выполнила:
Васильева Алина Валерьевна
Педагог-психолог
КУ «Специализированный Дом ребенка «Малютка» Минздрава Чувашии
Чувашская Республика г. Чебоксары
Коррекционно-развивающая программа по познавательному развитию
«Солнечные ступеньки» для детей от 1 до 3 лет
Васильева Алина Валерьевна
педагог-психолог
КУ «Специализированный Дом ребенка «Малютка»
Минздрава Чувашии
Пояснительная записка.
Возникающие эмоциональные взаимоотношения между близкими взрослыми отражаются на внешнем и внутреннем состоянии партнеров. Качество этих отношений связано с направленностью отношений либо на поддержание контакта, либо на его избегание. Основой процесса взаимоотношений значимого взрослого и младенца выступает диалог, в котором происходит настройка партнеров друг на друга.
Позитивные эмоциональные отношения являются необходимым условием душевного здоровья и правильного развития в первые два с половиной года. Тип взаимоотношений «родитель – ребенок», сформировавшийся в ходе развития привязанности в первые два года жизни, образует основу всех будущих отношений ребенка.
На втором и третьем годах жизни происходят изменения взаимоотношения с другими близкими взрослыми, меняется степень свободы ребенка. Ребенок впервые сталкивается с новыми задачами развития, с освоением функций контроля и автономии. Для взрослеющего малыша очень важно, чтобы близкие люди и мама заметили его новые потребности и вовремя поддержали своей любовью, принятием и готовностью к изменениям. Некоторое удаление от матери не является свидетельством полной самостоятельности, ребенок еще по-прежнему психологически связан с нею и нуждается в ее поддержке.
Для современной психологии исследование эмоциональных отношений является актуальной задачей, решение которой важно как по собственно научным, так и по практическим основаниям. Под эмоциональными отношениями понимается класс таких феноменов, как симпатия, антипатия, дружба, вражда, любовь и др. Эмоциональные отношения включают в себя два класса явлений. Первый класс – это межличностные отношения. Второй класс – оценка субъектом взаимодействий и контактов, которая носит ярко выраженный эмоциональный характер.
Понимание важности формирования эмоциональных отношений является одним из условий обеспечения психологически здорового развития личности малыша. Они выступают в трех ипостасях:
- чувство, эмоции одного человека к другому человеку;
- социальная установка или отношение к другому человеку;
- оценка, эмоциональный компонент межличностного восприятия человека.
Именно данным компонентам эмоциональных отношений во взаимодействии с ребенком мы будем уделять внимание в нашей программе.
В основу, развивающей программы «Солнечные ступени», легла психолого-педагогичская программа Елены Викторовны Ларечиной «Растем вместе», которая состоит: из первой ступени – программа «Дитятко» (дети в возрасте от 1 года 2 месяцев до двух лет). Вторая ступень программы – «Счастливый малыш» (дети в возрасте от двух до трех лет).
Программа «Солнечные ступени» предназначенная для работы с детьми раннего возраста и рассчитана на два года по восемь-девять месяцев работы группы. Программа имеет также две ступени. Первая ступень длится с сентября по май. Вторая ступень программы с октября по май.
Программа «Солнечные ступени» разработана с учетом основных задач развития ребенка раннего возраста. Полноценное гармоничное развитие ребенка возможно только при наличии позитивных эмоциональных отношений. Именно в сотрудничестве с взрослым и сверстником ребенок способен двигаться по пути развития.
Программа содержит интересные традиционные и авторские игры, направленные на различные сферы развития ребенка (коммуникативную, двигательную, интеллектуальную, эмоциональную). Игровой дидактический материал можно использовать с учетом индивидуального темпа развития каждого ребенка. В этом возрасте у ребенка появляется желание присоединиться к группе сверстников и принять участие в совместном, пока еще кратковременном, игровом действии во время свободной игры.
Ранний возраст – это период психомоторного развития ребенка. Активно развивается общая и мелкая моторика, совершенствуются основные движения малыша. В программу включены несколько разделов, посвященных этой тематике: пальчиковая гимнастика, музыкально-ритмическая часть, игровые массажи, телесно-ориентированные игры, полоса препятствий.
