foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

Халус Марина Николаевна

МКДОУ ШР «Детский сад №4 «Журавлик»

г.Шелехов, Иркутская область

 

ТЕХНИКИ КРАТКОСРОЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЕТСКОГО САДА)

Подготовил: педагог-психолог Халус Марина Николаевна,
МКДОУ ШР «Детский сад №4 «Журавлик», г. Шелехов

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

СПЕЦИФИКА КРАТКОСРОЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ………….2

ТЕХНИКИ 4

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК КРАТКОСРОЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10

 

СПЕЦИФИКА КРАТКОСРОЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Психологическое консультирование подразумевает под собой систематическое применение определенных техник и безоценочность со стороны психолога. Техники краткосрочной позитивной психотерапии (КПП) позволяют человеку, который обра-тился за консультацией к психологу (консультанту) или психотерапевту, актуализиро-вать умственные, эмоциональные или духовные способности. Это обеспечивает появ-ление новых возможностей выхода клиента из трудной жизненной ситуации; для до-стижения целей личностного развития. Кроме того, консультант помогает клиенту взять на себя ответственность за принимаемые решения, так же как за чувства и мысли, лежащие в их основе.
Краткосрочная позитивная психотерапия ставит своей задачей помощь клиенту в изменении его отношений с миром в позитивном направлении. Методы краткосрочной позитивной психотерапии сосредотачиваются на имеющихся у человека ресурсах для разрешения проблемной ситуации. Создаётся возможность продвигаться от проблемы к цели, выявлять имеющиеся ресурсы и усиливать сотрудничество в социальной сети человека. Большое внимание уделяется созданию атмосферы способствующей поиску решений. Подобную атмосферу можно обозначить такими понятиями, как сотрудничество, надежда, юмор, любопытство, уважение своих сил. Для этого используются различные схемы действий, приемы и их комбинации.
Специфику краткосрочной позитивной психотерапии отражают три основных принципа, способствующих реальному повышению эффективности психотерапии:
- позитивизм как принципиальная нефиксация негативного опыта клиента; уме-ние сосредотачиваться в работе на ресурсах и позитивном опыте человека, а не на кор-рекции его недостатков;
- прагматизм как умение не ограничивать видение индивидуальных особенно-стей человека теоретическими концепциями и схемами, а использовать все, что помогает пациенту;
- экологизм как системный подход, разрушающий стереотип всемогущества те-рапевта, и признающий природную мудрость организма, социальной и экологической систем [10].
Актуальность практического применения краткосрочных техник позитивной те-рапии в работе современного психолога объясняется желанием клиента решить про-блему с максимальным результатом быстро, за 1-2 встречи.
Начало методу краткосрочной позитивной психотерапии (КПП) положила дея-тельность Центра краткосрочной семейной терапии в г. Милуокки (США) под руководством уроженки Кореи, магистра наук в области социальной защиты Инсоо Ким Берг, которая с середины 1980-х гг. прошлого века опубликовала восемь книг и выпустила множество видеофильмов, посвященных «терапии, ориентированной на решение», или SFT. Она кратко сформулировала три «философских» правила краткосрочной позитивной психотерапии:
1) не чините то, что не сломано (ориентация психотерапии на конкретный заказ пациента);
2) узнав, что работает, делайте это еще (увеличить период достигаемого успеха намного легче, чем овладевать новыми и непривычными формами поведения);
3) если что-то не работает, то не повторяйте это опять, а делайте что-нибудь дру-гое.
В России развитие метода связано с именем психотерапевта из Санкт-Петербурга Бориса Бараша. Как энтузиаст краткосрочной позитивной терапии, Б. А. Бараш реализовал ее идеи: естественность и спонтанность позитивизма подкрепляются профессиональной эрудицией и рефлексией; экоцентризм заменил в «новой» психоте-рапии эгоцентризм, присущий классическим подходам, где пациент в процессе терапии по сути изолируется от микро- и макросоциальной среды. Именно Б. А. Бараш впервые пригласил в Россию содиректоров Института краткосрочной терапии в Хельсинки Б.Фурмана и Т.Ахолу, которые, начиная с 1989 года, провели для практикующих специалистов ряд обучающих семинаров по краткосрочной позитивной психотерапии. В настоящее время краткосрочная позитивная психотерапия достаточно широко используется в странах СНГ. В Беларуси идеи краткосрочной позитивной психотерапии многие годы плодотворно развивал известный психотерапевт, доцент А. Л. Пушкарев (1959–2006).
Стратегические принципы краткосрочной позитивной психотерапии, ярко отра-жающие сущность метода [14]:
1. Позитивный подход – опора на ресурсы пациента. Психотерапевт прин-ципиально фиксирует внимание не на проблеме, а на сильных, успешных сторонах человека. Для клиента его проблема и его ресурсы не связаны друг с другом. Важно вы-явить и мобилизовать эти имеющиеся ресурсы для преодоления проблемы. Клиент, следуя опыту общения с профессионалами, центрирует разговор на своих проблемах, переживаниях и страданиях, часто пытаясь доказать психотерапевту, как все плохо и безнадёжно. Фиксация внимания на ресурсах позволяет противостоять этому, порой довольно сильному, натиску клиента. Психотерапевт сохраняет корректность по отношению к первоначальному описанию проблемы, но не задает дополнительных вопросов, которые еще больше погружают в нее, фиксируют внимание на возможных причинах, которые, нередко, описываются в терминах вины. Реалистическое и ненормативное видение проблемы, опора на иные, позитивные аспекты жизни стимулируют клиента к поиску ресурсов для ее успешного разрешения.
