foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

 выполнила:

Николаева Елена Валерьевна

Учитель-логопед

 МДОАУ «Детский сад №60» комбинированного вида

Оренбургская область

Город Орск

 


Авторская разработка
«Такие разные звуки»

 

 


Составила учитель-логопед Николаева Е.В.


Развитие произносительных навыков у детей с нарушением слуха средствами фонетической ритмики
Для устной речи детей с нарушением слуха характерны как дефекты в воспроизведении звуков речи, так и нарушение ритмико-интонационной ее стороны. Вопросу развития произносительных навыков в дошкольном возрасте необходимо уделять должное внимание.
Произносительные навыки подразделяются на две большие группы:
• Ритмико-интонационные навыки
• Слухо-произносительные навыки
Ритмико-интонационные навыки предполагают знание ударения и интонем, как логических, так и экспрессивных. Слухо-произносительные навыки делятся на аудитивные и собственно произносительные. Собственно произносительные навыки предполагают умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях, что требует и правильного ударения, паузации и интонирования.
В настоящее время доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха.
Изучением особенностей формирования произносительных навыков у детей с нарушением слуха и разработкой методик обучения занимались такие ученные как Т.М. Власова, Т.К. Королевская, Б.Д. Корсунская, Э.И. Леонгардт, Н.Ф. Слезина, А.Н. Пфафенродт, Т.В. Пелымская, Ф.Ф. Рау, Н.Д. Шматко и другие. Авторы подчеркивают необходимость коррекционной работы и говорят о важности проблемы обучения детей с нарушением слуха в целом. Учитывая принципы современной концепции дошкольного образования, возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.
Одним из методов формирования произносительных навыков является фонетическая ритмика. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Данный метод был разработан центром СУВАГ Хорватия. Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи детей с нарушением слуха, так и в развитии них естественности движений. Это подтверждает актуальность проблемы.
Исходя из актуальности проблемы, нами сформулирована тема самообразования: «Развитие произносительных навыков у детей с нарушением слуха средствами фонетической ритмики».
Цель работы: теоретически обосновать и практически апробировать пути формирования произносительных навыков средствами фонетической ритмики.
Задачи:
1. Изучить специальную литературу по теме.
2. Провести входную и итоговую диагностику произносительных навыков.
3. Создать авторскую разработку формирования произносительных навыков, средствами фонетической ритмики.
4. Проанализировать результаты проведенной работы.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что на основе анализа научной и методической литературы и результатов входной диагностики, мы определили особенности развития произносительных навыков у детей с нарушением слуха.
Практическое значение работы заключается в том, что определены приемы фонетической ритмики позволяющие, развивать произносительные навыки у детей с нарушением слуха. Практическая часть может быть использована в работе логопедов и воспитателей дошкольных учреждений.
Принципы развития произносительных навыков
Развитие произносительных навыков осуществляется на основе общих дидактических принципов, которыми руководствуются при коррекционно-развивающей работе, в частности с детьми с нарушением слуха.
Общепедагогические принципы:
• Научности
• Сознательности и активности
• Доступности
• Наглядности
• Индивидуального и дифференцированного подхода
• Последовательности
• Систематичности
• Связи теории и практики
• Природосообразности и культуросообразности.
Специальные принципы:
• Принцип коррекционной направленности обучения
• Принцип интенсификации речевого общения
• Принцип поэтапного формирования умений (от грубых слуховых дифференцировок к более тонким и точным)
• Принцип развивающих упражнений (развитие произносительных навыков и мыслительной способности)
• Принцип коррекции произношения
• Принцип выработки слухового самоконтроля

 

 

 

 

 

 

