foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

 выполнила:

Кумакова Юлия Ивановна

МБДОУ «Ласточка»

Тюменская область

город Ноябрьск

Методика проведения логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи и оценка полученных результатов.


Изучение уровня речевой коммуникации.

Цель: выявить общий кругозор ребёнка, выяснить, понимает ли ребёнок речь, может ли выразить свои мысли, пользуется ли формами речевого этикета.
Методы: беседа с родителями, беседа с ребёнком, наблюдение за ребёнком в свободной деятельности и при общении с другими детьми.
Процедура проведения беседы с ребенком.
При создании положительного эмоционального фона и установлении контакта логопед проводит беседу, придерживаясь следующего плана:
Назови своё имя, фамилию. Расскажи о своей семье (с кем ты живёшь, как зовут маму, папу, брата…) Где ты живёшь, знаешь ли свой адрес? С кем ты дружишь? Какие игры любишь? …
В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок, насколько они развернуты, правильны ли по содержанию.
В процессе наблюдения за ребенком следует обращать внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, слушать товарища.

1. Исследование поведения, эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей ребёнка.

Цель: выявить особенности поведения, эмоциональной сферы и черты характера, способствующие и препятствующие усвоению знаний, умений, навыков.
Методы: наблюдение во время обследования и свободной деятельности детей.
Результаты носят качественную оценку и позволяют подобрать методы коррекционной деятельности с учётом выявленных особенностей.
Отмечается преобладание настроения (устойчивость эмоциональных реакции), адекватность эмоциональных реакции, работоспособность, наличие мотивации к деятельности, волевые особенности, реакции на замечания и одобрения, страхи, контактность, конфликтность, двигательную активность, черты характера.
Результаты заносятся в речевые карты.

2. Исследование неречевых психических функций.

2.1.Исследование слухового восприятия.
Цель: определить способность ребёнка узнавать и различать звуки, определять направление звука, воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок.
Методы: выполнение тестовых заданий.
Процедура проведения:
• Задание 1. Узнавание и различение контрастного звучания музыкальных инструментов.
Логопед показывает ребенку колокольчик, барабан, бубен, дудочку, называет их и показывает, какие звуки издают эти инструменты. Затем логопед закрывает инструменты маленькой ширмой и производит звуки. Ребёнок узнает и называет музыкальные инструменты (или показывает при невозможности речевого высказывания).
• Задание 2. определение направления звука.
Логопед располагается за спиной ребёнка, предлагает ребёнку послушать и показать рукой или сказать, откуда слышен звон колокольчика.
• Задание 3.
Ребенку предлагается отхлопать ритмический рисунок вслед за логопедом.

2.2. Исследование зрительного восприятия.
Цель: выявить возможность ребёнка различать и соотносить цвета, геометрические формы.
Методы: выполнение тестовых заданий.
Процедура проведения.
• Задание 1. Различение и соотнесение цветов.
4 года – ребёнку предлагается показать карточки красного, желтого, синего, зелёного , белого и черного цвета, а затем подобрать к шапочкам, указанных выше цветов, шарфики такого же цвета.
• Задание 2. Восприятие формы.
Ребёнок выбирает по просьбе логопеда из предложенных фигур:
4 года – круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб.

2.3. Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно образного мышления.

Цель: выявить навыки ориентации ребенка в пространстве, в схеме собственного тела, способность создавать целостный образ из отдельных частей.
Методы: выполнение тестовых заданий.
Процедура проведения.
• Задание 1. Ориентация в пространстве.
По просьбе логопеда ребёнок показывает предметы, которые находятся:
4 года – вверху, внизу, впереди и сзади по отношению к нему.
• Задание 2. Ориентировка в схеме тела.
Ребенок показывает последовательно:
4 года – правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу.
• Задание 3. Складывание картинок из частей.
4 года – ребенок складывает последовательно картинки из 2, 3, 4-х частей (вертикальный и горизонтальный разрезы), обязательно ориентируясь на картинку с целым изображением.
• Задание 4. Складывание фигур из палочек.
4 года – ребенок складывает из 4-х палочек «стульчик» «кроватку» и из 5-ти палочек «лесенку», ориентируясь на образец.