2. Использование только положительного подкрепления. Реплики, жесты, мимика, реакции психотерапевта направлены на подкрепление движения клиента в сторону преодоления проблемы.
3. Убеждение терапевта в мудрости пациента. Здесь уместно процитировать высказывание Эриксона: «Каждый клиент знает решение своей проблемы; единственное, что ему не известно, это то, что он знает об этом». Справедливости ради от-метим, что такое представление о скрытом потенциале клиентов не является научно обоснованным. Тем не менее, уважение к возможностям пациентов, вера в их способности передаётся им, начинает материализоваться, создавая предпосылки для поиска решений.
4. Опора на интуицию психотерапевта. Исходит из идеи конструктивизма о том, что не существует точных и правильных объяснений причин проблемы, которые не более чем произвольные обозначения создаваемые в сознании наблюдателя. Поэтому предлагается опираться на интуицию профессионала, которая формируется на основе его личного опыта; личных предпочтений и профессионального контекста (ожидания, предпочтения администрации, коллег, преподавателей), а также запросов пациентов, к которым весьма восприимчив хороший психотерапевт. Все это ведет к использованию одних и неиспользованию других методов. Как весьма негативную следует рассматривать ситуацию, когда выбор психотерапевта ограничивается его профессиональным мастерством или отсутствием разумных альтернатив.
5. Утилизация – использование опыта, знаний, умений, убеждений, интере-сов и эмоций клиента. Для решения проблемы могут рассматриваться и использоваться его личностные качества, физические особенности, социальное окружение, его времен-ные, материальные, географические, культурные обстоятельства и т.д. Можно сказать, что процесс психотерапии напоминает «приготовление супа из топора». Таким образом, напол-няет психотерапию сам пациент.
6. Экономичность и краткосрочность. Считается, что если удается добить-ся изменений неэффективного паттерна, некого привычного стереотипа эмоционального и поведенческого реагирования, то возникает эффект «ряби», т. е. запускается цепочка когнитивных, эмоциональных и поведенческих изменений, которые опосредуются реакциями социума. Это приводит к быстрому преобразованию проблемной ситуации клиента.
7. Ориентация на будущее клиента, которое является областью реализации решений (прошлое уже не изменить, но оно несет в себе ресурсы для преодоления про-блемы, настоящее уже прошло, возможно изменить лишь будущее).
8. Сотрудничество. В краткосрочной позитивной психотерапии задача пси-хотерапевта – сотрудничать с клиентом, причём даже в случаях, когда человек не жела-ет меняться. Такие пациенты-визитёры иногда попадают на психотерапию по настоя-нию родственников, врачей-интернистов, что подразумевает передачу ответственности за принятие решений пациенту.
9. Гласность. Это слово используется финскими авторами в контексте меж-дународной политической лексики конца 80-х годов. Оно отражает их многолетние эксперименты по трансформации модели супервизии и, как положение краткосрочной позитивной психотерапии.
Данный принцип имеет два аспекта. Во-первых, отсутствующие на психо-терапевтической сессии члены семьи или другие причастные к проблеме лица могут в той или иной форме ознакомиться с основными моментами диалога клиента и психоте-рапевта. Приветствуется присутствие на сессии множества людей как со стороны кли-ента (родственники, друзья, коллеги), так и со стороны психотерапевта (супервизор, коллеги, студенты). Во-вторых, нет ничего такого, что профессионалы могут сообщить друг другу, но не сказать об этом клиенту или другим заинтересованным лицам, т. е. происходит отказ от политики «двух правд». Это становится возможным при обсужде-нии любого случая с позитивной точки зрения и благодаря отказу от использования психопатологических ярлыков и менторского тона, исполненного профессиональным превосходством.
10. Экоцентризм – работа с социальной экологической системой. Пациент продолжает жить в неком социальном окружении. Поэтому в краткосрочной позитив-ной психотерапии охотно обсуждают различные формы участия других людей в реше-нии его проблемы.
11. Юмор. В психоаналитической терапии юмор рассматривается как защит-ное образование, способ, который позволяет пациенту редуцировать имеющееся напряжение. Использование юмора во время сессий краткосрочной позитивной психо-терапии связано со стремлением максимально устранить напряжение, которое препят-ствует раскрепощению творческого потенциала, работе фантазии. Весёлая и непринуж-денная обстановка облегчает обсуждение необычных идей, поиск конструктивных ре-шений. Юмор в психотерапии – это прекрасный способ дистанцирования клиента от проблемы, что позволяет ему взглянуть на ситуацию со стороны и найти правильное решение. Это хорошее средство отразить «натиск» клиента, который стремится обра-тить собеседника в свою негативную веру. Разумеется, важно смеяться вместе с ним, а не над ним.
12. Отношение к симптому как адаптивному стереотипу. Сочетается с внешне подчеркнутой нефиксацией внимания на симптоме вместо отношения к нему, как к мишени психотерапии.
13. Подстройка к конкретному пациенту и техническая пластичность в ра-боте с ним.
ТЕХНИКИ