Содержательный раздел
I период - диагностический
Цель: Изучение уровня развития произносительных навыков у детей с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1. Подобрать диагностический материал
2. Провести диагностику уровня развития произносительных навыков у детей с нарушением слуха
3. Анализ результатов.
Организация исследования: исследование проводилось индивидуально. При исследовании учитывались возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей.
В качестве диагностического инструментария нами были выбраны задания по развитию слухового восприятия и обучения произношению Пелымской Т.В., Шматко Н.Д.
По результатам исследования уровня развития произносительных навыков у детей с нарушением слуха получены показатели, представленные нами в таблице № 1.
Таблица №1 Диагностика произносительных навыков
№ Имя
реб-ка Измен.
силы
голоса Измен.
высоты
голоса Ритм
произн-я Темп
произ-я Интонацион.
сторона
речи
1 Маша + - - + -
2 Лиза - - - - -
3 Кирилл + + - + +
4 Никита - - - - -
5 Гюнель - - - - -
6 Вероника - - - - -
7 Егор - - - - -
8 София + + + + +
Итого 3 2 1 3 2

+ владеет умением - не владеет умением
Для наглядности представим результаты в виде рисунка № 1


Рисунок № 1 Диагностика произносительных навыков
Проанализировав результаты диагностики произносительных навыков детей с нарушением слуха, можно сделать следующие выводы. Большинство детей испытывают трудности в изменении силы голоса, темпа произношения, а также недостаточно сформирована речевая интонация. Особенно затруднено овладение детьми ритмической структуры речи и изменение высоты звучания.
Таким образом, мы изучили уровень развития произносительных навыков у детей с нарушением слуха. Результаты диагностики показывают о необходимости коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие произносительных навыков у детей с нарушением слуха.

 

 

 


II период: Организация работы по формированию произносительных навыков

Цель: повышение уровня развития произносительных навыков у детей с нарушением слуха.
Задачи:
1. Составить комплекс упражнений для развития произносительных навыков у детей с нарушением слуха.
2. Апробировать систему работы
3. Проверить эффективность работы по развитию произносительных навыков.
Разработана система работы, которая является коррекционно-развивающей, так как направлена на коррекцию уже имеющихся нарушений, так и на профилактику нарушений, к которым может привести несформированность произносительных навыков.
Проводились подгрупповые и индивидуальные занятия. Умения детей закреплялись воспитателями в вечернее время.
Работа над темпо-ритмической и интонационной сторонами речи

