foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

Журавлёва Ирина Владимировна

учитель-логопед

ГКОУ РО Казанская школа-интернат

Ростовская область

 

Индивидуальное логопедическое занятие по теме
«Автоматизация звука [р]»
Учитель-логопед: Журавлёва Ирина Владимировна
Тема: «Автоматизация звука [р]». Форма организации: индивидуальное логопедическое занятие.
Тип занятия: обобщение и систематизация умений и навыков, решение практических задач.
Цель: автоматизация звука [ р] в слогах, словах, предложениях, тексте.
Задачи:
Образовательные:
 закреплять слуховой и моторный образы звука [р];
 автоматизировать звук [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
 дифференцировать звук [р] от других звуков.

Коррекционно-развивающие:
 развивать артикуляционную и мелкую моторику;
 развивать правильное дыхание (силу, длительность, направленность);
 развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
 совершенствовать лексико-грамматические категории.
Коррекционно-воспитательные:
 воспитывать культуру речевого общения;
 формировать функции контроля и самоконтроля;
 воспитывать стремление к результату деятельности;
 воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.
Здоровьесберегающие:
 планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
 чередовать статические и динамические задания;
 создать психологически комфортную обстановку для развития самооценки и эмоционального тонуса.

Планируемые результаты:

Личностные:
 положительное отношение к коррекционным занятиям, понимание их необходимость, для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
 формирование умения самостоятельного оценивания собственной деятельности.
Регулятивные:
 овладение умениями принятия и сохранения учебной задачи;
 овладение умениями планировать свои действия для выполнения задания.
Познавательные:
 формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
 формирование умения фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь.
Коммуникативные:
 осуществление учебного сотрудничества с педагогом;
 овладение способностью формулировать свою точку зрения самостоятельно или при помощи педагога.

Оборудование: ноутбук, логопедическая программа «Игры для Тигры», игры Мерсибо, видео артикуляционная гимнастика, презентация «Гимнастика для глаз», картинки-острова, су-джок, зеркало, салфетки, мнемотаблица, кораблик, рыбки и удочка, мяч.

Этапы занятия Деятельность учителя-логопеда Деятельность ученика
Организационный момент. - Сегодня у нас замечательный день. К нам пришли гости. Давай их поприветствуем.

 

 

 

- Гости хотят посмотреть наше необычное занятие и услышать, как хорошо
ты научилась говорить, порадоваться за тебя.

- Сегодня мы с тобой отправляемся на поиски сокровища вот на этом корабле. Готова ли ты путешествовать?
Говорит приветствие:
– Добрый день! – тебе сказали,
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.

- Каждый день,
Всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, четко говорю,
Никогда я не спешу.

- Да.
Объявление темы.
Характеристика звука.

 

 


- А помогать нам в поисках будет звук, который слышится в словах Рыба, матРос, моРской, штоРм, коРабль.

- Ты догадалась, что это за звук? (Р-р-р)

- Что ты знаешь об этом звуке? Охарактеризуй звук [р].

- Давай, мы его произнесём.


Ответ ребенка.
- Звук [р]

- Звук [р] – согласный,
звонкий, твердый

Произношение звука: (РРРРРР).
Развитие фонематического слуха.
- Для совершения морского путешествия нужно быть ловким, внимательным и
сообразительным. Давай проверим, насколько ты готова к путешествию за сокровищами.
Игра: «Хлопни. Топни»
– Сейчас я буду называть слоги, а ты должна хлопнуть в ладоши, если услышишь слог со звуком [р]: МА, РА, ПУ, РА, ЛО, РУ, ЛО, РО, ТЫ, ЛЫ, РЫ, БА, РУ, ПО.
– Теперь я произнесу слова, а ты топни ногой, когда услышишь слово со звуком [р]: рыба, губы, матрос, радио, лампа, корабль, парус, ветер, лапа, рысь, кошка, норы, укол, дыра.

 

 


Выполняет действия по инструкции (хлопает, топает)

 


Артикуляционная гимнастика
- Звук [р] сложный для язычка, поэтому перед тем как отправиться в путь нужно сделать гимнастику, для того чтобы наш язычок был подвижный и послушный
и произносил все звуки красиво и правильно.
1. «Рупор».
— Представь, что ты капитан. Чтобы тебя услышали матросы, надо взять рупор, он
усилит твой голос. Вытянуть губы широкой «трубочкой».
2. «Парус».
3. «Маляр».
- Матросы на корабле каждый день драят палубу.
4. «Гармошка».
- Вечером команда устраивает концерт, матросы играют на гармошке.

Теперь поднимем якорь и заведём «Мотор»: - д-р-р-р.


- Вот мы уже плывем.

 

 

Выполняет артикуляционную гимнастику.

 

 

 

 


Ученица, повторяя
за педагогом, произносит изолированный звук [Р]
Дыхательная гимнастика.

 

 


Упражнение: «Кораблики».

Логопедическая программа «Игры для Тигры»
- В теплых краях в голубом море плывут
кораблики. Но вот ветер стих и кораблики остановились. Давай поможем им отправиться в путь дальше. Для этого сделаем вдох, задержим дыхание и медленно, равномерно подуем в микрофон.

