foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Всероссийский электронный журнал ВИОП "Аксиома" (СМИ) - зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Форма распространения : Сетевое издание Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.

СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70078

выполнила:

Лаврова Людмила Анатольевна

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени А.И. Баева»

Северного района Новосибирской области

Всё дальше и дальше уходят в историю дни Великой Отечественной войны. Растут поколения, которые не знают её ужасов. Поэтому перед нами, учителями, стоят задачи донести до сердец растущего поколения это знаменательное событие, которое дало не только народам нашей страны, но и Европы возможность жить под мирным небом.
Цели и задачи:
1. Формировать гражданско-патриотическую позицию учащихся.
2. Воспитывать у учащихся любовь к истории родной страны, гордость за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет.
3. Формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., её защитниках и подвигах; расширять представление учащихся об истории возникновения военных песен.
4. Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников.
5. Воспитывать историческую память, уважение к старшему поколению.
6. Воспитывать готовность защищать Родину в трудное время, прививать чувство уважения к солдатам, участвующим в боевых действиях в настоящее время.

Более семидесяти лет тому назад закончилась страшная война. Она называется Великой Отечественной, потому что всё наше Отечество, то есть вся страна, боролась с врагом. Закончилась эта война нашей победой над напавшими на нас сильными и безжалостными врагами – фашистами. Каждый год в этот день дети рисуют рисунки, на площади проходит парад, а вечером салют.
В 1941 году ветеранам Великой Отечественной войны было почти столько же, сколько вам сегодня:
Война начиналась экзаменом школьным,
Тревогой неясной и дорогою,
Манила на волю мячом волейбольным,
Игрою реки, тополиной пургою…
Бывают на свете таки мгновения.
Песни Великой Отечественной войны – ярчайшая страница духовного богатства советского народа, сумевшего в грозный час смертельной опасности не только выстоять в битвах с могучим врагом, но и отразить в художественных образах поэзии и музыки свои думы, надежды, свой несокрушимый оптимизм и глубокую уверенность в победе.
Навсегда останутся, созданные в годы Великой отечественной войны, прекрасным, звучащим памятником мужества и храбрости советских людей спасших мир от фашизма.
С этой песни все и началось-
Первые сражения и беды…
Сколько их нам петь не довелось,
Эта песня с нами до Победы!
История создания песни «Священная война» очень интересна. Однажды утром, в здании Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору А.В. Александрову подошел политработник с газетой «Известие» в руках:
- Александр Васильевич, тут для Вас есть замечательное стихотворение Лебедева-Кумача. Может, напишите песню?
Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни (первым руководителем был А.В. Александров) и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили её. Музыка с её призывным настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы, и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть…
Утром следующего дня, едва успев родиться, «Священная война» начала выполнять свой солдатский долг. На Белорусском вокзале, в людской тесноте и продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний, её голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она кончилась, на какое-то время мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить…
Это одна из первых военных песен. Она родилась в самом начале войны, в конце июня 1941 года. Музыка звучит как военный гимн, призывающий на поединок с врагом.
Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, её пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага. Песню знали. Жива она и сейчас.
«Священная война»
Ведущий:
Я бы с песни начал свой рассказ,
С той, которая на всех фронтах звучала…
В холод, стужу сколько раз
Эта песня нас в землянках согревала.
Если песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится…
И казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится.
Привезли солдата в медсанбат…
Врач сказал: не доживет до ночи…
- Мне бы… песню, - прошептал солдат, -
Я до песен с давних пор охочий…
Боль не выносима и остра,
Сто осколков раскрошили тело…
И сестра, усталая сестра,
До рассвета над солдатом пела:
История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время роботы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получилось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь». Спетая исполнителем роли главного героя «Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталось в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля.
Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы.
Исполняется песня «Темная ночь»
Публикации для педагогов (СМИ) 

