающая программа по познавательному развитию

 «Солнечные ступеньки» для детей от 1 до 3 лет

 

Васильева Алина Валерьевна

педагог-психолог

КУ «Специализированный Дом ребенка «Малютка»

Минздрава Чувашии

 

Пояснительная записка.

Возникающие эмоциональные взаимоотношения между близкими взрослыми отража­ются на внешнем и внутреннем состоянии партнеров. Качество этих отношений связано с направленностью отношений либо на поддержание контакта, либо на его избегание. Основой процесса взаимоотношений значимого взрослого и младенца выступает диа­лог, в котором происходит настройка партнеров друг на друга.

Позитивные эмоциональ­ные отношения являются необходимым условием душевного здоровья и правильного развития в первые два с половиной года. Тип взаимоотноше­ний «родитель – ребенок», сформировавшийся в ходе развития привязанности в первые два года жизни, образует основу всех будущих отношений ребенка.

На втором и третьем годах жизни происходят изменения вза­имоотношения с другими близкими взрослыми, меня­ется степень свободы ребенка. Ребенок впервые сталкивается с новыми задачами развития, с освоением функций контроля и ав­тономии. Для взрослеющего малыша очень важ­но, чтобы близкие люди и мама заметили его новые потребности и вовремя поддержали своей любовью, принятием и готовностью к изменениям. Некоторое удаление от матери не является свиде­тельством полной самостоятельности, ребенок еще по-прежнему психологически связан с нею и нуждается в ее поддержке.

Для современной психологии исследование эмоциональных отношений является актуальной задачей, решение которой важно как по собственно научным, так и по практическим основаниям. Под эмоциональными отношениями понимается класс таких феноменов, как симпатия, антипатия, дружба, вражда, любовь и др. Эмоциональные отношения включают в себя два класса явлений. Первый класс – это межличностные отношения. Второй класс – оценка субъектом взаимодействий и контактов, которая носит ярко выраженный эмоциональный характер.

Понимание важности формирования эмоциональных отно­шений является одним из условий обе­спечения психологически здорового развития личности малыша. Они выступают в трех ипостасях:

- чувство, эмоции одного человека к другому человеку;

- социальная установка или отношение к другому человеку;

- оценка, эмоциональный компонент межличностного воспри­ятия человека.

Именно данным компонентам эмоциональных отношений во взаимодействии с ребенком мы будем уделять внимание в нашей программе.

В основу, развивающей программы «Солнечные ступени», легла психолого-педагогичская программа Елены Викторовны Ларечиной «Растем вместе», которая состоит: из первой ступени – программа «Дитятко» (дети в возрасте от 1 года 2 месяцев до двух лет). Вторая ступень программы – «Счастливый малыш» (дети в возрасте от двух до трех лет).

Программа «Солнечные ступени» предназначенная для работы с детьми раннего возраста и рассчитана на два года по восемь-девять месяцев работы группы. Программа имеет также две ступени. Первая ступень длится с сентября по май. Вторая ступень программы с октября по май.

Программа «Солнечные ступени» разработана с учетом основных задач развития ребенка раннего возраста. Полноценное гармоничное развитие ребенка возможно только при наличии позитивных эмоциональных отношений. Именно в сотрудничестве с взрослым и сверстником ребенок способен двигаться по пути развития.

Программа содержит интересные традиционные и авторские игры, направленные на различные сферы развития ребенка (коммуникативную, двигательную, интеллектуальную, эмоциональную). Игровой дидактический материал можно использовать с учетом индивидуального темпа развития каждого ребенка. В этом возрасте у ребенка появляется желание присоединиться к группе сверстников и принять участие в совместном, пока еще кратковременном, игровом действии во время свободной игры.

Ранний возраст – это период психомоторного развития ре­бенка. Активно развивается общая и мелкая моторика, совершен­ствуются основные движения малыша. В программу включены несколько разделов, посвященных этой тематике: пальчиковая гимнастика, музыкально-ритмическая часть, игровые массажи, телесно-ориентированные игры, полоса препятствий.

