foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

Анюшина Елена Павловна

МАОУ СОШ №17 с УИОП ЩМР МО

Московская область

)ости открылся довольно пр…ятный пейзаж. Перед нами без конца, от гор…зонта до гор…зонта, ш…рилась по нивелиру сдела(н,нн)ая р…внина. Она п…р…жала разнообразием. Р…внина была засея(н,нн)а хлебом. Золотые, золотисто(зелёные), золотисто(желтые) х…дили кругом ш…рокие волны, изре…к… подчеркнутые (ярко) зелёными пятнами проса или полем рябенькой гр…чихи.

По забитой травкой доро…к… повернул Антон к пр…митивным в…ротам, сдела(н,нн)ым из трёх тонких стволов ве
рбы, связа(н,нн)ых лыком.
Рассказ о художнике и картине
Когда мы слышим имя Ивана Ивановича Шишкина, перед глазами встают лесная чаща, утренний туман, могучие стволы и разлапистые ветви сосен, сломанное бурей старое дерево, медведица с медвежатами.
Это картина « Утро в сосновом лесу) (показать репродукцию).
Дремучие леса обступили небольшой городок Елабугу, где родился и вырос будущий художник. Говорили, что где-то в глубине чащи разбойники спрятали сказочные клады. Разбойников мальчик не боялся. Он целые дни бродил по лесу. Деревья стали его друзьями. Он много знал о них. Знал. Как тянется ввысь ствол, как растут ветви, как корни стелются по земле, знал рисунок коры, форму листьев и хвои. Клады он не отыскал, зато нашёл в лесу богатство дороже золота – понял и полюбил природу. Она стала неизменной героиней его картин. На холстах Шишкина глухо шумят тёмные боры, шелестит резной листвой прозрачный дубняк, тонко звенят осины, сплетаются упругие ветви, топорщится колкая хвоя ( показать репродукции картин Шишкина).
Мальчик рано увлёкся рисованием и постоянно занимался им, стремясь запечатлеть пейзажи елабужских окрестностей. Его отец был купцом и мечтал пробудить в сыне интерес к торговле, но безуспешно. В 1852г. юноша поехал учиться в Москву, в Училище живописи и ваяния. Здесь он сблизился с В. Перовым, И. Прянишниковым, К. Маковским. Одним из преподавателей Шишкина, с которым художник надолго сохранил дружеские отношения, был А.Мокрицкий – ученик А.Г. Венецианова и К.П.Брюллова. Период с 1856 по 1860г. Шишкин провёл в стенах петербургской Академии художеств, где его учителем был С.Воробьёв. В 1894 – 1895 гг. Шишкин, став профессором, руководил пейзажной мастерской Академии художеств.
Отношение Шишкина к искусству было неоднозначным. Современники видели в нём крупнейшего мастера реалистической пейзажной живописи. В русской живописи есть немного произведений, способных соперничать в популярности с лучшими полотнами Шишкина, такими, как « Рожь», « Утро в сосновом лесу», « Лесные дали», « Корабельная роща». На эскизе картины « Рожь» торопливо
набросаны слова автора: « Раздолье, Простор, Угодье, Рожь, Божья благодать, Русское богатство». Именно это полотно знаменует пору рассвета таланта Шишкина. В.В.Стасов называл его пейзажи « пейзажами для богатырей» - ко « Ржи» такое определение подходит более, чем к любому иному произведению. Картина « Рожь» была задумана Шишкиным летом 1877г., во время очередной поездки на родину.
Беседа по картине
Посмотрите на картину. Видели вы летом т Сочинение по картине И.И.Шишкина « Рожь».
Сочинение по данной картине целесообразно писать в начале учебного года, после летних каникул, в процессе рассмотрения темы « Воспоминания о лете». Картина поможет учителю вызвать у детей воспоминания о летней природе, зелёном лесе, полях, засеянных рожью, пшеницей, сборе урожая, работе колхозников ( у тех, кто был в деревне).
Подготовительные упражнения
Упражнение 1. Спишите, обозначения условия выбора букв о и а в корне –рос-(- раст-).
Р…стение, выр…сли, разр…стается, отр…сль, р…стущий, подр…сли, отр…сли, дор…сти, зар…сли, р…сток, перер…сли, выр…щенный.
Упражнение 2. Спишите, расставляя знаки препинания.
( Не)повторима и пр…красна любая пора хлебной нивы. И осенью, когда озимые посеребре( н, нн)ы первым морозцем. И дни апрельского сева когда поля ещё черны, наполнены тракторным гулом. И в перелом лета когда над п…спевающими хлебами вспыхивают бе(з,зз)вучные зарницы. В это время зерно налито густым клейким молоч(?)ком оно уже пахнет хлебом.
Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
• С высокой пологой возвыше(н,нн акие поля? (Видели). Что засеяно на поле? ( Поле засеяно рожью. Необъятное и широкое, оно раскинулось до самого горизонта. Посреди поля тянется дорога, вдали рожь, высокая и колосистая, совсем закрывает её.)
• Как вы думаете, когда здесь будут собирать урожай? ( Урожай здесь бубут собирать скоро, потому что рожь уже созрела.)
