foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

Лоскутова Анна Александровна

МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» ТГО

Кемеровская область, г.Тайга

 

Муниципальное казенное учреждение
«социально реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Тайгинского городского округа
652410, Кемеровская область, г. Тайга, ул. Трудовые резервы. 18,
Телефоны: Факс(38448)22028;(38448)22955, taiga,Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Согласовано:
Зав. ОПБиСПП
____________ Л.В.Борисова
«12» июля 2018г Утверждаю:
Зам. Директора по ВРР
_____________Е.И. Кузьминова
«12 » июля 2018г.
Методическая разработка
Тренинга «На пути к личности»
для воспитанников 12-15 лет
МКУ «СРЦ» ТГО

 

 

 

 

 

 

Составила психолог
МКУ «СРЦ» ТГО:
________А.А.Лоскутова

 


Тайга 2018
Пояснительная записка
Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности.
В формировании самосознания подростков значительную роль играет семья, стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку. Особенности восприятия родителей ребенком и способы поведения с ними обуславливают усвоение подростками основных правил и норм поведения, вырабатывают их позицию по отношению к миру и самому себе.
К сожалению, необходимо отметить, что сегодня одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми сталкиваются психологи, является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношений. Неблагоприятный тип воспитания и обращение с ребенком имеют серьезные, порой даже драматические последствия для психического развития подростка, формирования его характера и самооценки
Поэтому тема формирования «образа Я» у подростков из неблагополучных семей является актуальной.

 

 

 

 


Дата 12.07. 2018 г. группа, время 14ч.00мин. Количество участников_______
План занятия
Тема: «На пути к личности»
Продолжительность занятия: 45 мин.
Психолога: Лоскутовой Анны Александровны
Формы организации деятельности: (групповая)
Цель: осознание участниками своего собственного «Я», особенностей своей личности, формирование положительного образа «Я».
Задачи:
1. Сформировать у подростков навыки самоанализа и определения своих психологических границ.
2. Дать возможность каждому члену группы узнать, как его воспринимают другие участники.
3. Обсудить конструктивные способы поддержания позитивной самооценки.

Литература: Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е. В. Емельянова – СПб: Речь, 2008 – 336 с.
Оборудование и технические средства: актовый зал, мультимедийное оборудование
Критерии уровня формируемых знаний, умений, навыков
Знать Уметь
Свои потребности, отрицательные и положительные качества своей личности, способы повышения своей самооценки Уметь анализировать свое внутреннее состояние и безусловно принимать себя и окружающих

Структура психотерапевтического занятия
№ п/п Наименование этапа Деятельность психолога Деятельность родителей

1
Организационный момент
Готовность группы к занятию;
объявляет тему и цели занятия Приветствуют психолога

2. Вводный этап
2.1
Представляет тему и цели занятия

Объясняет актуальность проблемы Слушают
Запоминают

3. Основной этап
3.1.
1. Приветствие. Тест -игра «Самооценка»
Объясняет задание. Следит за ходом выполнения
Смотрят, выполняют
3.2 2. Упражнение «Мое жилище»
Объясняет задание. Следит за ходом выполнения Смотрят, выполняют
3.3 3. Упражнение «Мои качества»
Объясняет задание Следит за ходом выполнения Смотрят, выполняют

3.4 4.Упражнение «Я глазам других» Объясняет задание Следит за ходом выполнения
Смотрят, выполняют

3.5 5. Групповая дискуссия «Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку»
Объясняет задание Следит за ходом выполнения Смотрят, выполняют


3.6 6. Методы самовоспитания Рассказывает, объясняет Внимательно слушают
3.7 7.Упражнение «Зато ты...
4. Релаксация
4.1. Рефлексия. Обсуждение. Обратная связь. Показывает движения Смотрят. Повторяют
5. Заключительный этап
5.1. Заключение. Подведение итогов. Ритуал завершения Подводит итоги занятия по целям Слушают
Делятся мнениями

Составил психолог: Лоскутова А.А.

 

Ход занятия:
1. Приветствие
Тест-игра «Самооценка»

Участникам предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву «Я». Психолог объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка участника. Затем объясняет, что это тест-игра и не стоит ее результаты принимать очень серьезно.
Обсуждение понятия «самооценка»
Самооценка – это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его интересов. На самооценку влияют несколько факторов.
Во-первых, представления о том, каков человек на самом деле и каким он хотел бы быть.
Во-вторых, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
В-третьих, человек испытывает удовлетворение не от того, что он просто делает что-то хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.
2. Упражнение «Мое жилище»
Цель: осознание своих личностных особенностей и психологических границ.
Инструкция: «Сейчас вам нужно нарисовать свое личное пространство в виде какого-нибудь жилища, дать этому жилищу название, очертить его границы, если это необходимо. Время рисования 5 минут».
Рисунки выкладываются в круг.
Ведущий: «Давайте подумаем вместе и ответим на следующие вопросы:
• В виде какого объекта получилось ваше жилище?
• Есть ли граница у вашего жилища?
• На каком расстоянии от него она проходит?
• Из какого материала ваше жилище и граница? Какой прочности? Какого цвета?
• Имеет ли кто-нибудь право заходить в ваше жилище?
• Кого из группы вы могли бы пустить в ваше жилище?»
3. Упражнение «Мои качества»