Именно в этот период жизни ребенка появляется важное новообразование в эмоциональной сфере – эмпатия. Эмпатией называют способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Первые осознанные эмпатийные проявления мы можем увидеть уже у детей двух с половиной лет. К этому моменту дети осо­знают, что боль других людей отличается от их боли, они стано­вятся более чуткими и способны утешить нуждающегося в со­чувствии. Во время занятий малыши под руко­водством ведущего приучаются наблюдать за эмоциональными проявлениями окружающих и адекватно реагировать на них. Во время прослушивания сказок малыши учатся сопережи­вать героям, что тоже способствует развитию эмоциональной сферы.

Ранний возраст – это возраст открытий. Для маленького ре­бенка очень важно видеть результаты своей деятельности. Осо­бый интерес малыши испытывают к рисованию, лепке, апплика­ции. Поэтому занятия этими видами продуктивной деятельности включены в программу.

Цель – развитие эмоциональных отношений между матерью (отцом) и ребенком раннего возраста и оказание помощи родителям в процессе воспитания и раз­вития ребенка.

Задачи:

  • Психолого-педагогическое просвещение матерей (отцов) по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
  • Развитие социальных и коммуникативных умений у детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и со взрослыми).
  • Развитие познавательной активности детей раннего воз­раста.
  • Развитие двигательной активности (крупных движений, мел­кой моторики).
  • Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста (со­переживание героям сказок и т. д.), развитие эмпатии.

Структура программы.

Программа «Солнечные ступени» состоит из двух частей:

первая часть – работа с детьми от 1 до 2 лет и их родителями,

вторая часть – работа с детьми 2-3 лет – является логическим продолжением первой части, но может быть использована совершенно самостоятельно.

Программа состоит из трех основных блоков: «Осень», «Зима», «Весна».

Каждый блок включает в себя 24 занятия продолжительностью по 60 минут, которые проводятся 2 раза в неделю. Всего 72 часа по первой ступени и 64 часа по второй ступени.

Каждое занятие состоит из семи частей:

  1. Свободная игра.
  2. Приветствие; пальчиковая гимнастика.
  3. Изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование).
  4. Музыкально-ритмическая часть.
  5. Упражнения на развития общей моторики.
  6. Прощание.

Смена структурных элементов занятия происходит раз в две-четыре недели. Частая их повторяемость обусловлена особенностями восприятия детей раннего возраста: материал, неоднократно повторяемый детьми, становится знакомым, легко запоминается и доставляет им радость. Количество детей на занятии не должно превышать 2-6 человек.

Ожидаемые результаты

  • Овладение приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста.
  • Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.
  • Умение уважать желания и потребности малыша.
  • Умение быть активным соучастником ребенка в его деятель­ности.
  • Расширение знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми раннего возраста.

 

                                                 Учебно-тематический план первой части

Работа с детьми от 1 до 2 лет

Месяц

Неделя

Зан

ятие

Название блока. Темы

Содержание программы

теория

практика

Первый блок «Осень»

С е н т я б р ь

 

 

 

 

 

 

 

1

1

Занятие №1.

«Знакомство»

1.Знакомство с детьми и родителями.

2.помощь в адаптации детей к новым условиям и ритму занятия.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

2

Занятие №1А. «Зайчик»

1.Познакомить детей с игрушками зайчика, зайчихи с зайчатами, мышки научить выпол­нять игровые действия с игрушками.

2.Научить детей рисовать горизонтальные линии, окружность.

3.Развивать основные движения малышей (ходьба, полза­ние, перешагивание).

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

2

3

Занятие №1Б. «Мисочка для мышки»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование.

Музыкально-ритмическая часть.  Упражнения на развития общей моторики.

4

Занятие №1В.

«Дождик»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

3

5

Занятие №2.

«Шарики»

1.Познакомить детей с дарами осени (овощами и фруктами).

2.Дать родителям знание о значении природного материала в жизни ребенка.

