foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

Шарошина Юлия Сергеевна

МБДОУ №83 «Соколёнок»

Калужская область, Калуга

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к родной культуре, обычаям и традициям»
Актуальность данной проблемы.
В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах.
Достойное место среди них занимает культура как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего развития и, в частности, - народная культура, включающая в себя традиции, обычаи, обряды, фольклор.
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное творчество, т.е. то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ пронес через столетия… В народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности.» - писал М.И. Калинин.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присуще душе нашей силы могли получить развитие»,- писал известный русский религиозный философ Зеньковский В.В.
Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев.
Приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом, т.к. каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей является одной из задач дошкольного образовательного учреждения.
Работая с детьми, я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Я изучила возможность использования исторических и культурных ценностей (это и устное, и музыкальное народное творчество, бытовые обряды, традиции, обычаи, а также художественные промыслы и ремёсла) в работе с детьми дошкольного возраста и определила цель и задачи, содержание работы.
Целью работы с детьми по приобщению к истокам русской культуры является:
• Восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры.
Поставила перед собой задачи:
1. Формировать у дошкольников элементарные представления о культуре и истории Отечества;
2. Подвести детей к осознанию собственной принадлежности к Родине, Отечеству и ощущению себя счастью большего человеческого сообщества;
3. Развивать социальную активность детей: желание в меру своих возможностей учувствовать в событиях окружающей социальной действительности;
4. Воспитывать положительное отношение и интерес к культурно-историческим ценностям.
Решая задачи нравственного воспитания, я строила свою работу, учитывая следующие педагогические условия:
1. Анализ исследований по данной проблеме позволил мне определить содержание традиций русского народа, доступных детям дошкольного возраста: знания об истории прошлого и настоящего нашей Родины, знание своей родословной, почитание родителей детьми, знание фольклора, народного творчества, народных праздников и игр, отражающих духовность района, его характер, цели, установки и т.д.
При отборе содержания строго учитывала принцип доступности при сообщении знаний детям.
2. Эффективным средством приобщения детей к народным традициям являются элементы этнографической культуры (народные праздники и игры, фольклор, народно-прикладное искусство), вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт русского народа. Использование средств этнографической культуры в воспитательном процессе позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью традиций русского народа, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.
Кроме того, знакомство с народной культурой народов ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации. Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально-положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.
3. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия… Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще красивее, богаче, стала бы могучей державой. И каждому их нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.
4. Духовно-нравственное воспитание носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольника, осуществляется в повседневной жизни и в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим.
5. Работа по духовно-нравственному воспитанию ведется совместно с семьей. Старая истина – нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. У нас же пока подобная ситуация не редкость. Малыш в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьей в области нравственного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными.
6. Система работы включает в себя образовательную деятельность по развитию речи, ознакомлению с окружающим, ручному труду, дидактические и сюжетно-ролевые игры, развлечения, народные игры.
В процессе работы по духовно-нравственному воспитанию детей решала также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята радуются или печалятся, ощущают свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.
Для полноценного изучения русской народной культуры использую фольклор в самых разных видах деятельности дошкольников – слушании, пении, танце, подвижных народных играх – все это благотворно влияет на нравственное воспитание ребенка.
Какую же роль играет народная культура, и в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями, состояниями, поступками.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержанию воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Для решения задач по духовно-нравственному воспитанию детей в образовательной деятельности я использую следующие формы организации детей – индивидуальную, подгрупповую, фронтальную.
Основной формной духовно-нравственному воспитания детей являются тематические занятия.
А также разнообразные приемы:
• познавательные беседы;
• творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
• оформление в детском саду мини-музеев и выставок;
• рассказ;
• рассматривание фото, иллюстраций;
• чтение произведений;
• сравнение;
• вопросы;
• индивидуальные задания.
Важно, что эти приемы повышают детскую мыслительную активность, приучают детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Предлагаю найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д. Таким образом, у детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношения к народным традициям, к национальному наследию.
Практика показала, какое важное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем – бережное отношение к тому, что их окружает.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Для повышения познавательной активности детей широко применяю игровые приемы (метод познавательных игр) с учетом возрастных особенностей детей. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель).
Это могут быть коллективные и индивидуальные игровые задания, касающихся целых ситуаций или отдельных проблем. В таких игровых ситуациях главным моментом для самого ребенка выступают игровые действия и достижение игровой цели. Но одновременно он, сам того не замечая, овладевают новыми знаниями и навыками. Достоинства игрового метода в том, что игра вызывает повышенный интерес детей, они действуют с эмоциональным подъемом, значительно меньше устают. Таким образом, каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время народных праздников, семейных развлечений.
Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях.
Эти праздники дают детям представление о традиционных обрядах, учат бережному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни особую значимость.
В нашем детском саду походят праздники, которые основаны на фольклорном материале – это праздник Масленицы, Проводы зимы, Встреча весны. Участие в хороводах, играх, выступление скоморохов, ряженых постепенно приобщает к русским национальным традициям, способствует развитию творческой деятельности, развивает личность.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.), которые дают основную учебную информацию в виде чувственных образов, а слово педагога помогает их формированию и воспроизведению.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательной, должны быть национальными. Это помогают детям понять, что они – часть великого русского народа.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Эти формы и методы помогают ребенку создать в своем воображении цельную картину окружающего мира, совершать собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства, ценить подлинные вещи ушедших эпох. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира.
Обобщая сказанное, можно заключить, что вся моя работа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами.
Исполнение народных танцев способствует формированию правильной осанки, развития мышечного чувства и координации движений. Народные игры – формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, развивают речь. Дети осваивают традиционные стили общения.
Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Перейти к конкурсам для логопедов