Упражнения дети выполняют все вместе 2-3 раза, затем индивидуально.
Сила голоса
Цель: Формирование навыка пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки.
I год обучения
«Ляля спит» - у каждого ребенка в руках кукла, качая куклу произносить тихим голосом: «а-а-а-а». Положить куклу. Предложить детям: «Давайте разбудим Лялю». Дети произносят громким голосом: «А-А-А» и хлопают в ладоши.
«Похлопаем в ладоши» - дети стоят в кругу. Хлопаем в ладоши на уровне груди, произнося тихо: «то-то-то», поднять руки над головой «ТО-ТО-ТО».
«Барабан» - дети стоят друг за другом, у каждого барабан. Громкие удары, высоко поднимать ноги «ТА-ТА-ТА», тихие удары – шагать обычно «та-та-та».
«Палочки» - дети сидят на ковре, в кругу. В руках палочки. Удары по ковру, произносить тихо: «па-па-па», поднять руки над головой, ударять палочками друг об друга «ПА-ПА-ПА».
«Большая и маленькая машины» - дети стоят друг за другом, в руках рули. Большая машина едет громко – «БУ-БУ-БУ», шагать, высоко поднимая ноги, маленькая тихо «бу-бу-бу» идти обычным шагом.
«Большая и маленькая собака» - Дети стоят в кругу, педагог показывает игрушки: большую или маленькую собачку. Большая громко «АВ-АВ» подпрыгивать высоко, маленькая тихо «ав-ав», немного подпрыгивать.
«Дудочка» - дети стоят в кругу. Руками имитируют игру на дудочке. Громко дудочка играет «ДУ-ДУ-ДУ», тихо «ду-ду-ду».
«Поезд» - дети идут друг за другом. «Поехал поезд «У-У-У», далеко уехал «у-у-у» (тихо)».
«Потопаем – похлопаем» - дети стоят в кругу. Топаем громко «ТО-ТО-ТО», потопаем тихо «то-то-то». Похлопаем громко «ТА-ТА-ТА», похлопаем тихо «та-та-та»,
«Ветер» - дети стоят в кругу, руки вытянуты над головой. Подул тихий ветер: «у-у-у» дети немного раскачиваются, сильный ветер: «У-У-У» сильно раскачиваются из стороны в сторону.
II год обучения
«Песенки» - стоя, медленно через стороны понимать руки, произнося гласный а__(о,у): с постепенным усилением голоса а_А_, его ослаблением А_а_; с усилением и ослаблением а_А_а_.
«Вверх-вниз» - дети стоят по кругу, руки согнуты на уровне талии и сжаты в кулаки. Руки в стороны, затем вверх. Изменять силу голоса на гласном а (о,у) – с тихого звучания увеличивать силу звука по мере поднятия рук. Произносить па_А_А.
«Эхо» - стоя, дети произносят громко АУ-АУ, затем тихо ау-ау. Выполнять повороты из стороны в сторону, прикладывая руки ко рту. При громком произношении амплитуда движения увеличивается.
«Барабаны» - дети сидят на ковре, имитируя игру на барабане. Педагог демонстрирует таблички с маленьким, средним и большим барабаном. Дети произносят слог БОМ в соответствии с рисунком (тихо, громче, громко).
«Тут –там» - стоя в шеренге. Перед детьми поставлены игрушки – мишка рядом, заяц вдалеке. Дети произносят тихо, показывая рукой перед собой – Мишка тут; затем громко, плавно показывая рукой вперед – Зайка там.
«Друг за другом» - дети стоят друг за другом. Шагают вперед на носках, произнося тихо –топ-топ; обычным шагом, произносить нормальным голосом – топ-топ; ходьба высоко поднимая колени, произносить громким голосом – ТОП-ТОП. Движение выполнять в обратном порядке.
III год обучения
«Топаем и хлопаем»- дети стоят в кругу. Постепенно увеличивать и уменьшать громкость. Выполнять соответствующие движения.
Ногами топ, ногами топ, громко топнем – ТОП-ТОП-ТОП;
Ногами топ, ногами топ, тихо топнем –топ-топ-топ;
Руками хлоп, руками хлоп, громко хлопнем – ХЛОП-ХЛОП-ХЛОП;
Руками хлоп, руками хлоп, тихо хлопнем – хлоп-хлоп-хлоп.
«Вверх-вниз» - стоя, руки поднимать вверх через стороны с одновременным изменением силы голоса от тихого к громкому и наоборот.
па_А_А_а
по_О_О_о
пу_У_У_у
«Птички»- дети стоят по кругу. Руки опущены вниз. Движения напоминают взмахи крыльями: руки вверх: ПА; руки вниз – па. Повторить несколько раз.
«Барабан» - дети стоят по кругу друг за другом. Педагог ударяет тихо в барабан, дети идут на цыпочках: па па па. Громче стучать по барабану, дети идут шагом: па па па. Громко стучать, дети идут высоко поднимая ноги: ПА ПА ПА.
«В круг» - дети стоят по кругу. Шаги с хлопками в круг, на каждый шаг хлопок – та. Начинать с тихого хлопка и тихого проговаривания, постепенно увеличивая громкость, дойдя до середины – ТА. Затем в обратном порядке.
«Топ-хлоп» - дети стоят по кругу, руки на поясе. Проговаривая слова, дети переступают ногами на месте. Громкому произношению соответствуют сильные удары ног, тихому слабые. Громкому и тихому проговариванию соответствуют громкие и тихие хлопки.
Ногами топ, ногами топ,
Громко топнем: топ-топ-топ.
Ногами топ, ногами топ.
Тихо топнем: топ-топ-топ.
Руками хлоп, руками хлоп,
Громко хлопнем: хлоп-хлоп-хлоп.
Руками хлоп, руками хлоп,
Тихо хлопнем: хлоп-хлоп-хлоп.