Ниже приведено краткое описание целого ряда техник краткосрочной позитив-ной психотерапии. Они используются на разных этапах проведения психотерапии, причем каждая из них решает вполне конкретные задачи, связанные с постановкой цели, работой с ресурсами, объяснениями клиентов и их окружением.
«Волшебная палочка». Многие люди четко знают, что им не нравится, но за-трудняются сказать, что они хотят иметь вместо неудовлетворительного положе¬ния. Чтобы преодолеть ограничения, налагаемые действительностью, и установить цель те-рапии, клиенту можно предложить пофантазировать. Терапевт спрашивает: «Если бы у меня в руке была волшебная палочка, и я взмахнvл бы ею… Как сейчас выглядит Ваша жизнь? Какие изменения произошли? Заметно ли это другим людям?»
«Воспоминания из будущего». Эта техника стимулирует у клиента создание по-ложительных, весьма притягательных представлений о будущем. Вначале интересуют-ся представлениями клиента о сроках, когда цель будет достигнута, предлагают «оку-нуться» в это чудесное время. Затем говорят: «Итак, предположим, мы встретились че-рез год и этой проблемы больше не существует. Опишите, как теперь выглядит Ваша жизнь?» Другой вариант: «Давайте пофантазируем. Мы в будущем, проблемы давно не существует. Мы случайно встретились, и я интересуюсь тем, как Вы поживаете. Что Вы мне рассказываете о своей жизни? Затем я спрашиваю, благодаря чему стала возможна эта перемена? Что Вы отвечаете?».
«Работа с объяснениями». Клиенты склонны объяснять свои проблемы тем или иным образом. Интерес к их объяснениям создает атмосферу равенства и взаимного уважения; уменьшает вероятность споров и вступления психотерапевта в коалицию с одним из членов семьи против другого; предупреждает фиксацию на «вредных» объяс-нениях, а также стимулирует выявление полезных и формирование новых объяснений, способствующих решению проблемы. Ориентированные на действие объяснения дают возможность пациенту посмотреть на свою проблему, как на случайность или плохую привычку. «Хорошие» объяснения могут основываться на предположении, что пробле-ма помогает человеку в достижении чего-то или научении чему-то. Чтобы стимулиро-вать воображение клиента задают вопросы: «Какое самое необычное объяснение про-блеме Вы можете придумать? Как бы могли объяснить эту проблему люди в другой культуре?». Психотерапевт в разговоре избегает согласия или несогласия с объяснени-ями клиентов. Это достигается с помощью мета-вопросов: «Итак, Вы думаете, что при-чина проблемы в том, что Ваш муж пьёт. Если бы это было действительно так, помогло бы это в решении проблемы или только всё ухудшило?».
«Ревизия прошлого». Техника позволяет провести идею о том, что даже про-блемное прошлое клиента способствовало увеличению его внутренних ресурсов: «Как Вы думаете, пережитые трудности закаляют человека или делают его слабее?»
«Маленькие ступеньки большой лестницы». Чтобы сделать перспективу до-стижения цели более реальной для клиента, можно использовать метафоры. Например: «Если, спускаясь по лестнице, мы захотим сразу перепрыгнуть через целый лестничный пролет, то, вероятно, просто разобьемся. Но если переходить со ступеньки на ступеньку, мы сможем спуститься по лестнице без проблем.
«Линия проблемы». Данная техника преследует сразу несколько задач. Нарисо-вав линию на листе бумаги и разделив ее на десять частей, психотерапевт может пред-ложить: «Предположим, что в точке начала этой линии находится самое плохое поло-жение вещей, а в конце – самое лучшее. Где вы находитесь сейчас? Если клиент гово-рит: «Всего-навсего на троечке», –терапевт может способствовать активизации ощуще-ния достижимости цели,например: «Я бы сказал, что Вы прошли уже треть пути. Это немало!» Что надо сделать, чтобы продвинуться на шаг вперед? Тем самым, идет работа над конкретизацией путей решения проблемы.
