foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

Воспитатель МБДОУ «Волошка» 

Ходырева Ирина Васильевна
город Ноябрьск

Мастер – класс для педагогов
по использованию игровых экологически обучающих ситуаций в обучении и воспитании дошкольников «Увлекательное путешествие в Экологию».

Цель: познакомить педагогов с игровыми экологическими обучающими ситуациями, используемыми в развитии познавательной активности дошкольников.
Задачи:
1. познакомить с игровыми экологическими обучающими ситуациями, используемыми на разных возрастных этапах познавательно - речевого развития дошкольников;
2. продемонстрировать возможность интегрирования различных образовательных областей в процессе работы с использованием игровых экологических обучающих ситуаций;
3. способствовать приобщению педагогов к проблемам развития познавательно – речевой активности детей;
Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Материалы: Демонстрационный: компьютерная презентация по теме; альбом «Лекарственные растения», игрушки: доктор Айболит, заяц из кукольного театра.
Раздаточный: разноплановые игрушки-аналоги (плоскостные, резиновые, пластмассовые); картинки, трафареты с изображением домашних, диких животных, животных жарких стран, насекомых, птиц, земноводных, рыб; емкости разного размера и материала; камни, желуди, ракушки, семечки подсолнечника, тыквенные семечки.
Ход деятельности:
Педагог: сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, оно будет необычным, увлекательным и познавательным. От вас требуется хорошее настроение, позитивный настрой. А куда мы с вами отправимся, вам подскажет правильный ответ на мою загадку:
- Ежегодно приходят к нам в гости:
одна седая, другая молодая,
третий скачет, а четвертая плачет. (Времена года)
- Да, сегодня мы отправляемся к временам года.
Начнем мы наше путешествие с самого долгожданного и любимого всеми времени года: лета. Хочешь поглядеть на лето?
В лес пускают без билета!
- Пойдем мы с вами в летний лес: но для начала, давайте вспомним правила безопасного поведения в лесу (ядовитые грибы, незнакомые ягоды, не разжигать огонь, сильно не шуметь, быть внимательными, осторожными, смотреть под ноги, запоминать приметы). Представьте, идем мы по лесу, кругом деревья, под ногами растут грибы, ягоды, щебечут птицы, мелькнула за деревом чья-то тень. Слышен плач, за деревом сидит зайка.
Участник: «Заинька, что же с тобой случилось?»
Педагог в роли зайца: «Лапку порезал, а как остановить кровь, не знаю».
Педагог, обращаясь к участникам: «Что делать, как можно помочь бедняжке?»
(Дети старшей, подготовительной групп могут объяснить способы помощи герою, выбирая нужное лекарственное растение, используемые в данной ситуации, из альбома. Для детей младших групп предлагается пригласить доктора Айболита, который расскажет, как помочь зайцу. Но для того, чтобы доктор пришел, необходимо охарактеризовать его.)
Педагог в роли зайца: «Спасибо за помощь, я побежал к маме зайчихе, которая уже, наверное, волнуется». Уходит. Доктор Айболит тоже уходит, идет лечить зверюшек.
(В данной части интегрированы образовательные области: безопасность, коммуникация, познание)
Педагог: А нам пора продолжить наше путешествие.
Дождь, дождь целый день
Барабанит в стекла,
Вся земля, вся земля
От дождя намокла.
Вот и прибыли мы в самую сырую, унылую пору – осень.
Игра «Капельки»
Педагог: (предлагает участникам «превратиться» в капельки). Представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные (участники хаотично гуляют по залу).
Но вот капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек, (участники разбиваются на пары и берутся за руки, пары двигаются друг за другом).
А теперь ручеек течет и впадает в море, (участники берутся за руки и образуют большой круг).
Наш круг может менять форму, как и вода (круг вытягивается в овал).
А теперь подул холодный, северный ветер и заморозил капельки. Вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее, (участники обнимают друг друга).
Посмотрите, теперь вашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.
Педагог делает выводы:
В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.
Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.) Данную игру можно проводить и на сплочение коллектива (интегрируются образовательные области: познание, социализация)
Капельки воды превратились в лед, листья с деревьев слетели, земля замерзла, выпал снег. Мы с вами пришли в какое время года?
Наступает вновь зима
В белом инее дома.
- Скажите, а кому же очень трудно приходится зимой? (Животным, птицам). Я предлагаю вам выбрать животное, птицу, рыбу или насекомое и рассказать от их имени, как же они зимуют. (Рассказы участников). В зависимости от возраста детей, можно предлагать различные варианты: игрушки-аналоги, картинки, трафареты, зашифрованные картинки (интегрируются образовательные области: познание, коммуникация, социализация)
- Посмотрите, на мордочках наших героев появилась улыбка, как вы думаете, чему они радуются? Солнышку, потому что оно нам не только светит, но и греет, что же это может значить? Что мы с вами переместились в весну.
Но как сказал поэт Ф. Тютчев:
Зима недаром злится, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора.
Происходит борьба между теплом и холодом, ночи холодные, дни теплые. Давайте мы с вами поиграем в игру: «Солнце и мороз». Смотрите внимательно, я вам буду показывать картинки с изображением солнышка и деда мороза. Когда вы увидите солнышко и услышите слова:
Если солнце появляется
То у нас все нагревается
вы должны пальчиками изобразить капель (стучат пальцами по столу), если деда мороза и услышите слова:
если холод наступает,
сразу все он охлаждает,
значит, водичка превращается в кусочек льда (показываем кулак). (Игру можно проводить с усложнением на внимание, с ориентацией или на текст, или на изображение.)
- У нас за окном зима и очень редко появляется солнышко, а нам хочется его видеть, давайте мы попробуем его позвать, и поиграем в музыкальные инструменты. Вы видите музыкальные инструменты, нет, а давайте мы сами их смастерим из баночек, из камешков, косточек, семечек и ракушек. (Мастерят и играют мелодию).
- Но теперь, я надеюсь, солнышко нас услышало и будет чаще появляться в небе. (игра способствует развитию мышления: подбор материалов, соразмерных баночкам, ракушки хрупкие, камни твердые). Интегрируются образовательные области: познание, музыка, труд.
- А наше путешествие подходит к концу, мы с вами возвращаемся в сад.
Вереницею недель, как велит природа,
Кружит время-карусель временами года.
По листкам календаря ходят друг за другом
С января до декабря месяцы по кругу.
Вслед за осенью – зима, за весною – лето.
Там уж осень, чтоб опять зимушка настала...
Карусель свою вращать время не устало.

Мастер обращается к педагогам  с вопросом: какие типы игровых обучающих ситуаций были представлены, в каких частях? (Обсуждение). Вывод: представлены все виды игровых ситуаций.


Используемая литература:

1. Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников// Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.
2. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М.: ТЦ Сфера. 2008. – 240 с. (Программа развития).
3. Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение, 1989. – 188 с.
4. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург. 2005. – 116 с.
5. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 с.
6. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания //Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49