Высота голоса
Цель: формирование умения пользоваться голосом нормального тембра, уметь повышать и понижать голос.
I год обучения
«Большой и маленький» - дети стоят в кругу. Изображают большого медведя (собачку, зайку) идут медленно А-А-А ( низкий голос); маленький бежит а-а-а (высокий или нормальный голос).
«Высоко-низко) – Дети сидят на ковре. Руки опущены вниз О_____(низкий голос), поднять руки над головой о_____(высокий или нормальный голос).
«Самолет» - дети стоят, руки в стороны. Самолет взлетает А_____, высоко летит а_____.
«Птичка» - дети стоят в кругу, у каждого в руках игрушка птички. Птичка летает – низко «У-У-У», высоко полетела, поднять птичку «у-у-у».
«Дудочка» - дети стоят. Педагог показывает картинки, на одной большая дудочка, на другой маленькая. Дети воспроизводят звучание, соответственно картинки: «ДУ-ДУ-ДУ», «ду-ду-ду».
«Барабан» - дети стоят друг за другом. Большой барабан звучит «БОМ-БОМ-БОМ», дети шагают высоко поднимая ноги, маленький «бам-бам-бам», дети идут обычным шагом.
«Колокольчик» - дети стоят, в руках модели колокольчиков. Руки на уровне головы – ДА-ДА-ДА (высокий или нормальный), на уровне груди – ДО-ДО-ДО (низкий).
II год обучения
«Самолет» - дети сидят на корточках, руки в стороны. Самолет взлетает, дети потихонечку встают, произнося низким голосом А_____, полетел самолет а___, садится А_______. Постепенное повышение и понижение голоса.
«Песенки» - дети стоят в кругу. Руки опущены вниз А____(низкий голос), руки на уровне груди о____(нормальный), руки над головой у_____(высокий).
«Песенки» (слоги) – дети стоят в кругу. Руки опущены ПА (низкий), руки на уровне груди ПО (нормальный), руки над головой ПУ (высокий). Аналогично выполнять упражнение с другими слогами.
«Колокольчик» - дети стоят, в руках модели колокольчиков. Над головой подняли – ДИ-ДИ-ДИ (высокий), на уровне головы – ДА-ДА-ДА (нормальный), на уровне груди – ДО-ДО-ДО (низкий).
«Ступеньки» - дети стоят по кругу. Руки подняты до уровня лба, локти в стороны. Произносить МА в высокой тесситуре. Опустить руки до уровня подбородка – МО_ в средней тесситуре. Опустить до уровня груди: МУ_ в низкой тесситуре. Можно чередовать высокая – низкая тесситура; высокая –средняя тесситура; Средняя – низкая тесситура.
III год обучения
«Кто идет» - дети изображают малыша, маму или папу, проговаривая фразу: «Я иду топ-топ-топ», произносят высоким, средним или низким голосом.
«Друзья» - разыгрывается сценка. Кукла говорит высоким голосом, собака средним, медведь низким. Кукла упала: «Ой, я упала. Мне больно», Собака : «Не плачь», медведь : «Я дам тебе мед», Персонажей и сюжет может изменять.
«Слон» - дети стоят по кругу. Произносят текст, раскачиваясь из стороны в сторону. Чем ниже звучание, тем большая амплитуда движения.
Динь-дон, динь-дон.
В переулке ходит слон.
Динь-дон, динь-дон.
(динь - высоко, дон – низко, в переулке ходит слон – средняя тесситура)
«Часы» - дети стоят по кругу, руки опущены. Делать легкие взмахи рукой – бьют часы, бьют часы. Поднять руки до лба, произносить высоким голосом – динь. Опустить руки до уровня подбородка, средняя тесситура – дан. Опустить руки до уровня груди, низкий голос – дон.
Бьют часы, бьют часы:
Динь
Дан
Дон.
«Колокольчики» - дети стоят по кругу. Легкие взмахи руками и покачиваться из стороны в сторону при произнесении слов: колокольчики звенят. Динь, дан, дон – поднять руки до лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня подбородка, а затем до груди, проговаривая нараспев слоги, пользуясь голосом разной тесситуры.
Колокольчики звенят
Динь-динь
Дан-дан
Дон-дон.
«Тик-так»- дети стоят по кругу. Проговаривать текст с движениями. Тик-так – дирижировать рукой вверх-вниз, произнося тик –высоко, так – низко. Тикают часы – голос средней тесситуры, рукой дирижировать.
Тик-так, тик-так
Тикают часы.
Тик-так, тик-так.