«Ступени достижений». Для реализации решения необходимо не только пред-видение результата и планирование, но и возможность на каждом этапе реализации проверить, действительно ли изменения идут в заданном направлении. Кроме того, важно ощущение достигаемого прогресса. Эта техника способствует определению та-ких ориентиров: «Предположим, что Вы стоите на первой ступени десятиэтажного до-ма. На каком этаже находится Ваша цель? Расскажите, чем Ваше положение отличается от предыдущего на каждом из этажей. Теперь опишите, чем отличается каждая из пяти (десяти) ступенек первого пролета. А второго? Что Вы должны сделать для того, чтобы подняться на каждую из этих ступенек?». Надо учитывать, что слишком дробное пла-нирование так же вредно, как и слишком общее и схематичное.
«Проверка будущим». Техника позволяет сформировать у клиента ясное пред-ставление своего будущего, что иногда дает для решения проблемы больше, чем все логические построения. «Предположим, Вы достигли того, что хотели. Какой будет Ваша жизнь через полгода после достижения цели, год после достижения цели, два года (три, пять лет)?». «Теперь представьте, что Вы не стали ничего менять (или приняли другое решение, если необходимо выбрать из нескольких вариантов). Какой будет Ваша жизнь: через полгода после достижения цели, год после достижения цели, два года (три, пять лет)?»
«Чувство динамики». Даже если клиент ничего не предпринимал до обращения к психотерапевту, то он, как минимум, уже: 1) понял, что у него есть проблема; 2) пришел к выводу, что необходимо что-то менять; 3) предпринял реальный и весьма конкретный шаг, направленный на разрешение проблемы, – обратился за психологической помощью. Обо всем этом необходимо сказать клиенту.
«Незамеченный ресурс». Данная техника повышает ощущение собственных возможностейи способствует инвентаризации собственных ресурсов. «На Вашем месте многие люди оказались бы в гораздо худшем положении. Как Вы сумели удержаться на таком уровне? Что помогло Вам?».
«Сплетня о проблеме». Осветить проблему с разных точек зрения, всесторонне-ее изучить дает возможность следующая интервенция: «Если бы о Вашей проблеме сейчас рассказывали Ваши жена (муж), мать (отец), брат (сестра), друг (подруга), что бы они о ней рассказали?»
«Театр в табакерке». Эта техника позволяет увидеть проблему «сверху», в це-лом, и тем самым снизить преувеличенное клиентом значение происходящего и ощу-щение бессилия.«Если бы Вы сейчас наблюдали сверху спектакль, в котором были по-казаны Вы, Ваша проблема, люди, которые Вас окружают, как бы это выглядело? Опи-шите, что Вы видите?».
«Проблема как друг». Позволяет выключить слепое сопротивление проблеме, блокирующее ее разрешение, и занять позицию «сотрудничества» с проблемой. Напол-нить смыслом переживаемые страдания или дискомфорт, ощутить ценность происхо-дящего клиент может, ответив на следующие вопросы: «Многие думают, что проблемы и страдания не напрасны. А что думаете Вы? Для чего проблема появилась в Вашей жизни? Чему она хочет Вас научить?»
«Совет другу». Делегировав свою проблему другому человеку, и имея возмож-ность рассматривать её уже со стороны, клиент может с большей легкостью найти под-ходящее решение. «Если бы такая проблема была у Вашего друга, что Вы бы ему посо-ветовали? Какие рекомендации могли бы дать? Как ему лучше разрешить проблему?»
«Вторая сторона медали». Данной техникой задается объективное, «объ-емное» восприятие ситуации, активизируются ресурсы: «Медаль не может быть только с одной стороной. Там, где есть плохое, обязательно должно быть хорошее. Что бы это могло быть? Что есть хорошего в Вашем нынешнем положении?»