 

 

 

Ученица направляет струю воздуха в микрофон, приводя кораблики в движение.
Пальчиковая гимнастика с элементами Су-джок терапии.
- Чудесный шарик, не простой, он колючий, вот какой! Поиграем с ним.
«Шарик»
В руки шарик ты возьми, на ладошку положи.
Покрути и поверти, каждый пальчик разотри.
Пальцы будут сильными, речь будет красивая.

 

 

 

 

- А теперь открой шарик и достань пружинку. Поиграем с ней.

 

 

 

Ребенок проговаривает слова:

«Чудесный мячик»
Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.

«Вышли пальцы погулять»
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Закрепление звука в слогах.

 

 

 

Закрепление звука в словах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Динамическая пауза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Закрепление звука на уровне предложения.

Упражнение: «Волны»
- Берем курс на поиски сокровищ! Волны плещутся за бортом, раскачивают наш
корабль, и издают вот такие звуки:
Пра — про — пры Бро — бра — брэ
Гры — грэ — гро Тра — тру — тры
Кру — кро — кра Фрэ — фра — фро
Дро — дру — дрэ Вры — вро — вра


Игра: «Рыбалка».

- Мы приплыли на остров, но он оказался необитаемым. Около острова водятся
очень красивые рыбки. Сейчас мы их будем ловить для своего аквариума.


Игра: «Продолжи предложение».
- Молодец, много рыбы поймала! А теперь давай расскажем про наш улов.

Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как … (рыбы)
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно … (рыбка)
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая … (рыбешка)
— Эх, сорвался мой улов! —
Рассердился … (рыболов)
— Рыба не клюет никак,
Видно я плохой … (рыбак)
От обиды чуть не плачет,
Но весь день сидит, … (рыбачит)
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась … (рыбалка)

- А теперь, давай вспомним все слова со звуком [р], которые ты добавляла.

 

 

 

Физминутка.
Игра: «Капитанские команды».
- Моряки должны быть сильными, выносливыми, чтобы не смог их напугать ни один шторм. А для этого нужно обязательно делать зарядку.
Логопед отдает приказы.
Команды:
Лево руля! – повернуться налево;
Право руля! – повернуться направо;
Нос! – руки вместе;
Корма! – руки в стороны;
Поднять паруса! – поднять руки вверх;
Драить палубу! – тереть ногой по полу;
Пушечное ядро! – приседать;
Адмирал на борту! – встать по стойке «смирно» и отдают честь.

Гимнастика для глаз.
По небу летит чайка. Проследим за её полетом.
(Презентация)


- На горизонте мы видим остров. Жители острова обезьянки. Они нам скажут,
где находятся сокровища, если мы с ними поиграем.

Игра: «Скажи наоборот». (Игра с мячом)
- Ты должна подобрать слова противоположные по значению.
Веселый - грустный,
смелый - трусливый,
мягкий - твердый,
тупой - острый,
тихий - громкий,
левый – правый.

Игра: «Запоминай - ка»
- Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Скороговорки внятно,
Чтоб было всем понятно.

Упражнение «Болтушки-хохотушки». Игры Мерсибо.


- А, сейчас, используя мнемотаблицу, вспомни стихотворение А.Л. Барто «Кораблик»

 



Ученица отражённо проговаривает за учителем-логопедом звуковые цепочки со звуком [р].

 

 

Ученица вылавливает рыбок с помощью магнитной удочки и проговаривает название
картинки.

 

 

 


Ученица заканчивает строчку недостающим
словом.

 

 

 

 

 

 

 

Рыбы, рыбка, рыбешка, рыболов, рыбак, рыбачит, рыбалка.

 

 

 

 

 

 


Ученица выполняет команды.

 

 

 

 

Выполняет упражнение для глаз.

 

 

 

 

 

 

 


Ученица подбирает антонимы.

 

 

 

 

 

 


Повторяет ранее выученные скороговорки.


Проговаривание стихотворения
(с использованием мнемотаблицы (цель: развитие памяти, логики, образного мышления, формирование умения связно мыслить)):


«Матросская шапка
Веревка в руке
Тяну я кораблик
По быстрой реке
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
-Прокати капитан!»
Рефлексия. - Молодец! А вот и сундук. Что нужно с ним сделать? (Открыть.)
- Что же там за сюрприз?
Это ручки не простые. Мы с тобой сегодня произносили звуки и слова, а эти ручки помогут тебе писать красиво и без ошибок.

-Чем мы сегодня занимались?
-Какое задание было для тебя сложным?
-Какое задание показалось легким?
-Что тебе запомнилось больше всего?
- Пора возвращаться домой, наш путь был долгим и трудным.

Ученица открывает сундучок, опускает руку и пытается угадать, что там лежит и говорит предположения — в нем разноцветные ручки.

 


Анализирует свою работу на занятии

Используемые источники:
Открытый урок. Первое сентября.
Сетевое образовательное сообщество. Открытый класс
Всероссийский педагогический портал
Социальная сеть работников образования
Малышок. Логопедический сайт
Учебные материалы
Ресурсы дидактического материала:
Диски:
1. Мерсибо «Игровая карусель» Игра “ Болтушки-хохотушки”.
2. « Игры для Тигры». Логопедическая коррекционная программа

Видео
Артикуляционная гимнастика:
1. «Парус»
2. «Маляр»
3. «Гармошка»
Картинки:
1. Остров
2. Остров