3. Исследование состояния моторной сферы.

3.1. Состояние общей моторики.
Цель: выявить состояние общей моторики, объём выполняемых движений, темп, активность, координацию.
Методы: выполнение тестовых заданий.
Процедура проведения.
Задания.
4 года – прыжки на двух ногах, прыжок в длину с места, одновременно топать ногами и хлопать руками, бросить мяч от груди и поймать (логопед показывает упражнение).


3.2. Состояние ручной моторики.
Цель: определить уровень развития мелкой моторики (кинетическую и кинестетическую основу движений, навык владения карандашом и ножницами, умение манипулировать с мелкими предметами), выявить наличие леворукости.
Методы: выполнение тестовых заданий.
Процедура проведения.
• Задание 1. Кинестетическая основа движений.
4 года – сложить в кольцо большой и указательный пальцы правой руки, потом левой.
• Задание 2. Кинетическая основа движений.
4 года – поочерёдно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой, потом на левой руке; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот)
• Задание 3. Навык владения карандашом.
4 года – умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги (нарисовать дорожку и солнышко).
• Задание 4. Манипуляции с предметами.
4 года – застегнуть, расстегнуть пуговицы, переложить мелкие предметы из одной руки в другую.

3.3.Состояние артикуляционной моторики.
Цель: выявить уровень развития артикуляционной моторики (наличие движений, тонус, объём, способность удерживать позу, переключаемость, тремор, гиперсалисвация, наличие апраксии).
Методы: выполнение тестовых заданий.
Процедура проведения.
Задания выполняются ребёнком по подражанию.
• Упражнения для нижней челюсти.
4 года – открыть и закрыть рот.
• Упражнения для губ.
4 года – «улыбка», «трубочка».
• Упражнения для языка.
4 года – показать широкий язык – «лопату», узкий язык – «жало», положить язык на верхнюю губу, потом на нижнюю – «качели», коснуться языком сначала левого уголка губ, потом - правого – «маятник».
• Упражнения для мягкого нёба.
Широко открыть рот и зевнуть.

3.4. Состояние мимической мускулатуры.
Цель: определить состояние мимической мускулатуры, объём и точность мимических движений, состояние мышечного тонуса лицевой мускулатуры, определить наличие носогубных складок.
Методы: выполнение тестовых заданий, наблюдение за мимикой ребёнка.
Процедура проведения.
4 года – выполнить по подражанию следующие движения: закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; наморщить нос, надуть щёки.

3.5. Анатомическое строение артикуляционного аппарата.
Цель: выявить особенности строения органов артикуляции.
Результаты: отмечаются аномалии и особенности строения губ, зубов, прикуса, языка, твердого и мягкого неба.

4. Исследование состояния импрессивной речи.

4.1. Состояние пассивного словаря.
Цель: выявить уровень развития пассивного словаря: понимание существительных, действий, признаков предметов, умение обобщать.
Методы: выполнение тестовых заданий.
Процедура проведения.
• Задание 1. Понимание существительных.
Для исследования используются листы с картинками по следующим лексическим темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Птицы», «Дикие и домашние животные», «Транспорт».
Логопед просит показать на картинках отдельные предметы, объекты, их части.
4 года – ребёнок показывает куклу, мишку, машинку, чашку, ложку, тарелку, кастрюлю, шапку, брюки, платье, туфли, тапки, ботинки, сапоги, руки и ноги куклы, глаза и уши мишки, колеса машинки.
• Задание 2. Понимание обобщающих понятий.
Логопед просит показать ребёнка показать несколько предметов, относящихся к одному понятию.
4 года – ребенок должен показать несколько игрушек, предметов обуви и одежды.
• Задание 3. Понимание действий.
4 года – по просьбе логопеда ребенок показывает на картинках, где девочка стоит, сидит, лежит, идёт; где мальчик ест, пьёт, читает, рисует.
• Задание 4. Понимание признаков.
Ребенок показывает по предложенным картинкам :
4 года – большая и маленькая чашка, красный, синий, зеленый и желтый шар, сладкая и кислая еда, круглый и квадратный торт.

