foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

Федорова Екатерина Андреевна

учитель-дефектолог(тифлопедагог)

МКДОУ №447 д/с «Семицветик»

г.Новосибирск

Рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений на разных этапах лечебно – восстановительной работы с детьми, имеющими нарушения зрения

I.Этап плеоптического лечения

Цель: нормализация и закрепление правильной фиксации, повышение
остроты зрения

Назначение игр и упражнений: пристальное рассматривание,
перцептивные действия с мелкими
предметами
Условия: все игровые задания выполняются монокулярно, т.е. одним
глазом, в заклейке, по назначенному врачом циклу окклюзий

Направление игровой деятельности Названия игр. Возможные задания Примечания
Рассматривание и раскладывание картинок «Парные картинки», «Лото», «Домино» Чем младше ребёнок, чем ниже острота зрения, тем более яркие, чёткие, менее сложные по содержанию картинки
Составление разрезных картинок, кубиков, пазлов По всем лексическим темам Количество частей с возрастом увеличивается
Нахождение сходных и отличительных признаков «Чем похожи? Чем отличаются?», «Найди ошибки в рисунках», «Чего на самом деле не бывает?»
Рассматривание предметов, слайдов, иллюстраций Важно убедиться, видит ли ребёнок с предполагаемого расстояния объект, его информативные признаки
Сортировка мелких предметов Используются пуговицы, семена, камешки, косточки, крупы и т.п.
Группировка предметов вокруг образца «Выложи такую же картинку» Предлагаются мозаики, наборы геометрических фигур, палочки Кюизенера
Классификация предметов по заданным признакам «Выбери все синие предметы», «Выбери только круги» и т.п. Признаки: цвет, форма, величина, назначение, материал и др.
Раскрашивание по образцу Обязательно напоминание о необходимости чётко следовать образцу, соблюдать границы контура, технику закрашивания

II.Этап ортоптического лечения

Цель: устранение косоглазия (сходящегося и расходящегося),
достижение симметричного положения глаз, формирование
бинокулярного зрения

Назначение игр и упражнений: тренировка глазодвигательных мышц,
развитие зрительно – моторной
координации
Условия:
 все игровые задания выполняются монокулярно, т.е. одним
глазом, в заклейке по назначенному врачом циклу окклюзий;
 имеет место тренировочная окклюзия;
 при сходящемся косоглазии все игры и упражнения выполняются на вертикальной поверхности, па подставке, взор «вверх – вдаль – вперёд»;
 при расходящемся косоглазии все игры и упражнения выполняются на горизонтальной поверхности, взор «вниз»;
 острота зрения должна быть выше, чем 0,3


Направление игровой деятельности Названия игр. Возможные задания Примечания
Наблюдение за движущимися предметами Инерционные игрушки, радиоуправляемые игрушки, игрушки – каталки При СХК прокатывание по столу, при РХК – по полу
Рассматривание и узнавание движущихся предметов «Расскажи, во что одета идущая девочка», «В синей куртке идёт мужчина или женщина?» и т.п. Наблюдения во время прогулок, из окна группы, по пути из детского сада, поездок с родителями
Прослеживание взглядом за движущимися предметами Прокатывание мячей, шаров При СХК прокатывание по столу, при РХК – по полу
Прослеживание пути по дорожкам (сдвоенным, строенным, разноцветным, одноцветным, пересекающимся, петельным, угольным) «Покажи дорогу Ёжику к норке», Кто где живёт?», «Кто чем питается?», «Кому что нужно для работы?» и т.п.
Нахождение пути Лабиринты с препятствиями Возможно проведение линий по пути следования или прослеживание пути взглядом
Развитие зрительно – моторной координации

 


Рассматривание картинок с заслонённостью, зашумлённостью предметов, картинок с пересечением контуров предметов «Соедини предметы, подходящие друг к другу по цвету (форме, величине, назначению), «Соедини предметы и соответствующие им геометрические фигуры прямой линией красного цвета»
«Сколько животных спряталось?», «Назови все предметы», «Какой предмет лишний?», «Раскрась только один предмет», «Раскрась так, чтобы яблоко лежало ближе груши» Соединяются два изображения заданными линиями карандашом или фломастером

 

Чем ниже острота зрения, тем чётче, жирнее контур
Рисование, вырезывание, выкалывание по нарисованному контуру «Кто (что) это? Вырежи (выколи, обведи) по контуру», «Выложи по контуру мелкие предметы (мозаику, крупу и т.п.)» Чем ниже острота зрения, тем чётче, жирнее контур
Совмещение контурного изображения с силуэтным изображением Тематические вкладыши, д/и «Заплатки», «Подбери узор», «Чья тень»
Рисование через кальку «Нарисуй предмет», «Перерисуй сюжетное изображение» Прозрачность кальки соответствует зрительным возможностям ребёнка


III.Этап диплоптического и стереоскопического лечения

Цель: закрепление бинокулярного зрения, развитие стереоскопического
зрения, пространственного зрения в естественных условиях

Назначение игр и упражнений: выполнение соотносящихся
практических действий,
развитие глазомера
Условия: все игровые задания выполняются при симметричном
положении глаз, которое было достигнуто с помощью
оптической коррекции или операции

Направление игровой деятельности Названия игр. Возможные задания Примечания
Соотносящиеся практические действия с предметами «Покажи, как правильно собрать из деталей конструктора машинку», «Пришнуруй игрушки к новогодней ёлке», «»Пристегни быстро!», «Нанизывай бусы, чередуя красные и зелёные бусинки» Обязательно чередование зрительной нагрузки с отдыхом
Попадание в цель Метание мячей, мешочков, комков бумаги в цель, прокатывание мячей в ворота, сбивание кеглей, игры «Рыболов», «Надень колечки на палочку», «Прокати мяч между кеглями», «Забей гвоздь» Учитывается вид косоглазия, острота зрения
«Настольный футбол», «Настольный баскетбол», «Настольный хоккей»
Рассматривание трёхплановых картин «Какой предмет ближе всего? Почему так думаешь?», «Что изображено дальше всего? Почему так думаешь?» Необходимо дать детям представление об изобразительных признаках глубины пространства(дальние предметы всегда меньшего размера, неяркие, нечёткие, с плохо выделенными деталями)
Определение расстояния с помощью условных мерок «Что дальше от тебя, берёза или клён? Как проверить?», «Определи, кто ближе к кукле, зайчик или мишка. Расскажи, почему так решил.» и т.п.
Лепка из пластилина, глины, солёного теста предметных или сюжетных композиций по образцу или по воображению

Желательно проигрывание результатов продуктивной деятельности

Публикации для педагогов (СМИ)