ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:
Шатохина Татьяна Владимировна
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества г. Новотроицка Оренбургской области»

Занятие с родителями «Особенности контакта с подростками».

Цель занятия: способствовать гармонизации детско-родительских отношений.
Задачи:
1. ознакомить родителей с особенностями подросткового возраста
2. вооружить родителей педагогическими знаниями и умениями
3. формировать активную педагогическую позицию родителей

Ход занятия
Упражнение «Знакомство»
Цель: способствовать установлению дружеской атмосферы в группе; настроить родителей на диалог; вызвать у них положительные мнения об их детях; снять эмоциональное напряжение.
Психолог. Здравствуйте, уважаемы родители! Для эффективной работы я предлагаю Вам, чтобы каждый из родителей назвал свое имя, имя и возраст своего ребенка. Каждый участник должен закончить одно из следующих предложений.
1. Два слова, которыми можно описать моего ребенка ...
2. Больше всего мне в моем ребенке нравится ...
3. Мой ребенок заставляет меня смеяться, когда ...

Мини-лекция «Особенности подросткового возраста»
В подростковом возрасте дети напоминают нам иностранных гостей. И чтобы наладить теплые взаимоотношения с ними, необходимо приложить максимум усилий, окружить их заботой и вниманием.
Подростковый период является периодом изменений, преобразований в жизни ребенка. Изменяется все: тело, характер, мышление, идеалы, нормы, ценности и т.д.
Неравномерность физического развития сказывается на общей деятельности. Часто в этом возрасте дети жалуются на головные боли, головокружения, на быструю утомляемость. Это, как правило, не симуляция, а проявления особенностей развития. В этот период организм особенно раним и чувствителен к внешним воздействиям. Поэтому очень важно создавать для подростков щадящий режим, следить, чтобы они достаточно спали, отдыхали, гуляли.
Изменение телесных форм и его внутреннего строения влечет за собой необходимость перестройки сознания подростка, ему важно принять свой новый облик. Из-за телесных изменений и неуверенности в своей взрослости у подростков возможно снижение самооценки. Поэтому взрослому так важно подчеркивать ценность, уникальность подростка, повышать его самоуважение.
Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Подростки часто бывают ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и одновременно несдержанными.
Часто нам приходится слышать от наших детей обидные или несправедливые высказывания. Но, как правило, эти высказывания вызваны не столько их действительным отношением к нам, сколько ситуативным эмоциональным состоянием.
Нам, взрослым, важно понимать, что подростки не всегда способны себя контролировать и нуждаются в руководстве со стороны взрослых.
Одним из новообразований этого периода можно назвать чувство взрослости. Подросток стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его контролируют, наказывают, требуют от него послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами, что приводит к конфликтам в семье и школе.
У большинства подростков источником повышенной тревоги является сфера будущего. Что ожидает их дальше, как сложится последующая жизнь, удастся ли осуществить свои планы и воплотить мечты?
Подростку необходимо занять определенное место в своей референтной группе.
Влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, где подросток приобретает новые формы поведения и получает, соответственно, определенный статус.
Именно в этот период взрослые, в частности родители, обижаются на своих детей, думая, что те совсем отходят от них, ощущая себя безразличными для своих детей. Это не совсем верно.
Подростку важен взрослый, ему важно его признание, понимание, поддержка. Однако взрослеющему человеку важно еще понять, по каким нормам живут люди во взрослом мире. Поэтому некоторые начинают курить, особенно, если в семье есть курящий родитель, некоторые пробуют алкогольные напитки, «пропадают» где-то допоздна. Они тем самым воспроизводят модель поведения взрослого человека (может, кто-то из членов семьи ведет себя подобным образом, может, эта модель поведения увидена подростком где-то из окружения, взята из фильма…).
Но своим поведением подросток изучает и вашу реакцию. Ему важно знать, как вы поведете себя в той или иной ситуации, чтобы сделать для себя вывод - хочет он быть похожим на вас или нет. Это и есть путь становления индивидуальности.
Взаимоотношения с подростком должны быть всегда доброжелательно-требовательными. В этот период особенно важно сочетать требовательность с уважением к его личности. Особенно опасно грубое вмешательство взрослых в интимный мир подростка.
Родителям важно принять тот факт, что ребенок взрослеет, а соответственно, требует другого отношения. При этом проявлять агрессию и силу означает лишь демонстрировать собственное бессилие, к тому же такие реакции явно не способствуют формированию доверительной атмосферы.
Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Подросток часто уже ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом осознают, что следовало бы поступить наоборот.
Упражнение «Психологический портрет подростка»
Цель: выявить наиболее часто встречающиеся поведенческие проявления и индивидуальные особенности подростков.
Психолог. Сейчас мы с вами составим «портрет современного подростка». Сделаем это несколько необычным способом. У меня в руках мячик. Этот мячик я буду беспорядочно бросать каждому из вас. Вам необходимо, как только мячик окажется в ваших руках, максимально быстро, почти не задумываясь, сказать первую пришедшую на ум ассоциацию на тему «Кто есть подросток?».
Все высказывания участников фиксируются на доске (бумаге). После выполнения упражнения обсуждается созданный общими усилиями портрет подростка.
Составив портрет подростка, можно сделать вывод, что время это нелёгкое как для ребёнка, так и для родителей. Если же родители, столкнувшись с проблемным поведением ранее послушного ребенка, реагируют либо неконтролируемой агрессией, либо сдаются и сами впадают в переживания, - тут не только кончается воспитание, тут начинается негативная петля во взаимоотношениях: проблемное поведение подростка вызывает проблемное поведение родителей, которое в свою очередь провоцирует подростков на еще более вызывающие реакции.
Следующие советы помогут вам наладить общение с подростком в период кризиса:
- Относитесь к своему ребенку искренне. Подростки очень чувствительны к фальши и отвечают тем же.
- Примите как факт то, что подростку требуется много времени для общения с друзьями, и не обижайтесь на его занятость и невнимание.
- Не устраивайте допросов с пристрастием. Если хотите узнать что-то, подождите, пока подросток придет в спокойное состояние.
- Рассказывайте ему о своих планах, советуйтесь, как с равным - так вы дадите ему понять, что принимаете его взросление и перемены.
- Поддерживайте, хвалите и одобряйте. Конечно, критика должна присутствовать, но в разумных пределах - помните, что подростки довольно ранимы.
- Интересуйтесь самочувствием ребенка. Физические перемены в подростковом возрасте могут быть интенсивными и не всегда понятными самому ребенку, тем самым вызывая страх и усугубляя психологический дискомфорт.
Эти несложные рекомендации могут помочь вам избежать конфликтов и сделают атмосферу в семье в период кризиса комфортнее.
Упражнение «Светофор»
Цель: помочь родителям ввести и поддерживать запреты и ограничения.
Психолог. В подростковом возрасте с особой остротой встает проблема баланса поддержки и контроля. Часто подростки активно восстают против контроля и руководства со стороны взрослых, отстаивая право на самостоятельность. Но отрочество - это еще не то время, когда дети могут совершенно обходиться без родительского контроля, просто нужно поменять соотношение этого контроля. Это упражнение поможет вам установить четкие правила в вашей семье и ограничения. Чтобы начать это упражнение нужно, чтобы:
1) у вас было хорошее настроение, моральный настрой и внутренняя готовность;
2) у вашего ребенка было хорошее настроение и он был бы готов поговорить с вами «о чем-то очень важном».
Итак, вы можете сказать ребенку: «Меня беспокоит / расстраивает, что иногда мы ругаемся из-за того, что некоторые договоренности не исполняются. Я бы хотела обсудить с тобой, какие у нас в семье есть правила и ограничения. Для того чтобы это не было скучным, я предлагаю тебе сыграть в игру «Светофор».
Затем разделите лист на три поля и обозначьте их цветами: зеленый, желтый, красный.