3. Продолжать развивать способы взаимодействия с ребен­ком в разнообразных видах деятельности.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

6

Занятие №2А

«Яблочко»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

4

7

Занятие №2Б

«Огурчик»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка.

Музыкально-ритмическая часть.  Упражнения на развития общей моторики.

8

Занятие №2В

«Червячок»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

О к т я б р ь

 

 

 

 

 

 

 

1

9

Занятие №3.

«Знакомство с желтым цветом»

 

1.Продолжать знакомить детей с осенним временем года.

2.Знакомить детей с традиционным осенним персонажем - ежом (рассмотреть на картинках, познакомиться с игрушкой - ежом).

3.Дать знания родителям о значении и задачах игрушки для развития малыша.

4.Рассказать о том, какие игрушки нужны ребенку в раннем возрасте.

5.Способствовать развитию эмоциональных отношений со сверстником, обогащая репертуар тактильных игр.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

10

Занятие №3А

«Знакомство с красным цветом»

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

2

11

Занятие №3Б

«Знакомство с желтым цветом»

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

12

Занятие №3В

«Встретились две краски – красная и желтая»

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

3

13

Занятие №4

«Разноцветные листочки»

1.Продолжать знакомить детей с осенним временем года; учить рассматривать листья деревьев.

2.Пополнить репертуар детских игр и упражнений на развитие эмоциональных контактов. 3.Продолжать развивать умение владеть восковым мелком.

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

14

Занятие №4А

«Орешки для белочки»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

4

15

Занятие №4Б

«Листочки для ежика»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

16

Занятие №4В

«Осенние открытки»

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

Ноябрь

 

 

 

 

1

17

Занятие №5

«Мисочка для киски

1.Познакомить детей с игрушкой кошкой. Учить звукоподражанию (как говорит кошка).

2.Продолжать расширять репертуар игр и упражнений на развитие эмоциональных контактов.

3.Продолжать развивать умение лепить из воска.

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

18

Занятие №5А

«Колбаска для киски»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

2

19

Занятие №5Б

«Клубочки для котенка»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

20

Занятие №5В

«Мышка»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

3

21

Занятие №6

«Кукла»

1.Познакомить родителей и детей с новым игровым и фольк­лорным материалом.

2.Развивать умение у детей имитировать движения живот­ных (белочки, зайчика, мышки).

3.Продолжать развивать способы взаимодействия с детьми.

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

22

Занятие №6А

«Белочка»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

4

23

Занятие №6Б

«Зайчик»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

24

Занятие №6В

«Мышки»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование.  Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

Второй блок «Зима»

Д е к а б р ь

 

 

 

 

 

 

 

1

25

Занятие №7

«Снежинки»

 

1.Дать элементарные знания о таком времени года, как зима; учить обращать внимание на изменения в природе (стало холодно, выпал снег)

2.Развивать умения имитировать походку животных (медве­дя, зайчика).

3.Обогащать сферу эмоционального общения за счет игр и упражнений.

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

26

Занятие №7А

«Варежка»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

2

27

Занятие №7Б

«Шарфик»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

28

Занятие №7В

«Шапочка»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. Сказка.

 

 

 

 

 

 

3

29

Занятие №8

«Вязаные снежинки»

1.Продолжать знакомить детей с зимним временем года; обогащать пассивный словарь за счет слов: снег, снежинки, елка, саночки и т. д.

2.Обогащать тактильный опыт детей работой с шерстью.

3.Продолжать пополнять репертуар игр и упражнений на развитие тактильных и эмоциональных контактов.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

30

Занятие №8А

«Узоры»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.  

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

4

31

Занятие №8Б

«Звездочка»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти. 

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

32

Занятие №8В

«Елочка»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

Я н в а р ь

 

 

 

 

 

 

1

33

Занятие №9

«Птичка»

 

1.Познакомить детей с одеждой зимнего периода (шапка, шарф, рукавицы, сапоги), с зимними забавами (катание с горы, катание на коньках).

