foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

Выполнили:

ученики 6 «Б» класса 
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Аглиулина Земфира Фидаиловна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17 С УИОП

Исследовательская работа
«Если бы я был учителем в «школе будущего»…
Активные методы обучения- вымысел или реальность?»
Выполнили: ученики 6 «Б» класса
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Аглиулина Земфира Фидаиловна

ЩЕЛКОВО-2018г.

Содержание
Введение………………………………………………………………………….3

I.Основная часть. Описание активных методов обучения…………..…....5
II. Активные методы представления новой информации…………………6
III.Активные методы закрепления изученного……………………………..9
IV.Активные методы релаксации……………………………………….….. 11
V. Активные методы подведения итогов урока…………………………....13
VI. Активные методы при выполнении домашнего задания……………14
Заключение…………………………………………………………………..…15
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..16
ВВЕДЕНИЕ
1 сентября 2017 года на открытом уроке для всех школьников страны Президент РФ Владимир Владимирович Путин отметил, что Россия надеется на активное участие юных граждан в жизни нашего народа, и предложил ребятам написать сочинение о том, какой они видят свою Родину на рубеже 2040-2050гг. Неслучайно Президент дал такое задание именно школьникам, ведь дети свободны от предрассудков и способны фантазировать, нешаблонно и позитивно мыслить. В интернете появился конкурс «Россия, устремленная в будущее». В нем участвовали 2500 тысячи детей. Все они написали, как видят развитие нашего государства. Дети писали о возможностях передвигаться вне времени и вне пространства, об общем межгалактическом языке, о высоком уровне культуры наших соотечественников и всех людей планеты.
Школьники нашей школы (13 учащихся) с удовольствием приняли участие в конкурсе: 6 учащихся стали победителями и призерами муниципального этапа и 1-всероссийского. На уроке мы слушали сочинения ребят из нашей школы, они сформировали образ будущего России, состоящего из 4 граней-важных тем, которые ребята подняли в своих работах: человек будущего, здоровье, экология, образование. Я написала сочинение об «идеальном человеке» будущего, а работа моей одноклассницы была посвящена «школе будущего». Лена верит, что в будущем школа превратится в «волшебный дом радости, счастья и сотрудничества детей и взрослых».
Меня настолько «зацепила» эта тема, что я тоже задумалась, какой бы я хотела видеть школу будущего-так зародилась идея этого проекта. Я решила пофантазировать и представить, что было бы если бы я была учителем в «школе будущего». Поразмыслив, я поняла, что в «школе будущего» дети больше играют или исследуют, чем учатся. Игра, наряду с трудом и обучением, -один из основных видов деятельности человека, она позволяет подняться до «потолка» своих возможностей.
Я прочитала, что методика обучения какому-либо предмету решает четыре задачи: первая -"зачем изучать", т.е. определение целей и задач; вторая - "чему учить", т.е. определение содержания обучения; обоснование и составление программы,. Третья задача - "как учить": разработка методов и приемов обучения. Четвертая - "как контролировать усвоенное", т.е. определение критериев оценки.
Для того, чтобы не растекаться «мыслью по древу» я выбрала третью задачу «как учить» в «школе будущего». Активные методы обучения-это методы обучения которые стимулируют мотивацию и познавательную активность детей.

Итак, цель исследования: изучение активных методов обучения русскому языку и литературе, систематизация их и апробация их на практике.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном языке отсутствует сколько-нибудь полное и системное описание активных методов обучения.
Областью исследования являются: активные методы обучения литературе в средней школе.
Гипотеза: активные методы обучения необходимы не столько как средство мотивации учащихся-это необходимость в школе сегодняшней и «школе будущего».

Задачи:
1. Изучить состояние особенностей активных методов как одной из форм работы на уроках
2. Выявить педагогические условия эффективной организации нетрадиционных форм работы на уроках литературы.
3. Показать степень эффективности нетрадиционных форм работы на уроках литературы в средней школе.
4. Проверить гипотезу опытно-экспериментальным путем.