«Фокусирование на прогрессе». Тема прогресса используется как трамплин для продвижения к новым решениям: «Вы сказали, что сейчас Ваша ситуация несколько лучше. Как Вы объясняете эту перемену? Поскольку явно наметился прогресс, как Вы думаете, чем он обусловлен?»
«Использование случайностей». Позволяет подчеркнуть скрытые от сознания умения и ресурсы клиента: «Вы говорите, что несколько раз случайно получалось так, что целый день проблема будто отсутствовала. Опишите хотя бы один из этих дней шаг за шагом. Давайте проанализируем, какова Ваша роль в этих «случайностях».
«Признание вклада других лиц». Вызывает у клиента размышления о вкладе, которые внесли другие люди в решение его проблемы. Техника автоматически отменя-ет все осуждения в их адрес и поощряет чувство уважения и благодарности, усиливая тем самым сотрудничество. Она помогает клиентам развивать более теплые, поддержи-вающие отношения с их семьями, друзьями, знакомыми, сослуживцами. «Предполо-жим, Вы захотели бы поблагодарить всех тех людей, которые до сих пор Вам помогали. Что бы Вы сказали каждому из них? Когда Вы достигнете своей цели, кого еще кроме себя Вы сможете поблагодарить за Ваше достижение?».
Ниже рассмотрена техника, ориентированная на решение, в которой в концентриро-ванном виде отражены идеи краткосрочной позитивной психотерапии. Она позволяет подтолкнуть клиента к конкретным, последовательным действиям по решению пробле-мы.
Шаги техники, ориентированной на решение:
1. Постановка проблемы в ясных и четких категориях.
2. Задаем вопрос: «Как Вам удалось существовать с этой проблемой до сих пор?» (в одних случаях вопрос уместен, в других – нет).
3. При хронических проблемах (хронические боли, частые приступы пани-ки) – поиск исключений: «Бывают дни (часы), когда становится немного легче?».
4. Ключевой вопрос: «Если бы ночью случилось чудо – Вы проснулись, а проблемы больше нет, как бы Вы узнали, что это произошло?» (требуется время, чтобы получить развернутый ответ, ибо многие забывают, как жить по-другому, без пробле-мы. Человека необходимо вернуть к опыту комфорта – это ориентир на будущее при конструировании решения).
5. Оценка баллов по шкале, где 0 – проблема в максимальной выраженно-сти, а 10 – максимум того, что можно считать её решением. Обязателен вопрос: «А где бы Вас поставили другие (мать, отец, муж, друзья)?».
6. Что бы помогло Вам сдвинуться по этой шкале на 1 балл? (иногда 0,5 балла). Всё, что люди находят, – материал для последующей работы.
7. Комплименты. Человек, подавленный проблемой, страдает от сниженной самооценки. Поэтому надо его похвалить, поддержать. Если трудно ухватить суть про-исходящего, то хвалят максимально неопределенно: «Я не могу этого объяснить, но мне кажется, что мы сделали что-то очень важное сейчас».
8. Домашнее задание. Оно делает работу более значимой. Если трудно пред-ложить конкретное задание – можно дать неопределенное.
В дальнейшем необходимо время от времени возвращаться к этой шкале и спра-шивать: «А где Вы сейчас находитесь?» Это позволяет психотерапевту лучше ориенти-роваться в достигнутых результатах, а клиенту осознать положительную динамику.
Краткосрочная позитивная психотерапия используется практически при всех по-веденческих расстройствах и в любых терапевтических форматах (при работе с отдель-ными субъектами, супружеской парой или семьей). Подчеркивается, что узость фоку-сировки (нацеленность на решение) особенно ценна при оказании помощи людям с проблемами адаптации (Д. Араоз, 1996).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК КРАТКОСРОЧНОЙ
ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Случай 1.