2.Познакомить с зимующей птичкой синичкой (игрушка, картинка).

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

34

Занятие №9А

«Саночки»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

2

35

Занятие №9Б

«Рукавицы»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развитие общей моторики.

36

Занятие №9В

«Сапоги»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развитие общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

3

37

Занятие №10

«Снеговик»

1.Продолжать знакомить детей с зимними играми (катание на санках, коньках, лыжах, лепка снеговика).

2.Продолжать развивать внимание, координацию движе­ний, используя пальчиковую гимнастику, упражнения и игры хоровода.

3.Познакомить детей с техникой рисования гуашью

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развитие общей моторики.

38

Занятие №10А

«Коньки»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развитие общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

4

39

Занятие №10Б

«Медведь в берлоге»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развитие общей моторики.

40

Занятие №10В

«Следы на дорожках»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развитие общей моторики.

Ф е в р а л ь

 

 

 

 

 

 

 

1

41

Занятие №11.

 

1.Продолжать знакомить детей с зимними играми (катание на санках, коньках, лыжах, лепка снеговика).

2.Продолжать развивать внимание, координацию движе­ний, используя пальчиковую гимнастику, упражнения и игры хоровода.

3.Познакомить детей с техникой рисования гуашью

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

42

Занятие №11А

«Снеговичок»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. Сказка.

 

 

 

 

 

 

 

 

2

43

Занятие №11Б

«Снежок»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть.

Упражнения на развития общей моторики.

44

Занятие №11В

«Беленький зайчик»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

3

45

Занятие №12.

«Масленица»

 

1.Познакомить детей и родителей с русским народным праздником Масленица (фольклорные песни, игры)

2.Совершенствовать работу с воском, используя технику катания, разминания.

3.Развивать эмоциональные взаимоотношения .

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

46

Занятие №12А

«Пирожки»

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

4

47

Занятие №12Б

«Блинчики»

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

48

Занятие №12В

«Бублики»

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

Третий блок «Весна»

М а р т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

49

Занятие №13

«Солнышко»

1.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к маме.

2.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

50

Занятие №13А

«Облачко»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

2

51

Занятие №13Б

«Разноцветные шарики»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

52

Занятие №13В

«Дождик»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

3

53

Занятие №14

«Ручеек»

1.Познакомить детей с особенностями такого времени года, как весна (снег тает, солнце припекает, ручьи текут и т.д.)

2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе.

3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

54

Занятие №14А

«Солнышко и облака»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

4

55

Занятие №14Б

«Первоцвет»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

56

Занятие №14В

«Снег тает»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

А п р е л ь

 

 

 

 

 

 

1

57

Занятие №15

«Гнездо для птичек»

1.Познакомить детей с весенним явлением – прилет птиц.

2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе.

3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

58

Занятие №15А

«Яички на тарелочке»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

2

59

Занятие №15Б

«Веселый колобок»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

60

Занятие №15В

«Тортик»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

3

61

Занятие №16

«Первоцветы»

1.Познакомить детей с первоцветом (мать-и-мачеха).

2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе.

3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

62

Занятие №16А

«Птички»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

4

63

Занятие №16Б

«Башмачки»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

64

Занятие №16В

«Травка»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

М а й

 

 

 

 

 

 

1

65

Занятие №17

«Одуванчик»

1.Познакомить детей с майскими подарками природы (одуванчики, мотыльки и т.д.)

2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе.

3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

66

Занятие №17А

«Улитка»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

2

67

Занятие №17Б

«Солнце светит»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

68

Занятие №17В

«Ягода-земляничка

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

3

69

Занятие №18

«Бабочка»

1.Познакомить детей с бабочками, научить  наблюдению за бабочкой в природе.

2.Подвести итоги года.

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

70

Занятие №18А

«Травка»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

4

71

Занятие №18Б

«Цветочки»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

72

Занятие №18В

«Лучики солнца»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

Учебно-тематический план второй части

Работа с детьми от 2 до 3 лет

Месяц

Неде

ля

Заня

тие

Название блока. Темы

Содержание программы

теория

практика

Первый блок «Осень»

О к т я б р ь

 

 

 

 

 

 

 

1

1

Занятие №1.

