foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

Панова Елена Евгеньевна

педагог-психолог

МБОУ Вешкаймский лицей имени Б.П.Зиновьева при УлГТУ

Ульяновская область, р.п. Вешкайма

Анализ работы психологической службы лицея по теме «Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности в лицее в 2018 году, выявленные проблемы. Направления развития службы в 2019 году».

Цели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в 2018-2019 учебном году ставились следующие:
● успешная адаптация учащихся лицея в условиях внедрения и реализации ФГОС;
● выполнение основных запросов всех участников образовательных отношений в соответствии с потребностями всех его субъектов.
Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательных отношений:
● профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды);
● содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
● развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.
Основными функциями реализации целей психолого-педагогического сопровождения стали функции:
● информационная;
● направляющая;
● развивающая.
В течение полугодия педагогами-психологами проводилась индивидуальная и групповая работа с учащимися, педагогами и родителями на разных уровнях: на уровне одного класса, на уровне параллели классов и на уровне лицея. Формами сопровождения психолого-педагогического процесса стали диагностика, коррекционно-развивающая работа с учащимися, профилактика здорового образа жизни, просвещение, индивидуальное консультирование учащихся, родителей и педагогов.
По итогам диагностики эмоционально-психологических состояний учащихся в период школьной адаптации на этапах 1, 5 и 10 классов сделаны выводы, что адаптационный период у обучающихся прошел на хорошем уровне, школьной дезадаптации не выявлено, эмоциональный фон стабильный. Большинство чувств, испытываемых в школе учениками, позитивны. Доминирующие мотивы у старшеклассников - мотивы учебной деятельности самоопределения и самосовершенствования.
Диагностика уровня нравственной воспитанности показала
- высокий уровень у 30 % уч-ся;
- средний уровень у 50% уч-ся;
- низкий уровень у 20% уч-ся.
Диагностика компьютерной зависимости выявила у 30% учащихся присутствует риск развития компьютерной зависимости, что свидетельствует о необходимости проведения с данными обучающимися профилактических мероприятий по снижению риска развития компьютерной зависимости, направленных на развитие коммуникативной культуры, навыки общения и сотрудничества, у 54% отмечается стадия увлеченности, у 16% – нет риска развития компьютерной зависимости. Обучающиеся считают Интернет полезным открытием. В старших классах это обусловлено потребностью в Интернете, как помощника в учебной деятельности. Большинство обучающихся не опасается влияния компьютера и Интернета на их здоровье.
Диагностика профессиональной направленности старшеклассников показала, что у старшеклассников выражен интерес к обучению в ВУЗе, колледже; большинство старшеклассников самостоятельно определились с выбором будущей профессии; старшеклассники нацелены на успех в достижении поставленных целей; видят в себе как положительные, так и отрицательные качества и склонны к анализу и искоренению дурных качеств личности. Родители контролируют учебные и трудовые обязанности детей, одобряют занятия в кружках, секциях и на факультативах, но считают, что дети могли бы достичь больших успехов в учении. Динамика проекции учащихся на будущую жизнь и дальнейшее самоопределение положительная.
В лицее проведено социально-психологическое тестирование, направленное на ранее выявление и профилактику употребления психоактивных веществ.
Общее число обучающихся, которые прошли тестирование – 231:
в возрасте до 15 лет 67;
в возрасте от 15 лет и старше 164;
В Управление образования МО «Вешкаймский район» был направлен АКТ передачи результатов тестирования.
Во исполнении запроса Органов опеки и попечительства администрации МО «Вешкаймский район» проведена диагностика несовершеннолетних, находящихся под опекой с целью исследования уровня эмоционально-психологического состояния обучающихся. Количество диагностируемых детей составило 27 человек. 1 ребенок находился на длительном лечении и не смог принять участие. Результаты психологического обследования представлены в Справке и направлены в Органы опеки и попечительства.
В сентябре в рамках Областного агитпоезда по теме «За здоровый образ жизни и здоровую, счастливую семью» в муниципальном образовании «Вешкаймский район» проведен Круглый стол на тему «Роль отца в семейном воспитании и в жизни ребёнка» для отцов обучающихся лицея, а также анкетирование. По результатам ответов родителей можно выделить три базовые ценности современной семьи в воспитании ребенка, которые родители вне зависимости от возраста ребенка называют главными — это образование, успешная профессиональная деятельность, здоровье и материальное благополучие. Большая часть родителей полагает, что взаимодействие семьи и лицея в воспитании ребёнка необходимо.
В течение полугодия также проводилась диагностика уровня школьной мотивации, изучение самооценки личности, диагностика уровня тревожности учащихся, диагностика степени удовлетворенности нахождением в ученическом коллективе, диагностика сопровождения выпускников к ОГЭ и ЕГЭ, мониторинг уровня сформированности УУД, диагностическая работа с педагогами, анкетирование родителей по вопросу организации учебно-воспитательного процесса в лицее.