Ожидаемый результат

1. Изучение состояния активных методов как одной из форм работы на уроке в научной литературе.
2. Выявление педагогических условий эффективной организации нетрадиционных форм закрепления изученного материла на уроках литературы.
3. Определение степени эффективности нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках литературы в средней школе.
4. Обоснование значимости активных методов как формы закрепления изученного материала на уроках русского языка.
Объект – процесс применения активных методов обучения на уроках литературы.
Предмет – каковы особенности и условия применения активных методов на уроках литературы
Формы работы: анкетирование, урок-путешествие, исследование, апробация

 


I.Основная часть. Описание активных методов обучения.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% из того, что читает, 20% из того, что слышит, 30% из того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблемы. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов он усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены американскими и российскими исследователями.
Процесс возрастания объема информации и объема знаний в информационном обществе стремителен и бесконечен, чтобы обеспечить конкурентоспособность специалистов, экономики, страны необходимо непрерывно осваивать новые знания и умения.
Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что нет общепринятого определения активных методов.
После изучения литературы по данному вопросу выделю основные формы работы, повышающие уровень активности обучения:
-применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок-деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрированный урок и др.)
-использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой, комбинированные занятия, проектные занятия, творческие мастерские)
-использование игровых форм
-диалогическое взаимодействие
-проблемно-задачный подход
-использование различных форм работы (групповые, парные, индивидуальные, фронтальные)
-интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий)
--использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.)
-различные формы домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные)


II. Активные методы представления новой информации:
1.Метод «Инфо-угадайка»
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры
Проведение. Педагог называет тему урока. На доске ватман, в центре название темы. Пространство листа разделено на секторы, прономурованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1 педагог вписывает название раздела темы , о котором говорит. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно далее пойдет речь в докладе. Затем в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела.
Таким образом, наглядно, в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются.
К конце презентации педагог задает вопрос, действительно ли были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли ну помянутых аспектов темы. Возможно краткое обсуждение по теме. Этот метод позволяет учащимся следить за аргументацией педагога и видеть актуальный аспект темы.
2.Метод «Мозговой штурм».
На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные. Но пока не запвпсиывают в секторы олненные. Ученикам предлагается обдумать о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему пониманию материала. После презентации при наличии вопросов у детей педагог дает ответы на них.
3.Метод «Кластер»
Цель: концентрация внимания участников, структурирование информации
Материал: цветные карточки, фломастеры, скотч. Учитель в ходе диспута записывает (четко и печатными буквами) основные мысли на заранее приготовленных цветных карточках и приклеивает их на доску. Таким образом учащиеся могут визуально следить за ходом его мыслей. К концу урока на доске получается краткий конспект урока.
II Рассмотрим активные методы самостоятельной работы над темой
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как можно это сделать?
4.Метод «Визитные карточки»
Цель: первое обсуждение темы
Группы: пары
Время:15 минут
Материал: 3-6 чистых карточек на каждого учащегося
Проведение: Каждый участник получает по 3-6 карточек. На одной стороне каждой карточки он пишет свое имя. Учитель пишет на большом листе 3-6 вопросов. Например, Когда я впервые столкнулся с данным автором? Какие особенности рассказа произвели на меня большее впечатление?
Учащиеся пишут ответы на вопросы на чистых сторонах карточек. Затем обмениваются с соседом по парте и кратко сообщают друг другу ответ на вопрос.
5.Метод «Картинная галерея»
Цель: обсуждение темы
Время:15 минут
Материал: листы с заданиями
Проведение:
Учитель предлагает на некоторое время стать художниками, но вместо кисточек и красок предлагает пазлы, из которых будет нужно собрать картину. При этом оговаривает. Что некоторые пазлы лишние, и для того, чтобы собрать картину, необходимо выполнить задания (раздает листы с заданиями). Ответы написаны на обратной стороне пазла. Как только работа заканчивается, группы представляют свои результаты. Образуется своеобразная выставка картин-работ.
6.Метод «Баба-Яга».
Цель: отработка групповой работы
Группы: 3 группы по 5 человек
Время: 15 минут
Материал: каждая группа получает плакат с изображением Бабы Яги (или любого героев сказки, рассказа или повести), карточки, фломастеры.
Проведение: учитель рассказывает о Бабе Яге, что в переводе с древнерусского «ягать» значит ругаться, что изображается она в виде лохматой, плохо одетой женщины и задает вопрос «Как вы думаете, всегда ли Баба Яга была такой, если нет, то как она дошла до такой жизни?» и предлагает каждой группе написать действия, которые способствуют превращению в Бабу-Ягу , а на другой-выходу из этого состояния. Затем предлагается исправить портрет героини на основе рекомендаций. После этого подводится итог-выбирается самая красивая Баба Яга.
7.Метод «Скульптурная композиция»
Цель: пластичное самовыражение
Группы: по 5-6 человек
Время: 20-30 мин.
Проведение: Учащиеся разбиваются на малые группы. По заданной учителем ключевой фразе из текста участники создают живую картину-статую (многофигурную композицию)
Все группы поочередно выполняю это задание. Пока одна группа выполняет задание, остальные угадывают ее смысл. Метод хорош для эмоционального освоения различных сторон темы.
7.Метод «Светофор»
Цель: выражение мнения групп
Группы: все учащиеся
Время:30мин
Материал: подготовленные тезисы, по красной, желтой, зеленой карточке каждому участнику
Проведение: учащиеся садятся в круг. Каждый участник получает карточки. Учитель зачитывает тезис. Например «Благороден ли Архип?» (повесть «Дубровский»)Участники, согласные с тезисом, поднимают зеленую карточку. Несогласные-красную. Сомневающиеся-желтую. Если тезис требует обсуждения учитель просит обосновать реакцию. Желательно подготовить тезисы, к которым у участников игры несходное отношение.
III.Активные методы закрепления изученного
1. Метод: «Доска объявлений»
Цель: представить результаты обсуждения
Численность:8-10 человек
Время: 5 минут
Материал: доска или ватман, фломастеры
Проведение: после проведения группового обсуждения участники прикрепляют на доску результаты обсуждения, зафиксированные в краткой тезисной форме
Один из участников делает краткий анализ.
2. Метод «Древо мудрости»
Метод развивает критическое мышление: умение видеть проблему, пути ее решения, находить нужную информацию, сотрудничать, принимать мнение других, оценивать свою работу и работу своих товарищей.
Проведение: ребенок пишет записку, в которой задает вопрос по тексту учебника. Заворачиваем записку, крепим ее скрепкой к дереву.
В конце урока обучающиеся по очереди каждый подходят к дереву, «срывает» записку и как можно полно дома готовит ответ на вопрос.
Листочки разныфх цветов: желтые, зеленые, красные. Вопросы распределены по уровням сложности:
Желтые (уровень знания и понимания)
Зеленые (уровень анализа)
Красные (уровень оценки)
3. Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5-7 человек.
Численнть: весь класс
Время: 20-25 минут
Материал: листы большого формата), фломастеры
Проведение: учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Педагог просит каждую группу записать на листе основные моменты новой темы. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ответы. По команде группа переходит по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и при необходимости дополняют их. Исправлять записи нельзя.
4.Метод «Диаграмма»
Цель: наглядно представить результаты работы группы
Численность: в группе может быть от 8 до 10 человек
Время: 5-6 минут
Материал: большой лист ватмана, фломастеры
Проведение: после обсуждения вопросов в группе участники составляют диаграмму, где отражено отношение к обсуждаемым вопросам в процентном соотношении. Статистику можно отразить в виде круга, поделенного на секторы или столбцы. От группы один выступающий делает анализ результатов.

