ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:
Беляева Надежда Викторовна
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка»»
Архангельская область г.Коряжма

Музыкально-игровые ситуации как средство развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников

Н.В. Беляева, музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 13 «Чебурашка», город Коряжма Архангельской области

Старший дошкольный возраст – завершающий этап дошкольного детства и переходная ступень к школьному возрасту. Характер общения старших дошкольников со сверстниками в этот период имеет свои особенности: потребность в общении проявляется значительно активнее проявление основ нравственности, в период освоения важнейших моральных понятий активно начинает проявляться интерес к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям. В связи с этим перед педагогической наукой стоит задача – выявить условия, которые будут способствовать формированию дружеских отношений со сверстниками.
Дружба – это форма межличностных отношений, основанная на общности интересов и взаимной привязанности (практическая взаимопомощь и выручка, сочувствие, взаимопонимание). Понятие «дружеские отношения» включает в себя приветливость и отзывчивость, проявляющиеся в участии и сочувствии, а также взаимопомощь, в которой отражается забота обо всех членах детского коллектива.
Дошкольная педагогика выделяет следующие условия развития дружеских отношений между детьми: наличие эмоционально-положительной атмосферы в группе сверстников; создание обстановки радости от общения детей друг с другом; включение детей в конкретную содержательную деятельность, в которой целесообразно создавать такие ситуации, которые бы вызывали положительные моральные чувства, действия, поступки, а также требовали от детей активности, самостоятельности в суждениях и в реальном действии; планомерное и педагогическое руководство.
«Искусство, - писал Л.С. Выготский, - есть общественная техника чувств, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». Из всех видов искусства музыка получает наибольший эмоциональный отклик в душе ребенка, в связи с чем ее необходимо использовать в педагогическом процессе детского сада как можно шире.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все то доброе и прекрасное, с чем они встречаются в жизни. «В процессе музыкального воспитания, - пишет Н.А. Ветлугина, - особенно успешно формируется нравственный облик ребенка». Совместное слушание музыки, пение углубляют и обостряют восприятие произведений искусств. Наиболее живые, эмоционально подвижные дети своими непосредственными восклицаниями, жестами, обращением к сверстникам вызывают отклик у более пассивных детей, заражают их бодрым настроением. Совместные переживания сближают между собой детей, обогащают личную жизнь каждого ребенка. Музыка побуждает дошкольника к активным действиям. Ребенок сосредотачивает на ней внимание, прислушивается, радуется, иногда начинает подпевать сверстнику или взрослому. Поэтому необходимо использовать музыку как педагогическое развивающее средство.
Объединение различных игровых ситуации с использованием сюжетов песен о дружбе и друзьях при ведущей роли музыки, музыкальных видов детской деятельности закономерным образом будет способствовать развитию дружеских взаимоотношений старших дошкольников. Подобная музыкально-игровая ситуация – это закодированная социальная задача, предлагаемая ребенку на языке музыки и в музыкально - игровой форме. Результатом решения таких ситуаций становятся личностные достижения ребенка в сфере взаимоотношений со сверстниками, его удовлетворенность содержанием, ходом и результатом совместной музыкально-игровой деятельности.
Наблюдая за детьми старшей группы, можно было увидеть не корректное отношение друг к другу: дети не всегда делились игрушками, во время общения были резкими, не помогали друг другу и т.д. Поэтому появилась необходимость углубленной работы над развитием взаимоотношений детей между собой. Для этого мною была поставлена определенная цель: развить дружеские взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровых ситуаций.
Необходимые условия для реализации цели:
1. Организация совместной образовательной деятельности взрослого с детьми для осуществления дружеских взаимоотношений детей старшего возраста.
2. Отбор музыкальных произведений, соответствующих следующим критериям:
- музыкальным интересам дошкольников;
- педагогической задаче - развитию дружеских взаимоотношений детей;
- сюжетности, динамичности, гибкости музыкального материала, позволяющего использовать его в игровой ситуации;
- музыкальному репертуару, рекомендованному для исполнительской деятельности дошкольников.
3. Соблюдение следующих рекомендаций:
- создание эмоционально-положительной обстановки в группе, инициирующей лучшие детские проявления;
- направление музыкально-игровых ситуаций на активизацию и развитие умения детей доброжелательно общаться;
- включение детей в музыкально-игровые ситуации, которые вызывают положительные чувства, действия, поступки у старших дошкольников, так как именно они лежат в основе становления дружеских взаимоотношений.