Все результаты представлены в справках по итогам диагностик по классам и по параллелям.
С целью содействия создания благоприятного социально-психологического климата в детском и родительском коллективе, поддержки стремлений детей добиваться успеха в жизни, оптимистического настроя, развития психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся и их родителей, проводилась коррекционно-развивающая работа с уч-ся по утвержденным программам и планам, проведён целый ряд занятий и психологических тренингов, направленных на дружеское взаимодействие и коммуникацию, развитие позитивного мышления, на бесконфликтное общение и жизнестойкость, проведен цикл занятий по программе психологического сопровождения по подготовке выпускников к ОГЭ и ЕГЭ, административной и уголовной ответственности, на развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольных групп.
Педагогами-психологами проводилась большая профилактическая работа: участие в Едином Дне профилактики, общешкольных линейках, Днях здоровья. Коррекционные занятия были направлены на профилактику компьютерной зависимости, профилактику употребления психоактивных веществ, профилактику трудностей в обучении, профилактику школьного буллинга и суицидальных намерений, профилактику здорового образа жизни и развитие опасных заболеваний.
На протяжении полугодия педагоги-психологи лицея вели активную просветительскую деятельность:
- в рамках Областного агитпоезда по теме «За здоровый образ жизни и здоровую, счастливую семью» в муниципальном образовании «Вешкаймский район» выступали по теме «Организация развивающей психолого-педагогической поддержки и развитие социальной умелости участников доступной образовательной среды в МБОУ Вешкайском лицее имени Б П. Зиновьева при УлГТУ»;
- на семинаре РМО учителей математики была представлена лекция по теме «Модель психологической подготовки учащихся к экзаменам через систему психологического сопровождения учащихся»;
- на семинаре РМО учителей музыки представлена тема «Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках музыки»;
- на Педагогическом совете, посвященном вопросу воспитания и связям с родительской общественностью, представлен доклад по теме «Как привлечь родителей в школу?»;
- на обучающем семинаре РМО дошкольников по проблеме организации проектной деятельности в ДОУ и в рамках Областного профориентационного форума был представлен мастер-класс по теме «Технология проектной деятельности в ДОУ»;
- на малом Педагогическом совете и совещании учителей начальных классов представлены итоги по вопросам адаптации обучающихся;
- на общешкольных родительских собраниях учащихся озвучены темы «Функциональная готовность ребенка к школе», «Советы родителям при подготовке к ОГЭ», «Психологическая помощь родителям выпускников в период подготовки к экзаменам»,
- на классных родительских собраниях представлены итоги диагностики учащихся, озвучены темы «Доброе начало, или как помочь первокласснику адаптироваться к лицею», «Как научить ребёнка быть внимательным», в дошкольной группе «Малышка» представлена тема выступления «Для чего нужно и как проводится и индивидуальное обследование функциональной готовности детей к обучению в школе».
В течение представленного периода дважды проводилась Неделя психологического здоровья и День здоровья в филиале лицея.
В этом году по возможности старались охватить своим вниманием и дошкольные группы при лицее «Малышка» и филиал лицея в с. Красный Бор.
Деятельность психологической службы освещается на страничке Службы в социальной сети «Одноклассники» и в группе лицея.
В данный период представлены отчеты:
- по запросу Управления образования «Какая работа ведётся в ОО по преодолению буллинга (травли) обучающихся с инвалидностью, ОВЗ, повышению толерантности (с детьми, с родителями, с педагогами);
- по запросу прокуратуры Вешкаймского района и Управления образования Вешкаймского района по вопросу оказания социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении, в том числе суицидальной направленности, или проблемы в обучении.
В качестве основных направлений поддержки инвалидов и учащихся с ОВЗ в лицее можно выделить следующие:
-в рамках программы «Доступная среда» в лицее произведена модернизация помещений здания с учетом потребностей инвалидов, оформлена мультисенсорная комната, приобретено специальное оборудование.
Проводится диагностическая, индивидуальная коррекционно-развивающая работа с учащимися с ОВЗ по индивидуальным учебным планам, по программам, рекомендованным ТПМПК.
В лицее ведется проблемный психолого-педагогический семинар. В этом учебном году выбрана тема «Организация инклюзивного образования в школе в рамках реализации ФГОС».
На протяжении всего учебного периода ведется консультативно-профилактическая работа с учащимися и родителями по запросам самих учащихся, педагогов или родителей. Психологами оформляются тематические стенды по адаптации, профориентации учащихся социально-психологическому тестированию, по воспитанию трудных детей. Готовятся тематические выставки к Неделе психологического здоровья. Создается рассылка с рекомендациями для родителей и педагогов в электронном журнале.
Самые главные проблемы в деятельности психологической службы лицея:
- Недостаточность времени для работы с детьми в учебной деятельности;
- Не всегда педагогами до психологов доводятся явные проблемы у обучающихся;
- Не всегда родители принимают к сведению рекомендации психолога;