Именно в этот период жизни ребенка появляется важное новообразование в эмоциональной сфере – эмпатия. Эмпатией называют способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Первые осознанные эмпатийные проявления мы можем увидеть уже у детей двух с половиной лет. К этому моменту дети осознают, что боль других людей отличается от их боли, они становятся более чуткими и способны утешить нуждающегося в сочувствии. Во время занятий малыши под руководством ведущего приучаются наблюдать за эмоциональными проявлениями окружающих и адекватно реагировать на них. Во время прослушивания сказок малыши учатся сопереживать героям, что тоже способствует развитию эмоциональной сферы.
Ранний возраст – это возраст открытий. Для маленького ребенка очень важно видеть результаты своей деятельности. Особый интерес малыши испытывают к рисованию, лепке, аппликации. Поэтому занятия этими видами продуктивной деятельности включены в программу.
Цель – развитие эмоциональных отношений между матерью (отцом) и ребенком раннего возраста и оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития ребенка.
Задачи:
- Психолого-педагогическое просвещение матерей (отцов) по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
- Развитие социальных и коммуникативных умений у детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и со взрослыми).
- Развитие познавательной активности детей раннего возраста.
- Развитие двигательной активности (крупных движений, мелкой моторики).
- Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста (сопереживание героям сказок и т. д.), развитие эмпатии.
Структура программы.
Программа «Солнечные ступени» состоит из двух частей:
первая часть – работа с детьми от 1 до 2 лет и их родителями,
вторая часть – работа с детьми 2-3 лет – является логическим продолжением первой части, но может быть использована совершенно самостоятельно.
Программа состоит из трех основных блоков: «Осень», «Зима», «Весна».
Каждый блок включает в себя 24 занятия продолжительностью по 60 минут, которые проводятся 2 раза в неделю. Всего 72 часа по первой ступени и 64 часа по второй ступени.
Каждое занятие состоит из семи частей:
- Свободная игра.
- Приветствие; пальчиковая гимнастика.
- Изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование).
- Музыкально-ритмическая часть.
- Упражнения на развития общей моторики.
- Прощание.
Смена структурных элементов занятия происходит раз в две-четыре недели. Частая их повторяемость обусловлена особенностями восприятия детей раннего возраста: материал, неоднократно повторяемый детьми, становится знакомым, легко запоминается и доставляет им радость. Количество детей на занятии не должно превышать 2-6 человек.
Ожидаемые результаты
- Овладение приемами взаимодействия с ребенком раннего возраста.
- Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.
- Умение уважать желания и потребности малыша.
- Умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности.
- Расширение знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия с детьми раннего возраста.
Учебно-тематический план первой части
Работа с детьми от 1 до 2 лет
Месяц |
Неделя |
Зан ятие |
Название блока. Темы |
Содержание программы |
|
теория |
практика |
||||
Первый блок «Осень» |
|||||
С е н т я б р ь |
1 |
1 |
Занятие №1. «Знакомство» |
1.Знакомство с детьми и родителями. 2.помощь в адаптации детей к новым условиям и ритму занятия. |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
2 |
Занятие №1А. «Зайчик» |
1.Познакомить детей с игрушками зайчика, зайчихи с зайчатами, мышки научить выполнять игровые действия с игрушками. 2.Научить детей рисовать горизонтальные линии, окружность. 3.Развивать основные движения малышей (ходьба, ползание, перешагивание).