Ритмическая структура речи
Цель: развитие чувства ритма, развитие умения соблюдать словесное ударение.
I год обучения
«Кулачок» - сидя на коврике, ударять ладошками по коленям, произнося безударный слог па, и кулачком по полу – ПА.
«Похлопаем – потопаем» - Дети стоят в кругу. Хлопнуть (топнуть) тихо на безударный слог – та; громко хлопнуть (топнуть) – ТА.
«Мячик» - Дети сидят на ковре, в руках мяч. Ударить мячом о пол, произнося безударный слог – на, вытянуть руки вперед на ударный – НА.
«Вниз-вверх» - Дети стоят в кругу. Присесть, произнося безударный слог бо, подпрыгнуть – БО.
«Друг за другом» - дети стоят друг за другом. Шагать, высоко поднять и топнуть ногой, произнося ударный слог – ТО, тихо топнуть –то, встать, затем опять продолжить движение.
«Там – тут» - дети стоят по кругу, произносят слова с движением. Там – резкий указательный жест в сторону; тут – указательный жест вниз.
II год обучения
«Хлопаем и топаем» - дети стоят в кругу. Хлопать в ладоши на безударный слог – та, на ударный топнуть – ТА (воспроизводить 3-х сложные ритмы).
«Барабан» - дети идут друг за другом, в руках у них барабан. На ударный слог – БОМ, громко ударять в барабан и топнуть ногой, на безударные – бом, тихо ударять.
«Дирижеры» - дети стоят в кругу, руки вытянуты вперед. На безударные слоги, руками выполнять движение вверх-вниз в спокойном темпе, на ударный с большей амплитудой и более резко.
«Кулачок» - дети стоят на коленях по кругу. Удар правой рукой справа от себя – та, удар левой рукой слева – та; два удара рукой перед собой –тата.
III год обучения
«Семья» - Дети стоят по кругу, проговаривают текст с движением.
Мама ( руки согнуты на уровне груди, плавно развести в стороны)
Папа (руки на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки; резко раскрыть руки в стороны)
Ты и я ( правой рукой указать в сторону и на себя)
Семья ( слегка давящим движением опустить руки вниз)
«Я бегу» - дети стоят по кругу. Громкие (ударные слоги) и тихие (безударные слоги) хлопки - воспроизведение слов с выделением ударного слога.
Я бегу, бегу, бегу
И пою, пою, пою.