4.2. Понимание различных форм словоизменения.
Цель: выявить понимание ребенком единственного и множественного числа существительных, понимание предложно-падежных конструкции, дифференциацию различных форм глаголов.
Методы: выполнение тестовых заданий.
Процедура проведения.
• Задание 1. Дифференциация ед. и мн. числа существительных.
По просьбе логопеда ребенок показывает на картинках:
4 года – дом – дома, кот – коты, кукла – куклы, груша – груши, ведро – ведра.
• Задание 2. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами.
Ребенок по просьбе логопеда показывает:
4 года – лопатка в ведерке, на ведерке, у ведерка.
• Задание 3. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.
Ребенок показывает картинки по просьбе логопеда.
4 года – стол, столик, машина, машинка, ведро, ведёрко.
• Задание 4. Дифференциация ед. и мн. числа глаголов.
По просьбе логопеда ребенок показывает на картинках.
4 года – кошка сидит, кошки сидят, слон идёт, слоны идут.
• Задание 5. Дифференциация глаголов с различными приставками.
Ребенок показывает картинки по просьбе логопеда.
4 года – девочка наливает воду в чашку, выливает воду, поливает цветы.
4.3. Понимание отдельных предложений и связной речи.
Цель: выявить понимание ребёнком отдельных предложений и связной речи (понимание временных, причинно-следственных связей).
Методы: выполнение тестовых заданий.
Процедура проведения.
• Задание 1. Понимание предложений.
Ребенок показывает картинки по просьбе логопеда.
4 года – Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.
• Задание 2. Понимание текста.
4 года – сказка «Репка». Логопед выясняет, знакома ли ребенку сказка, и задает по ней ряд вопросов и заданий: «Что посадил дед? Покажи. Кто стал репку тянуть? Покажи. Кого позвал дед? Покажи. Кого позвала бабка? Покажи. Кого позвала внучка? Покажи. Кого позвала Жучка? Покажи. Кого позвала кошка? Покажи. Кто помог вытянуть репку? Покажи». Если ребенку сказка не знакома, логопед рассказывает сказку с опорой на картинки, а потом предлагает ответить на вопросы.

4. 4.Состояние фонематического восприятия.
Цель: проверить способность ребенка различать оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении; потом – смешиваемые в произношении.
Методы: выполнение тестовых заданий.
Процедура проведения.
4 года – ребёнок последовательно показывает на картинках следующие пары: кит – кот, дом – дым, уточка – удочка, киска – миска, коса – коза, мишка – миска, кочка – кошка, малина – Марина.

5. Исследование состояния экспрессивной речи.


5.1.Состояние активного словаря.
Цель: оценить состояние предметного, предикативного и атрибутивного словаря, умение использовать обобщающие понятия.
Методы: выполнение тестовых заданий.
Процедура проведения.
• Задание 1. Состояние номинативного словаря.
Ребёнок называет по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам.
4 года – игрушки, посуда, одежда, обувь.
• Задание 2. Умение называть части предметов и объектов.
4 года – назвать, изображенные на картинках ноги, руки, голову, глаза, уши, спинку стула, сиденье и ножки стула, кузов и колеса машины.
• Задание 3. Знание обобщающих слов.
Ребёнок должен назвать одним словом предметы, изображенные на картинках.
4 года – мяч, кукла, машинка; рубашка, платье, шорты; тапки, туфли, ботинки.
• Задание 4. Состояние предикативного словаря.
4 года – ребенок отвечает на вопросы с опорой на картинки.
Что делает мальчик? (ест). Что делает девочка? (спит). Что делают дети? (играют). Что делает птица? (летит). Что делают рыбки? (плавают). Что делают машины? (едут).
• Задание 5. Называние цветов.
Ребенок называет предъявленные цвета.
4 года – красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный.
• Задание 6. Назови какой формы?
Ребенок называет форму предмета с опорой на картинки.
4 года – Мяч какой? (круглый). Платок какой? (квадратный).
5.2. Состояние грамматического строя речи.
Цель: определить состояние различных форм словообразования и словоизменения Методы: выполнение тестовых заданий.
Процедура проведения.
• Задание 1.Изменение существительных по числам.
Ребенок образовывает форму множественного числа существительных по аналогии с опорой на картинки.
4 года – стол – столы, кот – коты, дом – дома, кукла – куклы, рука – руки, окно – окна.
• Задание 2. Изменение существительных по падежам.
Ребенок отвечает на вопросы логопеда с опорой на картинки.
4 года – Что есть у мальчика? (мяч). Чего нет у мальчика? (мяча). Кому мальчик дает мяч? (девочке). Что ты видишь на картинке? (машинку). Чем рисует девочка? (карандашом). О ком думает кошка? (о мышке).
• Задание 3. Согласование прилагательных с существительными.
Ребенок образует словосочетания с опорой на картинки.
4 года – красный мяч, синяя шапка, желтое ведро.
• Задание 4. Употребление предложно-падежных конструкций.
Ребенок отвечает на вопросы логопеда с опорой на картинки.
4 года – Где стоит ваза? (На столе). Где лежат фрукты? (В корзине). У кого мячик? (У мальчика).
• Задание 5. Согласование числительных с существительными.
Ребенку предлагается сосчитать предметы на картинках и ответить на вопрос «Сколько?»
4 года – два кота, пять котов, две машины, пять машин.
• Задание 6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами.
Назвать большой и маленький предметы, изображенные на картинках. Маленький предмет назвать «ласково». Логопед предъявляет образец выполнения.
4 года – стол – столик, чашка – чашечка, сумка – сумочка, ведро – ведерочко.
• Задание 7. называние детёнышей животных.
Ребенок продолжает предложение, начатое логопедом с опорой на картинки.
4 года – У кошки – котенок. У лисы – лисёнок. У утки – утёнок. У слонихи – слоненок.