Зеленая зона
К первой группе относится то, что ребенок решает самостоятельно, но вы готовы оказать ему помощь поддержкой или советом, если потребуется ( с кем дружить, какие кружки посещать, кого пригласить к себе на день рождения и т.д.). При определении этой зоны очень интересно бывает задуматься: а многое ли наш ребенок действительно может выбирать самостоятельно?

Желтая зона
Ко второй группе относятся требования, выполнения которых мы как родители готовы обсуждать с подростком .Желтая зона включает действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. То есть он может выбирать, что ему делать, но в определенных границах. Например, ему разрешается каждый день смотреть телевизор, но не более 1 часа и не позднее 9 часов вечера. Или самому решить, когда приступить к домашним заданиям, но работа должна быть закончена к 21 часу. Важно, чтобы ребенок понимал, чем вызвано то или иное ограничение. Он вполне способен принять ваше спокойное, но твердое объяснение. Подчеркните при этом, что именно остается ребенку для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче воспринимают родительские ограничения.
Красная зона
К третьей группе относятся требования, выполнение которых не обсуждается (возвращаться домой к определенному времени, звонить, когда задерживаешься). Красная зона включает в себя действия, которые не являются приемлемыми никогда и ни при каких обстоятельствах.
Упражнение «Я люблю своего ребенка»
Психолог. А сейчас закройте глаза, представьте своего ребенка и решите для себя: «Я буду любить своего ребенка, даже если он не лучший и звезд с неба не срывает. Я буду любить его, даже если он не оправдает моих надежд. Я буду любить его, какой бы он не был, как бы не поступил. Это не означает, что любой поступок я одобрю. Это значит, что я люблю его, даже если его поведение должно быть лучше. Я люблю просто потому, что это мой сын или дочь». Откройте глаза.
- Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?
Любовь к ребенку еще не навредила ни одному из них. Любви не может быть много. Помните: какими бы не были отношения в ваших семьях, они могут стать лучше.
Рефлексия занятия
Психолог. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями:
1. Насколько полезно было то, что мы делали.
2. Что получилось удачно, а что стоило сделать иначе.
3. Что важного для себя вы узнали.
По кругу передается мячик и каждый участник делится своими мыслями, впечатлениями, открытиями.
Надеюсь работа, которую мы проделали поможет Вам в ваших отношениях с подростком. Успехов Вам в воспитании ваших детей.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.