foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:Хусаинова Айнура Хисемовна
педагог-психолог
МБОУ «Байбекская СОШ имени Абая Кунанбаева»
Астраханская область
Красноярский район
с. Байбек

 

 

 

Тренинг коррекции агрессивного поведения
у учащихся 9 – 11 классов
Тема: «Агрессию – под контроль!»


Педагог-психолог:
Хусаинова Айнура Хисемовна

 

 

 

 

 

 

 

с. Байбек 2019г

Материалы: Мягкий мяч, фломастеры, листы А4, мешочек с приёмами.

Цель тренинга :
- предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения;
- формирование чувства импатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих;
- обучение «ненаправленным» способам преодоления собственных отрицательных эмоций, состояний и приёмам регуляций психического равновесия.

«Правила нашего тренинга»

Ребята, для того, чтобы всем было комфортно, необходимо выработать и принять правила.

1. Выражать свое мнение, начинать речь словом «я» - я считаю, я чувствую, я думаю;
2. Внимательно слушать, когда говорят другие
3. Уважать чужое мнение
4. Говорить по одному
5. Нельзя перебивать, Шуметь, когда кто-то говорит
6. Оценивать других, Критиковать
7. Рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами тренинга


I) Вводная беседа.

Хочу сделать вам комплимент : у вас очень добрые и удивительно красивые лица. На них не отражается ни плохого настроения, не обнаруживаются грубые черты лица. Из этого не трудно сделать вывод, что вы никогда не злитесь, не обижаетесь.
Или все-таки бывает иногда чувство обиды, досады? Случается попасть в неприятные ситуации?
- Бывало.
- А можете припомнить, что вы чувствовали тогда?
- Внутри все кипит; кулаки сжимаются так, что белеют костяшки пальцев; зубы стиснуты; вот когда искажается лицо.
- Да, именно так наше тело предупреждает нас о беде, имя которой агрессия.
Агрессивный человек – это человек, которому нужна помощь! Хотя физически он в полном порядке, но душевно он нуждается в помощи. В его душе нет ничего доброго и хорошего, а значит личность его не будет развиваться. Он живет в постоянном конфликте с окружающим миром и людьми.
А вы хотите узнать как бороться с собственной агрессией, как не дать ей победить вас?
Расположитесь удобнее на ваших стульях.
Возьмитесь за руки, расслабьтесь, закройте глаза, сделайте медленный вдох и медленный выдох.
Не открывая глаз представьте соседа сидящего слева от вас.
Почувствуйте тепло его ладони
Слегка нежно пожмите его руку, как-бы здороваясь с ним.
Попытайтесь определить и почувствовать его состояние, настроение, мысли, что происходит у него в душе.
Если вы чувствуете у него грусть, печаль поделитесь с ним частицей своей радости.
Если чувствуете его усталость поделитесь своей энергией.
Дайте понять ему что он не один.
Дайте понять что вы его друг.
Ещё раз нежно и ласково сожмите ему руку.
Медленно не торопясь откройте глаза

Упр1. «Комплимент“.
Сегодня мы начинаем занятие с комплиментов друг другу. Что такое комплимент? Доводилось ли вам делать комплименты? Кому они чаще всего были адресованы?
Сейчас посмотрите на своего соседа, сидящего слева от вас. Подумайте, что вам нравится в этом человеке (какие черты характера, умения особенности).
А теперь по очереди будем говорить комплименты сидящим слева, начиная фразу словами: “ Мне очень нравится в тебе …”
Обсуждение: Какие качества или умения назывались чаще? Кому было трудно сделать соседу комплимент? С чем это связано, по-вашему? Что чувствовали участники, когда слышали в свой адрес комплименты? Стоит ли говорить друг другу комплименты, приятные слова, хвалить друг друга?

Упр2. «Самопрезентация»
Порой люди конфликтуют между собой, хотя совсем друг друга не знают. А ведь многие вещи объединяют людей.
1. Имя;
2. Возраст;
3. Любимый цвет;
4. Любимое блюдо;.
5. Любимое животное;
6. Мои увлечения;
7. Моя мечта;
8. Мне нравиться в себе;
9. Кем я буду в будущем.

Обсуждение с детьми. Узнали ли вы то, чего раньше не знали? Есть ли у вас сходства в интересах? Заинтересовались ли вы друг другом?

Упр 3. Притча «Как не обижаться на оскорбления…? Совет мудреца»
Один человек стал публично оскорблять одного мудреца:
-Ты безбожник! Ты пьяница! Чуть ли не вор!
В ответ на это мудрец лишь улыбнулся.
Наблюдавший эту сцену разодетый юноша в шёлковых шароварах спросил мудреца:
- Как ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе необидно?
Мудрец опять улыбнулся и сказал:
Идём со мной.
Юноша последовал за ним в запыленный чулан. Мудрец зажёг лучину и стал рыться в сундуке, в котором нашёл совершенно никчёмный дырявый халат. Бросил его юноше и сказал:
Примерь, это тебе под стать.
Юноша поймал халат, осмотрел его и возмутился:
-Зачем мне эти грязные обноски? Я вроде прилично одет, а вот ты, наверное спятил! – и бросил халат обратно.
- Вот видишь,- сказал мудрец, ты не захотел примерять лохмотья. Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек.
Не стоит обижаться на оскорбления – это, то же самое, что и примерять лохмотья которые вам швыряют.