На консультацию пришли Елена (34 года) и ее мама. У Елены произошел кон-фликт со школьным психологом, который утверждает при каждом удобном случае, что с агрессивностью Вани нужно что-то делать. Мальчик посещает 2 класс общеобразова-тельной школы. В начале учебного года он подрался с одноклассником.
Елена активная, жизнерадостная, настроена доброжелательно. Живут с сыном вдвоем. Елена работает на двух работах. Им помогают ее родители. Об отце Вани Елена не упоминает.
Елена и ее мама решили, что стоит сходить к другому психологу, «а то мало ли, может школьный психолог прав, вдруг сын вырастет злым, будет всех избивать».
После приветствия, был задан вопрос о цели прихода.
Елена: «Школьный психолог говорит, что с агрессией Ивана что-то надо делать. Он подрался».
В ходе дальнейшей беседы выясняется, что Иван подрался с одноклассником по-тому, что тот обижал девочку. Но Елену беспокоит, что сын привыкнет все решать ку-лаками.
Психолог: «У каждой ситуации есть вторая сторона медали. Давайте представим, что с одной стороны – это драка, в которой участвовал ваш сын. Но медаль не может быть только с одной стороной. Там, где есть плохое, обязательно должно быть хорошее. Что с другой стороны?»
Елена: «Он справедливый, поэтому и подрался. Он всегда за правду. Сын хоро-шо учится, учитель его часто хвалит, еще он ходит в школьный драмкружок. Он очень самостоятельный, совсем уже взрослый, понимает, что мне нужно работать».
Это упражнение «Вторая сторона медали» позволяет Елене рассмотреть ситуа-цию объективно, рассказывая о сыне она сама понимает, что не все так плохо.
Психолог: «Дома вы (или бабушка) замечали, что Иван бывает злым, что-то ло-мает, крушит, грубит»
Бабушка и Елена в один голос заявляют, что нет.
Психолог: «То есть, об агрессии говорит только школьный психолог»
Е.: «Да, мне не нравится, что школьный психолог все время говорит о моем сыне так»
П.: «Да, это неприятно. Тем более, что Вы сами видите, что случай единичный»
Бабушка (с улыбкой): «Да, один раз подрался он, это школьный психолог агрес-сивный, а не внук. С ней неприятно даже разговаривать».
П.: «Как Вы думаете, что можно сделать для того, чтобы школьный психолог пе-рестала говорить о том, что Иван агрессивный?»
Убеждение психолога в мудрости пациента позволяет самой Елене решить про-блему.
Е.: «Доказать ей, что мой сын не хулиган, Вы же можете с ним поговорить, по-нять, какой он».
Решение проистекают из бесед (изменения рождаются по ходу беседы)
Позитивный подход – опора на ресурсы клиента, ресурсы Елены – это хорошие отношения с сыном, он ее помощник. Важно фиксировать внимание не на проблеме, а на сильных, успешных сторонах человека.
В дальнейшем была проведена беседа с Иваном; проведена диагностика агрес-сивных проявлений. Мальчик охотно отвечал на вопросы о себе и о маме. Вел себя в соответствии с ситуацией. Проявил себя сознательным по возрасту, неконфликтным, неагрессивным, но умеющим защитить себя в случае необходимости.
Так мама Ивана поняла, что ей нужно больше доверять сыну и своей материн-ской интуиции. После консультации Елена еще раз поговорила со школьным психоло-гом, после этого разговоры о мнимой чрезмерной агрессивности мальчика прекрати-лись.
Случай 2.
За консультацией обратилась Анна Ивановна, 48 лет, педагог. Есть муж и взрос-лые сыновья, которые живут самостоятельно.
Анна Ивановна не знает, что ей делать. На её попечении больная мать, она не встает, почти никого не узнает. Анна Ивановна устала, но не может ее оставить. Сейчас мама в больнице, заболевание усугубилось.