• Правильно. Обратите внимание, на картине даже видны отдельные колосья, налитые спелым зерном. Колосья так выпукло и сочно написаны художником, что кажется, будто мы слышим, как они потрескивают, и видим, как они клонятся к земле под тяжестью созревшего зерна.
• Кто из вас видел, как собирают урожай? Расскажите. (Кто-то из детей рассказывает об уборке урожая.)
• Теперь давайте вернёмся к картине. Посмотрите, какие могучие сосны стоят в поле. Как вы думаете, почему они здесь изображены? ( Сосны очень красивые. Наверное, поэтому художник написал их. Правда, может быть, на месте этого поля был лес, но человек постепенно вырубил его, выкорчевал пни, распахал и засеял землю, чтобы получать больше хлеба. Могучие сосны-великаны как будто сторожат это богатство.)
• Посмотрите, ребята, какие у них толстые прямые стволы, густые ветви. Скажите, одинаковые ли сосны? ( Нет. Одни сосны большие, другие меньше.)
• Почему? Зачем это нужно художнику? ( Это нужно для того, чтобы показать, как широко раскинулось ржаное поле. Меньше по размеру сосны стоят на дальнем конце поля, поэтому и кажутся такими маленькими.)
• Расскажите, что ещё изображено на картине. ( Посреди поля тянется дорога, она сворачивает налево. По ней идут женщины, во ржи видны их головы, у одной из женщин на голове красный платок. На переднем плане зелёная трава и разные цветы: васильки, лютики ,ромашки. У самой дороги летают две ласточки, чуть дальше ещё две, а в небе над полем – целая стая.)
• Ребята, можно ли, глядя на картину, сказать, какая стоит погода? ( Можно. Здесь изображён жаркий солнечный день.)
• Как вы это узнали? ( На картине много солнца. Рожь жёлтая, золотистая, небо ясное, и дорога светится на солнце.)
• Однако на горизонте мы видим облака. Что они могут означать? ( Наверное, скоро будет дождь.)
• Да. Но точнее не дождь , а гроза. Перед грозой облака приобретают желтоватый оттенок. Посмотрите, на картине это очень хорошо видно. Ласточки начинают летать низко над землёй, потому что они чувствуют приближение грозы, что тоже изображено на картине. Воздух в это время всегда бывает душным, накалённым. Если вы внимательно всмотритесь в картину, то ощутите этот зной, почувствуйте, как жарко припекает солнце.
Затем ребятам предлагается ещё 15-20 с. Посмотреть на картину и попытаться устно описать её (полностью или отдельные фрагменты – рожь, сосны, дорогу.)
Словарно-стилистическая работа
1.Подберите синонимы к слову художник ( автор картины, живописец, И.И.Шишкин.)
2. Подберите эпитеты к следующим словам:
Небо – безграничное, высокое, бирюзовое, бледно-голубое, бледно- изумродное, голубое, нежно-голубое, знойное, радостное;
Сосна – вековая, высокая, коренастая, многолетняя, могучая, мохнатая,раскидистая, величавая, гордая;
Рожь – богатая, густая, высокая, жёлтая, золотистая, зрелая, колосистая, налитая, спелая;
Солнце – ласковое, приветливое, высокое, жаркое, полуденное.
Примерный план
1.И.И.Шишкин – замечательный художник-пейзажист.
2. « Когда волнуется желтеющая нива…».
3.Комопзиция полотна.
4.Цвета, используемые в картине.
5. Мысли и чувства, вызываемые этим пейзажем.
Сочинение по картине И.И.Шишкина « Рожь».
Перед нами раскинулось необъятное поле ржи. Словно море в ясный день , колышется и шумит оно. И как будто желая подчеркнуть необъятность и безграничность его, вьётся во ржи дорога, приветливо зовя нас за собой, убегая вдаль, к горизонту. У задней группы сосен чуть заметна полоска дороги, тянущаяся к соснам-великанам. Спокойно скользит взгляд по ровному золотистому полю и вот на миг останавливается – среди ржи мелькает красный платок одной из крестьянок, идущих полем.
Казалось бы, сосны только нарушают впечатление бескрайнего золотистого моря ржи. Нет. Они украшают и обогащают композицию картины. В поле сосны совсем не такие, как в лесу. Там они стоят плечом к плечу, а здесь им приходится в одиночку принимать на себя удары ветра. Одни из них теряет свою стройность, другие – крону, и всё-таки они стоят вот уже много лет, гордые и мощные. Их тёмно-зелёные тяжёлые кроны величественно возвышаются над полем. И сосны, и рожь дышат жизнью.
Яркая бархатистая зелень на переднем плане ещё сильнее подчёркивает золотистые тона ржи. У дороги резвятся ласточки, оживляя её пыльно-серые колеи. Жаркий летний день. Парит. Чувствуется приближение грозы. Об этом свидетельствуют и опалевые кучевые облака на горизонте, и низкий полёт ласточек. Однако пока ещё над полем раскинулось шатром светло-голубое, выжженное зноем небо.
Золотистый тон ржи на переднем плане постепенно меняется, переходит в нежное мерцание желтоватых и синеватых тонов. Золото ржи словно тает в солнечном сиянии дня.

 Перейти к конкурсам для логопедов