Муниципальное Дошкольное Образовательное Бюджетное Учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №125»
Подготовил: педагог-психолог
высшей квал.категории
Юртыева Наталья Сергеевна
Оренбург, 2019
Цель: Коррекция страхов у детей и формирование навыков небоязни трудностей как компонента психологической готовности к школе.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать личностно- смысловую сферу детей (отношение к действительности, переживание, взаимопомощь);
- Развивать потребности в общении;
- Развивать психологические процессы: аналитическое мышление, внимание, память;
- Развивать мелкую моторику, произвольности своего поведения;
- Закреплять умения ориентироваться в пространстве;
Обучающие:
- Обучать приемам расслабления, борьбы с страхами;
- Формировать навыки самоконтроля, саморегуляции;
- Учить действовать сообща, сплотить детский коллектив через оказание помощи Страхоеду;
Воспитательные:
- Закреплять чувство единства, умение действовать согласованно;
- Закреплять способы установления взаимоотношений;
- Способствовать снятию мышечного и психического напряжения;
- Формировать адекватную самооценку, повышать уверенность в себе;
Методические приемы:
Педагогические:
Словесный
Наглядный
Игровой
Проблемно-поисковый
Практический
Сюрпризный момент
Психотерапевтические:
Психогимнастика
Визуальный и тактильный контакт
Игротерапия
Сказкотерапия
Специальные методы и приемы:
Релаксационное упражнение «Цветочная поляна», упражнение « Избавление от страха».
Возраст участников: 6-7 лет
Виды детской деятельности:
Игровая
Коммуникативная
Художественно-эстетическая
Продуктивная деятельность
Двигательная
Мотивация:
Помощь Страхоеду через преодоление трудностей и страхов.
Планируемые результаты:
Личностные:
- умеют действовать самостоятельно,
-повышается чувство уверенности в себе, снижается уровень тревожности,
- стремятся достигнуть положительного результата в разных видах деятельности,
Интеллектуальные:
- умеют решать поставленные задачи,
- пользуются своими знаниями для решения проблемных ситуаций,
- умеют высказывать свои суждения,
- проявляют инициативность, любознательность в разных видах деятельности,
- проявляют интерес к действиям взрослого и сверстника,
- знают о способах борьбы со страхом.
Коммуникативные:
- умеют взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
- умеют выражать и делиться своими чувствами и мыслями,
- умеют действовать по словесным указаниям взрослого,
Физические качества:
- точно выполняют мелкомоторные движения,
- проявляют ловкость, быстроту, самоконтроль в процессе игр,
- произвольно управляют своими эмоциями,
- показывают выносливость, способность начатое довести до конца(продуктивная деятельность)
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие,
Познавательное развитие,
Речевое развитие,
Художественно-эстетическое развитие,
Физическое развитие.
План корреционного занятия:
Вводная часть:
Психологический настрой
Ритуал приветствия
Повышение самооценки
Инсценирование проблемной ситуации(рассказ)
Создание мотива деятельности детей
Определение цели
Основная часть:
Совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия:
Вхождение в сказку
Снятие мышечного напряжения игра «Паровоз»,
Упражнение «Зеркала»
Релаксационное упражнение «Цветочная поляна»
Тематическое рисование « Избавление от страха»
Закрепление тематическое изготовление куклы «Ангела-хранителя»
Дыхательная гимнастика « Ветер, ветер, ветерок»
Заключительная часть:
Рефлексия
Достижение поставленной цели
Ритуал прощания
Длительность занятия 30 минут.
Ход образовательной деятельности
Части образовательной
деятельности Содержание Образовательные области
Постановка проблемы,
Нахождение путей ее решения, совместная деятельность Психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас сегодня видеть. Помните мы с вами говорили, что мы все чем-то похожи, а чем-то отличаемся друг от друга. И конечно же, в каждом человеке есть что-то красивое и прекрасное. И это не одежда. Красивыми могут быть глаза, губы, веснушки, бровки, голос и даже смех. Сейчас каждый, скажет соседу, что он увидел в нем красивого , если вы согласны – поблагодарите друга.(дети передают мяч и благодарят за комплимент)
Психолог: Ребята, а вы знаете кто такой Страхоед? Ах, да, я же вам ничего не рассказывала. Ну тогда слушайте: Далеко-далеко, в глубоком лесу, за полянами и лугами, за речкой стоит сказочный дом . В котором много лет живет волшебник Страхоед. Этот волшебник всегда помогал людям, особенно детям. Со всех сторон к нему приходили просить помощи. А как вы думаете какой помощи? (ответы детей) Страхоед помогал людям тем, что просто-напросто съедал все детские страхи! Люди были очень благодарны ему. Но вот случилась беда, вокруг дома, где текла река, образовалось болото, огромное, черное! И ни один человек, ребенок, не мог пробраться к нему да и сам Страхоед вынужден сидеть затворником в своем доме. Согласны помочь ему?( ответы детей) Тогда отправимся в лес на поезде. Игра «Паровоз» (снятие мышечного напряжения)
Психолог: Посмотрите ребята, здесь чей-то дом. Кто живет в нем?
(Выходит испуганный ребенок) Меня зовут Бояка.
Психолог: Давайте поздороваемся с Боякой. А почему ты такой испуганный?
Бояка: Я живу здесь давно и боюсь выходить гулять, потому что рядом с домом много таких как я. Они бегают и испуганными глазами смотрят на меня.
Психолог: Где бегают? (показывает на зеркала) Как вы думаете, ребята, кого так боится Бояка? (ответы детей - свое отражение)
Психолог: А давайте, покажем Бояке как можно увидеть таких же как он, но только веселый и добрых. (дети встают возле зеркал, улыбаются, отправляют воздушные поцелуи)
Бояка: И правда, посмотрите они все добрые и играют со мной!!