-Необходимо серьезное отношение педагогов к психологической службе и налаживание тесных связей в содружестве ребенок-родитель-классный руководитель-психолог-социальный педагог-администрация.
Хочется еще озвучить проблемы общего характера в образовании.
Но, ссылаться на этот раз я буду на солидных экспертов в образовании – Евгения Ямбурга, академика и директора Центра образования в Москве, и Катерину Дёмину— детского и семейного психолога, педагога, автора книг, замминистра просвещения Марину Ракову.
По мнению Евгения Ямбурга, частые на сегодняшний день, проблемы и конфликты в школьной среде происходят по причине эмоционального выгорания как учителей так и учеников. Исследования показывают, что профессиональное выгорание среди школьных педагогов в два раза выше, чем в МВД. Немыслимая нагрузка возложена и на ребенка.
По данным Союза педиатров, только 12% нынешних детей абсолютно здоровы. Это не значит, что все остальные – глубокие инвалиды, но у них есть особенности – задержки в развитии, синдром дефицита внимания. А на первом месте здесь идёт психоневрология. Это не всегда психические диагнозы, но часто – особенности.
В обществе невероятно возрос невротизм. И индуцируется это, начиная с детского сада.
Ямбург провел собственное микроисследование, и показал, насколько сейчас невротизированы уже четырёхлетние дети. Конечно, они ещё не понимают многого, что говориться вокруг, но они – очень тонко чувствуют. А у нас кругом – одни враги.
Наше население, а даже не только дети, нуждается в длительной терапии. Потому что включаем мы телевизор – а там в ток-шоу взрослые кричат друг на другу, никто никого не слышит. И то, о чём писал Окуджава – «святая наука расслышать друг друга» сегодня не существует.
Сегодня даже интеллектуально сохранный ребёнок вполне может сесть посреди класса и начать громко ругаться матом.
Посмотрите, что происходит в сегодняшних реалиях:
Раньше родители твёрдо знали, что учительница – это последняя инстанция. Теперь родители чаще признаются в собственном бессилии и начинают жаловаться на детей и учителей.
А, учитель с большим стажем — часто человек, который оторвался от реальности и парит в небесах собственной непогрешимости и авторитарности.
Ученик же, особенно девиантного поведения, проявляет себя любым способом лишь бы показать свою значимость, показать себя, чтобы его увидели, разглядели, поняли, приняли, пожалели.
Школа перестала быть социальным лифтом, поэтому старые дисциплинарные методы никто не готов терпеть.
Мир изменился. За последние 20 лет он стал информационным и цифровым. Раньше учитель был единственным источником информации. А теперь нет. Кроме того, появился ряд компетенций, которые очень нужны ученикам - это умение работать в команде, находить информацию, понимать себя настолько, чтобы написать например, резюме. Мы наблюдаем тенденцию стремительного снижения у детей мотивации к обучению.
Необходимы новые подходы в обучении. Например, уже в некоторых странах учебный процесс построен ровно наоборот: дети дома читают новый материал, а в классе – учатся его применять. Эта технология называется – перевернутый класс. Есть технологии геймификации, которыми очень успешно пользуются блогеры и тренеры онлайн курсов. Есть методики обучения ментальной арифметикой, современные подходы обучению азбуке и скорочтению, методики развития образному мышлению и креативности, проектной технологии. Так почему бы не начать их изучать и применять? При этом качество преподавания традиционных предметов должно сохраняться – это база, которая позволит детям в будущем быстрее адаптироваться к изменениям рынка труда.
Всем известна фраза основоположника русской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
С сентября 2019 года мы запускаем РИП (региональный инновационный проект) по внедрению инновационных методик в старшую дошкольную группу при лицее. Новым технологиям и методикам сначала будут обучены педагоги. Проект рассчитан на 5 лет, его завершение планируется в 2025 году, на ступени завершения ребятами начальной школы. Суть проекта – раскрытие потенциала каждого ребенка, индивидуальное сопровождение и развитие его интеллектуальных и творческих возможностей.
Задача образования сегодня должна состоять в том, чтобы определиться, кого мы готовим и хотим получить на выходе из лицея.
Понятно, что быстро эту проблему не решить – она требует постепенных шагов со всех сторон, но этот вопрос поднимается уже на уровне государства, поэтому нам нужно вставать на эту дорогу. Как говорится: «Дорогу осилит идущий».
В современном образовании на первый план выходит содружество, взаимодействие всех служб и родителей в одном ключе, направленном на Индивидуальный подход к ученику. Для каждого ученика должна строиться индивидуальная траектория на основе его потребностей, интересов и возможностей, персонализированное обучение и воспитание.
Главная роль отводится сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, обучению родителей правильному взаимодействию с ребенком.
Таким образом, можно рассмотреть примерную модель Социально-психологической Службы лицея:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение
Сама по себе цель нашего государства – войти в число стран с лучшими школами в мире – это лишь один из показателей системы образования. У государства складывается образ человека здорового, успешного и счастливого. А, наша главная задача – помочь детям получить достаточные знания и навыки, чтобы они смогли самореализоваться, сформировать мотивационное ядро у ребёнка и ценность саморазвития.
Главное – чтобы ребёнок был счастлив.