5.3. Состояние связной речи.
Цель: выявить уровень развития связной речи.
Методы: выполнение тестовых заданий.
Процедура проведения.
• Задание 1. Составление предложения по предметной картинке.
• Задание 2. Составление предложения по картинке с действием.
• Задание 3. Составление рассказа по сюжетной картинке. Картинка должна содержать сюжет хорошо знакомый ребенку.
• Задание 4. Составление рассказа – описания. Ребенку предлагается любой предмет, хорошо знакомый ребенку (кукла, машинка, зайка) и план – схема для составления рассказа. Для детей 4-5 лет логопед предлагает образец рассказа о похожем предмете.

5.4. Исследование фонетической стороны речи.

1. Исследование звукослоговой структуры слова.
Цель: выявить нарушения звукослоговой структуры слова.
Методы: выполнение тестовых заданий.
Процедура проведения.
Ребенок повторяет за логопедом слова и предложения с опорой на картинки.
4 года – кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька.
2. Состояние звукопроизношения.
Цель: Выявить нарушения звукопроизношения (искажения, пропуски, замены).
Методы: выполнение тестовых заданий.
Процедура проведения.
Ребенок повторяет за логопедом все группы звуков. Затем логопед проверяет состояние произношения звуков всех групп в словах и предложениях. Это исследование можно проводить со зрительной опорой.
Результаты заносятся в речевую карту ребенка и итоговую диагностическую таблицу, носят качественную оценку с указанием нарушенных звуков (отсутствие, искажение, замена звука).
3. Состояние дыхательной и голосовой функции.
Цель: выявить особенности речевого дыхания, голоса.
Результаты заносятся в речевую карту. Отмечается тип дыхания, объём дыхания, продолжительность речевого выдоха, сила и модуляция голоса.
4. Особенности динамической стороны речи.
Цель: выявить возможные нарушения и особенности темпо-ритмических характеристик речи.
Результаты заносятся в речевую карту. Отмечается темп, ритм речи, паузация, интонированность речевого высказывания.
5. Состояние фонематических функций.
Цель: определить уровень развития фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений.
Методы: выполнение тестовых заданий.
Процедура проведения.
• Задание 1. Повторение слогов с оппозиционными звуками.
Ребенок повторяет за логопедом пары слогов:
4 года – ба – па, га-ка, да-та, мА-ба, ва-ка, на-ня.