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
2 |
3 |
Занятие №1Б. «Мисочка для мышки» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
4 |
Занятие №1В. «Дождик» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
3 |
5 |
Занятие №2. «Шарики» |
1.Познакомить детей с дарами осени (овощами и фруктами). 2.Дать родителям знание о значении природного материала в жизни ребенка. 3. Продолжать развивать способы взаимодействия с ребенком в разнообразных видах деятельности. |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|
6 |
Занятие №2А «Яблочко» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
4 |
7 |
Занятие №2Б «Огурчик» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
8 |
Занятие №2В «Червячок» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
О к т я б р ь |
1 |
9 |
Занятие №3. «Знакомство с желтым цветом»
|
1.Продолжать знакомить детей с осенним временем года. 2.Знакомить детей с традиционным осенним персонажем - ежом (рассмотреть на картинках, познакомиться с игрушкой - ежом). 3.Дать знания родителям о значении и задачах игрушки для развития малыша. 4.Рассказать о том, какие игрушки нужны ребенку в раннем возрасте. 5.Способствовать развитию эмоциональных отношений со сверстником, обогащая репертуар тактильных игр. |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
10 |
Занятие №3А «Знакомство с красным цветом»
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
2 |
11 |
Занятие №3Б «Знакомство с желтым цветом»
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
12 |
Занятие №3В «Встретились две краски – красная и желтая»
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
3 |
13 |
Занятие №4 «Разноцветные листочки» |
1.Продолжать знакомить детей с осенним временем года; учить рассматривать листья деревьев. 2.Пополнить репертуар детских игр и упражнений на развитие эмоциональных контактов. 3.Продолжать развивать умение владеть восковым мелком.
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|
14 |
Занятие №4А «Орешки для белочки» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
4 |
15 |
Занятие №4Б «Листочки для ежика» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
16 |
Занятие №4В «Осенние открытки»
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
Ноябрь |
1 |
17 |
Занятие №5 «Мисочка для киски |
1.Познакомить детей с игрушкой кошкой. Учить звукоподражанию (как говорит кошка). 2.Продолжать расширять репертуар игр и упражнений на развитие эмоциональных контактов. 3.Продолжать развивать умение лепить из воска.
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
18 |
Занятие №5А «Колбаска для киски» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
2 |
19 |
Занятие №5Б «Клубочки для котенка» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
20 |
Занятие №5В «Мышка» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
3 |
21 |
Занятие №6 «Кукла» |
1.Познакомить родителей и детей с новым игровым и фольклорным материалом. 2.Развивать умение у детей имитировать движения животных (белочки, зайчика, мышки). 3.Продолжать развивать способы взаимодействия с детьми.
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|
22 |
Занятие №6А «Белочка» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
4 |
23 |
Занятие №6Б «Зайчик» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
|
24 |
Занятие №6В «Мышки» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
Второй блок «Зима» |
|||||
Д е к а б р ь |
1 |
25 |
Занятие №7 «Снежинки»
|
1.Дать элементарные знания о таком времени года, как зима; учить обращать внимание на изменения в природе (стало холодно, выпал снег) 2.Развивать умения имитировать походку животных (медведя, зайчика). 3.Обогащать сферу эмоционального общения за счет игр и упражнений.
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
26 |
Занятие №7А «Варежка» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
2 |
27 |
Занятие №7Б «Шарфик» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
28 |
Занятие №7В «Шапочка» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. Сказка. |
|||
3 |
29 |
Занятие №8 «Вязаные снежинки» |
1.Продолжать знакомить детей с зимним временем года; обогащать пассивный словарь за счет слов: снег, снежинки, елка, саночки и т. д. 2.Обогащать тактильный опыт детей работой с шерстью. 3.Продолжать пополнять репертуар игр и упражнений на развитие тактильных и эмоциональных контактов. |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|
30 |
Занятие №8А «Узоры» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
4 |
31 |
Занятие №8Б «Звездочка» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
32 |
Занятие №8В «Елочка» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
Я н в а р ь |
1 |
33 |
Занятие №9 «Птичка»
|
1.Познакомить детей с одеждой зимнего периода (шапка, шарф, рукавицы, сапоги), с зимними забавами (катание с горы, катание на коньках). 2.Познакомить с зимующей птичкой синичкой (игрушка, картинка).