Темп произнесения
I год обучения
«Похлопаем в ладоши» - дети сидят на коврике или на стульях. Хлопаем медленно – та_та_та_, затем быстро татата.
«Топаем» - дети стоят в кругу. Топаем в медленном темпе – то_то_то, в быстром – тотото.
«Мячик» - сидя на полу, ноги в стороны, производить редкие удары о пол, произнося по_по_по_, и чистые – попопо.
«Ладошка – кулачаок» - сидя на коврике. Часто ударять кулаками о пол – папапа, хлопать ладонями по ногам, медленно произнося па_па_па.
«Большие ножки» - дети стоят в кругу. Педагог произносит: «Большие ножки шли по дорожке – топ_топ_топ- (дети прозносят и топают в медленном темпе); маленькие ножки бежали по дорожке – топтоптоп ( дети бегут на месте, произнося слоги в быстром темпе).
«Медведь» - на стульчике сидит медведь, дети подходят к нему в медленном темпе, произнося ма_ма_ма_; отбегают от него, произнося в быстром темпе – мамама.
«Поезд» - дети стоят друг за другом, руки согнуты в логтях. Поезд начинает движение в медленном темпе: ту-ту-ту. Поезд едет быстро –тутуту.
«Машина» - дети стоят в кругу, руки вытянуты вперед. Выполнять движение руками, как рулем. Машина медленно едет, движение руками и произношение в медленном темпе – бу_бу_бу_, быстро поехали – бубубу.
«Дождик» - дети сидят на коврике, руки согнуты в логтях, кисти рук собраны в щепотку. Дождик медленно капает – движение кистями вверх-вниз в медленном темпе, произнося па_па_па_, затем быстро произносить папапа и движение руками быстрое.
II год обучения
«Кулачок – ладошка» - сидя, часто ударять кулаком о пол – папапа, хлопать ладонями по бедрам, произнося в нормальном темпе – па_па_па_, хлопать ладонями по ногам, медленно произнося па__па__па__.
«Шагаем» - дети стоят в кругу. Шагать на месте в нормальном темпе, быстро и медленно, произнося топ-топ-топ в разном темпе.
«Хлопаем» - дети стоят в кругу, Хлопать в нормальном темпе, быстро и медленно, произнося хлоп-хлоп-хлоп в разном темпе.
«Потанцуем» - стоя, производить движение руками – «фонарики», на уровне груди, произнося та_та_та_ в медленном темпе; затем продолжать движение на уровне головы, произнося та та та в нормальном темпе; руки над головой, произносить в быстром темпе татата.
«По дорожке» - дети стоят друг за другом. «По дорожке пошли наши ножки». Начинать ходьбу в медленном темпе – топ_топ_топ; затем ускорять топ топ топ (нормальный темп); затем в быстром топтоптоп. Выполнять движение в обратном порядке.
III год обучения
Интонационная сторона речи
Цель: формирование умения пользоваться повествовательной, восклицательной и вопросительной интонацией, а также интонации, выражающей различные эмоциональные состояния. Развивать умение правильного использования логического ударения.
I год обучения
«Кукла» - дети стоят в кругу. Педагог показывает куклу, которая пришла в гости к детям. Кукла веселая, танцует, дети танцуют с ней. Затем кукла падает. Дети изображают, как больно кукле: «Бах! Ой-ой-ой. Бобо. Болит». Дети жалеют её, кукла выздоравливает, радостно произносит «А-а! Ура! Не болит!» дети повторяют радостную интонацию.
«Кошка и котенок» - дети стоят, изображают кошку: идут медленно, спокойно произнося: «МЯУ». Затем изображают котенка: подпрыгивают, радостно произнося «МЯУ».
«Мама» - педагог показывает мишку (зайчика, собачку), объясняет, что ему грустно - мама ушла. Дети изображают грусть, затем приходит мама. Дети изображают радость: «А___! Ура! Мама пришла!».
«Осуждение» - педагог изображает, что мишка и зайчик дерутся. Дети говорят, изображая осуждение: «Ай-яй-яй! Нельзя! Плохо!», грозят пальцем.
«Усталость» - дети стоят друг за другом по кругу. Идут друг за другом, встали: «Ох, устали». Дети вытирают лоб рукой, на лице усталость.
«Вопрос» - дети стоят по кругу. Задавая вопрос: «Кто?», «Что?» раздвигать согнутые в локтях руки в стороны (жест обозначающий вопрос).
II год обучения
«Где?» - дети стоят по кругу. Проговаривается текст: Там. Где? Там. На слово там – правую руку вытянуть вперед. На слово где – топнуть ногой и раздвинуть согнутые в локтях руки в стороны.
«Боль» - дети стоят по кругу, руки опущены вниз. Во время произношения текста прикладывать руки то к правой, то к левой щеке.
О___! О___!
Ох! Ох! Ой! Ой!
Болит!
«Клоуны» - дети стоят по кругу.
Ха-ха-ха – радостный смех, руки на диафрагме.
Хо-хо-хо – удивленный смех, руки на диафрагме.
Хи-хи-хи – смех с хитрым выражением на лице.
«Тут – там» - дети стоят по кругу или сидят по кругу. Спрашивать про каждого ребенка «Кирилл, тут?» - Кирилл тут (утвердительно), «Где, Кирилл?» и т.д.
«Кубик» - дети сидят по кругу. Педагог или ребенок бросают кубик с изображением эмоций на гранях, какая эмоция выпадет, такую дети и показывают. Вначале все вместе, затем каждый сам.
III год обучения
«Там мама (папа)» дети стоят по кругу, проговаривается текст с движениями.
Там мама. – повествовательная интонация
Где мама? – на лице вопросительная интонация
Там мама. – указательный жест
Где? - вопросительная интонация
Там. – указательный жест
Кто там? – выполнить действие обозначающее вопрос
Там мама. – указательный жест
Кто? – движение обозначающее вопрос
Мама. – утвердительный жест
На выделенные слова топать ногой.

