foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:
Беляева Надежда Викторовна
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка»»
Архангельская область г.Коряжма

Музыкально-игровые ситуации как средство развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников

Н.В. Беляева, музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 13 «Чебурашка», город Коряжма Архангельской области

Старший дошкольный возраст – завершающий этап дошкольного детства и переходная ступень к школьному возрасту. Характер общения старших дошкольников со сверстниками в этот период имеет свои особенности: потребность в общении проявляется значительно активнее проявление основ нравственности, в период освоения важнейших моральных понятий активно начинает проявляться интерес к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям. В связи с этим перед педагогической наукой стоит задача – выявить условия, которые будут способствовать формированию дружеских отношений со сверстниками.
Дружба – это форма межличностных отношений, основанная на общности интересов и взаимной привязанности (практическая взаимопомощь и выручка, сочувствие, взаимопонимание). Понятие «дружеские отношения» включает в себя приветливость и отзывчивость, проявляющиеся в участии и сочувствии, а также взаимопомощь, в которой отражается забота обо всех членах детского коллектива.
Дошкольная педагогика выделяет следующие условия развития дружеских отношений между детьми: наличие эмоционально-положительной атмосферы в группе сверстников; создание обстановки радости от общения детей друг с другом; включение детей в конкретную содержательную деятельность, в которой целесообразно создавать такие ситуации, которые бы вызывали положительные моральные чувства, действия, поступки, а также требовали от детей активности, самостоятельности в суждениях и в реальном действии; планомерное и педагогическое руководство.
«Искусство, - писал Л.С. Выготский, - есть общественная техника чувств, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». Из всех видов искусства музыка получает наибольший эмоциональный отклик в душе ребенка, в связи с чем ее необходимо использовать в педагогическом процессе детского сада как можно шире.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все то доброе и прекрасное, с чем они встречаются в жизни. «В процессе музыкального воспитания, - пишет Н.А. Ветлугина, - особенно успешно формируется нравственный облик ребенка». Совместное слушание музыки, пение углубляют и обостряют восприятие произведений искусств. Наиболее живые, эмоционально подвижные дети своими непосредственными восклицаниями, жестами, обращением к сверстникам вызывают отклик у более пассивных детей, заражают их бодрым настроением. Совместные переживания сближают между собой детей, обогащают личную жизнь каждого ребенка. Музыка побуждает дошкольника к активным действиям. Ребенок сосредотачивает на ней внимание, прислушивается, радуется, иногда начинает подпевать сверстнику или взрослому. Поэтому необходимо использовать музыку как педагогическое развивающее средство.
Объединение различных игровых ситуации с использованием сюжетов песен о дружбе и друзьях при ведущей роли музыки, музыкальных видов детской деятельности закономерным образом будет способствовать развитию дружеских взаимоотношений старших дошкольников. Подобная музыкально-игровая ситуация – это закодированная социальная задача, предлагаемая ребенку на языке музыки и в музыкально - игровой форме. Результатом решения таких ситуаций становятся личностные достижения ребенка в сфере взаимоотношений со сверстниками, его удовлетворенность содержанием, ходом и результатом совместной музыкально-игровой деятельности.
Наблюдая за детьми старшей группы, можно было увидеть не корректное отношение друг к другу: дети не всегда делились игрушками, во время общения были резкими, не помогали друг другу и т.д. Поэтому появилась необходимость углубленной работы над развитием взаимоотношений детей между собой. Для этого мною была поставлена определенная цель: развить дружеские взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровых ситуаций.
Необходимые условия для реализации цели:
1. Организация совместной образовательной деятельности взрослого с детьми для осуществления дружеских взаимоотношений детей старшего возраста.
2. Отбор музыкальных произведений, соответствующих следующим критериям:
- музыкальным интересам дошкольников;
- педагогической задаче - развитию дружеских взаимоотношений детей;
- сюжетности, динамичности, гибкости музыкального материала, позволяющего использовать его в игровой ситуации;
- музыкальному репертуару, рекомендованному для исполнительской деятельности дошкольников.
3. Соблюдение следующих рекомендаций:
- создание эмоционально-положительной обстановки в группе, инициирующей лучшие детские проявления;
- направление музыкально-игровых ситуаций на активизацию и развитие умения детей доброжелательно общаться;
- включение детей в музыкально-игровые ситуации, которые вызывают положительные чувства, действия, поступки у старших дошкольников, так как именно они лежат в основе становления дружеских взаимоотношений.