Вводное занятие

1.Введение в образовательную деятельность

2.Знакомство с названиям и образом жизни домашних птиц.

3.Рассказать о том, какие игрушки нужны ребенку в данном возрасте.

4.Способствовать развитию эмоциональных отношений со сверстником, обогащая репертуар тактильных игр.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

2

Занятие №1А

«Птичий двор»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

2

3

Занятие №1Б

«Птичий двор»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

4

Занятие №1В

«Птичий двор»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

3

5

Занятие №2

«Домашние животные»

1. Знакомство с названиями животных, их образом жизни.

2.Пополнить репертуар детских игр и упражнений на развитие эмоциональных контактов.

3.Продолжать развивать умение владеть восковым мелком.

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

6

Занятие №2А

«Домашние животные»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

4

7

Занятие №2Б

 «Домашние животные»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

8

Занятие №2В

«Домашние животные»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

Н о я  б р ь

 

 

 

 

1

9

Занятие №3

«Дикие животные»

1.Знакомство с названиями животных, их образом жизни.

2.Продолжать расширять репертуар игр и упражнений на развитие эмоциональных контактов.

3.Продолжать развивать умение клеить.

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

10

Занятие №3А

«Дикие животные»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация.  Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

2

11

Занятие №3Б

«Дикие животные»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация.  Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

12

Занятие №3В

«Дикие животные»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация.  Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

3

13

Занятие №4

«Фрукты»

1.Знакомство с названиями фруктов.

2.Продолжать развивать способы взаимодействия.

3.Пополнить репертуар детских игр и упражнений на развитие эмоциональных контактов .

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

14

Занятие №4А

«Фрукты»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

4

15

Занятие №4Б

«Фрукты»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

16

Занятие №4В

«Фрукты»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

Второй блок «Зима»

Д е к а б р ь

 

 

 

 

 

 

 

1

17

Занятие №5

«Снежок»

 

1.Знакомить с зимним видом одежды.

2.Дать знания о таком времени года, как зима;

3.Обогащать сферу эмоционального общения за счет игр и упражнений.

4.Познакомить детей с одеждой зимнего периода (шапка, шарф, рукавицы, сапоги), с зимними забавами (катание с горы, катание на коньках).

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

18

Занятие №5А

«Зимняя одежда»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

2

19

Занятие №5Б

«Зимняя одежда»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

20

Занятие №5В

«Зимняя одежда»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития.

 

 

 

 

 

 

3

21

Занятие №6

«Снежинки»

1.Продолжать знакомить детей с зимним временем года; обогащать пассивный словарь.

2.Обогащать тактильный опыт детей работой с шерстью.

3.Продолжать пополнять репертуар игр и упражнений на развитие тактильных и эмоциональных контактов между мате­рью и ребенком.

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

22

Занятие №6А

«Метель»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

4

23

Занятие №6Б

«Снеговик»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

24

Занятие №6В

«Елочка»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

Я н в а р ь

 

 

 

 

 

 

1

25

Занятие №7

«Овощи»

 

1.Познакомить с названиями овощей.

2.Познакомить с зимующей птичкой синичкой (игрушка, картинка).

 

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

26

Занятие №7А

«Овощи»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

2

27

Занятие №7Б

«Овощи»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

28

Занятие №7В

«Фрукты и овощи»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. Сказка.

 

 

 

 

 

 

 

3

29

Занятие №8

«Дом»

1. Знакомство с предметной сферой жизни.

2.Продолжать развивать внимание, координацию движе­ний, используя пальчиковую гимнастику, упражнения и игры хоровода.

3.Познакомить детей с техникой рисования гуашью

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

30

Занятие №8А

«Дом»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

4

31

Занятие №8Б

«Мебель»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

32

Занятие №8В

«Мебель»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

Ф е в р а л ь

 

 

 

 

 

 

 

1

33

Занятие №9.