 

 

 

III период – заключительный
Было проведено контрольное исследование с использованием тех же заданий, что и в первый период. Были получены показатели, представленные в таблице №2.
Таблица №2 Диагностика произносительных навыков
№ Имя
реб-ка Измен.
силы
голоса Измен.
высоты
голоса Ритм
произн-я Темп
произ-я Интонацион.
сторона
речи
1 Маша + + + + +
2 Лиза + + + + +
3 Кирилл + + + + +
4 Никита - - + - +
5 Гюнель + + + + +
6 Вероника - - - - -
7 Егор - - - - -
8 София + + + + +
Итого 5 5 6 5 6

+ владеет умением - не владеет умением

Сравним результаты вводной и итоговой диагностики. Для наглядности представим результаты в виде рисунка №2


Сводные результаты диагностики произносительных навыков представлены в таблице №3.


Таблица №3
Этап Сила Высота Ритм Темп Интонация
Вводная
диагностика 37,5% 25% 12,5% 37,5% 25%
Итоговая диагностика 62,5% 62,5% 75% 62,5% 75%

Анализ результатом диагностики показал, что произносительные навыки улучшились по всем показателям. Таким образом, проведенная нами работа, направленная на развитие произносительных навыков, дала положительные результаты. Дети стали хорошо различать характеристики звуков, и воспроизводить их самостоятельно. Все это подтверждает эффективность разработанной нами методики. Таким образом, цель достигнута, задачи решены. В результате работы по данной разработке была проведена коррекция уже имеющихся нарушений (повышение уровня слухового восприятия, воспроизведение различных характеристик звуков, речь стала интонированной, недоразвитие общей моторики) и профилактика нарушений к которым может привести несформированность произносительных навыков (монотонность речи, искажение звуко-слогового состава, неумение владеть голосом). Развитие произносительных навыков средствами фонетической ритмики может повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

 

 

 

 


Список литературы
1. Власова Т.М., Пфаффенродт А.Н. «Фонетическая ритмика» – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
2. Носкова Л.П. «Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха» – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
3. Николаева Т.В. «Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушением слуха» М.: Издательство «Экзамен», 2006.
4. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. «Формирование устной речи дошкольников с нарушениями слуха» – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
5. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» авторы Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д. - Москва. Просвещение, 1991
6. «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» авторы Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц – Москва. «Просвещение», 1991.
7. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. «Методика обучения произношению в школе глухих» М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.