foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

Расстригина Наталия Геннадьевна

Музыкальный руководитель
МБДОУ «ЦРР – детский сад №134»
г.Чебоксары


Музыкальное развитие детей младшего дошкольного возраста
Аннотация:
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Для формирования основ музыкальной культуры детей эффективно применение гибкой, вариативной структуры занятий различных видов, а так же других форм приобщения ребенка к музыке в семье и повседневной жизни детского сада. Они объединяют различные виды музыкальной и художественной деятельности при ведущей роли игры, сказки способствуют эмоциональной увлеченности детей музыкой и осознанному её восприятию, проявлению образного мышления и воображения, творческой активности, музыкально-эстетического сознания (эстетических эмоций, интереса к музыке, основ вкуса, идеальных представлений о красоте).
Очень важно, чтобы музыка звучала и в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки.
Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей.
Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Систематическое слушание музыки помогает детям лучше понимать и любить её. Из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания: мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре или в живописи, лишена она и конкретности, как в литературе.
Основными приемами обучения пению является: показ с пояснениями, объяснения без показа, игровые приемы (делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях), вопросы (активизируют мышление и речь детей), оценка качества детского исполнения песни (неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки; надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно).
Цель: Учить различать средства музыкальной выразительности: характер (плавный или отрывистый), ритм (равномерный или заостренный), акценты.
В данном занятии решались следующие задачи художественно – эстетического развития: Дать представления об изобразительных возможностях музыки; развивать умение сравнивать произведения с одинаковым названием, различая оттенки настроений, характер (зайчик смелый, трусливый, веселый); учить передавать в танцевальных, образных движениях, пантомиме характерные черты персонажей, изображаемых в музыке; развивать творчество в музыкально-ритмических движениях; развивать образную речь, умение находить слова, характеризующие тот или иной персонаж, опираясь на различие средств музыкальной выразительности, интонации.
Ключевые слова: музыкально-эстетическое сознание, эмоциональная сфера, слушание музыки, пение, веселая, игривая, ласковая, плавная

Ход занятия
Муз. рук.: Сегодня к нам в гости пришел зайчик. Это не просто зайчик, а зайчик – Пушистик. Поздоровайтесь с ним.
Воспитатель с игрушкой- Зайчиком в руках подходит к каждому ребенку. Происходит обследование игрушки с помощью анализаторов (Органы осязания, обоняния, зрения и слуха)
Муз. рук.: Расскажите мне, какой он.
Дети: зайчик серенький с белыми ушками, пушистый, мягкий, тёплый, маленький.
Муз. рук.: Послушайте песню композитора М. Старокадомского, которая называется «Зайчик». (Исполняет песню). Какая она по характеру?
Дети: Веселая, игривая
Муз. рук.: Да, песня бойкая, игривая. Какой зайчик в этой песне?
Дети: добрый, весёлый, забавный, игривый.
Муз. рук.: А теперь послушайте песню «Зайчик» А. Лядова (Исполняет песню). Какая по настроению песня?
Дети: Ласковая, плавная.
Муз. рук.: Заинька в этой песне пугливый, робкий. Музыка грустная печальная, жалобная.
Муз. рук.: А что зайчик может делать?
Дети: Зайчик прыгает, веселится, дрожит, шевелит ушками, ест…
Муз. рук.: Поиграем с зайчиком? Тогда становитесь на полянку.
Вместе поют и имитируют движения «Заинька пушистый» Е.А. Гомонова
Скачет зайчик ловко, (дети подпрыгивают)
На тебе морковку! (руки протягивают вперед)
Дай погладить ушки (показывают длинные ушки)
На твоей макушке!
Покажи свой носик, (показывают нос)
покажи свой хвостик! (показывают хвостик)
Заинька пушистый, (поглаживают плечи)
С нами подружись ты!
Муз. рук.: Молодцы ребята, весело пели и танцевали, зайчику очень понравилось. Давайте зайчику расскажем, что во всех песнях есть вступление и заключение, которые передают разный их характер. Приготовьте свои ручки, хлопком мы отметим, когда услышим изменение характера музыки. (Исполняется песня целиком)
Муз. рук.: Молодцы, вы верно заметили. Мы разграничили вступление, средняя часть и заключение. Песня состоит из 3-х частей.
А зайчик наш загрустил, видимо он устал, мы с ним попрощаемся, до следующей встречи.
Распевка: до-сви-да-ния За-и-нька.
Список литературы:
1. Радынова О.П., Музыка о животных и птицах, 2-е издание, перераб. – М.:ТЦ Сфера. 2016. – 128с.
2. Гомонова Е.А., Секреты музыкального воспитания дошкольников: музыкальный сборник. – 2-у изд. – М.:2016
3. Замятина Т.А., Стрепетова Л.В.- Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие - 2-у изд. – М. «Планета»:2013
4. Метлов Н.А., Музыка - детям

 Публикации для педагогов (СМИ)