Работа проводилась поэтапно:
1 этап. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, соответствующей развитию дружеских взаимоотношений старших дошкольников.
2 этап. Развитие у детей старшего дошкольного возраста навыков эффективного взаимодействия в совместной деятельности, доброжелательности в музыкально-игровых ситуациях.
3 этап. Организация совместной музыкально - исполнительской деятельности старших дошкольников.
1 этап
Была создана фонотека в развивающей среде группы с содержанием музыкальных произведений для улучшения эмоционального климата в группе и настроения детей. Песни сопровождали основные режимные моменты, начиная с утреннего приема детей, становились фоном для совместной деятельности дошкольников - это песня "Улыбка" муз. В.Шаинского, "Песенка друзей" муз. И. Ефремова, "Настоящий друг" муз. М. Пляцковского, "Ничего на свете лучше нету" муз. Г.Гладкова и другие.
2 этап
Использовались следующие музыкально-игровые ситуации и музыкальные игры.
Например, коммуникативная игра "На улице дождь". Ребенок приходит в гости "мокрый". Второй ребенок должен "поухаживать", предложить тапочки, горячего чая, снять мокрую одежду (мимикой, жестами).
- Игра "Ссора". Дети поссорились. Один идет к другому мириться. Ситуация обговаривается со всеми детьми, выбирается лучшее решение.
- Игра "В гости". Педагог поет: "Вот иду я в гости, вот пойду я к детям. Ждут ли меня дети? Ждут ли меня в гости?".
Творческая задача ребенка: имитировать звучание "звоночка", когда взрослый дотронется до него (до плеча, пуговки, носика и т. д.). Затем ребенок встречает взрослого (здесь необходимо обговорить, как можно встретить гостя).
- Игра "Зажги фонарик". Дети стоят по кругу. Веселая нотка просит детей зажечь фонарик возле ее дома. Фонарик зажжется, если все дети по очереди передадут "искорку" друг другу в ладошки. Но вот у кого-то искорка погасла и фонарик не зажигается. Игровая ситуация обсуждается с детьми и выбирается правильное решение.
3 этап
Музыкально-игровые ситуации, используемые на данном этапе направлены на совместную музыкально-исполнительскую деятельность детей. Данные ситуации объединяют детей вокруг общих задач, помогают им договариваться, помогать друг другу, активно взаимодействовать в привлекательных для них видах детской музыкальной деятельности. Работа с детьми велась с учетом их интереса к тому или иному виду музыкально-исполнительской деятельности. Это прежде всего русские народные игры:
"Никанориха", "Матушка-капуста", "Сахаринка", "Скамеечка".
Были использованы музыкально-игровые ситуации: "Поиграем на музыкальных инструментах", "Готовим музыкальный спектакль".
Необходимо отметить, что в ситуации "Музыкальный кукольный спектакль" основываясь на дружбе мальчиков, пришлось увлечь их общим делом, тем самым были преодолены некоторые негативные моменты в их поведении (сказка "Три медведя").
Достигнутые результаты:
Дети:
Наблюдается положительная динамика в развитии дружеских взаимоотношений, накоплен определенный опыт совместной деятельности, улучшилась атмосфера в группе.
Педагоги:
Возник интерес к проблеме дружеских взаимоотношений детей посредством музыкально-игровых ситуаций, стало более разносторонним сотрудничество с музыкальным руководителем.
Музыкальный руководитель:
Решение задач по развитию дружеских взаимоотношений старших дошкольников в общем контексте задач музыкального развития ребенка позволило освоить новые приемы, технологии. Обогатилось сотрудничество с педагогами и родителями.
Список литературы:

1. Бодраченко И. «Музыкальные игры в детском саду» - методическое пособие для занятий с детьми. – М.: Айрис-пресс, 2009, -176 с.
2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Детство с музыкой» - современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010г. – 650с.
3. Девятова Т.Н. «Звук-волшебник» - материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 208с.
4. Новикова Г.П. «Музыкальное воспитание дошкольников» - пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000. – 203 с.
5. Е.В. Рыбак «Игротека» - речевые ритмические и коммуникативные игры для дошкольников, издательство Архангельского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 1996г.
27 с.

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.