Работа проводилась поэтапно:
1 этап. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, соответствующей развитию дружеских взаимоотношений старших дошкольников.
2 этап. Развитие у детей старшего дошкольного возраста навыков эффективного взаимодействия в совместной деятельности, доброжелательности в музыкально-игровых ситуациях.
3 этап. Организация совместной музыкально - исполнительской деятельности старших дошкольников.
1 этап
Была создана фонотека в развивающей среде группы с содержанием музыкальных произведений для улучшения эмоционального климата в группе и настроения детей. Песни сопровождали основные режимные моменты, начиная с утреннего приема детей, становились фоном для совместной деятельности дошкольников - это песня "Улыбка" муз. В.Шаинского, "Песенка друзей" муз. И. Ефремова, "Настоящий друг" муз. М. Пляцковского, "Ничего на свете лучше нету" муз. Г.Гладкова и другие.
2 этап
Использовались следующие музыкально-игровые ситуации и музыкальные игры.
Например, коммуникативная игра "На улице дождь". Ребенок приходит в гости "мокрый". Второй ребенок должен "поухаживать", предложить тапочки, горячего чая, снять мокрую одежду (мимикой, жестами).
- Игра "Ссора". Дети поссорились. Один идет к другому мириться. Ситуация обговаривается со всеми детьми, выбирается лучшее решение.
- Игра "В гости". Педагог поет: "Вот иду я в гости, вот пойду я к детям. Ждут ли меня дети? Ждут ли меня в гости?".
Творческая задача ребенка: имитировать звучание "звоночка", когда взрослый дотронется до него (до плеча, пуговки, носика и т. д.). Затем ребенок встречает взрослого (здесь необходимо обговорить, как можно встретить гостя).
- Игра "Зажги фонарик". Дети стоят по кругу. Веселая нотка просит детей зажечь фонарик возле ее дома. Фонарик зажжется, если все дети по очереди передадут "искорку" друг другу в ладошки. Но вот у кого-то искорка погасла и фонарик не зажигается. Игровая ситуация обсуждается с детьми и выбирается правильное решение.
3 этап
Музыкально-игровые ситуации, используемые на данном этапе направлены на совместную музыкально-исполнительскую деятельность детей. Данные ситуации объединяют детей вокруг общих задач, помогают им договариваться, помогать друг другу, активно взаимодействовать в привлекательных для них видах детской музыкальной деятельности. Работа с детьми велась с учетом их интереса к тому или иному виду музыкально-исполнительской деятельности. Это прежде всего русские народные игры:
"Никанориха", "Матушка-капуста", "Сахаринка", "Скамеечка".
Были использованы музыкально-игровые ситуации: "Поиграем на музыкальных инструментах", "Готовим музыкальный спектакль".
Необходимо отметить, что в ситуации "Музыкальный кукольный спектакль" основываясь на дружбе мальчиков, пришлось увлечь их общим делом, тем самым были преодолены некоторые негативные моменты в их поведении (сказка "Три медведя").
Достигнутые результаты:
Дети:
Наблюдается положительная динамика в развитии дружеских взаимоотношений, накоплен определенный опыт совместной деятельности, улучшилась атмосфера в группе.
Педагоги:
Возник интерес к проблеме дружеских взаимоотношений детей посредством музыкально-игровых ситуаций, стало более разносторонним сотрудничество с музыкальным руководителем.
Музыкальный руководитель:
Решение задач по развитию дружеских взаимоотношений старших дошкольников в общем контексте задач музыкального развития ребенка позволило освоить новые приемы, технологии. Обогатилось сотрудничество с педагогами и родителями.
Список литературы:

1. Бодраченко И. «Музыкальные игры в детском саду» - методическое пособие для занятий с детьми. – М.: Айрис-пресс, 2009, -176 с.
2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Детство с музыкой» - современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010г. – 650с.
3. Девятова Т.Н. «Звук-волшебник» - материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 208с.
4. Новикова Г.П. «Музыкальное воспитание дошкольников» - пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000. – 203 с.
5. Е.В. Рыбак «Игротека» - речевые ритмические и коммуникативные игры для дошкольников, издательство Архангельского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 1996г.
27 с.