Характер экспрессивной речи.
Цель: определить характер и особенности экспрессивной речи ребёнка.
Критерии оценки:
I уровень речевого развития. Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения. Ребенок произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукопродражания. Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов. Использует паралингвистические средства общения (выразительная мимика, жесты).
II уровень речевого развития. Пользуется ребёнок простой фразой. Фраза аграмматичная, структурно нарушенная. Активный словарь состоит из существительных, реже – глаголов, прилагательных. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена.
III уровень речевого развития. Ребёнок пользуется развёрнутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка. Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные.
Особенности речи.
Необходимо отметить склонность к эхолалии, наличие речевых штампов.

 Публикации для педагогов (СМИ) 

 

 

СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 4 ЛЕТ

 

Фамилия, имя, отчество ребенка____________________________________________

Дата рождения___________________________________________________________

Домашний адрес, телефон_________________________________________________

Откуда поступил_________________________________________________________

 

1.Исследование поведения и эмоциональной сферы

 

 

На начало учебного года

На конец учебного года

1.Особенности

коммуникативной сферы.

Сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет

негативизм.

Сразу вступает в контакт,

избирательно, проявляет негативизм

2.Адекватность

эмоциональных реакций.

 

 

3.Устойчивость

эмоциональных реакций.

Наличие импульсивности

или эмоциональная

стабильность

Наличие импульсивности или

эмоциональная стабильность

 

2.Исследование неречевых психических функций

 

2.1.Исследование слухового восприятия

 Название заданий

Выполнение на начало  года

Выполнение на конец  года

Восприятие и воспроизведение

ритма.

 

 

 

Дифференциация контрастного звучания двух игрушек (бубна – барабана, молоточка и дудочки, колокольчика и свистка, пищалки и погремушки)

 

 

 

 

2.2.Исследование зрительного восприятия

Название заданий

Выполнение на начало года

Выполнение на конец года

 

1.Различение цвета: подбери к

шапочкам соответствующие по цвету шарфики.

 

 

Красный, желтый ,синий, зеленый, белый, черный

 

Красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный

2.Восприятие формы: покажи геометрические фигуры и формы

Круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб

Круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб

 

 

 

2.3 Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно образного мышления.

Название заданий

Выполнение на начало года

Выполнение на конец года

 

1.Ориентировка в пространстве

Покажи предметы, которые находятся………

 

Вверху, внизу, впереди, сзади

 

Вверху, внизу, впереди, сзади

2.Ориентировка в схеме собственного тела: покажи…..

Правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу

Правую руку, левую руку,

правую ногу, левую ногу

3.Складывание картинок из частей (3г -из 2-3 частей, 4г- из 4 частей);

 

 

Складывание фигур из 4-х палочек «стульчик»  «кроватку» и из 5-ти палочек «лесенку», ориентируясь на образец.

 

 

 

            3.Исследование состояния моторной сферы

 

3.1. Состояние общей моторики

Название заданий

Выполнение на начало года

Выполнение на конец года

 

1.Попрыгать на двух ногах

- прыгнуть в длину с места;

- потопать ногами  и похлопать руками одновременно;

- бросить мяч и поймать мяч.

 

 

Объем выполнения движений,

темп, активность, координация движений

 

Объем выполнения движений,

темп, активность, координация движений

 

3.2 Состояние ручной моторики

Название заданий

Выполнение на начало года

Выполнение на конец года

3. Навыки работы с карандашом:

- умение держать карандаш;

- рисовать горизонтальные линии;

- вертикальные линии;

- круги.

 

 

 

 

3.3. Состояние артикуляционной моторики

Название заданий

Выполнение на начало года

Выполнение на конец года

 

1.Движения нижней челюсти:

- открой и закрой рот.

 

Наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка

 

 

2.Движения губ:

«улыбка-трубочка»

 

 

3.Движения языка:  «лопатка – жало – качели-маятник».

 

 

4.Движения мягкого неба:

- широко открыть рот и зевнуть.

 

 

 

3.4.Состояние мимической мускулатуры

Название заданий

Выполнение на начало года

Выполнение на конец года

1.Наличие или отсутствие

сглаженности носогубных складок

 

 

2.- закрыть правый глаз, левый глаз;

- поднять брови, нахмурить брови;

- надуть щеки, втянуть щеки;

- наморщить нос.

Наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок.