IV.Активные методы релаксации
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на учебном занятии. Релаксация-это расслабление мышц организма, сопровождающееся удалением нервного напряжения
Цель релаксации –снять умственное напряжение, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала
1.Метод «Ленивая кошечка»
Поднимите руки вверх, затям вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело.
Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!»
Также повторите упражнение несколько раз.
Эффект этих упражнений –в успокоении и избавлении от напряжения.

2.Метод «Стряхиваем воду с пальцев»
Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.
Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд)
Перед упражнением детям полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее почувствовать разницу в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

3.Метод «Лимон»
Опустите руку вниз и представьте сбе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.
Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.
Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.
Выполните это упражнение левой рукой. Выполнение упражнения с детьми может сопровождаться следующим стихотворением-инструкцией:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегла сжимаю-
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке-сок готов.
Я лимон бросаю-руку расслабляю.
4.Метод «Задуй свечу»
Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха. Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у».
Повторите упражнение 5-6 раз.
5.Метод «Снежинки»
Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный морозный день. Прикройте глаза, представьте сказочный лес, вам приятно, вы чувствуете, себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие снежинки. Ваши ручки легкие-легкие. Подул ветерок и вы полетели. Дети плавно поднимают и отпускают руки. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Вам спокойно. Но вот пришла пора возвращаться в комнату. Потянитесь, и на счет «три» откройте глаза и и улыбнитесь друг другу.