На вопрос о том, если бы она могла оставить маму, что бы тогда произошло, Ан-на Ивановна ответила: «Все коллеги ездят в отпуска, я тоже поехала бы».
П.: Анна Ивановна, давайте четко обозначим вашу цель. Что вы хотите?
А.И.: Устала, отдохнуть хочу
П.: Что мешает?
А.И.: Боюсь мать оставить, это же не правильно. Как я поеду, а она больная.
Далее следует рассказ о том, что уже почти 5 лет Анна Ивановна ухаживает за больной мамой, которая уже давно никого не узнает. Кроме этого она присматривает и за домом.
Анна Ивановна подавленна проблемой и чувством вины, страдает от сниженной самооценки.
П.: Анна Ивановна! Вы отлично справляетесь с таким сложным делом – уход за больным человеком, Вы очень терпеливы, не каждому это дано. Не удивительно, что Вы устали.
Поддержка и похвала повышают самооценку клиента.
Далее мы фокусируемся на исключениях. Необходимо выяснить, всегда ли Анне Ивановне приходилось ухаживать за мамой самой.
А.И.: Да, конечно. Я привыкла все сама всегда. И детей сама растила, муж мало помогал и вот маму теперь тащу.
П.: Как Вы думаете, пережитые трудности закалили Вас или сделали слабее?
А.И.: Закалили, конечно. Я зато сама все теперь могу, знаю что и как, все в доме по моему, я - самостоятельная.
Техника «Ревизия прошлого» позволяет провести идею о том, что даже про-блемное прошлое способствовало увеличению его внутренних ресурсов, самостоятель-ности.
Поиск ресурсов позволяет выявлять и укреплять сильные стороны клиента. Здесь мы ищем возможность подключить близких людей к решению проблемы.
П.: Скажите, ваш муж вам как-то помогает с мамой?
А.И. Да, он меня возит и к ней домой, и из магазина продукты возит. Помогает, когда надо. В больницу меня каждый день возит. Тяжело каждый день туда ездить, время занимает.
П.: Муж охотно помогает?
А.И.: Он тоже уже устал
П.: Вы бы хотели, чтобы муж тоже отдохнул вместе с вами, когда представится возможность?
А.И.: Да, можно и вместе съездить куда-нибудь, так даже интереснее
Техника «Признание вклада других лиц». Вызывает у клиента размышления о вкладе, которые внесли другие люди в решение его проблемы. Техника автоматически отменяет все осуждения в их адрес и поощряет чувство уважения и благодарности, уси-ливая тем самым сотрудничество. Она помогает клиентам развивать более теплые, под-держивающие отношения с их семьями, друзьями, знакомыми, сослуживцами.
П.:Есть ли у вас другие родственники?
А.И.: Есть младший брат, его жена
П.: Вы их просили о помощи когда-нибудь?
А.И.: Нет, даже в голову не приходило
П.: Вы можете это сделать?
А.И.: Да, наверное
П.: Как думаете, он согласится?
А.И.: Да, согласиться, это я сама никогда его ни о чем не прошу. Ему и жена мо-жет помочь. Только вот они в больницу не будут каждый день ездить
П.: В больнице хороший уход за мамой, как Вы считаете?
А.И.: Да, там хорошие медсестры
П.: Вы их хорошо знаете?
А.И.: Да уже со всеми перезнакомилась, хорошие девочки
Здесь мы подталкиваем Анну Ивановну к конкретным, последовательным дей-ствиям по решению проблемы, когда были открыты собственные ресурсы.
П.: Как Вы думаете, они могли бы Вам по телефону сообщать о состоянии Ва-шей мамы, чтобы уменьшить Ваше беспокойство
А.И. Я и не подумала о таком, да, я возьму у них номера мобильных, сама буду звонить, чтобы новости узнать
Через два месяца Анна Ивановна вместе с мужем отправилась по путевке на от-дых. Помощь по уходу за больной мамой стали оказывать не только семья брата Анны Ивановны, но и ее сын.