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
34 |
Занятие №9А «Саночки» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
2 |
35 |
Занятие №9Б «Рукавицы» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развитие общей моторики. |
||
36 |
Занятие №9В «Сапоги» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развитие общей моторики. |
|||
3 |
37 |
Занятие №10 «Снеговик» |
1.Продолжать знакомить детей с зимними играми (катание на санках, коньках, лыжах, лепка снеговика). 2.Продолжать развивать внимание, координацию движений, используя пальчиковую гимнастику, упражнения и игры хоровода. 3.Познакомить детей с техникой рисования гуашью |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развитие общей моторики. |
|
38 |
Занятие №10А «Коньки» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развитие общей моторики. |
|||
4 |
39 |
Занятие №10Б «Медведь в берлоге» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развитие общей моторики. |
||
40 |
Занятие №10В «Следы на дорожках» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развитие общей моторики. |
|||
Ф е в р а л ь |
1 |
41 |
Занятие №11.
|
1.Продолжать знакомить детей с зимними играми (катание на санках, коньках, лыжах, лепка снеговика). 2.Продолжать развивать внимание, координацию движений, используя пальчиковую гимнастику, упражнения и игры хоровода. 3.Познакомить детей с техникой рисования гуашью |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
42 |
Занятие №11А «Снеговичок» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. Сказка. |
|||
2 |
43 |
Занятие №11Б «Снежок» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
44 |
Занятие №11В «Беленький зайчик» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
3 |
45 |
Занятие №12. «Масленица»
|
1.Познакомить детей и родителей с русским народным праздником Масленица (фольклорные песни, игры) 2.Совершенствовать работу с воском, используя технику катания, разминания. 3.Развивать эмоциональные взаимоотношения . |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|
46 |
Занятие №12А «Пирожки»
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
4 |
47 |
Занятие №12Б «Блинчики»
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
48 |
Занятие №12В «Бублики»
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
Третий блок «Весна» |
|||||
М а р т
|
1 |
49 |
Занятие №13 «Солнышко» |
1.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к маме. 2.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения. |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
50 |
Занятие №13А «Облачко» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
2 |
51 |
Занятие №13Б «Разноцветные шарики» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
52 |
Занятие №13В «Дождик» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
3 |
53 |
Занятие №14 «Ручеек» |
1.Познакомить детей с особенностями такого времени года, как весна (снег тает, солнце припекает, ручьи текут и т.д.) 2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе. 3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения. |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|
54 |
Занятие №14А «Солнышко и облака» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
4 |
55 |
Занятие №14Б «Первоцвет» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
56 |
Занятие №14В «Снег тает» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
А п р е л ь |
1 |
57 |
Занятие №15 «Гнездо для птичек» |
1.Познакомить детей с весенним явлением – прилет птиц. 2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе. 3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения. |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
58 |
Занятие №15А «Яички на тарелочке» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
2 |
59 |
Занятие №15Б «Веселый колобок» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
60 |
Занятие №15В «Тортик» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
3 |
61 |
Занятие №16 «Первоцветы» |
1.Познакомить детей с первоцветом (мать-и-мачеха). 2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе. 3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения. |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|
62 |
Занятие №16А «Птички» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
4 |
63 |
Занятие №16Б «Башмачки» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
64 |
Занятие №16В «Травка» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
М а й |
1 |
65 |
Занятие №17 «Одуванчик» |
1.Познакомить детей с майскими подарками природы (одуванчики, мотыльки и т.д.) 2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе. 3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения. |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
66 |
Занятие №17А «Улитка» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
2 |
67 |
Занятие №17Б «Солнце светит» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
68 |
Занятие №17В «Ягода-земляничка |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
3 |
69 |
Занятие №18 «Бабочка» |
1.Познакомить детей с бабочками, научить наблюдению за бабочкой в природе. 2.Подвести итоги года.