Психолог: Что бы еще развеселить тебя, Бояка, мы поиграем в игру.
Игра «Зеркало» эмоциональная игра.
Дети делятся на пары, один ребенок показывает, другой «зеркало» повторяет. Затем меняются.
Психолог: Понравилась игра бояка? Больше не будешь бояться своего отражения?
Бояка: Теперь я буду играть со своим отражением, буду веселых и счастливым!
Психолог: Может быть ты сможешь нам помочь Бояка, мы ищем дом Страхоеда.
Бояка: Вам надо идти прямо через цветочную поляну.
Психолог: Бояка а ты не хочешь отправится с нами к Срахоеду, а потом в гости в детский сад?
Бояка: А можно?
Психолог: Конечно можно, возьмем ребята с собой?(ответы детей) Отправляемся дальше. Ой, какая красивая поляна! Давайте, остановимся . Посмотрите какое красивое голубое небо! Вдохните аромат цветов!( звучит пение птиц)
Представьте, что мы с вами тоже цветы, красивые, алые!
Релаксация «Алые цветы»
Наши алые цветки распускают лепестки (плавно поднять руки вверх)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (качают руки влево - вправо)
Наши алые цветки, закрывают лепестки (присесть, спрятаться)
Головой качают, тихо засыпают (головой качают, закрывают глаза)
Спал цветок и вдруг проснулся (встали, руки на пояс)
Больше спать не захотел (поворот вправо, влево)
Шевельнулся, потянулся (потянулись)
Взвился вверх и полетел (руки вверх и подпрыгнули)
а вот и дом Страхоеда, болото…..
Психолог: Вот мы и добрались! Посмотрите какой дом у Страхоеда! Какое большое болото!(Дети подходят поближе, рассматривают. Делятся впечатлениями). Чтобы болото исчезло нужны смелые ребята, которые избавятся от своего страха.
Тематическое рисование
Психолог: А теперь, ребята, нам осталось последнее и самое сложное задание! (Психолог предлагает детям сесть за столы. На столе лежат цветные карандаши и белые листы бумаги.
Сейчас мы будем с вами страхи рисовать. Зачем рисовать страхи? (Ответы детей: «Чтобы избавиться от страхов», «Перестать бояться»)
Самый верный способ избавиться от страхов – нарисовать их. Если вы сможете нарисовать свой страх, а я уверена, вы обязательно сможете, вы постепенно перестанете бояться того, что сейчас вас пугает. Итак, перед вами лежат листы белой бумаги. Выполните рисунок «Чего я боюсь днем» (или «Что мне снится страшное»).
Подумайте, что вы хотите нарисовать, возьмите карандаши, и приступайте к работе. Проявите смелость, уверенность в себе, желание избавиться от своего страха, и у вас обязательно все получится. (Дети выполняют рисунки)
(Комментарий. Предложенная тема дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх, психологом не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его. Нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают контакт, соприкосновение с ним, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.)
Рисунки нарисованы….
Психолог: Покажите рисунки, если вы хотите, и расскажите, что вы нарисовали и почему. (Обсуждение рисунков при желании детей).
Психолог: Мы с вами справились с заданием! Подойдем же к дому
Бояка: Я знаю стихотворение про страх. Стихотворение Г. Семенова "Счастливая ошибка"
Меня пугал так сильно страх
В потемках у ворот,
Что Я в испуге крикнул "АХ! " -
Совсем наоборот!
Я крикнул "ХА! ", и мигом страх
Забился под забор.
Он струсил сам! И слово "АХ! " -
Я позабыл с тех пор.
Психолог: Очень хорошее стихотворение! Подойдем же к дому
Психолог: Ребята, отдадим Волшебнику свои страхи? Предлагаю вам, чтобы ему было удобнее их есть, порвем наши страхи на маленькие кусочки! (Психолог достает цветной мешочек и дети с удовольствием разрывают свои рисунки на маленькие кусочки, складывают их в мешок. Психолог расспрашивает детей, что они в этот момент чувствуют, что детям больше всего понравилось).
Психолог: А теперь, чтобы страхи не разбежались, мы крепко завяжем мешок! Отдадим его Страхоеду! Пожелаем ему Приятного аппетита!
…А в это время исчезает болото и взлетают из дома Страхоеда воздушные шары)
Психолог: Какие мы молодцы, ребята! Болото исчезло и дети снова смогут приходить к Страхоеду.
Страхоед: Здравствуйте, ребята! Большое вам спасибо, за то, что освободили меня. Теперь я снова смогу помогать детям. Я хочу отблагодарить вас за ваш поступок, сегодня вы без моей помощи избавились от своих страхов, и чтобы вы никогда больше никого не боялись, я хочу предложить вам сделать куклу ангела-хранителя, она будет вас оберегать и помогать в трудных ситуациях.
Тематическое изготовление куклы
Дети проходят за столы(изготовление куклы ангела-хранителя)
Психолог: Какие замечательные куклы обереги у нас получились, спасибо тебе страхоед, наши дети никогда больше не будут бояться, но нам пора возвращаться в детский сад, только как нам добраться?
Страхоед: Держите воздушные шары, вот на них вы и полетите.
Психолог: Крепко держимся за шары и за мной летим.
Дыхательная гимнастика:
Ветер, ветер, ветерок
Почему же ты умолк?
Вместе с нами будешь дуть
Наш шарик отправишь в путь(все дети дуют)
Психолог: Вот мы и добрались с вами в детский сад. Скажите, а что вы можете посоветовать другим детям, как можно побороть свой страх? (ответы детей)А как мы боролись с трудностями и страхами? Молодцы, ребята.
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Публикации для педагогов (СМИ)