«Игрушки»

 

1. Знакомство с предметной сферой жизни.

2.Продолжать развивать внимание, координацию движе­ний, используя пальчиковую гимнастику, упражнения и игры хоровода.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

34

Занятие №9А

«Игрушки»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

2

35

Занятие №9Б

«Игрушки»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

36

Занятие №9В

«Игрушки»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

3

37

Занятие №10.

«Масленица»

 

1.Познакомить детей с русским народным праздником Масленица

2.Знакомство с понятиями «форма и цвет»

2.Совершенствовать работу с воском, используя технику катания, разминания.

3.Развивать эмоциональные взаимоотношения между матерью и ребенком.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

38

Занятие №10А

«Цвет»

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

4

39

Занятие №10Б

«Формы»

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

40

Занятие №10В

«Праздник мужчин»

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

Третий блок «Весна»

М а р т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

41

Занятие №11

«Время года - весна»

1.Знакомство с описаниями и признаками времен года

2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе.

3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

42

Занятие №11А

«Время года - весна»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

2

43

Занятие №11Б

«Мамин праздник»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

44

Занятие №11В

«Ручеек»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

3

45

Занятие №12

«Время года - лето»

1. Знакомство с описаниями и признаками времен года

2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе.

3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

46

Занятие №12А

«Время года - лето»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

4

47

Занятие №12Б

«Время года - осень»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование.

Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

48

Занятие №12В

«Время года - осень»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

А п р е л ь

 

 

 

 

 

 

1

49

Занятие №13

«Время года - зима»

1. Знакомство с описаниями и признаками времен года

2.Познакомить детей с весенним явлением – прилет птиц.

3.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к  природе.

4.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения.

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

50

Занятие №13А

«Время года – зима»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

2

51

Занятие №13Б

«Птички»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

52

Занятие №13В

«Гнездышко»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

3

53

Занятие №14

«Посуда»

1. Знакомство с предметной сферой жизни.

2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе.

3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

54

Занятие №14А

«Посуда»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

4

55

Занятие №14Б

«Посуда»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

56

Занятие №14В

«Посуда»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М а й

 

 

 

 

 

 

1

57

Занятие №15

«Уборка в доме»

1.Познакомить детей с инструкцией по стирке белья, подмести полы.

2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе.

3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

58

Занятие №15А

«Уборка в доме»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

2

59

Занятие №15Б

«Уборка в доме»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

60

Занятие №15В

«Уборка в доме»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

3

61

Занятие №16

«Гости»

1. Знакомство с правилами поведения в гостях и правилами приема гостей.

2.Подвести итоги года.

 

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

62

Занятие №16А

«Гости»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

4

63

Занятие №16Б

«Природа»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

64

Занятие №16В

«Итоги занятий»

Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики.

 Публикации для педагогов (СМИ) 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют. СПб.: Паритет, 2002.
  2. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. М.: Из­дательство «Скрипторий 2003», 2008.
  3. Косинова Е. М. Пальчиковая гимнастика. М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2002.
  4. Красикова И. С. Детский массаж. СПб.: КОРОНА принт,
  5. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. М.: Просвещение, 2000.
  6. Ларечина Е. В. Психолого-педагогическая программа «Дитятко». Развивающие занятия для родителей и детей 1-2 года. СПб.: Речь, 2012.
  7. Ларечина Е. В. Развитие эмоциональных отношений мате­ри и ребенка. СПб.: Речь, 2004.
  8. Подвижные игры и упражнения для детей третьего года жизни. М.: Линка-Пресс, 2005.
  9. Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль: Академия, 2000.
  10. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в пе­риод адаптации к дошкольному учреждению. М., 2003.
  11. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошколь­ников. М.: Сфера, 2002.
  12. Тимофеичева И.В., Оськина О.Е. «Ладушки». Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста. Конспекты занятий. / Под ред. Воровщикова С.Г. М.: УЦ «Перспектива», 2013.
  13. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.