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|
70 |
Занятие №18А «Травка» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
4 |
71 |
Занятие №18Б «Цветочки» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
72 |
Занятие №18В «Лучики солнца» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация из шерсти. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
Учебно-тематический план второй части
Работа с детьми от 2 до 3 лет
Месяц |
Неде ля |
Заня тие |
Название блока. Темы |
Содержание программы |
|
теория |
практика |
||||
Первый блок «Осень» |
|||||
О к т я б р ь |
1 |
1 |
Занятие №1. Вводное занятие |
1.Введение в образовательную деятельность 2.Знакомство с названиям и образом жизни домашних птиц. 3.Рассказать о том, какие игрушки нужны ребенку в данном возрасте. 4.Способствовать развитию эмоциональных отношений со сверстником, обогащая репертуар тактильных игр. |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
2 |
Занятие №1А «Птичий двор» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
2 |
3 |
Занятие №1Б «Птичий двор» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
4 |
Занятие №1В «Птичий двор» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
3 |
5 |
Занятие №2 «Домашние животные» |
1. Знакомство с названиями животных, их образом жизни. 2.Пополнить репертуар детских игр и упражнений на развитие эмоциональных контактов. 3.Продолжать развивать умение владеть восковым мелком.
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|
6 |
Занятие №2А «Домашние животные» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
4 |
7 |
Занятие №2Б «Домашние животные» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
8 |
Занятие №2В «Домашние животные» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
Н о я б р ь |
1 |
9 |
Занятие №3 «Дикие животные» |
1.Знакомство с названиями животных, их образом жизни. 2.Продолжать расширять репертуар игр и упражнений на развитие эмоциональных контактов. 3.Продолжать развивать умение клеить.
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
10 |
Занятие №3А «Дикие животные» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
2 |
11 |
Занятие №3Б «Дикие животные» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
12 |
Занятие №3В «Дикие животные» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
3 |
13 |
Занятие №4 «Фрукты» |
1.Знакомство с названиями фруктов. 2.Продолжать развивать способы взаимодействия. 3.Пополнить репертуар детских игр и упражнений на развитие эмоциональных контактов . |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|
14 |
Занятие №4А «Фрукты» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
4 |
15 |
Занятие №4Б «Фрукты» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
|
16 |
Занятие №4В «Фрукты» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
Второй блок «Зима» |
|||||
Д е к а б р ь |
1 |
17 |
Занятие №5 «Снежок»
|
1.Знакомить с зимним видом одежды. 2.Дать знания о таком времени года, как зима; 3.Обогащать сферу эмоционального общения за счет игр и упражнений. 4.Познакомить детей с одеждой зимнего периода (шапка, шарф, рукавицы, сапоги), с зимними забавами (катание с горы, катание на коньках).
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
18 |
Занятие №5А «Зимняя одежда» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
2 |
19 |
Занятие №5Б «Зимняя одежда» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
20 |
Занятие №5В «Зимняя одежда» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития. |
|||
3 |
21 |
Занятие №6 «Снежинки» |
1.Продолжать знакомить детей с зимним временем года; обогащать пассивный словарь. 2.Обогащать тактильный опыт детей работой с шерстью. 3.Продолжать пополнять репертуар игр и упражнений на развитие тактильных и эмоциональных контактов между матерью и ребенком.
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|
22 |
Занятие №6А «Метель» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
4 |
23 |
Занятие №6Б «Снеговик» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
24 |
Занятие №6В «Елочка» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
Я н в а р ь |
1 |
25 |
Занятие №7 «Овощи»
|
1.Познакомить с названиями овощей. 2.Познакомить с зимующей птичкой синичкой (игрушка, картинка).