Обсуждение с детьми. О чём притча? Чему учит притча?

Упр 4. Способы снятия агрессивного состояния.

По очереди дети вытягивают из мешочка приёмы и способы снятия агрессивного состояния, и пытаются их попробовать продемонстрировать.

Обсуждение с детьми. Скажите, трудно ли противостоять агрессии? Получиться ли сразу использовать данные умения и способы противостоять агрессии? Правильно, нужно учиться контролировать себя!

Упр 5.
В круг поочередно вызываются взрослые и дети, которые должны сыг¬рать роль плачущего человека. Тренер считает: «1,2,3 — слезам и горю по-моги!» Тот человек, на которого пал выбор, должен утешить плачущего и помочь ему справиться со слезами. Время выполнения задания — 10 минут.

Обсуждение группы: Трудно ли было успокаивать, плачущего человека? Всегда ли вы ставите себя на место другого? А кто слышал о таком слове как « ИМПАТИЯ»?


Упражнение на Мышечное расслабление: Вдох – пауза 5 сек(напряжение) –медленный выдох (расслабление)

Упр 6.
Участникам группы предлагается продолжить следующие фразы:
«Я не люблю когда...» и «Я люблю, когда...». Время выполнения задания — 5 минут.

Обсуждение группы

Упр 7.
Членам группы предлагается продолжить следующие фразы: Мне радостно, когда... Мне грустно, когда... Время выполнения задания — 6—7 минут.

Упр 8. «Просьба»
Спросить у участников, когда они просили кого-то о чем-то, то какие возникали при этом сложности, почему?
Задание. Выбрать партнера и попросить его одолжить что-нибудь на время. Кто наберет больше предметов?
При обсуждении спросить наиболее успешных игроков, как им это удалось, попросит продемонстрировать. Обратить внимание группы на использование комплиментов, оригинальность, находчивость и т.д. Спросить, как участники оценивают собственную общительность, открыли ли они для себя что-то новое?


Упр 9 «Доброе животное».
Представьте, что вся наша группа превратилась в одно большое животное. Давайте послушаем, как оно дышит. Вдох – шаг вперед, выдох – шаг назад. Животное дышит ровно и спокойно. А теперь послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Очень важно делать все одновременно.
Обсуждение
• Понравилось ли вам животное?
• Хотелось ли нарушить правила игры?
• Можно ли сказать, что все поддерживали друг друга?

Упр 10 «Шаг навстречу»
Ведущий приглашает двух участников (желательно друзей) выйти к классной доске и стать лицом друг к другу. Задание: нужно сделать шаг навстречу другу и сказать ему что-либо приятное. Очередной шаг делает второй участник и т.д.
Обсуждение
• Легко ли было произносить вслух комплименты?
• Что приятнее – произносить комплименты или слушать их?

 Публикации для педагогов (СМИ) 
. “Релаксационный комплекс”.
Сядьте удобно. Закройте глаза и представьте, что у вас в левой руке – лимон. Выжмите сок из этого лимона, очень сильно сожмите его, почувствуйте напряжение в пальцах, запястье, в руке. Медленно бросьте остатки лимона. Другой лимон возьмите в правую руку. Выжмите из него как можно больше сока. Теперь опять левой рукой. Опять правой. Теперь в обеих руках по лимону. Будет много лимонного сока.
Представьте, что вы пушистый и ленивый кот. Вы только что проснулись и надо потянуться (руки вперед, вверх, высоко-высоко, назад), быстро бросьте их в низ. Вам приятно, тепло, уютно. Вы лежите на солнышке.
Сейчас – вы черепаха, лежите возле пруда, нежитесь. Вдруг появилась опасность. Вы втягиваете голову в плечи, плечи поднимаете до ушей, голову опускаете. Опасность миновала, вы расслабились. Это приятно – тебе ничего и ничто не угрожает.
У вас во рту крепкая жвачка, ее невозможно разгрызть. Вы стараетесь разжевать ее, плотно сжимая зубы. Вот и жвачка размякла, стала легкой и приятной, просто воздушной. Вы начинаете понимать, что нужно сделать, чтобы расслабиться. Думайте о хорошем, приятном. Мысли больше не суетятся в вашей голове. Но тут прилетела муха и уселась прямо на ваш нос. Избавьтесь от нее без использования рук. Подтяните нос кверху. Напрягите все лицо. Муха улетела. Теперь расслабьте лицо.

Заключительная притча
Когда-то давно, старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на 2-х волков.
Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию.
Другой волк представляет собой добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- а какой волк в конце побеждает?
Стары индеец улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь

Я хочу, чтобы вы не забывали эту притчу, и задумались, кого же кормите вы внутри своего сердца?

Завершение «Пожелать что-нибудь доброе всему классу!» по кругу.