V. Активные методы подведения итогов урока.
1.Метод «ХИМС»
Цель: выяснить впечатление от урока
Время: 5 минут
Численность: весь класс
Материал: чистая бумага, фломастеры
Проведение:
Этот метод позволяет учителю выяснить впечатления от урока по вопросам, начальные буквы которых составляют не очень понятное название метода
-Хорошо
-Интересно
-Мешало
-Возьму с Собой
Каждый участник должен по возможности откровенно ответить на этот вопрос
2.Метод «Ваш новый компьютер»
Цель: подведение итогов урока
Время: 10 минут
Материал: лист ватмана на котором крупно нарисованы контуры монитора, процессора, клавиатуры и мышки (они все разного цвета по цвету бумажек). По 4 цвета липких бумажек по три каждого цвета на каждого участника. Фломастеры.
Проведение: каждому участнику раздаются по три липких бумажки каждого цвета. Просят участников написать, а потом наклеить на соответствующие контуры на большом листе. В таком порядке «Монитор»-что увидел нового на уроке, «клавиатура»-чему научился, «процессор»-что понял, «мышка»-эмоции. Все зачитывается.
3.Метод «Шкатулка наших успехов»
Цель: подведение итогов урока
Материал: вырезанный по контору и раскрашенный рисунок шкатулки каждому игроку, фломастеры
Процедура проведения: Думаю нам будет полезно обменяться впечатлениями об участии в уроке. Делать мы это будем следующим образом.Каждый из вас получил вот такую шкатулку (показывает) Как правило, в шкатулках люди хранят самые ценные, дорогие сердцу вещи.Давайте мы с вами поместим в шкатулку те знания и умения, которые мы приобрели на уроке. Используйте для этого фломастеры». На доске можно оформить выставку «Наши сокровища», с которой может познакомиться каждый участник. Уходя домой, ученики могут забрать свою шкатулку.

VI. Активные методы при выполнении домашнего задания.
1.Метод «Творческая мастерская»
Дети готовят к уроку рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут синквейны, подбирают пословицы. Каждое решение уникально, выразительно. Важно научиться дружно работать в паре, тройке, четверке, прислушиваться к мнению товарищей.
2.Метод «Впредмете»
Дети объединяются в группы и создают групповую работу: страницы писателей или героев в социальных сетях.
3.Метод «Соавторы»
Каждая группа сделает плакат с выжимкой из биографии и цитатами из ключевых произведений определенного писателя или поэта, другие группы смогут дорисовать или добавить интересные факты из биографии или портрет писателя. Метод позволит группам быть лаконичными и выразительными, доходчиво объяснять свою мысль.
4. Метод "Критики", "Поэты", "Поклонники таланта". Дать на подготовительном этапе группе "Поклонники таланта" опережающее домашнее задание (например, подготовить интересные факты из биографии поэтов), группа "Поэты" подготовит выразительное чтение стихов, а "Критики"- выдержки статей из критической литературы. К концу урока у каждого в тетради окажется вывод по теме, созданный «мозговым штурмом» трех групп.
Заключение.
Данные активные методы обучения не подсмотрены в глобальной сети интернет. Многие из них придуманы нами самостоятельно, также большую в подготовке теоретической части нам оказала книга А.П.Панфиловой «Инновационные педагогические технологии».
Апробируя данные методы на практике на протяжении II-III четверти в нашем классе, мы можем сделать вывод, что познавательная активность наших одноклассников увеличилась-это отражает процент качества знаний. Но увеличение познавательной активности не та гипотеза, которую мы хотели проверить. Мы сравнили результаты с I четвертью, мы проводили эксперимент и не использовали активные методы обучения.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что активные методы обучения-это не мотивация, а необходимость сегодняшнего и «завтрашнего дня», не вымысел, а реальность.
Хотелось бы отметить, что наша любимая школа-это уже сейчас «школа будущего» - «дом счастья, радости и сотрудничества детей и взрослых».
Цели нашего проекта достигнуты-мы систематизировали активные методы обучения и часть апробированных с помощью этих методов работ представили вашему вниманию в Приложении.
Считаем, что практическая значимость нашей работы не только в презентации активных методов обучения, поскольку общеизвестно, что «сколько хороших учителей-столько и хороших методов», а том, что талантливые дети нашей школы (а их очень много!) узнают о портале «Одаренные дети», который второй год подряд получает Грант Президента и помогает реализовать себя каждому одаренному ребенку.
Спасибо, руководителю портала-Марине Волынкиной за вдохновение и нашему руководителю-Земфире Фидаиловне за помощь в его апробации.
Спасибо уважаемому жюри за внимание!!!


ПРИЛОЖЕНИЕ.

В начале нашего эксперимента были проведены опросные методы.


Примерные вопросы, которые предлагались для анкетирования детей:
1. Нравятся ли вам уроки русского языка?
2. Входит ли урок русского языка в число любимых предметов?
3. Сколько уроков русского языка вам запомнилось?
4. Чем вам понравились эти уроки?
5. Хотели бы вы, чтобы уроки проходили в форме игры?
С целью выявления уровня подготовки детей был проведен констатирующий эксперимент в виде теста, включающие обобщающие вопросы по изученным темам.

Публикации для педагогов (СМИ)