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
26 |
Занятие №7А «Овощи» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
2 |
27 |
Занятие №7Б «Овощи» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
28 |
Занятие №7В «Фрукты и овощи» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. Сказка. |
|||
3 |
29 |
Занятие №8 «Дом» |
1. Знакомство с предметной сферой жизни. 2.Продолжать развивать внимание, координацию движений, используя пальчиковую гимнастику, упражнения и игры хоровода. 3.Познакомить детей с техникой рисования гуашью |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|
30 |
Занятие №8А «Дом» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
4 |
31 |
Занятие №8Б «Мебель» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
32 |
Занятие №8В «Мебель» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
Ф е в р а л ь |
1 |
33 |
Занятие №9. «Игрушки»
|
1. Знакомство с предметной сферой жизни. 2.Продолжать развивать внимание, координацию движений, используя пальчиковую гимнастику, упражнения и игры хоровода. |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
34 |
Занятие №9А «Игрушки» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
2 |
35 |
Занятие №9Б «Игрушки» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
36 |
Занятие №9В «Игрушки» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
3 |
37 |
Занятие №10. «Масленица»
|
1.Познакомить детей с русским народным праздником Масленица 2.Знакомство с понятиями «форма и цвет» 2.Совершенствовать работу с воском, используя технику катания, разминания. 3.Развивать эмоциональные взаимоотношения между матерью и ребенком. |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|
38 |
Занятие №10А «Цвет»
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
4 |
39 |
Занятие №10Б «Формы»
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
40 |
Занятие №10В «Праздник мужчин»
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
Третий блок «Весна» |
|||||
М а р т
|
1 |
41 |
Занятие №11 «Время года - весна» |
1.Знакомство с описаниями и признаками времен года 2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе. 3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения. |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
42 |
Занятие №11А «Время года - весна» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
2 |
43 |
Занятие №11Б «Мамин праздник» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
44 |
Занятие №11В «Ручеек» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
3 |
45 |
Занятие №12 «Время года - лето» |
1. Знакомство с описаниями и признаками времен года 2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе. 3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения. |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|
46 |
Занятие №12А «Время года - лето» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
4 |
47 |
Занятие №12Б «Время года - осень» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
48 |
Занятие №12В «Время года - осень» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
А п р е л ь |
1 |
49 |
Занятие №13 «Время года - зима» |
1. Знакомство с описаниями и признаками времен года 2.Познакомить детей с весенним явлением – прилет птиц. 3.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе. 4.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения. |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
50 |
Занятие №13А «Время года – зима» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
2 |
51 |
Занятие №13Б «Птички» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
52 |
Занятие №13В «Гнездышко» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
3 |
53 |
Занятие №14 «Посуда» |
1. Знакомство с предметной сферой жизни. 2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе. 3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|
54 |
Занятие №14А «Посуда» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
4 |
55 |
Занятие №14Б «Посуда» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
56 |
Занятие №14В «Посуда» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Аппликация. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
М а й |
1 |
57 |
Занятие №15 «Уборка в доме» |
1.Познакомить детей с инструкцией по стирке белья, подмести полы. 2.Формировать у детей заботливое, нежное отношение к природе. 3.Продолжать развивать позитивное эмоциональные взаимоотношения |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
58 |
Занятие №15А «Уборка в доме» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
2 |
59 |
Занятие №15Б «Уборка в доме» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
60 |
Занятие №15В «Уборка в доме» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Лепка. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
3 |
61 |
Занятие №16 «Гости» |
1. Знакомство с правилами поведения в гостях и правилами приема гостей. 2.Подвести итоги года.
|
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|
62 |
Занятие №16А «Гости» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
|||
4 |
63 |
Занятие №16Б «Природа» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
||
64 |
Занятие №16В «Итоги занятий» |
Свободная игра. Пальчиковая игра. Изобразительная деятельность. Рисование. Музыкально-ритмическая часть. Упражнения на развития общей моторики. |
Публикации для педагогов (СМИ)
Список использованной литературы.
- Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют. СПб.: Паритет, 2002.
- Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
- Косинова Е. М. Пальчиковая гимнастика. М.: Олма-Пресс Экслибрис, 2002.
- Красикова И. С. Детский массаж. СПб.: КОРОНА принт,
- Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. М.: Просвещение, 2000.
- Ларечина Е. В. Психолого-педагогическая программа «Дитятко». Развивающие занятия для родителей и детей 1-2 года. СПб.: Речь, 2012.
- Ларечина Е. В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. СПб.: Речь, 2004.
- Подвижные игры и упражнения для детей третьего года жизни. М.: Линка-Пресс, 2005.
- Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль: Академия, 2000.
- Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М., 2003.
- Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2002.
- Тимофеичева И.В., Оськина О.Е. «Ладушки». Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста. Конспекты занятий. / Под ред. Воровщикова С.Г. М.: УЦ «Перспектива», 2013.
- Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.