 

 

3.5. Анатомическое строение артикуляционного аппарата

1.Губы ( толстые, тонкие, расщелина, шрамы )_____________________________________________

2.Зубы ( редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)_______________________________________________________________________________

3.Прикус ( прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)________________________________________________________________________

4.Твердое небо ( высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная расщелина)___________________________________________________________________________

5.Язык ( массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка)

_____________________________________________________________________________________

6.Подъязычная связка ( короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)_________________________________________________________________

 

    4.Исследование состояния импрессивной речи.

4.1.Пассивный словарь

Название заданий

Выполнение на начало года

Выполнение на конец года

1.Показать на картинках

отдельные предметы, части

предметов и объектов.

 

 

2.Покажи  несколько предметов или объектов к понятиям:

 

Игрушки:

Одежда:

Обувь:

Посуда:

Игрушки:

Одежда:

Обувь:

Посуда:

3.Покажи по картинкам, где….

Девочка сидит, стоит, лежит, идет;

Мальчик ест, пьет, читает, рисует.

Девочка сидит, стоит, лежит,

идет.

Мальчик ест, пьет, читает, рисует

 

4.Покажи по картинкам, где..

Большая чашка, маленькая чашка:

Красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар;

Сладкая конфета, кислый лимон;

Круглый торт, квадратный торт

Большая чашка, маленькая чашка;

Красный шар, синий шар,

желтый шар, зеленый шар;

Сладкая конфета, кислый

лимон;

Круглый торт, квадратный торт

 

                      4.2.    Понимание различных форм словоизменения.

Название заданий

Выполнение на начало года

Выполнение на конец года

1.Дифференциация ед. и мн числа сущ-х  по картинкам: покажи, где…..

Дом-дома, кот-коты, шар-шары, гриб-грибы, кукла-куклы, груша-груши, яблоко-яблоки,  ведро-ведра, стул-стулья

Дом-дома, кот-коты, кукла-куклы, груша-груши, ведро-ведра.

 

 

 

2.Понимание предложно-

падежных конструкций с предлогами, покажи,  где…

В

На

у

В

На

У

3.Понимание уменьшительно-ласкательных суффик. сущ-х:

покажи,  где…..

Стол-столик, машина-машинка

Ведро-ведерочко

Стол-столик, машинка-машинка, ведро-ведерочко

4.Дифференциация форм ед. и мн. числа глаголов: покажи...

Кошка сидит- кошки сидят

Слон идет- слоны идут

Кошка сидит – кошки сидят

Слон идет – слоны идут

5.Дифференциация глаголов с различными приставками: покажи, где …

Девочка наливает воду в чашку

Выливает воду из чашки

Поливает цветы из лейки

Девочка наливает воду в чашку

Выливает воду из чашки

Поливает цветы из лейки

4.3.Понимание отдельных предложений и связной речи

Название заданий

Выполнение на начало года

Выполнение на начало года

 

1.Понимание предложений: покажи, где

 

Мальчик поздравляет девочку.

Девочка поздравляет мальчика

 

Мальчик поздравляет девочку.

Девочка поздравляет мальчика

 

2.Понимание текста: чтение сказки « Репка».

 

 

 

 

 

4.4.Состояние фонематического восприятия.

Название заданий

Выполнение на начало года

Выполнение на конец года

1.Дифференциация оппозиции-

оных звуков, не смешиваемых в произношении, покажи, где

 

Кот-кит, дом-дым, уточка-удочка, миска-киска

 

Кот-кит, дом-дым, уточка-удочка, миска- киска

 

 

2.Дифференциация оппозиции-

оных звуков, смешиваемых в произношении, покажи, где

Коса-коза, мишка-миска, кочка-кошка, малина-Марина

Коса-коза, мишка-миска, кочка-кошка, малина-Марина

 

 

 

 

Исследование состояния импрессивной речи.  Характер импрессивной  речи.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.Исследование состояния экспрессивной речи

 

5.1.Активный словарь

Название  заданий

Выполнение на начало года

Выполнение на конец года

Имена существительные

1.назвать по5 имен сущ-х   по

темам:

Игрушки:

 

Посуда:

 

Одежда:

 

Обувь:

Игрушки:

 

Посуда:

 

Одежда:

 

Обувь:

 

2.Назвать части тела и части  предметов по картинкам:

Человек:

 

Стул:

 

Машина:

Человек:

 

Стул:

 

Машина:

 

3.Назвать одним словом пред-
меты, объекты по картинке:

Мяч, кукла, машинка -
рубашка, платье, шорты-
тапки, туфли, ботинки -

Мяч, кукла, машинка -
рубашка, платье, шорты –

Тапки, туфли, ботинки-

 

 Глаголы

1.Ответить на вопросы по картинкам.