Инструкция: «Возьмите лист бумаги и разделите его на 4 квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1,2,3,4.
Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся, и которые вы считаете положительными.
Теперь заполните квадрат 3: напишите пять качеств, которые вам в себе не нравятся, которые вы считаете негативными.
Теперь посмотрите на квадрат 3 и переформулируйте эти качества так, чтобы они стали положительными, так, как если бы вас оценивал ваш лучший друг. Запишите в квадрат 2.
Теперь посмотрите на квадрат 1. Переформулируйте эти качества так, словно бы вас оценивал ваш недруг. Запишите в квадрат 4.

Теперь закройте ладонью (сверните лист) квадраты 3 и 4 и посмотрите на квадраты 1 и 2 – какой замечательный человек перед вами.
Теперь закройте квадраты 1 и 2 – жуткая картина. С таким человеком никто не захочет общаться!
А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.
Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем букву «Я».
Вопросы для обсуждения:
- Какое впечатление произвело на вас это упражнение?
- Какие качества было записывать и переформулировать легче, какие труднее?
Вывод: Получается, что это мы сами выбираем, как к себе относиться! Мы можем быть себе и врагом, и другом. Мало того, это самоотношение всегда безошибочно чувствуют другие люди и, к сожалению, часто начинают относиться к нам именно так, даже если у них нет для этого объективных оснований.
На самом деле нет плохих и хороших качеств. Есть ситуации, в которых это качество мешает, а есть ситуации, в которых это качество помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы сами можем управлять их проявлениями, а не подчиняться им.
4. Упражнение «Я глазами других»
Цель: способствовать самоанализу подростков, развивать умение анализировать и определять психологические характеристики – свои и окружающих людей.
У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?»
Участникам предлагается разделить лист бумаги на три графы по вертикали: в 1-й графе ответить на вопрос: «Кто я?» Для этого быстро написать десять слов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые (любой значимый друг). В 3-й графе на тот же вопрос отвечает кто-то из группы. Для этого все кладут свои подписанные листочки на стол, передаются по кругу, сосед справа пишет о том человеке, чей листочек ему попался. Затем каждый листочек возвращается хозяину.
При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить внимание на следующие аспекты:
• повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;
• о чем это может говорить (например, об открытости человека в общении);
• насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);
• отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);
• совпадают или не совпадают Я-концепция и представления других об этом человеке;
• из чего складывается представления других о человеке (здесь возможно обсуждение вопроса ответственности человека за презентацию себя другим людям и т.д.).
5. Групповая дискуссия «Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку»
Мнения выписываются на отдельный лист бумаги и дополняются ведущим. Затем делается акцент на том, что существуют конструктивные и деструктивные способы поддержания самооценки. Участники вместе с ведущим обсуждают, как избежать деструктивного поведения в данной ситуации, каким конструктивным поведением можно его заменить.

Информация для ведущего:
Способы поддержания позитивной самооценки
улучшаем внешность (прическа, макияж, следим за фигурой);
занимаемся самообразованием, развитием своих талантов, способностей;
достигаем успеха в каком-то деле;
помогаем другим людям;
не ставим глобальных целей;
имеем хобби как способ выделиться из толпы;
усилием воли стараемся себя перебороть, сделать что-то на грани возможного.

o обесцениваем других людей;
o «нарываемся» на комплимент;
o украшаем свой уголок плакатами, надписями типа: «я – лучше всех!», «я – король мира!» и т.д.;
o иногда рисуемся (делаем то, что не свойственно, но это выглядит «круто» и ярко (уйти с уроков, покурить «за компанию», принять алкоголь и т.п.).

 

6. Методы самовоспитания:
- Самоприказ – короткое отрывистое распоряжение самому себе, применяется, когда человек ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять действия по их преодолению.
- Самовнушение – (я уверен в себе!) помогает владеть собой даже в самых трудных ситуациях.
- Самоободрение – при неудаче полезно вспомнить о своих успехах, с юмором отнестись к своим внешним недостаткам.
- Самостимуляция – в случае небольших успехов целесообразно хвалить себя; в случае неудачи полезно выговаривать себе: «Плохо!»
7. Упражнение «Зато ты…»
Цель: создание положительной атмосферы в группе, повышение самооценки участников.
Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «…зато ты (у тебя)…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты и др.).
В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист. Во время выполнения задания в группе царит оживление и хорошее настроение; и в любой группе, даже в которой участники очень устали или напряжены, задание выполняется с большим энтузиазмом.
8. Рефлексия. Обсуждение. Обратная связь.