Ведущий:
Я бы с песни начал свой рассказ,
С той нехитрой песни, сокровенной,
Что, как символ радости, неслась
Над Варшавой, Будапештом, Веной…
Пешим ходом и на грузовике,
Жарким днем и зимнею порошей
Мы ее носили в вещмешке
Самой легкой драгоценной ношей…
В час затишья сядешь, запоешь,
И подтянут весело солдаты:
Ведущий: Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась песня «В землянке». Советский поэт, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текс стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его. И солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. Она стала необычно популярной на фронте и в тылу. Авторы песни А. Сурков и К. Листов не мечтали о такой популярности. В годы войны песню Л. Утесов, Л. Русланова – знаменитые певцы тех лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых.
Исполняется песня «В землянке».
Песня «На безымянной высоте»
1. Дымилось роща под горою,
И вместе с ней горел закат.
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
2. Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда.
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.
Высота 140.6 (Лысая гора) была местом ожесточенных боевых соединений 64-й армии с гитлеровцами. В течение 140 суток здесь не прекращались бои. Бывали дни, когда на площади 4 м2 с обоих сторон в бою участвовало до 50 тысяч солдат и офицеров, сотни танков. Уличные бои шли за каждый дом, каждый подъезд, каждый этаж. Много горя пришлось пережить нашему народу во время войны. До самой Москвы с боями отступала наша армия. Но самая первая крупная победа была под Москвой зимой 1941 года, тогда в подмосковных полях решалась судьба народа, Отечества. «Эту битву проиграть невозможно!» - так думали все.
Песня «Моя Москва»
Ведущий: В 1945 году композитор А.Новиков и поэт Л. Ошанин получили задание написать песню, примерно название, которой было «Под стук колес». «Такой песни, - рассказывает поэт, - еще не было… нас волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовность к нему… песня должна стать раздумьем о предстоящем и совершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Так родилась одна из завершающих тревожные годы войны песня «Эх дороги».
Ведущий: Песня написана в ноябре 1945 года к празднику 7 ноября. Нужна была песня о том, что свершил народ за долгие, тяжелые военные годы, песня о пережитом, о том, что довелось пройти в минувшей войне нашему народу. Авторы этой песни сами не раз побывали на фронте и написали немало песен о войне. Замысел этой песни родился, когда они застигнутые бомбежкой, увидели, как упал рядом молодой лейтенант и уже не встал.
Исполняется песня «Эх дороги»
Ведущий: Песни Великой Отечественной войны – это музыкальная летопись героической эпопеи светского народа. Свидетельство его силы, жизнелюбия, высокого патриотизма. И пусть они звучат всегда, донося до нас чувства и раздумья тех, кто в тяжелых боях, в лишениях и невзгодах шел на смерть за светлое будущее своих детей, за счастье своей Родины.
Ведущий: «Журавли». Марк Бернес – исполнитель, Ян Френкель – композитор и Расул Гамзатов – автор стихов. Собственно, дальше – это его история.
Увидев в Хиросиме проект памятника японской девочке с журавлем в руках, узнав ее история, я испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи. Девочка лежала в госпитале и должна вырезать из бумаги тысячу журавлей в надежде на выздоровление, но не успела – скончалась. Стихи о ней были написаны до «Журавлей». Последние родились позже, но в Хиросиме.
Ведущий: А потом, уже у памятника японской девочке с белым журавлем, я видел впечатляющее зрелище – тысячи и тысячи женщин в белой одежде. Дело в том, что в трауре японки носят белое одеяние, а не черное, как у нас. Случилось так, что когда я стоял в толпе в центре человеческого горя, в небе появись вдруг настоящие журавли.
Говорили, что они прилетели из Сибири. Их стая была небольшая, и в этой стае я заметил маленький промежуток. Журавли с нашей родины в японском небе, откуда в августе 1945 года американцы сбросили атомную бомбу!
Ведущий: и надо же было такому случиться: как раз и это же время мне вручили телеграмму из нашего посольства в Японии, в которой сообщалось о кончине моей матери. Я вылетел из Японии через Пакистан. На свей воздушной трассе я думал о журавлях, о женщинах в белых одеяниях, о маме, о погибших двух братьях. О девяноста тысячах погибших дагестанцев, о двадцати миллионах (а теперь выясняется, что их значительно больше), не вернувшихся с войны, о погибшей девочке из Освенцима и её маленькой кукле, о своих журавлях. О многом думал, но мысли возвращались в белым журавлям.
Исполняется песня «Журавли»
Ведущий: Я бы с песни начать свой рассказ…
Пусть узнают юные солдаты.
Как в суровый предрассветный час
Песни взяли в руки автоматы.
Им наград не вешали на грудь,
И портретов не было в газете…
Трижды славен их нелегкий путь
И народ, создавший песни эти!
В строю молодость и старость,
Все – в напряжении, все – в бою!
Страшней нет ярости, чем ярость
В борьбе за родину свою.
«Песенка фронтового шофёра!
1. Через горы, реки и долины,
Сквозь пургу, огонь и черный дым
Мы вели машины, Объезжая мины,
По путям-дорогам фронтовым.
Припев:
Эх, путь-дорожка фронтовая!
Не страшна нам бомбежка любая,
А помирать нам рановато –
Есть у нас еще дома дела.
2. Путь для нас в Берлину, между прочим,
Был, друзья, не легок и не скор.
Шли мы дни и ночи,
Было трудно очень,
Но баранку не бросал шофер.
Припев:
3. Может быть, отдельным штатским людям
Эта песня малость невдомек,
Мы ж не позабудем,
Где жить не будем,
Фронтовых изъезженных дорог.
Четко печатая шаг, идет почетный караул по Мамаеву кургану, где день и ночь горит вечный огонь. В руках у солдат автоматы – боевое оружие защитников Родины.
Пройдут годы и десятилетия. Нас сменят новые поколения людей. Но вечно жива будет память о них, кто отстаивал наш родной город, кто погиб, защищая вечный огонь жизни.
Песня «Память»
1. Живые помнят о живых,
О тех, кто рядом был когда-то
Легенды сложены о них,
О верных подвигам ребятах.

2. Все помнит русский наш солдат:
С кем ел из котелка он кашу,
С кем поделиться был он рад
Махоркой, порохом пропахшей.

3. Война изранила поля
Под Сталинградом вражьей сталью
Навек пропитана земля
Слезами, болью и печалью.

4. Об этом трудно вспоминать, -
Да только горя не забудешь
Россию, как родную мать,
Горячим сердцем не остудишь!
Живые помнят о живых…
Ведущий:
Ушла война, оставив списки
Погибших в праведном бою.
Застыли скорбно обелиски
В недвижном каменном строю.
Свыше 27 млн. человек наша страна, тогда СССР, потеряла в Великой Отечественной войне. Язык цифр скуп… Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 27 млн. Минут, это 50 с лишним лет поминальных мгновений.
(Минута молчания)
Войны не хотим мы нигде, никогда,
Пусть мир будет в мире везде и всегда.
Ведущий: Более полувека прошло после окончания войны. Все меньше остается в живых тех, кто «ковал» великую победу. Последующие поколения воздают должное мужеству, героизму и стойкости защитников Отечества, это нашло отражение и в песнях. Эти песни – свидетели тех героических лет.
Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат знакомые мелодии и слова:
Этот День Победы порохом пропах,
Это праздник с сединою на висках,
Это радость со слезами на глазах…
Никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза.
Ведущий: Все вы, наверное, догадались, о какой песне идет разговор. Да, это песня «День Победы», авторов Д. Тухманова и В. Харитонова. Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия Победы.