 

Что делает мальчик?

Что делает девочка?

Что делают дети?

Что делает птица?

Что делают рыбки?

Что делают машины?

 

Что делает девочка?

Что делает мальчик?

Что делают дети?

Что делает птица?

Что делают рыбки?

Что делают машины?

Имена прилагательные

1.Назвать предъявленные цвета

 

Красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный

Красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный.

 

 

2.Назвать форму по картинке
какой?

 

Мяч (какой?)-

Платок (какой?)-

Мяч (какой?) –

Платок (какой?)-

 

 

5.2.Состояние грамматического строя речи

Название заданий

Выполнение на начало года

Выполнение на конец года

1.Употребление сущ-х в

именительном падеже единственного и множественного числа.

Стол-столы

Кот-

Дом-

Кукла-

Рука-

Окно-

Стол-столы

Кот-

Дом-

Кукла-

Рука-

Окно-

 

2.Употребление имен сущ-х в косвенных падежах.

Что есть у мальчика?

Чего нет у мальчика?

Кому дает мяч?

Что ты видишь на картинке?

Чем рисует девочка?

О ком думает кошка?

 

Что есть у мальчика?

Чего нет у мальчика?

Кому дает мяч?

Что видишь на картинке?

Чем рисует девочка7

О ком думает кошка?

3.Согласование прилагательных с существительными ед. числа по картинкам

Мяч (какой?) -

 

Шапка (какая?)

 

Ведро (какое?)

 

 

Мяч (какой?)-

 

Шапка (какая?)-

 

Ведро (какое?)-

 

4.Употребление числительных 2 и 5 с существительными

по картинкам

Сколько?

Кот-

Машина-

Сколько?

Кот-

Машина-

5.Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами по картинкам

Скажи ласково:

Стол-

Чашка-

Сумка-

Ведро-

 

Стол-

Чашка-

Сумка-

Ведро-

 

6.Образование названий детенышей животных.

У кого кто?

У кошки-

У лисы –

У утки-

У слонихи-

     У кого кто?

У кошки-
у лисы-
у утки-

У слонихи-

7.Употребление предложно-падежных конструкций по картинкам.

Где стоит ваза

Где лежат фрукты?

У кого мячик?

Где стоит ваза?

Где лежат фрукты?

У кого мяч?

 

5.3.Состояние связной речи

Название задания

Выполнение на начало года

Выполнение на конец года

 

1.Пересказ текста

            Котенок

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила

котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

 

 

 

 

 

5.4.Исследование фонетической стороны речи

Название задания

Выполнение на начало года

Выполнение на конец года

 

1.Звукопроизношение

 

Гласные звуки______________

___________________________

Согласные звуки____________

___________________________

___________________________

 

 

Гласные звуки______________

___________________________

Согласные звуки____________

___________________________

___________________________

 

2.Звукослоговая структура слов: повтори за мной

Кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька

 

Кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька.

5.5.Состояние фонематического восприятия.

Название задания

Выполнение на начало года

Выполнение на конец года

1.Повторение слогов с

оппозиционными звуками.

       Повтори за мной

Ба-па-                       па-ба-

Га-ка-                       ка-га

Да-та-                       та-да

Ма-ба                       ба-ма

Ва-ка                        кА-ва

Ня-на                        на-ня

        Повтори за мной

Ба-па                     па-ба

Га-ка                     ка-га

Да-та                     та-да

Ма-ба                   ба-ма

Ва-ка                     ка-ва

Ня-на                    на-ня

 

 

Исследование состояния экспрессивной речи

Характер экспрессивной речи  _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Дата_______________                            Учитель-логопед____________________