Итак, в начале беседы Анна Ивановна не представляла, что делать и была очень растеряна. В процессе выяснялось, что нужно поговорить с близкими, привлечь их, чтобы решать вопрос. Беседа заняла не более 40 минут. Когда Анна Ивановна выходила из кабинета психолога, она выглядела решительной и целеустремленной. Она точно знала, что нужно сделать сегодня, сейчас.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практика показала, что даже применение отдельных приемов краткосрочной позитивной психотерапии отлично служат достижению результата: решению проблемы человека, обратившегося за консультацией к психологу за один сеанс. Мы применяли упражнения, которые позволяли обратиться к ресурсам клиента, поверить в себя и, как результат определить конкретные шаги, которые он может предпринять, выйдя из кабинета психолога.
Огромный плюс краткосрочной позитивной психотерапии в том, подразумевает еще одно ключевое понятие: психолог не «проводят терапию» пациента, а приглашает к размышлениям, разговору, относясь к своему собеседнику как к равному. Клиент находит свой индивидуальный выход из лабиринта, что достигается благодаря позитивному мышлению и опорой на темы, подпитывающие надежду, такие как потенциал, развитие и будущее. И все это происходит во время «беседы».
Нужно отметить некоторые затруднения в реализации принципа гласности. На практике оказывается невозможным напрямую привлечь близких к решению проблем клиента. Проще объединить людей из коллектива со сходными проблемами, чем при-гласить кого-то из близких на консультацию.
Практика показывает, что большинство людей не интересуют «рост и развитие личности», они лишь хотят поскорее решить свою проблему. Поэтому концепции и подходы, требующие длительного сопровождения и продолжительных психотерапев-тических сессий, не работают.
В планах дальнейшее практическое применение краткосрочной позитивной пси-хотерапии, не только в индивидуальном консультировании, но и в группах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л.Психологическое консультирование и психотерапия.М е-тоды, теории и техники: практическое руководство. — М.:, 1999 – 487с.
2. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001. С. 10.
3. Глэддинг С. Психологическое консультирование . -- 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 736с: ил. – (Серия «Мастера психологии»), с.244
4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. , МИНСК.: ХАВЕСТ, 1998 г.
5. Доморацкий В. А. Краткосрочные методы психотерапии / В. А. Доморацкий. – М.: Издательство Ин-ститута психотерапии, 2007. – 221 с.
6. Коттлер Дж., Браун Р.«Психотерапевтическое консультирование».-СПб.:Питер, 2002, с.57
7. Кочюнас, Р. «Основы психологического консультирования» [Электронный ресурс] М.: "Академиче-ский проект", 1999 Режим доступа: http://krotov.info/lib_sec/shso/77_koch.html
8. Манухина Н.М. Краткосрочное психологическое консультирование, //Журнал практической психо-логии и психоанализа, 2009,1 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2988
9. Миккин Г. Памяти Бориса Бараша. Об экологическом мировоззрении в психотерапии и консультиро-вании: вчера и сегодня // Экзистенциальная традиция: Философия, психология, психотерапия. 2004
10. Мэй Р. Искусство психологического консультирования/Пер.с англ. Т.К.Кругловой.– М.: Независимая фирма "Класс"
11. «От белых крыс к социальной работе». Интервью с Инсу Ким Берг [Электронный ресурс] Режим до-ступа: www.psychoterapy.net
12. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. — СП. Речь, 2001. — 288,с
13. Слабинский В.Ю. Семейная позитивная динамическая психотерапия. Практическое руководство. – СПб.: Наука и техника, 2009.-464 с.,ил.
14. Ялов А.М. - Краткосрочная позитивная психотерапия. Методическое пособие (ИМАТОН, 1997, 64с)

 Публикации для педагогов (СМИ)